Какой из режимов предназначается для мониторов и телевизоров
Телевизор — друг человека. Многие из нас помнят сеанс мультфильмов после школы, «сжигание» кинескопа игровой приставкой на картриджах и обязательный просмотр новогоднего выпуска на Первом. Но прогресс не удержать, и сегодня у нас есть кабельное HD TV, выход в интернет, и даже возможность ставить эфирное вещание на паузу — а ведь раньше это казалось чем-то из области фантастики. Да и качество картинки на современных матрицах прилично выросло — порой от монитора и не отличить. Так может, телевизор нам и монитор заменит? Об этом сегодня и поговорим — не переключайтесь!
Де-факто стандарт телевизора на сегодня — модель с TFT-матрицей и светодиодной подсветкой: доступная, со сбалансированными характеристиками и широким выбором по части дизайна, габаритов и дополнительных функций. Итак, чем же хорош телевизор в качестве монитора для PC, и какими могут быть побочные эффекты от такой комбинации?
Что такое хорошо и что такое плохо
Коротко о главном: сценарии использования ЖК-телевизора по ту сторону видеокарты. С учётом плюсов и минусов каждого сценария, разумеется.
Когда речь заходит о дюймах диагонали, особенно для больших размеров (27’’ и выше), победа в войне ценников между монитором и телевизором всегда остаётся за последним. Даже среди моделей с активно продвигаемым разрешением 4K (3840х2160) выбор среди бюджетного сегмента достаточно широк. А размер имеет значение: всё та же большая диагональ обеспечит ярко выраженный эффект погружения — как при просмотре зрелищного фильма, так и в динамичных игровых сценах. И если площадь помещения позволяет с комфортом разместить что-то большее за разумные деньги, то выбор очевиден. Но не забываем про размер пикселя. Простая арифметика: чем больше диагональ при том же разрешении — тем больше размер пикселя, а значит для комфортного использования монитора понадобится увеличивать расстояние до него. Так что строчить посты на любимый форум, привычно уткнувшись головой в 50-дюймовый FullHD экран, уже не выйдет. Да и клавиатуру с мышью, скорее всего, придётся менять на беспроводные.
Большая диагональ позволит удобно раскинуться на диване или кресле, не скрючиваясь за столом, но и минусы у неё имеются. Работать с текстом, включая игровые диалоги — напрягать не только хрусталик, но и мышцы глазного яблока, которые должны «водить» взгляд по строкам. Отсюда и дискомфорт в процессе, и повышенная усталость после.
Всё-в-одном
По количеству интерфейсных разъёмов ТВ вырывается вперед: он позволит одновременно подключить к нему кучу устройств (PC, игровую приставку, медиаплеер), переключаясь между ними за пару секунд c пульта — и никакой беготни с проводами или ползанья по неудобным менюшкам сенсорными кнопками. Недостатков у такого решения нет — разве что с организацией кабельного хозяйства придётся повозиться, чтобы тумба для ТВ не напоминала серверную.
В качестве мультимедийного устройства телевизор обладает значительно большим арсеналом функций: HDR в современных моделях, приличный запас по яркости и контрасту, встроенная акустика. А ко всему этому ещё и удобный пульт прилагается. Обратной стороной медали выступит погоня производителей за «украшательствами»: по умолчанию у картинки на телевизорах часто задирается насыщенность, контрастность и включаются различные программные опции для придания фильмам и телепередачам максимально красочного вида. Надо же чем-то выделяться в шоурумах среди десятков других брендов и моделей. И хорошо, если всё это великолепие можно отключить в настройках; в противном случае велик риск превращения фотореалистичного игрового окружения в пятничные посиделки у Энди Уорхола.
Ваш отклик очень важен для нас
Если вы любите динамичные шутеры, то обратите внимание на такой параметр, как Input lag. Или, говоря простым языком, отрезок времени, требующийся телевизору для отображения отправленного на экран сигнала. В большинстве новых моделей эта цифра варьируется от 30 до 150 миллисекунд. У лучших мониторов — от 20 до 2-3 мс. При игре в неспешный квест или пошаговую стратегию разницу с монитором не увидит даже матёрый киберспортсмен, но в играх с высокой частотой кадров и низким пингом может сложиться ощущение «управления на резинке». Задержка в отклике нигде не идёт на пользу. Справедливости ради отметим, что производители телевизоров в курсе этой проблемы и постепенно уменьшают это значение до минимально возможного: в некоторых моделях есть специальный «игровой режим». Он в один клик отключает всевозможные улучшайзеры, влияющие на скорость отображения новых кадров.
Подводные камни
Предположим, что расстояние до экрана — оптимальное, беспроводной комплект периферии — в наличии, а желание погрузиться в дивный мир больших диагоналей — непреодолимо; но что делать, если имеющаяся модель телевизора устарела настолько, что так и просится ближайшим летом на дачную кухню? Правильно — выбрать новую. И сделать это не так уж и сложно, несмотря на тонны информации в рекламных проспектах.
Первое, с чем вам придётся столкнуться, будет частота развёртки. 400Гц? 500? Да хоть 800 и больше, только попросите. А потом прочитайте, что написано под заветной цифрой. Странное сочетание из трёх букв (AMR, CMR, MCI, PMR)? Вот именно его вы и приобретаете. Современные матрицы работают на «честных» значениях от 50/60 Гц до 100/120 Гц (есть и больше, но это уже совсем другая история и ценовая политика). В реальности же за красивым числом на коробке скрывается хитрая формула, включающая настоящую частоту развёртки матрицы (100 Гц в большинстве случаев), умноженную на количество добавленных промежуточных кадров, мерцание подсветки, и прочие оптимизирующие технологии. Да, картинку это сделает более чёткой (вернее, в вашем сознании она будет выглядеть более чёткой), но вовсе не кратно указанному множителю. Лучше уточните, можно ли отключить такой «стробоскоп» в настройках — для режима монитора это будет нелишним, да и на глаза нагрузку снизит.
Страшных историй про астрономические значения контрастности, доступные не каждому профессиональному монитору за полмиллиона рублей, и прочие чудеса маркетинга хватит на отдельную статью. Но речь сегодня не о них, так что смело помечаем всё перечисленное как спам, и выбираем глазами.
Немного магии
Отдельно стоит упомянуть о «волшебных» HDMI кабелях, пестрящих ярлыками, как новогодняя ёлка. Некоторые даже утверждают, что на самых дорогих образцах звук чище, а картинка — сочнее. А ещё воду через экран можно заряжать. В действительности же существует всего два типа HDMI-кабеля: Standard Speed и High Speed. Первый подойдёт для любого Full HD телевизора, второй обеспечит 60 кадров в секунду для контента в 4K. Единственное, на что стоит обратить внимание — это ревизия. Не ниже 1.4 для Full HD, и 2.0b (с поддержкой HDR) для 4K/60 FPS. Смело берём любой подходящий кабель по бюджету и не страдаем диванной аналитикой.
Через тернии — к выбору
Итак, алгоритм понятен: нас интересует качественная картинка, максимальные возможности настройки, минимальная задержка ввода. Самым дотошным стоит обратить внимание на диапазон яркости (16-235 и 0-255): эти цифры могут различаться для разных типов контента, в результате чего отображение чёрного цвета может происходить некорректно. Некоторые модели телевизоров умеют переключаться между указанными диапазонами, гарантируя адекватное отображение закодированной в одном из них картинки.
Диагональ — по желанию, но если уж менять монитор на что-то большее, то дюймов, пожалуй, от сорока и выше.
Небольшой чек-лист, что стоит проверить перед покупкой ТВ:
- Матрица (IPS или *VA, никаких архаичных TN);
- Подсветка (LED лучше, чем CCFL, среди LED — Direct лучше, чем Edge);
- Игровой режим (уменьшение Input Lag и вырубание улучшайзеров);
- Поддержка HDR10 — для новейших игр и консолей;
- Умение переключаться из режима сокращённого RGB 16-235 в полный 0-256.
Хорошей точкой старта будет LG 43LJ610V. На борту все актуальные интерфейсы, включая WiDi, который превратит телевизор в монитор без использования проводов. Input lag держится на уровне 30 мс, что практически незаметно даже в динамичных играх. Матрица — IPS, с хорошими углами обзора и скоростью переключения пикселя. И цена не кусается.
Samsung UE49M6500AUXRU, помимо низкого инпут лага, наличия всех нужных разъёмов и прочих трендовых технологий, порадует изогнутым дисплеем: любители одиночного погружения в мир мультимедийного контента останутся довольны.
Если же душа тянется в сторону контента в 4K, то хорошим выбором станет Sony KD49XE9005BR2. HDR и декодер Dolby Digital Plus прекрасно дополнят как игровой досуг, так и домашний киносеанс.
По ту сторону баррикад
Телевизор на замену монитору мы рассмотрели. А если из спортивного интереса сделать всё наоборот, и подключить, скажем, игровую консоль к монитору — вдруг и телевизор не понадобится? Теоретически это реализуемо, а что на практике? Подключаем и проверяем. Для чистоты эксперимента монитор, разумеется, должен быть игровым.
Плюсы:
- Можно не покупать телевизор.
- В компактном помещении такое «комбо» занимает меньше места, да и дивана с большим расстоянием до экрана не потребует.
- Благодаря небольшой диагонали, меньшей яркости и высокой плотности пикселей глаза будут меньше напрягаться при рассматривании мелких деталей.
Минусы:
- Консольные игры изначально разрабатываются под большие диагонали: на сравнительно малогабаритной площади монитора «вау-эффект» будет ощутимо слабее.
- При выборе монитора обязательно придётся учитывать наличие HDMI входа и встроенной акустики. Иначе в ряде случаев простое, казалось бы, подключение имеет все шансы превратиться в увлекательный (или не очень) инженерный квест в реальности. А если HDMI и присутствует, то обычно только один: так что придётся или каждый раз возиться с кабелем, или разоряться на специальный сплиттер (по стоимости примерно равный самой консоли).
- В случае с некоторыми консолями и отдельно взятыми играми разрешение картинки может быть ниже штатного Full HD (900p, 720p или даже динамическое): современные телевизоры умеют при помощи упомянутых ранее «улучшалок» грамотно растягивать исходную картинку до разрешения матрицы, не превращая пристойную картинку в треш. А вот на экране монитора велика вероятность словить когнитивный диссонанс, насмотревшись печально известного «мыла» вместе с лесенками на краях полигонов.
В случае же, когда FPS — наше всё, и при наличии привычки коротать вечера за динамичными сетевыми шутерами, где правят бал низкий пинг и частота обновления, а красоты виртуального мира на фоне рейтингометра вторичны, то оптимальным вариантом станет матрица с разрешением Full HD и «разогнанной» хотя бы до 144 Гц матрицей. Хорошим стартом будет Samsung C24FG73FQI, комбинирующий оба заданных условия. Ценителей кастомизации наверняка заинтересует BENQ Zowie XL2720 3D с регулируемой по всем возможным направлениям подставкой. А обладателям топовых сборок, способных стабильно выдавать максимальное количество кадров в секунду, впору положить глаз на 240-герцовый ASUS XG258Q.
Так что же выбрать?
В идеальном мире у всех достаточно денег, чтобы играть сразу на трёх платформах, поставить дома самый крутой OLED-телевизор на 100 дюймов и жить припеваючи. А в суровой реальности порой приходится делать непростой выбор меж двух зол. Оптимальным вариантом выглядит всё же использование телевизора в качестве монитора. Второго монитора. При таком варианте использования и мультимедийный контент заиграет новыми красками на огромном дисплее, и глаза при наборе очередного текста не запросят пощады к десятой странице. В «Ситилинк» вы всегда сможете найти подходящую модель — выберите свою.
Изображение, выдаваемое мониторами стандартизировано в наиболее существенных его составляющих: разрешение, частота смены кадров, глубина цвета, гамма, цветовое пространство.
Для построения математической модели восприятия цвета человеком двое ученых — Джон Гилд и Дэвид Райт, независимо друг от друга, провели эксперименты на людях с нормальным зрением.
По результатам этих экспериментов в 1931 году был принят стандарт CIE XYZ, легший в основу почти всех прочих стандартов, в которых так или иначе упоминается цвет. Конечно же эта модель неидеальна.
Например, большую часть цветов этого пространства невозможно увидеть в реальности. Области, увеличенные в 10 раз для наглядности, внутри которых цвета для большинства людей неотличимы друг от друга — весьма неравномерны.
Зато эта диаграмма очень удобна для описания цветовых охватов реальных устройств. Прямая линия между двумя цветами на диаграмме показывает те цвета, которые можно получить при их смешении в разной пропорции. Достаточно знать длину волны и ширину пиков основных цветов чтобы без сложных расчетов найти координаты точки прямо на диаграмме.
Существуют альтернативные пространства, отображающие полный цветовой охват, со своими особенностями. Например, CIE Lab в котором из-за нелинейных преобразований сравнивать мониторы неудобно. Но удобно сравнивать печатающие устройства, из-за того, что цвета рассматривается относительно точки белого, которая для напечатанного изображения меняется в зависимости от освещения.
О наиболее распространенных цветовых пространствах и будет рассказано в данном материале.
Стандарты аналогового телевидения. NTSC, SAMPT-C, PAL/SECAM, REC.601
NTSC стандартом на цвет обзавелся в 1953 году. В те далекие времена телевизоры обеспечивали очень широкий цветовой охват, но используемый люминофор оставлял длинные шлейфы и не давал достаточно яркой картинки, что привело к постепенному отказу производителей от этого стандарта.
В итоге появился стандарт SAMPT-C, учитывающий реальный цвет в телевизорах, который продолжили использовать в вещании NTSC.
Этой неразберихой (использование одного названия как для стандарта цветового пространства, так и системы вещания) пользуются хитрые производители, беря для расчётов процента охвата относительно NTSC (NTSC 1953) другой стандарт цветового охвата SAMPT-C (NTSC 1976) устройство на бумаге выглядело «круче» чем на самом деле. В современности стандарт цветового охвата NTSC (1953 года) нигде кроме маркетинга не используется
Чуть позже разработали другие стандарты телевиденья PAL/SECAM, которые описываются единым стандартом REC.601. В современном цифровом мире единственное подходящее его применение — оцифровка кассет, с последующей конвертацией в другое, более подходящее, пространство.
Но есть еще кое-что. Декодеры h.264 в зависимости от размера изображения по-разному преобразуют закодированную информацию о цвете в итоговые значения RGB. В зависимости от размеров изображения иногда неверно используется стандарт REC.601 вместо REC.709. Это проводит к искажению цветов либо в красноватую, либо в желтоватую область.
sRGB, REC.709
sRGB и REC.709 появились примерно так же, как SAMPT-C — чтобы навести порядок в том хаосе, который устроили производители мониторов. И то, что он так свободно перешел на ЖК-панели, можно считать чудом — принцип получения итоговой картинки разный (разные люминофоры, фильтры и так далее). Интересная особенность стандарта — он не имеет постоянной оптоэлектронной световой характеристики(гаммы).
Изначально обратную гамму использовали для компенсации неравномерности светимости люминофора от уровня сигнала управляющего током луча кинескопа, (производителям так было проще) чтобы итоговое изображение выглядело максимально близко к оригиналу. Но современным мониторам это не так уж и необходимо — они могут работать с любой гамма-функцией.
Сейчас гамма нужна для оптимального распределения информации о цвете на числовой последовательности бит. К примеру, в стандарте вещания HDTV (REC.709) числа 0-15,236-255 нужны для синхронизации кадров хотя реально для этой цели используются только 0 и 255. Чтобы учесть потерю этой части диапазона была подобрана соответствующая гамма функция. А что будет с изображением при подаче REC.709 сигнала на sRGB-монитор видно при неправильной настройке HDMI в драйвере видеокарты.
Так вот, несмотря на то, что везде для sRGB указывается гамма 2,2, на самом деле гамма меняется от 1 до 2,4.
Синий — локальное значение гаммы sRGB, пунктир — гамма 2,2, красный — гамма sRGB.
Сделано это как раз для оптимального распределения цвета по битам с учетом отражения освещения в комнате на экране монитора.
А еще все привыкли к тому, что точка белого указывается в кельвинах (к примеру, 6500К), но и это «неправда». По стандарту белый цвет используемый в sRGB соответствует дневному белому при полуденном солнце, выглядит немного зеленее привычного 6500К и называется D65.
Пока что sRGB — это стандарт цвета для интернета. Именно в этом пространстве стоит работать создателям изображений, дизайнерам, фотографам, ориентирующимся на цифровые публикации. А вот создателям видеоконтента стоит использовать другой стандарт — REC.709, у которого, несмотря на тот же самый цветовой охват, есть отличия в уровне точек черного и белого.
Еще одна особенность sRGB — отношение производителей мониторов к этому стандарту. Даже заявляя заводскую калибровку в sRGB, по факту от стандарта может отличаться все, кроме основных цветов, что осложняет работу. Обращайте внимание на обзоры.
AdobeRGB
Adobe RGB считается стандартом в печати, из-за того, что координаты основных цветов для подобраны таким образом, чтобы точно перекрывать swopCMYK — стандарт цветового охвата для печати 4 красками. В области голубого цвета у sRGB очень большие проблемы. Даже дешевенький домашний струйный принтер дает более насыщенный голубой цвет, чем дорогущий дизайнерский монитор, поддерживающий только sRGB.
Точка белого в Adobe RGB не D65, а D50 как соответствующая белому цвету на высококачественной бумаге. Который может доставить кучу неприятностей даже в любительской печати из-за принципа своей работы. Это вещество, преобразующее ультрафиолетовую часть спектра в синий цвет, что делает желтоватую низкосортную бумагу на вид яркой и белой, а отпечатки на такой бумаге сильно меняют цвета в зависимости от источника света.
Картинка, предназначенная для sRGB с отключенным управлением цветом, на таком мониторе, будет заметно отличаться от оригинального цвета, из-за того, что зеленая компонента не только дальше от точки белого, но еще и немного сдвинута в сторону от линии «точка белого/точка зеленого».
Такое пространство не подходит для потребления контента, цвета получаются нетолько более насыщенными, но и меняют оттенки, что больше всего заметно на лицах, к цвету которых глаз более чувствителен. По той же причине создателям контента, не занимающимся печатью, такое пространство доставит больше проблем чем пользы — практически никто не увидит изображение в изначальном виде.
Чтобы использовать такой монитор как следует, к нему потребуется колориметр-спектрофотометр для точной калибровки как самого монитора, так и принтера, источники света D50 и D65 для контроля отпечатков, помещение без окон, окрашенное серой краской. И всё это для того, чтобы исключить влияние внешнего освещения на восприятие цвета. В противном случае это будет просто монитор с насыщенными зелеными и голубыми цветами.
Но все эти ухищрения недостаточны, когда дело доходит до многоцветных принтеров. Даже обычный потребительский 6-цветный принтер может выйти за пределы возможностей начальных профессиональных мониторов, поэтому превышение охвата монитора над стандартным очень даже желательно.
DCI-P3, Display-P3, P3-D65
Изначально DCI-P3 был стандартом для кинотеатров.
У оригинального стандарта яркость точки белого всего 45 нит (кд/м²) и заметен зеленоватый оттенок, а используемая гамма 2,6. Большинство мониторов даже если выкрутить яркость на минимум, всё равно будут заметно ярче чем полагается экрану в кинотеатре.
Поэтому у стандарта появились адаптации для потребительской техники — Display-P3, P3-D65, отличающиеся точкой белого, и гаммой, которую приняли за 2,2. Общего у них с изначальным стандартом — только основные цвета.
Этот стандарт планируется в качестве замены sRGB. Своим приходом в массы в скором будущем он будет обязан квантовым точкам — дешёвому люминофору позволяющим получить практически любой цвет без применения редкоземельных металлов.
Мониторов, обеспечивающих достаточный уровень покрытия будущего стандарта, становится все больше, но сейчас это вызывает некоторые сложности. Хотя браузеры и научились преобразованию цвета, для этого им требуется знать охват монитора. А Windows 10 знать не знает об этом стандарте. И если вы стали счастливым обладателем монитора с цветовым охватом отличным от sRGB, то при отсутствии настроек это может привести к искажению цветов.
В отличии от Adobe RGB у семейства P3 охват расширен не только в области зеленых, но и красных оттенков. Это приводит к чрезмерно насыщенным, «кислотным» цветам. Чтобы избежать этого достаточно скачать соответствующий профиль и назначить его по умолчанию для монитора.
К сожалению, производители и обзорщики не часто балуют профилями мониторов, а калибровка стоит денег, которые не хочется тратить. В таком случае поможет стандартный профиль, делающий просмотр интернета более приятным.
REC.2020 REC.2100
Новейший формат для цифрового телевидения — REC.2020 REC.2100. Из-за того, что используются монохромные цвета, даже квантовые точки не смогут обеспечить такого охвата, а значит бюджетных устройств с 100% покрытием в обозримом будущем не предвидится. Скорее всего это цветовое пространство ожидает судьба контейнера —цветового пространства, не соответствующего ни одному реальному устройству, но используемое для хранения информации о цвете, чтобы уже само устройство выполнило преобразования цвета в соответствии со своим возможностями. Это уже происходит на YouTube. Где для правильного отображения цвета видео в формате HDR, перед загрузкой рекомендуется конвертация именно в пространство REC.2020.
Заключение
Заводская калибровка вовсе не гарантирует, что монитор будет пригоден для работы.
Но это все настолько заморочено, что даже разработчики ПО и оборудования допускают ошибки.
Привет, Geektimes! Совсем недавно мы рассказывали вам об интерфейсе нового поколения — USB Type-C — который помимо прочего умеет передавать и видеосигналы.
Но пока мониторов, поддерживающих этот интерфейс, на рынке попросту нет. А что же есть? В этой статье будет рассказано о основных современных интерфейсах для подключения мониторов и ТВ-панелей, их особенностях и отличиях, а также даны советы, как выбрать интерфейс подключения под конкретные нужды и не прогадать.
Примечание: на картинке до ката – панель подключения монстро-монитора Dell UltraSharp U2711.
Краткий ликбез
Все существующие интерфейсы отличаются друг от друга тремя основными параметрами: типом передаваемого сигнала (аналоговый или цифровой), максимальным поддерживаемым разрешением и пропускной способностью. Конечно, всего параметров гораздо больше, но именно эти три дают базовое понимание, что умеет тот или иной интерфейс.
В соревновании аналоговых интерфейсов и цифровых вторые давно одержали убедительную победу. Цифровой сигнал доходит до выводящего устройства без особых искажений, что позволяет получать качественную картинку без помех. К тому же любая современная видеокарта выдаёт изначально только цифровой сигнал, и его преобразование в аналоговый — а на мониторе, если, конечно, речь не идёт о электронно-лучевом антиквариате, снова в цифровой — ведёт к значительной потере качества. Впрочем, аналоговое подключение на сегодняшний день всё ещё занимает своё место под солнцем.
Что касается пропускной способности и разрешения, то эти два параметра тесно взаимосвязаны. Чем больше пропускная способность, обеспечиваемая интерфейсом, тем больше и максимальное разрешение изображения. Если кто-то не понимает, что мы сейчас имеем в виду под термином «пропускная способность», то поясняем: это количество байт информации, которое интерфейс за секунду после получения сигнала способен передать на монитор. Очевидно, что интерфейсы, рассчитанные на обеспечение работы широкоформатных мониторов и ЖК/плазменных телевизоров с их большими разрешениями, обязаны иметь высокую пропускную способность.
4K2K, 3D-контент и способы его воспроизведения
Прежде чем мы начнём разговор о, собственно, способах подключения мониторов и телевизоров, хочется затронуть модную и актуальную тему: сверхвысокие разрешения и 3D в потребительской электронике.
4K2K — это современный стандарт, подразумевающий разрешение 3880×2160 точек — четыре кадра 1920×1080, стандарта, который долгое время правил бал среди видео высокой чёткости. Соответственно, каждый кадр в несжатом виде требует вчетверо более высокую пропускную способность видеоинтерфейса. А если учесть моду на 48 FPS и 3D-видео… (умножьте на два и ещё на два, если хотите по 48 кадров для каждого глаза, да ещё и в 3D).
Во-первых, 4K2K контента сейчас — кот наплакал. Поэтому наслаждаться в нативном разрешенении чем-либо кроме демороликов, идущих в комплект к вашему дорогущему телевизору, будет затруднительно. Для этого многие производители ставят специальный чип, позволяющий растягивать FullHD-контент до 4K2K по специальным алгоритмам: быть может, не так круто, как прямая трансляция 4K2K, но очень и очень хорошо для апскейла. Спросите у любого пользователя GT, кто имеет такой телевизор – соврать не дадут.
Во-вторых, 3D бывает двух разных видов — с пассивными и активными очками. В первом случае контент получает чересстрочную развёртку, а поляризационные очки, инерция, яркая картинка и интересное кино заставляет вас забыть о том, что полукадры идут с «нечестным» разрешением. Во втором же случае используется удвоенная частота кадров, и вот тут нас поджидает главная проблема: не все видеоинтерфейсы способны передать FullHD-картинку с 48 кадрами в секунду.
Современные способы подключения
Это единственный аналоговый интерфейс, всё ещё активно применяемый сегодня — его «коллеги» S-Video, YPbPr и цифро-аналоговый SCARТ уже не встречаются в новых современных устройствах. Почти все крупные производители компьютеров планируют полностью отказаться от VGA уже в этом году. В сущности, плюсов по сравнению с другими типами у него просто нет — это морально и технически устаревший стандарт, который вот-вот исчезнет с рынка. Максимальное поддерживаемое разрешение — 1280×1024 пикселей. Чаще всего встречается в офисных мониторах и разных проекторах.
Самые популярные цифровые интерфейсы на сегодняшний день — это DVI и HDMI .
DVI существует в трёх разновидностях: DVI-D (только цифровой сигнал), DVI-A (только аналоговый) и DVI-I (оба типа сигнала). Данный интерфейс обеспечивает хорошее качество изображения, встроен практически во все современные мониторы и видеокарты. Его недостаток — сильная зависимость качества сигнала от длины кабеля.
Оптимальную передачу данных по DVI обеспечивают кабели длиной до 10 метров, чего иногда недостаточно (впрочем, для использования в станционарных домашних компьютерах обычно этого хватает с головой). Максимальное поддерживаемое разрешение — 1920×1080 для одноканальных и 2560×1600 для двухканальных моделей.
HDMI — более современная и развитая альтернатива DVI. В отличие от «младшего брата», умеет передавать не только видео, но и звуковые сигналы, поэтому разъёмы этого типа есть на всех широкоформатных мониторах со встроенными колонками, проекторах, плазмах. Учтите, что при «стыковке» разных версий HDMI итоговый набор функционала будет соответствовать более старой.
Здесь, кстати, кроется серьёзный минус HDMI — многие кабели старого производства никак не промаркированы, и многие возможности (в частности, поддержка 3D) HDMI версий 1.4 и старше просто не заработают, так как кабель запросто может оказаться устаревшим. Для корректной работы интерфейса необходимо совмещение версий всех трёх элементов подключения (вход, кабель, выход), в противном случае пропускная способность самого «младшего» элемента будет аналогична бутылочному горлышку. В заключение заметим, что, как и DVI, HDMI страдает от недостаточной рекомендуемой длины кабеля (до 5 метров).
Из более современных интерфейсов в первую очередь обращает на себя внимает DisplayPort. Этот вид подключения был разработан в 2006 году и планировался как замена DVI (но не HDMI, так как эти интерфейсы ориентированы на разные сегменты рынка).
Разрешение подключаемого дисплея (при стандартных 60 Гц развёртки) | Максимальное число подключаемых мониторов через MultiStream (для DP версии 1.2) |
1680×1050 | 5 |
1920×1080 | 4 |
2560×1440 (×1600) | 2 |
3840×2160 (×2400), 4096×2160 | 1 |
Максимальная длина кабеля ограничена тремя метрами для полного разрешения и 10–15 метрами для FullHD.
VGA, DVI, HDMI и теперь уже и DisplayPort — база интерфейсов для подключения мониторов и телевизоров на сегодняшний день. Однако есть и менее распространённые варианты, среди которых в первую очередь следует отметить продукт Apple и Intel — универсальный порт Thunderbolt и последнюю высокоскоростную версию USB — 3.1 с разъёмами Type-C.
Thunderbolt — интерфейс подключения, объединяющий в рамках одного коннектора разъёмы DisplayPort и PCI-Express. Скорости передачи данных очень высокие — 10 гигабит/сек для первого поколения и 20 гигабит/сек для второго. Видеосигнал передаётся по TB с использованием протоколов DP — соответственно, как и DisplayPort, Thunderbolt способен обеспечить разрешение 4K2K (в MacPro при помощи TB можно подключить сразу три монитора с таким разрешением), поддержку 3D и вообще всё, что умеют последние версии DP. Кстати, анонсированные не так давно мониторы с разрешением до 5120×2880 планируется оснащать именно Thunderbolt. Оба поколения интерфейса полностью совместимы друг с другом и с другими интерфейсами с помощью переходников.
Вообще, Thunderbolt выглядит крайне перспективным универсальным периферийным интерфейсом, по своим характеристикам способным обеспечить все потребности топовых мониторов и новейших телевизоров. Пока что, правда, его распространенность в гаджетах оставляет желать лучшего.
Максимальная длина кабеля — 20 метров, правда, стоит такой провод около пятисот долларов, поддерживает только вторую версию протокола и содержит в себе как медные линии, так и оптоволокно. Кабели более стандартных размеров — двух и трёхметровые стоят вполне разумных денег.
Экран без проводов
Современные технологии позволяют обеспечить великолепную картинку на мониторе или телевизоре и без проводного подключения. Если ваш монитор или ТВ поддерживают беспроводную передачу данных, вы можете рассмотреть для себя и такой вариант. Из софта, обеспечивающего работу монитора по беспроводной сети, обычно на слуху у рядовых юзеров три стандарта — Miracast, DLNA и WiDi. Что и немудрено, они самые популярные на текущий момент. По ним сейчас и пробежимся.
Miracast — самый распространённый стандарт передачи данных по беспроводной сети, использующий Wi-Fi. В отличие от многих конкурентов, не требует буферного устройства — передача осуществляется напрямую, что крайне удобно. Другое важное преимущество заключается в том, что передача идёт не файлами, а пакетами сырых данных. Miracast сравнительно «молод», но его уже внедряют в свои девайсы более 500 компаний-производителей, что даёт право считать его практически универсальным. Максимальное поддерживаемое разрешение — 1920×1200 пикселей. Конечно, по современным меркам это немного, но для беспроводной передачи — оптимальный вариант.
DLNA (Digital Living Network Alliance) — очень широко распространённая технология передачи данных по беспроводной сети. Она интегрирована во многие смартфоны, современные телевизоры, ноутбуки и даже в игровые приставки. Позволяет свободно осуществлять передачу данных между устройствами, подключёнными в единую сеть, в том числе и, конечно же, передавать видео с устройств на экраны. Серьёзным минусом DLNA являются специфические поддерживаемые стандарты кодировки — почти всегда программа запускает перекодирование перед воспроизведением, что тратит время и ресурсы устройств.
WiDi (Intel Wireless Display) — разработка Intel, по возможностям представляет собой аналог DLNA. Очень простой в настройке продукт, что делает его идеальным вариантом для создания домашнего кинотеатра или хранения коллекции фильмов. Основной минус — многие отмечают ощутимое время задержки сигнала, что делает WiDi неудачным выбором для игр на большом экране.
Как выбирать интерфейс для подключения
Выбор интерфейса для подключения монитора или ТВ к компьютеру всегда должен исходить из ваших потребностей и целей — впрочем, как и выбор вообще любого аксессуара и комплектующих для цифровой техники. Спросите себя, что вам требуется. Вы намерены смотреть с широкоформатного монитора фильмы в высоком качестве? Работать с 3D-графикой? Или вы вообще не запускаете на компьютере ничего тяжелее Word'а, и вам от картинки на мониторе нужно только одно — чтобы она была?
Понятное дело, даже если у вас на видеокарте и мониторе/телевизоре есть разъёмы VGA по соседству с каким-нибудь цифровым интерфейсом — брать кабели под аналоговый стандарт не надо. VGA — уже почти история, оставьте его доживать там, где он пока существует: в проекторах и самых плохеньких моделях мониторов. Ориентируйтесь только на цифровые интерфейсы.
Абсолютное большинство нынешних девайсов имеют разъёмы под DVI и HDMI, а топовые модели — и DisplayPort, поэтому выбирать придётся в первую очередь из этой троицы. Базовый совет такой — для вывода сигнала на настольные мониторы не в ультравысоком разрешении достаточно DVI, а для воспроизведения на плазму, проектор, Blu-Ray-проигрыватель и т.д. стоит использовать HDMI, так как кроме видео он может передавать и другие данные (звук, специальные субтитры и так далее). DisplayPort по возможностям передачи картинки кладёт на обе лопатки что DVI, что HDMI, но пока остаётся уделом профессиональной и околопрофессиональной техники. Кроме того, с выводом звука бывают проблемы: не вся техника поддерживает технологию audio/video interconnect. Его ближайший родственник Thunderbolt может ещё больше: прокинуть не только картинку, но и, скажем, USB-хаб.
Краткая памятка
VGA: поддерживает максимальное разрешение 1280×1024 пикселей, не умеет в Full HD, не говоря уж про 3D, годится только для использования на простейшем офисном компьютере или проекторе. И да, морально устарел.
DVI: встроен буквально в каждую современную видеокарту и монитор, что является его огромным плюсом. Существует в одно- и двухканальном вариантах, отличающихся по максимальному разрешению (1920×1080 и 2560×1600 соответственно). Поддерживает цифровой и аналоговый сигналы в зависимости от разновидности (DVI-A для аналога, DVI-D для цифры и DVI-I для того и другого). Подойдёт, если вы хотите играть и смотреть фильмы на большом хорошем мониторе. Существуют технологии подключения 4K2K экранов двумя кабелями, так что выбрасывать DVI на свалку истории рано.
HDMI: Идеальный выбор для подключения ТВ к ресиверу, компьютеру или ноутбуку, так как передаёт также аудиосигналы и некоторые виды субтитров. Имеется почти в любой современной воспроизводящей технике. Поддерживает FullHD 3D, максимальное разрешение 3840×2160 (4K2K), до 32 каналов аудио. Актуальная версия – 2.0. Для создания домашнего кинотеатра смело выбирайте HDMI.
DisplayPort: Данный стандарт почти во всём превосходит «потребительский» HDMI, но пока остаётся уделом профессионалов и гиков. Недорогих моделей мониторов с DisplayPort попросту не существует. Если вы дизайнер или моделлер, то это ваш выбор, так как данный интерфейс не только обладает высокой пропускной способностью и поддерживает 4K2K и Full HD 3D, но и позволяет без потери качества подключать в единую цепочку несколько мониторов, что удобно, если у вас ноутбук, и дополнительных разъёмов на него не поставить. Последняя на текущий момент версия DP – 1.3, но наиболее часто встречаются разъёмы и провода версии 1.2.
Thunderbolt: На данный момент это скорее также профессиональный интерфейс, чем массовый. Важнейший плюс – полная совместимость с DP и передача данных его же протоколом. Thunderbolt можно порекомендовать в первую очередь пользователям яблочной продукции: на ноутбуках есть, поддерживается любой профессиональный монитор с DP или Tb-разъёмом, не требует лишних телодвижений. Можно зацепить фирменный монитор и получить три дополнительных USB-порта, используя всего один Tb-кабель.
Что касается беспроводных технологий подключения, то их выбирать следует скорее исходя из их поддержки вашими устройствами и простоты обращения с ними. Спасибо за внимание, пишите вопросы в комментариях.
UPD: Как справедливо замечают в комментариях, в некоторых случаях VGA может передавать картинку и 1920×1080, и даже 2048×1536. Беда в том, что производительность VGA-канала напрямую зависит от производительности ЦАП видеокарты и АЦП монитора. Когда VGA был популярен и считался достаточно современным, производители не экономили на данных элементах и ставили 400 МГц преобразователи. Сейчас же можно наткнуться и на дешёвые чипы, которые не способны выводить высокое разрешение. Учитывая распространение цифровых стандартов, ориентацию на освещение актуальных технологий и постепенный вывод VGA из эксплуатации было решено не указывать более высокие разрешения, с которыми VGA может работать, а может и не работать, в зависимости от оборудования, которое почти нигде и никак не маркируется.
Мало правильно выбрать телевизор — нужно его ещё и настроить. Рассказываем, как за 5 минут получить максимально качественную картинку и наслаждаться любимыми фильмами и играми.
Содержание
Режимы изображения
Режим Ambient
Настройка тёмных цветов
Резкость и масштабирование
Уровень контрастности
Настройка яркости, подсветки, цветопередачи
Оптимальный уровень чёткости
Режимы обработки
Технологии шумоподавления и обработки движения
Где разместить ТВ, чтобы картинка была лучше
Режимы изображения
В плазменных ТВ обычно есть готовые режимы изображения, с которых можно и начать — «Стандартный», «Динамичный», «Режим HDR», «Кино» или «Игры». Названия отличаются у разных брендов.
Переключитесь между ними и увидите отличия в яркости, контрастности и цветах. Мы советуем выбирать «Стандартный» или «Кино» (альтернативные названия «Тёплый» или «PRO»). У них максимально точная передача цветов. А «Динамичный» (или Live) даёт эффектное изображение, но из-за перенасыщенности оттенков и перегрева белого теряет детали. Для геймеров ожидаемо подойдёт режим «Игры» с быстрым откликом. В других случаях можно и не переключаться между режимами.
Даже для спортивных трансляций не всегда стоит выбирать режим «Спорт» — можете получить нереалистично яркую картинку.
Режимы, в которых регулируется уровень подсветки, тоже могут исказить изображение. Например, «Экорежим» сделает экран тусклым, а изображение блеклым без должной детализации.
Есть телевизоры, которые поддерживают функцию «интеллектуальное изображение», когда процессор анализирует картинку в режиме реального времени: распознаёт объекты, увеличивает чёткость отдельных фрагментов, автоматически регулирует яркость, в зависимости от уровня освещённости в помещении. В итоге получается максимально детализированная картинка, на которой можно чётко рассмотреть малейшие нюансы.
Режим Ambient
Это специальная функция телевизоров Samsung QLED. На заставку телевизора можно поставить рисунок, картину или успокаивающее видео. Также есть «Режим галереи» — картинки будут меняться, а рядом увидите информацию, например, о дате снимка или погоде за окном. Эта функция подойдёт тем, кто делает телевизор частью интерьера. Например, с телевизором Samsung QE50Q87TAU Ultra HD (4K) вы получите и прекрасную диагональ в 50 дюймов, и качественную картинку в 4K.
Функция Ambient включается кнопкой на пульте или в настройках телевизора.
Настройка тёмных цветов
Погоня за идеальным чёрным цветом стала двигателем процесса. Так появились новые методы обработки изображений. Но большинство из них неожиданно снижают качество картинки, а не улучшают его. Поэтому к настройке чёрного цвета подходим осторожно.
Динамическая контрастность регулирует свет, направленный на изображение. Поэтому в тёмных сценках заметно выше уровень чёрного. Но это в теории. На практике слишком яркая подсветка увеличивает яркость светлых цветов и снижает насыщенность чёрного.
Поэтому для контрастного чёрного выбираем минимальный уровень подсветки. Но не забудьте, что светлые цвета станут бледными.
Есть ещё технология локального затемнения для качественных картинок в телевизорах с LCD, OLED и LED 4K экранами. Модели с боковой и, реже, с задней подсветкой используют эту функцию и регулируют яркость различных участков дисплея, в зависимости от изображения.
Однако эта технология может разочаровать из-за бликов за счёт яркой подсветки. Но если установите локальное затемнение на минимум, тогда этого не случится.
Резкость и масштабирование
В базовых настройках резкость всегда слишком высокая. И если вы её ещё увеличите, тогда картинка станет хуже. Настройка резкости вручную сделает формат изображения ярче, но картинка станет темнее и потеряет в детализации. Это заметят обладатели больших Full HD-экранов. При настройке резкости выбирайте до 10 пунктов из 15 возможных на шкале регулировки.
Часто в стандартных настройках по умолчанию включен режим Overscan. Он предполагает выход изображения за границы экрана. Но это подходит только для ЖК-моделей. Если вы включили ТВ и увидели, что картинка выходит за границы дисплея, поменяйте масштабирование в настройках вручную. Выбирайте значение «Полный» или «1:1», в зависимости от модели.
Уровень контрастности
Контрастность дисплея влияет на уровень белого. При правильной настройке она даёт картинке более чёткую детализацию. Рекомендуем отрегулировать контрастность на изображении облаков. Установите максимальный параметр и снижайте шкалу, пока не увидите детали вместо сплошного белого пятна.
У ЖК и OLED телевизоров высокий уровень контрастности — 85–90%. В плазменных панелях этот показатель не должен превышать 65%, иначе произойдёт выгорание.
Настройка яркости, подсветки, цветопередачи
Для максимально качественной картинки, установите оптимальные значения в дополнительных настройках.
Яркость
Регулировка яркости происходит за счёт баланса чёрного. Поставьте ползунок на максимальную шкалу яркости и спускайте его, пока цвета за кадрами не превратятся из серых в чёрные. Тогда картинка будет максимально красивой. Обычно уровень яркости — 50%, но точный показатель зависит от модели ТВ. Например, в LG OLED48C1RLA с диагональю 48 дюймов, самоподсвечивающиеся пиксели даже при заводских настройках дарят максимальную яркость и реалистичность изображения, точную цветопередачу и глубокий чёрный.
Подсветка
Данный параметр определяет яркость картинки и настраивается, в зависимости от внешних условий — увеличивается в ночное и уменьшается в дневное время.
Регулируйте подсветку на свой вкус — поставьте ползунок на середину шкалы и двигайте его вверх или вниз, пока не получите идеальное изображение.
Настроить цветность легко и быстро — в большинстве телевизоров этот параметр установлен на среднем уровне. Например, в Sony KD-65XH9505 с диагональю экрана 65 дюймов, великолепная передача тончайших оттенков и цветовых переливов и плавное воспроизведение динамичных сцен уже на базовых настройках.
Чтобы установить оптимальную цветопередачу, включите цветную картинку и проверьте, достаточно ли для вас яркости. Если нет, сдвигайте регулятор вверх, чтобы добавить сочность, или вниз, если оттенки перенасыщены.
Далее проверьте реалистичность оттенков на изображении с людьми. У многих ТВ можно выбрать цветовую температуру — от прохладной (голубоватых оттенков) до теплой (тона уходят в красный). Оптимально ставить ползунок примерно на середину шкалы, чтобы выбирать нейтральную температуру. Если сложно найти баланс между яркостью и естественностью, экспериментируйте с цветопередачей и насыщенностью оттенков. Однако золотая середина — 50%.
Оптимальный уровень чёткости
Не нужно устанавливать его на максимальные значения. Иначе высокая чёткость сделает картинку менее естественной и детализированной. Поэтому идеальный параметр — 30%.
Настраивайте четкость в режиме HD или 4K. Начинайте с минимума и постепенно увеличивайте показатель. Если заметите, что вокруг контуров появился ореол, снижайте уровень до его исчезновения.
Режимы обработки
Теперь приступим к дополнительной обработке. Но здесь нужно проявлять осторожность — производители предлагают множество функций: дорисовку несуществующих пикселей, автоматическое изменение частоты кадров в зависимости от воспроизводимого контента и т.д. Если одни из них улучшают качество картинки, то другие, наоборот, ухудшают.
Рекомендуем отключить все активные режимы обработки в начале и сосредоточиться на базовых параметрах. Потом можно пробовать каждую функцию обработки по отдельности и смотреть, как изменится картинка.
Технологии шумоподавления и обработки движения
Функция шумоподавления часто ухудшает качество хорошего изображения — снижается детализация для уменьшения шума. Поэтому её лучше отключить и не жертвовать яркостью и контрастностью.
А вот у функции обработки движения разные названия. Например, у LG — это Trumotion, у Sony — Motionflow, у Samsung — Motion Plus. Такая обработка устраняет рывки движущихся объектов. Процессор анализирует изображение и в него по мере необходимости вставляются повторы или пустые кадры. Это мешает при просмотре кино, где смазанность фона, движущихся объектов и фокус на главном герое — часть художественного замысла. А данная функция, которая есть в большинстве современных LCD телевизоров, повышает резкость фоновых объектов и уменьшает смазанность. В результате картинка становится неестественно резкой, что ухудшает эффект динамических сцен.
Оптимально, когда разделяется обработка движения и контроль размытия и дрожания (подобная функция есть в OLED-моделях LG и QLED-телевизорах Samsung). Так фон и движущиеся объекты обрабатываются отдельно, в результате получается качественная картинка. Если ваша модель не поддерживает подобную опцию, отключите подавление дрожания и устанавливайте показатель размытия по своему вкусу.
Где разместить ТВ, чтобы картинка была лучше
И ещё один параметр, влияющий на качественный просмотр — правильное расположение ТВ. Если устанавливаете ТВ на стену, тогда не делайте это слишком высоко. Экран должен быть не выше глаз, когда вы сидите перед ним.
Также на качество просмотра влияет угол обзора. Многие телевизоры теряют в контрастности и цветопередаче при просмотре под углом, как вертикальном, так и горизонтальном.
Модель с изогнутым экраном увеличивает масштаб любого отражения, которое на него падает. Поэтому при установке нужно, чтобы телевизор не стоял под прямыми солнечными лучами или напротив зеркала.
Читайте также: