Refresh rate num в мониторе что это
Частота обновления (или «частота вертикальной развертки», «частота вертикальной развертки», терминология, связанная с электронно-лучевыми трубками ) - это количество раз в секунду, когда устройство отображения на основе растра отображает новое изображение. Это не зависит от частоты кадров , которая описывает, сколько изображений сохраняется или генерируется каждую секунду устройством, управляющим дисплеем.
На дисплеях с электронно-лучевой трубкой (ЭЛТ) более высокая частота обновления приводит к меньшему мерцанию , что снижает нагрузку на глаза. В других технологиях, таких как жидкокристаллические дисплеи , частота обновления влияет только на частоту обновления изображения.
Нерастровые дисплеи могут не иметь характерной частоты обновления. Например, векторные дисплеи не отслеживают весь экран, а только фактические линии, составляющие отображаемое изображение, поэтому скорость обновления может отличаться в зависимости от размера и сложности данных изображения.
Для компьютерных программ или телеметрии этот термин иногда применяется к тому, как часто данные обновляются с использованием нового внешнего значения из другого источника (например, общей общедоступной электронной таблицы или аппаратного канала).
СОДЕРЖАНИЕ
Физические факторы
Хотя все растровые устройства отображения имеют характерную частоту обновления, физическая реализация различается в зависимости от технологии.
Электронно-лучевые трубки
ЭЛТ с растровым сканированием по своей природе должны обновлять экран, поскольку их люминофор будет блекнуть, и изображение исчезнет быстро, если не обновлять его регулярно.
В ЭЛТ частота вертикальной развертки - это количество раз в секунду, когда электронный луч возвращается в верхний левый угол экрана, чтобы начать рисование нового кадра. Он управляется сигналом вертикального гашения, генерируемым видеоконтроллером , и частично ограничивается максимальной скоростью горизонтальной развертки монитора .
Частоту обновления можно рассчитать, исходя из частоты горизонтальной развертки, разделив частоту сканирования на количество горизонтальных линий, плюс некоторое время, необходимое для возврата луча вверх. По соглашению это множитель 1,05x. Например, монитор с частотой горизонтальной развертки 96 кГц при разрешении 1280 × 1024 дает частоту обновления 96 000 ÷ (1024 × 1,05) ≈ 89 Гц (с округлением в меньшую сторону).
Частота обновления ЭЛТ исторически была важным фактором при программировании видеоигр. В ранних системах видеоигр единственное время, доступное для вычислений, - это интервал вертикального гашения , в течение которого луч возвращается в верхний угол экрана, а изображение не прорисовывается. Однако даже в современных играх важно избегать изменения видеобуфера компьютера, за исключением периода вертикального отката, чтобы предотвратить мерцание графики или разрыв экрана .
Жидкокристаллические дисплеи
В отличие от ЭЛТ, где изображение будет блекнуть до тех пор, пока не будет обновлено, пиксели жидкокристаллических дисплеев сохраняют свое состояние до тех пор, пока подается питание, и, следовательно, нет внутреннего мерцания независимо от частоты обновления. Однако частота обновления по-прежнему определяет самую высокую частоту кадров, которая может отображаться, и, несмотря на отсутствие фактического гашения экрана, интервал вертикального гашения по-прежнему является периодом в каждом цикле обновления, когда экран не обновляется, в течение которого изображение данные в буфере кадров хост-системы могут быть обновлены.
Компьютерные дисплеи
Видео с вентилятором процессора, вращающимся со скоростью 0 оборотов в минуту , 300 и 1300, записанное с частотой 60 кадров в секунду .На меньших ЭЛТ-мониторах (примерно до 15 дюймов или 38 см) мало кто замечает дискомфорт в диапазоне 60–72 Гц. На больших ЭЛТ-мониторах (17 дюймов или 43 см или больше) большинство людей испытывают легкий дискомфорт, если частота обновления не установлена на 72 Гц или выше. Частота 100 Гц удобна практически для любого размера. Однако это не относится к ЖК-мониторам. Ближайшим эквивалентом частоты обновления на ЖК-мониторе является его частота кадров , которая часто фиксируется на уровне 60 кадров в секунду. Но это редко является проблемой, потому что единственная часть ЖК-монитора, которая может производить мерцание, подобное ЭЛТ, - его подсветка - обычно работает с частотой минимум 200 Гц.
Разные операционные системы по-разному устанавливают частоту обновления по умолчанию. Microsoft Windows 95 и Windows 98 (первая и вторая редакции) устанавливают самую высокую частоту обновления, которую, по их мнению, поддерживает дисплей. Операционные системы на основе Windows NT , такие как Windows 2000 и ее потомки Windows XP , Windows Vista и Windows 7 , устанавливают частоту обновления по умолчанию на консервативную частоту, обычно 60 Гц. Некоторые полноэкранные приложения, в том числе многие игры, теперь позволяют пользователю перенастраивать частоту обновления перед переходом в полноэкранный режим, но большинство по умолчанию используют консервативное разрешение и частоту обновления и позволяют вам увеличивать настройки в параметрах.
Старые мониторы могут быть повреждены, если пользователь установит для видеокарты частоту обновления выше, чем наивысшая частота, поддерживаемая монитором. Некоторые модели мониторов отображают уведомление о том, что видеосигнал использует неподдерживаемую частоту обновления.
Динамическая частота обновления
Некоторые ЖК-дисплеи поддерживают адаптацию частоты обновления к текущей частоте кадров, предоставляемой видеокартой. Две технологии, которые позволяют это сделать, - FreeSync и G-Sync .
Стерео дисплеи
Когда ЖК- очки с затвором используются для стерео 3D-дисплеев , эффективная частота обновления уменьшается вдвое, поскольку каждому глазу требуется отдельное изображение. По этой причине обычно рекомендуется использовать дисплей, способный работать с частотой не менее 120 Гц, потому что, разделенная пополам, эта частота снова составляет 60 Гц. Более высокие частоты обновления приводят к большей стабильности изображения, например, 72 Гц без стерео - это 144 Гц стерео, а 90 Гц без стерео - это 180 Гц стерео. Большинство недорогих компьютерных видеокарт и мониторов не могут поддерживать такую высокую частоту обновления, особенно при более высоких разрешениях.
Для ЖК-мониторов яркость пикселей изменяется намного медленнее, чем для ЭЛТ или плазменных люминофоров. Обычно яркость пикселей ЖК-дисплея изменяется быстрее при подаче напряжения, чем при снятии напряжения, что приводит к асимметричному времени отклика пикселей. В 3D-очках с затвором это может привести к нечеткому смазыванию изображения и плохому восприятию глубины из-за того, что предыдущий кадр изображения не становится черным достаточно быстро при отрисовке следующего кадра.
Телевизоры
В этой анимированной гифке показано простое сравнение того, как движение изменяется с частотой обновления 4 Гц, 12 Гц и 24 Гц. Вся последовательность имеет частоту кадров 24 Гц.Развитие телевизоров в 1930-е годы определялось рядом технических ограничений. Переменного тока питания частота сети была использована для вертикальной частоты обновления по двум причинам. Первая причина заключалась в том, что электронная лампа телевизора была восприимчива к помехам от источника питания устройства, включая остаточную пульсацию. Это может вызвать смещение горизонтальных полос (гудящих полос). Использование той же частоты уменьшило это и сделало помехи статическими на экране и, следовательно, менее навязчивыми. Вторая причина заключалась в том, что в телевизионных студиях использовались лампы переменного тока, съемка на другой частоте вызывала стробирование . Таким образом, у производителей не было иного выбора, кроме как запускать наборы с частотой 60 Гц в Америке и 50 Гц в Европе. Эти скорости легли в основу используемых сегодня наборов: 60 Гц System M (почти всегда используется с цветовым кодированием NTSC ) и 50 Гц System B / G (почти всегда используется с цветовым кодированием PAL или SECAM ). Эта случайность дала европейским телевизорам более высокое разрешение в обмен на более низкую частоту кадров. Сравните Систему M (704 × 480 при 30i) и Систему B / G (704 × 576 при 25i). Однако более низкая частота обновления 50 Гц приводит к большему мерцанию, поэтому сейчас очень популярны наборы, в которых используется цифровая технология для удвоения частоты обновления до 100 Гц. (см. Системы телевещания )
Еще одно различие между стандартами 50 Гц и 60 Гц заключается в способе передачи или представления движущихся изображений (кинопленки, а не источники видеокамеры). Пленка 35 мм обычно снимается со скоростью 24 кадра в секунду (кадр / с). Для PAL 50 Гц это позволяет легко переносить источники пленки за счет ускорения пленки на 4%. Таким образом, результирующая картинка будет гладкой, однако есть небольшой сдвиг высоты звука. Наборы NTSC отображают материал как со скоростью 24 кадра в секунду, так и со скоростью 25 кадров в секунду без какого-либо переключения скорости с использованием техники, называемой 3: 2 pulldown , но за счет введения негладкого воспроизведения в форме дрожания телесина .
Подобно некоторым компьютерным мониторам и некоторым DVD, аналоговые телевизионные системы используют чересстрочную развертку , которая уменьшает видимое мерцание, рисуя сначала нечетные, а затем четные линии (они известны как поля). Это удваивает частоту обновления по сравнению с изображением с прогрессивной разверткой с той же частотой кадров. Это отлично работает для видеокамер, где каждое поле является результатом отдельной экспозиции - эффективная частота кадров удваивается, теперь получается 50, а не 25 кадров в секунду. Динамика ЭЛТ идеально подходит для этого подхода, быстрые сцены выиграют от обновления 50 Гц, более раннее поле будет в значительной степени разрушено при записи нового поля, а статические изображения выиграют от улучшенного разрешения, поскольку оба поля будут интегрированный на глаз. Современные телевизоры на основе ЭЛТ можно сделать немерцающими по технологии 100 Гц.
Многие высококачественные ЖК-телевизоры теперь имеют частоту обновления 120 или 240 Гц (нынешние и бывшие страны NTSC ) или 100 или 200 Гц (страны PAL / SECAM ). Скорость 120 была выбрана как наименьшее общее кратное 24 кадрам в секунду (кино) и 30 кадрам в секунду (NTSC TV) и позволяет уменьшить искажения при просмотре фильмов за счет исключения телесина ( раскрытие 3: 2 ). Для PAL при 25 кадрах в секунду 100 или 200 Гц используются как дробный компромисс наименьшего общего кратного 600 (24 × 25). Эти более высокие частоты обновления наиболее эффективны для вывода видео с источником 24p (например, Blu-ray Disc ) и / или сцен с быстрым движением.
Отображение содержания фильма на телевизоре
Поскольку фильмы обычно снимаются со скоростью 24 кадра в секунду, а телевизоры работают с другой скоростью, необходимо некоторое преобразование. Существуют различные методы, позволяющие зрителю получить оптимальные впечатления.
Комбинация обработки контента, устройства воспроизведения и устройства отображения также может давать ненужные артефакты. Устройство отображения, обеспечивающее фиксированную частоту 60 кадров в секунду, не может отображать фильм со скоростью 24 кадра в секунду с равномерной скоростью без дрожания. Обычно используется тяга 3: 2 , что дает небольшую неравномерность движения.
В то время как обычные компьютерные мониторы с мультисинхронизацией на ЭЛТ с начала 1990-х годов были способны работать на частоте, кратной 24 Гц, недавние ЖК-дисплеи с частотой 120 Гц были произведены с целью обеспечения более плавного и плавного движения, в зависимости от исходного материала и любых последующая обработка сигнала. В случае материала, снятого на видео, улучшение плавности просто за счет более высокой частоты обновления может быть едва заметным.
В случае отснятого материала, поскольку 120 является четным кратным 24, можно представить последовательность со скоростью 24 кадра в секунду без дрожания на хорошо спроектированном дисплее с частотой 120 Гц (т. Е. Так называемое изменение 5-5). Если частота 120 Гц создается путем удвоения кадра для сигнала с понижением частоты 3: 2 с частотой 60 кадров в секунду, неравномерное движение все еще может быть видно (т. Е. Так называемое преобразование 6-4).
Кроме того, материал может отображаться с синтетически созданной гладкостью с добавлением к отображению возможностей интерполяции движения , что оказывает еще большее влияние на снятый материал.
Телевизоры «50 Гц» (при подаче контента «50 Гц») обычно получают фильм, который идет немного быстрее, чем обычно, что позволяет избежать проблем с неравномерным воспроизведением.
Смотрите также
Рекомендации
Эта статья основана на материалах, взятых из Free On-line Dictionary of Computing до 1 ноября 2008 г. и включенных в соответствии с условиями «перелицензирования» GFDL версии 1.3 или новее.
Ещё недавно мониторы с частотой обновления экрана в 60 Гц были стандартом и пределом мечтаний. Сейчас индустрия дошла до того, что уже есть экраны на 75 Гц, 120 Гц, 144 Гц, 240 Гц и 360 Гц. Что это значит должны хорошо знать любители поиграть в игры, так как их это затрагивает напрямую. Для тех кто не знает сейчас расскажем.
↑ Как изменить частоту обновления экрана
Частота обновления экрана (screen refresh rate) — это, если сказать проще, сколько раз в секунду обновляется изображение на вашем экране. Если у вас частота обновления экрана 120 Гц, то это означает, что экран обновляется 120 раз в 1 секунду. Мониторы с более высокой частотой будут обеспечивать не только более плавный игровой процесс, но и работу в приложениях. То есть, чем больше герцев у вас поддерживает монитор, тем плавнее будет изображение. К тому же будет меньше нагрузка на зрение. Нужно иметь в виду, что в ноутбуках высокая герцовка будет потреблять больше энергии.
Бывает, что монитор поддерживает, допустим, 120 Гц, а в системе выставлено 60. Как поставить более высокую частоту и рассмотрим в этом материале.
↑ Способ изменения герцовки через параметры системы
1. Заходим в Пуск и выбираем "Параметры" либо нажимаем комбинацию "Win+R".
2. В левой части окна выбираем строку "Система". В правой "Дисплей".
3. Затем заходим в раздел "Сопутствующие параметры". Выбираем "Расширенный дисплей".
4. В нижней части окна будет пункт "Выберите частоту обновления". Справа от него выбираем нужную нам частоту и жмём "Сохранить изменения". Если вы нажмёте "Вернуть назад" или дождётесь, пока диалоговое окно исчезнет, то экран вернётся к изначальной частоте. Не пугайтесь, монитор на пару секунд станет черным.
Готово. Но можно перейти ещё дальше и нажать "Свойства видеоадаптера дисплея". Тут зайти во вкладку "Монитор" и также в параметрах монитора выбрать частоту обновления экрана. Смысл будет тот же.
↑ Способ изменения герцовки через контрольные панели
Можно изменить герцовку и в приложениях, которые были установлены вместе с драйверами видеокарт, так называемые контрольные панели. Например, в панели управления Nvidia можно найти вкладку "Дисплей" и пункт "Изменение разрешения". В правой части можно поменять показатель герцовки.
В панели управления HD-графикой Intel надо выбрать "Основные настройки". В правой части окна найти строку "Частота обновления" и установить то, которое надо.
В AMD Radeon Software Adrenalinn требуется зайти в "Настройки". Затем в строку "Дисплей" и нажать "Создать" возле надписи "Пользовательские разрешения". Далее указываем "Частоту обновления" и жмём "Создать". В настройках "Radeon" выбираем "Дисплей", далее "Пользовательское разрешение", затем "Создать". Пишем необходимую герцовку и щелкаем "Сохранить".
↑ У владельцев видеокарт Nvidia есть уникальная особенность "разогнать" монитор
1. Заходим в "Панель управления Nvidia".
2. Далее переходим в "Дисплей", затем в "Изменение разрешения". В том случае когда у вас несколько мониторов, выбираем тот, который надо разогнать.
3. Щелкаем по кнопке "Настройка".
4. Во всплывшем окне выбираем "Создать пользовательское разрешение".
Тут можно настроить большое количество параметров, но нас интересует герцовка.
5. В строку с названием "Частота обновления" вводим необходимую нам герцовку и нажимаем "Тест". В том случае, если экран сможет работать на повышенной частоте, то по окончании теста появится уведомление, которое об этом сообщит.
6. Для сохранения этого разрешения нажимаем кнопку "Да". Если вдруг изображение на мониторе исчезнет, то не волнуйтесь и просто переподключите кабель монитора.
7. Теперь окном ниже в списке должно появиться наше нестандартное разрешение. Выбираем его, нажимаем "Применить" и "Сохранить".
Используя данные рекомендации можно легко изменить частоту обновления экрана на нужную вам.
ЦП, ГП и монитор вместе работают для обеспечения более высокой частоты обновления.
Проверьте текущую частоту кадров, прежде чем переходить на монитор с более высокой частотой обновления.
При выборе дисплея учитывайте не только частоту обновления, но и другие параметры, такие как разрешение.
Попробуйте обновить ЦП и ГП, если ваша система не обеспечивает желаемую частоту обновления.
Высокая частота обновления в играх может обеспечить существенную разницу. Здесь рассказано, что нужно знать о тестировании, оптимизации и выборе дисплея с высокой частотой обновления.
Высокая частота обновления в играх может обеспечить существенную разницу. Здесь рассказано, что нужно знать о тестировании, оптимизации и выборе дисплея с высокой частотой обновления.
Высокая частота обновления может значительно повлиять на впечатления от игры. Это особенно актуально для киберспорта с высокими темпами игры, где каждый кадр имеет значение. Однако просто купить дисплей с частотой обновления 144 Гц или 240 Гц недостаточно, чтобы увидеть преимущества.
Ваша система должна поддерживать достаточную частоту кадров, чтобы использовать высокую частоту обновления.
Что такое частота обновления?
Как показано на иллюстрации выше, частота обновления — это частота обновления изображения на дисплее. Время между обновлениями измеряется в миллисекундах (мс), а частота обновления дисплея — в герцах (Гц).
Частота обновления дисплея показывает, сколько раз в секунду дисплей может выводить новое изображение. Эта частота измеряется в герцах (Гц). Например, если дисплей имеет частоту обновления 144 Гц, это означает, что изображение на нем обновляется 144 раза в секунду. В сочетании с высокой частотой кадров, обеспечиваемой совместно ЦП и ГП, высокая частота обновления обеспечивает плавность изображения и более высокий показатель FPS.
Чтобы использовать более высокую частоту обновления, нужно учитывать три наиболее важных компонента:
- Монитор с высокой частотой обновления.
- Достаточно мощный процессор, чтобы обрабатывать критически важные игровые команды, включая искусственный интеллект, физику, игровую логику и данные рендеринга.
- Достаточно быстрый ГП, чтобы быстро выполнять эти команды и создавать графику, которую вы видите на экране.
Монитор может обновлять изображение только с той частотой, с какой его передает система, и поэтому важно, чтобы ЦП и ГП могли быстро выполнять этот процесс. Если ЦП и ГП не могут подавать на монитор достаточное количество кадров в секунду, ваш монитор не сможет обеспечить высокую частоту обновления, какими бы хорошими ни были его характеристики.
Если ваш монитор имеет частоту обновления 144 Гц, но ГП обеспечивает всего 30 кадров в секунду, высокая частота обновления не используется.
Аппаратные конфигурации
Требуемый уровень аппаратного обеспечения для обеспечения высокой частоты обновления зависит от того, какую частоту обновления вы хотите получить, а также от игр, в которые вы играете. Чем выше частота обновления, тем более высокую частоту кадров обеспечивают ЦП и ГП, и тем больше преимуществ вы получите от высокопроизводительных опций.
При этом нагрузка игр на ЦП и ГП может отличаться. Старые игры или игры, не использующие новейшие графические технологии, будут потреблять значительно меньше ресурсов, чем современные игры. Это означает, что в некоторых играх более высокая частота обновления может быть достижима на менее мощном аппаратном обеспечении, чем в других.
Используемые настройки графики также повлияют на то, насколько интенсивно игра нагружает аппаратное обеспечение. Снижение разрешения до 1080p позволит повысить частоту обновления при меньшей нагрузке на систему, равно как и отключение или снижение графических параметров. Как и в случае с высоким разрешением, чем меньше игра нагружает аппаратное обеспечение, тем легче будет поднять частоту кадров до достаточного уровня, чтобы увидеть преимущества дисплея с высокой частотой обновления.
Это может означать, что вам нужно будет попробовать разные настройки и разрешения игр, чтобы подобрать оптимальный баланс.
Определение возможностей вашей системы
Прежде чем переходить на монитор с высокой частотой обновления, стоит проверить, сможет ли система поддерживать такую частоту.
Самый лучший и простой способ узнать, какую частоту обновления может поддерживать ваша система, — играть в игры и проверять их производительность. Используйте утилиту для мониторинга, например Fraps, для отображения текущего показателя FPS (кадры в секунду) во время игры. Большинство утилит для мониторинга частоты кадров оценивают среднюю частоту кадров в секунду , которая отслеживает производительность системы в ходе игры.
В идеале частота кадров в игре должна соответствовать частоте обновления монитора 1:1. Например, ваша система должна выводить 144 кадра в секунду, чтобы в полной мере использовать преимущества монитора с частотой 144 Гц.
Так вы все равно сможете наслаждаться более высокой частотой кадров, даже если она не достигнет пределов возможностей вашего дисплея. Играть с частотой 110 Гц все равно лучше, чем с частотой 60 Гц, и вы всегда сможете впоследствии обновить ЦП и ГП, чтобы добиться уровня 144 кадра в секунду.
Если ваша система с трудом запускает игры с частотой кадров больше 60, вам вряд ли будет полезен дисплей с высокой частотой обновления, а если ваш ПК способен выдавать более 60 кадров в секунду, такой дисплей будет хорошим вложением.
Если у вас пока нет игры, в которую вы собираетесь играть, вы можете попробовать похожие игры и применить экстраполяцию. Игры, выпущенные в одном и том же году, относящиеся к одному жанру или использующие одну и ту же основу, обычно имеют похожие требования к производительности. Также вы можете изучить опыт других игроков и сравнить ваши конфигурации аппаратного обеспечения, чтобы понять, чего следует ожидать.
Адаптивная синхронизация
Если ваша система не может обеспечить желаемую частоту кадров, вам может подойти дисплей с адаптивной синхронизацией. Эта технология используется во многих современных дисплеях. Адаптивная синхронизация позволяет дисплею напрямую взаимодействовать с ГП так, что частота обновления дисплея будет синхронизироваться с каждым кадром, даже если частота кадров не будет стабильна.
Вертикальная синхронизация (VSync) — это похожий параметр, который часто можно включать в играх. Технологии адаптивной синхронизации и VSync могут помочь снизить количество видимых артефактов, таких как искажение экрана, при нестабильной частоте кадров, или полностью устранить такие артефакты.
Выбор подходящего монитора
Мониторы с высокой частотой обновления имеют разные показатели. Мониторы с частотой обновления 144 Гц существенно лучше стандартных мониторов 60 Гц, а вариант с частотой обновления 240 Гц популярен у тех, кто стремится к самому лучшему. Ознакомьтесь с нашим распределением игровых мониторов по частоте обновления и разрешению, чтобы узнать больше.
Вам необязательно покупать монитор с самой высокой частотой обновления, которую может поддерживать ваша система. Вместо этого следует подобрать монитор с оптимальным сочетанием характеристик. Важно подобрать дисплей с частотой обновления, разрешением, размером экрана и форматным соотношением, которые соответствуют производительности вашего ПК.
Модернизация системы для более ровной игры
Дисплей с высокой частотой обновления может оказаться очень полезен вам для игры, если ваше аппаратное обеспечение достаточно мощное для соответствия более высоким требованиям.
Вот несколько примеров конфигураций системы, поддерживающих более высокую частоту обновления:
1920x1080 144 Гц
- Процессор: Intel® Core™ i5-11600K
- Графический процессор: Nvidia GeForce RTX 3060
- ОЗУ: 8 ГБ
- Хранение: память Intel Optane 32 ГБ/жесткий диск 1 ТБ
- Дисплей: 1920x1080/частота обновления 144 Гц
1920x1080 240 Гц
- Процессор: Intel® Core™ i7-11700K
- ГП: Nvidia GeForce RTX 3070
- ОЗУ: 16 ГБ
- Хранение: SSD-накопитель Intel 512 ГБ/жесткий диск 1 ТБ
- Дисплей: 2560x1440/частота обновления 144 Гц или 1920x1080/частота обновления 240 Гц
1920x1080 360 Гц
- Процессор: Intel® Core™ i9-11900K
- ГП: Nvidia GeForce RTX 3080
- ОЗУ: 32 ГБ
- Хранение: SSD-накопитель Intel 1 ТБ/жесткий диск 2 ТБ
- Дисплей: 3840x2160/частота обновления 120 Гц, 2560x1440/частота обновления 240 Гц или 1920x1080/ частота обновления 360 Гц
Вне зависимости от конфигурации вашей системы, обязательно используйте ее с дисплеем, который имеет интересующие вас характеристики. Если ЦП, ГП и дисплей совместимы и работают вместе, результаты должны четко показывать преимущества более высокой частоты обновления.
Большинство обычных компьютерных мониторов (как и телевизоров) поддерживает частоту обновления кадров 60 Гц. Этого достаточно для обеспечения приемлемой плавности движения, но не во всех случаях. В компьютерных играх, где дискретизация ухудшает динамичный игровой процесс, используются мониторы с вдвое большим показателем – 120 Гц и даже выше. Означает ли это, что обычные мониторы жёстко ограничены стандартным значением частоты смены кадров? Отнюдь, и сегодня вы узнаете, как преодолеть этот барьер.
Custom Resolution Utility – что это за программа
Если производитель матрицы заявляет о поддержке частоты обновления кадров на уровне 60 Гц, это означает, что если вы захотите воспользоваться программами, тестирующими параметры монитора, можете быть уверенными, что именно этот показатель будет на уровне. В противном случае производителю не избежать судебных исков, инициированных потребителями.
На практике это означает, что на любом мониторе, в технических характеристиках которого говорится о частоте обновления экрана, равной 60 Гц, реализована возможность работать с несколько большей частотой. Поскольку процесс производства матрицы технологически достаточно сложный, лучше обезопасить себя от возможных неприятных последствий, изначально заложив некоторую погрешность относительно частоты обновления экрана. И, конечно же, в большую сторону.
Другими словами, любой монитор технически способен поддерживать частоту обновления больше паспортной, причём упомянутый запас составляет примерно 25%. И если это 60 Гц, то фактически монитор способен поддерживать порядка 75 Гц. Можно ли заставить монитор работать на такой частоте?
Оказывается – да. Любителям оверклокинга и плавного просмотра динамичных сцен это понравится, поскольку реализуется такая возможность чисто программным способом. Например, утилитой Custom Resolution Utility. Кроме поднятия частоты обновления экрана, программа умеет настраивать разрешение вашего монитора, но здесь уже не выходя за пределы паспортных технических характеристик.
Custom Resolution Utility поддерживает практически все модели видеоадаптеров ATI/AMD, NVIDIA и в состоянии правильно работать с отдельными моделями видеокарт от Intel. Правда, есть ограничения со стороны ОС – утилита не будет функционировать в компьютерах с Windows XP, с версиями от Vista и выше проблем возникнуть не должно.
Настройка Custom Resolution Utility
Любые манипуляции с разрешением чреваты тем, что монитор потухнет и вы не сможете вернуть настройки обратно простым способом. Чтобы избежать такого сценария, желательно перед установкой утилиты Custom Resolution Utility скачать, инсталлировать и запустить любую программу, предоставляющую возможность у. Неплохие рекомендации у TeamViewer, но можно использовать любое ПО данного класса, выдаваемое по запросу в Google в топ-10.
Более простой способ вернуть прежние настройки, если что-то пойдёт не так – перезагрузить Windows в безопасном режиме.
ВНИМАНИЕ. Нужно понимать, что программным способом вывести из строя дисплей невозможно, однако любые манипуляции с монитором вы будете производить на свой страх и риск – разработчик Custom Resolution Utility снимает с себя ответственность за ваши действия.Итак, порядок действий по инсталляции и первичной настройке Custom Resolution Utility:
В результате проделанных действий экран должен сначала погаснуть, а потом перейти в тот режим, который вы задали. Если он окажется не под силу видеокарте, монитор останется чёрным, и вернуть прежние настройки можно будет обходным путём – через удалённый доступ, в режиме восстановления или безопасном режиме.
А теперь о том, что прописать в параметре Timing (Тайминг). Здесь, нажав на стрелку, вы получите достаточно длинный список из доступных режимов:
Refresh rate не нужно пытаться установить на максимум, просчитанный по нашей методике: она усреднённая, так что не гарантирует, что можно повышать частоту именно на 25%. Рекомендуется увеличивать значение этого параметра на 1-3 пункта, после чего жать ОК и наблюдать результаты. Если всё хорошо, можно приступать к следующей итерации, пока не достигнете потолка для данной модели монитора.
Как пользоваться утилитой Custom Resolution Utility
Мы уже отмечали, что слишком большое значение Refresh rate может привести к тому, что видеокарта не сможет отправлять данные на монитор с такой частотой, в результате чего он останется чёрным. Но даже если вы подобрали максимальное значение, при котором изображение видно, это не означает, что вы добились желаемого: работу графической подсистемы необходимо протестировать, поскольку при завышенной частоте возможно появление артефактов, и тогда Refresh rate нужно будет уменьшать.
В принципе описанный выше алгоритм, как поменять разрешение и частоту обновления с помощью Custom Resolution Utility, достаточен для того, чтобы внесённые изменения заработали после запуска restart.exe или её 64-битной версии. Функция этих двух микропрограмм единственная – перезапустить драйвер видеоадаптера, и обычно так и происходит. Теперь, когда вы зайдёте в панель управления видеокартой стандартными средствами Windows, вы увидите, что в списке доступных разрешений и частот обновления экрана появились новые значения – те, которое вы вводили во время наращивания Refresh rate. Они будут доступны до момента переустановки операционной системы, после чего всю процедуру нужно будет повторять заново.
Желательно протестировать работу графической подсистемы после внесённых изменений с помощью стороннего софта или даже в режиме онлайн, например, на сайте TestUFO.
Добавление поддержки AMD FreeSync
В главном окне утилиты Custom Resolution Utility внизу имеется раздел Extension Block. Если он пустой, нужно кликнуть кнопку Add, если нет, то выберите режим CEA-861 и нажмите Edit. Откроется новое окно, в котором в нижнем блоке (Data Blocks) нужно нажать кнопку Add и в появившемся списке выбрать значение FreeSync range. Затем нужно выбрать значение частоты развертки в диапазоне 50-60 Гц и нажать ОК. Затем – перезапустить драйвер видеокарты любым из описанных способов. Если графическая подсистема будет работать стабильно, можно попытаться повысить герцовку монитора и продолжать итерации до получения оптимального значения.
Включение HDR на мониторах без поддержки этого режима
Заключение
Для обычных пользователей повышение герцовки монитора вряд ли жизненно необходимо. Да и заметить разницу получится не у всех, особенно если повышение небольшое, в пределах 5-10 Гц. А вот увеличение на 20-25 Гц может уменьшить рассинхронизацию, особенно в динамичных играх – при просмотре обычного видео разница в частоте обновления кадров не столь важна, поскольку для человеческого глаза уже 25 Гц – это общемировой стандарт. Впрочем, восприимчивость глаза существенно выше – до 100 Гц, но на небольших экранах требуемая плавность достигается на невысоких значениях частоты. В играх ситуация несколько иная – там все кадры резкие, к тому же игрок управляет процессом, происходящим в кадре, поэтому здесь частота должна быть выше обычной.
Если вы используете ноутбук с Windows 11, то вы можете активировать функцию динамического обновления частоты экрана (Dynamic Refresh Rate, DRR), чтобы продлить автономность устройства. При этом вам не требуется стороннее программное обеспечение — включить функцию можно в настройках Windows 11.
Что такое Dynamic Refresh Rate
Функция динамического обновления частоты экрана (Dynamic Refresh Rate) позволяет плавно переключаться между более низкой и высокой частотой обновления в зависимости сценария использования ПК. Windows 11 автоматически определяет рабочие процессы и окружения и изменяет частоту обновления экрана при переключении с одного приложения на другое. Например, при чтении электронных писем и PDF-документов будет использоваться частота 60 Гц, а при воспроизведении видео и в видеоиграх — 120 Гц. Основная цель данной функции — увеличить время автономной работы вашего ноутбука с Windows 11.
В Windows 10 можно выбрать только одну конкретную частоту обновления монитора. В Windows 11 поддерживается динамическое обновление частоты обновления экрана, призванное продлить автономность устройства.
Перед активацией функции вам нужно убедиться, что устройство поддерживает Dynamic Refresh Rate и WDDM 3.0. Чтобы это проверить, перейдите в Средство диагностики DirectX (dxdiag), переключитесь на вкладку Экран и узнайте версию в поле Модель WDDM.
Примечание. Для запуска средства диагностики DirectX нажмите на клавиатуре сочетание клавиш Win + R . В текстовом поле окна «Выполнить» введите команду dxdiag и нажмите ОККак включить Dynamic Refresh Rate в Windows 11
Для включения DRR в Windows 11 выполните следующие шаги:
- Нажмите сочетание Win + I, чтобы открыть приложение «Параметры».
- Перейдите Система > Дисплей.
- Выберите опцию Расширенный дисплей.
- Раскройте выпадающее меню Частота обновления.
- Выберите вариант Динамический.
Теперь Windows 11 будет автоматически изменять частоту обновления монитора.
Как отключить Dynamic Refresh Rate в Windows 11
Для отключения DRR в Windows 11 выполните следующие шаги:
- Нажмите сочетание Win + I, чтобы открыть приложение «Параметры».
- Перейдите Система > Дисплей.
- Выберите опцию Расширенный дисплей.
- Раскройте выпадающее меню Частота обновления.
- Выберите вариант 60,000 Гц или 120,000 Гц.
Windows 11 потребляет больше заряда аккумулятора?
Фактическое энергопотребление зависит от различных факторов, включая оборудование, сценарий использования ПК и другие. Если вы используете несколько тяжелых приложений одновременно, то ваш компьютер будет потреблять больше энергии, чем при обычном использовании, независимо от операционной системы. Однако в Windows 11 вы можете включить динамическую частоту обновления экрана, которая поможет в какой-то степени сэкономить заряд батареи.
Что означает «Динамический 120 Гц»?
В Windows 11 вариант «Динамический 120 Гц» обозначает частоту обновления монитора по умолчанию. Другими словами, Windows 11 будет все время использовать 120 Гц, за исключением тех случаев, когда обнаружит приложение, которое использует частоту обновления 60 Гц или 90 Гц.
Читайте также: