Интересные факты о медном всаднике кратко
1. Ровно 253 года назад, в 1768 году, Российская императрица Екатерина II, издала указ о возведении памятника основателю Санкт-Петербурга, императору Петру I.
Может быть, скульптура Петра не стала его любимой, потому что у него никак не получалось сделать взгляд императора выразительным?
4. Решение придумала ученица мастера, 20-летняя Мари Анн Колло. Выразительным взгляд она придумала сделать при помощи сердечек. Приглядитесь, вблизи зрачки Петра выполнены в форме сердечек, а издали кажется, что Пётр продолжает наблюдать за тобой даже при ходьбе.
Заказчице императрице это решение настолько понравилось, что она назначила Мари Анн Колло пожизненную пенсию в 10 тыс руб и посодействовала избранию её в академики Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге.
В Петербурге Мари Анн вышла замуж за сына Этьена Фальконе, и в 1778 году пара переехала в Париж. Брак оказался непродолжительным. Мари Анн подавала жалобы на жестокое обращение от супруга и просила развод. В 1779 году она со своим учителем Этьеном переехала в Голландию, они получили заказ на изготовление серии портретов. С 1783 года Этьен и Мари Анн заказы не брали — Мари Анн всё время уделяла разбитому параличом свёкру до самой его смерти в 1791 году. После Мари Анн переехала в небольшое поселение во Франции и скульптурой и живописью больше не занималась.
5. Образом, по которому была выполнена скульптура головы, стала посмертная маска Петра I, которую изготовил итальянский скульптор и архитектор Растрелли. Увидеть оригинальную маску сейчас можно в Русском музее, в Санкт-Петербурге.
6. Мастерской для создания скульптуры стала бывшая Тронная зала деревянного Зимнего дворца Елизаветы Петровны. А жильё Фальконе предоставили на месте бывшей каменной конюшни при дворце.
7. Вот как видел образ императора Этьен Фальконе:
Монумент мой будет прост… Я ограничусь только статуей героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как победителя, хотя он, конечно, был и тем и другим. Гораздо выше личность созидателя-законодателя.
Медный всадник — один из самых известных и узнаваемых памятников Петру I. Его воздвигли на Сенатской площади Санкт-Петербурга по указу Екатерины II. Сегодня это одна из главных городских достопримечательностей, которая упоминается во многих литературных произведениях, служит источником вдохновения для художников и украшает собой памятные монеты.
Описание памятника
Памятник на Сенатской площади в Санкт-Петербурге изображает Петра I, сидящего на вздыбленном коне. Он стоит на вершине постамента-скалы, а у ног лошади лежит поверженная змея. Все это символизирует преодоленные императором трудности и враждебные силы.
Змея служит одной из точек опор для императорского скакуна, что является довольно оригинальным решением для придания скульптуре устойчивости.
Однако намек на государственность и победы самодержца в памятнике все же есть. Голову Петра I украшает лавровый венок, а на поясе висит меч.
Памятник Медный всадник окружен невысоким забором, вдоль которого высажены кустарники и цветы.
Почему памятник называют Медным всадником
Вопрос о Медном всаднике особенно актуален в свете того, что памятник Петру I в Санкт-Петербурге отлит из бронзы. Но ответ на него довольно прост.
Интересный факт! Образ Петра на коне использовали в своих произведениях Ф. Достоевский и А. Белый. Отсылка ведет именно к памятнику на Сенатской площади.
Авторы памятника
Почему-то многие считают Этьена Фальконе — французского скульптора — единственным автором памятника Петру Первому в Санкт-Петербурге. На самом деле это не совсем верно, хотя и он выполнил большой объем работ.
Достаточно ответственную их часть взяла на себя ученица французского мастера — Мари Анн Колло. Она вылепила голову скульптуры. Работу доверили Мари после того, как Екатерина II трижды забраковала варианты Э. Фальконе. Эскиз его ученицы, наоборот, пришелся по душе императрице, которая в итоге назначила девушке пожизненную пенсию и приняла в Российскую Академию художеств.
Змею у ног коня вылепил Ф. Гордеев, отливкой основной части статуи руководил Екимов В., а архитектурно-планировочным решением занимался Ю. Фельтен.
История создания Медного всадника
История создания Медного всадника полна противоречий и даже конфликтов. И если бы не Э. Фальконе, Сенатскую площадь могла бы украсить совсем другая скульптура.
Работа над проектом
Видные умы российских академий долго не могли определиться с видом памятника. Екатерина II хотела видеть его величественным и на коне, Бельский — без коня, Дидро предлагал сделать памятник Петру I в Петербурге в виде фонтана. Штелин и вовсе видел императора не одного, а среди павших к его ногам человеческих пороков, воплощенных в металле.
Фальконе решительно отказался от оригинальных идей и создал эскиз такого памятника, которым он предстает сейчас.
Интересный факт! Чтобы создать динамичную скульптуру, Фальконе делал зарисовки с движущегося коня. Для этого гвардейские офицеры поднимали лошадь на дыбы и удерживали в таком положении или взмывали на ней по помосту.
Скульптура Петра I стоит на внушительном постаменте — обтесанной каменной глыбе. Ее искали по всем окрестностям Петербурга, а в местной газете даже напечатали объявление с просьбой к гражданам помочь в поисках.
Особую сложность представляла собой транспортировка такого камня. Чтобы доставить его до Финского залива, пришлось на всем пути соорудить желоба и поместить в них большие медные шары. По ним и перемещали глыбу. Работы проводили зимой, чтобы замерзший грунт мог выдержать большую нагрузку. В заливе камень ждала специально построенная баржа.
Транспортировка глыбы потребовала усилий более 1 000 человек и около полугода времени. На Сенатскую площадь камень прибыл 26 сентября 1770 года. За его разгрузкой наблюдало огромное количество людей.
Перед установкой камень хорошо обтесали, и он растерял большую часть своих габаритов и великолепия.
Литье и установка памятника
Литье памятника Петру I в Санкт-Петербурге вызвало немало проблем у Фальконе. Сам он никогда не выполнял такие работы, а в городе не нашлось ни одной мастерской, где могли бы отлить монумент в таких размерах. Никто не мог гарантировать успех предприятия и обещать нужный результат.
Для отливки скульптуры был приглашен французский специалист Б. Эрсман. Он приехал с помощниками и даже всеми необходимыми материалами. Но плодотворного сотрудничества с российскими скульпторами и художниками не получилось. Эрсман был уволен по настоянию Ю. Фельтена.
Его место занял Е. Хайлов, занимавшийся раньше отливкой пушек. Ему пришлось подобрать для литья новый состав, чтобы памятник устоял всего на трех точках опоры, получился прочным, но легким.
Первый опыт литья оказался неудачным. Труба, по которой в форму подавалась бронза, лопнула. Едва не погибнув, Хайлов смог предотвратить пожар в деревянной мастерской. Успехом увенчалась вторая попытка литья, которая последовала лишь через 3 года.
В разгар работ отношения скульптора Фальконе и Екатерины II стремительно ухудшаются и в 1778 году он был вынужден уехать из России. С собой мастер забрал все чертежи, эскизы, а также свою талантливую помощницу Мари Анн Колло. В связи с этим дальнейшими работами по завершению скульптуры и ее установке руководил Ю. Фельтен.
Памятник Петру I или Медного всадника установили на Сенатской площади в Санкт-Петербурге в 1782 году. В честь этого был проведен военный парад под руководством Д. А. Голицына.
Интересные факты о Медном всаднике
Медный всадник со своей богатой историей и величественным видом уже давно стал одним из символов Санкт-Петербурга. На его фоне с удовольствием фотографируются как туристы, так и жители города. Вставший на дыбы конь со столь значимым для истории России наездником интересен и взрослым, и детям.
Место выбрала сама Екатерина II
Место установки монумента – пожалуй, единственное, о чем почти не спорили при его создании. Екатерина распорядилась поместить памятник на Сенатской площади, поскольку рядом расположены основанное Петром I Адмиралтейство и главное на тот момент законодательное учреждение России – Сенат. Правда, царица желала видеть памятник в центре площади, но скульптор поступил по-своему и передвинул постамент ближе к Неве.
Изначально на этом месте должны были установить прижизненный памятник самой Екатерине, но она сочла более правильным увековечить память об основателе Петербурга к 100-летию его восшествия на престол.
Скульптора порекомендовали Дидро и Вольтер
Камень для постамента искали по объявлению
Перевозка "Гром-камня" в присутствии Екатерины II. Гравюра И.Ф. Шлея с рисунка Ю.М. Фельтена. 1770 год. Фото: Public Domain
Отозвался некий крестьянин Семен Вишняков, который занимался поставками строительного камня в Петербург. У него давно была на примете глыба в районе Лахты, но только не было инструмента, чтобы ее расколоть. Где именно лежал Гром-камень, доподлинно неизвестно. Возможно, неподалеку от поселка Лисий Нос. В документах остались сведения, что путь камня до города занял восемь верст, то есть около 8,5 километров.
Для транспортировки скалы по рекомендациям Ивана Бецкого была разработана специальная машина, в перевозке участвовали тысячи людей. Камень весил 2400 тонн, перевозили его зимой, чтобы почва под ним не проседала. Операция по перемещению длилась с 15 ноября 1769 года по 27 марта 1770 года, после чего на берегу Финского залива камень погрузили на судно и привезли на Сенатскую площадь 26 сентября.
Не медный, а бронзовый
Памятник традиционно называют Медным всадником с легкой руки Пушкина, хотя отлит он из бронзы. Мастерскую обустроили в бывшем Тронном зале деревянного Зимнего дворца Елизаветы Петровны. Скульптор продумывал каждую мелочь и проделал колоссальную работу.
Одна из самых известных иллюстраций к поэме Пушкина "Медный всадник" принадлежит кисти Александра Бенуа. Фото: Public Domain
Работа над моделью скульптуры длилась с 1768 по 1770 год. Над головой Петра работала юная ученица Фальконе Мари Анн Колло, а змею под копытом коня вылепил Федор Гордеев. Мари Анн за эту работу была принята в члены Российской Академии художеств, а Екатерина II назначила ей пожизненную пенсию в 10 000 ливров.
Отливка статуи заняла 8 лет
Открытие памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Бумага, гравюра резцом. Середина XIX в. Фото: Public Domain / Мельников А.К.
Памятник пережил три войны
Первая мировая война в итоге так же не затронула величественного Петра, а во время Великой Отечественной войны Медного всадника обшили бревнами и досками, памятник укрыли мешками с песком и землей. Так же поступили с памятником Ленину на Финляндском вокзале и другими крупными монументами, которые спрятать или эвакуировать не было возможности.
Памятник Петру I , получивший название Медный всадник с легкой руки Александра Пушкина, - один из символов Северной столицы. Возведенный по воле Екатерины II, он уже более 200 лет украшает Сенатскую площадь. Сегодня мы расскажем об интереснейших фактах и о самых таинственных легендах, связанных с Медным всадником.
Создание памятника оказалось очень хлопотным: замысел именитого парижского скульптора Этьена-Мориса Фальконе, специально приглашенного в Россию Екатериной для работы над памятником Петру Великому, был грандиозным. Увековечивая фигуру российского реформатора, было решено создать его скульптуру на коне. Согласно замыслу, наездник поднимался на высокий утес, оставляя позади всех неприятелей и преодолевая тем самым все жизненные трудности.
Первым испытанием стал поиск камня, который бы послужил постаментом. Вначале предполагалось собрать его из отдельных камней, но все же попытки найти глыбу соответствующих размеров предпринимались. С этой целью даже разместили объявление в газете: и, о чудо, обычный крестьянин согласился доставить в Петербург валун. Считается, что отыскать нужную породу ему помог юродивый, сам камень назван Гром-камнем за то, что когда-то давно пострадал от удара молнии. Доставка постамента длилась 11 месяцев, перемещать глыбу весом в 2400 тонн пришлось зимой, так как она продавливала буквально все на своем пути. Согласно другой легенде, камень был назван Конем, поскольку был найден на одноименном острове и в незапамятные времена лежал у входа во врата иного мира. Согласно поверьям, местные жители приносили коней в жертву богам у этого камня.
Несмотря на то, что Екатерина была в восторге от проекта Фальконе, затянувшаяся работа по отливке статуи рассорила ее со скульптором. Француз уехал в Париж, не дождавшись торжественного открытия. Справедливости ради, отметим, что, когда монумент был представлен публике, по велению Екатерины II отчеканенные по случаю торжества монеты с благодарностью доставили Фальконе.
Медный всадник - визитная карточка Петербурга. Во время войны 1812 года была мысль его эвакуировать, но этому помешал случай. Если верить преданиям, майор российской армии, которому было приказано заниматься памятником, попросил у Александра I разрешения оставить монумент на месте: якобы ему приснился сон, в котором сам Петр I уверял русских, что, пока он на месте, его творению ничего не угрожает. В годы Великой Отечественной войны за памятник тоже переживали, но снять его с постамента не решились: обложили мешками с песком и досками. Так медный всадник и пережил блокаду.
Читайте также: