Вышивка и плетение кружев
Кипр — одна из тех стран, где искусство вышивки и кружевоплетения были распространены повсеместно и достигли высочайшего уровня. Считается, что именно на этом острове выгодное коммерческое предложение стало настоящей статьей импорта, востребованной до сих пор. Обогащаясь под греческим, византийским и итальянским влиянием, кипрская вышивка с ее традиционным геометрическим орнаментом сохранила свою самобытность.
Среди кружева ручного изготовления наиболее ценилось и представляет, по мнению знатоков, особый интерес, — белое кружево, которое претерпело значительное иностранное влияние в эпоху правления Венецианцев. Рукоделие кроше с недавнего времени также получило широкое распространение во многом благодаря своей «объединяющей» миссии: сближения женщин обеих общин острова на основе сотворчества и дружбы, отразившихся в ряде совместных проектов.
Кружевницы и вышивальщицы острова с древних времен умело создают различные виды узоров и декоративные изделия всевозможных форм и видов.
Например, кипрская «пипилла» — тонкое игольное кружево ручной работы, изготовление которого требует от кружевницы самого искусного мастерства, — подобно итальянскому «reticello» (XV – 1-я четв. XVII вв.) также имеет многолетнюю историю бытования. Популярным мотивом рукоделий служил цветочный мотив с дополнительным включением различных форм: от четких прямоугольных до округлых и волнообразных. На смену используемой поначалу шелковой нити домашнего прядения пришла со временем более качественная и тонкая хлопковая.
Ее производят только с помощью простой иглы и нити, гладкой и с очень хорошо и равномерно скрученными волокнами, белого или бежевого цветов. Так создаются особые стежки — сочетания плотных или легких узелков, известных еще как «велонокомбос»; также практикуется использование двойного узелкового стежка или «дипловелонокомбос». По традиции, принято считать, что пипилла имеет византийское происхождение. Ее техника производства и узоры демонстрируют значительное сходство с методикой кружевоплетения, возникшей и распространившейся в Константинополе, на Родосе и Крите, на Северо-восточных островах Эгейского моря (Хиос, Псара, Самос и других). Похожие виды кружев производились также в Турции (например, в прибрежных районах Малой Азии, Смирне). В прошлом знаменитыми центрами кружевоплетения были также Никосия, Ларнака, Пафос и Фамагуста. При создании пипиллы, как и во многих видах кружевоплетения, работа над будущим изделием всегда начинается с центра узора, за исключением изделий с дизайном «в полоску».
Любопытно: если это не рельефная (трехмерная) работа, то обе стороны завершенного кружева будут выглядеть абсолютно одинаково.
В наше время технология сохраняется и воспроизводится жительницами деревень Килани, Омодоса и уроженками Лапитоса (селение находится на оккупированном с 1974 года севере острова). Поддержкой традиций рукоделия и обучением мастерству юного поколения занимается муниципалитет деревни, расположенный на территории Республики Кипр.
Стоит отметить, что если в прошлом это кружево чаще всего можно было встретить на покрывалах, а также — на предметах постельного белья, то современные кружевницы часто используют пипиллу в виде декоративного кромочного элемента для отделки края штор, скатертей, наволочек; или создавая самостоятельные украшения и аксессуары: колье, кулоны, серьги и другую бижутерию; платки и шарфы, и даже настенные украшения.
И сегодня, как и много лет назад, киприоты украшают свои дома разнообразными кружевными изделиями.
Вышивание, как вид народного творчества совершенствовалось на острове в течение многих веков. Благодаря влиянию греческому, византийскому и итальянскому, кипрская вышивка обогащалась, сохраняя при этом свою самобытность. И сегодняшние вышивальщицы следуют древним традициям, привнося некоторые новые элементы, что обусловлено естественным процессом развития ремесла.
Вышивка белыми нитями («левко кентима») зародилась на Кипре в глубокой древности. На основе ромба («диаманта») узор выстраивался зигзагообразными линиями. Если же мастерица использовала ряд «полу-диамантов», то он уже назывался «река» и выполнялся разнообразными стежками. В случае, когда в вышивке присутствовали только «полу-диаманты», такой образец был известен как «арка».
«Белым вышиванием» — «лефкаритикой» занимались по всему острову издавна. Однако самые сложные приемы и наиболее замысловатые узоры, как вы догадываетесь, рождались именно в Лефкаре. Эта деревня, как и многие селения в округе, расположенные к югу от Никосии (Като Дрис, Вавла и др.), и которые славились вышивкой гладью с прорезями. Лефкаритика — вид рукоделия, обычно называемый «кружевом», хотя оно сочетает приемы характерные как для кружевоплетения, так и для вышивания.
Широко распространено представление, что лефкаритика (или «тагиадес», также ассимилированное название, от итальянского «punto tagliato») имеет венецианское происхождение. Доказательством этому якобы служит наличие многих ажурных сплетений, имеющих иной характер, чем более ранние местные изделия, и удивительно похожих на средневековые итальянские вышивки (можно видеть на образцах лефкаритики XIX века). (Подробнее об этом можно прочитать здесь).
Хотя, по словам местных краеведов, это не так: она появилась на Кипре еще в XII в. В дальнейшем лефкаритика претерпела значительные изменения под влиянием Венецианцев, когда в середине XVI века, в годы их правления островом, знатные донны, проводя жаркие летние месяцы в кипрских деревнях, начали обучать местных жительниц искусству своей родины. Таким образом, узоры и приемы их вышивки были восприняты и нередко копировались кипрскими вышивальщицами. Можно сказать, что основой настоящей лефкаритики, какой мы знаем ее сегодня, является сочетание традиционных народных мотивов островитян (вероятно, в свою очередь имевших средневосточное происхождение) с привнесенной венецианской аристократией техникой вышивания, давших знаменитую комбинацию из геометрических узоров.
Наиболее часто в этом рукоделии воспроизводится мотив, называемый «потамос» — «река». Симметрия и четкость линий — основное правило, которое прослеживается также на других узорах лефкарийских вышивок: «не забывай меня», «пальмовая роща», «Маргарита» и, конечно, «Леонардо да Винчи» («Леонардо» — основной узор: его еще называют «зигзаг»), а также разнообразные «кресты» (прежде чем их вышивать, мастерицы сначала вырезают на месте будущего узора крестик «кофти» — от греч. «разрез»).
Любому посетителю Лефкары обязательно поведают, как сам великий Леонардо да Винчи посетил Лефкару в 1481 году и приобрел там кружевной алтарный покров, который был им пожертвован в собор в Милане. И не только. считается, что прообразом скатерти, покрывающей стол в «Тайной Вечере», была та самая, лефкарийская.
Нюанс: если в прошлом цвет нитей был либо белый, либо темно-оливковый, то сравнительно недавно к ним добавился и «беж»: небеленый лен от стирки, как известно, постепенно выбеливается, а цвет вышивки не меняется, — все это добавляет изделию со временем новый, интересный эффект.
Так что, даже сегодня, несмотря на появление новых мотивов (бабочек, стилизованных цветов и прочего) лефкаритика, — это мир четких геометрических линий. Поначалу лефкарийская вышивка выполнялась на хлопковых или шелковых тканях. Затем стал использоваться лен местного производства. Современная вышивка производится по льну, но уже импортному, — французскому или ирландскому. Нити для своих «тагиадес» мастерицы закупают во Франции и Ирландии (наиболее популярна «французская нить» или «pearl cotton»).
Знаете ли вы: мастерство лефкаритики в 2009 было признано ЮНЕСКО нематериальной ценностью и включено в Список Культурного Наследия.
Известно, с середины XIX-го века и вплоть до наших дней «лефкаритика» начинает экспортироваться сначала в Египет и Малую Азию, а затем в Европу, Америку и Австралию. Лефкарийцы были первыми, а за ними потянулись жители Като Дрис, Кофину, Вавлы и других деревень округи.
Что ж, во все времена трудно быть «первопроходцами» и начинать свое дело: особенно, когда необходимо всегда хорошо выглядеть, да и найти будущего клиента — человека состоятельного по определению, ведь кружево и вышивка ручной работы не могут стоить дешево.
Многие коммивояжеры и торговцы в те годы впервые отправлялись в путь в возрасте 15-16 лет и, имея образования всего 4-5 классов школы, хотя это и противоречило закону. Предприимчивую молодежь выручали мэр или приходской священник, приписывая в метрику недостающие годы, — и такое не было редкостью, по словам старожилов.
Бизнес достаточно быстро начал процветать, что и позволило коммерсантам со временем не только строить прекрасные дома для своих семей, но и спонсировать, вместе с другими «коллегами по цеху» (в те годы под наблюдением и при поддержке британцев) строительство школ в деревнях по округе: чаще — для мальчиков, реже — для девочек. Жертвовали и на строительство храмов (церковь Айос Йоргос в Като Дрис, 1947 год), лечебниц и прочего.
Жители Като Дрис до сих пор вспоминают интересный случай, который произошел с одним из их односельчан, (впоследствии, сэром Рео) Аргиросом Стакисом (1913 – 2001 гг.). Прибыв в юности в Лондон и мало, что зная о стране, юный предприниматель направился однажды прямиком в королевскую резиденцию, решив, что это дом очень богатых людей. Его там неожиданно легко приняли и попросили показать привезенные кружева одной знатной даме, что он и сделал. Для Ее Величества были приобретены лефкаритика, а удачливый киприот получил чек. по которому он и понял, с кем только что имел дело. Однако чек на весьма крупную сумму так и не был никогда обналичен: Стакис хранил его как память и реликвию. и все же, спустя какое-то время, по словам сельских жителей, он просто потерялся. (Подробнее об этом можно прочитать здесь).
В дни свадеб и других праздников вышивки на Кипре широко использовались для украшения дома. Особенно же ценились работы искусниц Никосии, Ларнаки и деревень Лапитоса и Килани.
Тканая вышивка на Кипре также имеет давние традиции. Происхождение некоторых образцов (схем) для узоров исследователи связывают с декоративными элементами, которые обнаруживаются на вазах геометрического периода на острове (X – IX века до нашей эры). К слову, ближайшие прототипы этих вышивок изображены также украшающими головные покрывала жен-дароносиц на фресковой росписи одного из храмов XV века.
Как мы уже говорили, наиболее изысканными всегда считались произведения, выполненные в технике так называемой «белой вышивки» («левко кентима»).
Что же касается различных видов ручной вышивки и тканого узора, то наряду с «диамантом» широко распространены на протяжении многих лет были, например, сочетания и группы различных геометрических узоров, традиционно располагаемые в нижней части или по краю полотенец, скатертей и простыней. Так, довольно типичным узором являются схематичные вертикальные геометрически стилизованные «антропоморфные» мотивы, использовавшиеся для декорирования верхней части текстильного изделия, — так называемые «мужчины» и «девушки».
Вообще, геометрический орнамент, присущий всем традиционным кипрским вышивкам, выполняется особого рода стежками.
Однако наряду с этим существовали и другие виды этих изумительных рукоделий. Например, цветная вышивка: самые ранние образцы ее выполнены обычно в красном (нити окрашивались соком корня марены) и синем (индиго, пигмент получали из соименного растения индигофера, произрастающего в Индии) цветах.
На более поздних рукоделиях уже встречаются зеленый, желтый и оранжевые цвета.
Очень популярной, как и во многих странах мира, были и остаются на Кипре вышивки «крестом» (чаще всего на полотенцах, скатертях, по периметру простыней), — происходящие из горных деревень пафосского региона.
В ранних образцах вышивки крестиком в качестве материала использовался грубый хлопок, применялись различные цветовые сочетания, а также расположение рисунка, схожее со старинными ткаными вышивками (шпалерами) из того же региона.
Не меньше востребован и шов «назад иголка» — также как и вышивание гладью на различных образцах, выполненных «ступенчатыми» рядами.
Центр «диаманта», как правило, заполняется прорезным узором или вышивкой одним из швов, применяемых в глади. Иногда в работах современных мастериц появляются мотивы, заимствованные из модных журналов: корзины цветов или бабочки. просто потому, что они нравятся многим заказчикам.
В полихромной ручной вышивке (в прошлом они имели название «тцевредес»), где стали появляться стилизованные цветочные орнаменты, наиболее искусные образцы встречаются в декорировании полотенец и женских поясов, самые ранние их которых производились из хлопка, льна, смесовых тканей (на основе сочетания хлопковых и шелковых нитей); а вышивались также хлопковыми нитками или шелком.
Вышивкой бисером до конца XIX века в особенности славилась Карпасия. Бисерное шитье часто встречается на изделиях из плотной хлопчатобумажной ткани (например, на простынях, скатертях, салфетках и на женской верхней одежде, чаще — на подолах платьев, реже — по краям предметов нижнего белья). Белые вышивки с включением стеклянного бисера — интересный образец тканого вышивания, которым славился этот район, вплоть до конца XIX века. Сложный узор с геометрическими мотивами создавался различными переплетениями множества нитей бисера зеленого, красного, черного и цвета «берлинской глазури»; придавая изделиям не только нарядный вид, но и изысканность.
Кроше (в переводе с французского, «crochet» — крючок). Часто так называют ирландское кружево, известное с XVI века, которое плели монахини. Его особенность: узоры с изображением листьев, цветов и различных насекомых сначала вывязывались крючком по отдельности, а затем из них составляли единое произведение благодаря использованию сетчатых соединений.
На Кипре кроше, как вид вязания кружева, издавна получило широкое распространение, которое сохраняется и в наши дни. Здесь можно найти многочисленные и великолепные образчики этого прикладного искусства. Ведь различные изделия кипрских рукодельниц, созданные из льняных тканей, нередко были декорированы именно в технике кроше.
Сегодня это искусство не только продолжает процветать, но получило новое, социально значимое «звучание». Недавно созданный двуобщинный проект «Peace2Peace» — детище трех женщин-киприоток: двух гречанок Кристианы Музури, Элени Даниэль и турчанки Нильгюн Акын (их страничку на Фейсбуке можно посмотреть здесь).
Как правило, участницы из греческой и турецкой общин острова вяжут сотни отдельных фрагментов, которые затем соединяют в одной из инсталляций на открытом воздухе: первым объектом активисток-рукодельниц стал большой якорь, что на набережной Старого Пафоса (акция состоялась 29 июля 2016 года); позднее — знаменитое дерево у муниципальной галереи и другие.
Сейчас в проекте принимают участие около 30 мастериц и с каждым разом их число увеличивается.
Таким образом, на Кипре создаются и проходят по выходным дням различные мероприятия (они же арт-инсталляции), нацеленные на укрепление дружбы и взаимопонимания через взаимное сотрудничество, творчество и общение.
Где же можно приобрести кружева, традиционную вышивку и иные произведения прикладного народного искусства, вероятно, спросите вы? Изделия народных промыслов представлены на продажу во многих сувенирных салонах по всему острову.
Однако предлагаю вам обратить особое внимание на некоторые из них — те, где вам смогут рассказать подробнее о происхождении выбранного изделия, посоветовать как за ним ухаживать или, возможно, подскажут где найти хорошего современного мастера, работающего на заказ либо дающего уроки:
Центр ремесел Кипра (Никосия)
Здесь расположены мастерские и салоны по продаже традиционных ремесленных изделий народного искусства, а именно: керамической посуды и гончарных изделий, корзин, изделий из металлов и дерева, кукол, вышивки и кружева, мозаик, народных костюмов и др.
Адрес: Аталассас-авеню 186, Никосия
Телефон: +357 22305024
Сувенирная лавка при Муниципальном музее Левентис
Сувенирный салон при Музее народного искусства Кипра
Музей расположен в здании старого архиепископского Дворца. В нем собрана и представлена коллекция этнографических артефактов: образцов кипрской керамики, изделий вышивки и кружева, наивной живописи, сельскохозяйственных, ткацких и металлических конструкций и многое другое. При музее работает публичная библиотека (книги по истории Кипра, рукописи и научные журналы); а его сотрудники не только проведут экскурсию по постоянной экспозиции и временным выставкам, но и квалифицированно ответят на вопросы относительно народных ремесел и их бытования.
Центр Ремесел «Хрисалиниотисса» (Никосия)
Центр традиционных ремесел — это комплекс из восьми мастерских, вблизи от церкви Панагии Хрисалиниотиссы — старейшего византийского храма в Старом городе. Данный центр является частью проекта реставрации и возрождения центра столицы.
Адрес: Димонактос, 2 (пересечение улиц Иппонактос и Димонактос)
Телефон: +357 22348050, +357 99629611
Арт-пространство The Place (Старый Пафос)
Здесь местные умельцы приглашены использовать пространство под мастерские, изготавливая и демонстрируя всем желающим свои ремесла и таланты. А именно: гончарное дело, ткачество, кружевоплетение, иконопись, мозаику, плетение корзин, резьбу и выжигание по дереву, энкаустику.
Центр ремесел в Лефкаре (на углу улиц Афинон и Кости Палама, Пано Лефкара)
Два традиционных деревенских дома объединены внутренним двором: во всех помещениях трудятся мастерицы-кружевницы и вышивальщицы, а также серебряных дела мастера. Есть небольшой музей и здесь же дают уроки желающим попробовать себя в местных ремеслах.
Ежегодно в Лефкаре проводятся выставки работ мастериц (в конце лета) — для привлечения молодежи и туристов и продвижения народного искусства «в массы».
Сувенирная лавка при Музее «Фермерский дом», что на центральной площади Айя-Напы (рядом с монастырем).
Найти первые упоминания о кружеве практически невозможно. В Библии рассказывается о легких и прозрачных тканях с пышной вышивкой, которые использовались в одежде священнослужителей. На египетских мумиях встречается одежда с сетчатой каймой, на которой вышивались различные орнаменты. Эта ажурная вышивка стала предшественником кружева. В полотне выдергивали нити основы, а в получившейся сетке размещали узор. Эта вышивка называлась шов по прорези, а геометрические орнаменты называли «ретичелла». Только в конце XV века появились первые кружева. Именно в это время стали появляться ажурные орнаменты, созданные без тканой основы за счет переплетения нитей. Такое кружево выполнялось иглой петельным швом по узору на бумаге.
Многие историки склоняются к тому, что кружево появилось в Европе, но единого мнения по настоящее время не существует.
Венецианское кружево впервые заявило о себе в 1363 году, когда король Англии Эдуард III издал закон, запретивший ввоз иностранных кружевных вуалей для защиты внутреннего рынка. Родились кружева благодаря моде на огромные воротники «фрез», которые стали популярны в конце XV века. Края воротников украшали практически незаметными зубчиками, называемыми «punto in aere» (стежки в воздухе). Постепенно кружевницы оттачивали свое мастерство, делая зубчики все шире, придумывая новые узоры и добавляя в них конский волос для придания рельефа растительным орнаментам.
Именно Венеция прославилась своими плетеными и шитыми кружевами, которые называли в то время «венецианским золотом». Орнаменты соединялись с помощью тончайших нитей-связок, а это кружево получило название «гипюр». В 1493 году кружево было ввезено в Англию для коронации Ричарда III.
В Генуе кружева плели из золотых и серебряных нитей, ими украшали дорогую одежду придворных. Эти изделия отличались неповторимостью и замысловатостью, времени на их изготовление тратилось очень много. Для изготовления нескольких сантиметров кружева необходимы были дни работы. Льняные нити прялись во влажных подвалах, так как необходимым условием для мягкости кружевной сетки была высокая влажность. В 1592 году жена доджа Марио Гримани Морозини организовала собственную мастерскую, в которой под началом наставницы Катарины Гардин трудились более сотни кружевниц. Кружевницы часто давали имена своим кружевам, наиболее известным стал гипюр «point de rose».
Супруга французского короля Генриха II Екатерина Медичи в середине XVI века выписала из Италии Фидерика Винчиоло, который стал автором сборника узоров кружева, которые существовали на тот момент. Эта книга увидела свет в 1587 году. Кружева стали очень популярны во Франции, на них тратились огромные деньги. Именно поэтому в 1665 году Министр финансов Кольбер переманил несколько кружевниц из Италии и основал королевские мануфактуры для производства кружев. 30 мастериц из Венеции и 200 из Фландрии были заняты в работе мануфактур. Венеция преследовала кружевниц, выдававших секреты производства, поэтому со временем они вынуждены были возвратиться на Родину. Французские ученицы успели освоить искусное ремесло, привнеся в него неповторимый французский аристократизм и шик. Король приказал своим подданным носить только отечественные кружева, а этот вид кружев получил название «point de France». Мировую славу получило алансонское кружево «point a l’aiguille».
Кружево во все времена привлекало к себе внимание за счет своей изящности, ажурности и уникальности. И хотя процесс создания кружева совсем непрост, даже сегодня находятся мастерицы, которые готовы неделями сидеть над такой филигранной работой, чтобы постичь секреты трудоемкого искусства. Одним из самых известных способов создания кружева является плетение на коклюшках, о котором мы постараемся вам рассказать!
Плетение на коклюшках — это особая техника плетения кружева, в которой узор создается с помощью специальных инструментов: валика и коклюшек. Коклюшки — это специальные деревянные палочки, на которые наматываются нити плетения.
Содержание:
История
Мотивы и символы
Инструменты и материалы
Разговор с мастерицей
Немного о процессе
История
Возникновение кружевоплетения связывают с такими странами, как Италия и Испания. В средние века из-за быстрого развития торговли, эта технология появилась и в России, где вобрала в себя черты национальной культуры, став уникальной и самобытной. Существует легенда, согласно которой кружево распространилось в Российской Империи благодаря стараниям Петра I: он вывез из Голландии несколько кружевниц, они же, в свою очередь, стали обучать русских мастериц. Со временем образовалось две основные школы кружевоплетения: елецкая и вологодская, расскажем подробнее о каждой.
Елецкое кружево
Изначально, все узоры, которые плели елецкие кружевницы, заимствовались из европейских образцов: итальянских, испанских, немецких, австрийских и так далее, однако вместе с совершенствованием мастерства пришли и собственные наработки.
Впоследствии елецкое кружево стало настолько известным, что его вывозили за границу за огромные по тем временам деньги (сумма, превышающая 800000 рублей, и это без перевода на современный курс)!
Елецкое кружево участвовало и в мировых ремесленных выставках, где всегда высоко отмечалось экспертами в этом искусстве.
Вологодское кружево
Не трудно догадаться по названию, что это кружево было широко распространено в Вологодской области. Основным отличительным элементом этого стиля может считаться «вилюшка» — кружевная, ажурная дорожка или тесьма, которая проходит рядом с «решетками» (сетка, получаемая в результате плетения любого кружева). Обыкновенно, с помощью вилюшки создаются узоры в виде роз, спиралей и других «завитых» элементов. Стоит отметить, что вологодские кружевницы очень любили геометрические мотивы, и насыщенный плотный рисунок.
История вологодского кружева очень напоминает историю елецкого: оно пришло из европейских стран и к 19 веку широко распространилось среди вологодских рукодельниц.
В основном кружевоплетением занимались крепостные, иногда в поместьях создавались целые мини-мастерские, в которых талантливые кружевницы работали только на своих барынь.
Количество кружевниц постоянно увеличивалось, уже к 1912 их насчитывалось сорок тысяч, а к 1960 году их стало настолько много, что был создан Вологодский кружевной союз. Это предприятие существует и сегодня на территории Вологодской области и называется «Снежинка».
Кроме этих всем известных школ, выделяются Вятская с центром в городе Советск, а также Белеевская и Михайловская.
Мотивы и символы
Несмотря на некоторые различия в стилях, во всех школах русского кружева есть похожие мотивы, узоры и орнаменты, некоторые из них имеют чисто эстетическую функцию, другие — определенную символику. Чаще всего в русском кружеве встречаются растительные мотивы, характерные для родных краев деревья, цветы, ягоды.
Нередко среди орнамента русского кружева можно было встретить узор в виде листьев дуба. В славянском фольклоре дуб — это самое почитаемое дерево. Дуб ассоциировался с божественным началом бога-громовержца Перуна, верховным властителем древнерусского языческого пантеона. Это дерево обладало священным ореолом: его нельзя было рубить или осквернять, а ношение предметов одежды или украшений с изображением дуба имело ритуально-символический характер. Часто узор дуба в кружеве или вышивки мог выполнять защитную функцию, а также укреплять здоровье, ведь дуб это самое сильное и крепкое дерево.
Узор в виде колоска — тоже нашел свое отражение в кружевном искусстве, он служил для привлечения богатства, благополучия. Колос, как и дуб, выполнял защитные функции, оберегал от нечести и злых духов.
Русские кружевницы любили создавать великолепные узоры в виде птиц таких, как лебедь, павлин, феникс (жар-птица) — они чаще всего встречаются на русском кружеве. Возможно, главной причиной, по которой мастерицы так любят обращаться именно к этим птицам — их роскошное оперение. Но, конечно, эти птицы имеют и свою определенную символику.
Лебедь — это женский символ, обозначающий целомудрие, чистоту, милосердие. Также лебедь — птица, олицетворяющая семейное счастье, поэтому кружевное изделие с изображением лебедя будет хорошим подарком для молодоженов.
Феникс или Жар-птица — это классический персонаж для русских былин и сказок, чаще всего жар-птица появляется в трудные для героя моменты и исцеляет его от ран, смерти и других невзгод, поэтому узор в виде этой волшебной птицы по традиции приносит счастье и удачу.
Павлин — нехарактерная для русских просторов птица, тем не менее, довольно часто появляется в сюжетах родного кружева. Павлин ассоциируют с жар-птицей, однако в их символике все-таки есть некоторые различия. Исторически павлин — это царственная птица, горделивая и властолюбивая, не случайно павлиньими перьями украшают одежды восточных ханов и шейхов. Часто павлин был вышит на одеждах статусных персон.
Из этих и других мотивов и символов появляются узоры, которые теперь стали неотъемлемой частью кружевного искусства. Вот только некоторые из них: дубовый лес, павлинки, олень, сливочки, звездочки, вороний глаз и многие другие.
Инструменты и материалы
Коклюшки — деревянные палочки вытянутой формы, на которые наматываются нити плетения. Чаще всего, коклюшки изготавливаются из деревьев вроде яблони или клена, потому что они имеют гладкую структуру — это может уберечь руки кружевницы от заноз. Каждый инструмент подбирается индивидуально, длина и ширина зависит от того вида кружева, которое должно выполняться с помощью коклюшек. Длина коклюшек варьируется от 10 до 100 мм.
Валик — специальная подушка, которая туго набита соломой, поролоном, перьями или опилками. На валике закрепляются булавки, необходимые для плетения.
Для облегчения работы с довольно большим валиком используют «козлик» — специальную подставку, на которую ставится валик
Сколок — что-то вроде трафарета, по которому работает кружевница. Это кожаный или картонный отрезок, где точками отмечены места, необходимые для размещения булавок. Созданием сколков занимаются художники, поэтому каждый новый рисунок — это уникальное приобретение в коллекции мастерицы.
Также для кружева требуются булавки , лучше выбирать те, которые имеют на конце цветной шарик, по ним будет проще ориентироваться и фиксировать нити.
Исторически в качестве материала кружевницы использовали льняные нити, однако со временем стали широко применяться нити мулине, хлопковые нити и даже шелк — кружево можно создавать практически из всего. В русском кружеве вообще часто присутствуют различные дополнительные материалы, например, жемчуг, бусины, перья или мех. Это добавляет плетению интересную самобытность, а также особенный стиль.
О том, что такое плетение на коклюшках, чем оно привлекательно для мастериц, и какие есть секреты в этой технике, мы поговорили с Ольгой Чарушниковой, которая является мастером по плетению кружева!
Чем вас привлекает плетение кружева на коклюшках?
Прежде всего, может это немного самодовольно, но в наше время кружевоплетением редко кто занимается, поэтому мне приятно, что этим искусством владею я. К тому же, я люблю любые виды рукоделия, и освоить что-то новое для меня всегда было интересно!
Как вы стали этим увлекаться?
В чем главное преимущество этого вида рукоделия?
Преимущество только одно — это красота и неповторимость. Но плетение кружев очень трудоемко. К примеру, сшить изделие, даже самое сложное намного быстрее, чем сплести на коклюшках небольшой воротник.
Не пугает ли вас трудоемкость данного процесса?
На данный момент трудоемкость процесса не пугает. Это удовольствие. А если бы я работала на производстве…. Затрудняюсь ответить. Это мое хобби — и я занимаюсь этим время от времени. Делать что-либо на заказ тоже не выгодно. Потому что на изделие уходит много времени, и хотелось бы оценить свои труды по достоинству.
Сколько времени занимало создание самой сложной вашей работы?
Плела маме на юбилей воротник-шаль. Размер покрывает плечи, опускается до середины груди, на спине до лопаток. Вот на такое изделие у меня ушло 2-3 недели, плела в любое свободное время.
Где лучше всего смотрится вышивка в данной технике?
Выигрышнее всего смотрятся воротники-пелерины. А так разнообразие изделий велико. Можно и картины большие и маленькие плести. Дорожки и салфетки на столы. Как-то в интернете видела декоративные цветы…
Могли бы вы дать совет начинающим кружевницам?
Правило для таких рукодельниц одно — огромная усидчивость. Чтобы изделие получить качественным, необходимо хорошо утягивать каждую ниточку. Бубен должен быть плотно набит соломой или опилками. Крючок и булавки не должны быть ржавыми, чтобы не испачкать изделие. Необходимо также уметь читать рисунок, при взгляде на который сразу видно, какое количество коклюшек необходимо для изготовления того или иного изделия, какие приемы будут применяться в данном плетении. Будет ли где-нибудь утолщение нити.
Немного о процессе
Существует несколько видов техник плетения на коклюшках: сцепная, парная и численная. Сцепное плетение отличается от парного тем, что детали кружевного изделия вышиваются отдельно, а потом соединяются (сцепляются) с помощью крючка. Парное же кружево плетется одновременно с помощью нескольких пар коклюшек, иногда их количество может доходить до 100. Численное кружево — это самый простой способ плетения, он не требует использования огромного количества коклюшек и сколка.
Покорив сердца многих рукодельниц за границей, в нашей стране люневильская вышивка знакома немногим. Вместе с тем, эта техника позволяет создавать немудреным образом настоящие шедевры красоты. Зародившись еще четыре столетия назад, сегодня люневильская вышивка – не редкость на подиумах модных показов.
О главном
Выполнение вышивки происходит контрастными и/или металлизированными нитями, бисерными принадлежностями, пайетками, с использованием люневильского крючка. Да, да – именно крючка! Каждая вышивка ассоциируется у нас с иглой. В данном случае применяется специальный крючок.
Люневильский крючок
Значительно отличается от стандартного вязального. Состоит из двух частей: винтовой ручки (рукоятки) и крючковой иглы. На рукоятке есть специальный указатель, который помогает ориентироваться в процессе вышивания – он находится с той же стороны, что и прорезь язычка иглы.
Размер крючка выбирают исходя из того, на какой ткани выполняется вышивка.
Как правило, для вышивания используются либо очень тонкие, полупрозрачные ткани либо плотные. На тонкой (шелковой, батистовой, шифоновой, муслиновой) основе вышивка напоминает плетеное кружево и смотрится очень элегантно. Большое распространение в последнее время получила люневильская вышивка на сетке. Плотные ткани – такие как бархат, льняное или хлопковое полотно – идеально подходят для работ, насыщенных бисером и стразами.
Всю необходимую фурнитуру – бусины, пайетки и прочее – пришивают к ткани с помощью тамбурного шва, составляющего основу люневильской вышивки. Визуально этот шов похож на цепочку, звеньями которой являются стежки.
При выполнении люневильской вышивки требуется задействовать две руки, и должно быть удобно. Для комфортной работы понадобятся специальные пяльцы или гобеленовый рамный держатель. С целью переноса узоров и изображений на ткань пользуются трафаретами, смывающимся маркером или копировальной бумагой.
Предлагаем вам посмотреть видео о том, как происходит процесс вышивания тамбурным швом и бисером.
Красота, актуальная во все времена
История люневильской вышивки берет свое начало в XVII веке, когда во французском городке Люневиле обосновалось большое число ремесленников-вышивальщиц, применяющих эту технику. Сначала в работе пользовались исключительно иглой и вышивали нитями. Лишь в середине XIX века в голову вышивальщицам приходит идея заменить иголку крючком при выполнении тамбурного шва. Примерно тогда же в вышивку начинают добавлять бусины и стеклярус – стеклянные цилиндрики удлиненной формы с продольным отверстием для нити.
Позже, когда вышивка становится профессиональным занятием, работа с использованием люневильского крючка начинает цениться за скорость (ведь таким крючком можно вышивать вчетверо быстрее, чем иглой).
Со временем техника приобрела популярность во всем мире, ее стали применять при декорировании изделий высокой моды. И по сей день знаменитые во всем мире кутюрье используют люневильскую вышивку в своих дизайнах: их работы отличаются изысканностью и шиком.
Сегодня люневильская вышивка встречается во многих предметах одежды, свадебных принадлежностях невесты, украшениях, сумочках и даже обуви.
Своим опытом в технике «люневильская вышивка» мы попросили поделиться создателя собственного бренда «ANN KALIANI» Анну Нуктулову.
В интервью она дает советы начинающим вышивальщицам.
Анна, расскажите, пожалуйста, как и когда вы начали заниматься люневильской вышивкой.
Вышиванием я увлеклась с рождения ребенка. Начинала с крестика, потом пробовала гладь, якобинскую вышивку… А мечтала расшивать платья – такие, как на показах мод. Муж говорил, что это очень долго и вообще нереально. Некоторое время спустя в интернете увидела рекламу обучения люневильской вышивке – решение было принято в тот же момент. На онлайн-курсах я познакомилась с азами вышивания в этой технике; участницы делились своими идеями, выкладывали фотографии работ. И… искра зажглась! Теперь люневильская вышивка – моя страсть и работа.
“Благодаря люневильскому крючку вышивать получается не только быстрее, но и аккуратнее, бусинка к бусинке.”
Какие изделия вы украшаете такой вышивкой?
В основном, вышиваю нашивки на одежду. Пробовала расшивать сумочку, броши. Вышивала на ткани, из которой затем шилось платье. В такой технике можно выполнить все, что угодно – главное захотеть.
Какие ткани и материалы используете в работе?
Вышиваю на английской и итальянской сетке. Считаю, что хорошо подходят для работы костюмные ткани, бархат, шифон. Нитки использую европейского качества – гутерманн, мадейра №120 (Германия), бисер – чешский и японский. Пайетки покупаю оптом в Индии (очень хорошими считаются итальянские, но приобрести их непросто). Помимо этого в работу идут камни, бусины, шелковые нити.
Какие рисунки выбираете: сами придумываете или откуда-то берете?
Рисунок на нашивку рисую сама, для вдохновения смотрю Пинтерест. Иногда беру идею оттуда и добавляю в нее свое.
На каких тканях какие узоры лучше смотрятся?
Для легких тканей нужен неплотно расшитый узор – для того, чтобы основа не провисала и не морщилась. На плотных тканях можно вышить густо расшитый узор.
Пяльца или станок лучше выбрать?
Вышивать удобно и на пяльцах, и на раме. Когда объем работы небольшой, можно обойтись пяльцами, закрепив их специальными фиксаторами – струбцинами.
Насколько важно, на ваш взгляд, обучение в таком виде рукоделия? Что необходимо для достижения мастерства?
Обучение позволяет избежать ошибок, которые могут возникнуть при самообразовании, и таким образом значительно сократить время, необходимое для достижения мастерства. Конечно, обучение не является панацеей – много интересного можно открыть для себя и вне его. Но начать все же советую с человеком, который покажет верный путь.
Сейчас несложно найти онлайн-курс со вполне доступным материалом, где нет ничего лишнего. Могу сказать на личном опыте, что дистанционно обучаться очень удобно: вышиваешь, когда есть на это время. Книг, где бы доходчиво говорилось о том, как и с чего начать самообучение, я не встречала. Советую принимать участие в рукодельных мероприятиях, искать единомышленников и заряженных позитивом мастеров.
Какие еще советы вы можете дать начинающим вышивальщицам?
Прежде всего, приготовьтесь к тому, что вышивка потребует от вас терпения. Не начинайте выполнение техники с большой площади. Сначала попробуйте вышивку на небольшом изделии, например на закладке для книги. Обратите внимание, что для вышивки бисером или пайетками нужна очень прочная нить. При этом она должна быть достаточно тонкой, чтобы можно было надеть на нее принадлежности. И по поводу крючка: по сравнению с вязальным крючком такое приспособление достаточно острое, поэтому будьте осторожны в обращении с ним.
Кружево — это изысканное рукоделие, доступное далеко не каждой мастерице. Оно всегда актуально, хоть и является скорее роскошью, чем обыденностью. Мы продолжаем разбирать интересные техники вязания крючком, и сегодня у нас на очереди прекрасное брюггское кружево.
Что это такое?
Практически в каждой стране есть своя техника плетения кружева. В Бельгии тоже нашлось место этому рукоделию. Так называемое брюггское кружево появилось в бельгийском городе Брюгге. Это вязаное кружево, которое имитирует плетение на коклюшках, и если мастерица, выполняющая его, достаточно искусна, то отличить одно от другого практически невозможно.
Брюггское кружево вяжется с помощью крючка, чтобы максимально приблизить изделие к плетеному кружеву, выбирается тонкая пряжа из хлопка.
Брюггское кружево появилось в Бельгии благодаря Карлу V, он обязал сделать кружевоплетение обязательным занятием для монахинь и бегинок (женщин, которые вели образ жизни, близкий к монашеству). В XVI веке кружево стоило очень дорого, поэтому могло способствовать развитию экономики и торговых отношений между странами.
С помощью этой техники вязания можно украшать домашний текстиль, одежду и даже аксессуары. Вообще вязание и плетение сейчас очень актуальны, поэтому создать себе такой уникальный наряд может быть очень кстати!
Читайте также: