Как выступать с миди клавиатурой
Вступление : благодарю все источники честно и благоверно из которых я взял данный материал. Надеюсь он будет интересным тем, кто столкнулся или собирается столкнуться с выбором MIDI - клавиатур.
И так MIDI – (Musical Instrument Digital Interface) – цифровой интерфейс музыкальных инструментов — стандарт на аппаратуру и программное обеспечение, позволяющее воспроизводить (и записывать) музыку путем выполнения записи специальных команд, а также формат файлов, содержащих такие команды. Воспроизводящее устройство или программа, называется синтезатором (секвенсором) MIDI и фактически является автоматическим музыкальным инструментом. Гласит Википедия .
MIDI формат очень сильно распространен на сегодняшний день с него управляются программы, эффекторы, микшерные пульты, освещение, дым машины и др.
MIDI-контроллеры – это устройства, управляющие аппаратными и программными синтезаторами, а так же программными секвенсорами с помощью потока MIDI – команд.
MIDI – клавиатура – это разновидность MIDI- контроллеров, имеющих клавиши сходные с клавишами фортепиано. По сути они не являются музыкальными инструментами, но благодаря привычному клавишному интерфейсу , использются музыкантами и композиторами для исполнения и создания музыки. А дополнительные регуляторы, кнопки, ручки, слайдеры и модуляторы, расширяют возможности клавиатуры.
Что такое MIDI клавиатура.
Перед выбором клавиатуры, следует выделить критерии ее оценки и на что следует обращать внимание в первую очередь. Хотелось бы отметить, что выбор MIDI клавиатуры – дело лично каждого в отдельности. Клавиатура становиться своего рода «Интерфейсом пользователя» с помощью которого можно менять настройки программного синтезатора, управлять тонами, полутонами, модуляцией, настройками в секвенсоре и др.
Так что прежде чем выбирать, решите для чего вам нужна миди клавиатура; будете ли вы пользоваться тригерами (для работы с виртуальными ударными инструментами) и контроллерами которые стали не редкостью в миди клавиатурах.
Параметры которые стоит отметить и учесть при выборе MIDI - клавиатуры:
Чувствительность к скорости/силе нажатия . Клавиатуры, способные передавать динамику нажатия, обычно называют активными, данных видов активной клавиатуры может быть несколько: чувствительность к скорости нажатия (Velocity sensivity) и к силе давления на клавишу (aftertouch «послекасания» . Первая соответствует обычной фортепианной динамике клавиатуры (сильнее - громче).
Теперь разберем поподробнее что же такое aftertouch «послекасания» так часто встречающееся на миди клавиатурах функция.
Параметр, который снимается MIDI-клавиатурой с момента нажатия клавиши до момента, как она будет отпущена. Практически это выглядит так: после того как музыкант нажал на клавишу, он, не отпуская ее, слегка покачивает (как скрипач покачивает пальцем прижатую струну на грифе) или Как звук электрогитары в котором при дожатии клавиши заводится дисторшн, то есть смысл данного эффекта что при нажатии на клавишу не отпуская ее вы посылаете специальную миди команду в зависимости от того насколько сильно вы надавили на нее.
Channel Aftertouch (Channel Pressure) - покачивание пальцем на одной клавише дает одновременный одинаковый эффект и для всех других нажатых нот по этому MIDI-каналу
Polyphonic Aftertouch (Polyphonic Key Pressure или Poly Pressure) - эффект работает только у той ноты, которая раскачивается. На другие звучащие ноты по данному MIDI-каналу это влияние не оказывает.
Тип механики . Пожалуй это один из важнейших критериев. От типа механики клавиш зависит в основном цена изделия. Принято различать три типа механики: синтезаторную (synth action), фортепианную (piano action) и молоточковую (Hammer action). Кроме того, внутри
каждого типа выделяют несколько степеней нагрузки клавиш: невзвешенные клавиши (non-weighted), полувзвешенные (semi-weighted), и взвешенные (weighted).
Клавиатуры с синтезаторной механикой самые простые и дешевые. Клавишие полые, более короткие, чем у фортепиано, имеют пружинную механику и, в зависимости от жесткости пружины, могут быть "легкими" или "тяжелыми", то есть взвешенными или невзвешенными. Клавиатуры второго типа с полноразмерными (и в ширину, и в длину) клавишами имитируют фортепиано, однако нагрузка клавиш по прежнему "пружинная", поэтому такие клавиатуры больше похожи на фортепиано по виду чем на ощупь. Клавиатуры с молоточковым типом механики используют не только пружины, но еще и молоточки, и на ощупь практически неотличимы от настоящего рояля. Большая часть работы при сборке данного типа клавиатур производится в ручную.
Наличие органов управления в режиме реального времени . Многие клавиатуры оснащены специальными органами управления представляющие собой два "колеса", в левой части клавиатуры. Первый это Pitch Bend, регулирует высоту тона ( чаще всего в пределах одного двух полутонов); колесо Pitch Bend самостоятельно возвращается в исходное положение, востанавлия первоночальное звучание.
Второе это Modulation Wheel (колесо модуляции) - предназначено для эффекта модуляции - переодических изменений высоты тона, которые дают возможность имитировать легкую расстройку фортепиано или дрожание гитарной струны.
Фирма Novation, применила другую тактику в своем продукте, вместо двух колес использовать специальный джойстик: который выполняет двойную функцию того же Pitch Bend и Modulation Wheel. Иногда к джойстикам и колесам могут добавляться слайдеры, которые так же можно настраивать на передачу различных MIDI команд. Конечно можно обойтись и вообще без колес и джойстиков так как все данные параметры можно создать в компьютерных секвенсорах, но пользоваться этим во время игры гораздо удобнее. В целом наличие колес и джойстиков движков можно считать только лишь приемуществом.
Возможность подключения педалей . Сейчас все чаще данная возможность встречается в MIDI - клавиатурах. Первая педаль это сустейн - педаль, она как и правая педаль фортепиано держит звук до момента ее отпускания. Вторая педаль это педаль громкости с помощью которой можно выделить участок или один звук, позволяет управлять громкостью в реальном времени.
Дополнительные возможности MIDI - клавиатур .
Выделим часть из них:
1. Переключение номера звука/банка (bank select)
2. Транспортирование сдиг клавиатуры. Эта функция важна для моделей с небольшим числом октав (2 - 4 октавы). Как правило она обеспечивает сдвиг на несколько октав вверх или вниз.Транспортировать можно так же и с компьютера в самом секвенсоре но имея данную функцию на самой клавиатуре это делать будет немного проще.
3. Разбиение клавиатур на зоны. Многие миди контроллеры позволят разбить клавиатуру на части (зоны). Каждой из зон назначается свой миди канал и тогда можно задействовать сразу несколько звуков.
4. Наличие индикации то есть жидкокристаллического экрана. Может показывать в числовом виде значение параметров.
Комплектация . В комплект поставки MIDI - клавиатуры обычно входит только адаптер питания. Однако с некоторыми моделями могут поставляться, сустейн педали и програмное обеспечение.
Функционально 25, 37 клавишные клавиатуры больше подойдут для мобильного использования. 49-клавишные - для небольших студий. 61 клавишные используются для комфорта игры и создания музыки. 88 - клавишные MIDI клавиатуры подходят для музицирования.
В заключении: Хочу сказать Спасибо Вам всем, кто прочитал данную статью. Творческих успехов!
Есть два вида музыкантов. Одни фанатеют от звука определенного инструмента — гитары, скрипки, барабанов. Другие, напротив, любят играть разными звуками и создавать новые. Базовым инструментом для музыкантов из второй группы является MIDI-клавиатура, и даже гитаристы с барабанщиками часто используют различные миди-контроллеры для создания аранжировок. Любому начинающему музыканту такой девайс поможет развить музыкальные способности, а почему — разберемся далее.
Миди-контроллеры обретают самые разнообразные воплощения — от привычных черно-белых клавиатур до устройств из квадратных прорезиненных кнопок-пэдов. Бывают и контроллеры в виде грифа гитары, и даже сенсорные клавиатуры, на которых можно делать питч и вибрато. Однако всех их объединяет их главная функция — контроль музыкальных приборов или софт на компьютере, смартфоне или планшете. Это может быть:
- Синтезатор, как в формате плагина, так и реальный железный прибор. Многие синтезаторы не имеют клавиш и управляются внешними контроллерами.
- Семплер с загруженными звуками пианино, скрипки, барабанов и т.п.
- Элементы интерфейса DAW или VST-плагина — включить запись или воспроизведение, заглушить определенный трек, прибавить громкость или перейти к нужному куску песни.
Стандарт MIDI был разработан еще в 80-х, и поэтому имеет олдскульный пятиштырьковый разъем, похожий на аудиоджек у советской аудиотехники. По миди-протоколу передается не только нота, но и данные о силе ее нажатия (велосити), питч, модуляция, вибрато и другие параметры. Грубо говоря, миди-клавиатура создает точное цифровое описание нажатой ноты и передает ее на ПК или музыкальный прибор. А дальше синтезатор или сэмплер накладывает на эту ноту звук. Сама по себе клавиатура звуков не содержит — это не синтезатор, а контроллер (хотя бывают и исключения, например, Akai mpk mini play все-таки имеет встроенные звуки).
Современные клавиатуры умеют подключаться к ПК по USB, так что для них не нужна аудиокарта с MIDI-разъемами. На самом деле, большинство бюджетных клавиатур даже не имеют MIDI-выхода. Зато почти все они имеют вход для педали экспрессии, которая позволит регулировать заданные параметры (сустейн, питч и т.п.) ногой.
В общем и целом, миди-клавиатура нужна начинающему музыканту, потому что она:
Поможет учиться сочинять и записывать музыку
Одна из главных фишек миди-клавиатур — возможность записывать занятия, репетиции и черновые наработки на ПК, планшет или даже смартфон. Это не только многократно увеличивает эффективность любых занятий музыкой, но и открывает двери к созданию собственного материала. Сочинение музыки захватывает намного больше, чем игра упражнений и гамм, и часто является гарантией того, что благие начинания не будут заброшены через пару месяцев.
Не все миди-клавиатуры подходят для постановки рук и игры классических произведений, они сильно отличаются друг от друга механикой клавиш. Бывают недорогие клавиатуры с невзвешенными клавишами синтезаторного типа, ощущения от которых лишь отдаленно напоминают игру на реальном пианино. Клавиши нажимаются очень легко, что облегчает игру быстрых пассажей, но также и лишает многих средств выразительности, необходимых для игры классики. Поэтому часто такие инструменты обычно имеют лишь 2–3 октавы. Зато они компактные и легкие, с ними удобно работать, разложив на столе несколько клавиатур для разных инструментов, и еще одну можно положить на колени. Профессиональные музыканты часто используют недорогие миди-клавиатуры для создания демо-треков и аранжировок.
Бывают и клавиатуры с полувзвешенными или взвешенными клавишами, которые с закрытыми глазами можно спутать с пианино — настолько похожи ощущения от игры. Обычно это большие многооктавные инструменты. Они весьма массивны из-за конструкции клавиатуры, поэтому перемещать по комнате и класть ее куда захочешь не получится. Тем не менее, они все еще компактнее традиционных и даже электронных пианино — по сравнению с последними у миди-клавиатур не меньше возможностей при более скромной цене. На них удобно учиться, ставить руки и играть классику.
Подарит доступ к миллиарду звуков и инструментов
Пожалуй, главное преимущество миди-клавиатуры над традиционным пианино и даже менее традиционным синтезатором — возможность играть любыми звуками. Их клавиши могут по мановению клика мышки превратиться в скрипку, флейту, гитару, валторну, барабаны или в любой из тысяч VST-синтезаторов. В Интернете можно найти десятки бесплатных библиотек семплов и синтезаторов, к примеру, вот достойный внимания список. Все это позволяет изучить устройство и звучание оркестровых и народных инструментов, к которым начинающий музыкант вряд ли получил бы доступ, и даже применить их для своих треков.
Миди-клавиатура открывает возможность работы со звуком. Это важная часть творчества современного музыканта: у каждой известной группы или соло-исполнителя есть собственный стиль и звук, за которыми стоят сотни часов экспериментов и поисков. Уникальный саунд является важной частью самовыражения артиста, ведь если трек узнается с первых нот благодаря своему звучанию, то слушатель его запомнит.
Больше возможностей, функций
Миди-контроллеры бывают не только в форме черно-белых клавиш. Иногда это пэды — большие квадратные кнопки, чувствительные к силе нажатия, на таких удобно программировать биты и барабанные партии, работать с не тональными сэмплами.
Нередко контроллеры заточены под конкретные VST-инструменты. К примеру, Native Instruments Maschine даже поставляется с подходящим к нему софтом, включая полные версии синтезаторов Massive, Monark, и Reaktor Prism, а также набором сэмплов Komplete Start. Контроллер помогает быстрее и эффективнее управлять софтом, дает мгновенный доступ к нужным функциям и позволяет более продуктивно работать с музыкой.
Бывают и контроллеры для более эффективной работы в DAW, к примеру, такие. Они часто используются звукорежиссерами на стадии сведения, к примеру, чтобы быстро переходить к нужным частям песни, управлять фейдерами руками, а не мышкой, и прописывать автоматизацию в реальном времени, а не рисовать ее в неудобном интерфейсе.
Позволит выступать
Для выступающих музыкантов связка «миди-клавиатура плюс ноутбук\планшет» заменила собой громоздкие синтезаторы. Миди-контроллеры легкие, компактные, предоставляют большие возможности, их можно подключить несколько штук и разложить на одном столе, с их помощью можно управлять плейбеком, запускать сэмплы и целые партии.
Конечно, ряды огромных синтезаторов все еще пользуются популярностью у музыкантов специфических жанров, где нужно показать виртуозность владения инструментом. Однако для современной рок-музыки и электроники виртуозность исполнения имеет все меньше значения, и больше внимания уделяется уникальности звучания и комфорту выступления, где миди-клавиатуры вновь выигрывают у синтезаторов.
Поможет разобраться в создании современной музыки
Создание современной музыки далеко ушло от заполнения нотного стана при свечах. Современный музыкант — это во многом инженер, который использует множество программ и аппаратных устройств для получения нужного звука. Большинство музыкальных жанров ушло от реальных инструментов в пользу электронных и виртуальных.
Домашние студии электронных музыкантов подчас напоминают пульт управления космолетом — столько туда напичкано всякой техники. Каждый прибор и программу нужно освоить и изучить, и многие начинают этот путь именно с миди-клавиатур. Они помогут составить базовое представление о работе DAW, сэмплеров и синтезаторов, позволят разобраться с азами создания современной музыки и базовыми понятиями.
Заключение
Конечно, MIDI-клавиатура не обязательна для записи партий — во многих DAW есть функция, которая позволяет набивать партии с помощью обычной печатной клавиатуры. Однако ощущения от игры на печатных клавишах не сравняться с отдачей от игры на реальном музыкальном инструменте, даже если у него самая примитивная синтезаторная механика. Да и просто заниматься, джемить и экспериментировать с миди-клавиатурой намного приятнее и интереснее, не говоря уже о ее дополнительных возможностях. Во многом поэтому миди-контроллеры сегодня стали неотъемлемым атрибутом любого музыканта и домашнего продюсера.
Хотим на концерте играть с миди-клавиатурой.
На репетициях используем фл. Есть небольшая задержка, доля секунды. Буферизацию крутили. Пришли к выводу, что звуковая карта не очень.
Внимание вопрос:
Может есть программы для концерта по-удобнее. А то фл жрёт сильно лаптоп. А возить комп на каждый концерт - проблематично.
SD » 02 апр 2006, 23:47
Lamer » 02 апр 2006, 23:58
. или хотя бы ASIO4All себе поставить.
А-ТАР » 03 апр 2006, 07:44
Насчёт софта,на концерте можешь попробобовать Logic audio platinum5,правда звук,возможно будет медийного звучания,но зато не должно быть задержек в звучанииdj_fizdui » 03 апр 2006, 08:59
гы гы
ав прогу . учти что с новой прогой ещё разбираться придётся ,, так что уж лучше на том что знаешь .
а если у тебя 2 дня до концерта то лодж тебя не спасёт ,, уж тогда лучше Аблетон лайв попробуй ,, и простая и под лайв заточена
а карточку полюбасу нада . лучше выносную
Клявас® » 03 апр 2006, 15:30
До концерта больше месяцаЗвук на миди-клавиатуру хотим пустить, допустим. плагина "Эдирол Оркестр". Неужели только с фл это можно сделать?!
Миди-клава подключена к 15-гнёздному разъёму в звуковой карте.
На концерте некоторые партии всё равно будут идти минусом. Барабаны и некоторые дорожки из фл пустим вав-файлом через винамп.
Живая гитара. И вокал. Но проблема в другом. Неужели надо запускать фл для того, чтобы только на миди-клавиатуру пустить этот плагин!?
Просто боимся, что глюканёт комп, какие-нибудь щелчки, а это не из приятных ощущений на концерте. Кто выступал - знает.
dj_fizdui » 03 апр 2006, 16:49
что я знаю енто то что партии пускать с винампа енто отстой . ты уверен что нажмёшь плэй с нужным опережением ..
Lamer » 03 апр 2006, 17:42
dj_fizdui » 03 апр 2006, 20:10
Till Ulenspiegel » 04 апр 2006, 06:55
стоит напрячься и приобрести M-Audio Ozonic.. Это и трехоктавная мидиклава с кучей контроллеров, и Fire-Wire аудиокарта.. как раз то, что надо для живого выступления..Ik ben u lieden Spiegel
xuMuk » 04 апр 2006, 09:34
У друзей озоник этот используется вот уже около года.В данный момент представляет из себя жалкое зрелище.
dj_fizdui » 04 апр 2006, 21:45
а что им делают.и что с ним стало . я вот дык ентот выбор тожа поддерживаю при наличии финансов.
правда тут не про клаву спрашивали а про прогу . но всё же
Клявас® » 04 апр 2006, 22:20
что я знаю енто то что партии пускать с винампа енто отстой . ты уверен что нажмёшь плэй с нужным опережением ..
Может ты меня не правильно понял.
Но в винампе будет игрить сам минус (барабаны и некоторые дорожки), отрендерённые в .вав файл. Будет живая гитара, голос и миди-клавиатура, которую хотим подключить к плагину Эдирол. Для этого есть только один способ?!
Т.е. включить фл, эдирол на дорожку и туда же миди-клаву, да?!
Получается на концерте будет запущен: винамп и фл?!
dj_fizdui » 04 апр 2006, 23:58
xuMuk » 05 апр 2006, 09:34
dj_fizdui , играют на нём. А ты бы для чего его на концертах использлвал?dj_fizdui » 05 апр 2006, 10:16
в плане как на нём играют если он после года юзания представляет жалкое зрелищеxuMuk » 06 апр 2006, 20:55
dj_fizdui , руками аккуратно, если ты об этом. =)
В любом случае концертная обстановка - агрессивная среда для дешёвой бытовой клавиатуры. Причём дешёвой относить не к стоимости, а исполнению устройства.
Можно считать это снобизмом, но по моему мнению всё, что продаётся в компьютерных магазинах плохо переносит лайвы.
Кто-нибудь играет с midi-клавиатурой вживую? В смысле, Вы привозите клаву и ноут, ставите на сцене и играете. Есть такие? Какую программу используете?
Я играю. По началу использовал V-Stack. Глючила она, подводила. Сейчас использую Аблитон + m-audio axiom 25 для наруливания вст синтов, пэдов, арпеджиаторов и семплов. +++ Korg X 50 как основной инструмент.
А про Podium что-нибудь слышали?
Надо попробовать скачать Аблитон.
то-нибудь играет с midi-клавиатурой вживую? В смысле, Вы привозите клаву и ноут, ставите на сцене и играете. Есть такие? Какую программу используете?
Смотря какую музыку играть. Я обслуживал кокрпоративы. Использовал Band in a Box. Дома под нее репетирую, подбираю репертуар, импровизирую для души! Можно подбирать темы на слух, разучивать новые в любой тональности и любом темпе. Записывать миди и аудио. Официальная 100% русификация, контекстная справка и мануал на 650 страниц (PDF). Есть функция ДИРИЖЕР - для живых выступлений само то!
jazzman174, наверное, нужно поподробнее объяснить. У нас команда, где все на местах: барабаны, басист, гитара и обычный Roland. Моя задача - использовать интересные арпеджиаторы, атмосферные пэды и играть сольные фортепианные партии. VST-инструменты как бы нашла, но мой секвенсор почему-то не хочет использовать сразу два звука, а постоянно переключать как-то не очень хочется. Вот и задумалась.. Может, есть какая-то такая программа, предназначенная, ТОЛЬКО для воспроизведения VST-инструментов? Чтобы без записи и прочих функций.
Про подиум не знаю. Задача твоя понятна. Программа такая есть, V-Stack от
Стейнберг. Открываешь Вст инструменты, назначаешь на разные миди каналы, можешь запрограммировать разделение клавиатуры, наложения тембров, пока ресурсы позволяют. Обрабатываешь все это любыми вст инструментами. А во время выступления переключаешь инструменты между собой переключением миди каналов на миди клавиатуре, на коии звуки и назначены.
Аблитон тоже для живых выступлений и не только. У меня Аблитон и мидюха второй инструмент на сцене (но оч весомый и набирает обороты), поэтому на переключалках звуков не заморачивался. Но знаю одну девушку, тоже работает в проф коллективе, на сцене использует только миди клаву и ноут с Аблитоном. Если есть желание, кину в личку ее "Вконтакте", у нее и поспрашиваешь.
blackgeorge_69,
А она не будет против подобного общения?
Спасибо Вам огромное за такой исчерпывающий ответ) сажусь качать программы
Ну я не знаю, попросись в друзья, задай вопрос, думаю ничего криминального. Сейчас напишу в личку.
blackgeorge_69,
Еще раз спасибо большое. Я уже почти 2 года мучаюсь. и никто из знакомых так и не смог дать дельного ответа.
но мой секвенсор почему-то не хочет использовать сразу два звука
Во-первых, какой секвенсор? Я пробовал разные - Cubase 5, Studio One 2, Mixcraft 6. В них можно играть 2-3-4 и более звуками. Нужно просто грамотно сконфигурировать.
Во-вторых, в каком жанре работаете? Попса-шансон или клубная-электронная-ремиксы?
jazzman174,
Я говорила про Подиум.
Мы во всех стилях, кроме шансона, хотя в основном больше поп-рока.
Мне посоветовали Steinberg V Stack. На 100% то, что нужно для моих целей))
Тоже пробывал кубейс 5, но он очень "тяжелый" на подъем, не дай бог что то где-то подвисло на сцене, пока его перегрузишь уйдет уйма времени и эмоций, а тут кабак, нон стоп, нужно моментально переключаться, реагировать, все на взводе. и куча нареканий и упреков в твой адрес.Нехорошо. Если кубейс, то где-то наверное 2-й. Легенький. Но тут уже нет набора Halion ONE с инструментами "на все случаи жизни".
V-stack отличное решение, но не смог его до конца подружить со своим буком и виндой 7, следствие, мог подвиснуть в любой момент, скачал все существующие версии, без толку, прога стеренькая, думаю в XP должно быть получше.
Аблитон оказался лучшим. Грузится мгновенно!, стабильный!, + все возможности работы с лупами и семплами в реале!, + возможность играть вст инструментами. А если барабанщик играет строго под метроном (как в нашем случае) и темпы известны, можно прописывать и включать целые подклады, супер эффекты или даже задабстепить.
И тем не менее пришел к покупке "настоящих" клавиш, вст оно вст, но как оказалось пласмассу хорошо слышно на большом аппарате и многое из того что раньше считалось хорошо, оказалось плохо. "Клавиши!" же отлично звучат всегда и везде, все стабильно, мнгновенно, никаких задержек и зависаний, полное творчество.
Вот собственно взгляд на вопрос с моей колокольни.
blackgeorge_69,
Спасибо) я обязательно попробую Аблитон) Уже скачала
MIDI-клавиатура значительно облегчает процесс написания музыки. Вводить ноты мышкой долго и нудно. Чем различаются MIDI, как их подключить и какую выбрать – читайте в статье.
Довольно часто нас спрашивают про необходимый минимум оборудования для домашней студии. Рассказываем, что нужно иметь в первую очередь:
1. Профессиональную звуковую карту. Встроенные и игровые карты в данном случае не годятся. Их можно использовать только от безысходности, и результат будет заведомо плохим.
2. Студийный конденсаторный микрофон.
3. Студийные наушники. Желательно закрытые, чтобы можно было записывать вокал.
4. Студийные мониторы. Но не мультимедийные колонки SVEN, Genius и им подобные! Разница между студийными мониторами и мультимедийными колонками заключается в большей детализации первых, а также в линейности звучания музыкального материала.
5. Качественную коммутацию, а также необходимые стойки.
Что нужно купить во вторую очередь? Набравшись некоторого опыта, музыканты задумываются о следующем:
1. Звукоизоляции и звукопоглощении. Потребуются рop-фильтры и экраны. Подробнее об этом в нашей статье об акустической подготовке студий.
3. Инструментальном звукоусилении (гитарные/басовые комбоусилители).
4. Процессорах эффектов, обработке звука.
5. Дополнительных инструментах, в том числе о микрофонах.
Сегодня речь пойдет о MIDI-клавиатурах.
На фото –MIDI-клавиатура
Для начала немного о MIDI
В те времена, когда можно было увидеть живых The Beatles, а синтезаторы были аналоговыми, клавиатура представляла собой набор контактов, электрически связанных со звукогенерирующей частью. Когда один контакт замыкался, ток проходил через соответствующий переменный резистор, настроенный на определенную ноту, и появлялся звук. Фактически синтезатор был самодостаточным устройством, «вещью в себе». Не предполагалось никаких «контактов с другим миром», кроме подключения к усилителю или микшерному пульту.
По мере того, как число моделей синтезаторов на рынке увеличивалось, различные производители стали пытаться обеспечить «диалог» между устройствами. Поначалу это было безуспешным мероприятием: отсутствовали какие-либо стандарты. Однако в начале 80-х годов производители музыкального оборудования решили покончить с «произволом» и впервые собрались «за столом переговоров».
В результате был принят единый стандарт, названный MIDI (Musical Instrument Digital Interface – цифровой интерфейс музыкальных инструментов). Это была настоящая революция. После этого можно было подключать друг к другу, не боясь несовместимости или повреждения, любые клавиатуры и секвенсоры. Это послужило толчком к развитию отдельных звуковых модулей (синтезаторов без клавиш) и в дальнейшем – программ, синтезирующих звуки. Согласитесь, намного удобнее иметь 10 разных синтезаторов и одну клавиатуру, чем 10 клавиатур.
Кстати, клавиатуру принято называть MIDI-контроллером. Наименование подчеркивает, что она выполняет чисто «управленческие» функции. И, между прочим, MIDI-контроллер совсем не обязательно должен иметь вид фортепианных клавиш. Бывают контроллеры в виде гитары, баяна или, например, флейты. Поэтому более правильно употреблять термин MIDI-контроллер фортепианного типа.
Что же лучше: MIDI-клавиатура или синтезатор?
После того как мы выяснили, что MIDI-клавиатура по сути – «безмозглый синтезатор», который не в состоянии издавать какие-либо звуки, встает резонный вопрос: стоит ли ее покупать? Или можно обойтись домашним синтезатором, потому что к компьютеру подключить его проще простого, а встроенный автоаккомпанемент помогает при сочинении музыки? Какие есть преимущества и недостатки у каждой стороны?
Доводы за MIDI-клавиатуры
- Цена. «Мидюшка» (как часто называют MIDI-клавиатуру) дешевле, чем синтезатор с аналогичной клавиатурой. Четырехоктавная клавиатура с полноразмерными активными клавишами стоит от $100 и позволяет решить большинство студийных задач. Синтезатор за такие деньги не купишь.
- Качество. Клавиши – практически единственная значимая деталь MIDI-клавиатуры. Производители, как правило, сосредотачивают внимание именно на клавишной механике. Как следствие, даже у дешевых моделей клавиши могут быть лучше, чем на довольно дорогих синтезаторах.
- Универсальность применения. Имея устраивающую вас клавиатуру (по механике клавиш, по крутилкам и регуляторам), вы можете использовать ее с какими угодно синтезаторами и даже с другим студийным оборудованием.
- Простота подключения. Подключить к компьютеру MIDI-клавиатуру гораздо проще, чем синтезатор (его придется настраивать). Помочь удаленно в настройке сможет далеко не каждый специалист.
Даже имея огромный опыт за плечами, мы часто не можем ответить на некоторые вопросы покупателей. И это не означает, что мы безнадежны. Ответить можно при условии, что под рукой есть такой же инструмент, который использовали в сходных условиях. А это невозможно.
- Долговечность и актуальность. Имеется в виду не срок службы клавиатуры – по этому показателю контроллер не превосходит синтезатор. Мода на звуки меняется быстро. Покупать для каждой песни новый синтезатор могут позволить себе только зарубежные суперзвезды. Более того, продать клавишный синтезатор после эксплуатации почти нереально. А к клавиатуре вы привыкнете, и желания расстаться с ней не возникнет.
- Компактность. Если вы не обладаете элитным жильем, то площадь вашей домашней студии вряд ли превышает 10–12 кв. метров. То есть хранить клавишные синтезаторы просто негде. MIDI-клавиатура компактна и в принципе лучше приспособлена для работы с несколькими устройствами.
Или все-таки синтезатор?
Преимуществ у последнего не так много:
- Автоаранжировка. Многие современные синтезаторы имеют встроенный автоаккомпанемент, который дает возможность «вживую» исполнять музыкальные произведения для целого ансамбля. Пожалуй, этот аргумент является самым весомым из всех.
Вы можете записать автоаккомпанемент в секвенсор и, работая с другими звуками, быстро сделать профессиональную аранжировку. Аналогичные компьютерные программы-аранжировщики достойного развития не получили.
- Подключение. Вы можете играть только на синтезаторе, не подключая его к компьютеру. С MIDI так не получится.
Помимо быстроты «разворачивания», есть еще надежность. Компьютер или планшет может «зависнуть». А вероятность отказа у физического синтезатора намного ниже.
- Качество звука. Если мы говорим о профессиональных моделях, то качество звука у них довольно высокое. Чтобы получить такое же качество с виртуальными синтезаторами в реальном времени, нужно иметь довольно серьезный компьютер и высококачественную недешевую звуковую карту.
Немного истории
Исторически сложилось, что мы подключаем MIDI-клавиатуру, да и другие MIDI-контроллеры с помощью разъема 5 DIN (правильнее было бы написать 5/180 DIN, а еще правильнее – DIN 41524).
Изначально этот тип коннектора стандартизировали для аналогового звука, и так подключались многие советские магнитофоны. Этот тип подключения применялся и во многих компьютерах (в том числе на Apple II), игровых приставках, научной аппаратуре. Стандарт DIN 41524 описывает только тип и форму разъема. В разных устройствах разъемы могут быть электрически несовместимы. MIDI, например, можно вставить в PS/2, только ничего не будет работать.
Сегодня все так же применяется пятиконтактный разъем. В профоборудовании он является стандартом. Однако большое количество клавиатур и контроллеров обзавелось разъемом USB, который позволяет подключиться практически к любому компьютеру. В продаже можно встретить и переходники/конверторы MIDI-USB. С их помощью можно подключать старые синтезаторы и MIDI-клавиатуры к ПК.
На фото – MIDI-интерфейс M-AUDIO MIDISPORT UNO USB
Большинство клавиатур/контроллеров подключается по технологии Plug and Play (стандартные драйверы установлены в системе). Вам останется только сконфигурировать контроллер в настройках используемой программы. Некоторым профессиональным контроллерам нужны драйверы, поэтому читайте инструкцию и не забывайте их устанавливать.
Практически все MIDI-клавиатуры работают с любым программным обеспечением. Нужно просто подключить клавиатуру к ПК, запустить Host-программу (например, Cubase), настроить подключение, выбрать виртуальный синтезатор (VSTi) – и можно начинать играть.
Клавиатуры, подключенные к звуковой карте с помощью разъема MIDI, обычно программа подхватывает автоматически. А вот если вы используете USB, чаще всего нужно указывать порт подключения вручную. Также существуют контроллеры, созданные специально для определенной программы. Например, практически все контроллеры для Dj.
При подключении по USB дополнительное питание необходимо только большим профессиональным клавиатурам-контроллерам. А при использовании MIDI-разъема клавиатуре потребуется блок питания.
С подключением немного разобрались. Теперь давайте поговорим о том, какие бывают MIDI-клавиатуры, чем они отличаются и как же выбрать ту, которая подойдет именно вам.
Первое, на что обращаешь внимание при выборе контроллера, – это размер. У клавиатур он определяется количеством октав и размером клавиш. У комбинированных контроллеров увеличение размера может быть обусловлено наличием дисплея и дополнительных регуляторов.
Клавиши бывают двух основных размеров: полноразмерные, такие же, как у «деревянного» фортепиано, и уменьшенные. Обычно уменьшенные устанавливают на портативных контроллерах, которые можно носить с собой и сочинять мелодии, например, в поездке. Чаще всего такие клавиатуры имеют 25–32 клавиши и небольшое количество дополнительных регуляторов. Полноразмерные клавиатуры имеют от 25 до 88 клавиш. Если самые первые в линейке модели еще можно носить с собой, то последние больше подходят для стационарного применения. Особенно если клавиши на них молоточкового типа.
Т: На фото – линейка MIDI-клавиатур M-AUDIO Keystation
Типы механики клавиатур
Есть три основных типа: взвешенная, полувзвешенная и невзвешенная (т. н. синтезаторная). Обычно клавиатуры с механикой синтезаторного типа имеют чуть уменьшенные в длину клавиши (ширина их стандартная). Они представляют из себя пластиковую пластинку-рычажок, на которую легко нажимать.
В противовес им взвешенные клавиатуры с молоточковой механикой имеют полноразмерные клавиши, как у рояля, которые нажимаются с определенным усилием и дают ощущение игры на настоящем музыкальном инструменте. В некоторых топовых MIDI-клавиатурах клавиши даже изготавливают из дерева. Обычно такие клавиатуры позволяют регулировать взвешенность в определенных пределах. Полувзвешенная механика, как видно из названия, – нечто среднее между двумя предыдущими.
Важный параметр MIDI-клавиатуры – чувствительность. Она отвечает за то, будет ли меняться звук в зависимости от силы/скорости нажатия. Малоформатные клавиатуры обычно не обладают т. н. активной клавиатурой, и динамику (velocity) приходится впоследствии рисовать вручную. На более дорогих моделях на каждой клавише установлено по нескольку датчиков, передающих скорость/силу нажатия, скорость отпускания, продолжительность нажатия и так далее.
Послекасание (aftertouch) отвечает за чувствительность клавиатуры уже после того, как вы нажали клавишу. Можно сказать, что наличие этого параметра позволяет «додавить» клавиши, что может быть полезно, если вы играете с помощью VST синтезаторов, имитирующих духовые инструменты, органы, некоторые струнные.
Если вы хотите не просто поиграть, записать немного «подкладов» и простенькое соло, если нужно управлять синтезаторами, изменять их параметры на лету, вам будут полезны клавиатуры с дополнительными регуляторами.
Регуляторы на MIDI-клавиатурах
Самыми часто встречающимися регуляторами на MIDI-клавиатурах являются Pitch и Modulation, располагающиеся чаще всего слева от клавиатурного блока. Регулятор Pitch позволяет изменять высоту ноты в ограниченных пределах. Modulation управляет модуляцией.
На фото – регуляторы управления: питч (Pitch) и модуляция (Modulation)
Кроме стандартных, клавиатура может иметь дополнительные программируемые регуляторы, которые можно использовать по своему усмотрению. Обычно они подписаны просто цифрами. Если устройство имеет большое количество регуляторов, они могут быть разделены на группы (тогда их подписывают цифрой и буквой, обозначающей группу, например, А1, A2, C3, и т. д.).
Некоторые клавиатуры имеют органы управления в виде пэдов, на которые пользователь может назначить определенный звук, короткую музыкальную фразу и пр. Чаще всего пэды используют для исполнения/записи ритмических рисунков.
На фото – назначаемые пэды MIDI-контроллера Akai MPK261
MIDI-клавиатуры позволяют управлять инструментами VST, регулировать их параметры на лету, импровизировать во время выступления. Они дают ощущение управления звуком, позволяют «прикоснуться» к музыке.
Одним из элементов управления можно считать педали «Сустейна» и «Экспрессии». С недорогими MIDI-клавиатурами обычно можно использовать только одну педаль, и это Sustain. Профконтроллеры позволяют подключать несколько педалей.
Еще одно оборудование, которое можно подключить к клавиатуре, – духовой контроллер. Он позволяет исполнять партии духовых инструментов. Звучание максимально приближено к оригиналу.
Многие MIDI-клавиатуры / контроллеры можно подключать к мобильным устройствам, планшетам, смартфонам. В отличие от малоформатных клавиатур профессиональные могут потребовать дополнительного питания. Это необходимо учитывать при выборе устройства. Также не забудьте обзавестись необходимым переходником, исходя из того, какое мобильное устройство вы планируете использовать.
Обзор MIDI-клавиатур
Рассмотрим конкретные модели и попробуем понять, какая подойдет именно вам.
Начнем с самых маленьких. Такие клавиатуры обладают уменьшенными клавишами, небольшим количеством дополнительных регуляторов и подойдут тем, кто любит сочинять музыку в поездках. Наиболее распространенные представители этой группы – M-audio Axiom Air Mini 32, AKAI MPK-Mini MK2 USB, а также ARTURIA MiniLab MKII.
На фото – Arturia MiniLab
Такие инструменты легко подключаются к планшету или нетбуку и позволяют наигрывать любимые мелодии где угодно.
В продолжение темы – малогабаритные клавиатуры с полноразмерными клавишами. Они подойдут тем, кому играть на миниатюрных клавишах неудобно. Например, модели ALESIS V25, M-AUDIO Oxygen 25 IV .
На фото – MIDI-клавиатура ALESIS V25
Наиболее крупная группа среди MIDI-клавиатур – инструменты с 49 клавишами. В ней представлены как бюджетные решения, обладающие только фортепианной клавиатурой, например, AXELVOX KEY49J, так и более профессиональные модели, например, M-AUDIO Oxygen 49 IV, NOVATION IMPULSE 49, ARTURIA KeyLab 49. Такие клавиатуры подойдут большинству музыкантов. Выбрать подходящую просто. Главное – решить, нужна «просто клавиатура» или «клавиатура с кучей крутилок».
На фото – MIDI-клавиатура NOVATION IMPULSE 49
Следующая категория – такие же клавиатуры, только с 61 клавишей. Например, Behringer UMX610, M-Audio Keystation 61 MK3, M-Audio Code 61, ARTURIA KeyLab Essential 61.
На фото – MIDI-клавиатура BEHRINGER UMX610
Заключительная категория – полноформатные контроллеры на 88 клавиш, чаще всего с молоточковой механикой и обширным числом органов управления. Устройства чаще всего используют профессиональные музыканты, исполняющие сложные, чаще всего фортепианные аранжировки. В большинстве это стационарные студийные устройства. Один из недорогих вариантов – MIDI-клавиатура M-Audio Oxygen 88.
На фото – MIDI-клавиатура M-AUDIO OXYGEN 88
Но в большинстве своем это довольно дорогие устройства. Например, ARTURIA KeyLab 88 или Studiologic SL88 Studio.
На фото – MIDI-клавиатура ARTURIA KeyLab 88
Если у вас остались вопросы о MIDI-клавиатурах или возникли сложности при выборе определенной модели, обратитесь к нашим специалистам. Вы можете рассказать им о своих требованиях к инструменту и условиях его эксплуатации. Исходя из этого, сотрудники порекомендуют оптимальные модели.
Читайте также: