Плетение из корня сосны
Самобытное, одно из древних народных ремесел – плетение из соснового корня зародилось давно, то ли на архангельской ,то ли на вятской стороне, а может в республике Коми, но главное - вдоль торговых путей с Северной Двины на Волгу.
На Вятке мастеров звали чарушечниками, по главному изделию-чаруше, в которой выпекали караваи хлебные; в конце Х1Х века в Вятском уезде было более ста мастеров, их изделия продавали даже за границу.
Вятская чаруша на фото:
В Северном крае изделия из корня называли коренниками, корневушками, использовали в хозяйстве, плели лишь в той местности, где рядом были сосновые боры.
Изделия из соснового корня экологически чистые, прочные и долговечные. Они пригодны для постоянного использования как предметы кухонного и столового обихода. Блюдо, поднос, корзинка, ваза – все подойдет для хлеба на столе, печенья, конфет, фруктов. Послужат подлинным украшением вашего интерьера эксклюзивные и оригинальные шкатулки, коробушки, скульптурные изделия ручной работы.
Прочность и долговечность на десятилетия гарантируется оригинальной технологией ручной работы. От длительного времени древесина изделия только потемнеет, что не является препятствием его использования. В случае загрязнения – можно мыть водой с мылом мягкой щеткой или губкой, после чего высушить. Не забывайте: это дерево! При сильном ударе может сломаться. Вещи можно отремонтировать и пользоваться много лет
. Несложность промысла, отсутствие крупных приспособлений и незначительное количество инструментов дают возможность вести работу в жилых помещениях, не требуя отдельных мастерских. Материал: корень сосны, ели и ивовый прут для основы – в тайге не проблема. В настоящее время плетением занимаются в Кировской, Архангельской областях и в республике Коми – традиции возрождаются уже на современном уровне.
Подробнее о ремесле:
Привлекает это ремесло тем, что оно легко приспосабливается к житейским надобностям. Чего только не плели! Посуду и предметы интерьера, мебель, повозки, всевозможные рыбацкие и охотничьи приспособления.
Техника плетения передавалась из поколения в поколение, сохраняя древние традиции ремесла.
На русском севере наряду с другими видами плетения было распространено плетение из соснового корня.
Изделия из корня очень красивые и прочные. Изготовление таких предметов требует много времени и труда.
Корни ели, сосны, кедра, пихты необыкновенно гибки. Свежий корень легко завязать узлом, не опасаясь сломать его. Высыхая, корень становится упругим и прочным, а глянцевитая поверхность очищенного корня необыкновенно красива. Поэтому крестьянские умельцы не обошли корни своим вниманием.
Если от плетеного сосуда требовалась высокая прочность, его плели из корней хвойных деревьев. Различную утварь из них – солоницы, крупеницы, корзины – называли корневушками. При выделывании корневушек применяли особую технику плетения – спиральную. Укладывая спиральными витками более толстый корень – основу, последовательно обвивали виток за витком тонким корнем – оплеткой.
Для изготовления различных видов изделий используются всего 3 вида плетения: овальное, круглое и прямоугольное.
Подробнее о них…
Сначала делается «заплетка», т. е. основание изделия.
Для этого по спирали оплетается более толстый корешок — основа тонкими корешками, захватывая предыдущий ряд. На заплектку замачиваем круглый неслоеный корень нужного диаметра одновременно со слоеным корнем. Затем идет обычное плетение.
Изделие сушится после каждого приема плетения. Для продолжения работы края снова замачиваются.
Сосновые корни прочные, упругие и гибкие, при высыхании затвердевают. Сосновый корень отличается долговечностью, из него делают изделия различного бытового назначения: корзины, хлебницы, шкатулки, короба, конфетницы, вазы, подносы и многое другое. Изделия отличает строгость форм и натуральный благородный цвет. Даже темнея с годами изделия только выигрывают. По времени изготовления на небольшую солонку требуется 2 дня, если плести не спеша и из уже подготовленного материала. На крупный короб уйдет 3-4 месяца.
Плетение из корня распространено во многих регионах России и везде изделия носят свои названия: «коренушки», «корешатки», «кореноватки», «корневатки» .
Из название понятно, из какого материала изготавливаются изделия. Ремесло уникально еще и тем, что промышленным способом сырье заготовить не удается. Это всегда тяжелый ручной труд .
В традиционной народной среде это ремесло было в основном мужским, поскольку для работы требуется большая физическая сила.
Самобытное, одно из древних народных ремесел – плетение из соснового корня зародилось давно, то ли на архангельской ,то ли на вятской стороне, а может в республике Коми, но главное - вдоль торговых путей с Северной Двины на Волгу.
На Вятке мастеров звали чарушечниками, по главному изделию-чаруше, в которой выпекали караваи хлебные; в конце Х1Х века в Вятском уезде было более ста мастеров, их изделия продавали даже за границу.
Вятская чаруша на фото:
В Северном крае изделия из корня называли коренниками, корневушками, использовали в хозяйстве, плели лишь в той местности, где рядом были сосновые боры.
Изделия из соснового корня экологически чистые, прочные и долговечные. Они пригодны для постоянного использования как предметы кухонного и столового обихода. Блюдо, поднос, корзинка, ваза – все подойдет для хлеба на столе, печенья, конфет, фруктов. Послужат подлинным украшением вашего интерьера эксклюзивные и оригинальные шкатулки, коробушки, скульптурные изделия ручной работы.
Прочность и долговечность на десятилетия гарантируется оригинальной технологией ручной работы. От длительного времени древесина изделия только потемнеет, что не является препятствием его использования. В случае загрязнения – можно мыть водой с мылом мягкой щеткой или губкой, после чего высушить. Не забывайте: это дерево! При сильном ударе может сломаться. Вещи можно отремонтировать и пользоваться много лет
. Несложность промысла, отсутствие крупных приспособлений и незначительное количество инструментов дают возможность вести работу в жилых помещениях, не требуя отдельных мастерских. Материал: корень сосны, ели и ивовый прут для основы – в тайге не проблема. В настоящее время плетением занимаются в Кировской, Архангельской областях и в республике Коми – традиции возрождаются уже на современном уровне.
Подробнее о ремесле:
Привлекает это ремесло тем, что оно легко приспосабливается к житейским надобностям. Чего только не плели! Посуду и предметы интерьера, мебель, повозки, всевозможные рыбацкие и охотничьи приспособления.
Техника плетения передавалась из поколения в поколение, сохраняя древние традиции ремесла.
На русском севере наряду с другими видами плетения было распространено плетение из соснового корня.
Изделия из корня очень красивые и прочные. Изготовление таких предметов требует много времени и труда.
Корни ели, сосны, кедра, пихты необыкновенно гибки. Свежий корень легко завязать узлом, не опасаясь сломать его. Высыхая, корень становится упругим и прочным, а глянцевитая поверхность очищенного корня необыкновенно красива. Поэтому крестьянские умельцы не обошли корни своим вниманием.
Если от плетеного сосуда требовалась высокая прочность, его плели из корней хвойных деревьев. Различную утварь из них – солоницы, крупеницы, корзины – называли корневушками. При выделывании корневушек применяли особую технику плетения – спиральную. Укладывая спиральными витками более толстый корень – основу, последовательно обвивали виток за витком тонким корнем – оплеткой.
Для изготовления различных видов изделий используются всего 3 вида плетения: овальное, круглое и прямоугольное.
Подробнее о них…
Сначала делается «заплетка», т. е. основание изделия.
Для этого по спирали оплетается более толстый корешок — основа тонкими корешками, захватывая предыдущий ряд. На заплектку замачиваем круглый неслоеный корень нужного диаметра одновременно со слоеным корнем. Затем идет обычное плетение.
Изделие сушится после каждого приема плетения. Для продолжения работы края снова замачиваются.
Сосновые корни прочные, упругие и гибкие, при высыхании затвердевают. Сосновый корень отличается долговечностью, из него делают изделия различного бытового назначения: корзины, хлебницы, шкатулки, короба, конфетницы, вазы, подносы и многое другое. Изделия отличает строгость форм и натуральный благородный цвет. Даже темнея с годами изделия только выигрывают. По времени изготовления на небольшую солонку требуется 2 дня, если плести не спеша и из уже подготовленного материала. На крупный короб уйдет 3-4 месяца.
Плетение из корня распространено во многих регионах России и везде изделия носят свои названия: «коренушки», «корешатки», «кореноватки», «корневатки» .
Из название понятно, из какого материала изготавливаются изделия. Ремесло уникально еще и тем, что промышленным способом сырье заготовить не удается. Это всегда тяжелый ручной труд .
В традиционной народной среде это ремесло было в основном мужским, поскольку для работы требуется большая физическая сила.
Всё многоообразие изделий из соснового корня можете посмотреть в моем магазине. С уважением Евгений.
Сложное плетение из корня — мастер-класс докажет, что это просто и легко. Иногда вечером хочется отдохнуть от суеты и отдохнуть. Получить удовольствие от самостоятельной работы, поискать в интернете интересные статьи. И рукоделие — это действительно таблетка от плохого настроения. Сидишь, творишь.
Бывает, что даже лучше кино, прослушивания музыку и т.д. Трудно ли делать поделки? Смотря что. Например, плетение — это непростая, но качественная работа. Нужно лишь знать, что и как делать. Как же построить свою работу? Об этом поговорим в статье.
Истоки труда
Вся история начинается с древних времен. Природный материал спасал наших предков от непогоды, невзгод, давал средства к существованию и кров над головой. Например, в Африке до сих пор живут народы, чьи дома сделаны из разнообразных материалов. Но такие жилища, к счастью, сейчас уже не используются в Европе. Подручные вещи подойдут для преображения интерьера. Самодельные изделия уже давно считаются «изюминками» и дорого ценятся среди знатоков рукоделия.
Использование корня сосны позволяет создавать настоящие шедевры. Их практически не купишь, поэтому лучше сделать самостоятельно. Их применяют для плетения поделок. Изделия радуют глаз и добавляют какую-то необычность.
Материал легко используется, потому что он плотный и стойкий, что говорит о долгосрочности изделия.
Нужно помнить, что у корней разные оттенки, толщина, размер, цвета и вид. Обращайте внимание на эти характеристики при выборе материала.
Например, ель, сосна, пихта имеют гибкие корешки.
Их легко связывать узлом. После высушивания они становятся довольно прочными, а поверхность при очищении имеет глянцевый оттенок. В древности плели из хвойных деревьев, потому что они лучше всего подходили для изделий.
К примеру, крупеницы, корзинки называли корневушками. Для таких поделок применялась особая технология — спиральная. Спиральными витками укладывали толстый корень в качестве основы, а потом обвивали тонким корнем-оплеткой.
Рукодельницы делят корешки на несколько типов. Один их них, это плотные корни. Они подходят для сложных изделий, изготовление которых занимает много времени и сил. Второй тип — самые плотные. Они пропитаны влагой, поэтому считаются довольно прочными.
Мастера советуют добывать корешки самостоятельно, желательно на лесоповале или с упавших деревьев.
Инструкция по работе с материалами. Для начала подготовьте рабочее место. Желательно убрать лишние вещи, расчистить пространство. Если работаете на столе, то закройте его бумагой, чтобы земля с материалов не путалась под руками. Возьмите хорошее шило, заточите нож, в процессе работы лучше не отвлекаться на инструменты. Запаситесь терпением и временем, ведь с первого раза может не получится — нужна тренировка со сосновым корнем.
Подготовка и готовка
Готовим корешки. Очистите их от коры, они станут тоньше. Толстые корни разрежем на несколько частей. Разделите материал на несколько кучек по размеру, смотайте их в узелки-мотки.
Перед работой нарисуйте эскиз. Только опытные мастера могут позволить себе делать «на глаз». Начинающим лучше поберечь себя, найти варианты в интернете или нарисовать самостоятельно.
Приготовьте схемы изделий, по которым планируете работать. Например, такая. МК по созданию красоты.
- Плетем овальное донышко. На схеме обозначен порядок действий.
- Обращайте внимание на простые мелочи: как согнут корень, сколько сантиметров нужно сгибать и где срезать.
- Плетем круглое дно.
- Затем стеночки изделия, наращиваем спираль.
- Доделываем край изделия своими руками.
Теперь можно изучить виды корневушек:
б — плотное плетение
в — самое плотное
Если заканчивается оплетка, то возьмите новую, вставьте в щель меж витками и продолжайте плетение. Следите за размерами витков, желательно соблюдать расстояния между ними.
Заканчивая работу, срезаем виток. После этого оплетаем рядами край изделия — готово!
Техника очень простая. Основная задача мастерицы — подобрать одинаковые по размеру корешки. Тогда работать будет легче.
Делайте основание изделия, которое в народе называют «заплеткой». Затем, оплетая толстый корень, замачиваем круглый корешок и продолжаем плетение.
Не забывайте, что изделие нужно сушить после каждого витка. И края замачивать тоже обязательно.
К сожалению, сейчас уже реже делают изделия из такого материала. Чаще встречаются соломенные корзинки, шляпы, изделия из газетных трубочек, которые прекрасно имитируют коренья после покраски. Этот вид рукоделия постепенно уходит, но оставляет идеальные изделия, которым нет износу.
Живые традиции народов России запись закреплена
ПЛЕТЕНИЕ ИЗ СОСНОВОГО КОРНЯ. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Подосиновский район расположен на перекрестке старинных торговых путей с запада на восток и с юга на север по речной системе Волги и Северной Двины, пересекающихся у Великого Устюга. Плетение из соснового корня распространено вдоль этих путей по всему Российскому Северу. Плели из корня там, где есть сосновые боры-беломошники, так как в них легкие песчаные почвы и корни находятся близко к поверхности. Это облегчает заготовку. В некоторых местах корень брали при расчистке леса под пашню. Изделия из корня имели бытовое назначение, плелись в небольшом ассортименте и количестве, в основном, для личного пользования, реже по заказам. Время возникновения ремесла определить очень сложно. Само плетение несложно, но трудоемко, поэтому не имело большого хозяйственного значения. К примеру, моя бабушка Нагаева Павла Александровна 1889 г.р. (д. Головино Яхреньгского с/с) получила от своего деда корзинку из корня, которая использовалась лишь для выхода по традиционным праздникам на кладбище. Этой вещи было под сто лет, когда я ее видел. У тети моего отца Иньковой Ольги Самуиловны (д. Красавино Яхреньгского с\с) были корневушки для выпечки хлеба. К сожалению, все эти вещи не сохранились до настоящего времени, так как потеряли свое первоначальное назначение. Само ремесло потихоньку забывалось, да и плести в деревне в трудные послереволюционные и военные годы было некогда.
Старинные изделия из соснового корня есть в небольшом количестве во всех музеях и центрах традиционной народной культуры Поюжья от г. Никольска до г. Великого Устюга, а также в Архангельской области и республике Коми. Форма изделий круглая, овальная, реже прямоугольная. Чаще всего встречаются изделия овальной формы. Это укладки для женского рукоделия, корзинки, тарелки, а также круглые чаши, конфетницы - вазы простые и с крышкой.
Возрождение ремесла началось с активной деятельности в 1975 году Кировского объединения «Умелец», которое в нашем районе представлял Окуловский Капитон Георгиевич, бывший учитель из села Утманово. Он сам освоил ремесло и обучил многих пенсионеров и инвалидов района, вовлек их в производственную деятельность. Глядя на них, увлеклись плетением и более молодые люди. Всего в районе плетением занимались более десяти мастеров, основная часть изделий реализовалась в городе Кирове. После развала страны промысел снова заглох, но мастера остались и продолжали работать для себя, родственников и по заказам со стороны. Но и это продолжалось недолго, старые мастера умирали, молодым было не до плетения, которое дохода не давало, а времени требовало много. К началу нового века в районе осталось несколько умельцев по плетению из соснового корня. В 1993 году в районе открыт Дом ремесел, который возобновил работу по сохранению и возрождению традиционных ремесел Северного края.
Активная деятельность по возрождению народных художественных промыслов началась с 2006 года, в связи с реализацией специальной государственной программы по вопросам сохранения и развития традиционных ремесел. На базе Подосиновского Дома ремесел создано любительское объединение «Дока», которое способствует общению мастеров.
В настоящее время плетением из соснового корня занимаются в районе и сотрудничают с Домом ремёсел Шубин Станислав Евгеньевич (п. Пинюг), Нагаев Николай Михайлович (п. Ровдино), Соловьев Евгений Александрович (п. Подосиновец), Баёв Павел Юрьевич (п. Демьяново), Груздев Алексей Дмитриевич (с. Октябрь), Мавричев Валерий Сергеевич (п. Демьяново), овладели навыками ремесла Мальцева Елена Витальевна, Конева Анна Васильевна, Чебыкин Владимир Аркадьевич, Курилова Марина Сергеевна, Росляков Александр Львович (п. Подосиновец), Медведева Елена Николаевна (д. Низовское), Груздев Ю.Г. (с. Щёткино), Богатырёва Галина Васильевна (с. Заречье).
С 2008 года в Доме ремесел работает кружок (народная самодеятельная студия «Наследие») по плетению из соснового корня, руководитель студии Нагаев Николай Михайлович, Народный мастер Кировской области. В студии обучаются дети и взрослые. Принимая участие в выставках, конкурсах, ярмарках районного, межрегионального и всероссийского уровня, проводим мастер - классы, пропагандируем свое ремесло. В салоне-магазине при Доме ремесел всегда есть в продаже изделия из соснового корня, в кабинетах методистов и руководителей кружков есть коллекция старинных и современных изделий.
Для плетения изделий из соснового корня не требуется сложных приспособлений. Главные инструменты – шило и нож, вспомогательные – прищепки, кусачки, брусок для заточки ножа. Шило должно быть тупым, чтобы не проколоть руку, лучше его сделать из вязальной спицы номер 3 или 3,5; или даже номер 4. Спицу брать хромированную, никелированную или тефлоновую, от них на изделии не остается темного налета оксида металла. Ручка-самоделка из дерева диаметром 2-3 см (по руке мастера). В ручке просверлить отверстие под спицу меньшего диаметра на половину длины ручки, смазать спицу клеем и с силой вставить. Из одной стандартной спицы получается два шила. Нож должен быть острым, из стали, что «держит» острие, легко поддается правке бруском. Лучше всего подходят маленькие кухонные ножи с коротким лезвием не кинжального типа, если таких нет, то кончик ножа требуется сточить, особенно для детей.
Прищепки бельевые, тугие. Кусачки использовать специальные или маникюрные, они даже удобнее. Брусок точильный средней жесткости.
Заготавливают корень в сосновом бору, лучше в беломошном, еще удобнее в пойменном, в редколесье с возрастом сосен 10 – 30 лет, корень у них более гибкий, иногда бывает и хрупкий, но очень редко. В таком случае, лучше сменить участок заготовки.
При недостатке времени собранные корни свертываем в пучки по 15-20 штук и связываем. Если вы не на машине, то учтите, что материал тяжелый – много не унести.
Заготавливать корень можно на участках, отведенных под песчаные карьеры, стройки или лесосеки; в обычных борах, где в противопожарных целях проходят ежегодно минеральные полосы. Их проводят мощным плугом, поэтому корень можно выбирать за ними, но это в течение 3-4 дней, корни быстро подсыхают.
По существу, при заготовке корня вреда деревьям заготовители не наносят, только пользу, так как семечко сосны прорастает лишь при попадании в почву, мы как раз создаем такие условия. Место заготовки в идеальном варианте желательно согласовать с местным лесхозом.
Время заготовки, хранение.
Корень можно заготавливать все теплое время года, как оттает земля и до заморозков. Есть отличие в качестве заготовленного в разное время корня.
Весной начинается сокодвижение, корень хорошо очищается от коры; но при заготовке кора сдирается, корень со смолой мажется от земли, потом его надо отмывать. В это время заготовлять корень надо на 2-3 дня работы с использованием сразу. Каждый очищенный от коры корешок надо протирать влажной тряпкой, стирая камбиевый слой и грязь, иначе корень будет темнеть, а иногда и покрывается плесенью.
При заготовке на длительное время очищенный и расщепленный корень лучше свернуть в колечки для хранения. Нельзя хранить в закрытой таре; может покрыться плесенью. На солнце корень приобретает другой цвет, он немного темнеет.
Лучший корень заготавливают осенью, даже поздней осенью, перед заморозками. Он выполнился, кора держится прочнее, гибкости корень не потерял. Да и комаров, овода почти нет, ничто не мешает. Разве что грибы отвлекают, совмещайте приятное с полезным. Осенний корень готовим на хранение точно также, но чаще оставляем в пучках, в отличии от очищенного корня храним в сарае, на морозе; можно уложить стопкой и сверху прикрыть мешковиной от высыхания. Временами пучки надо проверять, нет ли плесени, если есть, то эти корни использовать в первую очередь, убрать их в другое место. При поздней заготовке и правильном хранении на морозе корень не высыхает, поэтому хорошо очищается. Очищенный корень лучше хранить в сухом помещении.
Не забывайте, сухой корень хрупкий, обращаться с ним надо аккуратно. Перед работой корень замачивают: для очистки от коры и разделки иногда на 3- 12 часов, в зависимости от времени заготовки.
ПОДГОТОВКА К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ, РАЗДЕЛКА КОРНЯ
Разделанный на отрезки корень очищаем от коры тупой стороной ножа или острие ножа отклоняем в обратную сторону. Почему не щемилкой? Попробуйте и убедитесь в преимуществе нашего способа. На корне есть боковые ответвления, их нужно подрезать острым ножом заподлицо, щемилкой такие места не прочищаются. Очищенный корешок расщепляем пополам, сделав надрез ножом до одного сантиметра. Если корень толстый, то каждую половинку еще раз расщепляем, можно не один раз. Получается рабочий материал: два горбылька и несколько досочек.
Корень расщепляем руками, но если он толще 1 см, то можно колунком на 3-4 части, с которых снимают горбыльки, а при хорошем материале и досочки. Обычно это делают при дефиците материала.
Разделанный корень сортируем, свертываем в кружочки, укладываем в коробку для дальнейшего хранения и использования. Закрывать коробку не надо.
Часть наиболее ровных корешков оставляем нерасщепленными, они потребуются на основу при заплетах изделий, тонкие корешки пойдут на плетение узоров.
Рабочее место небольшое, нужна коробка для мусора, фартук из прочного материала, о него приходится вытирать нож и корень, небольшой стол и стул.
ПОДГОТОВКА ОСНОВЫ ИЗДЕЛИЯ
Основу изделия чаще всего составляет лоза (ивовый побег первого года), прут или в простонародье – вица. В старых изделиях прут неочищенный, так прочнее и гнуть легче. В современных изделиях прут очищен от коры (белый прут).
В летнее время при сокодвижении лозу можно заготавливать потребностью на 1-3 дня, затем она сохнет, чернеет или краснеет. Летний прут легко очищается от коры руками, щемилкой, ножом; но его надо очищать от камбиевого слоя ножиком или протирать тряпкой, иначе будет чернеть или краснеть в зависимости от вида ивы.
Осенью и зимой прут можно заготовлять на полную потребность до весны, но удалять кору с него перед употреблением, получается белый прут, если прут отваривают для скорости в очистке, то он будет коричневатым. Заранее окоренный прут храним в пучках, предварительно рассортировав по длине-толщине. Для работы его нужно замачивать.
Неочищенный прут тоже сортируем, связываем в пучки и храним в сарае на морозе, приносим в теплое помещение по мере надобности в необходимом количестве и оттаиваем при комнатной температуре не менее суток. Использовать прут можно 2-3 дня после оттаивания, иногда дольше, пока он чистится и остается гибким.
В работу берем лишь часть прута с наименьшей конусностью, комлевую и вершинную части выбрасываем.
При нехватке лозы всегда можно сходить еще на заготовку вдоль дорог, речек или к реке. Хорошая дикорастущая лоза бывает не каждый год, поэтому для постоянной заготовки надо иметь свою «плантацию». Для этого чаще всего у реки подрубаем ежегодно ивы на определенном участке.
Сосновый корень хорошо сочетается с берестой. При использовании бересты требуется пробойник или острое шило. О работе с берестой есть много пособий.
ПОДГОТОВКА К ПЛЕТЕНИЮ
Чтобы изделие получилось качественным, надо подготовить корень для плетения. Сухие колечки очищенного и расщепленного корня замачивают в холодной воде на 3-5 минут, тонкие – меньше. На всяком корешке при расщеплении появляются заусеницы по направлению от комлевой части к вершине, их нужно удалить с помощью острого ножа или оборвать рукой, чаще то и другое, при этом подравнять ширину корня, подрезать утолщения снизу. Корешок заострить с комлевой части на участке до 3 см на «нет», не трогая гладкой части горбика, свернуть снова в колечко. Подготовив несколько штук, можно начинать плетение. На изделие требуется несколько десятков корней, можно подготовить их сразу, а можно чередовать подготовку и плетение: руки и глаза отдыхают при перемене вида работы. Изделие плести лучше из одного типа корней, например, из горбыльков.
Досочки готовят также, но мочить их надо меньше, они часто слоятся вдоль сердцевины. Особенно внутренние, на которых заметна коричневая полоска сердцевины корешка. Лучшая досочка первая от горбылька, внутренние чаще всего идут в отходы. Кроме заусениц на досочке есть утолщения, остатки боковых корешков, их удаляем ножом или отслаиваем руками. Заостряем также с боков и с нижней стороны корешка.
Подготовленные корешки сортируем, связываем в пучок или сразу плетем, окунув в воду на несколько секунд, выкладываем на подставку. Много корней мочить не надо, лучше добавить потом. Все равно лишние высохнут. Со временем на опыте уяснится, сколько надо на определенное время плетения. Таким образом, корень готов.
Но еще на заплет надо приготовить ивовый прут. Длинный прут прогибаем в руках, чтобы не сломался. Затем отрезаем лишнее и очищаем от коры. Вареную лозу заранее замачиваем и также прогибаем, и обрезаем. Если на заплет используем сосновый корень, то его тоже заранее замачиваем, очищаем от коры, подрезаем боковые выступы. Корень чаще используют на круглые заплеты и мелкие изделия.
В старинных изделиях в основе встречается прут черемуховый и рябиновый. Но большего диаметра, чем ивовый. Подготовка та же, но заплет делали из расщепленного корня, шаг плетения при этом получался широкий. Вещи получались прочнее, но менее изящные. Встречается в основе и часть соснового корня (сердцевина), с которой сняты горбыльки. По сравнению с черемухой и ивой сосна более хрупкая.
Самобытное, одно из древних народных ремесел – плетение из соснового корня зародилось давно, то ли на архангельской ,то ли на вятской стороне, а может в республике Коми, но главное - вдоль торговых путей с Северной Двины на Волгу.
На Вятке мастеров звали чарушечниками, по главному изделию-чаруше, в которой выпекали караваи хлебные; в конце Х1Х века в Вятском уезде было более ста мастеров, их изделия продавали даже за границу.
Вятская чаруша на фото:
В Северном крае изделия из корня называли коренниками, корневушками, использовали в хозяйстве, плели лишь в той местности, где рядом были сосновые боры.
Изделия из соснового корня экологически чистые, прочные и долговечные. Они пригодны для постоянного использования как предметы кухонного и столового обихода. Блюдо, поднос, корзинка, ваза – все подойдет для хлеба на столе, печенья, конфет, фруктов. Послужат подлинным украшением вашего интерьера эксклюзивные и оригинальные шкатулки, коробушки, скульптурные изделия ручной работы.
Прочность и долговечность на десятилетия гарантируется оригинальной технологией ручной работы. От длительного времени древесина изделия только потемнеет, что не является препятствием его использования. В случае загрязнения – можно мыть водой с мылом мягкой щеткой или губкой, после чего высушить.
Не забывайте: это дерево! При сильном ударе может сломаться. Вещи можно отремонтировать и пользоваться много лет
. Несложность промысла, отсутствие крупных приспособлений и незначительное количество инструментов дают возможность вести работу в жилых помещениях, не требуя отдельных мастерских. Материал: корень сосны, ели и ивовый прут для основы – в тайге не проблема. В настоящее время плетением занимаются в Кировской, Архангельской областях и в республике Коми – традиции возрождаются уже на современном уровне.
Подробнее о ремесле:
Привлекает это ремесло тем, что оно легко приспосабливается к житейским надобностям. Чего только не плели! Посуду и предметы интерьера, мебель, повозки, всевозможные рыбацкие и охотничьи приспособления.
Техника плетения передавалась из поколения в поколение, сохраняя древние традиции ремесла.
На русском севере наряду с другими видами плетения было распространено плетение из соснового корня.
Изделия из корня очень красивые и прочные. Изготовление таких предметов требует много времени и труда.
Корни ели, сосны, кедра, пихты необыкновенно гибки. Свежий корень легко завязать узлом, не опасаясь сломать его. Высыхая, корень становится упругим и прочным, а глянцевитая поверхность очищенного корня необыкновенно красива. Поэтому крестьянские умельцы не обошли корни своим вниманием.
Если от плетеного сосуда требовалась высокая прочность, его плели из корней хвойных деревьев. Различную утварь из них – солоницы, крупеницы, корзины – называли корневушками. При выделывании корневушек применяли особую технику плетения – спиральную. Укладывая спиральными витками более толстый корень – основу, последовательно обвивали виток за витком тонким корнем – оплеткой.
Для изготовления различных видов изделий используются всего 3 вида плетения: овальное, круглое и прямоугольное.
Подробнее о них…
Сначала делается «заплетка», т. е. основание изделия.
Для этого по спирали оплетается более толстый корешок — основа тонкими корешками, захватывая предыдущий ряд. На заплектку замачиваем круглый неслоеный корень нужного диаметра одновременно со слоеным корнем. Затем идет обычное плетение.
Изделие сушится после каждого приема плетения. Для продолжения работы края снова замачиваются.
Сосновые корни прочные, упругие и гибкие, при высыхании затвердевают. Сосновый корень отличается долговечностью, из него делают изделия различного бытового назначения: корзины, хлебницы, шкатулки, короба, конфетницы, вазы, подносы и многое другое. Изделия отличает строгость форм и натуральный благородный цвет. Даже темнея с годами изделия только выигрывают. По времени изготовления на небольшую солонку требуется 2 дня, если плести не спеша и из уже подготовленного материала. На крупный короб уйдет 3-4 месяца.
Плетение из корня распространено во многих регионах России и везде изделия носят свои названия: «коренушки», «корешатки», «кореноватки», «корневатки» .
Из название понятно, из какого материала изготавливаются изделия. Ремесло уникально еще и тем, что промышленным способом сырье заготовить не удается. Это всегда тяжелый ручной труд .
В традиционной народной среде это ремесло было в основном мужским, поскольку для работы требуется большая физическая сила.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Читайте также: