Предпечатная настройка монитора это
Калибровка монитора – это необходимый подготовительный этап предпечатной подготовки фотографий и изображений, без проведения которого все усилия по подбору наиболее подходящих и эффектных цветов окажутся напрасными. Некорректное воспроизведение цвета приведет к тому, что распечатанные фотографии окажутся слишком темными или, напротив, засвеченными, а лица людей приобретут неестественный оттенок.
Калибровка монитора может быть осуществлена при помощи специальных предназначенных для этого калибраторов, однако такое устройство имеется далеко не у каждого фотографа. В первой части данной статьи мы рассмотрим те методы, которые позволят откалибровать монитор без использования дополнительного оборудования.
Предварительный этап подготовки монитора
Перед тем, как начать калибровать монитор, убедитесь в том, что вам, действительно, это необходимо. Если вы не являетесь компьютерным художником, а простым пользователем, а основной вашей задачей является набор текстов, калибровка монитора может привести только к тому, что вы будете перенапрягать глаза в результате высокой яркости, а сам монитор срок своей службы намного быстрее.
Убедитесь в том, что монитор чистый, а не покрыт слоем пыли. Для того чтобы протереть экран, лучше использовать специальные средства или, на крайний случай, спирт.
Постарайтесь обеспечить в своем помещении постоянное неяркое освещение. Днем можно приглушить солнечные лучи при помощи жалюзи, ночью следует использовать ночную лампу дневного белого цвета. Обычная лампа накаливания не подойдет вам, так как ее спектр является более узким. Для верхнего света рекомендуется использовать лампы, дающие рассеянный свет.
Регулировка яркости и контраста
Регулировка яркости и контраста – это самый простой, но в тоже время и наименее точный способ калибровки монитора. К преимуществам метода относится то, что он не требует наличия профиля цветности, поэтому прекрасно подходит не только для повседневного использования на своем ПК, но и в случаях, когда вам необходимо внести коррективы на чужом компьютере.
Приведенные ниже тесты предназначены для того, чтобы помочь вам подобрать оптимальные настройки контраста и яркости. Качественный монитор должен суметь пройти оба теста. Если же этого не получится, определитесь с тем, какой из них будет для вас более важным. Перед проведением тестирования убедитесь в том, что монитор уже достаточно нагрелся, для чего ему может понадобиться 10-15 минут.
Настройка полутонов
Калибровка полутонов обычно является важнейшей задачей в предпечатной настройке монитора. На расположенном ниже рисунке цвет находящегося в центре квадрата должен быть аналогичным цвету фона, левый квадрат – быть более темным, а правый – светлым. Если центральный квадрат выглядит ярче или темнее основного фона, ваш монитор показывает изображения более яркими или темными, что обязательно скажется на качестве печати.
Чтобы настроить ЖК-монитор, необходимо установить для него стандартный контраст (обычно равен 50% или 100%), а потом корректировать яркость, пока центральный квадрат не сольется с фоном. Для ЭЛТ монитора следует установить максимальный контраст. Обязательно убедитесь в том, что монитор настроен на гамму 2.2.
Увеличение яркости монитора может привести к тому, что срок его работоспособности закончится быстрее. Поэтому перед внесением изменений в настройки яркости убедитесь в том, что на нее не оказывают влияние чрезмерная освещенность помещения или расположенный позади монитора источник освещения, например, окно.
Детали на свету и в тенях
После того, как вы осуществите предыдущую настройку, все полутона на вашем мониторе будут иметь необходимый уровень яркости. Для того чтобы подтвердить правильность настройки взгляните на приведенные ниже изображения.
Детали на свету
На каждом изображении должны быть различимы 8 ступеней, при этом, крайние должны быть едва различимыми. Перед проведением настроек определитесь с тем, что является для вас более важным, - освещенность полутонов или максимум деталей. Слишком высокая яркость приведет к тому, что черный преобразится в серый. Приведенные выше настройки позволяют откорректировать часть тонального диапазона и практически не затрагивают цветность. Более точную калибровку можно осуществить только с использованием специальных приборов.
Простейшие способы калибровки монитора
Чем большее количество цветов отображает ваш монитор, тем более тонкую работу с изображениями вы сможете совершать. Поэтому настройте свою видеокарту на максимальную глубину цвета и установите контрастность на максимум. После этого отрегулируйте яркость дисплея так, чтобы границы между переходами на рисунке ниже были четко видны, но переход между 0 и 5 был едва заметным.
Посмотрите на рисунок ниже, там расположено несколько квадратов. Ни один пиксель на экране не должен быть более черным, чем один из них. Черная каемка вокруг экрана должна быть точно такой же черной как этот квадрат. Посмотрите на белый квадрат. Его цвет должен быть по-настоящему белым, без голубых и розовых оттенков.
Отойдите от монитора на один шаг: один из квадратов на рисунке ниже должен быть затенен также как фон вокруг. Цифра в его центре обозначает гамму вашего экрана.
Еще один тест калибровки разработан по технологии Adobe Gamma. Черный квадрат на рисунке ниже должен едва отличать от окружающего его фона. Фон серого квадрата – так же ярок как окружающая его штриховка.
Калибровка и профилирование
Сложность предпечатной подготовки изображений состоит в том, что один и тот же цвет может воспроизводиться совершенно по-разному на мониторах, отличающихся друг от друга параметрами настройки, производителем и даже длительностью эксплуатации.
Калибровка монитора предназначена для того, чтобы устранить возникающую между цифровым значением цвета и его видимым отображением разницу, и включает в себя изменение физических параметров монитора (яркость, контрастность, цветность), а также создание так называемой Look-Up Table.
LUT принимает из файла изображения исходное значение цвета, а затем определяет, что монитор показывает его более темным или ярким, нежели он должен быть, и вносит соответствующие корректировки в отображение. Таким образом, задача Look-Up Table состоит в том, чтобы преобразовать цифровое значение цвета в новое, которое исправит все имеющиеся недостатки монитора.
Вследствие того, что разные устройства обычно не в состоянии воспроизвести одинаковый диапазон цветности и теней, большое значение для настройки монитора играет профилирование, которое осуществляется при помощи специальных программ. Поддерживающий управление цветом софт использует профили цветности, чтобы добиться минимального различия между исходным и преображенным изображением.
Устройства для калибровки мониторов
Устройства для калибровки монитора позволяют осуществить как калибровку, так и профилирование. Большинство калибраторов внешне похожи на компьютерную мышь и крепятся к дисплею. В комплекте с устройством идет программа, показывающая на мониторе последовательный набор цветов и тонов, которые измеряются и записываются устройством.
Наиболее распространенными калибраторами являются:
- ColorEyes Display,
- ColorVision Spyder,
- Rite Eye-One Display,
- ColorMunki Photo.
Начинать калибровку следует через 10-15 минут после включения монитора, чтобы дать ему прогреться. Это позволит обеспечить стабильность яркости и баланса цветности. Далее вам будет необходимо задать параметры монитора, по которым будет осуществляться калибровка. К этим параметрам относится точка белого, гамма и яркость. В ходе настройки вам будет необходимо поменять некоторые настройки монитора, включая его яркость, контраст и значения RGB, если вы используете ЭЛТ.
В итоге у вас должна получиться матрица значений цвета и соответствующих им параметров. Устройство создаст Look-Up Table которая будет воспроизводить нейтральные и точные оттенки серого, а также соответствие оттенка и насыщенности цвета.
Параметры настройки калибровки
Существует несколько параметров, значения которых необходимо определить для калибровки монитора.
Точка белого необходима для определения теплоты или холодности самого светлого тона дисплея. Повышение цветовой температуры позволяет получить более холодные тона, а ее снижение более теплые.
Стандартная рекомендуемая температура для ЭЛТ монитора - 6500K (или D65). Это немного холоднее, чем обычный дневной свет. Настройка ЖК мониторов является более сложной за счет того, что их подсветка всегда имеет собственную цветовую температуру, которая не может не влиять на изображение. В связи с этим обычно рекомендуется оставлять цветовую температуру ЖК мониторов неизменной, за исключением тех случаев, когда у вас явно имеется необходимость ее изменить.
Гамма контролирует скорость нарастания яркости теней при переходе от черного цвета к белому. Оказывает значительное влияние на контрастность изображения, а также заставляет его выглядеть светлее или темнее.
В настоящее время стандартом для редактирования и просмотра изображений является коэффициент гаммы 2.2, который в наибольшей степени близок к настройкам монитора, а также к восприятию человеком вариаций яркости.
Яркость определяет количество света, исходящего от монитора. Настройка данного параметра полностью зависит от уровня освещенности вашей среды, включая дневной или электрический свет в помещении, а также дополнительные его источники. Наиболее распространенным значением этого параметра является 100-150 кд/м2, однако, если вы работаете в помещении с сильным освещением, вам понадобится изменить яркость монитора.
Как работает таблица отображения (Look-Up Table)
Управление LUT осуществляется видеокартой или самим монитором, поэтому ее использование не зависит от того, поддерживает ли программное обеспечение управление цветом. Загрузка LUT начинается сразу же с начала работы операционной системы, а ее использование осуществляется, независимо от того, что находится на дисплее.
Чтобы лучше понять работу LUT, взглянем на то, насколько различно может выглядеть серый цвет, который должен отображаться на мониторе в случае, когда значения красного, синего и зеленого цветов равны. Задача LUT состоит в том, чтобы поддерживать серые тона в корректной гамме.
В некоторых случаях в создании изображения на мониторе участвуют несколько LUT, а не только та, что находится в видеокарте. Особенно четкой калибровки можно добиться, используя корректировку встроенной в монитор LUT, однако это позволяют не все модели.
Для чего необходим профиль цветности
Профиль цветности необходим для преобразования изображений таким образом, чтобы они были показаны максимально корректно, с учетом характеристик монитора. В отличие от LUT, которая начинает работу сразу же после запуска системы, для того чтобы использовать профиль цветности необходимы соответствующие программы, поддерживающие управление цветом. Для этой цели можно использовать Adobe PhotoShop или другую программу для редактирования изображений или работы с форматом RAW.
Каждый раз, когда программа открывает изображение, содержащее профиль цветности, программа сравнивает его с профилем монитора и, в случае наличия различий между пространствами цветности, осуществляет их преобразование.
Как проверить качество калибровки
Далеко не всегда устройство может выполнить свою задачу качественно, поэтому каждый раз после проведения калибровки монитора необходимо проверить то, как она была осуществлена. И даже если вы обнаружите, что ваш монитор не может быть настроен лучше, чем сделала это устройство для калибровки, вы сможете учитывать этот недостаток при редактировании изображений.
Самый простой способ оценить качество калибровки – это открыть в поддерживающей управление цветом программе большой чёрно-белый градиент. Если переходы между тонами окажутся неоднородными, то, скорее всего, монитор был откалиброван некачественно.
Сравните две расположенные внизу картинки, чтобы понять, как выглядит некачественная калибровка.
Настройка печатающего оборудования
Общая калибровка монитора позволит избежать искажений цвета при печати на большинстве печатного оборудования, однако в некоторых случаях для того, чтобы изображение, получаемое при печати, соответствовало бы картинке на мониторе, необходимо найти для вашего принтера специальный файл для корректировки ICM.
Обычно они находятся на официальном сайте производителя. Данный цветовой профиль можно открыть в любой профессиональной программе для работы с изображениями – Photoshop, CorelDRAW, Microsoft RAW и т.д.
Установка цветового профиля осуществляется непосредственно в самой программе-редакторе. К примеру, в PhotoShop для этого следует перейти в раздел меню «Редактирование» и выбрать пункт «Настройка цветов». Щелкнув по кнопке «Загрузить» вы сможете установить в программу новый профиль.
С первых дней настольных издательских систем, редактирования фотографий и графического дизайна профессионалам, начинающим профессионалам и любителям приходилось сталкиваться с цветовыми сдвигами – видеть один цвет на мониторе, но получать другой результат при печати документа, фотографии или художественного произведения. Например, красные фрукты на мониторе выглядят оранжевыми, зеленовато-желтыми, неоновыми или ярко-красными на бумаге.
Почему? Самый простой ответ – мониторы и принтеры видят цвета по-разному. Другими словами, они используют разные цветовые модели для получения одинаковых оттенков. Мониторы объединяют красный, зеленый и синий (RGB) для отображения цвета, который вы видите, в то время как большинство принтеров сочетают голубой, пурпурный, желтый и черный (CMYK) для воспроизведения цветов.
Важно отметить, что многие фотопринтеры начинают с базовой цветовой модели CMYK, но используют до 12 цветов чернил. Чем больше цветов вы привязываете к своей цветовой модели, тем шире диапазон цветов (известный как цветовая гамма), который может воспроизводить устройство, и тем сложнее становится для монитора и принтера найти «общий язык».
Ваше оборудование – возможности
Являетесь ли вы профессиональным настольным издателем, фотографом, художником-графиком, новичком или любителем, качество вашего оборудования очень важно. На самом деле, если вы профессионал – и ваша жизнь зависит от качества вашей работы – вам, конечно, следует купить лучшее оборудование, которое вы можете себе позволить.
Стандартные дисплеи стоимостью до 30000 рублей, на самом деле, не предназначены для редактирования фотографий и дизайна. Их производители предполагают, что вы будете выполнять более простые офисные задачи, такие как запуск программ Microsoft Office, чтение и запись электронных писем, а также отслеживание социальных сетей.
Чем выше качество вашего монитора, тем больше у него элементов управления для настройки параметров дисплея, таких как яркость, гамма, насыщенность, отдельные уровни RGB и т.д. Например, мой 30-дюймовый монитор для графического дизайна имеет более 10 предустановок, в том числе RGB, sRGB и Adobe RGB, с возможностью редактирования, создания и сохранения других, а также с возможностью регулировки уровней цвета, гаммы, оттенка, насыщенности, усиления и многого другого. Наличие всех этих элементов управления позволяет мне проводить довольно сложную цветовую настройку. Несколько предустановок позволяют мне откалибровать монитор для нескольких различных рабочих сред и переменных и легко переключаться между ними по мере необходимости.
Аппаратная калибровка монитора
Как правило, существует два способа калибровки монитора: с помощью программного обеспечения или с помощью специального калибровочного оборудования. Наборы для калибровки монитора и/или наборы для калибровки монитор-принтер существуют уже давно, и многие из них работают довольно хорошо. Их стоимость варьируется от 5000 до более 35000 рублей. Без сомнения, аппаратная калибровка является наиболее точной.
Однако, каждое устройство проходит через процесс калибровки немного по-своему, так что я не могу провести вас через процедуру калибровки оборудования здесь. Кроме того, калибровочные комплекты поставляются с собственными инструкциями. Достаточно сказать, что, по моему мнению, профессионалы должны инвестировать в калибровочное устройство или колориметр. Одним из величайших преимуществ калибровки оборудования каждого устройства в вашем рабочем процессе (монитор, принтер и даже ваш сканер) является то, что они позволяют создавать независимые от устройства профили ICC (International Color Consortium).
С помощью профилей ICC каждое устройство создает цвет на основе своих собственных цветовых пространств, и каждое цветовое пространство использует определенные значения для воспроизведения цветов. Поскольку цвета создаются из значений и процентов в профилях ICC различных устройств, особенности каждого отдельного устройства (теоретически) не должны влиять (теоретически) на то, как каждое из них выводит цвета.
Калибровка цвета через ICC профиль
Важно отметить, что калибровочное оборудование или колориметры – не единственная возможность получить профиль ICC.
Установка драйверов принтера и монитора часто включает в себя установку сгенерированных производителем профилей ICC. В Windows 10, где управление цветом встроено в ядро ОС, большинство приложений воспроизводят цвета на основе моделей в этих профилях. Однако, приложения более высокого уровня, такие как Adobe Photoshop и Illustrator, получают инструкции по отображению цветов из профилей Windows ICC, если только вы не скажете им сделать иное.
Поэтому важно убедиться, что и ваш монитор, и ваш принтер используют правильный профиль ICC. Вы можете просмотреть и изменить эти профили из диалогового окна «Управление цветом в Windows».
Чтобы попасть туда, выполните следующие действия:
- В окне системного поиска введите Управление цветом и нажмите верхний результат.
- Откройте раскрывающееся меню Устройство.
Обратите внимание, что если вы не установили драйверы, поставляемые с монитором, Windows может распознать и установить собственный профиль для вашего дисплея. Некоторые недорогие дисплеи могут не иметь профилей ICC и, в свою очередь, получать информацию о калибровке из одного из нескольких общих профилей Windows. И помните, что, как уже упоминалось, большинство мониторов откалибровано для офисных настроек. Монитору может потребоваться дополнительная настройка, чтобы цвета лучше соответствовали цветам вашего принтера.
Что касается профиля ICC вашего принтера, в настоящее время почти все принтеры поставляются с таковым. Такие программы, как Photoshop, Illustrator и InDesign, оперативно загружают и читают, как только вы выбираете устройство из списка принтеров в диалоговом окне «Параметры печати» (или эквивалент). Вы также можете получить профили ICC с веб-сайта производителя оборудования или напрямую связавшись с компанией. Когда у вас есть профиль на руках, вы можете установить его в Windows в два этапа:
- Щелкните правой кнопкой мыши файл профиля ICC (он имеет расширение .icc)
- Нажмите Установить профиль.
Профилирование вашей бумаги
Другой важной частью процесса калибровки является выбор и использование правильной бумаги. Во-первых, не пытайтесь откалибровать принтер для недорогой повседневной бумаги. Независимо от того, что вы делаете, цветная графика и фотографии не будут выглядеть великолепно. Кроме того, различные типы бумаги отображают цвета по-разному.
Ещё одно преимущество калибровочных комплектов – во всяком случае, некоторых из них – это то, что они позволяют создавать профили для различных сценариев, включая различные типы бумаги. Большинство бумажных фабрик имеют профили, доступные для бумаг среднего и высшего качества.
Если всё это звучит слишком сложно (на самом деле, это не так), вы всегда можете найти профессионалов, которые помогут вам откалибровать оборудование.
Подготовка вашей среды
Независимо от того, какую методику калибровки вы используете, чтобы монитор постоянно отображал цвета, рабочая среда должна быть затемненной, но не обязательно темной. Цель двоякая: во-первых, убедиться, что монитор не бликует от каких-либо источников света, например, окна, верхнего света или настольной лампы; и, во-вторых, ваша среда формирует равномерное окружающее освещение в течение всего рабочего дня.
Также важно, чтобы ваш дисплей был максимально чистым. Да, я знаю, что мониторы не остаются чистыми дольше, чем день или два, но малейшая пыль или плёнка на экране изменяет качество отображения цветов.
Также важно включить монитор и дать ему прогреться в течение 20-30 минут, чтобы привести его к нормальной рабочей температуре. (Обязательно отключите настройки управления питанием, которые могут перевести его в спящий режим после коротких периодов бездействия). Затем установите разрешение монитора на его PPI, который обычно является самым высоким значением.
Визуальная калибровка с программным обеспечением
Большинство людей не знают об этом, но как Windows, так и MacOS, поставляются со встроенной калибровкой монитора, и во многих случаях она помогает уменьшить цветовые сдвиги, как и большинство сторонних коммерческих или бесплатных программ калибровки монитора. Я доберусь до них через минуту.
Преимущество сторонних программ калибровки заключается в том, что они предоставляют гораздо более обширные элементы управления, чем программное обеспечение, встроенное в операционные системы Windows и Mac. Некоторые из них помогают вам создавать профили монитора ICC на основе выходных данных с вашего принтера, а другие, особенно онлайн-калибровочные продукты, которые работают (или, по крайней мере, запускаются) внутри вашего браузера, бесплатны.
Без сомнения, самые простые и самые дешевые процедуры встроены в операционную систему вашего компьютера. Поскольку у каждого из них есть четкие инструкции, я остановлюсь на том, чтобы рассказать, как начать процедуру калибровки в Windows или macOS.
Калибровка дисплея в Windows 10:
- В системном поиске введите Калибровка цветов монитора.
- Если в вашей системе более одного монитора, переместите окно приложения «Калибровка цвета дисплея» на дисплей, который вы хотите откалибровать, и нажмите Далее .
- Следуйте инструкциям во время калибровки монитора.
Калибровка дисплея в macOS:
- Откройте меню Apple и выберите «Системные настройки».
- Выберите «Дисплеи» во всплывающем меню.
- Выберите Цвет в меню «Дисплеи».
- Выберите Калибровать, чтобы запустить Помощника по калибровке дисплея.
Помощник по калибровке дисплея поможет вам выполнить калибровку монитора, а затем сгенерирует профиль ICC и свяжет его с вашим дисплеем.
Какая процедура калибровки подходит вам
Я уже говорил, что если вы профессионал, чей уровень жизни зависит от точности и качества вашей работы, вам следует выбрать один из нескольких вариантов колориметрического оборудования. Вот ещё одна причина: когда я попытался запустить калибратор Windows на 30-дюймовом графическом мониторе, сразу после нажатия первой кнопки «Далее» я получил предупреждение о том, что дисплей уже имеет цветовой профиль «с широкой гаммой» и что использование на нём калибровки цвета создаст обычную гамму, которая будет плохо соответствовать дисплею и приведет к искажению цвета.
Это не звучит многообещающе, не так ли? Моя точка зрения, хотя это может показаться очевидным, заключается в том, что если вы уже потратили деньги на высококлассное оборудование, разработанное для того, чтобы помочь вам добиться успеха в своих творческих начинаниях, потратьте немного больше на калибровочное оборудование, чтобы обеспечить точное отображение и печать цветов. Это мудро!
Системные инструменты калибровки, особенно в Windows, больше предназначены для дисплеев начального уровня, среднего уровня и ноутбуков, как и некоторые сторонние программные решения.
Хорошей новостью является то, что настройка параметров вашего монитора ничего не испортит; всё можно вернуть к заводским настройкам. Ещё одна хорошая новость заключается в том, что производители графических и фотографических мониторов, а также эксперты по настольным публикациям рекомендуют калибровать монитор каждые две-четыре недели, а в критически важных средах – еженедельно и даже ежедневно.
1. Формулировка заповедей носит шуточный характер и не имеет свой целью задеть чьи-либо чувства. 2. Ниже - рекомендации, а не постулаты. Я знаю, что ничего не знаю - девиз любого пытливого ума.
1 заповедь. Не ЭрДжиБи!
Печатают на бумажке. Смотрят на экране. Для печати нужно переводить цвета в схему CMYK. А для распространения по сети и просмотра вашей работы на экране - в RGB.
Фундаментально цветовые схемы отличаются тем, что CMYK учитывает, что незапечатанный фон - как минимум белый (бумага) и изображение на нем появляется с помощью красок (Cyan - голубая, Magenta - розовая, Yellow - желтая, Key color - чаще всего черный). А в RGB (Red - красный, Green - зеленый, Blue - голубой) изображение получается за счет света и условный фон - черный - свет же выключили, монитор не горит, экран не светится.
Смесь RGB дает белый свет, а смесь красок CMYK - серо-коричневый (коричнево-черный).
Лайфхак №1: Перед началом работы с макетом спросите заказчика - зачем он ему. И заострите внимание на том, что это действительно важно.
Лайфхак №2: Из макета для печати проще сделать файл для просмотра на экранах. Мониторы намного терпимее, чем бумага, относятся к таким спорным вещам, как тени, прозрачности и сумма красок.
2 заповедь. Чти профиль цветовой, как родителей цвета на макете.
Цветовой ICC профиль - файл, описывающий, как устройство вывода (принтер либо монитор) читает цвет. Если посмотреть на одно и то же изображение на 5 разных мониторах (PC, а не мак!) то цвета будут существенно различаться. Вот прям пипец как различаться. Не верите - затестите сами. Срабатывает эффект строительства Вавилонской башни. Видеокарта говорит по китайски, монитор на американском английском, операционка слышит невнятное бормотание и решает, что это иврит, а в итоге мы видим то, что мы видим=) Выход - Mac, калибровка монитора на PC или опыт сын ошибок трудных.
Подробнее о том, какой профиль использовать, смотрите в "заповеди" 4.
3 заповедь. Не пренебреги цветокоррекцией.
Вы помните, что печатаем мы с помощью 4х красок (CMYK)? Описываем (в дизайнерской программе) мы все цвета для печати тоже с помощью этих 4х красок. А точнее с помощью
100 млн вариантов смешивания этих красок. Но в теории цветов чуть больше, чем на практике. С момента С50 М50 Y25 С100 мы получим черную кляксу - глубокую черную кляксу =))) Поэтому стоит помнить, что чем бОльшим количеством красок вы опишите цвет, тем темнее он получится.
Яркий красный (алый) это C0 M100 Y100 K0, бережно добавив голубой краски мы можем получить более глубокий красный, а черный использовать для создания контрастных областей, теней, контуров, или чтобы сделать цвет более "припыленным".
На экране, чем больше света (смеси каналов RGB) мы прибавляем, тем изображение ярче, на печати же - чистый цвет - дает смесь наименьшего количества красок. Это следует учитывать при подготовке к печати ярких макетов: мультяшек, реклам, цветокоррекции еды и кожи человека=)
4 заповедь. Да не размажется печать твоя. Сумма красок и плотность листа.
Бумага бывает разной плотности, чаще всего:
- писчая бумага из принтера имеет плотность от 70 г/м2
- листовки, флаеры и меню печатаются на бумаге 110-150 г/м2
- визитки, обложки, упаковка до 300 г/м2.
Бумага с разной плотностью по-разному впитывает краску. Результаты на печати могут быль следующими - мало краски на плотной бумаге - бледный цвет. Много краски на тонкой бумаге - цвет просочится на обратную сторону листа, а если печать двусторонняя - все плохо=(
Глянцевая и матовая поверхности тоже ведут себя с краской по-разному. Капните чаем на стол, а затем и на лист бумаги - поймете о чем я говорю=)
Эту впитываемость нужно учитывать при подготовке файлов на печать. Иначе на выходе есть шанс получить косяк/баг/сбой/лажу.
Чаще всего сумма красок (сумма показателей CMYK) должна быть не больше 280-300% (реже 320).
То есть, если у вас С63 М90 Y85 С100=63+90+85+100=338, то велика вероятность брака на печати.
Для офсетной печати
- по мелованой бумаге плотностью 100-150 г/м пользуйтесь профилем Coated FOGRA39 (ISO Coated v2)
- для бумаг плотностью до 100 г/м - профилем ISO Coated v2 300% (ECI)
Не используйте профили Euroscale Coated v2 (по некоторым данным он не соответствует реальному печатному процессу ни в одной типографии) и US Web Coated (SWOP) (он соответствует американским стандартам печати).
5 заповедь. Размер твой друг твой.
Всегда! Всегда выставляйте в редакторе, в котором вы работаете фактический размер бумажки, на которой ваше творение будет напечатано. Не знаете? Узнайте! Спросите заказчика, например. Если он не знает сам, придумайте вместе. Две головы, две мысли и две идеи чаще всего лучше одной неподтвержденной ничем гипотезы!
6 заповедь. Не забудь про вылет.
Вылет это спасительные 3-5 мм, которые нужно добавить к каждому краю макета, чтобы на этапе резки в типографии не отрезали самого важного. Резка в типографиях выглядит как то так:
В случае сложной формы вырезаемого объекта может быть задействовано более сложное оборудование - плоттер.
Каким бы восхитительным не было оборудование типографии, а 3-5мм по краям макета стоит прибавить. Вот как это выглядит.
Берете фактический размер 90х50, и добавляете 4 раза (стороны же 4) по 3мм, получаете 96х56.
7 заповедь. Убери информацию свою от края подальше.
На рисунке к предыдущей заповеди вы увидите правильный совет. Отодвиньте еще на 2-5 мм от края всю основную информацию на макете (тексты, контакты, важную часть фото). Рука печатника дрогнет, машину коротнет, программа даст сбой = лажа на выходе.
8 заповедь. Чти разрешение.
- для промышленной печати все картинки должны быть 300 точек на дюйм(dpi),
- для бытового принтера сойдет 100-150 dpi,
- для широкоформатной печати, на которую зритель будет любоваться с расстояния минимум метр. а то и два 90-120 dpi
- для экранов 72 ppi - за глаза и за уши.
Лайфхак: Как узнать сколько dpi (на самом деле ppi) на картинке? Измеряете длину и ширину макета в сантиметрах, умножаете каждое значение на 118 (для 300 dpi) и получаете нужный размер в пикселях.
21 х 29,7 см = 2478 х 3505 пикс
9 заповедь. Клади главное наверх!
Об оверпринте. Объекты черного цвета стоит помещать наверх. Раньше это было непреложным правилом, сейчас - лучше уточнить у типографии. Зачем и почему нужно это делать? Посмотрите как схематично выглядит офсетная печать.
Чтобы осуществить печать, краски в типографиях "намазывают" на металлические листы (или цилиндры) и этими листами делают оттиск на бумаге. В машиностроении - штамповка, в типографии - оттиск. И если лист светлой краски ляжет поверх уже напечатанной темной, может быть вот такой вот эффект.
Не попадает на доли милиметра и оставляет часть листа незапечатанной. Такое еще иногда случается.
Но, если мы сначала всю площадь запечатаем светлой краской, а потом уже бухнем темной, зазоров не будет, да и черный цвет получится более сочным.
Подробнее можно почитать в статьях на сайтах типографий, например. Если пытливый ум жаждет бОльшего - ищите=)
10. Треппинг
Это еще одно (помимо оверпринта) решение состыковки цветов активно используется в сувенирке. Поскольку поля цвета там довольно большие, в местах надложения красок друг на друга делается небольшой припуск (обводка). И вероятность зазора (незапечатанной области) между красками уменьшается. Чтобы не получить так.
Это базовые правила. Как любые правила, их можно нарушать, с ними можно играться, если есть желание, свободное время и если ваш заказчик морально и материально готов к неожиданностям. Тут лучше спросить у него =)
Еще раз, кратко.
- Переводите из RGB в CMYK
- Не забывайте про цветовой профиль и сумму красок
- Не пренебрегайте цветокоррекцией
- Размер макета должен совпадать с размером бумаги, на котором макет напечатают
- Вылеты под обрез сохранят нервы и средства
- А отступ от края сохранит информацию от случайного обрезания=)
- Для красивых изображений на печати - помните о разрешении картинки
- Оверпринт и треппинг, если не знаете нужны ли они - спросите у типографии.
Есть еще много тонкостей вроде растрирования теней и прозрачностей, но простыня получилась итак не маленькой, пора заканчивать =)
Графический и Веб-дизайн
603 поста 11.5K подписчиков
Правила сообщества
Публиковать свои посты / обзоры, и я до сих пор удивлен почему этого никто еще не делает. Практически любой более-менее вменяемый пост можно запилить, и я уверен, что его лампово примут.
Вставить свои 5 копеек. Если будет своя альтернативная точка зрения или совет по какой-то теме, то это приветствуется.
2. Размещать ссылки рекламного характера;
3. Перегибать палку;
Если оступился:
в случае нарушений, доступ в группу будет закрыт, а пользователь занесен в бан-лист;
Профили цветоделения для офсета вообще лучше брать в самой типографии, если его нет, то брать требования и создавать профиль самому.
Мак - не выход, калибровка всё равно нужна.
"для экранов 72 ppi - за глаза и за уши" Применительно к экранам, важен размер в пикселях по горизонтали и вертикали, а не разрешение в ppi. Оно к слову у всех мониторов разнится
1. Насчет разрешения я бы уточнил, что оно должно быть изначально высоким. А то из 72 в PS некоторые ставят 300 при сохранении размера - и думают "оо 300 же, пойдет!".
2. Еще важный пункт - шрифты. Они должны быть внедрены или закривлены. Почему? невнедренные могут слететь при выводе и тираж под нож. Но даже внедренный шрифт не дает гарантий - один раз на цифре при печате шрифт слетел, хотя внедрен был.
3. Текст черный не должен быть составным черным, А должен быть 0/0/0/100 и даже не 97.
4. Большие заливки черного лучше делать составным(композитным) черным, который лучше узнать у типографии где будете выводить.
5. Из корела внимательнее макеты надо выводить - зачастую на пдфках пропечатываются направляющие/сетка (даже если на слое стоить не печатать). И все эффекты обязательно растриовать, причем лучше фоновку с эффектами на один слой, а текстовку в кривых на другой - корел часто при растрированни эффектов жутко растрирует ядом находящиися текст.
Для ширкоформатки в большинстве случаев хватае 30-60 dpi.
Если любая из сторон больше 3 метров, не больше 30 dpi.
Пост хороший, но влепил минус за "лайфхак".
В тексте - то советы, а лайфхак - это совсем другое.
Поехать учиться в другую страну бесплатно, да еще и со стипендией - вот это лайфхак (взлом жизни).
Сдавать хату в мск и жить на эти бабки у моря - вот это лайфхак.
А у тебя советы. СОВЕТЫ!
UPD НЕТ, ПЕРЕДУМАЛ. Плюс все равно! Спасибо за пост!
1.M- magenta пурпурный, k - не кей колор, а контур колор.
2.мак. ой Господи на ретину смотреть невозможно, с точки зрения цветопередачи. Не вводите людей в заблуждение!
3. Всё так да не так, если выхотите для примера получить красивый, качественный, серый цвет НИ В КОЕМ случае не используйте лишь одну чёрную краску малой процентовки( с малым растрированием) лучше сделать "подложку" из всех 4 цветов, а ещё лучше даже без чёрной. Поверьте качество будет в разы лучше!
4. Про бумагу отдельный очень длинный разговор, если очень просто и двумя словами, матовая бумага сильнее впитывает краску, это нужно учесть сразу! Об остальном говорить очень долго, но я уверен что любой полиграфист вам объяснит все ньюансы, если задать грамотно сформулированный вопрос!
По профилям вкратце. приведу одну фразу из учебника по технологии печати:
Все изображения, использованные в вёрстке, должны быть без ICC-профиля. Наличие профиля проводит к изменению цвета изображения. И там дальше очень много слов
5.ок!
6. В точку, еще и рамки не вздумайте лепить по краям.
7. Ок!
8.ну. ок! Если это не плакат конечно.
9.10. Пока читал 9 пункт сразу задумался о треппинге, он крайне желателен, так как если вы печатаете какой нибудь маленький буклетик а5 формата, на машине большого формата. То просто поверьте ваш макет будет на листе не один(логично) и выворотка (допустим белые буквы например на фиолетовом фоне) в углу печатного оттиска превратится в кашу с торчащими во все стороны красками, тогда как остальные печатные элементы будут очень даже красивыми.
А ето заповеди для кого?
Если для специалиста то если он специалист и так это знает. Ели для клиента то ему ето не упиралось, все что нужно покажут и расскажут манагеры, инженеры и прочие дизайнеры. УПП на то и УПП.
Все просто как три копейки показывается образец и говориться скока стоит.
Как выбрать RGB или CMYK если продукт нужен и для печати и для интернета?
Не стоит морочить людям голову 300 dpi. Сколько же миллиардов гигабайт перекачали зря из за этой тупой круглой цифры. 225 dpi вам будет выше крыши. Это для печати с линеатурой 150. В Москве ни одна обычная типография не печатает с более высокой, только репродукции картин. А теперь сравните размер файла с 300 и 225 dpi и одумайтесь. Можно почитать форумы типа ниже-предложенного. Остальное в спец литературе.
"для широкоформатной печати редко используется разрешение даже 150 dpi, в то время как для офсета это обычно низший порог (газетная линиатура 75 lpi). широко используемое разрешение 300 dpi на самом деле не есть общий стандарт. на самом деле эта цифра получена исходя из предполагаемой линиатуры печати 150 lpi, умноженной на широкораспространенный коэффициент 2. НО. во-первых, линиатура имеет свойство быть разной. некоторые печатают рекламную продукцию 175 линиатурой. альбомы репродукций иногда печатают 200. помножив на все тот же коффициент 2, получим 350 dpi и 400 dpi соответственно. во-вторых, в среде полиграфистов нет единого мнения по поводу коэффициента (далее — К). очень многие утверждают, что правильный К — это не 2, а 1,5. соответсвенно при К=1,5 , требуемые разрешения имиджей для линиатур 150, 175 и 200 lpi — 225, 262 и 300 dpi. для газетной печати на 75 lpi получится 150 dpi при К=2 и 112 при К=1,5. тем, кому интересно, какой же К более правильный, рекомендую при очередном тираже на полях поставить 2 одинаковых имиджа но с разным разрешением (для К=2 и К=1,5). не забудьте их подписать где какой smile.jpg
заберите из типографии лист до обреза и оцените, какой имидж вам больше нравится. вот с таким К и расчитывайте в дальнейшем разрешение своих имиджей под офсет.
ЗЫ в сети есть статья, где детально объясняется, почему К=1,5 лучше чем К=2. и почему при меньшем разрешении в случае с К=1,5 имидж в итоге на печати более четкий, чем при большем разрешении при К=2. правда, это не аксиома."
Читайте также: