Какая цветовая модель используется для передачи изображения на жк монитор компьютера
Цвет на экране получается при суммировании лучей трёх основных цветов — красного, зелёного и синего. Если интенсивность каждого из них достигает \(100\), то получается белый цвет. Минимальная интенсивность трёх базовых цветов даёт чёрный цвет.
Для описания каждого составляющего цвета требуется \(1\) байт (\(8\) бит) памяти, а чтобы описать один цвет, требуется \(3\) байта, т.е. \(24\) бита, памяти.
Для кодирования одного цвета пикселя определяется длина двоичного кода, которая называется глубиной цвета . Рассчитать глубину цвета можно по формуле: N = 2 i , где N —количество цветов в палитре, i — глубина цвета. Интенсивность каждого из трёх цветов — это один байт (т.е. число в диапазоне от \(0\) до \(255\)), т.е. каждая составляющая может принимать \(256\) значений. Таким образом, с использованием трёх составляющих можно описать \(256⋅256⋅256 = 16777216 \)различных цветовых оттенков, а, значит, модель RGB имеет приблизительно \(16,7\) миллионов различных цветов.Таким количеством цветов определяется, в основном, палитра современного монитора.
При печати изображений на принтерах используется цветовая модель, основными красками в которой являются голубая (Cyan), пурпурная (Magenta) и жёлтая (Yellow).
Чтобы получить чёрный цвет, в цветовую модель был включен компонент чистого чёрного цвета (BlacK). Так получается четырёхцветная модель, называемая CMYK .
Область применения цветовой модели CMYK — полноцветная печать. Именно с этой моделью работает большинство устройств печати.Из-за несоответствия цветовых моделей часто возникает ситуация, когда цвет, который нужно напечатать, не может быть воспроизведен с помощью модели CMYK (например, золотой или серебряный). В этом случае применяются краски Pantone.
Все файлы, предназначенные для вывода в типографии, должны быть конвертированы в CMYK . Этот процесс называется цветоделением .
При просмотре CMYK -изображения на экране монитора одни и те же цвета могут восприниматься немного иначе, чем при просмотре RGB -изображения.
В модели CMYK невозможно отобразить очень яркие цвета модели RGB , модель RGB , в свою очередь, не способна передать тёмные густые оттенки модели CMYK , поскольку природа цвета разная.
Отображение цвета на экране монитора часто меняется и зависит от особенностей освещения, температуры монитора и цвета окружающих предметов. Кроме того, многие цвета, видимые в реальной жизни, не могут быть выведены при печати, не все цвета, отображаемые на экране, могут быть напечатаны, а некоторые цвета печати не видны на экране монитора.
Изображение, выдаваемое мониторами стандартизировано в наиболее существенных его составляющих: разрешение, частота смены кадров, глубина цвета, гамма, цветовое пространство.
Для построения математической модели восприятия цвета человеком двое ученых — Джон Гилд и Дэвид Райт, независимо друг от друга, провели эксперименты на людях с нормальным зрением.
По результатам этих экспериментов в 1931 году был принят стандарт CIE XYZ, легший в основу почти всех прочих стандартов, в которых так или иначе упоминается цвет. Конечно же эта модель неидеальна.
Например, большую часть цветов этого пространства невозможно увидеть в реальности. Области, увеличенные в 10 раз для наглядности, внутри которых цвета для большинства людей неотличимы друг от друга — весьма неравномерны.
Зато эта диаграмма очень удобна для описания цветовых охватов реальных устройств. Прямая линия между двумя цветами на диаграмме показывает те цвета, которые можно получить при их смешении в разной пропорции. Достаточно знать длину волны и ширину пиков основных цветов чтобы без сложных расчетов найти координаты точки прямо на диаграмме.
Существуют альтернативные пространства, отображающие полный цветовой охват, со своими особенностями. Например, CIE Lab в котором из-за нелинейных преобразований сравнивать мониторы неудобно. Но удобно сравнивать печатающие устройства, из-за того, что цвета рассматривается относительно точки белого, которая для напечатанного изображения меняется в зависимости от освещения.
О наиболее распространенных цветовых пространствах и будет рассказано в данном материале.
Стандарты аналогового телевидения. NTSC, SAMPT-C, PAL/SECAM, REC.601
NTSC стандартом на цвет обзавелся в 1953 году. В те далекие времена телевизоры обеспечивали очень широкий цветовой охват, но используемый люминофор оставлял длинные шлейфы и не давал достаточно яркой картинки, что привело к постепенному отказу производителей от этого стандарта.
В итоге появился стандарт SAMPT-C, учитывающий реальный цвет в телевизорах, который продолжили использовать в вещании NTSC.
Этой неразберихой (использование одного названия как для стандарта цветового пространства, так и системы вещания) пользуются хитрые производители, беря для расчётов процента охвата относительно NTSC (NTSC 1953) другой стандарт цветового охвата SAMPT-C (NTSC 1976) устройство на бумаге выглядело «круче» чем на самом деле. В современности стандарт цветового охвата NTSC (1953 года) нигде кроме маркетинга не используется
Чуть позже разработали другие стандарты телевиденья PAL/SECAM, которые описываются единым стандартом REC.601. В современном цифровом мире единственное подходящее его применение — оцифровка кассет, с последующей конвертацией в другое, более подходящее, пространство.
Но есть еще кое-что. Декодеры h.264 в зависимости от размера изображения по-разному преобразуют закодированную информацию о цвете в итоговые значения RGB. В зависимости от размеров изображения иногда неверно используется стандарт REC.601 вместо REC.709. Это проводит к искажению цветов либо в красноватую, либо в желтоватую область.
sRGB, REC.709
sRGB и REC.709 появились примерно так же, как SAMPT-C — чтобы навести порядок в том хаосе, который устроили производители мониторов. И то, что он так свободно перешел на ЖК-панели, можно считать чудом — принцип получения итоговой картинки разный (разные люминофоры, фильтры и так далее). Интересная особенность стандарта — он не имеет постоянной оптоэлектронной световой характеристики(гаммы).
Изначально обратную гамму использовали для компенсации неравномерности светимости люминофора от уровня сигнала управляющего током луча кинескопа, (производителям так было проще) чтобы итоговое изображение выглядело максимально близко к оригиналу. Но современным мониторам это не так уж и необходимо — они могут работать с любой гамма-функцией.
Сейчас гамма нужна для оптимального распределения информации о цвете на числовой последовательности бит. К примеру, в стандарте вещания HDTV (REC.709) числа 0-15,236-255 нужны для синхронизации кадров хотя реально для этой цели используются только 0 и 255. Чтобы учесть потерю этой части диапазона была подобрана соответствующая гамма функция. А что будет с изображением при подаче REC.709 сигнала на sRGB-монитор видно при неправильной настройке HDMI в драйвере видеокарты.
Так вот, несмотря на то, что везде для sRGB указывается гамма 2,2, на самом деле гамма меняется от 1 до 2,4.
Синий — локальное значение гаммы sRGB, пунктир — гамма 2,2, красный — гамма sRGB.
Сделано это как раз для оптимального распределения цвета по битам с учетом отражения освещения в комнате на экране монитора.
А еще все привыкли к тому, что точка белого указывается в кельвинах (к примеру, 6500К), но и это «неправда». По стандарту белый цвет используемый в sRGB соответствует дневному белому при полуденном солнце, выглядит немного зеленее привычного 6500К и называется D65.
Пока что sRGB — это стандарт цвета для интернета. Именно в этом пространстве стоит работать создателям изображений, дизайнерам, фотографам, ориентирующимся на цифровые публикации. А вот создателям видеоконтента стоит использовать другой стандарт — REC.709, у которого, несмотря на тот же самый цветовой охват, есть отличия в уровне точек черного и белого.
Еще одна особенность sRGB — отношение производителей мониторов к этому стандарту. Даже заявляя заводскую калибровку в sRGB, по факту от стандарта может отличаться все, кроме основных цветов, что осложняет работу. Обращайте внимание на обзоры.
AdobeRGB
Adobe RGB считается стандартом в печати, из-за того, что координаты основных цветов для подобраны таким образом, чтобы точно перекрывать swopCMYK — стандарт цветового охвата для печати 4 красками. В области голубого цвета у sRGB очень большие проблемы. Даже дешевенький домашний струйный принтер дает более насыщенный голубой цвет, чем дорогущий дизайнерский монитор, поддерживающий только sRGB.
Точка белого в Adobe RGB не D65, а D50 как соответствующая белому цвету на высококачественной бумаге. Который может доставить кучу неприятностей даже в любительской печати из-за принципа своей работы. Это вещество, преобразующее ультрафиолетовую часть спектра в синий цвет, что делает желтоватую низкосортную бумагу на вид яркой и белой, а отпечатки на такой бумаге сильно меняют цвета в зависимости от источника света.
Картинка, предназначенная для sRGB с отключенным управлением цветом, на таком мониторе, будет заметно отличаться от оригинального цвета, из-за того, что зеленая компонента не только дальше от точки белого, но еще и немного сдвинута в сторону от линии «точка белого/точка зеленого».
Такое пространство не подходит для потребления контента, цвета получаются нетолько более насыщенными, но и меняют оттенки, что больше всего заметно на лицах, к цвету которых глаз более чувствителен. По той же причине создателям контента, не занимающимся печатью, такое пространство доставит больше проблем чем пользы — практически никто не увидит изображение в изначальном виде.
Чтобы использовать такой монитор как следует, к нему потребуется колориметр-спектрофотометр для точной калибровки как самого монитора, так и принтера, источники света D50 и D65 для контроля отпечатков, помещение без окон, окрашенное серой краской. И всё это для того, чтобы исключить влияние внешнего освещения на восприятие цвета. В противном случае это будет просто монитор с насыщенными зелеными и голубыми цветами.
Но все эти ухищрения недостаточны, когда дело доходит до многоцветных принтеров. Даже обычный потребительский 6-цветный принтер может выйти за пределы возможностей начальных профессиональных мониторов, поэтому превышение охвата монитора над стандартным очень даже желательно.
DCI-P3, Display-P3, P3-D65
Изначально DCI-P3 был стандартом для кинотеатров.
У оригинального стандарта яркость точки белого всего 45 нит (кд/м²) и заметен зеленоватый оттенок, а используемая гамма 2,6. Большинство мониторов даже если выкрутить яркость на минимум, всё равно будут заметно ярче чем полагается экрану в кинотеатре.
Поэтому у стандарта появились адаптации для потребительской техники — Display-P3, P3-D65, отличающиеся точкой белого, и гаммой, которую приняли за 2,2. Общего у них с изначальным стандартом — только основные цвета.
Этот стандарт планируется в качестве замены sRGB. Своим приходом в массы в скором будущем он будет обязан квантовым точкам — дешёвому люминофору позволяющим получить практически любой цвет без применения редкоземельных металлов.
Мониторов, обеспечивающих достаточный уровень покрытия будущего стандарта, становится все больше, но сейчас это вызывает некоторые сложности. Хотя браузеры и научились преобразованию цвета, для этого им требуется знать охват монитора. А Windows 10 знать не знает об этом стандарте. И если вы стали счастливым обладателем монитора с цветовым охватом отличным от sRGB, то при отсутствии настроек это может привести к искажению цветов.
В отличии от Adobe RGB у семейства P3 охват расширен не только в области зеленых, но и красных оттенков. Это приводит к чрезмерно насыщенным, «кислотным» цветам. Чтобы избежать этого достаточно скачать соответствующий профиль и назначить его по умолчанию для монитора.
К сожалению, производители и обзорщики не часто балуют профилями мониторов, а калибровка стоит денег, которые не хочется тратить. В таком случае поможет стандартный профиль, делающий просмотр интернета более приятным.
REC.2020 REC.2100
Новейший формат для цифрового телевидения — REC.2020 REC.2100. Из-за того, что используются монохромные цвета, даже квантовые точки не смогут обеспечить такого охвата, а значит бюджетных устройств с 100% покрытием в обозримом будущем не предвидится. Скорее всего это цветовое пространство ожидает судьба контейнера —цветового пространства, не соответствующего ни одному реальному устройству, но используемое для хранения информации о цвете, чтобы уже само устройство выполнило преобразования цвета в соответствии со своим возможностями. Это уже происходит на YouTube. Где для правильного отображения цвета видео в формате HDR, перед загрузкой рекомендуется конвертация именно в пространство REC.2020.
Заключение
Заводская калибровка вовсе не гарантирует, что монитор будет пригоден для работы.
Но это все настолько заморочено, что даже разработчики ПО и оборудования допускают ошибки.
Каждый второй заказчик спрашивает нас, почему на всех его мониторах один цвет на одном и том же макете выглядит по-разному? Это особенно актуально для полиграфических макетов и готовой упаковки. Мы рассказываем клиентам о цветовой модели монитора, напечатанной полиграфии, цветопередаче и они всё равно продолжают беспокоиться из-за результата. Хотим детально разъяснить это, а также почему цвет нельзя оценивать на мониторе. Но для начала – немного теории.
Почему один цвет на разных экранах отличается
Начнем с понятия «цветопередачи» – способности передавать цветовой оттенок без какого-либо искажения, так, как глаз воспринимает его в реальности. Если цветопередача вашего монитора далека от идеала, то распечатанное изображение будет выглядеть иначе, не как задумал дизайнер.
Цветопередачу определяет цветовой охват (ЦО), показывающий, насколько экран демонстрирует яркие и сочные оттенки. ЦО не зависит от матрицы, как многие считают, на передаче цвета сказывается подсветка, электроника, преобразующая сигнал с видеокарты на покадровую развертку. Настройки экранов оказывают решающее влияние на воспринимаемый глазом цвет, как технологии, по которым созданы экраны. Можно было бы выполнить их калибровку, но это непростое мероприятие. Этим обычно занимаются типографии.
Важное о цветовых моделях, особенностях CMYK и RGB
Когда информацией о цветах оперирует техоборудование (мониторы, принтеры), описание цветовых оттенков в полиграфии возлагается на специальные модели. Более популярными считаются аппаратно-зависимые. Они выполняют описание цвета в отношении к цветовоспроизводящим устройствам, коими выступают цветовые модели RGB, CMYK. Приведем сравнительную таблицу с их характеристиками.
1. Применение:
RGB - Для демонстрации изображения только на экране (монитора или ТВ).
CMYK - Цветовая модель используется в полиграфии для выполнения качественной полноцветной печати.
2. Основные цвета
RGB - Красный (Bed), зеленый (Green), синий (Blue).
CMYK - Голубой (Cyan), пурпурный (Magenta), желтый (Yellow)
Отраженные цвета («вычитательные», которые остаются после вычитания основных – красного, синего и зеленого).
Черный цвет К (blacK)** - «вспомогательный».
3. Описание/формирование цвета
Цветовой оттенок на экране описывается 3-мя числами, которые указывают на яркость красной, зеленой, а также синей составляющей. Используются в диапазоне 0 - 255. Графические программы создают комбинацию нужного цвета, используя разные оттенки из 3-х основных цветов (по 256 на каждый).
Каждое числовое значение, определяющее цвет красящего состава, указывает на процент добавления конкретного цвета.
Так, CMYK 30/45/80/5 обозначает, что тёмно-оранжевый цвет получается, если смешать 30% голуб., 45% пурпурн., 80% жёлт., 5% чёрн.
4. Эффект смешивания
При смешивании 2-х основных цветов получаем более светлый оттенок:
Красный и синий в сочетании с зеленым дают белый. А отсутствие всех 3-х цветов –только черный.
При смешении 2-х цветов готовый цвет становится темнее:
Голубой и пурпурный с желтым создают черный. Если нет всех 3-х цветов, то получается белый
5. Цветовой диапазон
RGB - Описывает более 16 000 000 цветов.
CMYK - CMYK охватывает несколько меньший диапазон.
6. Вид на экране
RGB. Один цвет может заметно отличаться, если его наблюдать на разных экранах.
CMYK. Один цвет воспринимается здесь иначе, чем на изображении RGB***.
7. Печать
RGB. Печать изображения с яркими, насыщенным цветами частично приводит к их потере.
Печать приводит к поглощению основных цветов в RGB. Одно изображение печатается по-разному*.
При смешивании 3-х красок при условии их максимальной насыщенности, мы получаем грязноватый темно-коричневый. Краски в полиграфии далеки от совершенства и не отражают весь диапазон**.&
* Точность цвета в печати определяется типом краски, а также бумаги, типографской машины, зависит от самой технологии печати. Все файлы конвертируются в CMYK. Если нужно получитьредкие цвета, но их не воспроизвести посредством модели CMYK (золотистый, серебряный), задействуются готовые краски Pantone. Их отличает многообразие оттенков.
** Для компенсации проблемы к 3-м основным цветам CMYK добавляют краску черного цвета, которая включена в аббревиатуру модели, как К (blacK).
*** Оттенок цвета на мониторе зависит от освещенности помещения, степени нагрева монитора, цветности ближайших к нему предметов.
К чему нужно быть готовыми?
Когда макет упаковки выполняется в CMYK, то мы присылаем заказчику превью макета в файле *.jpg в модели RGB, чтобы была возможность оценки изображения на ПК. Это – экранная версия. Если вы откроете такой макет в CMYK, то цвет будет иным. Другим он будет и тогда, когда вы сравните тот же цвет в файле .jpg с готовой печатной продукцией. Еще сильнее отличаются в цветовом плане макеты в модели Pantone. Полиграфический формат имеет отличия и от экранного, и от распечатки на принтере. О нем расскажем далее.
Что такое Pantone, почему его нельзя передать в CMYK и RGB
Стремясь получить точный повторяющийся цвет в нескольких тиражах, стоит выбирать цветовую модель Pantone (система идентификации, подбора любых цветов с конкретными номерами). Все цвета напечатаны в каталогах в виде вееров. Каждый оттенок – отдельная краска, полученная путем смешения базовых цветов в определенной пропорции. Это позволяет максимально точно воспроизвести необходимый цвет при печати (в т.ч. нестандартный), главное – знать его номер.
Отличительные характеристики модели Pantone:
- позволяет получить нестандартный цвет (металлизированный, насыщенный, нежный пастельный), чего нельзя сделать, используя модель CMYK,
- обеспечивает точное соответствие выбранного и печатного цвета, его повторение с каждым заказом,
- гарантирует легкость подбора оттенка при наличии каталога,
- наглядно показывает, как будет смотреться цвет на гладкой мелованной, шероховатой офсетной бумаге.
Иногда использование Pantone затруднительно, но вы можете получить точное представление о нужном вам цвете, заказав в типографии аналоговую или офсетную цветопробу.
Типы цветопроб и их стоимость
Цветопроба представляет собой распечатку фрагмента будущего тиража, отображающего реалистичные оттенки. Она позволяет сориентироваться, как нужно скорректировать цвета для последующей печати и не испортить весь заказ. Цветопроба выполняется в типографии на плотном листе бумаги, на который наносятся подобранные изображение и цветовая палитра.
В отличие от быстрой и недорогой цифровой цветопробы мы рекомендуем выполнять аналоговую. Она гарантирует широкий цветовой охват (ЦО – см. ранее), а также точное попадание в цвет пленочного оттиска. Дает возможность контроля качества изготовленной фотоформы, однако считается не очень доступной по цене услугой. При наличии готовых пленок стоимость оттиска формата А3 обходится где-то в 2000-3000 р.
Качественной цветопробой также считается получение растрового изображения на офсетном станке. Это – одноразовая полноценная печать с изготовлением печатной формы (оптимальна при крупных печатных тиражах). Стоимость оттиска формата А2 оценивается примерно от 5000 р.
Если вы очень беспокоитесь о том, какой получится цвет в итоге, мы рекомендуем делать цветопробы. Учитывая невысокие цены на них и возможные серьезные расходы на перепечатку всего тиража в случае получения не того оттенка, это будет оптимальным решением
Прискорбно, но неоспоримо: все мониторы изначально показывают цвет по-разному, даже два экземпляра одной модели с серийными номерами, отличающимися на единицу. И если нет возможности рвануть в магазин и сравнить нос к носу с десяток мониторов, то приходится ориентироваться на отзывы и характеристики. Вот только отзывы бывают противоречивыми (глаза у всех разные, предпочтения тоже), а характеристики могут ввести в ступор. Если с разрешением, яркостью или диагональю все понятно, то сколько бит нужно монитору? Что такое цветовой охват sRGB/NTSC и сколько процентов необходимо? Стоит ли переплачивать за монитор с сертификатом Pantone? У какой матрицы лучше цветопередача? Ломали голову над этими вопросами? Отлично, тогда ответы ждут вас в данном материале.
Зависимость цветопередачи от типа матрицы
Любые разговоры об умении монитора достоверно отображать цвета стоит начинать с типов матрицы.
Большинство TN-матриц не выдерживают никакой критики, когда речь заходит об отображении цветов. Их конек ― это быстрый отклик и дешевизна.
VA-экраны можно поставить на ступеньку выше, однако точность цветопередачи у них тоже не идеальная. Впрочем, в последнее время на рынке все чаще появляются VA-мониторы для дизайнеров с хорошими углами обзора, натуральной цветопередачей и ценниками чуть ниже IPS.
IPS в этом плане лучшие: они могут похвастаться не только точной цветопередачей, но и широким динамическим диапазоном вкупе с оптимальными показателями яркости и контрастности. Все это тоже важные параметры, влияющие на восприятие цвета. Именно поэтому дизайнеры предпочитают работать именно на IPS-мониторах.
PLS ― это «продвинутая» разновидность IPS, которую развивает Samsung. На самом деле убедительных доказательств преимущества PLS перед IPS не существует, а двух на 100% идентичных мониторов с такими матрицами для сравнения лоб в лоб мы, к сожалению, не встречали.
Глубина цвета и битность монитора
Для начала давайте немного разберемся с битами. Бит ― это разряд двоичного кода, который может принимать одно из двух значений, 1 или 0, да или нет. Если говорить о мониторах и пикселях, если бы это был пиксель, он был бы абсолютно черного или абсолютно белого цвета. Для описания сложного цвета это не самая полезная информация, поэтому мы можем объединить несколько бит. Каждый раз, когда мы добавляем биты, количество потенциальных комбинаций удваивается. Один бит имеет 2 возможных значения, собственно ноль и единицу. В двух бита мы можем уместить уже четыре возможных значения ― 00, 01, 10 или 11. В трех битах количество вариантов вырастает до восьми. И так далее. Итоговое количество вариантов равняется являться двойке, возведенной в степень количества бит.
Вот как черно-белый градиент будет выглядеть на разной битовой глубине
Мониторы нестандартных размеров, например ультраширокий Odyssey G9 с диагональю 49 дюймов, гарантируют потрясающее впечатление во время игр.
Современные экраны оснащены тонкими рамками, которые не мешают погружению в происходящее на дисплее и максимально задействуют полезное пространство. Чем меньше диагональ экрана — тем заметнее плюсы тонких рамок.
Соотношение сторон — 16:9, 21:9 или 32:9
Соотношение сторон — показатель, отражающий соотношение ширины и высоты дисплея. Самых популярных варианта — три:
- Мониторы 16:9 — универсальные и самые распространенные. Именно в таком формате верстают сайты, создают интерфейс компьютерных программ и снимают видеоконтент. Для большинства игр он тоже подходит.
- Мониторы 21:9, или ultrawide, — дают больше рабочего пространства. Их выбирают программисты, видеографы, дизайнеры и другие специалисты, которые работают в многоэкранном режиме.
- Мониторы 32:9 — игровые мониторы. За счет больших размеров и изогнутого экрана дают максимальный эффект погружения.
Разрешение монитора: от Full HD до 4K
Чем больше диагональ экрана, тем выше должно быть разрешение: иначе из-за низкой плотности пикселей пострадает детализация изображения. Вот на какие параметры можно ориентироваться:
- Монитор Full HD с разрешением экрана 1920 x 1080 точек должен иметь диагональ не выше 24 дюймов. При большем размере дисплея картинки будут выглядеть некачественно.
- Мониторы WQHD и QHD имеют разрешение 2560 х 1920 или 2560 x 1440 точек. Оно подходит для широкоформатных экранов и иногда обозначается как «2К».
- Мониторы UHD имеют еще большую плотность пикселей — 3840 x 2160 точек для экранов с соотношением сторон 16:9 или 3440 х 1440 для моделей ultrawide. Их еще называют «мониторы 4К», потому что количество пикселей на таких экранах в 4 раза больше, чем на дисплеях с разрешением Full HD. Изображение отличается хорошей детализацией: лучшие мониторы 4К позволяют разглядеть мельчайшие нюансы в играх, на фото и видео. Главное, чтобы в высоком разрешении был и сам контент.
Тип матрицы и подсветка экрана
Матрица — основа любого монитора. От ее типа зависит многое: качество изображения, цветопередача, яркость, контрастность, скорость отклика. Вот какой маркировкой обозначают самые распространенные типы матриц:
- TN — используют в бюджетных мониторах со средним качеством цветопередачи, небольшими углами обзора и низкой контрастностью. Единственный плюс TN-матриц — высокая скорость отклика, поэтому такие мониторы нравятся киберспортсменам.
- IPS — одна из самых популярных и универсальных разновидностей. Монитор с IPS-матрицей отличается превосходной цветопередачей и идеальным — до 180° — углом обзора. Подходит для работы с графикой, просмотра фильмов и любых других задач, кроме гейминга. Для игр IPS-мониторам не хватает скорости отклика.
- VA — объединяет в себе преимущества TN и IPS. У таких матриц достойные цветопередача и время отклика, а также превосходная контрастность. Чаще всего на базе VA создают именно игровые мониторы.
Подсветка есть у любого ЖК-монитора: от нее зависят яркость, контраст и цветовой диапазон изображения. Опция реализована с помощью белых светодиодов, которые расположены по краям экрана (боковая подсветка) или по всей его поверхности (матричная подсветка). Одной из самых совершенных систем подсветки обладают QLED-мониторы Samsung с технологией квантовых точек. В таких экранах свет диодов проходит через слой, создающий дополнительный световой поток. В результате у экрана увеличивается цветовой охват, а изображение приобретает максимальную реалистичность.
Яркость и контрастность
Яркость влияет на то, как воспринимается изображение при разном освещении. Чем светлее в помещении, тем выше должен быть показатель яркости экрана. Например, в квартире со стандартным освещением будет достаточно 100–150 кд/м², а вот в офисе с панорамными окнами для комфортной работы потребуется более яркий экран.
От контрастности зависит глубина черного цвета и детализация изображения. Самая низкая контрастность — у TN-матриц: 600:1. У IPS этот параметр выше — до 1500:1. А самые лучшие показатели — у мониторов VA: до 4000:1.
Время отклика и частота обновления
Эти два параметра особенно важны, если речь идет об игровом мониторе.
Время отклика измеряется в миллисекундах и показывает, за какой промежуток времени экранный пиксель способен сменить цвет. Это влияет на качество прорисовки изображений в динамичных сценах: если время отклика недостаточное, картинка размывается, а вокруг движущихся объектов появляется шлейф. «Золотой стандарт» времени отклика для игровых мониторов — 1 мс.
Частота обновления измеряется в герцах и обозначает количество кадров, которое монитор может отобразить за секунду. Чем больше значение — тем плавнее и естественнее движутся объекты в кадре. Мониторы с частотой 60 или 75 Гц подходят для работы и просмотра фильмов, а вот для динамичных игр их может не хватить — изображение будет смазываться, дергаться и отставать от сюжета. Поэтому геймеры предпочитают мониторы 144 Гц, а частота обновления на флагманских игровых моделях достигает 240 Гц.
Покрытие экрана: глянцевое или матовое
Глянцевое обеспечивает максимально яркое изображение, но может бликовать при интенсивном освещении. Матовое покрытие слегка приглушает сочность цветов, зато практически не отсвечивает. Оно подойдет тем, кто планирует разместить экран в ярко освещенном офисе или у окна на солнечной стороне здания.
Разъемы и интерфейсы: для видео, аудио и игр
Чем больше интерфейсов и разъемов у монитора — тем лучше. Чаще всего стандартный набор выглядит так:
- DVI — видеоразъем, который поддерживает разрешение до 2560 × 1600 точек.
- HDMI — один из самых распространенных интерфейсов для одновременной передачи аудио и видео. Поддерживает разрешение до 4К.
- DisplayPort — во многом похож на HDMI. Мониторы с DisplayPort поддерживают более высокую по сравнению с HDMI частоту обновления экрана, поэтому игровые мониторы лучше подключать именно через этот разъем.
- USB — для подключения внешних устройств — например, колонок. Также от монитора с USB-входом можно подзарядить смартфон.
- Стандартный аудиоразъем 3,5 мм — для подключения проводных наушников и акустических систем.
Зачем нужен изогнутый экран
Изогнутые мониторы Samsung позволяют получить максимальный эффект погружения в играх и при просмотре фильмов. Степень кривизны экрана варьируется от 1000R у сильно закругленных моделей до 3800R, когда изгиб практически незаметен. Универсальный показатель кривизны — 1500–1900R. Однако закругленные мониторы не подходят для некоторых задач, где важна точность передачи геометрии изображения, — например, в архитектурном проектировании, трехмерном моделировании и дизайне интерьеров.
Дополнительные возможности
Поддержка HDR
Расширяет цветовой охват экрана и увеличивает контрастность — в итоге картинка получается более живой и реалистичной. Особенно хорошо это заметно в самых темных и самых светлых частях изображения: там есть детали, которые не видны на мониторах без HDR. Например, в играх можно заметить врагов, спрятавшихся в тени.
Регулировка высоты и наклона
Монитор с регулировкой по высоте, наклону и другим параметрам позволяет легко подобрать комфортное положение. Если сделать это правильно, после рабочего дня за компьютером мышцы шеи и спины не будут болеть от перенапряжения.
Поворот на 90 градусов
Удобно для работы с документами книжной ориентации.
Встроенные динамики
Мониторы с колонками позволяют сэкономить на покупке дополнительного аудиооборудования и освободить место на столе. Ожидать глубокого звука не стоит, но во многих случаях встроенных динамиков достаточно.
AMD Freesync
Опция для синхронизации частоты обновления экрана c частотой графического процессора. Мониторы AMD Freesync воспроизводят динамичные сцены плавно, без задержек и разрывов. Чтобы технология заработала, нужна также видеокарта AMD.
Смарт-мониторы
Экраны с собственной операционной системой — совсем как на Smart TV. Такие дисплеи работают даже без подключения к компьютеру — благодаря предустановленным приложениям, в том числе Microsoft Office 365, Netflix, YouTube и HBO. А еще на экран можно вывести контент со смартфона.
Как выбрать монитор: примеры
Для работы с документами и интернет-серфинга подойдет стандартный монитор от 22 дюймов. А работать в текстовых файлах и таблицах без компьютера позволит смарт-дисплей.
К монитору для игр требований больше:
1. Диагональ от 24 дюймов
2. VA-матрица
3. Время отклика — 1 мс, частота обновления — от 144 Гц (если собираетесь играть в динамичные игры)
4. Изогнутый или прямой экран
5. Разъем DisplayPort
6. Поддержка технологии AMD Freesync
«Графический» монитор для фотографа, видеомонтажера, дизайнера или проектировщика выбирают, исходя из этих требований:
1. Диагональ от 27 дюймов
2. Широкий формат ultrawide
3. Разрешение 2К или 4К
4. Матрица IPS с подсветкой OLED
5. Поддержка HDR
6. Регулировка по высоте и наклону
Читайте также: