Как выбрать стойки для студийных мониторов
Для тех, кто работает на студии, особенно важным является оборудование, при помощи которого происходит запись и прослушивание аудиоматериалов. Наушники и колонки очень часто искажают реальные характеристики. Для того чтобы этого не происходило, используют студийные мониторы, которые устанавливают на специальные подставки.
Характеристика
В студиях звукозаписи можно увидеть три варианта установки мониторов: монтирование в стену, установка на верхний ярус стола звукорежиссера и наиболее оптимальный вариант — использование специальных стоек.
Стойки под акустические мониторы выполняют ряд важных функций.
- Позволяют зафиксировать мониторы на комфортном для режиссера уровне. При необходимости с их помощью можно изменить уровень наклона, что, например, недоступно в том случае, если монитор зафиксирован в стене.
- Обуславливают плотную, но при этом эластичную фиксацию мониторов.
- Обеспечивают защиту от нежелательных вибраций.
Главные преимущества — это удобство и надежность.
Стойки для студийных мониторов разделяются по некоторым критериям.
- По виду: напольные, настенные и настольные. Здесь все зависит от того, для какой именно цели будет использоваться стойка.
- По форме — они могут быть квадратными, прямоугольными или даже круглыми.
- По весу.
- По материалу изготовления. В большинстве случаев стойки выполнены из комбинированных материалов: металла, пластика, текстиля.
- По цвету. Конечно, это не так важно, но гораздо приятнее работать в уютной и стильной студии.
Кроме того, стойки отличаются друг от друга по размеру.
Как выбрать?
Опытные звукорежиссеры уже знают, какие стойки для студии лучше выбрать, чем одни отличаются от других и от чего зависит качество. Но если человек новичок в этом деле, и ему предстоит самостоятельно оборудовать студию звукозаписи, к выбору всей техники, в том числе и стоек, нужно подходить основательно. Следует обращать внимание на важные детали.
- Вес стойки. Этот пункт наиболее простой, поскольку критерии выбора запомнить несложно: чем больше вес, тем она качественней. Дело в том, что за счет дополнительного веса убираются ненужные низкочастотные вибрации при звучании аудиофайла.
- Прочность конструкции. В идеале стойка должна быть максимально прочной, чтобы в случае чего выдерживать вес даже очень тяжелого монитора.
- Наличие специальных ножек, выполненных в виде шипов. Такие ножки есть далеко не у каждой стойки, но профессионалы знают, что чем меньше площадь соприкосновения стойки с полом, тем меньше риск возникновения низкочастотных колебаний. Ножки-шипы делают соприкосновение с полом мизерным.
- Угол наклона мониторов и регулятор высоты. Регулирующиеся по стоимости значительно дороже, но если было принято покупать изделие с фиксированной высотой, обязательно нужно проверить – комфортно ли будет с ней работать.
Есть еще несколько моментов, которые также необходимо учитывать при выборе. Если по незнанию была куплена слишком легкая стойка, но при этом она имеет полую трубку, то можно попробовать засыпать ее песком или каким-то другим похожим утяжелителем. Некоторые производители намеренно оставляют трубку пустой, чтобы при желании стойке можно было добавить немного веса.
При выборе обязательно нужно поинтересоваться надежностью конструкции. В мануале всегда указывается максимальный вес, который может выдержать приобретаемое изделие.
Немаловажная деталь при покупке — это стоимость. На современном рынке представлено достаточно большое количество моделей, стоимость которых варьируется от 6 до 100 тысяч рублей (можно купить и за более высокую цену).
К элитным моделям, имеющим достаточно высокую цену и соответствующее качество, можно отнести стойки:
- SoundKing;
- QUIK LOK;
- Ultimate Support;
- Tower Sonic.
Некоторые покупатели удивляются тому, что порой стойки стоят гораздо дороже самих мониторов. Такой факт объясняется очень просто — именно от стоек иногда зависит качество работы на студии.
Перед покупкой важно разобраться с весом мониторов, которые планируется устанавливать на стойки. Исходя из этого, в магазине будет легче определиться и с прочностью, и со стоимостью. Главное — покупать известные бренды и на проверенных торговых площадках. Слишком низкая цена зачастую говорит о плохом качестве изделия.
О том, как сделать стойку для студийного монитора, смотрите далее.
Выбор мониторов всегда вызывает жаркие споры в среде звукорежиссёров. При этом вопросу их установки обычно уделяется необоснованно мало внимания. Хотя этот аспект не менее важен для качественного звучания.
Как правило, в студиях звукозаписи можно увидеть три варианта установки мониторов.
- Установка заподлицо в стену (подходит исключительно для мониторов дальнего поля).
- Использование специальных стоек (хорошее решение для мониторов ближнего поля).
- Установка на верхний ярус стола звукорежиссёра. Такой вариант также подходит для мониторов ближнего поля, но считается менее удачным. В этом случае возрастает вероятность шумов, низкочастотных (НЧ) колебаний, нежелательных ранних отражений от стола, которые будут вносить окрас в звучание.
Профессиональная мудрость. Если у вас маленькая студия, и вы вынуждены поставить мониторы на стол, подложите под них эластичные изоляционные панели – подкладки, например, Auralex MoPAD, Vicoustic. Также можно использовать подкладки из обычной резины. При этом хорошо, если мониторы сами по себе будут тяжёлыми.
Явные преимущества стоек
Если для вас имеет значение качество звука, то лучше не скупиться и установить мониторы на специальные стойки. Ведь они выполняют ряд крайне важных функций:
- Крепление мониторов на необходимой высоте относительно ушей звукорежиссёра, а при необходимости - изменение угла наклона.
- Плотная, но эластичная фиксация мониторов. Во время воспроизведения музыки колебания громкоговорителя передаются на его корпус (коробку), который в свою очередь также начинает колебаться с собственной резонансной частотой. По законам физики, чем больше масса объекта, тем ниже резонансная частота. Поэтому если монитор и стойка плотно прилегают друг к другу, то в совокупности они будут иметь резонансную частоту ниже слышимого частотного диапазона.
- Демпфирование нежелательных колебаний, защита от дополнительных призвуков и передачи колебаний полу.
5 правил выбора стоек
-
Вес стойки. Всё просто: чем тяжелее стойка, тем лучше. Дополнительный вес поможет избежать ненужной низкочастотной вибрации. Профессиональная мудрость. Если вы всё же купили лёгкую стойку, но у неё полая трубка, можно заполнить её песком, дробью или минеральной ватой. Это добавит веса стойке и будет создавать дополнительный эффект демпфирования. Некоторые производители (Tower Sonic) для своих стоек специально предусматривают возможность «прибавки веса».
Что по чём? Сколько стоят студийные стойки для мониторов.
Сегодня на рынке представлен большой выбор различных моделей стоек от 6 000 до 100 000 руб. и выше (SoundKing, QUIK LOK, Ultimate Support, Tower Sonic). Но качество не всегда зависит от цены. Поэтому перед покупкой обязательно сравните модели разных ценовых категорий. А после выберите тот вариант, который будет вас устраивать в соотношении цена – качество.
Делимся опытом. Почему стойки могут стоить дороже мониторов? Мониторы звучат не в открытом поле, а в помещении. Значит, и звуковые волны, распространяясь, взаимодействуют с этим помещением и со всем, что в нём находится. И особенно с теми предметами, на которых непосредственно располагаются мониторы. Таким образом, грамотная установка мониторов имеет колоссальное значение для качества звукового образа.
При записи вокала в студии звукозаписи Resonant Arts - автотюн вокала онлайн предоставляется бесплатно! Забронировать время в студии со скидкой -22%! Спешите! .
Работа в студии зависит не только от профессионализма участников процесса звукозаписи, но и от правильно выбранного оборудования, а также от организации акустического пространства, в том числе от грамотного расположения студийных мониторов.
Овладеть премудростями расположения студийных мониторов с целью получить максимально полную звуковую картину совсем несложно. Существуют универсальные советы по организации акустического пространства в студии, но ориентироваться стоит в первую очередь на свой слух и ощущения – именно они являются критерием того, что всё сделано правильно. Поэтому к советам прислушайтесь, но экспериментируйте и исходите из особенностей помещения и самих мониторов.
Чтобы выжать максимум из своих студийных мониторов, нужно грамотно организовать рабочее место, а именно расположить мониторы относительно себя, стен и горизонта. Тогда вы получите точное и сбалансированное звучание аудиоматериала по всему частотному диапазону.
Итак, начнем с перестановки. Но прежде чем что-либо расставлять, запомните главное правило: размер мониторов должен быть пропорционален размеру комнаты. Помещение около 20 квадратных метров по студийным меркам считается маленьким, в этом случае рекомендуется использовать мониторы с динамиком не более 6-7". Если же комната совсем крохотная (около 5-8 м 2 ), категорически запретите себе использовать 8" мониторы.
Такой запрет связан с понятием стоячих волн (к слову, на 100 Гц это 3-4 метра, а на 20 Гц – уже 17 метров), когда в закрытом пространстве звуковые волны отражаются от стен, распространяются в обратном направлении и создают фронт давления, который удерживает их на одном месте. Вы можете заметить появление стоячей волны по низкочастотному гулу, который длится достаточно долго. Когда вы входите в стоячую волну, баса становится очень много, в то же время в других местах его почти нет. Это мешает сводить музыку и принимать адекватное решение по поводу того, сколько на самом деле баса содержится в миксе. То есть, если у вас маленькая комната, соотносите размер мониторов, так как она не справится с мощной звуковой энергией от больших динамиков.
1. Расстояние до стен
Чем дальше мониторы расположены от стен, тем лучше. Однако, не всякое помещение может позволить вам отодвинуть мониторы от стен на 50+ см. Но постарайтесь оставить зазор хотя бы 20-30 см, это позволит избежать лишний отражений, наложений и искажений звуковых волн. Лучше отступить от стен подальше, что, к тому же, позволит облегчить доступ к задним панелям мониторов.
И да, избегайте углов. Не стоит размещать там мониторы, так как это усиливает отражение волн и приводит к чрезмерному усилению низких частот и искажению звуковой картины.
2. Вертикально или горизонтально?
Ответ на этот вопрос вы найдете в инструкции к вашим конкретным мониторам. Какие-то модели производители рекомендует устанавливать только вертикально, какие-то допускают горизонтальное расположение. Обычно студийные мониторы располагают вертикально, что связано с тем, что горизонтально расположенные мониторы сужают звуковую стереокартину.
Главное правило при расположении мониторов – зеркальность. При горизонтальном расположении: твитерами наружу, вуферами друг к другу. При вертикальном расположении: тоже зеркально, вуферами вниз, твитерами вверх.
Но вы же помните, что главное в поиске отличного звука – эксперимент? Ломайте систему, и пробуйте ставить то, что должно лежать, и наоборот, а также устанавливать мониторы твитерами вниз. Пробуйте, слушайте, исходя из особенностей помещения, мониторов и вашего слуха.
3. Расходимся по углам
Нет, не по углам помещения (их как раз нужно избегать), а по углам равностороннего треугольника, в вершинах которого расположены два монитора и ваша голова. То есть, расстояние между мониторами должно быть таким же, как расстояние от вас до каждого монитора. Именно при таком расположении вы получите наилучшую и максимально точную звуковую картину. Поэтому не поленитесь, измерьте расстояния, не полагаясь расчетам «на глаз».
4. Мониторы на уровне
Речь идет об уровне ваших ушей, именно на этом уровне должны находить твитеры мониторов. Это связано с тем, что высокочастотные волны сфокусированы и распространяются преимущественно в том направлении, куда направлен динамик. В отличие от низких частот, высокие почти не рассеиваются в пространстве.
5. Курс на симметрию
Помимо симметрии в расположении мониторов относительно друг друга и вашей головы, симметрия должна соблюдаться и относительно стен помещения. То есть пара мониторов должна быть размещена в центре стены (причем длинной) на одинаковом расстоянии от стен слева и справа. Что это дает? Точное и чистое воспроизведение нижних частот, максимально сбалансированный звуковой микс. Повторимся, избегайте углов и коротких стен, чем больше расстояние от мониторов до боковых стен, тем лучше. Но при этом разместить рабочий стол и мониторы в центре комнаты - тоже не лучшее решение: расстояние от мониторов до задней стены должно превышать расстояние до боковых стен, это важно для полноты звука.
6. Управление звуком
Студийные мониторы рассчитаны на большие студии, где будут выдержаны необходимые расстояния до стен и геометрия пространства в целом. Однако, в реальности студии чаще всего оказываются небольшими помещениями. Чтобы учесть особенности помещения и организации акустического пространства производители размещают на мониторах регуляторы для настройки их звучания.
Когда мониторы расположены близко к стене, происходит чрезмерное усиление баса. Чтобы скорректировать звук, на большинстве студийных мониторов установлена секция управления звуком, задача которой ослабить на несколько децибел (0, 2, 4 дБ) область низких частот, компенсируя недостатки помещения или неудачное расположение мониторов.
Если вы слышите, что звук мутный или гулкий, крутите регуляторы, настраивайте звук. При этом положение регуляторов на правом и левом мониторах могут быть различными, например, на одном мониторе регулятор находится в положении -4 дБ, когда НЧ существенно ослаблены, на другом можно выставить -2 дБ, когда бас менее ослаблен.
7. Звукопоглощение
И речь пойдет не о звукопоглощающих панелях на стенах студии, а о том, на чем стоят мониторы. Бюджетным вариантом является расположение мониторов на столе, что является не лучшим решением. Связано это с тем, что мониторы передают вибрацию столу, которая может усиливать определенные частоты и привести к «грязи» в звуке. Поверхность стола отражает звуковые волны, которые существенно влияют на результат. При таком расположении звук уже не будет чистым, сбалансированным и оригинальным.
Казалось бы, выходом из подобной ситуации является использование подставок под мониторы, они не будут отражать звуковые волны. Но дело в том, что мониторы передают вибрацию любой твердой поверхности, на которой расположены, в том числе и подставкам. Подставки обычно располагают за столом, а с учетом того, что нужно еще отступить от стены, вы должны располагать достаточным пространством. Да и ценник подставок может некоторых расстроить.
Настоящим спасением от вибраций и отраженного звука являются звукопоглощающие изоляционные панели, которые помещаются под мониторы и стоят недорого. Панели позволяют разместить мониторы на столе, тем самым сэкономив пространство и соблюсти правило расположения мониторов на уровне ушей. В итоге вы получите защиту от вибраций, отраженных волн, возможность регулировать угол наклона мониторов и всё это за вполне приемлемую цену. Панели можно разместить как на столе, так и на подставках.
8. Сабвуфер
Сабвуфер сделает низкие частоты более выразительными, а звук богаче. Но прежде чем использовать его, необходимо очень хорошо отстроить мониторы, правильно расположив их. Сабвуфер должен именно естественно дополнять звук мониторов, а не раскачивать его. Отличная новость: сабвуфер можно установить почти в любом месте помещения, но желательно на одной линии с мониторами, чтобы свести к минимуму фазовые проблемы сигнала.
И снова экспериментируйте: расположите сабвуфер в одной плоскости с мониторами и послушайте, как звучат низкие частоты. Затем регулируйте положение саба, например, при слишком мощном басе, отодвиньте его подальше, в стороны. Звук низкой частоты распространяется не направленно, а как бы заполняют всё пространство, этим и обусловлена многовариативность расположения сабвуфера. Но некоторые рекомендации по расположению сабвуфера всё-таки имеются: избегать углов и резонирующих поверхностей.
Подытожив вышесказанное, ориентируйтесь в первую очередь на слух. Учитывая рекомендации по расположению мониторов, слушайте, как звучит музыкальный микс: насколько чисто и полно. Экспериментируйте, ищите и наслаждайтесь музыкой!
Поскольку нужно купить так много студийного оборудования, вы можете не подумать, что приобретение стоек для ваших студийных мониторов является приоритетом или даже необходимостью.
Подставки для студийных мониторов могут увеличить рабочее пространство на рабочем столе, помочь расположить мониторы по горизонтали и вертикали и уменьшить звуковые помехи, вызванные размещением мониторов на плоской поверхности, например на столе.
Вы можете потратить много денег на студийные мониторы, и простое размещение их на рабочем столе может не позволить вам получить от них максимальную пользу. Решить эту проблему помогут подставки для мониторов.
Что такое стойки для студийных мониторов?
Как следует из названия, подставки для студийных мониторов - это подставки для установки студийных мониторов. Извините, трудно сказать это более захватывающе, но, на самом деле это так и есть. Обычно есть основание внизу, платформа для размещения монитора наверху и вертикальная колонна, соединяющая их. Размещение каждого монитора на отдельной стойке позволяет вам размещать мониторы по обе стороны от вашего стола или рабочего места.
Большинство стоек для мониторов регулируются по высоте, поэтому вы можете убедиться, что они правильно расположены как по вертикали, так и по горизонтали. Важно, чтобы стойки для мониторов надежно поддерживали корпус и предотвращали передачу вибрации на то, на чем стоит подставка, например на пол или рабочий стол.
3 преимущества использования стоек для мониторов.
Размещение мониторов на специально изготовленных стойках, а не на столе, дает некоторые преимущества. Некоторые из них довольно практичны и обыденны, другие связаны с качеством звука, который вы слышите.
1. Освобождает место на столе.
Причина, по которой вы возможно задумались о стойках для студийных мониторов, заключалась в том, что на вашем рабочем столе не хватало места, а мониторы покрывали большую площадь с каждой стороны. Идея заключалась в том, чтобы поставить несколько стоек на полу с мониторами сверху, и это освободило бы довольно много места на рабочем столе.
Вы также можете приобрести настольные подставки для мониторов, которые поднимают мониторы над столом и обеспечивают свободное пространство между основанием и платформой мониторов. Несмотря на то, что основание подставки все еще находится на столе, вы ощущаете больше места, поскольку над основанием находится только поддерживающая колонна или рама.
2. Помогает правильно расположить мониторы.
Размещение мониторов на подставках поможет вам разместить их именно там, где они должны быть. Однако есть несколько ограничений.
С настольными подставками размещение мониторов по-прежнему ограничено размерами вашего стола - вы не можете отодвинуть их дальше от себя, чем от края стола. Однако с напольными стойками вы не можете размещать мониторы ближе к себе, чем край стола. Это следует учитывать при выборе подставки для мониторов. Если у вас есть мониторы ближнего поля меньшего размера, вам может потребоваться настольные подставки, чтобы убедиться, что они расположены достаточно близко к вам.
Если у вас есть большие мониторы, которые должны быть подальше от вас, вероятно, лучше использовать напольные стойки, чтобы разместить их должным образом.
Вы, наверное, знаете, что два монитора и ваша голова должны образовывать три точки равностороннего треугольника (все стороны одинаковой длины), и использование подставок для мониторов помогает в этом. Подставки для мониторов также позволяют размещать мониторы на нужной высоте для критического прослушивания. Для этого стойки должны регулироваться по высоте, поэтому перед покупкой стоит их проверить.
Динамики (диффузоры), особенно высокочастотные твиттеры, должны быть на одной линии с вашими ушами. Если разместить мониторы прямо на столе, они, вероятно, будут слишком низко расположены.
3. Подставки для мониторов уменьшают звуковые помехи.
Когда студийные мониторы размещаются на плоской поверхности, например на столе, это может изменить звук, который вы слышите из динамиков. Это связано с тем, что звук отражается от поверхности, и отраженные звуковые волны могут взаимодействовать со звуковыми волнами, приходящими прямо в ваши уши из динамика, что приводит к возникновению помех. Поверхность также может поглощать некоторые частоты, поэтому звук, доходящий до ваших ушей, уменьшается.
Оба этих фактора приводят к тому, что звук, который вы слышите, не является точным представлением того, что исходит из мониторов.
Одна из причин, по которой студийные мониторы могут быть такими дорогими, заключается в том, что они не «окрашивают» звук, а обеспечивают точное представление получаемых аудиосигналов.
Размещение мониторов на поверхности, например на столе, может снизить их эффективность в плане показания вам "правдивой" картины вашего микса.
На что следует обратить внимание перед покупкой подставок для мониторов.
Если вы подумываете о покупке подставок для мониторов для своей студии, следует иметь в виду несколько вещей. Подставки для мониторов не особенно дороги и определенно не очень интересны, поэтому у вас может возникнуть соблазн заплатить как можно меньше.
Подставки для мониторов должны быть изготовлены из плотного материала.
Подставки должны быть прочными и из достаточно плотного материала. Если стойки изготовлены из легкого материала, то колебания от динамиков могут передаваться на стойку, что приводит к резонансным колебаниям. Это может быть особой проблемой, если вертикальная секция образована какой-либо полой трубкой. В этом случае решение часто состоит в том, чтобы заполнить полую часть песком (или чем-то подобным) для гашения вибраций. Перед покупкой стоит проверить, будет ли это необходимо или производители уже позаботились об этом.
Нужны ли изолирующие подставки?
Подставки для мониторов обычно имеют плоскую платформу вверху для размещения мониторов. Эти пластины часто имеют резиновые полосы, которые предназначены для предотвращения соскальзывания мониторов и уменьшения вибрации от динамиков, передаваемых на стойку.
Эти резиновые полоски часто бывают довольно тонкими и могут не очень эффективно снижать передачу вибраций, что может повлиять на слышимый вами звук.
Другие подставки для мониторов могут не иметь резиновых полос и использовать систему зажимов для крепления корпуса динамика к подставке. В этом случае подставка может легко уловить вибрацию динамика.
С любым типом подставки стоит подумать о том, чтобы поставить под мониторы изолирующие подставки. Эти подставки обычно изготавливаются из плотной пены для поддержки мониторов и снижения передачи вибрации на подставку.
Изолирующие подставки не очень дорогие, и их стоит включить при покупке стойки для монитора.
Заключение.
Надеюсь, нам удалось обрисовать некоторые причины, по которым стоит приобретать подставки для мониторов для вашей домашней студии.
Они могут освободить рабочее место на вашем столе, позволить вам правильно расположить мониторы и помочь уменьшить звуковые помехи, вызванные поверхностями под мониторами.
Примеры нескольких популярных стоек и подставок:
Reloop sMonitor Pad 5 PRO - Акустическая подставка для студийных мониторов, размер 190 x 241 мм, угол наклона 5°, цвет черный (цена за 1 штуку).
IsoAcoustics ISO-L8R155 - Пара стоек для студийных мониторов (НЧ динамики 5", 6", 7"), 2 позиции высоты, регулируемый угол наклона, макс. нагрузка на 1 стойку 15.8 кг (цена за 2 шт).
IsoAcoustics ISO-L8R200Sub - Стойка для студийного сабвуфера, фиксированная высота, без регулируемого угла наклона, макс. нагрузка 27.2 кг (цена за 1 шт).
Nowsonic Top Stand Concert - Стойка для студийного монитора, макс. нагрузка 30 кг, высота 690-1300 мм, плита 230х230 мм, диаметр трубы 35-38 мм, цена за 1 шт.
QUIK LOK BS402 - Стойка для студийного монитора напольная, телескопическая 78 - 112 см, плита 230х230 мм, макс. нагрузка 57 кг, цена за 1 шт.
Если у вас остались вопросы, и вам нужна помощь с покупкой и консультация, можно обратиться к нашим специалистам.
Система мониторинга — основной рабочий инструмент студии звукозаписи. Именно от неё зависит итоговое качество трека: мониторы должны выдавать ровную и сбалансированную картину по всему спектру без перепадов по частотам. Однако ровность звучания далеко не всегда зависит от выбранной модели монитора — при неправильном расположении даже самые крутые модели не смогут звучать так, как надо. Из этого материала вы узнаете, где разместить динамики и как установка студийных мониторов влияет на звучание студии.
Установка студийных мониторов далеко не самое сложное занятие. Достаточно следовать нескольким проверенным правилам, чтобы найти подходящее место для динамиков в студии. Тем не менее из всех правил существуют исключения. Приведённые ниже методики не более, чем отправная точка для поиска идеальной позиции мониторов. Смело отходите от правил и корректируйте положение динамиков исходя из особенностей акустической системы и самого помещения. Помните о главном: мы говорим о звуке, поэтому установка студийных мониторов — занятие, в котором нужно полагаться на уши, а не на глаза.
Установка студийных мониторов
Установка студийных мониторов неразрывно связана с правильным планированием рабочего места в студии. Расположение динамиков и стола (точки прослушивания) в помещении играет основную роль в создании нейтрального и сбалансированного звучания студии. Правильно спланированное рабочее место гарантирует аккуратное и точное звучание аудиоматериала: звук не будет переполнен частотами в каком-либо диапазоне, а весь спектр всегда будет хорошо различим.
Можно сколько угодно читать советы «профи», предлагающих облепить всё вокруг басовыми ловушками и звукопоглотителями, однако основа качественного и сбалансированного звука студии — правильное расположение студийных мониторов.
Отходим от стен
Начнём с главного: в идеале мониторы должны находиться как можно дальше от стен. Обычно отступа в 20-30 см достаточно, чтобы исходящие звуковые волны рассеялись и не стали причиной неприятных искажений.
В зависимости от конфигурации и особенностей помещения не исключено, что отступать от стен придётся сильнее. Возможно, что комнате потребуются дополнительные доработки, но прежде чем хвататься за перфоратор начните с большего отступа — например, 40-50 см.
Дополнительный плюс в отступе от стен — более простой доступ к задним панелям оборудования. Не придётся лазить в непонятных позах, двигать устройства и сокрушаться из-за невозможности попасть кабелем в разъём.
По возможности не планируйте рабочее место в углу комнаты. Обычно угол становится жуткой проблемой: волны отражаются сразу от двух поверхностей, что приводит к быстрому естественному наращиванию низких частот. Итог такого буста — отвратительно перекачанный низом микс.
Выбираем положение
Большинство студийных мониторов созданы для вертикального расположения. Считается, что горизонтальная ориентация ухудшает стереокартину — микс звучит недостаточно широко, панорама кажется нам более узкой. Итогом неправильной ориентации становятся зажатые миксы, в которых «участники» толпятся где-то около центра, хотя по бокам места столько, что можно посадить пару Боингов.
Выход из ситуации простой — читайте инструкцию мониторов, производители всегда указывают, как именно располагать ту или иную модель. К примеру, мониторы PreSonus Eris E5 и E44 можно устанавливать как угодно, а вот популярные KRK Rokit созданы только для вертикальной установки.
Горизонтальная установка студийных мониторов. Твитеры (маленькие динамики) смотрят наружу.
При горизонтальном расположении мониторы должны быть зеркальным отражением друг друга. Вуферы должны быть ближе к центру стола, твитеры — смотреть по сторонам.
Вертикальная установка студийных мониторов. Твитеры смотрят наверх.
При вертикальной установке принципы те же: мониторы стоят зеркально по отношению друг к другу, вуферы внизу, твитеры — вверху.
Несмотря на рекомендации производителя, всегда существует место для экспериментов — возможно, что в вашей комнате горизонтальная ориентация мониторов даст более чистый и точный звук. Вывод простой: придерживайтесь мнения производителя, но устанавливайте мониторы исходя из особенностей студийного помещения и рабочего места.
Соблюдаем равносторонний треугольник
Установка студийных мониторов связана с рассказом об идеальной точке прослушивания (англ. Sweet Spot). Под этим определением обычно подразумевают центр между левым и правым динамиком стереосистемы. Именно здесь сигналы мониторов встречаются и образуют самую лучшую и точную звуковую картину.
Найти «свит-спот» довольно просто, если воспользоваться правилом равностороннего треугольника. Поставьте мониторы на определённом расстоянии друг от друга (например, 70 см), а затем сядьте по центру так, чтобы расстояние между левым и правым твитером и ушами было таким же, как между самими мониторами. Если всё сделано правильно, получится равносторонний треугольник, в котором первая и вторая вершины — твитеры мониторов, а третья — ваша голова.
Равносторонний треугольник между мониторами и головой
Поднимаем мониторы на уровень ушей
При распространении в пространстве высокие частоты более сфокусированы — они меньше рассеиваются по округе. Высокочастотный контент во многом напоминает луч, который бьёт строго в ту сторону, в которую направлен его источник (в нашем случае — твитер). Низкие частоты ведут себя наоборот — подобно туману низкочастотный контент расползается по всему доступному пространству.
Твитер монитора должен располагаться на высоте ушей
При использовании больших мониторов (8, 10, 12 и более дюймов) твитеры могут оказаться значительно выше ушей. Самым простым способом исправления этой проблемы станет переворот каждого монитора так, чтобы твитеры оказались внизу. Способ не совсем стандартный и правильный, но при использовании подставок — более, чем действенный.
Стремимся к симметрии
В идеале рабочее место нужно разместить в центре стены, при этом:
- Расстояние между мониторами и ушами должно быть одинаковым (помним о равностороннем треугольнике);
- Расстояние от левого монитора до левой стены помещения должно быть таким же, как расстояние от правого монитора до правой стены.
Центрирование позиции аудиосистемы обеспечивает максимально сбалансированное звучание микса в точке прослушивания — там, где находитесь вы. Симметричное расположение также приводит к более точному и чистому воспроизведению мониторами низких частот — микс не утопает в басах.
Рабочий стол в студии лучше установить по длинной стене
В прямоугольной комнате (особенно, маленькой) лучше располагать рабочее место по длинной стене. Такое решение минимизирует проблемы, вызванные отражением звуковых волн от стен — у них будет больше пространства для рассеивания. При расположении рабочего места по короткой стене звуковые волны скорее всего не успеют рассеяться, что исказит микс.
Стремитесь к симметрии по длинной стене комнаты. Если левый монитор находится в полутора метрах от левой стены и 60 сантиметрах от задней стены, то правый монитор должен оказаться на том же расстоянии от правой и задней стен.
Выдерживаем расстояние
Расположение рабочего места в углу — не лучшая идея. Вместе с тем впадать в крайности также не стоит: разместив стол строго по центру, вы создадите своего рода новый угол, который испортит микс.
Правило простое: расстояние до стены за мониторами должно отличаться от расстояния до боковых стен (или ближайшей из них). Если левый монитор удалён от левой стены на полтора метра, то он не должен быть удалён от задней стены комнаты на то же расстояние.
Расстояние до стены за мониторами должно отличаться от расстояния до боковых стен
Посмотрите, как выглядят рабочие места в студиях. Студийный стол никогда не стоит строго по центру, обычно его смещают вперёд, ближе к задней стене комнаты. В условиях квартиры будет достаточно расстояния в 50-60 см до задней поверхности, однако оно может быть и меньше — точную цифру каждый выбирает сам исходя из особенностей имеющейся комнаты.
Корректируем звучание
В идеальном мире рабочее помещение должно быть настолько большим, чтобы точка прослушивания оказалась на достаточном расстоянии от задней и боковых стен, а также всех углов комнаты. В реальности дело обстоит совершенно иначе: в 90% случаев рабочей комнатой выступает спальня, гостиная или какая-нибудь коморка за актовым залом.
Производители мониторов прекрасно понимают, что реальность всегда расходится с тем «как задумано» — многие модели оснащаются встроенными регуляторами для настройки звучания мониторов под помещение и расположение рабочего места. Благодаря им монитор может подстроить своё звучание так, чтобы устранить недостатки помещения или неправильного расположения точки прослушивания.
Секция настройки звучания на мониторе
При близком расположении монитора к стене происходит значительное наращивание низких частот — эффект перенасыщения низа из-за неправильного расположения динамиков обычно называют «пограничное усиление баса» (англ. Boundary Bass Boost). При расположении монитора в углу комнаты буст проявляется сильнее, при расположении близко к стене — слабее (он всё равно присутствует, не пытайтесь обмануть себя).
Секция управления звуком, устанавливаемая на большинство студийных мониторов, устраняет недостатки неправильного расположения. Суть работы настроек максимально проста — ослабить на несколько децибел область частот ниже заданного диапазона. Параметров настройки обычно три:
- 0 дБ — изменения звучания не происходит. Подходит для мониторов, установленных в центре стены, достаточно далеко от углов.
- –2 дБ — монитор ослабляет на два децибела низкие частоты. Пригодится для тех случаев, когда монитор стоит недалеко от стены.
- –4 дБ — монитор значительно ослабляет низкие частоты, предотвращая пограничное усиление баса. Предусмотрен для ситуаций, когда монитор стоит в углу или близко к нему.
Определить необходимость дополнительной настройки просто — послушайте микс. Слышите, что микс гудит и мутнеет? Крутите предложенные настройки. В точке прослушивания с басом всё в полном порядке, а за её пределами — полный провал? Настраивайте звучание.
Если избежать угла или близкого расположения к боковой стене не удаётся, то переключатели на мониторах нужно установить в разные положения. Если левый динамик оказался у стены, переведите переключатель в положение –4 дБ, чтобы устранить буст низких частот. Переключатель правого динамика, оказавшегося близко к стене, лучше перевести на –2 дБ.
Определяемся со звукопоглощением
Установка мониторов на столе не позволяет динамикам выдавать чистый и сбалансированный звук. При таком расположении динамиков стол становится дополнительным резонатором, вмешивающимся в процесс формирования сигнала: исходящие от мониторов звуковые волны отражаются от поверхности стола и только после этого движутся в сторону точки прослушивания. В итоге к нам поступают сильно изменённые волны, которые не имеют ничего общего с оригинальным звучанием.
Студийные мониторы передают вибрации на любую твёрдую поверхность, на которой они стоят. Вибрации, в свою очередь, становятся источником проблем: они расшатывают крепежи стола, вызывают неочевидные шумы поверхности и приводят к образованию грязи в слышимом миксе. К тому же у стола существует и собственная резонансная частота: после включения мониторов стол может усиливать определённые частоты под воздействием вибрации динамиков.
Установка без подставок не позволяет поставить мониторы на нужной высоте, что нарушает правило о расположении твитеров на высоте ушей. В общем, подставки не только увеличивают высоту мониторов, но и спасают микс от нежелательной грязи.
Беда подставок в другом — их ценник зачастую начинается от 3000-4000 рублей за штуку, что может стать решающим фактором для отказа от покупки в условиях ограниченного бюджета. К тому же подставки обычно ставятся за столом, что становится проблемой при небольших размерах помещения. В таких ситуациях лучшим выходом станут звукопоглощающие изоляционные панели под мониторы — их ценник редко превышает 500 рублей за штуку (бренд здесь абсолютно не важен), а за счёт расположения на столе они экономят место в студии.
В идеале — использовать отдельную стойку для мониторов и звукопоглощающую подставку на ней.
Панели минимизируют вибрации мониторов, не дают звуковым волнам уходить в стол и устраняют другие резонансы твёрдых поверхностей. Обычно такие аксессуары состоят из двух частей, которые помещаются друг на друга, и позволяют выбрать угол наклона мониторов. В общем, бюджетно, компактно, удобно и полезно — сплошные плюсы.
Тем не менее ждать идеального поглощения вибраций от такой изоляции не нужно: панели — не более, чем компромисс. В любом случае, лучше уж панели и хоть какое-то то звукопоглощение, чем полное отсутствие изоляции и неестественное звучание.
Установка сабвуфера
Сабвуфер усиливает низ и увеличивает количество звукового контента в помещении. Если мониторы предварительно не настроены, то работа сабвуфера зачастую является источником дополнительных проблем. Более того, становится невероятно сложно определить, кто именно загрязняет звук комнаты: мониторы или сабвуфер? По этой причине добавлять саб в существующую звуковую систему нужно только после того, как мониторы будут правильно установлены, а звучание помещения откалибровано.
Сабвуфер должен стать естественным дополнением, расширяющим и обогащающим звучание существующей системы мониторинга. Он не должен раскачивать отклик баса в пространстве или усиливать какие-либо частоты. Тем не менее не всё так страшно: так как низкие частоты распространяются во все стороны одновременно, а слух не способен определить направление, откуда поступает такой сигнал, сабвуфер можно установить практически в любом месте комнаты.
В идеале сабвуфер должен стоять на той же линии, что и мониторы. Вместе с тем допустимо расположить его в любом месте той же половины комнаты.
Чтобы понять, где должен стоять сабвуфер, найдите для него такое место, где он будет звучать лучше всего — аккуратно подчёркивать низ и расширять его, не вызывая дополнительных проблем. Для начала установите сабвуфер в одной плоскости с мониторами и проверьте, как звучат низкие частоты. В случае, если бас становится излишне мощным, переместите сабвуфер в сторону, поставьте его за собой слева или справа. Так как низкие частоты распространяются во все стороны, сабвуфер можно смело двигать по комнате в рамках той её половины, где находится точка прослушивания.
Идеальное расположение сабвуфера — в той же плоскости, что и студийные мониторы. Такая установка минимизирует фазовые проблемы сигнала. Вместе с тем допустимо расположить его в той же половине комнаты, что и точка прослушивания.
Опять-таки, как и в случае с мониторами, сабвуфер лучше держать подальше от резонирующих поверхностей. Избегайте углов комнаты — в них бас неконтролируемо усиливается, из-за чего вся звуковая система превращается в грохочущее нечто.
Тем не менее из любых правил существуют исключения — слишком многое зависит от самого помещения. Если саб хорошо звучит недалеко от стены, оставьте его там.
В общем, как и всегда, полагайтесь на уши. Если оборудование отлично звучит, то какая разница, где оно находится — у стены или в центре комнаты?
Ищите для сабвуфера такое место, в котором бас будет звучать максимально аккуратно, чётко и гладко. Делайте небольшие правки: двигайте низкочастотный динамик на несколько сантиметров в стороны и обязательно слушайте, как меняется звучание. Главное: не стоять рядом с сабвуфером — проверять звучание баса нужно сидя за студийным столом, так как именно здесь вы будете всё время работать с миксом. Перемещать сабвуфер нужно до тех пор, пока звучание низких частот в студии не станет равномерным. Не размещайте саб там, где он усиливает низ — так вы только навредите миксу.
Читайте также: