Как плести матик корабельный
Изготовление. Материалом для мата служат плетенки из 9 (или 12) каболок пенькового или манильского троса каждая (Рис. 10.1). Для основы мата изготовляются плетенки, более чем вдвое превышающие его длину. Кроме того, должна быть изготовлена плетенка большой длины для утка.
Плетение мата выполняется следующим образом. Плетенки основы укладываются на палубе вплотную друг к другу и перекрываются концом утка, причем уток должен разделять их на две равные по длине части. Затем верхние части плетенок отводятся вниз (Рис. 10.2), а нижние — вверх (Рис. 10.3). После этого основа вновь накрывается утком (Рис. 10.4), верхние части плетенок отгибаются вниз (Рис. 10.5), а нижние — вверх (Рис. 10.6).
В дальнейшем работа повторяется в таком же порядке (Рис. 10.7, Рис. 10.8). Когда мат достигнет желаемых размеров, концы Плетенок пробиваются по направлению к середине мата.
Плетеный мат в готовом виде показан на Рис. 10.9.
Плетеные маты часто шпигуются каболками манильского троса. Каболки пробиваются с помощью свайки под плетенками мата и обносятся вокруг деревянного бруска, поло-женного на мат в поперечном направлении. Шлаги каболок над бруском перерезаются ножом и распускаются на волокна, образуя слой шпиговки.
Шпигование плетеного мата показано на Рис. 10.10.
Впрочем, можно просто уронить на ногу боцмана кувалду и он, прямо при вас, сплетет ТАКОЙ МАТ.
Изготовление. Шпигованный мат изготовляется в четырехугольной деревянной раме, имеющей размеры, одинаковые с заданными размерами мата. В бруски двух про-тивоположных сторон рамы вбиваются на равных расстояниях один от другого гвозди, между которыми натягиваются нити основы мата (Рис. 11.1). К нитям основы привязываются сложенные вдвое кроткие (10-12 см) каболки пенькового троса. Их закрепление поясняется Рис. 11.2, Рис. 11.3. Концы каболок образуют равномерный плотный слой шпиговки (Рис. 11.4, Рис. 11.5). Как видно из рисунков, ввязывание каболок производится рядами в направлении, перпендикулярном нитям основы. Иногда для увеличения прочности мата между нитями основы вводится шкимушгар, образующий уток мата.
Уток вводится в мат с помощью деревянной иглицы. Он разделяет и одновременно закрепляет ряды каболок шпиговки (Рис. 11.6).
Законченный мат изображен на Рис. 11.7.
Материал. Основа мата — линь смоленый, окружностью 18 мм по ГОСТ 1091—41; уток — шкимушгар смоленый, окружностью 16 мм; ворса (шпиговка) — каболки бельного или смоленого пенькового троса по ГОСТ 483—55 или каболки манильского троса по ГОСТ 1088—41.
Применение. Маты, в том числе шпигованный мат, применяются при заделке пробоин и тушении пожаров. Кроме того, маты используются в качестве подкладки под тяжелые предметы, могущие повредить палубу, а также у трапов и входов во внутренние судовые помещения для вытирания обуви. Маты применяются также для покрытия сходен, фальшбортных и парадных трапов.
Изготовление. Фигурные маты рекомендуется изготовлять из плетенок, состоящих из шести каболок. Каболки в плетенке за¬плетаются в виде косы. Часть приготовленных для фигурного мата плетенок окрашивают в различные цвета, остальным со¬храняют естественную окраску. Составные части мата — уло¬женные соответствующим образом плетенки — сшиваются па¬русной ниткой.
На Рис. 12.1, Рис. 12.2 показаны образцы фигурных матов.
ЗОЛОЧЕНИЕ в Мурманске.
Покрытие золотом любых металических покрытий. Восстановление позолоты на часах и ювелирных изделиях. Позолота серебряных вещей. Золочение автомобильных эмблемм и хромированных частей.
Добрый день всем.
Вчера была с кратким визитом на паруснике "Надежда".
Помимо кучи впечатливших вещей, увидела там совершенно офигительные коврики-половички, сплетенные наверное из каких-то троссов. Мне сказали, что слово "веревочка" - неправильное, и у каждого типоразмера каната есть свое наименование, но я их увы не знаю.
"В этом словаре нет ни одного слова, которое употребляет боцман!" (с) 😀
Думаю, кто посещал морские или речные суда и видел такое - сразу поймут, о чем речь.
У меня есть фото, но увы оно не прилепляется.
Вопрос к тем кто понял суть обращения: нет ли у вас схемы и инструкции, как плетутся такие плоские узлы? Если что - мыло в профайле.
Заранее огромное спасибо за ссылки или картинки.
Вот, вставилось фото.
Как, ну как делается такая красотища?!
Foma , спасибо за ссылки.
Буду ждать продолжения советов.
Эти "коврики" называются "мат".Маты плетут по-разному. Прямые - на станке, типа примитивного ткацкого.Такие, как на фотке - просто увеличенные узлы с бОльшим количеством концов в работе.
Haelgy, спасибо за пояснения. Жаль точных инструкций я так и не нашла. всё что есть - не для чайников 😞
". Как говорится, свайки, драйки, мушкеля, шлюпки, тросы, шкентеля. " (с) 😊
Ann
Haelgy, спасибо за пояснения. Жаль точных инструкций я так и не нашла. всё что есть - не для чайников 😞
В магазинах книжки бывают научно-популярные 😊 , про морские узлы. СтОят копейки.
То что Вы хотите - это те же самые узлы, но вяжутся не из "одной веревочки" 😀 , а из "пучка" "веревочек".
Это я попытался расшифровать фразу Haelgy "просто увеличенные узлы с бОльшим количеством концов в работе" 😀
------------------
Жить надо так, чтобы хотелось еще.
CheslavВ магазинах книжки бывают научно-популярные 😊 , про морские узлы. СтОят копейки.
То что Вы хотите - это те же самые узлы, но вяжутся не из "одной веревочки" 😀 , а из "пучка" "веревочек".
Это я попытался расшифровать фразу Haelgy "просто увеличенные узлы с бОльшим количеством концов в работе" 😀
Спасибо! Я по фоткам уже примерно поняла, как это делается. Круглый - это тот же "обезьяний кулак", вытянутые - "дерево счастья", просто развернутые в плоскость. Хвостики, как мне объяснили, сращивают. А весь коврик провязывают дополнительно капроновыми толстыми нитками, чтоб не расползался. В общем, надо будет потренироваться. На тонких троссиках отлично получается. Ничего суперхитрого не обнаружено 😊
Ань теперь как морячке тебе ножик со свайкой нужен 😊
Вот это в этих "ковриках" будет самым хлопотным. Хитрого ничего, но без опыта - головняк 😊 Хотя, может быть, это у меня были руки корявые 😀 , а тонкие и изящные женские пальчики справятся с этим без проблем 😛
------------------
Жить надо так, чтобы хотелось еще.
Т.е. напугал Аню сплеснем и огоном? 😛 Вот на стальном тросе это еще и весьма болезненно.
CheslavВот это в этих "ковриках" будет самым хлопотным. Хитрого ничего, но без опыта - головняк 😊 Хотя, может быть, это у меня были руки корявые 😀 , а тонкие и изящные женские пальчики справятся с этим без проблем 😛
Я, если честно, понятия не имею, как это делается правильно 😞 Просто сплавить и зашить неправильно будет?
Ann
Я, если честно, понятия не имею, как это делается правильно 😞 Просто сплавить и зашить неправильно будет?
Вполне возможно, если концы не из натурального материала. Кстати, я был не прав, сказав, что плетется сразу из нескольких концов. Внимательно рассмотрел фото - конец один 😀
CheslavВполне возможно, если концы не из натурального материала. Кстати, я был не прав, сказав, что плетется сразу из нескольких концов. Внимательно рассмотрел фото - конец один 😀
Я бы с радостью попробовала бы плести из натурального материала, но увы его фик найдешь. Вот народ тут пеньковые канаты заказывал за бешенные баппки, ножики тестировать. Везде по магазинам только синтетические шнуры разного диаметра. Его проще всего сплавлять, сшивать и закрывать шов термоусадочной трубкой. В принципе, для ковриков можно и оставить красивый узелок с кончиками и красивыми узелками типа бубенчиков. И нашить узел, чтоб не расползался, на тряпочку или нескользящий коврик.
Ann
Я бы с радостью попробовала бы плести из натурального материала, но увы его фик найдешь. Вот народ тут пеньковые канаты заказывал за бешенные баппки, ножики тестировать. Везде по магазинам только синтетические шнуры разного диаметра.
Сударыня! Вы же, простите, не в Мухосранске живете! В строительном магазине кончики пеньковые в свободной продаже. Да, толстых, типа швартовых нет, но таких, чтобы повеситься 😀, или матов наплести - не проблема. Кстати, как бывший моряк, не припомню, чтобы пеньковые канаты использовались. Не практично - гниют, и по прочности синтетике уступают. Может поэтому и заплатили "бешенные баппки", что дифсит 😀
------------------
Жить надо так, чтобы хотелось еще.
Использовались. Для стаксельшкотов для штилевых гонок. В блоках легче раздергивать при оверштаге.
Не пеньковые, а ХБ-шные, насколько я помню.А пеньковые концы давненько не используются.При наличии манилы и сизаля, синтетических тросов, пенька отдыхает.
А маты плести надо как-раз из ХБ тросов любого спуска.
Матами называются пеньковые коврики или дорожки, служащие для предохранения деревянных частей судна от износа, а снастей — от перетирания. В зависимости от выделки маты бывают: тканые, плетеные, фигурные, шпигованые, круглые, горизонтальной и диагональной завивки.
Тканый мат (рис. 73) изготовляют из смолевого или бельного шкимушгара три помощи берды и трепала (рис. 73,а). Между двумя рейками, длина которых должна несколько превышать ширину мата, натягивают продольные нити, называемые основой. Рейки укрепляют в горизонтальном положении на расстоянии, превышающем длину мата. Затем одну часть нитей пропускают в ячейку, а другую — между нитями берды.
Когда основа натянута, продевают уток. Для этого линь крепят к рейке, а затем, разделив трепалом верхние и нижние нити основы, пропускают между ними нить утка, которую подбивают трепалом к нитям основы. После этого берду поднимают, в результате чего нижние нити основы окажутся вверху, а верхние — внизу. Раздвинув трепалом нити основы так, чтобы они плотно прилегали к ниши утка, пропускают следующую нить утка, которую также подбивают к нитям основы. Опустив берду, операцию повторяют. Так действуют до тех пор, пока не получится мат нужного размера. Нити основы обрезают примерно в 20 см от последней нити утка и несколько раз пробивают под уток мата при помощи свайки (рис. 73,6). При изготовлении мата следует внимательно следить за тем, чтобы кромки мата были ровными, для чего каждую нить утка нужно равномерно обтягивать.
Тканые маты иногда шпигуют манильской ворсой. Шпиговка заключается в том, что под нити основы мата пробивают короткие кусочки каболок манильского троса, которые затем развивают на волокна. Эту работу удобнее производить следующим образом. Берут несколько круглых палочек шириной 2—3 см. Пропустив две нити утка, укладывают одну палочку поверх мата вдоль утка, а затем вокруг нее винтообразно обносят каболку манильского троса, пропуская ее под каждую нить основы. Пропустив и подбив следующую нить утка, укладывают вторую палочку, вокруг которой обносят каболку так же, как и вокруг первой. В дальнейшем порядок работы повторяется. Проведя ножом поверх палочек, разрезают каболки, концы которых развивают на волокна, а освободившиеся палочки вновь используют, как это было указано выше.
Плетеный мат (рис. 74) изготовляют из плетенок или прядей смоленого троса. Для этого заготовляют нужное количество плетенок, длина каждой должна быть несколько больше двойной длины мата
Кроме этих плетенок, изготовляется еще одна длинная плетенка, предназначенная для утка мата. Плетенку делают из девяти или двенадцати каболок, которые переплетают между собой (рис. 75). Плетенки основы укладывают на палубе вплотную, параллельно друг другу и в средней части перенаправляют плетенкой утка. Затем концы каждой плетенки основы переносят в противоположные стороны, в результате чего каждая плетенка дважды перекроет плетенку утка.
Плетенки на изгибах околачивают мушкелем. Далее уток вновь укладывают перпендикулярно основе и накрывают плетенками. В дальнейшем порядок работы повторяется. Заканчивая мат, концы плетенок основы пробивают несколько раз под шлаги утка, а концы утка — под шлаги основы. Нижние концы плетенок основы пробивают с верхней стороны, а верхние — с нижней. Остающиеся концы длиной 3 — 6 см развивают на ворсу. Готовый мат иногда шпигуют. Для этого поперек мата накладывают круглые палочки, вокруг которых при помощи мешковой иглы наматывают шлага из каболок манильского или сизальского троса. Изготовлением этого мата должно быть занято два человека.
Фигурный мат (рис. 76). Для изготовления фигурного мата заготавливают плетенки. Уложив соответствующим образом, их сшивают парусной ниткой или каболкой. Иногда для получения красивого узора часть плетенок окрашивается в какой-либо цвет.
Шпигованный мат (рис. 77). Прежде чем приступить к изготовлению шпигованного мата, необходимо заготовить нужного размера деревянную раму, причем длина ее должна быть несколько больше предполагаемой длины мата. Вдоль верхней и нижней сторон рамы на расстоянии 1,5 — 2 см вбивают гвозди. Между вбитыми гвоздями смоленым шкимушгаром натягивают нити основы.
Шпиговку ведут (каболками манильского или сизальского троса длиной 15—20 см. Взяв 3 — 4 каболки, ссучивают их и накладывают серединой на две первые шли основы. Концы обносят вокруг нитей и пропускают между ними в середину. Образованную петлю осаживают вниз и подбивают свайкой. Затем каболки пропускают между перевязанной и свободной нитями. После окончания шпиговки первого ряда шпигуют второй раз в обратную сторону и т. д. Сделанный таким образом мат очень плотен и прочен, но для его выделки затрачивается много времени и материала.
Мат горизонтальной завивки (рис. 78). При изготовлении этого мата растягивают концы линя и навешивают на него нужное количество сложенных вдвое шкимушек. Длина шкимушек должна быть несколько больше длины мата. Завивку ведут слева направо следующим образом. Два конца первой Шкимушки переплетают между собой, затем правый переплетают с левым концом второй шкимушки, который в свою очередь переплетают со своим парным, и т. д.
При выполнении второго ряда шкимушки завивают в обратном направлении, т. е. справа налево. В процессе изготовления мата шкимушки надо обтягивать как можно туже. По окончании работы концы шкимушек и линя пробивают несколько раз обратно в мат, обтягивают и обрезают.
Мат диагональной завивки (рис. 79). После выполнения подготовительных работ, описанных выше, берут две первые левые шкимушки и завивают их между собой справа налево. Затем левую половину второй шкимушки завивают с правой (половиной первой.
Так завивают все навешенные пряди и затем плетут мат, завивая концы справа налево. Когда левая кромка мата достигнет требуемой длины, завивку начинают сбавлять, т. е. следующую завивку не доводят до первого конца, а только до третьего, последующую — до пятого и т. д. Чтобы закончить мат, между концами кладут прядь ворсы, концы загибают вокруг нее и пробивают в середину мата пять или шесть раз.
Этот мат отличается от других своей мягкостью. Плетут его обычно два человека один производит завивку прядей, а другой придерживает крайние левые шкимушки, чтобы они не развивались.
Круглый мат (рис. 80) делается из плетенки или неразвитой пряди троса.
Плетенку или прядь начинают крутить из центра окружности и сразу же схватывают концом тонкой шкимушки так, чтобы расстояние между шлагами было 8—10 см.
Изготовление. Материалом для мата служат плетенки из 9 (или 12) каболок пенькового или манильского троса каждая (Рис. 10.1). Для основы мата изготовляются плетенки, более чем вдвое превышающие его длину. Кроме того, должна быть изготовлена плетенка большой длины для утка.
Плетение мата выполняется следующим образом. Плетенки основы укладываются на палубе вплотную друг к другу и перекрываются концом утка, причем уток должен разделять их на две равные по длине части. Затем верхние части плетенок отводятся вниз (Рис. 10.2), а нижние — вверх (Рис. 10.3). После этого основа вновь накрывается утком (Рис. 10.4), верхние части плетенок отгибаются вниз (Рис. 10.5), а нижние — вверх (Рис. 10.6).
В дальнейшем работа повторяется в таком же порядке (Рис. 10.7, Рис. 10.8). Когда мат достигнет желаемых размеров, концы Плетенок пробиваются по направлению к середине мата.
Плетеный мат в готовом виде показан на Рис. 10.9.
Плетеные маты часто шпигуются каболками манильского троса. Каболки пробиваются с помощью свайки под плетенками мата и обносятся вокруг деревянного бруска, поло-женного на мат в поперечном направлении. Шлаги каболок над бруском перерезаются ножом и распускаются на волокна, образуя слой шпиговки.
Шпигование плетеного мата показано на Рис. 10.10.
Кнопом называется большой узел на конце троса, сделанный особым способом и служащий для удержания или укрепления коренных концов снастей. По своему назначению и способу выделки кнопы бывают: простые, стопорные, талрепные, кнопы без пробивки, сдвижные (вантовые) и др.
Прежде чем приступить к завивке кнопа, необходимо на некотором расстоянии от конца троса и на концах прядей наложить марки, а затем распустить трос на пряди.
Репка (рис. 54) употребляется для заделки концов фалиней и других снастей с целью предупреждения их от распускания.
После выполнения подготовительных работ концы прядей обносят против часовой стрелки одна под другой и обтягивают. Затем пряди переплетают крестообразно и снова обтягивают. При этом получается так называемый крест. Далее ходовыми прядями делают несколько пробивок, как и при изготовлении простоте огона. Оставшиеся концы обрезают.
Простой кноп (рис. 55). При изготовлении простого кнопа завивают так называемое полуколесо. Делают это следующим образам. Одну прядь прижимают к коренной части троса, а вторую накладывают сверху первой и обносят вокруг нее против часовой стреляй. Таким же образом вокруг второй обносят третью, конец которой пропускают в петлю первой.
После обтягивания всех прядей концы их должны выходить наверх. Затем полуколесо удваивают, т. е. берут любую прядь, укладывают снизу вдоль петли (находящейся справа) и пробивают в середину полуколеса, куда выходит конец петли, вдоль которой укладывали прядь. Точно так же поступают и с остальными прядями, только вторую прядь пробивают в середину под один шлаг, а третью — под два. После пробивки все ходовые пряди должны выходить из середины. Туго обтянув, пряди снова свивают в трос и накладывают марку. Лишние концы обрезают.
Стопорный кноп (рис. 56) делают на концах стопоров, накладываемых на швартовные тросы. Сначала получают полуколесо, поверх которого накладывают крест. Ходовые концы должны выходить все вниз слева от петель полуколеса. Затем полуколесо удваивают, т. е. ходовые пряди укладывают
снизу вдоль петель, находящихся справа, и концы пробивают туда, куда идут эти петли. После этого ходовые пряди троса пробивают параллельно шлагам креста. Для увеличения размеров кнопа таким же образом (может быть сделана еще одна цробивка ходовых прядей. Пряди обрезают или сразу после обтягивания, или после дополнительной пробивки вниз под шлаги полуколеса к шейке кнопа.
Талрепный кноп (рис. 57) изготовляется на концах лопарей талей и тросовых талрепов предохраняя их от рассновывания .
Отвитые пряди прижимают к коренной части троса, затем последовательно против часовой стрелки обносят каждую прядь вокруг соседней и пропускают в петлю следующей пряди: первую — вокруг второй и в петлю третьей, вторую — вокруг третьей, и в петлю первой, третью — вокруг первой и в петлю второй. Сделанная таким образом завивка называется колесом. Обтянув ходовые пряди, всю завивку осаживают вниз, закрывая ею марку на коренной части троса. Убедившись, что завивка сделана правильно, колесо удваивают, т. е. каждую ходовую прядь укладывают против часовой стрелки вдоль своих коренных шлагов, а затем пробивают ее вниз под те шлаги, куда идут парные. После первой пробивки все ходовые пряди вторично пробивают вдоль своих парных вверх. Для получения кнопа большего размера число пробивок увеличивают. Сделав нужное число пробивок, концы прядей обрезают.
Во избежание ошибок при выделке талрепного кнопа рекомендуется все ходовые пряди закрепить временной маркой к коренной части троса и только после этого приступить к завивке колеса.
У стопоров для якорных цепей талрепный кноп делают из шести прядей. Берут конец достаточной длины и пропускают а. коуш обуха гака. Концы продетого троса выравнивают и соединяют (вместе маркой, наложенной на некотором расстояния от концов троса.
Распустив оба конца на пряди делают завивку кнопа как указано выше. Чтобы не сбиться в порядке пробивок необходимо все опущенные пряди прикаболить временной маркой к коренной части троса и только после этого приступить к вязанию кнопа. После завивки временную марку разрезают и пряди поочередно равномерно обтягивают. Если пряди обтянуть неравномерно, кноп не будет обладать достаточной прочностью.
Кноп без пробивки (рис.58) применяется там, где не требуется большой прочности (на тросовых ручках ведер, рында-булине и т. д.).
Кноп без пробивки очень быстро завивается, красив, но не прочен. Распустив трос на пряди до марки, берут ходовую прядь, обносят ее против часовой стрелки вокруг коренной части троса, пропускают в свою же петлю, а затем выводят наверх. Так поступают и с остальными прядями, только конец второй пряди пропускают уже в две петли, а конец третьей — в три. Затем, начиная с третьей и кончая первой, обтягивают все пряди, получая при этом шлаг, похожий на полуузел. Обтягивая вторую прядь, следует ее конец оставить в середине а слабину петли уложить слева направо вдоль шлага, образованного первой прядью. Затем, потянув за конец, выбирают оставшуюся слабину. Таким же образом поступают и с третьей прядью, укладывая слабину петли между двумя шлагами, образованными предыдущими прядями. При правильной обтяжке все ходовые пряди должны выходить из середины, а шлаги завивки плотно прилегать друг к другу. Когда кноп обтянут, оставшиеся концы прядей обрезают. Иногда ходовые пряди сначала свивают в трос, накладывают на них марку, и только после этого у марки обрезают лишние концы.
Сдвижной кноп (вантовый) (рис. 69) применяется для сращивания лопнувшего стоячего такелажа. Этот кноп заменяет короткий сплесень и имеет перед ним то преимущество, что для его завивки не требуется длинных концов. Благодаря этому снасть меньше укорачивается и при натяжении не ослабевает, а наоборот, еще больше затягивается. Данным способом трос можно срастить быстро и без затраты больших усилий.
Сдвижной кноп делают следующим образом. На обоих тросах накладывают марки, и концы тросов распускают. Пряди тросов соединяют так же, как при изготовлении короткого сплёсня. Затем ходовыми прядями у коренной части каждого встречного троса делают по полуколесу, причем последние должны плотно прилегать друг к другу, а пряди их располагаться параллельно одна другой. Обтянув ходовые пряди, их распускают на каболки, которые равномерно укладывают вокруг нераспущенной части троса. Затем это место клетнюют шкимушгаром.
Сдвижной кноп, выполненный на стальном тросе, покрывают оплеткой.
Мусинги (рис. 60) представляют собой кнопы, сделанные на середине троса.
В основном они применяются при изготовлении шкентелей для шлюпбалок и выстрелов. Для изготовления мусинга берут вырубленные пряди троса, одинаковые по толщине и длине, и при помощи свайки пропускают их между коренными прядями троса. Если мусинг нужно сделать из шести концов, то, взяв три пряди, каждую пробивают и проболят до половины ее длины под одну коренную прядь. Получив шесть концов, завязывают стопорный или талрепный кноп. При правильной завивке все ходовые пряди должны выходить вниз. После обтягивания прядей завивку удваивают, т. е. каждую ходовую прядь ведут вдоль ее тарной до тех пор, пока она опять не будет направлена вниз. Если после двух пробивок толщина мусинга недостаточна, то число пробивок увеличивают, а оставшиеся концы обрезают.
Чтобы не допустить ошибки при пробивке прядей, когда из-под коренной пряди выходят две ходовые, следует всегда пробивать ту, которая длиннее (перед началом работы все пряди должны быть выровнены).
Завивка мусинга из восьми концов ничем не отличается от завивки из шести концов.
Шкентель с мусингами (рис. 61) применяется вместо шторм - трапа и крепится к выстрелу или топрику шлюпбалок. Для изготовления шкентеля с мусингами (берут трос нужной длины и в оба его конца вплескивают коуши.
Если шкентель предназначен для выстрела, то один коуш должен быть с храпцами. Затем вдоль шкентеля на расстоянии 50—60 см друг от друга делают большие и плоские мусинги. Для предохранения мусинтов от сырости их оплетают.
Рында-булинь (рис. 62) Изготовляется из двух концов линя, пропущенного через кольцо бойка рынды. Заведенные концы перекрещивают таким образом, чтобы на кольце образовалось два шлага. Затем делают крест, т. е. берут любой конец, пропускают его над соседним, переносят в сторону, противоположную петле, и укладывают между вторым и третьим концами. Второй конец проводят над первым (также перенося в противоположную сторону) и укладывают между третьим и четвертым концами и т. д. Последний конец должен накрывать третий и проходить через петлю первого. При правильной завивке креста каждый ходовой конец выходит из под одного шлага вниз. Убедившись, что крест сделан правильно, продолжают работу в том же порядке. Каждый новый крест нужно хорошо обтягивать, а шлаги поджимать к середине. Чтобы закончить плетение рында-булиня, делают ходовыми концами полуколесо, после чего полуколесо и крест удваивают, получая стопорный кноп.
Читайте также: