Плетение из соснового корня на вятке
Чтобы отписаться от новостей другого пользователя, щелкните на значке настроек в этом событии и выберите нужный пункт.
Плетение из соснового корня
Этот самобытный и весьма оригинальный вятский промысел получил известность в конце XIX века. Большее количество плетеных изделий производилось мастерами-умельцами, живущими в селе Бобино. В здешних местах было достаточно много материала для работы (сосновые и еловые корни), который заготавливали сами кустари. Кроме того, совсем неподалеку находился основной центр сбыта изделий из соснового корня – город Вятка.
Плетение из корня распространено во многих регионах России и везде изделия носят свои названия: «коренушки», «корешатики», «кореноватки», «корневатики». Из название понятно, из какого материала изготавливаются изделия.
Основными районами развития этого промысла можно назвать территорию Архангельской, Кировской областей, республики Мордовии. Это лесная зона, и населяющие ее люди издавна рачительно использовали уникальные свойства корней хвойных пород деревьев: сосны, ели, пихты и кедра.
Плетение является одним из наиболее древних русских ремесел. Веками, в процессе его развития, мастера-умельцы разработали большое количество различных приемов и вариантов плетения. Само ремесло плетения имело свойство легко подстраиваться под житейские нужды простого народа.
Особенно плетение из соснового корня было распространено в северных регионах нашей страны, в частности, на Вятской земле.
В традиционной народной среде это было чисто мужским ремеслом, так как оно требовало применения большой физической силы. Изделия из соснового корня всегда отличались красотой и прочностью, но для того, чтобы их изготовить, требовалось много труда, времени и терпения. Так, например, для того, чтобы сплести небольшую солонку, мастеру требовалось два дня, а на крупный короб у него уходило от трех до четырех месяцев. Все изделия хранились долгое время, благодаря смолистой природе самого материала.
Красота и практичность этих изделий поражала многих. Так, в 1890 году в местной газете «Вятские губернские ведомости» был дан следующий комментарий: «Плетут разнообразные изделия, которые не могут не обратить на себя внимание по прочности, красоте и дешевизне…» Основными изделиями из соснового корня являлись сундуки, корзины для белья, дорожные корзины с отделкой из камыша (круглые, овальные, с разнообразными ремнями и замками), баулы, «чаруши» для выпечки хлеба, сухарницы, корзины для хранения бумаг, а также различные мелкие изделия. Наиболее качественные плетеные изделия отправлялись на продажу в Москву, Петербург, Одессу и Харьков.
Самым известным и талантливым мастером того времени являлся Николай Тимофеевич Бабинцев, уроженец села Бобино. Экспонаты его работ были представлены на выставке и удостоены высших наград.
Техника плетения передавалась из поколения в поколение, сохраняя древние традиции ремесла. Изделия из корня очень красивые и прочные.
Изготовление таких предметов требует много времени и труда. Ремесло уникально еще и тем, что промышленным способом сырье заготовить не удается. Это всегда тяжелый ручной труд.
Промысел плетения из соснового корня не отличается повышенным уровнем сложности. Кроме того, для него не требуется крупных приспособлений и большое количество инструментов, что позволяет заниматься плетением из соснового корня в домашних условиях.
На уроках технологии, изобразительного искусства в нашем классе мы часто изготавливаем поделки своими руками. За два года обучения, благодаря моему педагогу Галине Дмитриевне Дегтеревой — творчество, рукоделие, создание вещей, поделок своими руками очень полюбилось мне и стало частью моей жизни. Я также с удовольствием посещаю уроки краеведения Ольги Леонидовны Фокиной. В моей коллекции работ есть и традиционные промыслы Вятского края, например, Дымковская игрушка.
Вятский край — самобытный центр народных промыслов России. Народные художественные промыслы на Вятке зародились в крестьянской среде. Неустойчивость климата, неплодородие земли заставляли крестьян искать подспорье главному занятию — земледелию. Такой поддержкой для вятчан стали ремесла. В начале XX века Вятская губерния занимала первое место в России по числу кустарей. Секретами промыслов овладевали в детстве, их бережно хранили и передавали по наследству из поколения в поколение. Прекрасная глина, рожь и лен, пушнина и другие природные ресурсы служили и служат основой для создания рукотворных изделий. И, конечно, главное богатство Вятского края — лес — щедро одаривал умельца сырьем.
Промысел плетения из соснового корня — яркий пример традиционного промысла Вятского края. Изделия из соснового корня — это красивые, экологически чистые предметы быта — посуда и различные емкости для хранения. Средний срок службы изделия — более ста лет. Плетеные изделия привлекают людей своей красотой, изящностью и разнообразием форм, возможностью использования изделий в быту, своей долговечностью, экологичностью и редкостью данного ремесла.
Многие молодые люди обращаются к истории и возражают традиции промыслов Вятского Края. В нашем городе живет молодой мастер по плетению из соснового корня — Евгений Соловьев. Ему всего 19 лет, родом он из Подосиновца, Кировская область. Он студент Вятского Государственного Университета. Евгений Соловьев является руководителем студии по плетению из соснового корня в «Областном Доме Народного Творчества» города Кирова.
В Народную самодеятельную студию «Наследие» при «Подосиновском Доме ремесел» Евгений Соловьев пришел заниматься в 2009 году. Начальные сведения по плетению из соснового корня получил самостоятельно. Евгений заинтересовался этим ремеслом, подумал о его перспективах и пришел на занятие к мастеру. Учителем Евгения стал Нагаев Николай Михайлович — народный мастер Кировской области. За первый год обучения Евгений добился хороших результатов, стал участвовать в мастер-классах в школах, среди взрослых в районе, областном центре и в соседней Вологодской области (Великий Устюг, К.Городок, Никольск). После трех лет обучения Евгения приняли на работу методистом «Дома ремесел» в г. Киров. Евгений Соловьев проводит выездные мастер-классы в г. Кирове, Вологодской области, Костромской области, Свердловской области, Московской области, Новосибирской области, Республике Коми.
В первые годы обучения молодому мастеру хотелось просто понять все принципы и особенности данного ремесла, так как это очень древний и почти забытый вид промысла. В последующие годы он осознал, что в нашей области ремеслом занимается очень мало людей, и с 2012 года стал активно заниматься обучением желающих этому ремеслу. С мастер-классами Евгений Соловьев побывал почти во всех крупных областях России и сейчас старается помочь освоить это ремесло тем людям, которые проявили к нему интерес. Своей целью Евгений считает развитие и поддержание данного ремесла в нашем крае.
Мне посчастливилось встретиться с этим мастером. Он рассказал много интересного и показал мне основы работы с сосновым корнем. Сосновый корень добывают и заготавливают осенью в сосновых борах. Его вымачивают и просушивают. Основой изделий служит ивовый прут. Для плетения мастеру необходим нехитрый инструмент — нож и шило. Данное ремесло требует усидчивости, аккуратности и большого терпения.
Я с огромным интересом общалась с Евгением Соловьевым. Рассказ и мастер-класс по плетению из соснового корня стали частью моего исследования «Игра-лото «Вятские народные промыслы»», которое я представляла на научно-практических конференциях школьников в г. Кирове.
Основные термины (генерируются автоматически): сосновый корень, Вятский Край, киров, евгения Соловьев, Кировская область, молодой мастер, Россия, плетение, ремесло.
Самобытное, одно из древних народных ремесел – плетение из соснового корня зародилось давно, то ли на архангельской ,то ли на вятской стороне, а может в республике Коми, но главное - вдоль торговых путей с Северной Двины на Волгу.
На Вятке мастеров звали чарушечниками, по главному изделию-чаруше, в которой выпекали караваи хлебные; в конце Х1Х века в Вятском уезде было более ста мастеров, их изделия продавали даже за границу.
Вятская чаруша на фото:
В Северном крае изделия из корня называли коренниками, корневушками, использовали в хозяйстве, плели лишь в той местности, где рядом были сосновые боры.
Изделия из соснового корня экологически чистые, прочные и долговечные. Они пригодны для постоянного использования как предметы кухонного и столового обихода. Блюдо, поднос, корзинка, ваза – все подойдет для хлеба на столе, печенья, конфет, фруктов. Послужат подлинным украшением вашего интерьера эксклюзивные и оригинальные шкатулки, коробушки, скульптурные изделия ручной работы.
Прочность и долговечность на десятилетия гарантируется оригинальной технологией ручной работы. От длительного времени древесина изделия только потемнеет, что не является препятствием его использования. В случае загрязнения – можно мыть водой с мылом мягкой щеткой или губкой, после чего высушить. Не забывайте: это дерево! При сильном ударе может сломаться. Вещи можно отремонтировать и пользоваться много лет
. Несложность промысла, отсутствие крупных приспособлений и незначительное количество инструментов дают возможность вести работу в жилых помещениях, не требуя отдельных мастерских. Материал: корень сосны, ели и ивовый прут для основы – в тайге не проблема. В настоящее время плетением занимаются в Кировской, Архангельской областях и в республике Коми – традиции возрождаются уже на современном уровне.
Подробнее о ремесле:
Привлекает это ремесло тем, что оно легко приспосабливается к житейским надобностям. Чего только не плели! Посуду и предметы интерьера, мебель, повозки, всевозможные рыбацкие и охотничьи приспособления.
Техника плетения передавалась из поколения в поколение, сохраняя древние традиции ремесла.
На русском севере наряду с другими видами плетения было распространено плетение из соснового корня.
Изделия из корня очень красивые и прочные. Изготовление таких предметов требует много времени и труда.
Корни ели, сосны, кедра, пихты необыкновенно гибки. Свежий корень легко завязать узлом, не опасаясь сломать его. Высыхая, корень становится упругим и прочным, а глянцевитая поверхность очищенного корня необыкновенно красива. Поэтому крестьянские умельцы не обошли корни своим вниманием.
Если от плетеного сосуда требовалась высокая прочность, его плели из корней хвойных деревьев. Различную утварь из них – солоницы, крупеницы, корзины – называли корневушками. При выделывании корневушек применяли особую технику плетения – спиральную. Укладывая спиральными витками более толстый корень – основу, последовательно обвивали виток за витком тонким корнем – оплеткой.
Для изготовления различных видов изделий используются всего 3 вида плетения: овальное, круглое и прямоугольное.
Подробнее о них…
Сначала делается «заплетка», т. е. основание изделия.
Для этого по спирали оплетается более толстый корешок — основа тонкими корешками, захватывая предыдущий ряд. На заплектку замачиваем круглый неслоеный корень нужного диаметра одновременно со слоеным корнем. Затем идет обычное плетение.
Изделие сушится после каждого приема плетения. Для продолжения работы края снова замачиваются.
Сосновые корни прочные, упругие и гибкие, при высыхании затвердевают. Сосновый корень отличается долговечностью, из него делают изделия различного бытового назначения: корзины, хлебницы, шкатулки, короба, конфетницы, вазы, подносы и многое другое. Изделия отличает строгость форм и натуральный благородный цвет. Даже темнея с годами изделия только выигрывают. По времени изготовления на небольшую солонку требуется 2 дня, если плести не спеша и из уже подготовленного материала. На крупный короб уйдет 3-4 месяца.
Плетение из корня распространено во многих регионах России и везде изделия носят свои названия: «коренушки», «корешатки», «кореноватки», «корневатки» .
Из название понятно, из какого материала изготавливаются изделия. Ремесло уникально еще и тем, что промышленным способом сырье заготовить не удается. Это всегда тяжелый ручной труд .
В традиционной народной среде это ремесло было в основном мужским, поскольку для работы требуется большая физическая сила.
Самобытное, одно из древних народных ремесел – плетение из соснового корня зародилось давно, то ли на архангельской ,то ли на вятской стороне, а может в республике Коми, но главное - вдоль торговых путей с Северной Двины на Волгу.
На Вятке мастеров звали чарушечниками, по главному изделию-чаруше, в которой выпекали караваи хлебные; в конце Х1Х века в Вятском уезде было более ста мастеров, их изделия продавали даже за границу.
Вятская чаруша на фото:
В Северном крае изделия из корня называли коренниками, корневушками, использовали в хозяйстве, плели лишь в той местности, где рядом были сосновые боры.
Изделия из соснового корня экологически чистые, прочные и долговечные. Они пригодны для постоянного использования как предметы кухонного и столового обихода. Блюдо, поднос, корзинка, ваза – все подойдет для хлеба на столе, печенья, конфет, фруктов. Послужат подлинным украшением вашего интерьера эксклюзивные и оригинальные шкатулки, коробушки, скульптурные изделия ручной работы.
Прочность и долговечность на десятилетия гарантируется оригинальной технологией ручной работы. От длительного времени древесина изделия только потемнеет, что не является препятствием его использования. В случае загрязнения – можно мыть водой с мылом мягкой щеткой или губкой, после чего высушить. Не забывайте: это дерево! При сильном ударе может сломаться. Вещи можно отремонтировать и пользоваться много лет
. Несложность промысла, отсутствие крупных приспособлений и незначительное количество инструментов дают возможность вести работу в жилых помещениях, не требуя отдельных мастерских. Материал: корень сосны, ели и ивовый прут для основы – в тайге не проблема. В настоящее время плетением занимаются в Кировской, Архангельской областях и в республике Коми – традиции возрождаются уже на современном уровне.
Подробнее о ремесле:
Привлекает это ремесло тем, что оно легко приспосабливается к житейским надобностям. Чего только не плели! Посуду и предметы интерьера, мебель, повозки, всевозможные рыбацкие и охотничьи приспособления.
Техника плетения передавалась из поколения в поколение, сохраняя древние традиции ремесла.
На русском севере наряду с другими видами плетения было распространено плетение из соснового корня.
Изделия из корня очень красивые и прочные. Изготовление таких предметов требует много времени и труда.
Корни ели, сосны, кедра, пихты необыкновенно гибки. Свежий корень легко завязать узлом, не опасаясь сломать его. Высыхая, корень становится упругим и прочным, а глянцевитая поверхность очищенного корня необыкновенно красива. Поэтому крестьянские умельцы не обошли корни своим вниманием.
Если от плетеного сосуда требовалась высокая прочность, его плели из корней хвойных деревьев. Различную утварь из них – солоницы, крупеницы, корзины – называли корневушками. При выделывании корневушек применяли особую технику плетения – спиральную. Укладывая спиральными витками более толстый корень – основу, последовательно обвивали виток за витком тонким корнем – оплеткой.
Для изготовления различных видов изделий используются всего 3 вида плетения: овальное, круглое и прямоугольное.
Подробнее о них…
Сначала делается «заплетка», т. е. основание изделия.
Для этого по спирали оплетается более толстый корешок — основа тонкими корешками, захватывая предыдущий ряд. На заплектку замачиваем круглый неслоеный корень нужного диаметра одновременно со слоеным корнем. Затем идет обычное плетение.
Изделие сушится после каждого приема плетения. Для продолжения работы края снова замачиваются.
Сосновые корни прочные, упругие и гибкие, при высыхании затвердевают. Сосновый корень отличается долговечностью, из него делают изделия различного бытового назначения: корзины, хлебницы, шкатулки, короба, конфетницы, вазы, подносы и многое другое. Изделия отличает строгость форм и натуральный благородный цвет. Даже темнея с годами изделия только выигрывают. По времени изготовления на небольшую солонку требуется 2 дня, если плести не спеша и из уже подготовленного материала. На крупный короб уйдет 3-4 месяца.
Плетение из корня распространено во многих регионах России и везде изделия носят свои названия: «коренушки», «корешатки», «кореноватки», «корневатки» .
Из название понятно, из какого материала изготавливаются изделия. Ремесло уникально еще и тем, что промышленным способом сырье заготовить не удается. Это всегда тяжелый ручной труд .
В традиционной народной среде это ремесло было в основном мужским, поскольку для работы требуется большая физическая сила.
Всё многоообразие изделий из соснового корня можете посмотреть в моем магазине. С уважением Евгений.
Вятский край издревле славился мастерами. В числе прочих кустарных промыслов получило своё развитие плетение изделий из корня хвойных деревьев. Техника плетения пришла из далекой древности.
Выбор сосны, в качестве основы для изделий оказался самым рациональным. Хорошим корнем считался такой, который при очистке получался длинным, тонким, ровным по всей длине и гибким. В XIX веке заготовка корня была тяжелым, ручным, мужским трудом. Ремесло плетения из корня сосны и сегодня остается уникальным потому, что добыть сырьё промышленным способом не удается и современным мастерам.
Развитие вятскими кустарями техник плетения из соснового корня позволило обеспечить отменную долговечность изделий. С годами они не теряли своего вида, лишь слегка темнели, приобретая приятный охристо-коричневый оттенок. Мастера разработали большое количество различных приемов и вариантов плетения.
Само ремесло плетения легко подстраивается под житейские нужды. Несложность изготовления, и незначительное количество инструментов давали возможность работать прямо в крестьянской избе, без необходимости устраивать отдельные помещения для мастерских.
На Вятке мастеров плетения корня сосны звали «чарушечниками». Название происходило от главного изделия промысловиков – «чаруши», в которых выпекали хлебные караваи.
Газета «Вятские губернские ведомости» в 1892 году писала: «Плетут разнообразные изделия, которые не могут не обратить на себя внимание по прочности, красоте и дешевизне: в большом количестве выделывают «чаруши», употребляемые для печения хлеба, а также сундуки, корзины для белья, баулы, корзины для бумаг и мелкие изделия. Хорошие сорта плетеных изделий идут через скупщиков в Петербург, Москву, даже Харьков и Одессу. Чарушников в Вятском уезде считается 101 человек. Лучшим мастером считается Николай Тимофеевич Бабинцев, уже экспонировавший на выставках и имеющий награды»
Средний срок службы вещей из соснового корня составляет сто и более лет. Изделия из соснового корня, изготовленные в конце XIX и начале XX веков, представлены в музеях и центрах традиционной народной культуры в Кировской и Архангельской областях и Республики Коми. В основном, это различные емкости для хранения продуктов, корзинки, тарелки, чаши, вазы и другая посуда.
С 2008 года в МКУК ЦНК «Подосиновский Дом ремесел» работает народная самодеятельная студия «Наследие» по плетению из соснового корня. Руководит студией Народный мастер Кировской области Нагаев Николай Михайлович. В студии обучаются дети и взрослые. Принимая участие в выставках, конкурсах, ярмарках районного, областного, межрегионального и всероссийского уровня мастера плетения из соснового корня проводят огромную работу по популяризации традиционных ремесел как части огромного культурного наследия предшествующих поколений.
Читайте также: