Нужен ли для 3d специальный монитор
Долго я не хотел касаться темы с выбором монитора, потому что в отличие от выбора лучшего компьютера для рендеринга, видеомонтажа или обработки фото, в мониторах наравне с техническими параметрами есть элемент вкусовщины и даже технически превосходный монитор может вызывать дискомфорт и не нравиться. Тем не менее, вопросы по выбору монитора продолжают поступать и нужно описать ключевые различия и по каким критериям нужно делать свой выбор.
Сразу оговорюсь, что я постарался сделать усредненный взгляд на характеристики современных мониторов, чтобы эта статья в равной степени подходила для визуализаторов 3d графики, монтажеров видео контента, специалистов CAD и фотографов, обрабатывающих снимки. По сути дела все эти профессии связаны с работой с цифровым визуальным контентом и в 95% случаев качественный монитор для одних задач прекрасно справится и с другими. Хоть тут вам не потребуются специфичные железки.
Когда при покупке нового компьютера или монитора для работы речь заходит о CPU, GPU, RAM и других аббревиатурах, большинство пользователей уже шарят или могут быстро уточнить в интернете. Но вот у мониторов есть ряд характеристик и особенностей, которые могут быть абсолютно непонятны неискушенному человеку и сложно сказать, какая метрика на что влияет и КАК ЛУЧШЕ?
В общем переходим к расшифровке параметров и на что они влияют, а в конце статьи я постараюсь привести несколько удачных моделей мониторов для разных бюджетов и требований.
Какой контент мы собираемся создавать на мониторе?
Например, графический дизайнер может делать логотипы для сайтов и печати на постерах. Моушн дизайн или 3d анимации предназначены для экранов. Но вот каких экранов? Это фильм для показа в кинотеатре или это ролики для сайта и преимущественно мобильных устройств?
Я вас призываю об этом задуматься о целевой аудитории и канале получения вашего контента, потому что распространенной ошибкой является чрезмерная детализация, качество, точность цвета или количество кадров/с, которые потребитель даже не сможет оценить из-за ограниченности их устройств.
Приведу примеры с оглядкой на особенности мониторов:
- зачем нужен 4K монитор, если вы делаете gifки в небольшом разрешении?
- зачем нужен монитор с идеальной цветопередачей, если ваш потребитель пользуется низкокачественными телефонами?
- зачем нужен монитор с частотой 144Гц, если ваши анимации 25 FPS?
Короче говоря, помните о своих целях и заказчиках/потребителях пока будете читать эту статью до конца.
Тип матрицы монитора (TN, IPS, VA)
Не буду грузить вас теорией и особенностями разных матриц, давайте к практике. Есть 3 вида популярных матриц мониторов: TN, VA, IPS. У каждого свои преимущества и недостатки
Производительность матриц (отклик и частота обновления):
TN самые быстрые, минимальный отклик, высокая частота обновления.
VA матрицы самые медленные обычно, но неплохие частоты обновления.
IPS отклик хуже TN, но лучше VA. Очень редки частоты подходящие для гейминга.
Особенности экрана:
TN самые плохие углы обзора, самая плохая цветопередача.
VA средние углы обзора, хорошая цветопередача. Лучший контраст, лучшая глубина изображения.
IPS лучшие углы обзора, лучшая передача цвета.
Цена мониторов с разными матрицами:
TN самые дешевые.
VA дорогие модели могут иметь производительность TN.
IPS самые дорогие.
Лучшие варианты использования разных матриц мониторов:
Мониторы на базе IPS матриц лучше всего подходят для профессиональных задач, где качество изображения и цветопередачи имеет принципиальное значение и вам нужна максимальная детализация и точность передачи. При этом IPS мониторы имеют отличные углы обзора (178 и выше градусов), что позволяет не только удобно устроиться на рабочем месте, но и без искажений показывать работу, например, супервайзеру или клиенту, стоящему рядом.
У IPS мониторов есть только два ощутимых недостатка: стоимость и задержка отклика. Задержка ни на что не влияет, если мы берем монитор для работы, а не для гейминга в высоком разрешении и вы при этом не работаете с видео или моушен графикой с ФПС выше 60 кадров в секунду.
Цена тоже, конечно, важна, но надо понимать, что берется железо для работы и заработка, а не развлечений и в этот монитор вам смотреть потом долгие рабочие часы. Опять стоит взять качественный и дорогой монитор, потому что это вложение достаточно долгоиграющее и монитор легко переживет несколько апгрейдов остального железа для работы. А вот глаза одни, их потом не купишь.
Матовое или глянцевое покрытие монитора?
Да, полированная глянцевая поверхность планшетов, IMac и таких мониторов выглядит эффектно и круто, но глянец плохо подходит для ежедневной работы.
Источники света, будь то лампы или другой монитор отражаются в глянцевой поверхности, отвлекают от работы, бликуют и мешают работать с изображением. Профессиональные мониторы имеют матовую поверхность, чтобы передавать изображение без каких-либо искажений.
Да, глянцевые дисплеи имеют получше контраст, но для работ с ними нужны идеальные условия, чтобы ничего не отражалось в мониторе. А этого практически нереально достичь в домашних условиях или в офисе.
Цветовая гамма и цветопередача
Как можно заметить Adobe RGB покрывает больший спектр, чем sRGB и поэтому чаще мониторы поддерживают полностью или большой процент по sRGB, но не по Abobe RGB.
Наша цель при выборе монитора для графики отдать предпочтения дисплеям с максимальной поддержкой sRGB и Abobe RGB. Как мы поняли из свойств разных матриц, нам не подходят TN мониторы, но даже среди IPS мониторов есть огромные различия.
В большинстве случаев надо ориентироваться на мониторы с 90+% покрытия sRGB спектра и 70+% по Adobe RGB. Чем выше точность цветопередачи, тем выше и цена.
Если сравнить монитор с 70-80% поддержки Adobe RGB и 100% Adobe RGB, то разница легко может быть кратной! Стоит хорошо подумать насколько важна точность в цвете для вас и вашей работы, потому что выбор правильного ориентира существенно повлияет на стоимость в ту или иную сторону.
Глубина цвета
При 10 битной глубине, соответственно будет 1024 градаций, 30 бит в сумме и 1 млрд цветов в итоге. Короче, надо брать 1 млрд цветов, это ж лучше жалких 16,7 млн, правильно?
Есть правда проблема. Прочее железо должно поддерживать вывод на монитор 10 битного цвета. Нужна видеокарта с поддержкой 10 бит, а они подороже, ваш софт и сам проект и материал тоже должны быть в 10 битном цвете.
Если же вы работаете с форматом Canon RAW, RED 10 бит или, например, имеете дело с EXR секвенциями, то тут вы получите более широкий диапазон цветности благодаря 10 битному монитору.
Тут еще надо сказать пару слов о технологии FRC (Frame Rate Control). Помимо нативной 10 битной совместимости, некоторые 8 битные мониторы имеют FRC технологию, чтобы повысить глубину цвета.
Это работает примерно так: ближайшие друг другу пиксели начинают быстро включаться/выключаться, что дает ощущение большей глубины цвета. Но если вам действительно нужен 10 битный монитор, надо брать устройство с реальной поддержкой 10 бит, а не эмуляцию, потому что FRC часто дает мерцание и не сравнится с полноценной 10 битной глубиной.
Размер и разрешение монитора для работы с визуальным контентом
Размер и разрешение мониторов тесно связано и эта взаимосвязь глубже, чем можно было предположить не вникая в детали.
Мы всегда сидим на примерно одном расстоянии от монитора, в среднем расстояние от панели до глаза 60 см. Чем больше у нас монитор, тем явственнее будет виден глазу каждый отдельный пиксель, если не увеличить или разрешение при повышении размера монитора или не отодвинуться от него дальше.
Второй вариант не слишком реалистичен для реальной работы в условиях ограничений рабочего места дома или офиса, да и вообще на любителя.
А при стандартной дистанции нам не нужно, чтобы изображение было зернистым и мозолило глаз отдельными различимыми пикселями. Это лишает изображение четкости.
Краткая шпаргалка по размерам мониторов и разрешениям:
Тут мы исходим из того, что расстояние до монитора остается неизменным, мы не отодвигаемся дальше от него. Если же у вас рабочее место организованно так, что монитор находится значительно дальше 60 см от глаз, как я писал выше, тогда можно выбирать разрешение ниже.
В Windows есть скалирование интерфейса, когда при повышении разрешения увеличивается размер интерфейса, но не весь софт поддерживает эту особенность, что может приводить к смазанности интерфейса.
Контрастность монитора
Понимаете почему на эту метрику можно просто забить? Вы не будете для каждой картинки в разных приложениях крутить яркость, чтобы получить наибольшую четкость.
Статическая контрастность показывает как раз разницу при одинаковой яркости и тут цифры гораздо скромнее, но правдивее в разрезе наших задач.
Ориентируйтесь на контрастность минимум 500:1, а лучше 1000:1.
С яркостью все просто и понятно. Чем выше показатель яркости, тем ярче светит монитор. Не надо брать супер яркие модели (зачем?). Ориентир по хорошей яркости 300-350 кд/м2, что подходит во всех случаях.
Частота обновления экрана: 60, 120, 144Гц
На что влияет частота обновления в практическом смысле? Чем больше частота обновления экрана, тем больше отдельных изображений в секунду он может вывести.
Однако не стоит думать, что если мы будем играть в игру свыше 60 fps, смотреть фильм с количеством кадров более 60 в секунду или монтировать такое видео, смотреть во вьюпорт в 3д софте на 60Гц мониторе, то у нас все резко станет мыльным и смазанным. Ничего подобного.
Да глазом можно оценить разницу на высоких FPS между 60 и 144 Гц мониторами. Но давайте честно: как это будет реально использоваться в вашей работе?
Соглашусь если работаете с VR, постоянно монтируете 60+ FPS видео, смысл в этом может и есть, но 90% профессионалов для работы не нужен монитор выше 60Гц.
Подводим итоги по выбору монитора для работы
Мы опустим ряд тем про изогнутые мониторы, сетапы с несколькими мониторами и другие моменты, из-за специфичности таких решений и моего нежелания забивать голову начинающим визуализаторам, фотографам, аниматорам малополезными деталями. Давайте лучше соберем вместе все характеристики воедино и перейдем паре моделей мониторов, которые можно порекомендовать для работы.
С этим набором параметров, каждый сможет подобрать себе монитор для работы с графикой и другими визуальными материалами. А я предложу пару профессиональных моделей для серьезных задач. Да, дорого, я предупреждаю, но это не массмаркет.
Крутейший монитор 27 дюймов со сбалансированными характеристиками и по условно доступной цене. Разрешение WQHD, 16:9 соотношение сторон IPS, контраст 1000:1, яркость 300. При этом поддержка 100% спектра sRGB и Adobe RGB! Понятно курс гуляет на момент публикации цена около 55 000 рублей.
Это тоже офигительный вариант 4K монитора, при этом по максимально доступной цене! За 25 000 это бомба!
Геймеры и киноманы ценят 3D за красоту и объем трехмерных сцен, а также потрясающие спецэффекты. Но для воспроизведения трехмерного изображения понадобится специальная техника: TV или дисплей с пометкой «поддержка 3D». А что, если нет ни того, ни другого? Можно воспользоваться обычным монитором. Рассматриваем, что и как нужно сделать для переключения 2Д кино в трехмерное.
Можно ли смотреть 3D на обычном мониторе: обзор методов
Смотреть, конечно же, можно. Только одного дисплея недостаточно. Как минимум, понадобятся специальные очки, причем для каждого метода собственные.
Анаглиф
Объемного эффекта удается добиться за счет так называемого цветового кодирования изображения. Что это значит? Используется два светофильтра (красный-синий, красный-бирюзовый, желтый-синий, малиновый-зеленый), и каждый глаз видит только свой цвет, а мозг объединяет картинку в объемное изображение.
Для использования способа понадобятся спец. очки, которые называются анаглифические. Они имеют 2 разных по цвету фильтра — синий для правого и красный для левого глаза. Кроме монитора, (допустим, C27JG5), понадобится фильм в анаглифном формате.
- в дешевизне и легкости anaglyph очков;
- видео в нужном формате можно получить с помощью специальных программ.
«Минусы» — возможны, если:
- искажение цветов и двоение из-за пропуска части картинки;
- переутомление глаз.
Затворный метод
Используется в современных 3D-очках (например, TDG-BT500A). В чем суть? На экране по очереди появляются картинки, сначала для левого глаза, потом для правового. При этом стекла очков поочередно затемняются. Чередование кадров и затемнение линз происходит на огромной скорости, поэтому создается ощущение просмотра трехмерного изображения.
- не скрадывается разрешение и цветопередача;
- выводится на экран реалистичное, «живое» изображение.
«Минусы» 3Д очков с активной технологией:
- ценник выше среднего;
- увеличен вес стереопары за счет источника питания.
Поляризационная система
Это пассивная технология. Поляризовать — значит разделить. Видео получается объемным за счет 2-х картинок, которые одновременно отображаются на экране. У каждой из них своя поляризация.
Изображение пропускается под разными углами через светофильтры. Не накладываясь друг на друга, картинки передается в 3Д-очки, которые оснащены собственными световыми фильтрами. Правый и левый глаз получают изображение, пропущенное через различные фильтры. За счет них создается объемное изображение.
- минимальный вес очков;
- доступная цена стереопары;
- комфорт для глаз при просмотре.
- каждый глаз видит только половину строк на экране, т.е. уменьшается разрешение изображения;
- важно расположение зрителя: оптимально прямо перед экраном, неправильное — сбоку, так смазывается картинка.
Просмотр 3D дома
Для домашнего просмотра можно выбрать недорогие и легкие очки анаглиф. Чтобы преобразовать горизонтальную/вертикальную стереопару, понадобятся спецпроги. Подобные приложения предварительно обрабатывают загруженные ролики или работают с изображением по ходу просмотра. В итоге, используя обычный монитор (такой, как LC24F390FHIXCI) + спец. очки + программу, можно смотреть 3D фильмы.
Обзор популярных программных решений
Есть бесплатные и платные варианты. Но их нужно предварительно устанавливать на используемое устройство.
Рассматриваем особенности популярных прог:
Stereoscopic Player
Напоминает обычный медиа проигрыватель, который предназначен для просмотра контента со стереоскопическим изображением. Прога самостоятельно конвертирует 2х-мерную картинку в 3Д.
- стандартные вкладки — файл, вид, воспроизведение (на верхней панели);
- управление видео — пуск, пауза, стоп, выбор моно или стерео изображения. Можно поменять соотношение левый/правый ракурс (в нижней части утилиты).
sView
Простая в управлении и функциональная прога. Устанавливается на аппараты с любыми операционками: Windows, Линукс, Mac, Андроид.
На верхней панели есть несколько вкладок:
- медиа — можно открыть изображение из одного файла. Или выбрать левый и правый, а также подобрать нужный стереоформат;
- вид — настройка соотношения сторон, панорамы, работа с цветами. В этом разделе можно ничего не менять, если устраивает картинка на экране;
- анаглифные очки — нужно выбрать устройство и определиться с типом очков (красно-голубые, желто-синие, зелено-пурпурные) и видом фильтров.
Bino
Прога занимает минимум места на устройстве и обладает базовым функционалом для просмотра 3D контента.
- можно открыть сразу несколько файлов. Например в том случае, если левый и правый видеоряд записаны в разных доках;
- настроить цвета, качество, звук, субтитры и пр.
Также доступные стандартные опции — такие, как перемотка видео, пауза, режим повтора.
MakeMe3D
Утилита автоматически преобразует 2Д контент в трехмерный. Поддерживает импорт файлов из популярных форматов: MP4, DVD, AVI и др. Можно сразу преобразовать несколько видео. С помощью ручных настроек регулируется яркость картинки, корректируется глубина 3D-эффекта, смещение кадров.
Axara 2D to 3D
Создает трехмерное видео на базе стандартных 2Д фильмов. Автоматически конвертирует видео и сохраняет в форматы, подходящие для просмотра на различных устройствах: PC, DVD, Xbox, iPod и пр. Прога позволяет изменять в видео размер, разрешение и частоту кадров. Фишка приложения — возможность извлекать и сохранять звук из проигрываемого контента.
Доступен 7-дневный демо-период. Затем придется платить за использование проги.
В таблице описаны краткие сведения о популярных видеоконвертерах:
Нюанс: качество картинки, полученной с помощью подобных программ, будет хуже, чем у кино, снятого в 3D. Зато можно будет смотреть фильмы в 3Д на обычном монике. Вроде G24C4.
Безопасно ли смотреть 3Д фильмы
Если смотреть трехмерный контент, то в нашем организме задействованы:
- зрение;
- слух;
- нервная система.
Мозг обрабатывает информацию, а зрение объединяет 2 картинки в одно объемное изображение.
Некачественное 3Д садит глаза и быстро переутомляет. Современная трехмерная экранизация сводит все риски к минимуму. Единственное, после длительного и бесперебойного киносеанса иногда может возникнуть слабость, дезориентация в пространстве и двоение в глазах.
Чтобы избежать этого, стоит следовать простым рекомендациям.
- Пользуйтесь спец. очками. Так, и картинка будет четкой, и нагрузка на зрение меньше.
- Не стоит смотреть фильмы слишком близко к монитору. Лучше придерживаться расстояния в несколько метров.
- Делайте перерывы во время киномарафонов. Важно дозировать просмотры взрослым и детям.
Нюанс: Ограничение для людей с плохим зрением — офтальмологи рекомендуют не надевать 3Д-очки поверх диоптрийных, лучше пользоваться линзами.
Теперь читателям известно, как на обычном мониторе, типа VZ249HE, смотреть 3D и даже превращать стандартное видео в трехмерное.
Интересно, а нужен ли для 3-Д специальный экран или достаточно обычного?
Обычного-достаточно.
Но оптимальный размер,чтобы было интересно смотреть-должен быть почти в два раза больше,чем для 2D
Это-из практических наблюдений.
А я вот нашел у производителя Projecta специальные экраны. Сначала подумал что бред. Потом задумался. А зачем больший экран? Какие практические наблюдения? А то ведь квартира не безразмерная.
Экран со специальным покрытием нужен только для 3D на основе поляризационной технологии, то есть 2 работающих проектора с поляризационными фильтрами (ну или чудо-проектор с двумя обьективами). Это для кинотеатров, где используется большое количество недорогих очков. Для домашнего использования почти все проекторы используют затворную (активную) технологию, там особого экрана не надо.
Спасибо. Я то думал сделать когда нибудь себе дома 3д с проектора и простыми очками как у телека ЛЖ без моргания и головной боли. Придется отказаться.
В кинотеатрах показывают и обычное кино и 3Д на одном и том же экране, поэтому поскольу там пассивные очки точно работают то и дома должны работать.
Спецэкран не нужен - главное очки и киношка в 3д. ( чето пока не довелось ниче путного увидеть, кроме демонстрашек))))
Активное 3д - вынос мозга и сажание зрения.
(16-02-2012 00:42) kravchenko писал(а): В кинотеатрах показывают и обычное кино и 3Д на одном и том же экране, поэтому поскольу там пассивные очки точно работают то и дома должны работать.
Так в этих кинотеатрах Dolby 3D с разделением спектра света специальным цветовым фильтром на проекторе и соответствующими очками с цветокоррекцией. Это не поляризация. То есть пассивные очки и там и там, но разные, т.к. принцип работы разный. И как Вы предлагаете устроить такое дома? Купить проф. оборудование для кинотеатра?
(16-02-2012 10:50) Ramires писал(а):
(16-02-2012 00:42) kravchenko писал(а): В кинотеатрах показывают и обычное кино и 3Д на одном и том же экране, поэтому поскольу там пассивные очки точно работают то и дома должны работать.
Так в этих кинотеатрах Dolby 3D с разделением спектра света специальным цветовым фильтром на проекторе и соответствующими очками с цветокоррекцией. Это не поляризация. То есть пассивные очки и там и там, но разные, т.к. принцип работы разный. И как Вы предлагаете устроить такое дома? Купить проф. оборудование для кинотеатра? Упс. Я не знал. Спасибо большое, что объяснили.
Так может и скоро сделают домашние проекторы 3Д с пассивными очками для простых экранов. Раньше ж ведь вообще ничего не было. Технологий пассивного 3Д кинотеатра ж то куча целая.
(16-02-2012 13:22) dimonbank писал(а): Так может и скоро сделают домашние проекторы 3Д с пассивными очками для простых экранов. Раньше ж ведь вообще ничего не было. Технологий пассивного 3Д кинотеатра ж то куча целая.
они давно существуют.Пассивное 3D идет как опция к недорогим проекторам.Та же оптома только недавно,а точнее в этом году выпустила проектор с FULL HD и с 3D активной технологией.До этого предлагала пассив.
Что касается экрана -то для качественного 3d просмотра желателен экран с минимальным отражающим коэффициэнтом 1.3 и при этом серый.Вы будите видеть 3d эффект,на экранах с меньшим коэффициентом,но это будет сказываться на выносе картинки за приделы экрана.
(16-02-2012 15:16) Egorr писал(а): они давно существуют.Пассивное 3D идет как опция к недорогим проекторам.Та же оптома только недавно,а точнее в этом году выпустила проектор с FULL HD и с 3D активной технологией.До этого предлагала пассив.
(16-02-2012 17:36) Egorr писал(а): Просто когда вижу какие то опции и примочки,как правило-отрицательно к этому отношусь и все эти технологии 3D redi просто запретил бы.
Это точно. Купил я проектор с этой примочкой, а посмотреть 3D с блю-рей плеера без адаптера не могу, а через пару месяцев смотрю - за те же деньги тот же проектор продается уже с полной поддержкой 3D, ну и как тут сдержать себя в руках
я бы пока не торопился за 3Д , берегите свое зрение господа
(16-02-2012 21:21) Max-Payn писал(а): я бы пока не торопился за 3Д , берегите свое зрение господа
Да ладно, никто ж его не будет смотреть с утра до вечера. Раз в месяц - не более. Как офтальмолог я тоже не рекомендую 3Д и лично его не люблю, но если бы у 3Д были настоящие побочные эффекты то поверьте, в США это дело б никогда не запустили. Один случай и штрафы на миллиарды долларов.
если за 3Д, то только смотреть на старшей линейке Ранко и желательно экран стюарт, правда в сумме выйдет хорошая двухкомнатная квартира
(16-02-2012 22:34) Max-Payn писал(а): если за 3Д, то только смотреть на старшей линейке Ранко и желательно экран стюарт, правда в сумме выйдет хорошая двухкомнатная квартира
Ни когда не понимал и не видел,чтоб проекторы этой фирмы чем то были примечательны.С 2000 года постоянно посещаю различные выставки,где бы можно было б сравнить и понять возможности не только по производителям,но и по технологиям.Ну если в 2D RUNCO
позиционировалась для элиты,то в 3d -на DLP и с такими показателями по контрастности,она далеко не ушла. По своей сути Runco является тюнинговой компанией.И если многие производителя давно уже представили у себя 4К,то думаю через год они то же что то продемонстрируют.Для меня RUNCO-это что то наподобии Лове или бенкю.Которые берут одного из производителей и делают ему красивую обертку.
За Loewe это Вы красиво сказали. Только опасайтесь Дмитрия Медведева. Он за Loewe станет левом.
В статье описана нехитрая конструкция, позволяющая просматривать 3D-фильмы, уже появляющиеся на торрентах.
Для просмотра объемного изображения в настоящее время чаще всего используются три технологии – анаглиф, чередование кадров, 3D с применением поляризации света.
Анаглиф
На обыкновенном мониторе (телевизоре) в домашних условиях можно просматривать только анаглиф (см. [1]). Это самая дешевая технология, однако у неё существенный недостаток – страдает цветопередача (так как нужно подкрашивать изображение для правого и левого глаза), и сильно напрягаются глаза. Анаглиф я попробовал сразу, и сразу от него отказался, потому что просмотр такого 3D очень некомфортный, и изображение получается некачественное.
Чередование кадров
Такое 3D можно просматривать на современных телевизорах, которые позволяют установить частоту кадров 100..120 Гц и выше. Для просмотра нужны специальные очки, которые очень быстро (с частотой чередования кадров на телевизоре) закрывают и открывают световой поток, пропуская в левый глаз кадры, предназначенные только для левого глаза, а в правый глаз – только кадры для правого глаза.
На картинке показаны в качестве примера стереоочки TDG-BR100 для формата с чередованием кадров от компании SONY. Информация для синхронизации картинки в очках передается чаще всего по инфракрасному каналу связи, иногда – по радиоканалу. В очках встроен специальный контроллер и 3-вольтовый источник питания., Чтобы объемная картинка была видна, очки нужно включить. Качество объемного изображения очень высокое, но такую картинку на обычном мониторе уже не посмотришь. Очки и телевизоры для просмотра 3D (очки часто идут в комплекте с телевизором) в таком формате сейчас выпускают многие известные бренды бытовой техники, но пока это очень дорогое удовольствие. Цена на телевизоры с поддержкой 3D начинается с 70 тысяч рублей, очки стоят от 5 до 7 тысяч рублей, и инфраструктура вещания 3D в России только-только начинает развиваться. Вещание идет по некоторым кабельным телеканалам (НТВ+ 3D, см. [2]) и каналам спутников.
3D с применением поляризации света
Такое 3D можно увидеть в современных кинотеатрах. Принцип прост – используется два проектора, работающих одновременно, один для левого глаза, другой для правого. Оба проецируют картинку на общий экран. Картинка разделяется для правого и левого глаза при помощи поляризационных фильтров для света (поляризация для правого и левого глаза отличается на 90 градусов), и для просмотра также применяются специальные очки. Очки для просмотра недороги, в них нет источника питания, и во многих кинотеатрах такие очки одноразовые и раздаются бесплатно (их цена входит в стоимость билета). Для примера на картинке показаны очки сети кинотеатров «Киностар».
Качество такого 3D также очень высокое, и принцип можно применить для самодельного домашнего кинотеатра. С этой целью я купил два недорогих портативных проектора. Выбирал самые дешевые и с LED вместо лампы — Acer C20 (см. [3]). Проектор имеет вход VGA и HDMI, и его можно легко подключить к видеовыходу компьютера. Для просмотра понадобится компьютер с двумя видеовыходами, для начала я использовал свой ноут HP Pavilion dv3520er с установленной Windows 7. Мощности ноута хватало для фильмов с ограниченным разрешением, поэтому некоторые фильмы в формате FullHD пришлось перекодировать, чтобы воспроизведение не притормаживало. Потом прикупил компьютер с шестиядерным процессором AMD, и проблемы с тормозами пропали.
Чтобы закрепить проекторы при просмотре, собрал специальную станину. С помощью канцелярских зажимов перед объективами проекторов закрепил поляризаторы, которые выдрал из тех же очков «Киностар». Получилась дешёвая, но весьма сердитая конструкция.
Самая большая сложность неожиданно оказалась в проекционном экране. Дело в том, что простые экраны портят поляризацию, и стереокартинки уже не видно. Нужен экран со специальным покрытием, не рассеивающим поляризацию света. Мне повезло, что у отца оказался замечательный немецкий экран, купленный еще лет 20 назад — MW Top Vario.
Поверхность экрана серая, серебристая, похожая на матовую фольгу. Подробной информации по экрану найти не удалось, нашел только сайт фирмы MW, которая почему-то стала чешской, см. [4].
Для просмотра видеофильма картинка для одного глаза выводится на один рабочий стол компьютера, а для другого глаза – на другой рабочий стол. Показывают 3D видео несколько программ — Stereo Movie Player, sView, iZ3D Media Player Classic (см. [6]). Больше всего понравился плеер Кирилла Гаврилова sView.
1. Проекторы Acer C20, 2 шт. – 20 тыс. рублей
2. Системный блок (материнская плата ASUS со встроенной видеокартой на борту, с 6-ядерным процессором AMD) – 12 тыс. рублей.
3. Очки, которые я насобирал по кинотеатрам с помощью друзей и знакомых – 0 рублей.
Как самому снимать 3D-видео
Оказалось, что сделать самому объемный видеофильм тоже возможно. Нужно купить две видеокамеры, разнести их друг от друга на расстояние человеческих глаз (примерно 6.5 см), и запускать на запись одновременно. Были куплены две портативные камеры (выбирал тоже дешевые) GE DV1. Пишет в формате 1080р (типа FullHD), но матрица всего 5 мегапикселей, плюс еще они водонепроницаемые, поэтому можно брать в походы.
Для фиксации камер на расстоянии друг от друга 6.5 см была сделана струбцинка. Чтобы камеры запускались одновременно от одной кнопки, пришлось залезть внутрь и подпаяться проводками к схеме. Теперь запуск и останов записи видео работает от кнопок одной камеры.
Для редактирования видео в фомате 3D есть несколько программ, я использовал 3D movie maker и MAGIX Movie Edit Pro 17 HD (см. [7]).
Читайте также: