Как считать интервалы на клавиатуре
Сегодня поговорим о знаках альтерации, тоне-полутоне, тональности, интервалах и длительностях .
Знаки альтерации
Они меняют высоту ноты на полтона. Их ставят прямо перед нотой (случайные) или при ключе (в самом начале пьесы), например на линейке ноты ФА. Тогда каждый знак действует на все ноты ФА в этой пьесе.
- Диез — повышает ноту на полтона;
- Бемоль — понижает на полтона;
- Бекар — отменяет действие любого знака
Тон и полутон
Наименьшее расстояние между нотами в классической и популярной (европейской) музыке — полутон. Тон — это просто два полутона.
Хотя в восточной музыке и блюзе используются четверть-тоны и другие дробные расстояния.
Где находятся тон с полутоном на фортепиано:
И тоже самое - на гитаре:
Тональность
Прежде чем понять что такое тональность, разберемся, что есть Лад.
Лад - это звукоряд, в котором есть ГЛАВНАЯ ступень (или Тоника). От нее отсчитываются остальные ступени. Так как лад может состоять из разного набора тонов и полутонов, он обладает определенным звучанием или настроением.
Формула мажорного лада на фортепиано - обратите внимание на состав тонов и полутонов в нем.
А тональность - это просто расположение лада по высоте!
Например, сыграем мажор от ноты До - и мы в тональности До-мажор. А мажорный лад от ноты Ре даст нам уже Ре-мажорную тональность.
Другими словами - тональность это набор нот , которые используются в песне.
Современный стандарт из 24 тональностей - 12 мажоров и 12 миноров появился, когда октаву разделили на 12 равных частей-полутонов. Это дало возможность писать музыку во всех тональностях, т.к. раньше некоторые интервалы в некоторых тональностях звучали грязно.
Вы, наверное, слышали о «странной» музыке советского композитора Альфреда Шнитке — это как раз «музыка без стандарта».
Интервалы
Интервал — это расстояние между двумя звуками.
Интервалы могут образовывать мелодию, если берутся последовательно, и гармонию — если взяты одновременно.
Очевидно, что расстояние между основанием и вершиной интервала может быть очень большим . Стоит запомнить названия восьми основных интервалов (некоторые из них бывают большими и малыми):
- малая секунда (1 полутон);
- большая секунда (2 полутона);
- малая терция (3 полутона);
- большая терция (4 полутона);
- чистая кварта (5 полутонов);
- увеличенная кварта (6 полутонов);
- чистая квинта (7 полутонов);
- малая секста (8 полутонов);
- большая секста (9 полутонов);
- малая септима (10 полутонов);
- большая септима (11 полутонов);
- чистая октава (12 полутонов).
Длительности
Длительность - это то, сколько длится одна нота относительно других!
Тут ключевое слово относительно , тк одна и та же длительность в разном темпе (скорости пьесы) будет звучать длиннее или короче!
✔ Целая нота — самая длинная. Она длится четыре удара метронома.
✔ Половинная нота — в 2 раза короче целой ноты, на 2 удара.
✔ Четвертная нота — длится 1 удар метронома.
✔ Восьмая нота — на каждый удар метронома приходится 2 таких ноты.
✔ Шестнадцатая нота — в 2 раза быстрее, чем восьмушка, 4 ноты на каждый удар.
В предыдущей статье мы остановились на том, что собрали гамму из 7 звуков, но будет корректнее уже назвать её звукорядом, так как названия звуков там известны(про гаммы будет ниже).
Музыкальный звукоряд — компактное представление отрезка квинтовой цепи.
Для удобства транспонируем(перенесём) её на квинту вверх.
Итак у нас есть цепь из 7 квинт. За тонику можно принять любой из 7 звуков.
Получаем 7 натуральных семизвучных ладов (если в звукоряде выбрать тонику - получим лад). Даю их в порядке убывания мажорности(от лидийского).
Справа вверху количество минорных и мажорных звуков. Большой буквой Т далее буду обозначать тонику
Так как у всех этих ладов звуковой состав(звукоряд) одинаковый они называются параллельными.
Тоника сама по себе не имеет окраску(0). Ладовую окраску, характерное звучание лада, формируют остальные звуки что приобретают смысл при наличии тоники и сопоставлении с ней. Как было сказано в предыдущей статье, если тоника находится внизу выбранной цепи квинт, то общее звучание у нас мажорное, если вверху то минорное. Так лидийский получается самый светлый лад, локрийский — темный, дорийский — средний, уравновешенный(3:3). Здесь уже можно видеть почему именно. В мажорных ладах преобладают количественно и качественно(по напряженности) звуки квинтами выше от тоники(обозначены как a), в минорных квинтами ниже(b).
В таблице выше звуки этого звукоряда слева направо по возрастанию мажорности отмечены номерами. Это абсолютная окраска звуков безотносительно тонике, проще говоря место в выбранном отрезке квинтовой цепи(это пригодится при анализе модуляций). Например F в этом звукоряде будет самым минорным, B самым мажорным звуком. Но при этом F в локрийском ладу(уже относительная тонике B окраска) будет 6 квинт вниз, а в мажоре(С) 1 квинта вниз, соответственно в первом F напряженнее и минорнее. Переходя между параллельными ладами мы переокрашиваем звуки а отрезок цепи квинт остается тот же. Каждый из ладов используют как средство выражения определенных эмоций. Цветом лада обозначил общее впечатление от его звучания(слева направо по убыванию мажорности).
C мажор C фригийский
Звукоряд пентатоники
Существуют и лады с меньшим количеством звуков например пентатоника. В ней всего 5 квинт поэтому звучит она спокойно и менее напряженно семизвучных. Здесь также любой из звуков можно принять за тонику что даст 5 видов пентатоники и каждая из них будет иметь свой характер, свою окраску:
Кто знаком с теорией мог заметить, что список тональностей со знаками при ключе обычно предоставляют по квинтам. Сами знаки, диезы и бемоли, нормативно ставят в квинтовом порядке и чем ближе здесь тональности тем ближе их родство(больше общих звуков):
К сожалению там указывают только параллельные минор и мажор а остальные лады опускают. Мы укажем все:
Звукоряды параллельных ладов
На квинтовом кругу лады с m это те, терция от тоники которых малая без m большая, o локрийский. Это одновременно и обозначение аккордов ладов.
Модуляция на квинту вниз с сохранением лада или с прыжком в его параллельные добавляет бемоль/бекар к крайнему мажорному звуку предыдущего а на квинту вверх — диез к крайнему минорному.
Если мы модулируем с тем же ладом в другую тонику, транспонируем, то возникает сопоставление тональностей. Относительно диезные тональности будут звучать светлее, бемольные темнее. Если прямого сопоставления нет, окраска будет взята относительно наиболее популярной тональности слушателя. Чем дальше отрезки цепи друг от друга тем напряженнее их сопоставление. Полную схему можно скачать здесь.
Существуют лады у которых цепь квинт на которой они основываются не непрерывна поэтому в них пропущены некоторые её звуки, что образует интервальный скачок(пропуск звеньев цепи). Такие лады называются искусственными — в противовес натуральным где цепь квинт непрерывна. Самый популярный из них — гармонический минор:
Гармонический минор Ля. Желтым и зеленым отмечены пропущенные звуки цепи
Видео с примерами на которое ссылаются таймкоды:
Ещё 3 новых интервала
Разберемся как образуются названия нот и интервалов.
Названия нот и интервалов
Современные названия нотам, что на письме обозначают звуки дали, когда в обиходе были 7 звучные церковные лады. Белые клавиши подряд назвали До-ре-ми-фа-соль-ля-си.
На письме более популярна английская буквенная нотация A-B-C-D-E-F-G где А-это ля и так далее.
В старых источниках вместо B можно встретить H. Это немецкая нотация, сейчас используется редко.
Здесь уже вырисовывается понятный семеричный музыкальный алфавит для будущей программы
А теперь разберёмся, что такое гамма.
Гамма - это схема для музыкального инструмента с делениями, позволяющая получить последовательность звуков определенной частоты. Гаммы используют как для построения звукорядов ладов так и для околомузыкальных целей(музыканты "гоняют" разнообразные гаммы на инструментах для тренировки мышечной памяти и мышц рук). Ступень гаммы — порядковый номер звука(обозначают римскими). Схема отражает последовательность интервалов гаммы от предыдущей ступени до следующей. Основной интервал гаммы — тон, на инструменте с двенадцатиступенным делением октавы занимает 2 полутона.
Так выглядит мажорная гамма на фортепиано:
Мажорная гамма от до
Уточнение разницы в понятиях
Перейдем к интервалам звукоряда и сразу, для наглядности, звукоряд на фортепиано для лучшего понимания его отличия от гаммы:
Звукоряд гаммы до мажор
Интервалы звукоряда называют по числу занимаемых ими нот(далее по порядку) латинскими словами.
Интервал – это соотношение двух звуков по высоте. В качестве аналогии вспомним временной интервал между какими-либо событиями.
Звуки могут появляться последовательно или одновременно. Если два звука берутся последовательно, то такой интервал называется мелодическим, а если одновременно – гармонический. Данные определения интервалов вполне логичны. Одноголосная мелодия состоит из последовательности звуков, образующих мелодические интервалы. Обратное утверждение неверно и последовательность звуков может не являться мелодией. При использовании аккомпанемента происходит одновременное звучание звуков, которое следует делать приятным на слух, то есть гармоничным.
Интервал характеризуется двумя параметрами – количеством ступеней и количеством тонов в нем. Интервалы в пределах октавы называются простыми. Они имеют следующие названия:
Прима – одна ступень
Секунда – две ступени
Терция – три ступени
Кварта – четыре ступени
Квинта – пять ступеней
Секста – шесть ступеней
Септима – семь ступеней
Октава – восемь ступеней
Эти названия образованы от латинских слов, что поначалу может вызвать сложности для запоминания. Поэтому имеет смысл закрепить их при помощи ассоциаций.
Прима – прима-балерина Большого театра, занимающее первое положение в театре
Секунда – интервал времени (между двумя последовательными отсчётами)
Терция – созвучно со словом три
Кварта – квартальная премия, бухгалтерский отчёт или басня Крылова "Квартет"
Квинта – любимый интервал тех, кому нравится музыка потяжелее
Секста – созвучно слову шесть
Септима – созвучно слову семь (гитаристы хорошо знакомы с семёрками)
Октава – октановое число, октаэдр, а также созвучно со столицей Канады – Оттава
Посмотрите на интервалы, образованные ступенями до и ре, ми и фа (рис. 1). По количеству ступеней это одинаковые интервалы, поскольку они состоят из двух ступеней. Но они различаются по количеству полутонов. Между до и ре два полутона, а между ми и фа - один полутон.
Рис. 1. Одинаковые по названию, но разные по тоновому составу интервалы.
По количеству полутонов интервалы делятся на:
Чистая прима (ч.1) – 0 тонов
Малая секунда (м.2) – 0,5 тона (полутон)
Большая секунда (б.2) – 1 тон
Малая терция (м.3) – 1,5 тона
Большая терция (б.3) – 2 тона
Чистая кварта (ч.4) – 2,5 тона
Увеличенная кварта (ув.4) – 3 тона (тритон)
Уменьшенная квинта (ум.5) – 3 тона (тритон)
Чистая квинта (ч.5) – 3,5 тона
Малая секста (м.6) – 4 тона
Большая секста (б.6) – 4,5 тона
Малая септима (м.7) – 5 тонов
Большая септима (б.7) – 5,5 тона
Чистая октава (ч.8) – 6 тонов
В сокращенном названии интервала буквой обозначается качественная характеристика интервала (ч – чистая, ум – уменьшенная, ув – увеличенная, м – малая, б – большая), а цифрой – количественная характеристика интервала – количество ступеней. Если вы знакомы с буквенным обозначением аккордов, то цифры в них также указывают на количество ступеней, например, Asus2 (в аккорде секунда вместо терции), Сmsus4 (в аккорде кварта вместо терции), С6 (аккорд с секстой), С7 (аккорд с септимой) и др.
На рис. 2 показаны интервалы, построенные от ступени до.
Рис. 2. Простые интервалы.
Данная схема является таблицей умножения в музыке, которую нужно очень хорошо запомнить зрительно по следующим причинам:
- На ней показана последовательность основных ступеней в музыке, что позволяет вспомнить их названия и количество
- Начало данного фрагмента клавиатуры совпадает с началом звукоряда, что позволяет вспомнить октавное деление звукоряда
- Последовательность белых клавиш от до до си помогает вспомнить интервалы, количество полутонов в них, а затем выполнить построение интервалов от любого другого тона
Забегу вперёд и скажу, что эта схема также позволяет:
- Вспомнить строение аккордов и их названия – трезвучия, септаккорды
- Интервальная последовательность чёрных клавиш даст возможность вспомнить пентатонику
- Последовательность белых клавиш от до до си помогает вспомнить интервальное строение мажорного лада и, в частности, ступени гамму тональности до-мажор (о ладах речь пойдёт позже). Благодаря этому несложно освежить знания минорного лада и тональность ля-минор
- Вспоминание структуры мажорного лада напомнит названия ступеней лада и их функциональность, функциональность главных трезвучий лада и функциональные группы аккордов, что в свою очередь напомнит о гармонических оборотах и квадратах
Когда вы изучите все основные элементы музыкальной системы – ступени, интервалы, лады, аккорды, квадрат и др., то увидите и поймёте, что данная схема является универсальным ключом к пониманию и вспоминанию различных элементов музыкальной системы и построений в ней, что позволит всё это использовать на практике. Благодаря большому количеству пересекающихся ключевых моментов, которые нужно запомнить визуально в пределах одной октавы от ноты до, вы без большого труда сможете вспомнить то, что подзабыли, посчитать интервальное строение и применить его в той или иной ситуации..
Например, требуется построить большую терцию от клавиши фа-диез, но мы забыли тоновый состав большой терции. Смотрим на клавиатуру и вспоминаем, что большая терция образуется между клавишами до и ми. Считаем количество полутонов между этими клавишами. Получается 4 полутона. Откладываем 4 полутона от фа-диез и получаем ля-диез.
Если в построении нижней клавишей является чёрная клавиша или обе клавиши чёрные, то вначале имеет смысл привести их к интервалу от белой клавиши. Например, какой интервал между ми-бемолем и си-бемолем? Понижаем этот интервал на полтона вниз и видим интервал ми – си. Это ступени минорного трезвучия, c чистой квинтой между нашими звуками. Благодаря зрительной памяти во многих случаях даже не придётся производить медленные расчёты. Представили мысленно картинку большой терции от ноты до, скопировали её и вставили от ноты фа или соль.
Если клавиатуры под рукой нет, то можно либо приобрести линейку с изображением клавиатуры, либо постараться представить её мысленно.
Вопрос к любителям математики: какое количество интервалов можно построить от каждой ступени в пределах одной октавы? От каждой из 12 ступеней можно построить 13 простых интервалов. Получаем 12 мест по 13 возможных комбинаций в каждом: 12 * 13 = 156 интервалов. Что проще, запомнить схему построения 13 интервалов и после этого строить любые интервалы или запомнить 156 интервалов? Конечно, первое.
Интервалы – построение, а любое построение в музыке можно либо рассчитать, либо сразу увидеть на клавиатуре. Преимущество счета – точность, а также возможность проведения и анализа сложных построений, недостаток – низкая скорость. Преимущество построения взглядом – высокая скорость, но сложные построения не всегда получается быстро увидеть и понять. Навык визуального построения необходим при импровизации на фортепиано или синтезаторе, когда требуется сочинять музыку на ходу. Если вы планируете через некоторое время заняться импровизацией, то нарабатывайте навык построения взглядом. Для этого пытайтесь увидеть интервал на клавиатуре от заданной клавиши, а не считать полутоны. Начать тренировку можно с быстрого определения октав, что позволит моментально строить партию аккомпанемента для игры на синтезаторе левой рукой.
Октава в музыкальной системе
Давайте вспомним определения октавы, с которыми мы уже познакомились:
- Октава – это интервал между соседними ступенями до. В октаву входят семь основных ступеней. Первая ступень октавы –до.
- Октава состоит из 12-ти ступеней
- Октаву образуют два звука с соотношением частот 1:2 (из формулы определения частоты звуков в равномерно-темперированном строе)
- Октава – интервал, который состоит из 6 тонов. Октава может быть построена от любой ступени.
Если определения октавы даны не совсем точно, то можно легко запутаться. Например, если убрать из первого определения слово основных, то получится, что октава состоит из 7 ступеней, но во втором определении говорится, что октава состоит из 12 ступеней. Как такое возможно? Можно запутаться и в точных формулировках, например, в первом определении говорится, что октава начинается от ступени до, а согласно четвертому она может быть построена от любой ступени. Данные затруднения вызваны тем, что определения даны без указания того, в каком контексте рассматривается октава. Первое определение было дано при рассмотрении звукоряда и применительно к звукоряду октава начинается со ступени до и содержит семь основных ступеней. Второе определение октавы дано с точки зрения равномерно-темперированного строя в котором октава разделена на 12 полутонов. Третье определение октавы дано с точки зрения физики звука. Четвертое определение дано с позиции интервальной системы, в которой октава может быть построена от любой ступени звукоряда. Похожую многозначность имеют и другие элементы музыкальной системы – ступени, аккорды, лады и др. Чтобы не запутаться можно представить музыкальную систему в виде вложенных систем координат, в которой каждый элемент имеет определенные свойства и выполняет определенные функции. При этом каждый элемент системы, кроме звука, может выступать в качестве подсистемы (рис. 3).
Рис. 3. Музыкальная система координат.
При изучении теории музыки можно столкнуться с ситуацией, когда при рассмотрении одного и того же элемента или построения возникают противоречия. В таких случаях, прежде всего, нужно понять с какой позиции или в какой системе производится данное рассмотрение. Музыкальная система обладает определенной логикой, но в отличие от математики она не столь строгая. Если элемент музыкальной системы имеет определенное поведение и смысл в одной системе, то это не значит, что и в другой системе данный элемент будет иметь аналогичное поведение и смысл. Позже мы к этому ещё вернёмся.
Интервалы состоят из двух звуков: нижний звук – основание интервала, верхний звук – вершина интервала.
Рис. 4. Гармонический и мелодические интервалы.
Перенос основания интервала на октаву вверх или перенос его вершины на октаву вниз называется обращением интервала.
Рис. 5. Обращение интервалов.
Обращение интервала помогает быстро строить большие интервалы. Как построить, например, большую сексту от заданной ступени вверх? Можно посчитать количество полутонов от заданной ступени, но проще перенести основание интервала на октаву вверх и вычесть из него обращение большой сексты:
Интервал и его обращение в сумме дают 6 тонов или 9 ступеней:
ч.1 + ч.8 = октава (1+8 = 9)
м.2 + б.7 или б.2 + м.7 = октава (2 + 7 или 7 + 2 = 9)
ув.4 + ум.5 = октава (4 + 5 = 9)
Это позволяет быстро определять большие интервалы.
Консонирующие и диссонирующие интервалы
Разные интервалы звучат с разной степенью слитности (созвучности на слух) и по этому признаку делятся на консонирующие и диссонирующие интервалы. Данное разделение интервалов относится к гармоническим интервалам, в которых одновременно звучит два звука. В мелодических интервалах звуки появляются последовательно и степень гармоничности их звучания определяется иным образом. Здесь нужно принять во внимание аккордовое сопровождение, окружающие звуки, наклонение лада и др. Например, малая секунда - диссонирующий гармонический интервал, но это не значит, что и мелодический интервал, образующий малую секунду, будет звучать резко на слух.
К консонирующим интервалам относятся:
чистая прима (ч.1), чистая октава (ч.8) – весьма совершенный консонанс
чистая кварта (ч.4), чистая квинта (ч.5) – совершенный консонанс
малая и большая терция (м.3 и б 3), малая и большая секста (м.6 и б.6 ) – несовершенный консонанс
К диссонирующим интервалам относятся секунды, тритоны и септимы:
малая и большая секунда (м.2 и б.2), увеличенная кварта (ув. 4), уменьшенная квинта (ум. 5), малая и большая септима (м.7 и б.7).
Консонирующие интервалы обращаются в консонирующие интервалы, а диссонирующие – в диссонирующие.
Зачем нужны диссонирующие интервалы, если их звучание неприятно на слух? Это вопрос задали много веков назад в Китае и решили убрать из лада ступени, которые образуют самые сильные диссонансы – малая секунда и большая септима. В результате получилась пентатоника.
Диссонирующие интервалы позволяют обогатить гармонию звука, придать движение композиции, передать какой то нюанс в звучании, усилить чувство. Например, джаз – музыка контрастов, которая основана на использовании диссонансов. В блюзе диссонирующие интервалы также используются часто для подчеркивания характера этого стиля.
Разделение интервалов на консонирующие и диссонирующие достаточно условно и рассматривается, главным образом, применительно к среднему регистру. На низких частотах все интервалы, за исключением, возможно, октавы (и более широких интервалов), начинают громыхать (из-за сближения частот основного звука и их гармоник). На высоких частотах звуки тоже сливаются, что затрудняет их определение и красоту звучания.
В чём состоит суть консонанса интервалов? Консонанс – это степень слияния двух звуков. Если сыграть приму, то на слух это воспринимается как один звук (хотя в фортепиано для её звучания может использоваться три струны).
Если взять октаву, то на слух она также звучит чисто, но более плотно, так как с точки зрения физики мы усилили звучание первой гармоники основного звука при помощи октавного звука.
Звучание квинты слышится менее слитным и в нём слышатся едва заметные биения. Вспомним, что при одновременном звучании двух звуков с близкими частотами возникают биения, являющиеся результатом взаимодействия как основных частот, так и их обертонов. На этом основывается настройка электрогитар с перегруженным звуком при помощи квинт. Чем точнее настойка, тем менее заметны становятся биения.
Кварты звучат заметно острее квинт, в связи с чем возникает немало вопросов.
Терции являются особенными интервалами, звучание которых задаёт характер звучания мелодии, аккордов, гамм и др. Большая терция воспринимается на слух радостно, мажорно, малая терция – грустно, минорно. Сексты также имеют данную особенность, но в значительно меньшей степени.
Если интервал относится к группе консонансов, то, общее звучание получается с приятной на слух слитностью звучания. Возникает мысль попробовать сыграть партию какого-либо инструмента при помощи одного и того же интервала. Примы и октавы звучат неплохо. Квинты также хороши, иначе бы их не использовали повсеместно в рок-музыке. А вот при использовании одних только кварт могут возникнуть неприятные созвучия (особенно, если играть их в низком регистре). Поклонники экстремально тяжелых стилей найдут и кварты вполне подходящим интервалом (они и не такое слушают), а в менее тяжелых стилях кварты могут самостоятельно использоваться в рамках риффа, при том, что он будет звучать не слишком низко.
Играть квадраты оставшимися интервалами не получится. Звучание терций и секст не является нейтральным, а секунды и септимы звучат неприятно, особенно малая секунда и большая септима.
Мелодические интервалы
Мелодия состоит из последовательности мелодических интервалов. Попробуем играть мелодические интервалы для получения мелодии.
Названия, схемы, состав ступеней и примеры звучания всех простых и составных музыкальных интервалов в пределах двух октав.
Интервалы в музыке — мера определения соотношения между двумя звуками разной высоты. Несмотря на то, что интервалы можно представить в виде математической (соотношение двух чисел) или акустической (центы) величины, музыкальная теория пошла простым путем, рассчитав музыкальные интервалы на основе звукоряда, в котором главная роль отведена количеству тонов и полутонов между двумя нотами.
Каждый интервал характеризуется собственным звучанием: одни звуки, извлеченные одновременно, в интервале звучат приятно и легко (см. приму, квинту или октаву), в то время как другие — режут слух (см. малую или большую секунду); одни интервалы отличаются «веселым» характером звучания, вторые — грустным.
Интервал всегда состоит из двух звуков, при этом нижний звук называют основанием интервала, а верхний звук — вершиной интервала.
Интервалы в музыке
Классификация и виды интервалов
Классифицировать и упорядочить интервалы можно по нескольким признакам:
- Особенностям «взятия»;
- Общему количеству ступеней в интервале;
- Качеству интервала;
- Особенностям состава.
По методу «взятия» различают два вида интервалов:
- Гармонические интервалы, также называемые вертикальные, в которых звуки извлекаются одновременно;
- Мелодические интервалы или горизонтальные интервалы, звуки которых звучат последовательно.
Виды музыкальных интервалов на основе количества ступеней
Классификация интервалов по количеству ступеней отталкивается от цифрового обозначения, связанного с каждым интервалом:
Количество ступеней в интервале (цифровое обозначение) | Название интервала на русском | Название интервала на английском |
---|---|---|
1 | Прима | Unison |
2 | Секунда | Second |
3 | Терция | Third |
4 | Кварта | Fourth |
5 | Квинта | Fifth |
6 | Секста | Sixth |
7 | Септима | Seventh |
8 | Октава | Octave |
9 | Нона | Ninth |
10 | Децима | Tenth |
11 | Ундецима | Eleventh |
12 | Дуодецима | Twelfth |
13 | Терцдецима | Thirteenth |
14 | Квартдецима | Fourteenth |
15 | Квинтдецима | Fifteenth |
Виды музыкальных интервалов на основе их качественных характеристик
Качественные виды интервалов вносят уточнения в количественные определения. Именно для уточнения качественных характеристик интервала в название добавляют слова «увеличенный», «уменьшенный», «большой», «малый», «дважды увеличенный», «дважды уменьшенный» и «чистый».
Увеличенный интервал — это интервал, повышенный на полутон, уменьшенный — пониженный на полутон. Дважды увеличенные и уменьшенные интервалы повышаются и понижаются на целый тон.
Название интервала | Английское обозначение | Краткая запись | Количество полутонов | Увеличенные или уменьшенные интервалы, равные исходному интервалу | Краткая запись увеличенного или уменьшенного интервала |
---|---|---|---|---|---|
Чистая прима | Unison | ч. 1 | 0 | Уменьшенная секунда | ум. 2 |
Малая секунда | Minor Second | м. 2 | 1 | Увеличенная прима | ув. 1 |
Большая секунда | Major Second | б. 2 | 2 | Уменьшенная терция | ум. 3 |
Малая терция | Minor Third | м. 3 | 3 | Увеличенная секунда | ув. 2 |
Большая терция | Major Third | б. 3 | 4 | Уменьшенная кварта | ум. 4 |
Чистая кварта | Perfect Fourth | ч. 4 | 5 | Увеличенная терция | ув. 3 |
Увеличенная кварта или уменьшенная квинта | Augmented Fourth / Diminished Fifth | ув. 4 / ум. 5 | 6 | ||
Чистая квинта | Perfect Fifth | ч. 5 | 7 | Уменьшенная секста | ум. 6 |
Малая секста | Minor Sixth | м. 6 | 8 | Увеличенная квинта | ув. 5 |
Большая секста | Major Sixth | б. 6 | 9 | Уменьшенная септима | ум. 7 |
Малая септима | Minor Seventh | м. 7 | 10 | Увеличенная секста | ув. 6 |
Большая септима | Major Seventh | б. 7 | 11 | Уменьшенная октава | ум. 8 |
Чистая октава | Octave | ч. 8 | 12 | Увеличенная септима | ув. 7 |
Малая нона | Minor Ninth | м. 9 | 13 | Увеличенная октава | ув. 8 |
Большая нона | Major Ninth | б. 9 | 14 | Уменьшенная децима | ум. 10 |
Малая децима | Minor Tenth | м. 10 | 15 | Увеличенная нона | ув. 9 |
Большая децима | Major Tenth | б. 10 | 16 | Уменьшенная ундецима | ум. 11 |
Чистая ундецима | Perfect Eleventh | ч. 11 | 17 | Увеличенная децима | ув. 10 |
Увеличенная ундецима или уменьшенная дуодецима | Augmented Eleventh / Diminished Twelfth | ув. 11 / ум. 12 | 18 | ||
Чистая дуодецима | Perfect Twelfth | ч. 12 | 19 | Уменьшенная терцдецима | ум. 13 |
Малая терцдецима | Minor Thirteenth | м. 13 | 20 | Увеличенная дуодецима | ув. 12 |
Большая терцдецима | Major Thirteenth | б. 13 | 21 | Уменьшенная квартдецима | ум. 14 |
Малая квартдецима | Minor Fourteenth | м. 14 | 22 | Увеличенная терцдецима | ув. 13 |
Большая квартдецима | Major Fourteenth | б. 14 | 23 | Уменьшенная квинтдецима | ум. 15 |
Чистая квинтдецима | Perfect Fifteenth | ч. 15 | 24 | Увеличенная квартдецима | ув. 14 |
Виды музыкальных интервалов по особенностям составления
Если же посмотреть на особенности составления, то здесь можно выделить четыре основных вида интервалов:
- Простые;
- Составные;
- Микроинтервалы;
- Особые интервалы.
Важно отметить, что строить интервалы можно в обе стороны (как вверх, так и вниз) и от любой ноты — качество и количество промежуточных ступеней (тонов и полутонов) останется неизменным. Так, 5 ступеней вверх от ноты До приведут к образованию квинту с вершиной на ноте Соль, а 5 ступеней вниз образуют квинту с основанием на ноте Фа.
Интервалы можно строить в обе стороны — вверх и вниз. Пять ступеней вверх от ноты До образуют квинту До-Соль (Соль-До), пять ступеней вниз — квинту Фа-До (До-Фа).
Простые интервалы
Простые интервалы существуют в пределах одной октавы, а их названиями служат порядковые числительные на латыни. Само по себе название интервала отражает количество ступеней между двумя звуками.
Прима
Прима (англ. Unison) образуется при помощи двух одинаковых звуков, и именно от этой особенности происходит английское название интервала — унисон. Значение слова «Унисон» совпадает со смыслом примы — одновременное звучание двух или более звуков одинаковой высоты.
Так как взять две одинаковых ноты на клавиатуре пианино не представляется возможным, прима обычно отображается двумя последовательными извлечениями звука. Единственный вариант взять одинаковые звуки — использовать два инструмента.
Тем не менее, такое положение вещей не относится к большинству струнных инструментов (гитара, скрипка, виолончель), чей гриф позволяет взять два идентичных звука на разных струнах.
Малая секунда
Второй интервал в музыке — малая секунда (англ. minor second). В основе интервала — два звука, отличающиеся по высоте всего на полтона (вверх или вниз). Малая секунда обозначается буквенно-цифровым сочетанием «м. 2».
Большая секунда
Большая секунда (англ. major second) — интервал, звуки которого отличаются на целый тон. В музыкальной теории большая секунда обозначается «б. 2».
Малая терция
Следующий интервал — малая терция, обозначаемая «м. 3». Малая терция — нижний интервал минорного трезвучия, который в некоторых случаях может заменять минорный аккорд, не изменяя звуковых характеристик.
Большая терция
Большая терция — интервал в три ступени, обозначаемый «б. 3». В отличие от малой, большая терция — нижний интервал мажорного трезвучия. В некоторых случаях, большая терция может заменять мажорный аккорд.
Чистая кварта
Название кварты происходит от латинского слова «quarta» (лат. «четыре» или «четвертый»). В средние века в музыкальной теории звук кварты описывался как четвертый голос от тенора (лат. quarta vox), если вести счет по ступеням звукоряда вверх или вниз. В те времена тенор считался главным и чистым голосом, фундаментом многоголосной музыки.
В современной элементарной теории музыки принято различать несколько видов кварты — чистая, увеличенная и уменьшенная. С точки зрения практического использования, под термином кварта подразумевается чистая кварта, обозначаемая «ч. 4». Из наименования интервала понятно количество ступеней между основанием и вершиной кварты — 4 ступени.
Увеличенная кварта или уменьшенная квинта
Увеличенная кварта (обозначается «ув. 4») равна уменьшенной квинте («ум. 5»). Увеличенная кварта считается важным интервалом в теории музыки — на него опирается вся система мажорно-минорных ладов.
Как ни крути, расстояние равно трем полным тонам.
Тритон всегда рядом.
Чистая квинта
Квинта — интервал, разница между основанием и вершиной которого составляет пять ступеней. Обозначается «ч. 5».
Малая секста
Секста — интервал в шесть ступеней или четыре тона, обозначающийся «м. 6».
Большая секста
Как и в случае с малой, расстояние между нотами в большой сексте составляет четыре тона. В отличие от малой сексты, между звуками большой сексты располагаются четыре с половиной тоной. В музыкальной теории записывается при помощи буквенно-цифрового обозначения «б. 6».
Малая септима
Септима — седьмой музыкальный интервал, расстояние между основанием и вершиной которого составляет семь ступеней. Между звуками малой септимы располагаются пять тонов, а сам интервал обозначается как «м. 7».
Большая септима
Главное отличие большой септимы от малой заключается в количество звуков между нотами: между основанием и вершиной располагаются пять с половиной тонов (пять тонов + один полутон). Большая септима обозначается как «б. 7».
Октава
Октава — восьмой и последний простой музыкальный интервал, расстояние участниками которого равно восьми ступеням. На слух октава воспринимается как устойчивый музыкальный интервал. Несмотря на то, что основание и вершина интервала очень похожи друг на друга, ноты отчетливо различаются по высоте.
В Древней Греции октаву называли «διὰ πασῶν», что буквально переводится как «через все струны». Свое современное название октава получила в средние века: музыканты использовали слово octavus (восьмая) наряду со словом diapason (диапазон).
В музыкальной теории октава записывается обозначением «ч. 8».
Составные интервалы
Составные интервалы получаются за счет сложения двух простых интервалов. Любые составные интервалы по объему превышают октаву.
Малая нона
Нона — условно девятый интервал, расстояние между звуками которого составляет девять ступеней. Для упрощения запоминания нону рассматривают как секунду через октаву. Исходя из этого, нона, как и секунда, делится на большую и малую, а значит интервал можно рассмотреть как малую секунду через октаву.
Малая нона обозначается как «м. 9».
Большая нона
Большую нону (обозначается «б. 9») может рассматриваться как большая секунда через октаву (б. 2 + ч. 8).
Малая децима
Интервал в музыке, чья ширина составляет десять ступеней, называется децима. Децима, как и другие составные интервалы превышает размером октаву.
С точки зрения состава, малая децима (обозначается «м. 10») представляет собой малую терцию через октаву (октава плюс малая терция), а между основанием и вершиной интервала располагаются пятнадцать полутонов.
Большая децима
Большая децима («б. 10») — это большая терция через октаву. Между звуками интервала находятся шестнадцать полутонов.
Чистая ундецима
Музыкальный интервал шириной в 11 ступеней называется ундецима и обозначается как «ч. 11». Рассмотрение ундецимы в качестве составного интервала позволяет обозначить ее как октаву через кварту. Чистая ундецима состоит из семнадцати полутонов.
С точки зрения гармонии ундецима соответствует кварте, обладая теми же свойствами и особенностями. В джазовой теории музыки ундециму определяют как пятую терцию после основного тона.
Увеличенная ундецима или уменьшенная дуодецима
Увеличенная ундецима (обозначается «ув. 11») равна уменьшенной дуодециме («ум. 12»). Интервалы идентичны по своим качествам увеличенной кварте и уменьшенной квинте, представляя собой сумму из октавы и увеличенной кварты, и октавы и уменьшенной квинты соответственно.
Чистая дуодецима
Двенадцатый музыкальный интервал, шириной в 12 ступеней, называется дуодецима (обозначается «ч. 12»). Дуодецима состоит из октавы и квинты, а в средние века ее называли «diapason cum diapente», что означает «октава с квинтой».
Знаменитый русский композитор Сергей Рахманинов брал чистую дуодециму на клавиатуре фортепиано мизинцем и большим пальцем одной руки.
Малая терцдецима
Тринадцатый музыкальный интервал, состоящий из 13 ступеней, называется терцдецимой. Терцдецима представляет собой комбинацию октавы и сексты. Как и секста, терцдецима бывает малой и большой.
В малую терцдециму входят 20 полутонов, а интервал обозначается как «м. 13».
Большая терцдецима
Большая терцдецима состоит из октавы и большой сексты или из 21 полутона. Большая терцдецима записывается буквенно-цифровым обозначением «б. 13».
Малая квартдецима
Квартдецима — четырнадцатый музыкальный интервал, расстояние между основанием и вершиной в которой составляет 14 ступеней. Состоит из октавы и септимы, ввиду чего может быть как малой, так и большой.
Малая квартдецима состоит из 11 тонов (22 полутонов) и обозначается как «м. 14».
Большая квартдецима
Большая квартдецима («б. 14») состоит из чистой октавы и большой септимы. В составе интервала 23 полутона.
Чистая квинтдецима
Чистая квинтдецима («ч. 15») — составной интервал, в который входят две октавы. Между основанием и вершиной квантдецимы располагаются 15 ступеней (12 тонов, 24 полутона). Иногда квартдециму обозначают цифрой 16 (две октавы).
Читайте также: