Чукчи поделки из кости
К этой теме постоянно обращался другой талантливый резчик последних десятилетий ХХ в. Сергей Тегрылькут. Он принадлежал к поколению чукотских граверов, пришедших в косторезный промысел на рубеже 1970-80-х годов. В произведениях С. Тегрылькута привлекает монументальность композиции, предельная выразительность рисунка, гармоничная и строгая цветовая гамма. Подобно многим граверам своего поколения художник стремился выразить свои представления о мире, о добре и зле, о любви, используя образы прошлого. Герои его произведений одеты в старинные одежды, вооружены копьями; они совершают традиционные обряды, добывают зверя такими способами, какими уже давно никто на Чукотке не охотится. Нередко С. Тегрылькут создавал произведения на мотивы старинных преданий, а иногда и сам придумывал для своих произведений сюжеты, похожие на сюжеты народных сказок. Он настойчиво искал собственный изобразительный язык, своих героев. Эти поиски привели его к подлинным высотам мастерства. С. Тегрылькут мог стать одним из самых выдающихся художников современной Чукотки, однако трагическая смерть на охоте в 2005 году оборвала его жизненный путь.
Одна из характерных черт сюжетной гравировки 1980-годов заключалась в том, что многие произведения этого периода были выполнены женщинами. Лидия Теютина, Галина Иргутегина, Елена Илькей, Татьяна Печетегина были ученицами В. Эмкуль; у них, в свою очередь, учились Зоя Гемауге и Наталья Гоном. Женщины-граверы предпочитали сказочные темы. В их произведениях персонажи чукотского и эскимосского фольклора – богатыри, великанши, чайки-спасительницы – обретали новые образы, новую жизнь. Женщины привнесли в сюжетную гравировку на моржовых клыках дополнительную декоративность: нежным и лиричным стал колорит графических композиций, рисунок приобрел более тонкий, миниатюрный характер.
В Сергиево-Посадском музее-заповеднике хранится уникальная коллекция чукотского и эскимосского искусства периода конца XIX – 70-х годов XX в., которая насчитывает около 1500 предметов. Основу этого собрания составляют произведения 1920-1930-х годов, собранные на Чукотке в начале 1930-х годов. В коллекции отражено чукотское и эскимосское искусство резьбы и гравировки по кости, рисунки мастеров-косторезов, ритуальные маски, вырезанные из бумаги, детские рисунки, а также работы вышивальщиц
Искусство резьбы и гравировки по кости у чукчей и эскимосов – одна из областей материальной и духовной культуры общества, сохранившего свои архаические черты. Оно возникло в глубокой древности и прошло длительный и сложный путь развития. Мировоззрение чукчей и эскимосов сохранилось вплоть до нашего времени; в их искусстве причудливо переплетается реальность с миром фантазии, придавая ему поэтическую цельность и яркое своеобразие.
Изделия конца XIX в., входящие в коллекцию Сергиево-Посадского музея-заповедника, представляют собой маленькие фигурки моржей, собак, тюленей, птиц и людей. Они выполняли роль амулета и использовались на праздниках. Для начала XX века характерно появление моржовых клыков с гравированными изображениями на них.
Самую многочисленную и интересную часть собрания составляют произведения 1920-1930-х годов. Они являются основной ценностью коллекции и представлены многогранно: круглой скульптурой, рельефной резьбой и гравировкой по кости.
Художественный косторезный промысел чукчей и эскимосов 1920-х годов в значительной степени унаследовал традиции культуры конца XIX - начала XX века. В это время появляется много предметов сувенирного характера, предназначенных для сбыта американцам и европейцам, торговавшим на Чукотке.
В целом произведения 1920-х годов выполнены с сохранением традиционных художественных приемов и стилистических особенностей резьбы и гравировки по кости чукчей и эскимосов более раннего времени, со все большим нарастанием в них повествовательности, усложненности композиции и декоративности. Пенал для бритвы (1920-е годы) изготовлен из моржового клыка в виде сплюснутого с двух сторон цилиндра, с гравированным изображением масок. Интересен нож для бумаги (1920-е годы) с выгравированными моржами на лезвии.
В отличие от искусства 1920-х годов, развивавшегося в русле традиций конца XIX - начала XX столетия, 1930-е годы дали значительные качественные изменения в художественном косторезном промысле, обусловленные становлением новых форм жизни и культуры на Чукотке. В 1931 году в Уэлене была создана стационарная косторезная мастерская, ставшая центром развития чукотского и эскимосского искусства.
Основными героями произведений продолжают оставаться животные. Отражение в искусстве реального мира в сочетании с фантазией сказок и мифов придавало произведениям особую поэтичность и выразительность. Для подчеркивания характерности тех или иных животных мастерами применялись различные художественные средства. В изображениях медведей, зайцев, песцов, пеликенов - подчеркнутая статичность, усиленная как бы рубленым силуэтом со срезанными боковыми плоскостями. У морских животных – плавно обтекаемые веретенообразные туловища. Типично совмещение в одной скульптуре, выполненной из единого куска кости, нескольких изображений, например, медведь и пеликен, прислоненные друг к другу спинами, над ними лежащий песец. Подобные скульптуры выражали древнюю идею перехода одного образа животного в другой и, вероятно, несли в себе магико-религиозный смысл.
Первая половина 1930-х годов – время бурного развития сюжетной гравировки на клыках: поверхность клыка используется более полно, на ней развертываются сложные повествовательные композиции, больше внимания уделяется реалистической трактовке окружающего мира. Мастера начинают применять новые графические приемы – постепенно заменяют плоскостные изображения животных объемными, показывают их в разнообразных ракурсах..В Уэленской косторезной мастерской в эти годы была выработана новая тематика, основанная на чукотском и эскимосском фольклоре, исторических преданиях, на активном отношении мастеров промысла к событиям жизни современной Чукотки. В коллекции Сергиево-Посадского музея представлены рисунки и изделия мастеров промысла 1930–х годов, которые позволяют определить творческую индивидуальность художников, проследить, как новые тенденции воспринимались ими и находили отражение в творчестве.
Рошилин - художник, отличающийся своей яркой индивидуальностью. Его гравировка на кости и карандашные рисунки отмечены острой наблюдательностью, большим разнообразием сюжетов, характерных только для его творчества. Рошилин кочевал в тундре и до своих занятий косторезным делом, и будучи признанным мастером. Вероятно, поэтому в его работах широко представлен животный мир Чукотки: медведь, олень, морж, заяц. Рисунок Рошилина профильный, плоскостной, контур лаконичный, изображения разномасштабны, разбросаны, каждая из сцен имеет композиционную завершённость.
Ичель - один из старейших мастеров промысла. Тематику его произведений составляют мчащиеся олени и собачьи упряжки, охота, танцы - все, в чем наиболее ярко проявляются сила, ловкость, человека и животного. Для Ичеля характерен крупный плоскостной рисунок, в основном профильный, покрывающий всю поверхность клыка; разнообразна техника гравировки с использованием подцветки.
Лейвун происходит из семьи известных косторезов из селения Дежнева. В 1930-е годы им был выполнен клык с гравированным изображением охоты на моржей и медведей на одной стороне и оленьей упряжки на другой.
Онно мастер гравированного рисунка по кости, из молодого поколения, легко воспринявший новые тенденции, пришедшие в чукотско-эскимосский промысел в 1930-е годы. Чаще всего он изображает различные виды охоты. Его рисунок, покрывающий всю поверхность клыка, мягкий, пластичный, отличается точным выразительным контуром, при помощи которого он передает движение людей и бытовые подробности.
Кейнитегын резьбой по кости начал заниматься в 1930-е годы. Он известен как автор выразительных скульптур оленей. Кейнитегын был, кроме того, замечательным гравером и рисовальщиком. Об этом ярко свидетельствуют гравированный клык его работы и серия рисунков.
Интересен гравированный клык (1930-е годы), который прекрасно иллюстрирует достижения в гравюре ведущих мастеров промысла. Он создан четырьмя художниками, каждый из которых выступает самостоятельно и дает свой, не связанный с другими рисунок: Мынор – охота на кита, Вуквол - танцы, Онно – охотничьи сцены и Ичель – продажа оленьего стада американским торговцам.
Чукотское и эскимосское искусство цельно и поэтично, у него глубокие традиции. Отбирая и закрепляя лучшие из них, современное искусство чукчей и эскимосов развивается, приобщая новое поколение мастеров к многовековой культуре.
Лит.: [Тимашева Л, Е,], Современная чукотско-эскимосская резная кость, Магадан, 1967; Митлянская Т. Б., Художники Чукотки, М., 1976.
А.А. Бурыкин
Российская массовая культура конца ХХ века. Материалы круглого стола. 4 декабря 2001 г. Санкт-Петербург. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество. 2001. С.
Резьба по кости - один из самобытных видов современного декоративного искусства.
Центры художественной обработки кости сформировались в основном на севере нашей страны. Этому способствовали наличие сырья - мамонтового бивня, моржового клыка, а также ряд экономических и социально-исторических факторов. Наиболее древний промысел художественной обработки кости сложился на побережье Чукотки. Эскимосы и береговые оседлые чукчи (в отличие от кочевых чукчей-оленеводов) с удивительным мастерством и изобретательностью использовали клык моржа для создания предметов охотничьего снаряжения и скульптур-амулетов, которые, по мнению местных жителей, должны были приносить удачу в охоте. В наше время искусство резьбы и гравировки по моржовому клыку приобрело новое содержание, утратив прежний культовый характер. Чукотские и эскимосские резчики отлично знают животных, поэтому морж, кит, тюлень, полярный медведь - основные персонажи их скульптуры. Зоркий глаз охотника-художника позволяет выявить самое характерное в позе животного, его облике, движениях и создать из куска моржового клыка предельно убедительный скульптурный образ. Мастера создают не только одиночные фигуры животных, но и целые композиции, изображающие семью медведей, ловлю оленя, оленью упряжку (работы Н. Килилоя, В. Кымыльхина). Уверенно входит в скульптурные композиции изображение человека - труженика Чукотки, оленевода, отважного охотника. Скупость художественных средств, выразительность и монументальность - эти традиционные черты свойственны современной чукотско-эскимосской скульптуре из кости. В связи с ограничением охоты на моржа резчики пытаются использовать и другой, менее дефицитный материал: скелетную кость морских животных. Этот материал не обладает теми достоинствами, которые имеет клык моржа. Однако мастера нашли пути его художественного осмысления. Они избрали другой масштаб изображений, сохранив в характере скульптур и рельефных композиций свойственные чукотско-эскимосской пластике лаконизм, выразительность, обобщенность форм, что ярко проявляется в работах В. Теютина, А. Тымнетагина, В. Куннукая.
Второй вид современного чукотско-эскимосского искусства обработки кости - гравировка. Ее средствами на поверхности моржового клыка создается особый, удивительный мир, в котором причудливо переплетаются реальность и фантастика, отражается жизнь современного прибрежного поселка, охота на моржей (автор Е. Янку), старинные народные праздники, мотивы народных чукотских сказок (автор В. Эмрыкаин). Прекрасные рисовальщики, чукотские и эскимосские мастера создают выразительные образы людей и животных, искусно строят сложную многофигурную композицию на горизонтальной плоскости моржового клыка.
Еще один традиционный центр резьбы по кости находится в Тобольске. Он сформировался во второй половине XIX века. Наличие мамонтовых бивней, которые находили в Западной Сибири, послужило одной из причин возникновения в Тобольске центра косторезного дела. Интерес к этнографии народов Сибири обусловил тематику тобольской миниатюрной скульптуры. Резчики изображали северных жителей в национальных одеждах, составляли из отдельных фигурок целые пространственные композиции, так называемые "остяцкие хозяйства". Современные тобольские мастера используют сложившиеся традиции миниатюрной скульптуры из кости. Жители Севера - основные герои работ тобольских мастеров. Излюблены изображения северных животных. Каждая фигурка вырезается отдельно и затем прикрепляется к подставке. Скульптуры, навеянные северными мотивами, проникнуты особой теплотой.
Таковы шахматы молодого резчика М. Тимергазиева. Шахматы выполнены из простой животной кости, которая в настоящее время стала основным материалом и для резчиков Тобольска.
Мастера придумывают остроумные способы ее склейки, монтировки небольших кусков в укрупненные блоки скульптурной формы. Искусство резьбы по кости ставится на прочную профессиональную основу. Передача традиций искусства и навыков мастерства от опытных специалистов молодым резчикам осуществляется на промыслах в разных формах (ученичество, школы художественного мастерства).
Представления народов Северо-востока Азии об окружающем пространстве и их отражение в изобразительном искусстве
Studia culturae. Выпуск 2. Альманах кафедры философии культуры и культурологии и Центра изучения культуры философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002.
Образцы рельефной резьбы по моржовому клыку не отличаются по характеру изображения пространства от гравировок на клыке, поскольку они изготавливаются теми же мастерам. Особой популярностью у мастеров — в равной мере как якутских, так и чукотских — пользуются двухфигурные и многофигурные композиции.
В искусстве чукчей скульптура может сосуществовать с гравировкой в пределах одного художественного изделия, примером чего являются скульптуры с гравированными подставками. В сфере скульптуры оленья или собачья упряжка с ее единством фронтального и перспективного расположения элементов,а также с объединением в одной композиции человека и животных,объектов живой и неживой природы.
Одним из любимых объектов чукотской фигурной резьбы по кости является оленья упряжка. Известны очень ранние образцы таких композиции, говорящие нам ныне о колоссальной устойчивости традиций изготовления таких скульптур. Композиция в виде оленьей упряжки представляет нам единство человека и природы, демонстрируя нам и животных, и человека-каюра, а также единство объектов живой и неживой природы, в частности предметного мира, поскольку в ней демонстрируются традиционные этнографические предметы — нарты, упряжь, одежда. Многократная тиражируемость этих композиций, которые имеют и в наши дни коммерческую ценность и давно уже стали мечтой любого северянина, много лет живущего на Чукотке, и их относительное однообразие в работах мастеров Чукотки затрудняют смысловой анализ элементов данной композиции. Однако именно такая же композиция является столь же популярной и в якутской резьбе по кости.
Внимание мастера к этнографическим деталям изображаемого объекта проявляется в зависимости, обратно пропорциональной количеству фигур в композиции и заполненному пространственному объему. Этнографически значимые детали — антропологический тип людей, части костюма, упряжь, предметы традиционного быта и искусства — довольно редко присутствуют и не имеют детальную проработку в многофигурных композициях, но всегда очень тщательно оформляются в однофигурных или двухфигурных изображениях
Более трети нашей необъятной страны занимают области Крайнего Севера. Природа тут сурова. В июне еще нередко сыплет снежок, под почвой вечная мерзлота. А когда в середине лета оттаивает ее верхний слой, то образуются покрытые кочками болота. В короткий месяц тепла и света — июль — много цветов и ягод, но животный и растительный мир скуп. Только много птиц, среди которых своей красотой выделяются розовые чайки. А потом снова долгая полярная ночь — целых полгода… И все же тот, кто жил когда-либо в Заполярье, всегда хранит любовь к его неповторимому миру.
На Крайнем Севере более 20 народов и народностей. Все они имеют свою древнюю и очень интересную культуру, заметное место в которой занимает прикладное искусство. Исстари жители Севера делали одежду, предметы домашнего обихода и украшения, используя природные материалы — шкурки животных и птиц, траву и дерево и рыбью кожу, замшу и, конечно, кость.
Искусство якутских косторезов разнообразно по своим формам. Тут и ажурная прорезная резьба предметов и украшений, и малая пластика, разновидностью которой являются традиционные якутские шахматы, и изготовление сосудов для кумыса — чоронов. Формы чоронов своеобразны и пластичны. Они ведут свою родословную еще от скифских сосудов с поддонами и ножками. Чороны украшаются орнаментами и нередко — скульптурными рельефами.
Чукотское искусство резьбы и гравировки по кости совсем иное. Тем и прекрасно народное творчество, что в каждом художественном промысле создаются свои, только ему присущие, уникальные изделия. Традиции резной чукотской кости насчитывают тысячелетия — об этом говорят раскопки археологов. Скупа по цвету северная скульптура из кости: белый цвет и холодноватая голубая гравировка на подставках. И в этой цветовой сдержанности — большая цельность и особая красота. Чукотская скульптура выполняется из моржового клыка. Его обработка сложна — у клыка тонкий поверхностный слой, пригодный для работы.
Только Чукотке свойственен уникальный вид народного творчества — цветная гравировка по кости. Она динамична, передает самые разнообразные сюжеты: древние сказки о солнце, о прекрасной девушке, об искусных охотниках и рыболовах, показывает и современные преобразования в краю. Скульптуры выполняют мужчины, а гравированные изделия — преимущественно женщины. Гравируются обычно бытовые предметы: стакан для карандашей, нож или просто клык моржа, на котором развернут целый рассказ в картинках.
В память об интересной, познавательной выставке я купила маленькую веточку ландышей на подставке, выполненную из оленьего рога.
Читайте также: