Плетение из пальмовых листьев
«У нас настоящая пальмовая страна», – говорит Афнан Башаих. Она улыбается, открывая дверь в большое помещение в Джидде, принадлежащее ремесленной организации «Слейсла». Посреди комнаты стоит стол, в одном углу – старая ванна, а в другом – несколько огромных алюминиевых кастрюль, наполненных кипятком.
Афнан подходит к столу, на котором разложены пучки длинных сухих листьев. Некоторые из них сохраняют свой естественный бежевый цвет, а другие уже окрашены в синий, зеленый или красный. Все это листья финиковой пальмы, которая в изобилии растет по всей Саудовской Аравии и является символом страны.
Напротив Афнан, по другую сторону стола, стоит Саада аль-Харби, одна из мастериц, работающих в «Слейсла». Она родом из деревни неподалеку от Мекки, где не так давно большинство людей занимались хусом – традиционным плетением из пальмовых листьев. «В прошлом моя деревня жила выращиванием фиников и лука, а также изготовлением разных изделий из пальмы. Мой отец делал веревки из пальмовых волокон, а моя мать занималась хусом», – рассказывает она. Когда Сааде было около 10 лет, мать и бабушка научили ее этому ремеслу. «Мы сидели вместе и работали почти каждый день», – вспоминает мастерица.
Пальмовые листья – это доступный материал, потому что финиковое дерево является вечнозеленым и его листья можно собирать круглый год. Для жителей Аравийского полуострова с их кочевым образом жизни пальмовые листья были незаменимым материалом. Они плели из них корзины и миски для кухни, циновки, на которых спали и ели, а также мешки, в которые везли поклажу верблюды.
Кроме того, стволы и листья финиковой пальмы использовались при строительстве жилья. Из стволов пальмы изготавливали крыши и несущие конструкций домов, а из листьев – стены и внутреннюю кровлю. Трудно точно сказать, сколько лет этой традиции, так как органический материал быстро разлагается. Но археологи нашли остатки относящихся к средневековому периоду фундаментов домов, полностью сделанных из пальм. А Мечеть Пророка, построенная в Медине в 630 году, была целиком сделана из пальмовых стволов и листьев.
«Это ремесло всегда было частью ежедневных забот женщин. Но в наши дни мало кто из молодежи владеет им, поэтому мы пытаемся возродить его», – рассказывает Афнан Башаих.
Центр «Слейсла» был создан в 2003 году для социализации девочек и женщин с ограниченным доступом к образованию. Организация в основном работает с людьми, имеющими различные виды инвалидности, и большинство из 50 работающих здесь мастериц являются слабовидящими или слабослышащими. В здании находится несколько мастерских по изготовлению украшений, вышивки, плетению изделий из пальмовых листьев. Здесь имеется обширный архив с образцами тканей и вышивок со всей Саудовской Аравии.
«У нас настоящая пальмовая страна», – говорит Афнан Башаих. Она улыбается, открывая дверь в большое помещение в Джидде, принадлежащее ремесленной организации «Слейсла». Посреди комнаты стоит стол, в одном углу – старая ванна, а в другом – несколько огромных алюминиевых кастрюль, наполненных кипятком.
Афнан подходит к столу, на котором разложены пучки длинных сухих листьев. Некоторые из них сохраняют свой естественный бежевый цвет, а другие уже окрашены в синий, зеленый или красный. Все это листья финиковой пальмы, которая в изобилии растет по всей Саудовской Аравии и является символом страны.
Напротив Афнан, по другую сторону стола, стоит Саада аль-Харби, одна из мастериц, работающих в «Слейсла». Она родом из деревни неподалеку от Мекки, где не так давно большинство людей занимались хусом – традиционным плетением из пальмовых листьев. «В прошлом моя деревня жила выращиванием фиников и лука, а также изготовлением разных изделий из пальмы. Мой отец делал веревки из пальмовых волокон, а моя мать занималась хусом», – рассказывает она. Когда Сааде было около 10 лет, мать и бабушка научили ее этому ремеслу. «Мы сидели вместе и работали почти каждый день», – вспоминает мастерица.
Пальмовые листья – это доступный материал, потому что финиковое дерево является вечнозеленым и его листья можно собирать круглый год. Для жителей Аравийского полуострова с их кочевым образом жизни пальмовые листья были незаменимым материалом. Они плели из них корзины и миски для кухни, циновки, на которых спали и ели, а также мешки, в которые везли поклажу верблюды.
Кроме того, стволы и листья финиковой пальмы использовались при строительстве жилья. Из стволов пальмы изготавливали крыши и несущие конструкций домов, а из листьев – стены и внутреннюю кровлю. Трудно точно сказать, сколько лет этой традиции, так как органический материал быстро разлагается. Но археологи нашли остатки относящихся к средневековому периоду фундаментов домов, полностью сделанных из пальм. А Мечеть Пророка, построенная в Медине в 630 году, была целиком сделана из пальмовых стволов и листьев.
«Это ремесло всегда было частью ежедневных забот женщин. Но в наши дни мало кто из молодежи владеет им, поэтому мы пытаемся возродить его», – рассказывает Афнан Башаих.
Центр «Слейсла» был создан в 2003 году для социализации девочек и женщин с ограниченным доступом к образованию. Организация в основном работает с людьми, имеющими различные виды инвалидности, и большинство из 50 работающих здесь мастериц являются слабовидящими или слабослышащими. В здании находится несколько мастерских по изготовлению украшений, вышивки, плетению изделий из пальмовых листьев. Здесь имеется обширный архив с образцами тканей и вышивок со всей Саудовской Аравии.
Плетение - это один из древних способов окружать себя красивыми и нужными вещами. Когда-то это было жизненно необходимо, а сегодня мы занимаемся им, чтобы создать милые вещи для декора или просто порукодельничать. Сделать такую подставку из листьев совсем несложно, вы можете заняться этим творчеством вместе с детьми, так как оно отлично развивает координацию рук и сообразительность.
Для работы вам понадобятся длинные листья. Я сплела подставку своими руками из пальмовых листьев, но если их трудно найти в вашем регионе, вы можете использовать камыш или что-то подобное. Будьте осторожны, чтобы не порезаться, так как края могут быть острыми.
Подготовка к работе
Для работы вам понадобятся:
Переплетение
Чтобы переплести листья, разместите их параллельно друг другу, как показано на рисунке, сделайте это с тем количеством, которым вы располагаете или с учетом того, какой размер коврика вам нужен. В моем случае, я сделала 7 * 8.
Возьмите один лист и пропустите его через ряд, оставляя один кончик сверху, а другой снизу.
Теперь вы можете взять книгу, чтобы положить на концы листьев с одной стороны, чтобы они не разъезжались, когда вы будете плести. Второй лист пропускайте в шахматном порядке: где предыдущий прошел снизу, вы пропустите второй сверху и наоборот.
Старайтесь не оставлять пустое место, чтобы ряды находилось плотно друг к другу, закончив очередной ряд, подтолкните лист, если есть зазоры, к предыдущему ряду.
Посмотрите на рисунке, как можно использовать длинный кончик, чтобы зафиксировать его, загнув и пропустив через предыдущие ряды. Этот способ придаст аккуратный вид и не даст вашему изделию распуститься.
Самые короткие кончики, которые не просунуть под предыдущие, аккуратно подрежьте. Заверните ваше изделие в бумагу и положите под пресс, чтобы оно просохло, если листья слишком влажные.
Если вам понравилось работать с этим натуральным материалом, посмотрите, сколько еще замечательных вещей можно сделать с помощью плетения.
Мы уже не раз убеждались в том, что все гениальное и великое - просто. И это нам еще раз доказывает египетский художник Ахмад Аскалани (Аhmad Аskalany), автор необычных плетеных фигур, в этом году представляющих Египет на венецианском биеннале.
«Простота – это моя философия» - утверждает Ахмад Аскалани. – «Она помогает передать идею непосредственно зрителю, не вдаваясь в детали».
Гигантские скульптуры каирского художника, участника главной Международной выставки современного искусства, встречали посетителей на входе в египетский павильон. Плетеные трехметровые фигуры женщин вежливо, полунаклонившись, приглашали посетителей войти в зал и познакомиться со скульптурным миром мастера Ахмада Аскалани, в котором представлены целующиеся мумии мужчины и женщины, фигуры, курящие кальян, и мило беседующие на балконе или сидя на удобных стульях. Но самый яркий среди них всех это, конечно, резвый развозчик булочек на велосипеде.
Скульптуры художника-самоучки Ахмада Аскалани созданы из пальмовых листьев, используя довольно простую технику плетения, подобную к той, как девочки заплетают свои косички. Автор избрал материалом пальмовые листья, так как они являлись традиционным строительным материалом в Верхнем Египте.
Цель работы –показать обычную человеческую жизнь, в которой нет места агрессии и темной стороны.
Большинство людей понимает важную значимость растений в природе. Они обеспечивают всё живое кислородом и пищей. Кроме того, растительность делает окружающий мир более прекрасным. Даже засохшие стебли и цветы можно превратить в настоящие шедевры искусства. Сьюзи Грив (Suzie Grieve) из компании Foraged Fibers — мастер по ювелирному изготовлению крошечных корзинок из обычных сорняков. Посмотрите некоторые из её лучших работ далее в обзоре.
Мастер-самоучка
Сьюзи Грив проживает и творит на северо-западе Англии в Озёрном краю. Она плетёт миниатюрные корзины и создаёт крошечные украшения из высушенных листьев, виноградных лоз и сорняков. Она умеет плести и корзины обычного размера, если что.
Сорняки могут стать произведением искусства
Сама художница рассказывает об этом так: «Впервые мне в голову пришла эта идея, когда я приводила в порядок свои грядки. Там слишком буйно разросся орешник и я его сплела, чтобы он не мешал расти моим овощам».
Именно тогда Сьюзи ощутила невероятное вдохновение, связь с ремеслом. Она решила его освоить. Этот медитативный ритм, приятные тактильные ощущения, возможность соединиться с природой и создать красоту, полностью покорили художницу. Возможность творить своими руками давала ей потрясающее чувство уверенности в себе и наслаждение окружающим миром.
Там, где живёт Грив, довольно сложно найти подходящий материал для изготовления этих красивых корзин и украшений, но она нашла способ решить эту проблему. После переезда в Озёрный край мастерице пришлось адаптировать под новые условия способ поиска и сбора растений, которые она привыкла использовать в своей работе. Здесь катастрофически не хватает диких мест, где можно было бы свободно собирать необходимые материалы. Это заставило Сьюзи наладить контакты с местными землевладельцами. Они позволяют художнице собирать необходимые травы в их лесах и полях в обмен на простую работу, такую как, например, рубка дров.
Важность сезона
Совершенно очевидно, что сбор растений полностью зависит от сезона. В каждое время года Сьюзи собирает разные растения. Для того, чтобы отобрать те, которые ей особенно нравятся, пришлось глубоко изучать ботанику.
Весной мастерица собирает кору ивы и одуванчики. Летом её излюбленные материалы - это крапива и ежевика. В осенний сезон — всё у чего длинные листья, а зима — время для жимолости и плюща.
Конечно, этот процесс весьма сложен. Он требует много времени, усилий, знаний и даже удачи, в поиске необходимого. Сьюзи говорит: «Сбор диких растений для моей работы - это безумно долгая история. Иногда можно потратить долгие часы на поиски и сбор. Потом это всё нужно должным образом обработать. Растения нужно высушить, довести до необходимого состояния. Мне это всё нравится, потому что я — интроверт. Блуждать по лесам и полям в поисках материалов — это идеальное времяпровождение для меня. Я всегда была одержима растениями, поэтому очень благодарна Творцу за то, что могу проводить дни, сплетая их в эти чудесные маленькие корзинки».
Чтобы достичь совершенства в этом деле у Сьюзи ушло довольно много времени. Ведь все растения разные. Не все обладают необходимой гибкостью и прочностью для этого ремесла. К своему удивлению, художница обнаружила, что более всего пригодны простые сорняки. Они наделены природой колоссальной способностью к выживанию, а потому являются сильными и гибкими.
Любимые растения
Самые любимые растения у Сьюзи - это одуванчик, ежевика и вьюнок. Прелесть использования их в том, что их довольно часто скашивают или подрезают. После этого их можно не тратить зря, а с успехом превратить в корзину.
«Такая зависимость от природы также даёт вам то глубокое уважение и желание заботиться об окружающей среде, чтобы собиратель не был заинтересован в неразумном использовании растений или нанесении ущерба их популяции», - говорит Грив.
Почему миниатюра
Одной из причин того, что мастерица работает в миниатюре, довольно банальна — это элементарная нехватка места для выращивания и хранения огромного количества материалов. Ведь часто самые крошечные из её корзинок сплетены всего из одного листика. Кроме всего прочего, Сьюзи сама просто в восторге от своих миниатюрных поделок.
«Я должна признать, что у меня немного одержимый характер, и пока я не сделаю самую маленькую корзину в мире, я буду бесконечно плести всевозможные крошечные сосуды! В настоящее время моим приоритетом является написание книги по плетению из дикорастущих растений, поэтому создание корзинок сейчас далеко не на первом месте».
Сьюзи Грив ведёт Instagram, также у неё есть собственный веб-сайт. Там можно увидеть гораздо больше её прекрасных работ.
Читайте также: