Как узнать сколько бит матрица монитора
Отличия не глобальны, а в остальном обе приведенные конструкции при условии исправных частей имеют гарантированную 100% повторяемость.
Конечно же я веду речь о доступном железе, которое производится в Китае именно для самодельных конструкций. С одной стороны это хорошо - в основном все китайские контроллеры рассчитаны на максимальный охват доступных матриц. Но следует обязательно отметить и тот факт, что не все 100% существующих матриц можно таким образом воплотить в проект. Имеется в виду, что есть и ряд матриц, которые нельзя назвать универсальными, взаимозаменяемыми и т.д. Встречаются и совсем нестандартные одиночки, но радует то, что их не так уж и много. Речь идет о матрицах с редко встречающимися интерфейсами, "поднять" которые бывает довольно затруднительно, а иногда и невозможно. К таким же трудно приживляемым можно смело отнести и матрицы с сугубо индивидуальными временнЫми характеристиками, которые были заложены в планшетах или нетбуках (где в первой жизни стояли эти матрицы). Не каждый контроллер способен выдать эти характеристики поскольку в подавляющем большинстве прошивки рассчитаны все таки на некие "усредненные" и унифицированные параметры. Контроллеры, которые ГИПОТЕТИЧЕСКИ могли БЫ корректно заработать с подобными матрицами - это те, что с "телевизором" на борту (будут ниже под спойлером). Т.е. те, в настройках которых есть пункт map LVDS, в котором есть хоть какая то возможность выбора из 16 заложенных параметров предустановок.
* на первый взгляд данный спойлер напоминает старый анекдот про студента-биолога, который выучил только тему про блох. Я примерно так же назойливо перевожу все сказанное к интерфейсу LVDS. Но это только на первый взгляд, потому что под предыдущим спойлером я ясно дал понять, что подавляющее большинство китайского железа для самоделок рассчитано на подключение матриц именно с этим интерфейсом. Именно LVDS можно подключить к подобному железу напрямую, а все остальные виды интерфейсов - только через переходники и адаптеры, которые если и существуют в природе, опять же ориентированы на преобразование каких угодно интерфейсов в LVDS. Применение других матриц с интерфейсом отличным от LVDS (а это RSDS, eDP, V-by-One, EPI, MIPI) обязательно приведет к дополнительным изысканиям и финансовым затратам. Отсюда такой акцент.
Еще раз повторюсь - речь идет об УНИВЕРСАЛЬНЫХ контроллерах именно для самоделок.
В Китае их производится огромное количество и все модели я не смогу охватить. Но среди всего разнообразия можно выделить несколько видов, с которыми успех более вероятен, чем с какими то редкими и экзотическими (но при этом все равно универсальными) контроллерами. В первую очередь я подразумеваю доступность массивов прошивок и наличие мало-мальски внятных мануалов.
На всякий случай поделю их на две группы:
КОНТРОЛЛЕРЫ ДЛЯ ПОСТРОЕНИЯ МОНИТОРОВ
Это означает, что контроллеры ведут себя именно как любой компьютерный монитор - "засыпают" при отсутствии сигнала на входе. Время засыпания - от 2 до 5 СЕКУНД.
- контроллер на чипе RTD2660H (или RTD2662) (программное обеспечение обозначено как PCB800099):
У нас уже было много роликов про дисплеи: мы разбирали все типы LCD-матриц в телевизорах. Сделали один из самых подробных материалов про все виды OLED в смартфонах и ТВ. Также мы рассказывали вам про mini-LED и microLED-дисплеи будущего. Но мы еще ни разу не рассказывали про дисплеи в ноутбуках. А ведь в дисплеях для ноутбуков есть своя особая специфика. Поэтому сегодня мы глубоко нырнём в разновидности дисплеев для ноутбуков. Разберём всё страшные аббревиатуры и узнаем как маркетологи вводят нас в заблуждение?
Разберемся как узнать модель и тип дисплея в вашем ноутбуке? И посмотрим на конкретные примеры ноутов и дисплеев.
Какими бывают матрицы?
Начнём с общей информации. Какие вообще бывают матрицы и какие преимущества и недостатки бывают у каждого из типов?
Несмотря на всё многообразие дисплеев в мире матрицы бывают всего 4 типов:
- TN-подобные
- VA-подобные
- IPS-подобные
- OLED-подобные
TN — Twisted Nematic
TN — это самые дешевые матрицы. Их главный недостаток — малые углы обзора по вертикали, что для ноутбуков особенно критичная проблема. Любое отклонение дисплея вверх-вниз сразу влечет за собой серьезное искажение цветов, а это мало кому понравится.
Второй важный недостаток — плохая цветопередача. А как правило TN-дисплеи имеют тесную глубину цвета: 6 бит на канал. А 8 бит на канал достигается за счет FRC — Frame rate control, то есть быстрого моргания субпикселей.
Субпиксели быстро моргают, из-за этого их яркость приглушается и мы можем смешивать цвета в разных пропорциях, от чего получаем дополнительные оттенки. И мы имеем 6 бит + 2 бита FRC.
Как правило на глаз настоящие 8 бит от 6 бит + FRC вы не отличите. Но для людей чувствительных к мерцанию мониторы с FRC — не лучший выбор. Мерцание FRC может достигать 30 Гц это очень мало и суперзаметно. Короче, иногда FRC — это хуже, чем ШИМ.
Зато есть у TN-мониторов есть важное достоинство — это очень быстрый отклик — 1 мс и ниже. Это очень важно для игр. Поэтому для игровых мониторов TN-матрицы с высокой герцовкой от 120 Гц и выше — это рациональный выбор.
Кстати, в случае с TN-матрицами есть лайфхак. Чем выше у них разрешение, тем выше углы обзора. Поэтому в теории современная TN-матрица с высокой плотностью пикселей может выдавать вполне приличную картинку.
VA — Vertical Alignment
И эти сокращения важно знать. Почему? Часто даже для одной модели ноутов используются различные комплектации экранов. Почему так? Разберемся. Сегодня у нас для этого как раз народный игровой ноутбук от Dell. У него три типа экранов.
Намного более качественное изображение выдают VA-матрицы. В отличие от TN у них отличные углы обзора по вертикали и неплохие углы обзора по горизонтали, но всё равно они ниже, чем у IPS.
В целом, для ноутбуков именно вертикальные углы обзора — критические. Вряд ли вы часто будете смотреть на экран сильно сбоку, а вот для ТВ это может стать проблемой.
Также у VA-матрицы хорошая цветопередача. Они выдают честную глубину цвета 8 бит на канал, либо 8 + 2 бита FRC. Поэтому такие матрицы могут даже подойти для работы с цветом, но естественно, непрофессионально. А главное достоинство таких матриц — глубокий черный цвет, а значит высокая контрастность.
Скорость отклика VA-матриц меньше чем у TN и плюс/минус сопоставима с IPS. Это 5-10 мс. Поэтому самые быстрые VA-мониторы вполне подходят для потной катки в шутер. И в целом, современные VA-матрицы — хороший вариант для потребления контента и игр. Но самый сбалансированный и желанный тип матрицы в ноутбуках — это по-прежнему IPS.
IPS — In-plane switching
У IPS-матриц лучшая цветопередача. Они выдают настоящую глубину цвета 10 бит на канал и поэтому лучше всего подходят для профессиональной работы с цветом. Время отклика дорогих IPS также достойное и составляет от 5 мс. Есть даже дисплеи, на которых рекламируют отклик в 1 мс, но не верьте это хитрая маркетинговая уловка.
Тем не менее, IPS — почти идеальный варинт для всего. Но есть у них недостаток — уровень черного цвета.
IPS-матрицы плохо блокирует фоновую подсветку, из-за чего черный цвет в таких матрицах может иметь фиолетовый оттенок. Особенно это заметно на больших экранах. Поэтому IPS в телевизорах, как правило не используют. Но в мониторах и ноутбуках этот эффект менее выражен, поэтому IPS по-прежнему наше всё. Хотя в будущем всё может измениться. Сейчас стало появляться всё больше моделей ноутбуков с OLED-экранами.
OLED — Organic Light-Emitting Diode
И безусловно не просто так. У OLED масса преимуществ:
- Настоящий черный цвет
- Широкий цветовой охват
- Низкое время отклика, менее 1 мс.
- Компактная конструкция. Пиксели светятся самостоятельно, поэтому не нужно делать LED подсветку.
- Такие дисплеи выгорают. Проблема всё еще не решена, поэтому мы не знаем точно как покажут себя такие дисплее при отображении статичных элементов интерфейса.
- В больших OLED-дисплеях встречается эффект зернистости на однородных цветах, который называется MURA эффект.
- Для регулировки яркости в OLED часто используется ШИМ.
- И конечно, OLED-дисплеи дорогие.
Разные LCD технологии
Казалось бы в чём проблема? Мы узнали про плюсы и минусы всех технологий и теперь каждый из нас может выбрать то, что подходит именно ему. Но сделать это непросто, потому как непросто определить какой дисплей в ноутбуке тебе на самом деле достанется. И проблема тут маркетинге.
Дело в том, что разновидностей технологий матриц огромное количество и все они по-разному называются. Вот взгляните на этот список, тут уже легко запутаться.
Но плюс к этому списку названий, которые мы можем точно отнести к определенному типу дисплея есть еще и ряд “маркетинговых” обозначений, которые вообще могут значить, что угодно.
Во-первых, есть аббревиатуры SVA, WVA и EWV.
SVA значит Standard View Angle, что просто значит стандартный угол обзора. На практике так обозначаются обычные TN-матрицы или их немного улучшенные версии TN+film. Иными словами эта технология не имеет ничего общего с настоящей SVA-матрицей — Super Vertical Alignment, которая относится к VA-подобным матрицам.
Вроде как такая подмена понятия используется только в ноутбуках HP. Тем не менее будьте аккуратны: никто не гарантирует, что этот приём не возьмут на вооружение и другие производители.
Похожая история с аббревиатурами WVA — Wide Viewing Angles и EWV — Enhanced Wide Viewing. Так просто обозначается, что дисплей имеет широкие углы обзора. При этом EWV — это всегда TN-матрица. А вот WVA — может по факту оказаться вообще чем угодно: и TN-матрицей, и VA и IPS. При этом не стоит всё это путать с технологиями AHVA и UWVA, которые являются разновидностями IPS-матриц.
- AHVA (Advanced Hyper-Viewing Angle) — разработана компанией AU Optronics.
- UWVA (Ultra Wide View Angle) — маркетинговое обозначение IPS-матрицы.
Дело в том, что IPS — это не только название технологии, но еще и торговая марка, которая принадлежит LG.
Поэтому только LG имеет право называть свои дисплеи IPS. Поэтому остальным производителям, ничего не оставалось, как придумать что-то своё и так сложилось, что все стали использовать термин матрица IPS-уровня. С другой стороны, так как это достаточно размытый термин за уровнем может скрываться и настоящий IPS или очень прокаченный VA.
Более того, часто магазины упускают из виду, что это IPS-like матрица и просто пишут IPS. Поэтому верить указанным характеристикам в сети нельзя.
Как определить тип матрицы?
Давайте поговорим, о том как нам выжить во всей этой путанице. Как купить комплектацию ноутбука с правильным типом дисплея? Или, если вы уже купили ноутбук — как проверить, что вам досталось?
Возьмём к примеру, бюджетный игровой ноутбук DELL G3 15, тут как раз сложный вариант.
На официальной странице указано что бывает три типа матрицы:
- 60 Гц, 220 нит
- 60 Гц, 300 нит
- 144 Гц, 300 нит
Мы знаем, что WVA — это просто широкие углы обзора, поэтому значить это может, что угодно.
Поэтому перед покупкой обязательно нужно погуглить обзоры, чтобы определить какая на самом деле матрица установлена. Но надо смотреть обзоры на комплектацию, которая вас интересует. Например, на эту модель в комплектации с дисплеем в 144 Гц есть обзор на notebookcheck-ru. Кстати, замечательный ресурс, всем советуем.
Ребята указали не только тип матрицы, но и конкретную модель производства AU Optronics. Кто не знает, это очень крупный производитель дисплеев.
И видим, что тут используется дисплей типа AHVA, что очень хорошо. Потому как это одна из самых передовых технологий IPS-подобных дисплеев. Это первый дисплей IPS типа с частотой обновления 144 Гц и откликом в 4 мс. Короче, тут нам повезло.
Но давайте проверим. какой дисплей стоит конкретно в этом экземпляре.
Для этого ставим утилиту AIDA64. Запускаем её. Дальше Дисплей ->Монитор. И дальше гуглим данные из строчек: Имя монитора, ID монитора и Модель.
У меня оказалось, что это Dell FNVDR с матрицей LQ156D1JW04 (SHP1436) производства Sharp.
Кстати, если например AIDA не выдаёт вам название модели или вы разбили дисплей в ноутбуке и хотите найти замену и вы не готовы ни перед чем останавливаться. Модель дисплея всегда указывается задней стороне матрицы, поэтому сняв верхнюю крышку ноутбука вы сможете узнать модель.
И главный лайфхак. Если вы взяли самую дешевую комплектацию с TN-матрицей, очень часто можно сделать апгрейд, просто заказав себе дисплей из комплектации подороже. Это так, информация для размышления.
Остальные характеристики
Помимо типа матрицы, стоит учитывать и другие характеристики
В первую очередь, это цветовой охват. Для комфортного повседневного использования как правило хватает примерно 57-63% цветового пространства sRGB, это где-то 45% NTSC.
Такого дисплея вам хватит для просмотра контента, игр, и даже для редактирования фото и видео на любительском уровне.
А для профессиональной работы с цветом вам понадобится монитор с охватом 72% NTSC или 90-100% sRGB. Это уже очень хороший дисплей. В этом ноутбуке, к примеру, охват SRGB — 94%.
Цветовой охват больше 100% SRGB нужен только для работы с печатью или для редактирования HDR-видео, то есть это очень узкие сферы.
Также важна яркость монитора, особенно если вы любите поработать за ноутбуком в дороге или на открытом воздухе, на веранде. Тут такая история: на солнце нормально работать получится при яркости от 450 нит. Таких дисплеев очень мало и это премиальный сегмент. А в помещении вам и 250 нит хватит с запасом.
Ну а брать глянцевый или матовый монитор, решайте сами. Профессионалы чаще предпочитают матовый, но и глянцевый тоже многие берут.
Надеемся, что сегодня вы благодаря нам еще больше узнали о сложном и непонятном мире всевозможных дисплеев и мы рассказали вам что-то новое и важное. На этом на сегодня всё.
В мониторах производители могут указывать глубину цвета или количество передаваемых цветов. Экран монитора может передавать цвета с количеством цветовых оттенков например 8 бит, цвет имеет глубину 2 в 8 степени это означает, что один цвет может быть показан с 256 оттенками, в свою очередь оттенки могут комбинироваться, поскольку матрица экрана может отразить 3 цвета (синий, зелёный, красный) то количество оттенков в 8 битной матрице монитора будет 256х256х256=16777216 это 16,7 миллионов цветов.
Какая может быть глубина цвета в мониторе, телевизоре
Экраны с глубиной цвета 6Bit
6 бит — 0,26млн. цветов, такие матрицы ставят в самые дешёвые мониторы и телевизоры, это матрицы изготовленные по технологии TN, мониторы с такими экранами используются для офисной работы, совершенно не предназначены для работы с графикой.
Экраны с глубиной цвета 8bit
8 бит — 16.7млн. мониторы и телевизоры среднего класса более менее подходят для работы с графикой. Это экраны изготовленные по VA или IPS технологии. Довольно неплохое качество изображения для большинства пользователей.
Экраны с глубиной цвета 10bit
10бит — 1,07млрд цветов такие мониторы и телевизоры подходят для работы с фотографиями и других работ требующих качественных цветовых переходов. 10 bit экраны устанавливаются в топовые мониторы и телевизоры. Имееют очень качественую картинку.
Видеокарта компьютера способна передавать глубину цвета как правило не менее 8 бит, а более мощные 10 бит.
Экраны с глубиной цвета 12bit
12 bit экраны очень редкие используются очень мало, причина дороговизна в производстве, небольшой рынок. Как правило такие экраны используются только в дорогих устройствах специального назначения. Пример медицинские диагностические мониторы, когда градация цветовых оттенков играет важную роль. Но стоимость такого монитора раз в 10 больше обычного.
Что означает (8bit+FRC), (6bit+FRC)
Дабы адаптировать мониторы к мощностям видеокарт был придуман дизеринг или технология (FRC) Frame rate control. Чуть позже технология была применена и в телевизорах.
Чтобы создать большее число оттенков было придумано заставить мигать подсветку пикселей. Благодаря такому усовершенствованию визуальное восприятие цветов стало больше и производители стали такие матрицы называть более лучшими и они получили обозначение A-FRC. На самом деле подсветка не совсем мигает, правильней сказать подсветка имеет несколько уровней яркости. Быстро меняя яркость подсветки меняется оттенок изображения, добавляется количество оттенков. Особых затрат для этого не надо, но позволяет позиционировать телевизор или монитор как устройство более высокого класса.
6bit+FRC, 8bit+FRC что это
(8bit+A-FRC) или (8bit+FRC) — если в характеристиках монитора встретится такое обозначение, то надо понимать, что реально монитор может показывать изображение с глубиной 8 бит, но в нём применена технология FRC и визуально изображение будет сопоставимо с монитором имеющим глубину цвета в 10 бит. Так ли это сказать трудно, обычному пользователю, без специальных приборов проверить работу FRC не возможно. Но логика подсказывает, что мониторы и телевизоры с FRC не могут быть сопоставмы с мониторами которые поддерживают реальные 8 бит или 10бит.
С экранами (6bit+FRC) — всё аналогично.
Но зачем это нужно, исследования показали, что максимально человек может различать до 10 млн.цветов и в зависимости от физиологии конкретного человека, уровень восприятия цветов колеблется от 3000 до 10млн. Людей способных распознавать миллионы цветов, всего несколько на 1000. Так зачем 10 бит панели, если человек не в состоянии распознавать большее количество оттенков. Ответ в индивидуальном восприятии, кто то видит больше оттенков с красным цветом, кто то зелёным. Визуально монитор с глубиной цвета в 10bit будет показывать более красивое изображение для любого человека.
Но для решения большинства задач вполне достаточно 8 битного монитора.
Глубина цвета всегда была важна, но с ростом разрешения 4K и HDR возможность более точного отображения градаций и цветовых матриц стала еще более важной. Конечно, чем выше битовая глубина цвета, тем выше качество изображения, но мы объясним это подробно, чтобы лучше понять.
Что такое глубина цвета на мониторе?
Ранее мы упоминали, что с ростом разрешения 4K и HDR этот параметр стал более важным; когда доминировал 1080p, это уже было важно, но это различие приобретает больший вес, поскольку изображения становятся более плотными (больше пикселей с увеличением разрешения) и более загруженными метаданными. Глубина цвета экрана действительно означает сколько в нем информации об изображении точно отображается на панели или экране.
Мы только что упомянули метаданных , который обычно относится к дополнительной информации помимо основных изображений, таких как разрешение и частота кадров; HDR включается в метаданные, и чем больше информации отображает панель, тем лучше и точнее будет изображение. Вы можете ясно видеть это на следующем изображении, где мы можем видеть градиент от черного к белому по шкале от 1 до 14 бит.
Битовая глубина и влияние спецификации на цветопередачу особенно нравятся энтузиастам. Верность цветопередачи высоко ценится геймерами, любителями кино и телевидения, фотографами и профессионалами в области видео, и они знают, что важна каждая деталь, поэтому этот параметр особенно важен для них, потому что он дает нам представление именно об этом. , насколько верно отображение цвета на экране.
Математика битовой глубины
8 бит, 10 бит, 12 бит, в чем реальная разница?
Больше глубины цвета лучше для игр?
В этом смысле игры ничем не отличаются от фильмов, потоковой передачи, фотосъемки или редактирования видео. При этом исходный контент продолжает увеличиваться в деталях и качестве, и, очевидно, используемый экран должен идти в ногу с контентом и не застревать в прошлом, иначе вы упустите множество деталей. Это означает, что сегодня 10 или более бит - это то, что мы должны искать для игр.
Читайте также: