Как сделать педаль сустейна для миди клавиатуры
Здравствуйте. Имеется в наличии миди клавиатура CME UF 80 classic c двумя разъёмами под педали сзади. Купил sustain педаль и обнаружил, что у нее лишь 2 режима - либо полный sustain либо вообще без него (грубо говоря 1 и 0). Вопрос: Как сделать так, чтобы педаль работала, как на настоящем пианино, т. е. изменяла длительность звучания в зависимости от силы нажима? Достаточно ли будет купить более дорогую педаль экспрессии вместо педали сустейна и воткнуть её в разъём сустейна? Или нужно будет еще что-то сделать в софте? Заранее спасибо!
Такого понятия нет. "0" и "1" - это переключатель логики. Дело в том, что клавиатуры разных производителей могут по-разному трактовать педаль: считать ее нажатой, когда контакт замыкается, либо когда он размыкается. Тебе нужно просто выбрать правильный вариант.
А частичное продление звука называется "полупедаль", и ОЧЕНЬ редко применяется в практике, потому что конструктивно фортепиано на это не рассчитано, это как бы использование переходного состояния, нужно долго привыкать к конкретной механике, чтобы это уловить. Электронные же инструменты (некоторые, не слишком дешевые) могут иметь эту функцию изначально. Но в таком случае ты должен убедиться, что тсвой синтезатор эту функцию поддерживает, и покупать педаль, которая жту функцию предоставляет. А это еще поискать надо, т. к. большинство отдельно продаваемых педалей имеет просто контакт, и ничего более.
Т.е. Если купить педаль, чувствительную к силе нажатия и воткнуть её в сустейн разъём, то этого будет достаточно?
А кто сказал, что в настоящем пианино педаль работает как в ферари? Есть два режима: педаль нажать и педаль отпустить. Других не существует.
А педаль экспрессии разве не силу звука изменяет ?- само название ведь говорит за себя.
Если ты записываешь музыку в редакторе и можешь потом изменить нотную партитуру - то и педаль просто потом в ней поточней прорисуй, да и все. На ф-но тоже звучание зависит от точного нажатия или снятия педали. Других вариантов я не знаю. Не научилась за многие годы.)
Внутри всё оказалось возмутительно просто. Имея минимальные навыки в электронике и пайке любой сможет собрать такую педаль самостоятельно. За что дерут такие деньги?
Схема сустейн-педали Casio CTK-3000:
Да-да, просто контакт на замыкание.
У других моделей бывают педали на размыкание
Для изготовления сустейн-педали Casio CTK-3000 нам потребуется:
1) разъём Jack 6,3" (моно) для подключения к синтезатору
2) кнопка или микрик на замыкание, смонтированный в педали любой конструкции
3) изолированный двухпроводной мягкий кабель, 2-2,5 метра
4) паяльник, припой, канифоль, нож, плоскогубцы
5) хорошее настроение
Отмерим кабель нужной длины, оголим и припоем с канифолью облудим кончики на 3-5 мм. Припаяем с одной стороны контакты от кнопки в педали, а с другой стороны — разъем Jack. Если сделали всё акуратно, то можно пробовать. Педать готова.
В качестве педали можно использовать любой ножной переключатель (без фиксации). Я нашел педаль наподобие педали для швейной машинки.
В этой педали уже был подходящий переключатель. Можно использовать любой имеющийся кабель, т.к. звук через него не идет, а лишь управление (у меня был силовой кабель малого сечения).
Педаль собрана около года назад, выполняет все требуемые функции и ни разу не подвела.
Если под рукой нет педали, но очень хочется попробовать, то можно вставить в гнездо «Sustain» штекер Jack и закоротить выводы, просто подогнув их. Получится имитация постоянно нажатой педали.
Данная схема была проверена лишь на модели синтезатора Casio CTK-3000, но с большой долей вероятности подойдет и к синтезаторам других моделей и производителей. Как я писал выше, встречаются педали на размыкание.
Будьте внимательны и осторожны! Делаете всё на свой риск.
К сожалению, этот весьма неплохой и недорогой «стартовый» синтезатор снят с производства.
Делалось для Ямахи ПСР - там педали джеком чевертьдюймовым включаются. Делалось года 4 назад
Единственное что следует сказать педали вроде бывают срабатывающие на замыкание и на размыкание. Как сделано в конкретных клавишах - определить легко опытным путем - подпиваем к джеку 2 проводка - и пробуем.
Ну вот на ПСР-ках есть еще такая фича, что если в настройках клавы "SusPedal" не стоит "On" чтобы они поняли что она воткнута надо при включении держать ее нажатой.
Теперь а так называемой "схеме". Вобщем просто острым резаком (ножом) отрезал дорожки от микриков, от остальной схемы (там вот возле синего провода видна насечка).
На большинстве микриков 3 контакта - как правило средний это общий а слева - справа какой-то нормально замкнуты а какой-то нормально разомкнутый (ну то есть в ненажатом состоянии кнопки). Померил прибором (ну или лампочку с батарейкой если у кого нет прибора) какой контакт какой. И припаял проводки от родного мышкиного хвостика. (не все а 2-х достаточно)
С другой стороны отрезал разъем (кажись он старого типа был 9-ти пиновый да это не важно) и припаял джек.
Ну еще провод вывел с другой стороны корпуса, чтобы под ногами не мешался.
Кому неудобно нажимать ногой маленькую кнопку - ну наклейте там суперклеем на нее что-нить покрупнее. Если мышь с колесиком то его наверное вынуть придется.
Хотя колесо модуляции - управляемое ногой это прикольно .
Ну в общем работает. Активно не пользуюсь но иногда бывает что надо. Чаше пользую не столько как непосредственно сустейн как миди-переключатель (во многих гитарных плагах типа реал гитар, реал страт можно посадить нужный элемент управления на нее).
вот так. Больше конечно для раздела "приколы" годится но зато когда она просто валяется рядом - все кто приходят долго тупят глядя на мышку с джеком
TContinental » 06 июл 2008, 19:00
Рубрико очумелые ручке.
Вот знаешь, за идею выноски провода через опу, благодарю. Я бы не додумался навернео. Честно.)) И за идею сделать кнопку общей большой.
Пасиб!
ПС - мифы о дерьмовости маудио клав подтвердились. На третий день юзанья свежей клавы в стирильных бережных услових у мну начал странно маргать светодиод синенький над кнопкой понижения октавы. Пипец. Больше никаких маудиов в моей жизни не будет. Факт.
ak630 » 06 июл 2008, 19:11
TransContinental писал(а): Пипец. Больше никаких маудиов в моей жизни не будет. Факт.Ик. А я как раз думал что если что-то когда-нить буду брать то как раз на М-аудио клаву засматривался. Серию ПРО хотел со взвешенной механикой. Ну ладно в принципе тут выбор есть.
А вообще может если все будет как я планирую то куплю я пожалуй рабочую станцию типа Енсоника какого-нить в пределах 2-3вечнозеденых тыс. и душа успокоится.
В этой статье я вам покажу, как самостоятельно сделать педаль с эффектом «сустейн» для синтезатора. Сделать такой прибор самостоятельно очень просто, да и цена в десятки раз будет ниже той, которая продается в музыкальном магазине.
Что такое педаль Sustain?
Наверное каждый владелец синтезатора видел на задней панели своего инструмента гнездо с такой надписью. Все дело в том, что синтезатор очень часто приходится использовать вместо громоздкого фортепиано. Звук, конечно, немного хуже, да и отдача клавиш совершенно другая, но, тем не менее, это так. Многие родители своим детям для домашних занятий музыкой приобретают вместо фортепиано – синтезатор. Неотъемлемой частью фортепиано является наличие педали, которая удлиняет звук и придает своеобразную окраску звучанию этого инструмента. Такую педаль стали использовать и для синтезатора. Суть ее заключается в том, что при нажатии на педаль звук удлиняется для всех струнных инструментов, он конечно же затихает, но со временем. А вот если использовать педаль во время игры другими оркестровыми тембрами, такими как скрипка, труба, да и все всех инструментов, при нажатии на клавишу синтезатора звуки не затихают – педаль можно использовать для освобождения рук. Когда может такое пригодиться? Ну вот например вы играете тембром «труба» конец какой-нибудь фразы и последняя нота длинная, а следующую фразу нужно будет играть другим тембром (электропиано, например) – вы можете смело взять ноту «трубой», нажать на педаль, и когда вы отпустите клавишу – звук трубы не исчезнет, вот в это время вы можете свободной рукой переключать любые другие функции на синтезаторе. Примеров использования педали большое множество и для этого можно написать еще ряд статей, сейчас я вам просто расскажу, как самому практически за копейки сделать такую полезную штуковину.
Что для этого понадобится?
- Кнопка квартирного звонка.
- Обычный гитарный моно-штекер (Джек 6.3мм.).
- Двухжильный кабель 1.5 метра.
- Опыт припайки или человек, имеющий опыт в припаивании проводов.
Изготовление педали:
Если разобрать фирменную педаль, то мы увидим, что принцип ее работы проще не придумаешь – обычные две металлические пластины, которые прижимаются друг к другу при нажатии на педаль. Таким образом, получается обычное смыкание проводов. И все.
Идем в строительный магазин «Все для дома» (или как у вас он там называется?:)) и приобретаем обычный квартирный звонок. Не нужно брать дорогой. Купите обычный «советский» прочный звонок-кнопку среднего размера. Внимание! Кнопка не должна фиксироваться, как выключатель для света, она должна просто нажиматься и отжиматься. Обязательно проверьте, чтобы она не заедала.
Кнопка квартирного звонка
Далее нужно приобрести в музыкальном магазине или на радиорынке гитарный моно-штекер (Джек 6.3 мм.). Его можно еще срезать с нерабочего микрофона для Караоке. Обратите внимание на прочность штекера, тут главное, чтобы его кончик не болтался, а прочно был закреплен, иначе он может отломиться и остаться в гнезде инструмента. Это, конечно, дело поправимое, но хлопотное.
И еще нам понадобится двухжильный кабель. Для изготовления нашей педали может подойти абсолютно любой кабель (с двумя проводками). Кабель нужно выбрать мягкий и эластичный. Такой можно будет удобно сматывать, хранить и он дольше прослужит.
Мягкий двужильный кабель
Зачистите кабель с обеих сторон так, чтобы его жилы были видны. Раскрутите штекер и припаяйте провода к клеммам. Тут не нужно заморачиваться по поводу того, какой проводок, к какой клемме припаивать (соблюдение полярности плюс/минус не обязательно) – абсолютно все равно. То же самое нужно сделать и с кнопкой звонка: раскручиваем и припаиваем.
Припаивание к штекеру
Припаивание к звонку
Теперь наш штекер подключаем в соответствующее гнездо SUSTAIN, обычно находится на задней панели синтезатора. Подключать этот штекер нужно, когда синтезатор находится в выключенном состоянии. Это предотвратит инструмент от зависаний звуков, и еще так пишут в инструкциях по подключению педалей «сустейн». Далее включите синтезатор и понажимайте на разные клавиши, одновременно с этим нажимайте сделанную педаль. Если все работает – ОК! Действие педали вы услышите сразу, единственной проблемой может стать ее отдача. Она может продлевать звуки, когда на нее не нажимаешь и прерывать при нажатии, то есть выполнять свою функцию полностью наоборот. Не пугайтесь – это не ваша вина. Просто на синтезаторах разных производителей используется разная полярность контактов и плюс с минусом поменяны между собой местами. На самом деле это не проблема. Просто зайдите в меню настройки, выберите педаль (Foot Switch) и поменяйте полярность. Если в вашем меню нет таких настроек или меню вообще нет, тогда отсоедините штекер, раскрутите его и поменяйте здесь проводки местами. Вот и все. Педаль работает.
Конечно же, вы можете не морочить себе голову и просто купить «нормальную» педаль в музыкальном магазине. Цены на педали SUSTAIN в магазинах от 20$. Теперь посмотрите, сколько я потратил денег на изготовление своей педали:
- Кнопка квартирного звонка – 3грн. (0.36$).
- Обычный гитарный моно-штекер (Джек 6.3мм.) – 8грн. (1$).
- Двухжильный кабель 1.5 метра – 9грн. (1.1$).
- Опыт припайки или человек, имеющий опыт в припаивании проводов – 0$.
Итого – около 2.5$.
Играть с помощью такой педали достаточно удобно. Я показывал ее многим своим коллегам-пианистам и решил, что пользоваться такой педалью неудобно, только если вы на каблуках. В любой другой обуви – замечательно. Даже в домашних тапочках. Не подумайте, что мне жалко купить магазинную педаль или я хочу вас отговорить от такого приобретения. У меня есть и та, и та. А самое главное, что для синтезатора абсолютно все равно на какую педаль вы нажимаете, эффект смыкания проводов работает – а это главное. Эту педаль я научился делать, еще учась в музыкальном училище. В то время я играл в группе на синтезаторе. Мне очень нужна была педаль, а купить в то время не мог – дороговато оказывалось для студента. Пришлось включить логику и вспомнить песню: «Из чего же, из чего же, из чего же, сделана эта педалька…».
Вы сомневаетесь, стоит ли покупать сустейн-педаль для клавишного инструмента ? Не знаете какую модель выбрать из всего многообразия на музыкальном рынке? Давайте попробуем разобраться в этих вопросах вместе.
Зачем нужна сустейн-педаль
Итак, музыканты, которые учились играть на акустическом фортепиано, знают, что педаль сустейна увеличивает длительность звучания нот. Когда педаль нажата, звучание струн не приглушается, поэтому после отпускания клавиши слышно послезвучие. Несомненно, сустейн-педаль не является предметом первой необходимости для клавишника, но она придает инструменту особую выразительность и полноту звучания.
Звуки, которые вы продолжаете держать на педали, загружают полифонию вашего инструмента. Это особенно важно учитывать при использовании миди-секвенсора, в который записаны несколько самостоятельных партий с использованием сустейн-педали.
Если вы не используете классические тембры фортепиано, то сустейн-педаль поможет вам освободить руки, «переложив» часть работы на ноги.
На что следует обратить внимание при покупке педали сустейна?
1. Тип педали: кнопочная или рояльного типа. По функциональности они абсолютно идентичны. Это вопрос личного предпочтения. Если вы привыкли играть на фортепиано, то вам подойдет педаль рояльного типа.
Сустейн-педали: кнопочная и рояльного типа
2. Длина шнура. Если вы используете педаль для инструмента, находящегося на верхнем ярусе клавишной стойки, то вам потребуется длинный шнур, вместо стандартного.
Сустейн-педаль от STAGG с длинным шнуром
3. Наличие эффекта полупедали. Обычно педали сустейна имеют всего два режима: «нажато» и «отжато», без промежуточных вариантов и возможности плавного нажатия. Хотя существуют полудемпферные педали, например, STAGG SUSPED 10, которая выполняет функции «настоящей» сустейн-педали, как у акустического пианино. Естественно, педали такого типа дороже и имеют ряд ограничений в использовании, например, возможность работы только с определенными моделями клавишных инструментов.
Сустейн-педаль STAGG SUSPED 10
4. Одинарные, двойные или тройные педали. Для обычных синтезаторов подойдет простая одинарная педаль, так как ее функция однозначна – сустейн. А вот двойные и тройные педали выпускают, обычно, для определенной модели электропиано. Поэтому в этом случае выбор полностью зависит от типа вашего клавишного инструмента.
5. Наличие переключателя полярности. Если вы подключили педаль к инструменту, а она работает «наоборот», дает эффект в опущенном положении, то режим полярности, в котором работает педаль, не совпадает с режимом полярности вашего инструмента. Всего существует два режима: нормально-разомкнутый и нормально-замкнутый. Иногда поменять режим можно внутри клавишного инструмента, но не все модели поддерживают эту опцию. Поэтому лучше приобретать педаль со встроенным переключателем полярности – тогда она точно подойдет к инструменту любого производителя. Переключатель полярности есть в таких моделях, как M-AUDIO SP-2, FZONE SP-1, FORCE PS-1.
Переключатель полярности в сустейн-педали от STAGG
6. Цена педали. Так как сустейн-педали являются недорогими клавишными аксессуарами, то их цена не играет большой роли при выборе модели. Если вы активно пользуетесь педалью, то будьте готовы к тому, что ее придется периодически менять. Поэтому педали для клавишника являются своего рода расходным материалом, как барабанные палочки или пластики для барабанщика.
Еще несколько слов о выборе
Итак, педаль сустейна можно и нужно применять не только при использовании классических тембров фортепиано. Зажав на педали звук или аккорд, вы освобождаете руки для исполнения других звуков, партий или инструментов. Используя педаль, вы объединяете с ее помощью отдельные музыкальные фразы, разделяете их, отпустив педаль.
Нужна ли вам педаль сустейна? Что она изменит в вашем исполнении? Какая модель будет лучшей именно для вас? Ответы на эти вопросы вам даст только ваша практика и опыт игры на клавишных инструментах с использованием сустейн-педали. Пробуйте, экспериментируйте и вы обязательного добьетесь лучшего исполнения и звучания!
Читайте также: