Клавиатура как музыкальный инструмент
Синтезатор — электронный музыкальный инструмент. Относится к типу клавишных, но существуют версии с альтернативными способами ввода.
Устройство
Классический клавишный синтезатор представляет собой корпус с электроникой внутри и клавиатурой снаружи. Материал корпуса — пластмасса, металл. Изредка используется дерево. Размер инструмента зависит от количества клавиш и электронных элементов.
Обычно синтезаторы управляются с помощью клавиатуры. Она может быть встроенной и подключаемой, например через midi. Клавиши чувствительны к силе и скорости нажатия. Клавиша может иметь активный молоточковый механизм.
Также инструмент может быть оборудован сенсорными панелями, реагирующими на касания и скольжение пальцев. Духовые контроллеры позволяют извлекать звук из синтезатора подобно флейте.
Верхняя часть содержит кнопки, дисплеи, регуляторы, переключатели. Они модифицируют звучание. Дисплеи бывают аналоговые и жидкокристаллические.
Сбоку или сверху корпуса находится интерфейс для подключения внешних устройств. В зависимости от модели синтезатора, через интерфейс можно подключать наушники, микрофон, педали звукового эффекта, карту памяти, usb носитель, компьютер.
История
История синтезатора началась в начале XX века с массовым распространением электричества. Одним из первых электронных музыкальных инструментов стал терменвокс. Инструмент представлял собой конструкцию с чувствительными антеннами. Производя движение руками над антенной, музыкант извлекал звук. Устройство оказалось популярным, но сложным в эксплуатации, поэтому эксперименты с созданием нового электронного инструмента продолжились.
В 1935 году был выпущен орган Хаммонда, внешне похожий на рояль. Инструмент представлял собой электронную вариацию органа. В 1948 канадский изобретатель Хью Ле Кейн создал электрическую свирель с высокочувствительной клавиатурой и возможностью применять вибрато и глиссандо. Звукоизвлечением руководил генератор управляемый напряжением. Позже такие генераторы будут использовать в синтах.
Первый полноценный электрический синтезатор был разработан в США в 1957 году. Название — «RCA Mark II Sound Synthesizer». Инструмент считывал перфоленту с параметрами нужного звучания. За функцию звукоизвлечения отвечал аналоговый синт содержащий 750 вакуумных трубок.
В середине 60-х годов появился модульный синтезатор разработанный Робертом Мугом. Устройство состояло из нескольких модулей, создающих и изменяющий звук. Модули соединялись коммутационным штуром.
Муг разработал средство управления высотой звука через напряжение электричества, называемое осциллятором. Также он первым использовал генераторы шума, фильтры и секвенсоры. Изобретения Муга стали неотъемлемой частью всех будущих синтезаторов.
В 70-х американский инженер Дон Бухла создал Модулярную Электрическую Музыкальную Систему. Вместо стандартной клавиатуры, Бухла использовал чувствительные к касанию панели. Характеристика звука изменялась от силы нажатия и позиции пальцев.
В 1970 году Муг запустил серийное производство маленькой модели, которая стала называться «Minimoog». Это был первый профессиональный синт, продававшийся в обычных музыкальных магазинах, и предназначался для живых выступлений. Минимуг стандартизировал идею самодостаточного инструмента со встроенной клавиатурой.
В Великобритании производством полноразмерного синта занималась компания Electronic Music Studios. Продукция EMS стала отличаться низкой ценой, из-за чего обрела популярность среди клавишников прогрессивного рока и в оркестре. Pink Floyd стали одной из первых рок-групп использовавших инструменты от EMS.
В 1982 году появился стандарт MIDI и полноценные сэмплерные синты. Их главная особенность — модификация заранее записанных звуков. Первый цифровой синтезатор «Yamaha DX7» вышел в 1983.
В 1990-х появились программные синтезаторы. Они умеют извлекать звук в реальном времени и работают как обычные программы запущенные на компьютере.
Различие видов синтезаторов заключается в способе синтеза звука. Существует 3 основных вида:
- Аналоговый. Звук синтезируется аддитивным и субтрактивным методом. Достоинство — плавная смена амплитуды звучания. Недостаток — высокая громкость сторонних шумов.
- Виртуально-аналоговый. Большинство элементов схожи с аналоговым. Отличие — звук генерируется цифровыми сигнальными процессорами.
- Цифровой. Звук обрабатывается процессором по логическим схемам. Достоинство — чистота звучания и большие возможности для его обработки. Могут быть как физическими автономными, так и полностью программными инструментами.
Как выбрать синтезатор
Выбор синтезатора нужно начать с определения цели использования. Если не стоит цель извлечения необычных звуков, то можно подобрать пианино или фортепиано. Разница между синтом и пианино в типе звукоизвлечения: цифровой и механический.
Для обучения не рекомендуется брать слишком дорогую модель, но слишком экономить также не стоит.
Модели отличаются количеством клавиш. Чем больше клавиш, тем шире охватываемый диапазон звучания. Распространенное количество клавиш: 25, 29, 37, 44, 49, 61, 66, 76, 80, 88. Достоинство малого количества — портативность. Недостаток — ручное переключение и подбор диапазона. Выбрать следует самый комфортный вариант.
Сделать взвешенный выбор и провести наглядное сравнение лучше всего может помочь консультант в музыкальном магазине.
Думаю, что те, кто пытался работать со звуком на компьютере, наверняка слышали о таких устройствах, как midi-контроллеры. Да и многие люди, далёкие от создания музыки имели возможность лицезреть артистов на выступлениях с разнообразными «крутилками» и «нажималками» за баснословную цену. Как же заиметь такую полезную штуку, не потратив ни копейки? Достойный вариант – это самодельная MIDI-клавиатура.
Небольшой ликбез по миди-конроллерам
Что позволяют делать данные устройства?
MIDI-контроллеры позволяют взаимодействовать как с программой создания и записи музыки (секвенсором, трекером и т.п.), так и коммутировать софт с внешними аппаратными модулями. Под последним понимаются различного вида клавиши, пульты, механические микшеры, тачпады.
Главная проблема данного класса «примочек», для начинающего музыканта, состоит в их высокой цене: средняя стоимость полноценного нового клавишного MIDI-инструмента составляет 7 тысяч. Сумма, конечно, смешная, если вы где-то работаете и неплохо зарабатываете. (Ведь в России зарплата на душу населения составляет 28 тысяч, считая рабочим населением младенцев и пенсионеров).
Но если вы, к примеру, студент, то для вас такой ценник будет «кусачим». Из-за этого аспекта, использование самодельной MIDI-клавиатуры становится оптимальным решением проблемы.
Что нужно делать, чтобы у вас появилась самодельная миди-клавиатура?
Начнем с того, что на вашем компьютере должен быть установлен секвенсор. (Все нюансы будут рассмотрены на примере секвенсора Fl Studio и программы-эмулятора Vanilin MIDI Keyboard – одной из самых популярных в своем классе).
- Вам нужно скачать и установить Vanilin MIDI Keyboard. Найти программу можно на её официальном сайте.
- Допустим, что вы уже установили это (или подобное) приложение, теперь вернитесь на рабочий стол – там должен появиться ярлык. С помощью этого ярлыка запускаете эмулятор и заходите в настройки.
- Если на компьютере стоит стандартная звуковая карта, встроенная в чипсет, то после клика на пункт меню «Device» вы должны увидеть два подпункта: «Устройство переназначения MIDI» и «Программный синтезатор звуковой». Кликните на «Устройство переназначения MIDI».
- Сверните программу. В правом нижнем углу панели задач (где-то рядом с часами) должен появиться уже знакомый вам значок программы.
- Запустите секвенсор. Выберите меню опций («Options») и кликните на подпункт настроек MIDI («MIDI settings»)
- В строке выходов MIDI («Output») выберите «Устройство переназначения MIDI»
После того, как переделаете все эти нехитрые действия, создайте какой-нибудь инструмент и попробуйте нажать на любую буквенную клавишу клавиатуры. Если вы сделали все правильно и не установили пустой (или мьютированный) инструмент, то вы должны услышать звук.
Все, теперь у вас в руках настоящий клавишный инструмент! Теперь вы сможете не только видеть и слушать звук, но и ощущать прикосновения к клавишам вашего собственного фортепиано.
Синтезатор — электронный музыкальный инструмент. Относится к типу клавишных, но существуют версии с альтернативными способами ввода.
Устройство
Классический клавишный синтезатор представляет собой корпус с электроникой внутри и клавиатурой снаружи. Материал корпуса — пластмасса, металл. Изредка используется дерево. Размер инструмента зависит от количества клавиш и электронных элементов.
Обычно синтезаторы управляются с помощью клавиатуры. Она может быть встроенной и подключаемой, например через midi. Клавиши чувствительны к силе и скорости нажатия. Клавиша может иметь активный молоточковый механизм.
Также инструмент может быть оборудован сенсорными панелями, реагирующими на касания и скольжение пальцев. Духовые контроллеры позволяют извлекать звук из синтезатора подобно флейте.
Верхняя часть содержит кнопки, дисплеи, регуляторы, переключатели. Они модифицируют звучание. Дисплеи бывают аналоговые и жидкокристаллические.
Сбоку или сверху корпуса находится интерфейс для подключения внешних устройств. В зависимости от модели синтезатора, через интерфейс можно подключать наушники, микрофон, педали звукового эффекта, карту памяти, usb носитель, компьютер.
История
История синтезатора началась в начале XX века с массовым распространением электричества. Одним из первых электронных музыкальных инструментов стал терменвокс. Инструмент представлял собой конструкцию с чувствительными антеннами. Производя движение руками над антенной, музыкант извлекал звук. Устройство оказалось популярным, но сложным в эксплуатации, поэтому эксперименты с созданием нового электронного инструмента продолжились.
В 1935 году был выпущен орган Хаммонда, внешне похожий на рояль. Инструмент представлял собой электронную вариацию органа. В 1948 канадский изобретатель Хью Ле Кейн создал электрическую свирель с высокочувствительной клавиатурой и возможностью применять вибрато и глиссандо. Звукоизвлечением руководил генератор управляемый напряжением. Позже такие генераторы будут использовать в синтах.
Первый полноценный электрический синтезатор был разработан в США в 1957 году. Название — «RCA Mark II Sound Synthesizer». Инструмент считывал перфоленту с параметрами нужного звучания. За функцию звукоизвлечения отвечал аналоговый синт содержащий 750 вакуумных трубок.
В середине 60-х годов появился модульный синтезатор разработанный Робертом Мугом. Устройство состояло из нескольких модулей, создающих и изменяющий звук. Модули соединялись коммутационным штуром.
Муг разработал средство управления высотой звука через напряжение электричества, называемое осциллятором. Также он первым использовал генераторы шума, фильтры и секвенсоры. Изобретения Муга стали неотъемлемой частью всех будущих синтезаторов.
В 70-х американский инженер Дон Бухла создал Модулярную Электрическую Музыкальную Систему. Вместо стандартной клавиатуры, Бухла использовал чувствительные к касанию панели. Характеристика звука изменялась от силы нажатия и позиции пальцев.
В 1970 году Муг запустил серийное производство маленькой модели, которая стала называться «Minimoog». Это был первый профессиональный синт, продававшийся в обычных музыкальных магазинах, и предназначался для живых выступлений. Минимуг стандартизировал идею самодостаточного инструмента со встроенной клавиатурой.
В Великобритании производством полноразмерного синта занималась компания Electronic Music Studios. Продукция EMS стала отличаться низкой ценой, из-за чего обрела популярность среди клавишников прогрессивного рока и в оркестре. Pink Floyd стали одной из первых рок-групп использовавших инструменты от EMS.
В 1982 году появился стандарт MIDI и полноценные сэмплерные синты. Их главная особенность — модификация заранее записанных звуков. Первый цифровой синтезатор «Yamaha DX7» вышел в 1983.
В 1990-х появились программные синтезаторы. Они умеют извлекать звук в реальном времени и работают как обычные программы запущенные на компьютере.
Различие видов синтезаторов заключается в способе синтеза звука. Существует 3 основных вида:
- Аналоговый. Звук синтезируется аддитивным и субтрактивным методом. Достоинство — плавная смена амплитуды звучания. Недостаток — высокая громкость сторонних шумов.
- Виртуально-аналоговый. Большинство элементов схожи с аналоговым. Отличие — звук генерируется цифровыми сигнальными процессорами.
- Цифровой. Звук обрабатывается процессором по логическим схемам. Достоинство — чистота звучания и большие возможности для его обработки. Могут быть как физическими автономными, так и полностью программными инструментами.
Как выбрать синтезатор
Выбор синтезатора нужно начать с определения цели использования. Если не стоит цель извлечения необычных звуков, то можно подобрать пианино или фортепиано. Разница между синтом и пианино в типе звукоизвлечения: цифровой и механический.
Для обучения не рекомендуется брать слишком дорогую модель, но слишком экономить также не стоит.
Модели отличаются количеством клавиш. Чем больше клавиш, тем шире охватываемый диапазон звучания. Распространенное количество клавиш: 25, 29, 37, 44, 49, 61, 66, 76, 80, 88. Достоинство малого количества — портативность. Недостаток — ручное переключение и подбор диапазона. Выбрать следует самый комфортный вариант.
Сделать взвешенный выбор и провести наглядное сравнение лучше всего может помочь консультант в музыкальном магазине.
Синтезатор – это электронный музыкальный инструмент, в основе работы которого лежит синтез звука, отсюда и его название. Этот инструмент вовсе не обязательно должен иметь клавиши, что, однако, идет вразрез общему представлению. Но в данной статье мы не будем вдаваться в терминологию и рассмотрим знакомый всем клавишный инструмент, который в английском языке носит название Keyboard (клавиатура).
Основные особенности синтезатора
Большинство современных синтезаторов имеют облегченную невзвешенную или полувзвешенную клавиатуру с пружинным механизмом. Размер клавиш в основном аналогичен пианино, исключение составляют модели для детей. Клавиатура может быть пассивной и динамической. Пассивный тип означает, что все сыгранные ноты будут звучать с одной динамикой (на одной громкости), вне зависимости от того, сколько усилий вы приложили для извлечения звука. Динамическая клавиатура, в свою очередь, чувствительна к силе нажатия и позволяет играть с использованием динамических оттенков. Чаще всего синтезатор имеет несколько уровней чувствительности клавиатуры, что позволяет гибко настроить ее под индивидуальные потребности.
Все модели современных синтезаторов включают в себя огромное количество встроенных тембров, от классических роялей и органов, до струнных, духовых и даже ударных инструментов. Профессиональные синтезаторы позволяют не только редактировать встроенные тембры, но и создавать собственные, сохраняя их во внутренне памяти. Практически во всех инструментах предусмотрена функция автоаккомпанемента, которая представляет собой набор готовых аранжировок без мелодической линии, разбитых на банки по стилям. Многие модели также оснащены встроенным секвенсором, предназначенным для записи своего исполнения и создания собственных аранжировок.
На задней панели синтезаторов, как правило присутствует ряд разъемов для подключения сторонних девайсов. Так, одним из наиболее необходимых является вход для педали сустейна. Все ноты, сыгранные на педали, продолжают звучать, даже когда вы уберете пальцы с клавиш, и прерывается их звучание только после того, как вы отпустите педаль. Этот аксессуар необходим для полноценной игры на инструменте, в комплект он, как правило, не входит, но рекомендуется для приобретения.
Для многих важно наличие выхода на наушники, при подключении которых динамики автоматически отключаются, а значит вы можете заниматься творчеством, не беспокоя окружающих.
Ряд моделей также оснащают основными выходами на звукоусиливающую аппаратуру и входами для подключения плеера или иного устройства для воспроизведения музыки через встроенные в синтезатор динамики. Кроме этого на задней панели располагают вход для адаптера питания (чаще всего он входит в комплект).
Как выбрать подходящий синтезатор?
Чтобы выбрать подходящую модель синтезатора, необходимо определиться, для чего вы будете его использовать. Условно все инструменты можно разделить на 4 категории:
- детские синтезаторы;
- инструменты для самостоятельного обучения;
- полупрофессиональные модели;
- рабочие станции.
К первой категории относятся очень компактные и легкие синтезаторы, предназначенные для первого знакомства с миром музыки. Клавиши в детских моделях, как правило, уменьшенного размера, что отлично подходит для детской руки, а их количество может варьироваться от 32-х до 49-и. Конечно, двумя руками на таком инструменте особо не поиграешь, но зато он отлично подходит для того, чтобы приучить ребенка к клавишам, развить его слух и чувство ритма, а также подготовить к игре на настоящем инструменте.
Синтезаторы для обучения чаще всего состоят из 61-ой клавиши (5 октав), при этом клавиатура может быть как пассивной, так и динамической. Отличительная особенность таких инструментов – наличие встроенной системы обучения, которая позволяет пошагово разучить встроенные в память композиции. Система обучения зависит от производителя синтезатора, но всегда предусматривает возможность изучения нотной грамоты, тренировку чувства ритма и музыкальной памяти. Помимо встроенных композиций такие синтезаторы позволяют выучить основные аккорды и в последующем использовать их вместе с функцией автоаккомпанемента. Стоит отметить, что автоаккомпанемент не только знакомит с различными стилями музыки со всего мира, но также дает возможность развить навыки импровизации и освоить азы создания аранжировок.
К полупрофессиональным синтезаторам можно отнести модели на 61-у и 76 клавиш, оснащенные встроенным секвенсором. Системы обучения у них уже, как правило нет, зато есть весьма гибкий набор функций, позволяющий заниматься аранжировкой и создавать музыку. Качество звучания таких синтезаторов существенно выше, чем в моделях для обучения, однако профессиональными их тоже назвать трудно. Такие инструменты отлично подходят для любительского использования, для домашних студий и даже для выступлений.
Обзор интересных моделей
Итак, теперь вы знаете по каким параметрам выбирать синтезатор в зависимости от ваших целей, поэтому давайте рассмотрим наиболее интересные модели, которые, на наш взгляд, заслуживают особого внимания.
Среди детских синтезаторов мы выделили Casio SA-78 и Medeli MC37A. Клавиатура Casio состоит из 44-х клавиш уменьшенного размера. Клавиши не чувствительны к силе нажатия, что упрощает процесс игры и не отвлекает от исполнения мелодии. 100 встроенных тембров и 50 встроенных ритмов познакомят ребенка с различными стилями музыки, а 5 барабанных пэдов позволят почувствовать себя настоящим барабанщиком и поспособствуют развитию чувства ритма. Medeli MC37A оснащен 49-ю пассивными клавишами уменьшенного размера, т.е. его диапазон составляет полноценные 4 октавы. На борту этого инструмент 130 тембров и 100 стилей автоаккомпанемента, 80 встроенных композиций для изучения и словарь аккордов (функция Chord Dictionary). Дополнительным бонусом является расположенный на задней панели микрофонный вход, который позволит не только играть, но и петь вместе с любимыми композициями или даже под собственный аккомпанемент. Работают оба синтезатора как от блока питания, так и от батареек, а значит увлекательные занятия доступны в любом месте, где бы вы не оказались.
Синтезаторы для обучения представлены на нашем сайте такими брендами, как Casio, Medeli и Yamaha. Новая линейка Casio CT-S предлагает три модели, две из которых имеют пассивную клавиатуру (CT-S100 и CT-S200) и одна - активную (CT-S300). Легкие и компактные, эти синтезаторы оснащены улучшенным (по сравнению с линейкой CTK) звуковым движком, 61-ой клавишей и понятным интерфейсом. Дополнительно расширить возможности синтезаторов (кроме модели CT-S100) можно при помощи специального приложения для устройств на базе iOS и Android. Оно позволяет не только управлять функциями и звучанием синтезаторов, но также предлагает невероятно увлекательную систему обучения как в игровой форме, так и с использованием настоящих нот в формате .pdf.
Еще одна примечательная линейка синтезаторов для обучения – Casio LK-S. Ее основная особенность заключается в подсветке клавиатуры. Это не просто зрелищно, но еще и полезно. В режиме обучения подсвечивается следующая нота, которую надо сыграть, а значит вам не придется всматриваться в дисплей и процесс усвоения нового материала пойдет быстрее.
Среди рабочих станций практически невозможно выделить безусловного лидера. Все дело в том, что профессиональные модели, как правило, выбираются для решения весьма конкретных задач, для каждой из которых найдется свой инструмент. Скажем лишь, что наиболее популярными являются невероятно мощные модели Korg из серий KRONOS2 и Pa4X, Yamaha Genos и ряд других.
Что еще важно учитывать при покупке синтезатора?
Мы надеемся, что наша статья помогла вам разобраться во всем многообразии синтезаторов и определиться, какой из них вам действительно нужен. Осталось упомянуть несколько моментов, которые важно учитывать при покупке.
Обязательно обращайте внимание на комплектацию инструмента, т.к., к примеру, с некоторыми моделями Casio адаптер питания в комплекте не идет и приобретается отдельно.
Если вы хотите играть полноценные фортепианные произведения, то, как мы уже говорили выше, вам не обойтись без педали сустейна. Этот аксессуар выпускается различными брендами, и если производитель отличается от производителя вашего синтезатора, убедитесь в том, что в педали есть переключатель полярности. Если его нет, то педаль может работать в реверсивном режиме и окажется бесполезной.
При покупке синтезатора важно сразу предусмотреть, куда вы будете его ставить. Желательно для этого использовать специальную стойку, которая регулируется по высоте, что позволяет найти наиболее оптимальное положение для игры. Если синтезатор стоит слишком высоко или слишком низко, занятия будут вызывать дискомфорт и вряд ли станут продуктивными.
Если вы хотите играть в наушниках, то обратите внимание на тип разъема для наушников в синтезаторе. Он может быть выполнен в формате джека 1/4" и мини-джека 1/8”. Если разъем на инструменте и ваших наушниках не совпадает, то вам понадобится переходник.
В отличие от корпусных цифровых пианино синтезаторы не имеют крышки, закрывающей клавиатуру. Поэтому вам может пригодиться специальная накидка, которая убережет клавиши от попадания пыли и грязи, пока вы не играете.
Покупая синтезатор в MusicMarket, вы всегда можете рассчитывать на квалифицированную консультацию наших менеджеров, которые с радостью ответят на все вопросы. Выбирайте только самое лучшее, играйте и творите с удовольствием, а мы вам обязательно поможем!
Читайте также: