Спиральное плетение из лозы
Корни ели, сосны, кедра, пихты необыкновенно гибки. Свежий корень легко завязать узлом, не опасаясь сломать его. Высыхая, он становится упругим и прочным, а глянцевитая поверхность очищенного корня необыкновенно красива.
Поэтому крестьянские умельцы не обошли корни своим вниманием. Если от плетеного сосуда требовалась высокая прочность, его плели из корней хвойных деревьев. Различную утварь из них – солоницы, крупеницы, корзины – называли корневушками. При выделывании корневушек применяли особую технику плетения – спиральную.
Укладывая спиральными витками более толстый корень – основу, последовательно обвивали виток за витком тонким корнем – оплеткой.
Корневушки, выполненные в технике спирального плетения, можно разделить на три основных вида, отличающихся не только фактурой плетения, но также прочностью и плотностью.
К первому виду относятся корневушки, фактура которых образована параллельными рядами спирали, а ряды оплетки редкие и расположены на значительном расстоянии друг от друга. Сплести такие корневушки можно довольно быстро, но они неплотные и непрочные. В них можно хранить крупное зерно, горох, фасоль, ягоды, орехи, конфеты.
Ко второму виду можно отнести корневушки, фактура которых образована примерно одинаковым соотношением оплетки и спирали. Эти корневушки намного плотнее и прочнее первых, в них можно хранить даже муку. Но на изготовление таких сосудов идет значительно больше времени и материалов.
Поверхность корневушек третьего вида напоминает ткань. Оплеточные ленты настолько плотно пригнаны друг к другу, что почти полностью закрывают спираль. И хотя на изготовление таких корневушек уходит больше материала и времени, зато они получаются необыкновенно прочными, а плотность плетения настолько велика, что в иные сосуды можно смело наливать воду. Разбухшая от влаги древесина корня плотно закрывает мельчайшие щели. Разумеется, такие корневушки могут плести только опытные мастера из отборного материала.
В современных изделиях некоторые мастера сочетают корневое плетение с другими материалами, например с берестой. Опытные мастера никогда не рисовали эскизов своих изделий, а плели свои корневушки «как красота и мера скажут». Но такой подход в работе доступен только очень опытным мастерам, а начинающему нужно разработать форму и пропорции изделия.
Отобранные мотки корней опустите в горячую воду. Через несколько минут вымоченные и распаренные корни станут гибкими и эластичными. Выньте их из воды и заверните во влажную тряпку. Прежде чем приступить к плетению, обратите внимание на одну закономерность. Каким бы толстым корень ни был у основания, постепенно диаметр его уменьшается к вершине, и на противоположном конце корень становится очень тонким.
Как уже отмечалось, это явление, характерное и для ствола, и для веток, называются сбежистостью. Ее нужно учитывать, особенно при плетении дна. Заплетать его нужно начинать с тонких концов. Дно корневушки может быть овальным или круглым. Заплетая овальное дно, согните кончик основы цельного круглого корешка, как показано на рисунке. От длины загнутого конца будут зависеть пропорции овального дна. Полученную петлю оплетите несколько раз, затем согните основу и обмотайте часть витка оплеткой. Просунуть оплетку между плотно прижатыми корнями почти невозможно без специального деревянного шила. Перед каждым протаскиванием оплетки щель между двумя рядами основы нужно расширять шилом.
Рис. 33. Спиральное плетение из корней: а, б, в – этапы работы: 1 – плетение овального донышка; 2 – плетение круглого донышка; 3 – плетение стенок корневушки и способ наращивания спирали; 4 – оплетение края корневушки
Шило нужно вырезать из твердой древесины бука, яблони, груши, дуба или самшита. Мягкую древесину применять не следует, – соприкасаясь с влажной древесиной корней, кончик шила размочаливается и быстро приходит в негодность. Чтобы шило было более прочным и не боялось влаги, пропитайте его два-три раза горячей олифой. Шило при работе следует постоянно держать в правой руке.
Начало плетения дна – наиболее сложная часть работы, но как только будут сплетены пять-шесть витков спирали, дело пойдет более споро (рис. 33).
Через какое-то время корешок основы или оплетка кончатся, их нужно уметь нарастить новыми корешками. Если раньше кончился корешок основы, срежьте ножом его конец под углом примерно 30° к середине. Под тем же углом срежьте ножом конец нового корня. Совместив срезы корней, прижмите их оплеткой и продолжайте плести дальше.
Рис. 34. Декоративный коврик из соломы и способ плетения детали коврика с помощью челнока
Если же кончится лента-оплетка, новую оплетку просуньте в щель между витками основы рядом с концом старой и продолжайте плетение в обычной последовательности. Получив дно необходимого диаметра, начинайте выплетать стенки корневушки. Если у сосуда форма строго цилиндрическая, то, постепенно оплетая один виток за другим, следите, чтобы витки были одинаковыми. Если форма стенок сосуда более сложная, ее получают, увеличивая или уменьшая диаметр каждой последующей спирали. У крупных сосудов спирали можно делать из заготовленных заранее ивовых прутьев. Заканчивая плетение стенок, срежьте последний виток под острым углом, постепенно сведя конец корня на нет. Затем, не останавливаясь, оплетите плотными рядами край корневушки. Это завершающая стадия, и после нее сосуд можно считать готовым. Если же к нему положена крышка, то ее плетите точно так же, как и сосуд, только не забывайте примерять ее к корневушке. Однако, красивые изделия можно сплести и из обычной соломы культурных и дикорастущих злаков, при этом также спиральным плетением. Жгуты из соломы можно оплетать самыми различными материалами, имеющими хорошую гибкость и прочность: мочалом, ивовой корой, берестой, конопляными и льняными нитями. В виде примера на рис. 34 показан декоративный коврик, выполненный плетением с помощью челнока.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Заготовка соломы
Заготовка соломы Для плетения пригодна только солома, заготовленная вручную, причем заготавливать ее нужно в разные сроки – тогда она будет различных оттенков: от зеленого до ярко-желтого. Стебли срезаются у самой земли и сразу же связываются в снопы.Если заготовленная
Спиральное плетение
Спиральное плетение Спиральное плетение – один из самых распространенных в недавнем прошлом видов плетения. Именно таким способом изготавливали предметы домашнего обихода, утварь – корзины, короба, миски.Емкости, выполненные в технике спирального плетения, имели
Корни ели, сосны, кедра и пихты
Корни ели, сосны, кедра и пихты В смешанном лесу или хвойном бору часто можно встретить вывороченные с корнем деревья – выворотни. Обычно их много на полянах или ближе к опушке – здесь есть где разгуляться буре. Больше других страдают от шквальных ветров ели, у которых
Плетение из соломы
Плетение из соломы Из соломы можно изготовить много оригинальных и необходимых вещей, не похожих на изделия из других материалов. Высокую оценку эти изделия получают не только благодаря естественному материалу, но и за художественность и конструктивность. Не последним
Игрушки, фигурки и картинки из соломы
Игрушки, фигурки и картинки из соломы Соломка – интересный растительный материал, дающий большие возможности для развития и творчества. Из соломки делают множество различных изделий: картины и панно по принципу аппликации, соломкой украшают изделия из дерева, делают
Изделия из рогоза и соломы
Изделия из рогоза и соломы Изделия из рогоза Простая ажурная кошелка из рогоза. Плетение кошелки (рис. 38, а) начинают с изготовления дна. Берут четыре уточины первого сорта (сердцевину), сгибают каждую вдвое и кладут их рядом концами в левую сторону. Затем в загибы этих
Изделия из соломы
Изделия из соломы Изделия из прошивной соломки. Косички из соломки – хороший материал для расширения ассортимента изделий. Рис. 40. Сшивание косичек: а – встык; б – уступом; в – плоскостьюСшивая их вручную или на машине, можно изготовить шляпы, сумки и другие изделия.
Подготовка корней и веток
Подготовка корней и веток Как правило, корни и сучки требуют совсем незначительной доработки. Иногда для того чтобы скульптура ожила, бывает достаточно одного штриха.Доработка включает полирование, подрезку и подточку отдельных деталей, а если необходимо, то и
Изделия из веток и корней
Изделия из веток и корней Если вглядеться в причудливый сук или корень дерева, то можно увидеть в них знакомые, уже полюбившиеся образы народных сказок – Бабу Ягу или Змея Горыныча и т. д. А может быть, корень напоминает грациозного оленя…Природа дает нам огромное
Плетение из бумажной лозы заготовки для венка.
Для того чтобы сделать венок, надо сказать о том, что плести его мы будем спиральным плетением. Это такой особый вид плетения, который применяется не только для плетения венка, его можно использовать и в плетении ёлочки, даже можно сделать небольшую корзинку. Сегодня.
Бумажная лоза. Плетение саржевое.
В плетении из бумажной лозы используется еще один вариант плетения. Это плетение называется — саржевое плетение. Мы уже знаем про ситцевое плетение из газетных трубочек, так его назвали в связи с тем, что по технике плетения оно напоминает ткань ситец. Там также.
Бумажная лоза. Плетение прямоугольного донышка.
В некоторых изделиях, плетёных из бумажной лозы необходимо делать прямоугольное донышко. Это так называемые короба, или коробки, а также всевозможные шкатулки, подносы, приправницы, и сундучки. Ситцевое плетение донышка. Есть разные варианты плетения.
Плетём из газет. Корневое плетение
Корневое плетение из бумажной лозы Очень интересное и увлекательно плетение , похожее на старинный вид плетения корнем, можно тоже изучить в самом начале обучения. Возможно оно вас заинтересует. Мне нравится один мастер, она выплетает корневым плетением шикарные.
Учимся плести из бумаги. Круглое донышко
Круглое донышко Для того чтобы создать в плетении, изделие из бумажной лозы, сначала нужно начать учиться плести с донышка. Сейчас мы изучим как создавать круглое донышко. Для того чтобы создать круглое донышко, мы берем сухие трубочки для стоек и влажные.
Плетём из газет. Ситцевое плетение из бумажной лозы
Ситцевое плетение Ситцевое плетение является наиболее простым по технике, но более сложным, если вы начнете создавать узоры по схеме. Есть много уже разработанных схем, по которым плели мастера свои изделия и они любезно ими делятся. Простой ситец получается на.
74434815 74239992 73523023 73145758 72917097 72837597 72837592 72542962 72497261 72473820 72427701 72415445 72185903 71879594 71752941 71573794 71571607 71571104 71544242 71490905 71487598 71487219 71094952 71094747 70336171
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Курс повышения квалификации
Основы общей и педагогической психологии в деятельности педагога образовательного учреждения
Курс повышения квалификации
Профессиональные компетенции педагога в рамках Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»
Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей
Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения
Описание презентации по отдельным слайдам:
Подготовила: Квашина Елена Викторовна Учитель трудового обучения ГБОУ школы-интерната VIII вида станицы Медвёдовской Краснодарского края
Как искусство, плетение знакомо нашему народу с давних времен. Славяне издавна занимались плетением из соломы и лозы, были они знакомы и с плетением на коклюшках. Благодаря интернету сегодня можно освоить и другие более «молодые» виды такого рукоделия, в которых используются газеты. Плетение из газет подкупает многими преимуществами, которыми не могут похвастаться другие виды подобного искусства.
Преимущества плетения из газет: - нулевая стоимость материала; - возможность изготавливать очень разнообразные поделки и изделия; - возможность использовать разные по стоимости материалы для декоративной отделки и обработки изделий; - некоторую гордость за причастность к сторонникам сохранения окружающей среды и приверженцам экологического движения; - с материальной точки зрения, плетение из газет дает возможность всегда иметь под рукой оригинальный подарок, которым не сложно поразить коллегу или родственника даже во времена процветающего подарочного бизнеса; - с творческой стороны плетение из газет дает возможность реализовать свой потенциал в художественном отношении.
Плести можно не только из газет, красивые плетенки получаются из журналов (но только без обложек), их кассовой ленты и из школьных тетрадок. Из тетрадок трубочки получаются мягкие и гибкие. Чем красить трубочки? Всем, чем только захотите, краской, акрилом, гуашью, цветным лаком, морилкой, пищевыми красителями, йодом с зеленкой, краской для волос. Вариантов - великое множество) Чем клеить? Желательно клеем ПВА, но только не разбавленным, не жидким, иначе трубочки будут раскисать. Когда красить? Когда хотите, можете до плетения, а можете - после. Единственное, чтобы трубочки оставались мягкими и гибкими. Лаком изделие покрывается только после завершения работы. Лаком желательно покрывать в несколько слоев.
Интерьеры в этностиле, основанном на славянских традициях, — один из самых актуальных трендов нашего времени. Славянский стиль приближает нас к природе, сказке, традициям и магии прошлого. Натуральные материалы, цвета, оттенки, техника исполнения играют здесь ведущую роль и имеют как понятный внешний, так и скрытый тайный смысл.
Я хочу поделиться своим мастер-классом, который демонстрирует реставрацию стула в технике спирального плетения из бумажной лозы в стилизации под славянские мотивы.
С чего всё началось
Разбирая вещи на чердаке в своем деревенском доме, я наткнулась на забытый всеми старый стул. Сняла с него чехол — без него он оказался еще грустнее, чем на первый взгляд.
Но выкидывать стул я не стала, потому что как-то сразу представила его в новом облике — в оплетке из бумажной лозы, с более мягкими сиденьем и спинкой, с удобными подлокотниками. До этого момента я применяла технику спирального плетения только при изготовлении интерьерных венков, а мне очень хотелось чего-то большего. Так что старый стул мог послужить мне добрую службу и получить в своей мебельной жизни второй шанс. Сначала было даже немного страшно. А получится ли? Но я подумала: « Я научилась делать трубочки, наращивать их и освоила технику спирального плетения. Остальное — дело техники». И приступила к первой в своей жизни реставрации.
Последовательность действий:
1. Сначала я перенесла свою идею на бумагу.
2. Составила список необходимого и подготовила такие материалы и инструменты (они представлены на фотографиях).
Для лозы и плетения
Газетная бумага в рулоне, линейка, простой карандаш, ножницы, клей для бумаги, спица № 1.
Морилка на водной основе «Орех» (из расчета 1 пластиковый стаканчик / на 100 трубочек), грунт пропиточный, пульверизатор, кисть, пистолет клеевой, клеевые стержни, прищепки, клей ПВА столярный, акриловый лак для древесины, резиночки для плетения — 6 штук (на 4 ножки и 2 стойки спинки стула), пластиковый стаканчик для смешивания морилки и грунта, кусачки.
Для спинки и сиденья
Плотная портьерная ткань из полиэстера, по цвету и текстуре напоминающая рогожку, но имеющая современные характеристики: приятная на ощупь, не боится ультрафиолетовых лучей, сохраняет свой первозданный цвет даже при прямом солнечном воздействии, не требует специального ухода, практически не мнется и прекрасно отстирывается.
Для ножек и подлокотников
Газетная бумага в рулоне, морилка на водной основе «Орех» (смотрите выше).
Ветки (ива предпочтительнее).
3. Приступила к работе.
Основные этапы:
1. Я заготовила 600 бумажных трубочек. Если вы уже умеете делать трубочки и владеете техникой спирального плетения, переходите к следующему пункту. Если не умеете, то посмотрите, как это делаю я.
Рулон газетной бумаги режу на листы по 40 см длиной.
Отмечаю на листах отрезки по 7 см. Расчерчиваю лист вдоль полотна. Это важно для качества скрутки.
Правильная трубочка имеет в начале скрутки более широкое отверстие, чем в конце.
Готовлю раствор для окрашивания. Чем больше грунта добавлю в морилку, тем светлее будет оттенок.
Окрашиваю готовые трубочки, сушу, собираю в пучки по 100 шт. Перед плетением трубочки орошаю из пульверизатора. Когда основной материал для работы (трубочки) готов, замачиваю на 1 сутки ветки.
Откручиваю спинку стула для удобства дальнейшей работы. Оклеиваю с помощью столярного клея ПВА лентами из газетной бумаги металлические детали каркаса стула и окрашиваю морилкой на водной основе. Даю высохнуть.
Обшиваю сиденье и спинку поролоном.
Увеличиваю объем и мягкость за счет наполнения синтепоном.
Пристреливаю строительным степлером ткань к сиденью и спинке, стараясь хорошо натянуть полотно, чтобы не было заломов.
Размокшие ветки обтираю-излишняя влага нам не нужна. Плотно привязываю ветки к ножкам стула джутовой нитью, формируя необходимую высоту подлокотников. Из поролона формирую подлокотники, привязываю их джутовой нитью.
Начинаю оплетку стула с ножек. Для этого беру 8 трубочек, закрепляю их широкие концы резиночкой, проплетаю 2-3 ряда спиралью, чтобы получилась ровная поверхность. К этой поверхности с помощью клеевого пистолета приклеиваю концы пучка. Основа чулочка для ножки готова.
Ставлю ножку в центр чулочка и начинаю спиральное плетение вверх. Схема плетения (направление - в удобную для вас сторону в зависимости от того, вы левша или правша): пусть условно у трубочек будут номера 1, 2, 3,4,5,6,7,8. Трубочка №1 ложится поверх трубочек №2 и №3. Трубочка № 3 ложится поверх трубочек №1 (т.к. она при перемещении оказалась рядом) и трубочки № 4. Трубочка № 4 ложится поверх трубочки №3 и №5, № 5 поверх №4 и № 6, № 6 поверх №5 и № 7, №7 поверх №6 и №8 и так далее.
По мере необходимости наращиваю трубочки, используя клеевой пистолет, так как необходимо прочное и быстрое соединение, и прищепки. Оплетка ножек плавно перетекает в оплетку подлокотников.
У меня была возможность поэкспериментировать. Поэтому один подлокотник я провязывала по направлению от одной ножки к другой (пришлось приноравливаться, переворачивая стул, рисунок получился в обратную сторону). А второй подлокотник мне больше понравился: я провязала одну ножку, остановилась в точке начала подлокотника, провязала, начиная снизу, вторую ножку навстречу. На стыке шов аккуратно и незаметно переплела спиралью, закрепила клеем.
Для оплетки несущих перекладин под сиденьем также беру 8 трубочек, но в начале плетения приклеиваю их вокруг металлической трубы. Далее спиральное плетение по обычной схеме.
Для оплетки стоек, к которым крепится спинка, использую пучок из 6 трубочек с дальнейшим их наращиванием, начинаю плетение сверху стойки. В конце стойки выводу трубочки в косичку и закрываю шов, созданный степлером. Очень аккуратно! Такую же косичку кругом пускаю под сиденьем — все швы закрыты!
Вот так преобразился стул. Он стал удобнее и хорошо сочетается с элементами славянского стиля в интерьере.
Никаких трудностей при выполнении работы я не ощутила, напротив, азарт и прилив творческой энергии. Если вы уже умеете плести из бумажной лозы, то обязательно сможете применить свое мастерство в реставрации мебели. Если вы новичок в лозоплетении, то, надеюсь, я открыла для вас новые горизонты. Удачи!
Читайте также: