Плетение поясов из ниток
материал для дополнительных занятий по ручному труду. Дети знакомятся с видами плетения различных поясов из нитей. Развиваем мелкую моторику пальцев рук.
Вложение | Размер |
---|---|
pletenie_iz_nitey.docx | 681.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад №8 «Берёзка».
План работы кружка «Плетение из нитей» в подготовительной группе.
Занятия проводятся один раз в неделю, по 30 минут каждое. Конспекты занятий составлены с учётом возрастных физиологических, психологических и познавательных особенностей детей подготовительной группы. На каждом занятии педагог решает не только практические, но и воспитательно -образовательные задачи, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребёнка.
*Расширять представления детей об окружающем мире, о жизни и быте наших предков.
*Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер.
*Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.
Занятия содержат много познавательной информации, насыщены физкультминутками. Для получения лучшего результата по одной теме проводится 2-3 занятия. На первом предусматривается знакомство с изделием , его предназначением, показ и первые пробы выполнения. В зависимости от сложности второе занятие проводится как закрепление или упражнения в плетении.
- «Знакомство детей с промыслом- плетение»
- «Плетение шнурка из одной нити»
- «Закрепление»
- «Плетение пояса из одной нити»
- «Закрепление»
- «Плетение шнурочка на основе двух нитей»
- «Закрепление»
- «Плетение косички из 3 нитей»
- «Упражнять в плетении из 3 нитей».
- «Закрепление»
- «Знакомство с плетением плоского шнура из 4 нитей»
- «Упражнять в плетении плоского шнура из 4 нитей».
- «Закрепление»
- «Знакомство с плетением круглого шнурка из 4нитей»
- «Упражнять в плетении круглого шнурка из 4 нитей»
- «Закрепление»
- «Знакомство с плетением круглого шнурка из 8 нитей»
- «Упражнять в плетении круглого шнурка из 8 нитей»
- «Закрепление»
- «Знакомство со способом плетения пояса способом дёргания №1»
- «Закрепление»
- «Знакомство детей с «полотняным переплетением»
- «Упражнять детей в полотняном переплёте»
- «Закрепление»
- «Знакомство с плетением способом дёргания №2»
- «Упражнять в плетении »
- «Закрепление»
- Итоговое занятие.
План работы кружка.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад №8 «Берёзка».
«Знакомство детей с промыслом- плетение»
Задачи . Познакомить детей с одной из частей русского костюма- пояса. Познакомить с видами поясов. Познакомить с русскими обычаями, связанными с поясом. Учить уважать традиции и обычаи русского народа.
Воспитатель. Ребята, сегодня я расскажу вам о одной части русского костюма- поясе. Пояса являются неотъемлемой частью древнерусского костюма.
Подпоясанного человека «бес боится»
Еще в начале 20 столетия пояс был неотъемлемой частью славянской одежды: повседневной, праздничной, ритуальной. Самые разнообразные узорные пояса еще в 1920г насили в будни и праздничные дни, взрослые и дети, мужчины и женщины. Женщины носили пояс на талии поверх фартука, либо под грудью. Мужчины – высоко под грудью, на животе или ниже живота, обкручивая его вокруг стана не менее двух раз.
Завязывался пояс узлом спереди или сбоку чтобы концы свешивались на 20-40см и более. Способ навязывания поясов, обозначал их длину которая варьируется от 1,5 до 4м., отдельные пояса достигают 5-6м. Ширина поясов тоже различна, обычно повседневную рубаху подпоясывают тонким полувершковым поясом (22мм) или вервью (специально сплетенная изо льна веревка). Праздничную рубаху подпоясывали разноцветным, с родовой обереговой символикой вершковым поясом (44,45мм), а ритуальную рубаху широким поясом в 1,5-2 вершка(6,5-88,9мм).
Пояс в традиционной одежде объясняется не только функциональной необходимостью, но и наделяется глубоким символическим смыслом. Повязывание пояса означает готовность к деяниям и способность эти деяния осуществить.
Ношение пояса также связывалось с моральным обликом человека. Отсутствие пояса усматривалось как нарушение общепринятых норм поведения. Посей день негативное значение имеют слова: «распоясаться, поясничать и т.д.».
Пояс как часть одежды человека, принимающая форму круга, повсеместно употреблялся в качестве оберега. Считалось, что подпоясанного человека «бес боится», снятие пояса означало приобщение к потустороннему миру, к нечистой силе и т.д.
Поэтому пояс снимали при добывании цветка папоротника в ночь празднования дня Бога Купала при поисках клада.
С помощью пояса устанавливается связь между своим и чужим пространством, старым и новым домом. Так у Белорусов при переходе в новый дом хозяин перетягивает все членов семьи за пояс. Когда девица была готова выйти замуж за молодца, которого ей сватали, она дарила ему поясок.
Поясом связывали первый сноп урожая. При первом выгоне скота в поле у восточных славян было принято расстилать в воротах пояс, чаще красный. Его также привязывали к рогам коровы, клали к пастухам в сумки. Первую борозду вели коня за пояс. При покупке скота его вводили в новый дом через пояс. Во Владимирской губернии в этот момент приговаривали: «забывай старого хозяина, привыкай к новому».
В славянской традиции пояс это источник жизненной силы. Он обладает оздоровливающим и оплодотворяющим свойствами. В тамбовской губернии с целью расположить молодую к рождению детей к ней на колени сажали мальчика, она целовала его и дарила «девичий пояс». Если поясом с изображением «зайчика» опоясать свою супругу во время беременности то она будет рожать только мальчиков, продолжателей рода. Широким мужским поясом спелиновывали младенца. Пояс с родовой обереговой символикой является своеобразным фильтром, который защищает человека от негативных влияний извне: порчи, сглаза, дурных пожеланий и т.д.
Обереговые свойства пояса знахари при необходимости могли усилить определенным заговором.
Для изготовления поясов использовались различные способы и техники. Наиболее красочными и разнообразными орнаментами отличаются бранные пояса тканные на ниту, бердо или сволочку.
Пояса делали, как правило, из разноцветных шерстяных ниток, иногда с добавлением льняных (реже — шелковых). Узоры их были очень разнообразны — от простых продольных или поперечных полосок до скошенных геометрических мотивов, выполнявшихся браным способом (на дощечках-бральницах). Народные пояса делали длинными, концы их украшали пышными кистями, отделывали бисером, стеклярусом, шариками-пушками.
Цвета для пояса подбирали большей частью яркие и контрастные, но народные мастерицы умели при этом избегать излишней пестроты — все многоцветные гаммы подчинялись одному ведущему цвету: красному, оранжево-желтому или другому.
Нарядный красочный пояс служил дополнением к народному костюму, как женскому, так и мужскому. Изготовлялись пояса разными способами. Посмотрите, я принесла вам образцы разных поясов и верёвочек .
ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОЯСОВ
Пояса отличаются способом изготовления. Они бывают нитяными, витыми, плетёными, ткаными, браными и шитыми.
Наиболее простой, но важный пояс — нитяной. Его делает мама для своего новорожденного ребёнка в самые первые дни после родов. Обычно для этого берут 1-3 льняных нити (красных или светлых цветов). Нити женщина может достать из своей или отцовской ношеной одежды. Иногда заранее, если позволяет время, готовят для этого «первонить»: будущая мама с наговорами высеивает отдельно (на хорошем месте) лён. Потом сама его убирает и обрабатывает, когда никто не видит, выпрядая одну ниточку в определённый, благоприятный для этого день. Её она завязывает своему младенцу после родов сначала на запястьях, может ею перевязать пуповину у дитя или повесить на эту нить детский нательный оберег.
Когда у новорожденного заживает пупок, ему надевают тонкий витой (или плетёный косичкой) поясок-тельник, который он будет носить до совершеннолетия. В тельник для младенцев иногда вплетают волосы родителей. Показывать его посторонним нельзя. Поясок-тельник дети носят под одеждой до половозрелости или до совершеннолетия, когда слабеет энергетическая связь между ребёнком и его родителями. Но многие предпочитают носить такой пояс и дальше (если не на теле, то в потайном кармашке) как оберег, хранящий родительскую любовь. Об этом до сих пор в народе говорят: «Материна молитва со дна моря достанет». Многие женщины, выходя замуж и вынашивая ребёнка, начинают носить вместо тельника мужнин повседневный пояс, как оберег.
Витые пояса просты в изготовлении, ими подпоясывают повседневную одежду и дети, и взрослые. Они могут быть и одноцветными, и многоцветными. Обычно заканчиваются одной кистью. Иногда делают праздничную «перевить» — из многих, заранее свитых верёвочек, тогда и кистей может быть больше («двухрядки», «трёхрядки»). Короткие витые пояски и верёвочки изготавливают без всяких приспособлений, длинные — с помощью деревянных «крюков» или дощечек с отверстиями для продёргивания нитей.
Плетёные пояса изготавливаются различными способами. Один из самых простых — «на крюке» («на стене»). Так этот способ назвали в народе из-за того, что нити для плетения пояса закрепляются (за середину или за один конец) на крюке, вбитом в стену дома. Количество нитей, начиная с трёх («косичка»), может быть любым и зависит от техники плетения и мастерства человека. Переплетение на повседневных поясах обычно полотняное, на праздничных поясах может использоваться саржевое или иное. Выбор цвета и нитей зависит от назначения пояса. Обычно это тонкие пояса-плетешки, их делают и для детей, и для взрослых, используют в домашнем хозяйстве (например, для завязывания мешков с крупой или иными припасами).
Часто детские, юношеские и тонкие женские пояса плетут «на вилке» («на рогульке»). Обычно «вилка» (деревянный сучок) вырезается из берёзы — женского дерева. Нитки для пояса закрепляются в развилке за середину. Плетётся сначала одна половина пояса, затем другая. Используют полотняное (узоры «змейка», «ёлочка») или саржевое переплетения.
Нарядно и празднично выглядят круглые плетёные пояса. Наиболее извест-ный способ — «на вице», т.е. на гладкой ветке (пруте). Современные названия - «на игле»,»на спице», «в бутылку». Плетение происходит за счёт завязывания узлов на нити основе вокруг деревянной гладкой вицы или металлической спицы. Нить основы при этом поворачивается, закручиваясь с узлами по спирали вокруг вицы (узоры — «спираль», «радуга»). Если менять направление завязывания узлов, получится узор «змейка-зигзаг», или «ужик». Такие пояса изготавливают из цветных шерстяных или хлопковых нитей. Круглый пояс считается мужским, он удобен для занятий по хозяйству и для воинских упражнений, так как обладает способностью чуть растягиваться и стягиваться обратно. Может быть однотонным, но чаще их делают разноцветными. Круглый пояс обязательно заканчивается красивой кистью. Веси используют его и как праздничный.
Ещё один круглый пояс плетётся «дерганьем» на руках («на пальцах») без всяких приспособлений (кроме крюка, куда нити крепятся за середину). Узлы завязываются простым перебором петель, закреплённых на пальцах обеих рук. Таким «дерганьем» можно плести и плоские тонкие пояса, тесёмки, завязки; для этого нужно поменять способ перебора петель на пальцах. Этот способ удобен для изготовления маленьких детских поясков, всевозможных завязок для волос и для хозяйственных нужд.
Особого отношения к себе и особой подготовки требуют тканые пояса. Они могут быть просто «ткаными»: когда узор набирается сам собой в зависимости от заправки нитей, или «браными» — когда узор дополнительно выбирается рукой или челноком из общей заправки нитей. Браные узоры обычно рисуются и просчитываются заранее, ещё до ткачества. Тканые пояса — это опояски, покромки, мужские полосатые пояса («радуги»). Браными делают все кушаки, праздничные и обрядовые покромки.
Известно множество способов изготовления тканых поясов: на дощечках, на бёрдышке, на ниту, на станке.
Деревянные дощечки («топки», «кружки») делаются в виде квадрата с закруглёнными углами и имеют в каждом углу отверстие для нитей. Они легко помещаются в ладонь. Обычно для изготовления пояса требуется от 10-ти до 30-ти дощечек (может быть и больше), их количество определяет узор и ширину пояса. Узор зависит и от того, какой стороной мы сложим дощечки друг с другом, в каком порядке будем их перебирать. На дощечках можно набирать как простейшие узоры («семечки», «зёрнышки», «ростки»), так и очень сложные (например, надписи и руны). Пояса с надписями в народе называют по количеству вытканных слов: «однословки», «двусловки», «трёхсловки» и т.д. Возможности набора узора ограничены количеством дощечек, которые человек может одновременно удержать и провернуть в руке при ткачестве.
Бёрдышко («бёрдо») представляет собой особое устройство с прорезями, которое иногда называют прообразом ткацкого станка. В старину бёрдышки выполнялись из цельной деревянной дощечки, позднее их стали делать наборными. Верх и низ у такой дощечки всегда украшают обережными знаками солнца, земли и плодородия. Прорези в бёрдышке разделяют нити основы и нити узора. Если хотят сделать узор выпуклым, то нити для основы берут льняные (тонкие и прочные), а на узор используют шерстяные, хлопковые или льняные в несколько сложений. Для закладного ткачества цветные (часто – шерстяные) нити используются для утка.
Тканьё на ниту («на сволочках», «на ниченках») — более сложный и трудоёмкий при наборе старинный способ. Как правило, им ткут браные праздничные и обрядовые пояса-кушаки. Сволочок — это гладкая палочка («чурочка»), на которую накручиваются нити основы. Кроме этого делаются нитницы — петельки, через которые проходят нити основы. Узор при тканье выбирается так же, как и на бёрдышке, но строится по-другому. Пояса на ниту обычно двухсторонние, то есть узор читается с обеих сторон пояса, но по-разному. Таким способом можно выткать широкий и сложный трёхчастный узор
Широкие пояса можно закладывать и ткать на станке. По внешнему виду они мало отличаются от пояса на сволочках. Но энергетика пояса, сотканного на ниту, гораздо сильнее. Когда искусство ткачества на ниту и станке стало забываться, появились шитые пояса. На ткани стали вышив вышивать набором, подражая браному узору. Шитые пояса украшались жемчугом (девичьи) или самоцветами; позднее их заменил бисер, что изменило и ослабило обережную энергетику пояса.
Вряд ли причина забвения определённых видов ткачества и плетения поясов только в трудоёмкости их изготовления. И сейчас многие люди ради любопытства изготавливают 1-2 пояса разными способами. Но, чтобы делать это постоянно и в совершенстве, человеку (пояса раньше изготавливали и мужчины, и женщины) нужно обладать определёнными качествами: скромностью, смирением, терпением, простотой, спокойствием, самодостаточностью, умением трудиться в уединении, просветлённым умом и т.д. Все эти качества говорят об определённом уровне духовного развития Русского народа. На готовом поясе ясно видно отражение внутреннего состояние человека, во время его изготовления. У людей злых, завистливых, корыстных, ленивых просто теряется желание делать браные пояса, так как сам внешний вид пояса показывает уровень развития внутренних качеств его изготовителя. Все мастера знают, что часть пояса, набранная в «плохой» день или с отрицательными мыслями, будет заметно отличаться от ровной предыдущей части. Тканьё поясов иногда называют «трудовой» или «тихой» медитацией, способом смирения и воспитания своих чувств. Раньше девочек и мальчиков приобщали к ткачеству поясов и другим рукоделиям с 3-4 лет не только ради развития их «тонкой моторики», но главное — ради воспитания и взращивания определённых качеств характера, умения владеть своими чувствами и управлять собой. Любое рукоделие (прежде всего – бранный пояс или вышивка без канвы) отражает внутреннее состояние человека, выставляя его «на вид». Например, молодая супруга на свадьбе должна была вручить каждому из гостей поясок своего изготовления — то есть каждый мог оценить и мастерство девушки и её внутренние качества по этому подарку. Юноша готовил к свадьбе для своей избранницы, кроме других подарков, и узорный тканый пояс, который многие женщины хранили и использовали как оберег всю свою последующую жизнь (а особенно – во время вынашивания ребёнка или в долгое отсутствие мужа). Этот пояс должен быть выполнен безошибочно и безукоризненно, как знак дальнейшего благополучия в совместной семейной жизни.
Издавна, ещё в Древней Руси существовала методика без узелкового плетения косичек и шнуров. В работе могло находиться от 3 до 15 и даже более нитей. Плетёные косички могут быть разными: узкими и однотонными, широкими и разноцветными и наоборот. Косички можно использовать как пояс, как тесьму, как ручки для сумок. Для плетения косичек годятся и тесьма, и нити, и шнуры.
Например: плетеные пояса— они всегда сопровождали человека с древних времен. Пояса завязывались поверх одежды и были обязательны. Плели пояса из льняных или шерстяных нитей. Пояса были и широкими и узкими, простыми и с орнаментом. Пользовались для плетения разными способами.
Цветная косичка из семи нитей
Видео
Для начала нужно нарезать нити, их длина должна быть в 1,5 – 2 раза длиннее готового изделия. Затем приступаем к работе. Располагаем нити в нужном порядке, завязываем узел и булавкой прикрепляем к валику или подушке.
У нас нити располагаются в следующем порядке: светлая, тёмная и так далее. Теперь берём светлую нить крайнюю слева кладём на рядом лежащую тёмную нить и пропускаем под следующими двумя ( светлой и тёмной).
Теперь тоже самое проделываем с правой стороны: светлую нить на тёмную и под две (светлую и тёмную).
Всё дальнейшее плетение продолжается по принципу: пропускаем крайнюю нить под соседней и накладываем на две следующие. И вот в итоге что получается:
Если плести немного по другому: крайняя нить на две соседние сверху и вниз под следующую нить; так продолжать с двух сторон попеременно, то получается:
Нити для плетения пояса можно использовать разных цветов.
Плетеный пояс из ниток
Пояс — это маленькая, но очень важная деталь гардероба. Не всегда получается подобрать пояс к одежде. Решение такой задачи может быть очень простым. Если к наряду подойдет плетёный пояс, то сплести его можно из ниток, тесьмы, лент.
Срочно подруге понадобился пояс. Времени для изготовления — день. Цвет пояса — бежево-коричневый. Длина пояса 1,50 см.
Отмеряем и нарезаем нити: «Астра» персиковые нити в 4 сложения, светло-коричневая синтетика (катушечные нитки №80) в 28 сложений, «Сирень» коричневая нить в 4 сложения, льняная крученая нить в 2 сложения. Из того что было собрала ассорти. Связала в пучок 7 прядей и плела как косичку. На концах пояса завязала узелки.
Полезное видео
Посмотрите еще ролик про плетение пояса из двух нитей:
Пояса – это достаточно важный элемент в изготовлении народной тряпичной куклы. Как и в традиционном народном костюме на эту часть одежды стоит обратить внимание. Наш мастер-класс в первую очередь рассчитан на мастериц народной тряпичной куклы. Другим тоже будет интересны те варианты плетения, которые мы предлагаем, например, для изготовления фенечек.
В нашей статье мы рассмотрим, как можно сплести пояс из ниток тремя способами и расскажем как оформить концы пояса. Для этих поясов не нужно никаких приспособлений, только руки и небольшой крючок, который можно найти в каждом доме. Нитки для кукольных поясов у нас взяты хлопчатобумажные 430м в 100гр. Плетения «Сердечко» и «Птички» взяты из книги Е.И. Осиповой и использовались для создания настоящих поясов в русском народном костюме. Конечно для настоящих поясов нитки нужно брать более толстые или использовать пучки ниток в несколько сложений.
Пояс плетеный «Сердечко» из ниток.
Пояс «Сердечко» плетется из 6 пучков нитей. Интересно взять нити разных цветов – на каждые два пучка свой цвет нити. Распределите цвета нитей симметрично относительно центра. Интересно получается если взять 4 нити одного цвета и 2 нити второго цвета. Соберите все пучки нитей вместе завяжите на конце узел и зафиксируйте этот узел на каком-нибудь выступе в доме. Начинайте плетение.
Плетение пояса «Сердечко» смотрите по приведенной схеме. Начинайте плести пояс с левой стороны. Крайнюю первую нить проведите под 2-й и над 3-ей. Далее с правой стороны крайнюю 6-ю нить пропускаем под 5-й и над 4-й и 1-й. Далее ход операций повторяется.
Пояс плетеный «Птички» из ниток.
Плетение пояса «Птички» смотрите по схеме. Крайнюю слева первую нить пропускаем над 2-й и 3-й. Далее крайнюю справа 6-ю нить пропускаем над 5-й, 4-й и 1-ой нитями. Процесс плетения повторяем до нужной длины пояса.
Цвета и нити в поясе «Птички» можно располагать по разному: на примере три цвета по две нити каждого и расположены они симметрично центра.
Вот такой пояс получается, если нити брать двух разных цветов (четыре одного и два другого цвета) и располагать их симметрично относительно центра.
Такое плетение получиться из двух цветов нитей, по три нити каждого цвета. Расположить нити первоначально одного цвета с одной стороны и нити другого цвета с другой стороны.
Пояс крученый «Витой шнур» — самый простой.
Пояс для тряпичных кукол обычно делается именно этим плетением. Оно самое распространенное, быстрое и простое. Толщину можно сделать любую. Чем мы толще хотим получить пояс, тем толще или больше нитей нужно взять. В цвете нас тоже ничего не ограничивает. Технологически этот шнур состоит из двух пучков нитей перекрученных друг с другом. Пучки могут состоять из одного цвета нитей или из разных. От этого зависит конечный результат.
Возьмите пучок нитей. Закрепите один конец ее за какой-нибудь выступ или дайте второму человеку в руки. Держите нить в натянутом состоянии, и начинайте скручивать ее в одну сторону. Скручивать нужно достаточно долго.
Продолжайте держать нить в натянутом состоянии найдите середину и перегните нить по центру. При этом совместите края пучка.
Отпустите центр нитей и дайте шнуру самому закрутится. Проведите несколько раз рукой по шнуру, расправляя если необходимо возникшие неровности. Сделайте узелок на второй стороне шнура, закрепив его тем самым от распускания.
Оформляем концы пояса для тряпичной куклы.
Конечно можно просто оставить на концах пояса узелки и на этом остановится. Но традиционно концы пояса в национальном русском костюме старались оформлять богато: кистями, помпонами, дополнительным плетением, мартиничками .
Мы предлагаем пояс для тряпичной куклы оформить обычной кистью.
Определите длину пояса и сделайте узелки с каждого конца.
Намотайте на руку нити. Сделайте две одинаковые намотки. Каждая намотка на один конец пояса.
Разрежьте намотки, получились две одинаковые пасмы ниток.
Одну пасму разделите пополам.
Приготовьте еще два небольших отрезка из ниточки.
Кладем на стол первый дополнительный отрезок нити.
Сверху ниточки из половины пасмы кладем перпендикулярно первой нити.
Далее кладем конец пояса. Узел должен быть ниже, чем дополнительная нить.
Сверху кладем вторую часть ниток из первой пасмы.
Поднимаем концы дополнительной нити и завязываем узел. Концы этой нити уйдут в кисточку.
Под узлом пояса перевязываем еще одной дополнительной ниткой.
Концы кисточки подрезаем. Если у вас концы последней дополнительной нитки торчат в разные стороны, то уберите их в центр кисти при помощи крючка.
Сделайте еще одну кисть на втором конце пояса, использую вторую пасму.
Пояс издревле являлся хранителем «калиты», т. е. кошелька: на поясе и за поясом хранили оружие.Помимо кошелька и оружия, к поясу прикреплялись кресало, нож и мешочек с табаком, а за пояс ямщики затыкали кнутовище бича или кнута. У женщин к поясу прикреплялся карман, в котором хранились ключи от кладовок, сундуков и лакомства для детей, почему со временем такой карман был назван «лакомка». Сегодня поясок, сплетенный своими руками, может стать отличным подарком
Вложение | Размер |
---|---|
pletenie_iz_nitok_oberezhnogo_poyasa_fenechki.pptx | 1.06 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мастер-класс Плетение из ниток обережного пояса ( фенечки ) Милованова Галина А лександровна,учитель технологии МБОУ «СОШ№1»
Значение пояса в русских семейно-бытовых обычаях и обрядах Пояс издревле являлся хранителем « калиты » , т. е. кошелька: на поясе и за поясом хранили оружие. Помимо кошелька и оружия, к поясу прикреплялись кресало, нож и мешочек с табаком, а за пояс ямщики затыкали кнутовище бича или кнута. У женщин к поясу прикреплялся карман, в котором хранились ключи от кладовок, сундуков и лакомства для детей, почему со временем такой карман был назван « лакомка » .
О большом значении, которое придавалось поясу, свидетельствуют меткие народные выражения, связанные со словом « пояс » . Например, « распоясаться » означает утратить приличие поведения. По русским поверьям, ходить без пояса было так же « грешно » , как и без креста. В русском фольклоре « без креста, без пояса » появляются отрицательные герои.
В славянской традиции пояс - это источник жизненной силы. Чтобы прожить долгую и счастливую жизнь, перед тем, как надеть пояс, на него наговаривали трижды такой заговор: «Пояс-поясок, замыкай кружок, обними меня, защити меня!» Если человек заболевал, то, чтобы поскорее выздороветь, он шел в лес, кланялся осине, обнимал ее и говорил этот заговор: «Осина, осина, возьми мою трясину, дай мне легкоту , сними ломоту.» После этого перевязывал ее своим поясом и возвращался домой
Мастер-класс Плетение из ниток обережного пояса ( фенечки ) Что нам понадобится: • нитки любые (от ириса до грубой толстой шерсти) • заготовка из картона • время - зависит от длины пояса или фенечки (на 20 см около 15-20 минут)
Технология выполнения: Создаем заготовку (шаблон) Его конструкция: Восьмилистник Форма может отличаться. Главное, чтобы нити не выпадали из прорезей и рукам удобно было перебирать нитки.
Готовим нитки к работе Отрезаем 7 нитей нужной длины. Нити могут быть одного цвета, могут быть разноцветные. Красиво смотрятся контрастные цвета. Лучше, если нити будут одной толщины, чтобы поясок ( фенечка ) выглядел аккуратней.
Плетем пояс ( фенечку ) Узелок продеваем в центральную дырочку заготовки. Распределяем нитки по прорезям. Останется одна пустая. Для удобства на этапе обучения удобно пустую прорезь держать вверху.
. Плетем пояс ( фенечку ) Пальцы правой руки (для правшей) находятся под заготовкой и держат узелок. И теперь мы готовы!
Плетем пояс ( фенечку ) Относительно пустой прорези отсчитываем третью нитку, вынимаем ее из своей прорези и перекладываем в пустую. Всё! Теперь это действие повторяется до конца плетения пояса ( фенечки ).
Плетем пояс ( фенечку ) Контрольный вопрос: какую цветом нить мы будем перекладывать? Ответ: зеленую. Поворачиваем заготовку всегда в одну сторону, по часовой стрелке.
Пальцы держат узелок, который по мере накопления переплетений продвигается ниже, и мы видим результат нашей работы. Естественно, что нити будут немного путаться под заготовкой. Сделав 5-6 перекладываний, пальцами, будто расческой, делаем движение от заготовки к краям. Когда одна из нитей уже не дотягивается до прорези, все нити вынимаем и готовый поясок снизу закрепляем узелком .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Плетение из газет. ЕЛОЧКИ. Спиральное плетение. Мастер-класс
Пост для любителей плетения из газетных трубочек. Начинаем подготовку к Новому году) Предлагаю вам сплести елочку спиральным плетением. Нашла отличный мастер-класс от польской рукодельницы Pracownia A.
Мастер - класс "Изготовление фиалки из ниток и проволоки"
Поэтапное изготовление поделки.
Мастер-класс "Картины из нарезанных ниток"
В каждом доме найдутся разноцветные нитки для вязания или кусочки трикотажа, который можно распустить. Кто-то просто их выкидывает, а мы нашли этому применение.Ведь если нитки уложить в определё.
Мастер-класс по теме: «Ромашка. Объёмный цветок из ниток»
Ромашка – нежный летний цветок очень любимый в России. Я предлагаю выполнить из ниток садовую ромашку – крупный белый цветок с жёлтой серединкой. Для изготовления цветов и листьев я использовала техно.
Мастер-класс по теме: «Кукла-оберег из ниток»
Предлагаю участникам мастер-класса выполнить маленькую куколку-оберег из ниток. Она может послужить сувениром, подарком, приятной вещицей, глядя на которую улучшается настроение.
Мастер-класс по теме: «Кукла-оберег из ниток «Казак»»
Предлагаю участникам мастер-класса выполнить куклу-оберег из ниток «Казак». Эта работа, выполненная своими руками, может послужить сувениром, подарком, приятной вещицей, глядя на которую улучшае.
Читайте также: