Как пользоваться широкоформатным монитором
Широкоформатные мониторы с соотношением сторон 21:9 становятся все популярнее. На них удобно монтировать видео и смотреть кино, а многие любители собирать себе системы с двумя мониторами уже всерьез думают заменить их на один широкоформатный.
Для игр такая перспектива тоже кажется заманчивой: изгиб экрана создает атмосферную панораму, картинка обволакивает зрителя и целиком захватывает его внимание.
Даже без тестов уже можно сказать, что игры ведут себя в таком разрешении по-разному. Некоторые идут без проблем и дают обзор на всю ширину монитора. Другие рисуют по центру экрана обычную картинку 16:9 (чаще всего это касается соревновательных игр и сделано нарочно, чтобы не дать преимущества отдельным игрокам) и добавляют по бокам черные полосы. Наконец, часть игр не подготовлена к UltraWide и поначалу капризничает, но их довольно легко уболтать с помощью патча или простенькой утилиты.
В процессе тестирования мы будем проверять на конкретных примерах, как поведет себя конкретная игра и какое поведение скорее в порядке вещей, а какое — редкое исключение из правил.
Подобные трюки придется проворачивать и с другими играми Bethesda — черные полосы встретили нас и в Fallout 4. Решение схожее, результат впечатляющий. Хотя внутриигровые ролики идут в прежнем разрешении, а некоторые элементы интерфейса отображаются с небольшими огрехами (например, экран управления силовой броней).
Metal Gear Solid V: The Phantom Pain тоже отказался запускаться без полей. Но народные умельцы уже решили проблему: небольшой патч позволяет игре раскрыть во всей своей красоте. Скачиваем программу, нажимаем пару кнопок, и перед вами — Афганистан в разрешении 3440x1440.
Программным ограничением нас обидели и создатели Mortal Kombat X. Последняя часть культового файтинга упорно не хотела показываться в 21:9. Помогла универсальная программа Flawless Widescreen, решающая проблему не только этой игры, но и многих других. Мы еще пару раз помянем ее добрым словом — всего одно нажатие перед запуском, и черных полос как не бывало. Главное — не выходить с ней в онлайн в соревновательных играх, а то за подобное неучтенное преимущество могут и забанить.
Broken Age от Double Fine — одна из немногих игр, где решить проблему черных полос не удалось вовсе. С любовью нарисованный мир нельзя перенести в 21:9, разве что растянуть на весь экран, исказив пропорции. А этого, конечно, делать не надо.
Еще есть серия игр, в которые никак нельзя поиграть в 21:9 по другой причине: у них это категорически запрещено. StarCraft 2 принципиально пойдет только в 16:9, с полосами по бокам. Согласитесь, это тот случай, когда дополнительное пространство обзора — огромное преимущество.
Похожая ситуация сложилась и с другим проектом Blizzard — командным боевиком Overwatch. На наш взгляд, тут преимущество обладателей широкоформатной техники было бы не таким уж значительным. Но разработчики, похоже, всерьез метят в киберспорт и настаивают: все должны быть в равных условиях.
Подавляющее большинство игр не просто идет в пропорциях 21:9, но и делает это безо всяких проблем. И выглядит при этом потрясающе. Например, нам очень понравилось, как смотрится Hitman: Absolution. Он с ходу идет в нужном разрешении.
Приятно удивили Grand Theft Auto V, SOMA и Cities: Skylines. Порадовала Banner Saga 2, мигом запустившаяся в 3440х1440. Шикарно смотрится новый Doom (мы даже включили его сразу на трех мониторах LG, образующих полукруглую панораму, — и это вообще нечто невероятное). Из новых проектов без проблем запустился и работал Homefront: Revolution.
В некоторых из этих игр заранее отснятые кат-сцены отображались с черными полосами по бокам. Однако там, где эти сцены рисуются самим движком (как в GTA V), даже такой проблемы, естественно, не было. Flawless Widescreen делает свое дело, а мы только задаемся риторическим вопросом: почему Rockstar, огромная технологичная компания, изначально не внедрила полноценную поддержку UltraWide?
Новые широкоформатные мониторы совместимы не со всеми играми, особенно это касается старых. Часть проектов пойдет в пропорциях 16:9, оставив слева и справа пустые поля. Однако чем новее игра, тем вероятнее, что она уже умеет рисовать картинку во всю ширину монитора.
И вот тогда вы получите игровой опыт и глубину погружения, которые не даст вам ни один традиционный экран. Это более всего касается игр на высоких скоростях (гонки, симуляторы) и со сногсшибательными пейзажами — в диапазоне от GTA до третьего «Ведьмака».
Стоит ли покупать? Еще год назад мы сказали бы вам «нет». А вот сегодня уже неплохо бы задуматься. Чем дальше, тем лучше будет поддерживаться формат 21:9. Скоро никому уже не понадобятся любительские патчи, приучающие игру к UltraWide.
История появления у меня на обзоре огромного искривленного ультраширокого монитора очень простая. Я давно искал возможность попользоваться подобными устройствами ввиду специфики моей работы. Дело в том, что в мои обязанности входит не только написание текстовых обзоров, но и создание видеороликов, редактирование изображений в специализированном ПО. Зачастую все это происходит если не параллельно, то последовательно в двухоконном режиме: одну программу вы открываете слева, а другую – справа. Таким образом получается выполнять свою работу более эффективно.
Однако если речь идет о написании текста, то проблем не возникает: слева у меня всегда «висит» Microsoft Word (программа не нуждается в особенном масштабе и форматировании), а справа – браузер для сверки с моим текстом или же для получения различной информации.
А вот когда вам необходимо писать текст и редактировать видео, то обычный монитор с соотношением сторон 16:9 уже справляется с трудом: информации умещается слишком мало, особенно в редакторах фотографий.
И вот тогда на помощь приходит либо второй монитор, либо UltraWide устройство. В первом случае затраты на оборудование будут меньше, однако аппарат займет больше места, к нему необходимо подводить отдельное питание, да и с эстетической точки зрения выглядит это так себе.
Во втором случае придется потратить внушительную сумму, зато вы приобретете одно устройство с ультрашироким экраном, на котором будут умещаться в двух окнах приложения в сходном масштабе.
Из доступных мониторов с вышеописанными условиями на обзор я смог достать только Philips Brilliance 346P1CRH с изогнутой матрицей. Откровенно говоря, не прогадал. Если коротко, то монитор оказался нереально навороченным за свои 45 000 – 50 000 рублей:
Короче говоря, Philips 346P1CRH – это какой-то мультимедийный комбайн: и поиграть, и посмотреть фильмы, и поработать, и послушать музыку, и пообщаться в видеочатах…
Реальность и перспективы рынка IT‑профессий
Какие профессии наиболее популярны и высокооплачиваемы?
Субботний кофе №179
Налейте чашку вкусного субботнего кофе и познакомьтесь с новостями недели. Honor вернулась в строй, KIVI представила новые ТВ, Microsoft показала конкурента Chromebook, а Swatch выпустила интересные часы.
Тест Kia Cerato GT Line. Номер три в России
По данным на конец 2019 года, седан Kia Cerato занимал третье место по продажам в России среди автомобилей сегмента C в ценовом диапазоне до 1.5 миллионов рублей.
Обзор Fujitsu ARROWS NX9 F‑52A
Впервые Fujitsu ARROWS Nx9 F-52A был показан на презентации осенне-зимних новинок NTT Docomo 5 ноября прошлого года, а в продажу поступил уже 18 декабря…
Хотел бы подчеркнуть, что данный материал не является обзором: делюсь с вами впечатлением от работы с очень широким монитором и спецификой «общения» с приложениями в таком формате подаче информации.
Дизайн
Откровенно говоря, перед тем, как ко мне доставили монитор, я не удосужился проверить габариты устройства и места, где он будет установлен. Настоятельно советую это делать заранее, поскольку может быть так, что ваш новоиспеченный монитор банально не поместится на рабочем месте.
Коробка с Philips была довольно большой и тяжелой, казалось, что внутри не 34-дюймовый экран, а как минимум 45-дюймовый. После распаковки понял, что достаточно много места занимал пенопласт.
Мне кажется, что подобные габариты будут почти у всех аналогичных мониторов с диагональю экрана 34 дюйма.
Под грудой целлофана показался внушительных размеров монитор, а чуть ниже лежала подставка со штангой. Их габариты тоже впечатляли. А удивить меня в этом плане сложно, поскольку мой основной монитор имеет диагональ 27 дюймов и тоже, в общем-то, немаленький.
После извлечения всех компонентов и сборки (советовал бы это делать вдвоем, ибо только один монитор весит 8 кг, а там еще подставка) Philips 346P1CRH был установлен на мой рабочий стол (габариты 150х75 см).
Кстати, и по высоте монитор оказался в самый раз. Дело в том, что над столом у меня висят квадратные полочки. В общем, понадеялся на русский авось, но не прогадал.
В реальной жизни Philips 346P1CRH оказался не таким уж и огромным: да, достаточно широкий (80 см), но по всем остальным параметрам вполне себе компактненько.
В продаже доступен только черный цвет. На лицевой панели снизу пластик как будто отшлифован, пытались сделать под металл. Рамки примерно по 8 мм со всех сторон, кроме нижней.
Подставка очень тяжелая, массивная, но визуально такой не кажется. Сверху – пластиковая с шершавой поверхностью, внутри – металл.
Гаджет может поворачиваться вокруг своей оси, опускаться и приподниматься аж на 20 см. В глубину рассчитывайте хотя бы на 27 см. А еще он оснащен механизмом наклона.
Дизайн монитора Philips спокойный, я бы сказал – классический.
Итого: монитор широкий, но в целом размеры не такие огромные, как это может показаться; экран легко приподнимается и опускается в широких диапазонах; выглядит неплохо.
Дисплей
Спецификация устройства указана в таблице, здесь же поделюсь субъективным впечатлением глазами обычного, но требовательного пользователя.
Первое, что стоит отметить, – искривление. На картинках казалось, что Philips 346P1CRH обладает сильно искаженным дисплеем. В реальной жизни со временем ты это перестаешь замечать. Возможно, воспринимаешь на уровне ощущений.
Если смотреть прямо на монитор, то чисто визуально искривление небольшое, заметное только со стороны.
Со стороны Philips выглядит нереально круто:
- Огромный широкий формат
- Искривленный
- С тонкими рамками
Я так периодически поглядываю из комнаты в кабинет на монитор, и улыбка появляется на моем лице сама собой. Мне кажется, подобная фишка есть у автовладельцев: стоят в сторонке и бросают умиленный взгляд на свою «тачку».
На лицевой панели возле надписи PHILIPS расположен датчик под названием PowerSensor. Он служит для определения присутствия пользователя перед экраном. Это необходимо для управления яркостью монитора: если человека нет на месте, то уровень яркости подсветки матрицы снижается для экономии энергии.
Этой функцией не пользовался, так как либо сидел за монитором весь день, либо отлучался более чем на 3-4 часа. В этом случае устройство переходит в «сон».
Минимальная яркость – 100 кд/м2, максимальная – в районе 500 кд/м2. Я выбирал значение 30 из 100 (задается в настройках монитора). Это примерно соответствует 200 кд/2. На всем диапазоне выбора яркости ШИМ отсутствует.
Поверхность экрана матовая, поэтому никакие блики отвлекать вас не будут. Эффективность такого слоя очень высокая.
Заметны ли искажения изображения на искривленной матрице? В целом, нет, но если присматриваться к углам, то может создаться впечатление белесого оттенка. Заметно становится только лишь под большим углом просмотра. Впрочем, так ведут себя почти все VA-матрицы, которые, конечно же, уступают IPS.
Второй момент связан с пикселизацией. Все-таки приходится растягивать на 34 дюйма разрешение 3440х1440 пикселей. С одной стороны, разрешение высокое, с другой – вы слишком близко сидите к экрану, поэтому 110 DPI могут бросаться в глаза.
Как представить себе 164 PPI? Посмотрите на экран 13.5-дюймовой матрицы с разрешением 1920х1080 пикселей. Вроде бы нормально, но хотелось бы еще четче. Так и с экраном Philips 346P1CRH. А чтобы этого добиться, необходимо разрешение в районе 5К. А это уже совсем другие цены на монитор и видеокарту (нужно еще «прокачать» 5K).
Кстати, забыл добавить, что в моем ПК установлена Nvidia GeForce 1660 Ti, которая «тащит» 3440х1440 пикселей при 100 Гц! Да, модель 346P1CRH поддерживает частоту развертки 100 Гц.
Переход с 60 Гц на 100 Гц ощутимый. Примерно как на смартфонах. Ну и для игр тоже весомо.
А еще монитор поддерживает HDR400 – это спецификация Video Electronics Standards Association Display HDR, которая означает, что дисплей совместим с HDR при яркости 400 нит. Стоит понимать, что это начальный уровень HDR.
Технология HDR включается в настройках экрана. Это занимает примерно 3-4 секунды. Для проверки можно запустить специальные ролики в YouTube. Они будут обозначены как HDR на шестеренке в нижней части плеера.
Мне сложно адекватно оценить уровень качества технологии, но цвета становятся с более широким диапазоном. Особенно это заметно по оттенкам красного и зеленого цветов. Появляется больше деталей в светлых и темных участках.
Смотреть фильмы – одно удовольствие, потому что черных полей (как это бывает в ТВ и мониторах с соотношением сторон 16:9) здесь нет, картинка на весь экран, да еще и с HDR.
Что же касается игр, то с ПК никаких проблем нет. Тот же Red Dead Redemption 2 запускается в широкоформатном виде, вы замечаете больше деталей справа и слева. Аналогично ведет себя и Battlefield V. В этой игре важно видеть более широкий угол обзора.
Настройки графики RDR2
HDR выключен HDR включен в режиме HDR400 HDR включен в режиме Normal
Подключал к монитору PlayStation 4 Slim. Тут уже возникла проблема с аспектом: консоль не понимает UltraWide, поэтому растягивает картинку. Решение ситуации – изменить соотношение сторон в самом мониторе. Но в таком случае у вас будут черные поля справа и слева.
Однако PS4 Slim распознала в Philips 346P1CRH аппарат с поддержкой HDR. Вот тут-то и раскрылся весь потенциал широкого динамического диапазона. Мой ТВ тоже поддерживает HDR, но из-за низкой яркости вся эта технология – пшик. Кроме того, я понял, что ТВ еще и неправильно передает гамму, поэтому в некоторых фильмах и особенно в играх часто встречаются темные сцены.
Итого:
- Сама по себе картинка на экране монитора отличного качества.
- Монитор поддерживает 100 Гц, и это очень круто для такого рода устройств.
- Высокая яркость позволяет включать настоящий HDR.
- Фильмы и игры смотрятся удивительно, в том числе и ролики на YouTube.
- «Плойка» не понимает ультраширокий формат экрана, но на мониторе можно выбрать другой аспект.
Фото- и видеоредакторы, Microsoft Word на UltraWide мониторе
Начнем, пожалуй с редакторов фотографий. Многие пользователи широкоформатных мониторов отмечали, что на изогнутом экране работать в таких программах не очень удобно. В целом соглашусь, однако я привык к искривлению достаточно быстро: спустя неделю уже не замечал. Впрочем, стоит подчеркнуть, что я работаю с редакторами изображений небольшое количество времени. Поэтому тем, кто проводит с приложениями дольше времени, я бы рекомендовал плоский экран.
На широкоформатном мониторе удобно редактировать изображения, так как инструменты у вас расположены, например, далеко справа, а сама фотография – слева или в центре, как правило. В итоге вы получаете вытянутую рабочую среду, в которой умещается и изображение, и необходимые инструменты.
Революции в мире мониторов случаются редко, и за последние двадцать лет их можно пересчитать по пальцам одной руки. Впрочем, далеко не каждая инновация была приветливо встречена публикой. Вспомним, например, какой скепсис вызвали первые широкоформатные модели, которые появились около пятнадцати лет назад.
Оговоримся сразу: широкоформатный монитор — это типовой на сегодня дисплей с соотношением сторон 16:9. Он пришел на замену квадратным моделям с соотношением 4:3, которое ведет свою историю еще со времен первых телевизоров.
Однако не успели мы пережить переход с привычных «квадратов» на «новомодные» широкоформатники, как корейская компания LG нанесла новый удар, представив миру UltraWide-мониторы с соотношением сторон 21:9. «Танкощель», «дорого-и-глупо», мертворожденный формат — это лишь малая часть «лестных» эпитетов, которыми всевозможные «эксперты» награждали в то время ультраширокие мониторы.
Кто оказался прав, показало время, а критики были посрамлены. Благодаря игровой и киноиндустрии, которая создает современные фильмы именно в этом соотношении, формат 21:9 смог закрепиться, а многие пользователи нашли в нем для себя неоспоримые преимущества. Сегодня у каждого крупного производителя мониторов обязательно есть в портфолио несколько ультрашироких моделей 21:9. При этом UltraWide редко бывают спонтанной покупкой, и обычный юзер, отправившись в магазин, скорее всего купит классический 16:9.
Следующий шаг сделал уже Samsung, выпустив 49-дюймовый вытянутый монитор с соотношением сторон уже 32:9. Такие сверхширокие дисплеи называют Double Full HD или Double QHD.
В современную странную эпоху, когда об Android-смартфонах нам вещают обладатели продукции Apple, а о новых Windows-ноутбуках рассказывают упертые маководы, стало модным быть экспертом в вещах, которыми даже не пользовался. Но кто расскажет об устройстве лучше, чем его обладатель? Автор уже много лет является владельцем небольшого ультраширокого монитора на 29 дюймов, а несколько месяцев назад перешел на 34-дюймовый UltraWide. В этом блоге мы поговорим о некоторых особенностях таких решений, причине их популярности, обсудим, кому они могут пригодиться и что там насчет изогнутых моделей.
Диагональ и разрешение
Минимальный размер ультраширокого монитора — 25 дюймов. Встречается он достаточно редко и не пользуется особым спросом из-за малого размера и высокой цены. Далее идут 29-дюймовые модели с разрешением 2560 х 1080, а самый популярный вариант на сегодня — это 34-дюймовый монитор UWQHD (3440 x 1440). Он идеален для полного погружения в современные игры и фильмы, особенно в изогнутом исполнении. Для тех, кому мало и этого, есть дисплеи диагональю 38 дюймов с разрешением 3840 x 1600.
В магазинах можно встретить бюджетные 34-дюймовые модели с разрешением 2560 х 1080. Такой вариант имеет более крупный пиксель (около 80 ppi), что может не устроить особо привередливых покупателей. Для них приготовлены единичные модели с разрешением 5120 х 2160, ppi которых достигает 160.
Из соотношения сторон 21:9 вытекает одна из особенностей ультрашироких мониторов — небольшая высота по вертикали. Это может стать неприятной неожиданностью для неопытного пользователя, видевшего такие модели только на картинке. Так, обычный 24-дюймовый монитор оказывается чуть выше 29-дюймового UltraWide.
А типовой 27-дюймовый дисплей 16:9 почти равен по высоте ультраширокой модели на 34 дюйма.
Следует помнить: такая традиционная характеристика мониторов, как диагональ, в случае с UltraWide не всегда дает объективно оценить реальные габариты модели.
Также нужно заранее учесть, монитор какого размера поместится на рабочем месте. Например, ультраширокий дисплей диагональю 34 дюйма имеет длину более 80 см. А если прибавить пару хороших колонок, длина стола должна составить минимум 140–150 см. Но главным лимитирующим фактором может стать глубина устройства. UltraWide-мониторы (особенно изогнутые модели) имеют весьма солидную подставку и сильно выпирают вперед, а потому комфортная глубина столешницы равняется 65–70 см, иначе пользователь рискует оказаться нос к носу со своим экраном.
Преимущества ультрашироких мониторов
К выбору UltraWide-монитора нужно подходить взвешенно. Формат 21:9 довольно специфичен, и вряд ли встретится на столе у случайного пользователя. Желательно где-нибудь посидеть за ним и понять его возможности. Есть ряд специалистов, для которых ультраширокий монитор — то, что доктор прописал. А благодаря многочисленной армии геймеров формат обрел настоящую популярность, и его признали все именитые производители. Для начала поговорим о преимуществах таких моделей.
Первый плюс лежит на поверхности — рабочее пространство удобной формы. Широкая область просмотра упрощает работу с таблицами, графиками и профессиональным софтом. Ультраширокий дисплей 21:9 не дотягивает до настоящей двухмониторной конфигурации, однако позволяет одновременно разместить 2–4 окна. Например, программу Excel можно развернуть на весь экран, либо вывести несколько таблиц одновременно, причем без использования специального ПО. Чтобы быстро манипулировать размером и положением окна, в Windows реализованы комбинации горячих клавиш: win key + стрелки (вправо, влево, вверх, вниз).
Впрочем, специализированный софт для таких мониторов тоже есть. Например, OnScreen Control от LG, который позволяет программно реализовать множество сценариев деления экрана и функцию «картинка в картинке».
Пользователи Photoshop смогут расположить на UltraWide все свои панели, сохранив при этом полноценную рабочую зону. Также можно открыть одновременно два или более изображений или несколько вариантов одной картинки бок о бок.
У программистов появляется возможность разместить больше кода в вертикальной ориентации или сразу просматривать результат в горизонтальной.
А для видеомонтажеров длинные мониторы — просто подарок богов. Благодаря дополнительному горизонтальному пространству на временной шкале видно намного больше информации.
Второе преимущество — просмотр фильмов. Современное кино часто снимается в формате 2,39:1 и на экранах UltraWide воспроизводится без черных полос, чего, кстати, нельзя сказать о YouTube и сериалах, которые в основном используют 16:9.
И, разумеется, игры. Один за другим все именитые игроделы (в том числе маэстро Кодзима) признали кинематографический формат, и все ААА-проекты последних лет имеют поддержку 21:9. Более того, считается, что игровой опыт (который experience, а не очки) от таких дисплеев намного больше, а увеличенный периферийный обзор действительно усиливает эффект присутствия. К тому же топовые модели ультрашироких игровых мониторов поддерживают высокую частоту обновления (вплоть до 240 Гц) и оснащены системами адаптивной синхронизации (AMD FreeSync, NVIDIA G-SYNC).
Еще одним преимуществом UltraWide часто называют возможность вывода изображения одновременно с двух устройств. Впрочем, на практике такой вариант использования встречается крайне редко.
Недостатки ультрашироких мониторов
Следующий минус — старый контент. Если захочется сыграть в какую-нибудь бессмертную классику, неизбежно появление на мониторе черных боковых полос. Для таких случаев существует специальный софт (widescreen-патчи), однако он не всегда работает корректно и часто «мылит» картинку.
Проблемы с масштабированием приложений, которыми противники UltraWide любят пугать неопытных пользователей, в современных ОС давно ушли.
Еще один известный недостаток — тинт (разная цветовая температура матрицы на разных участках). Он может быть виден на белом фоне, но при обычных сценариях использования этот недочет практически незаметен.
Один за всех. Сверхширокие мониторы
Как мы уже говорили, соотношение сторон ультраширокого монитора — 21:9. Считайте, что к обычному дисплею просто добавляется еще одна треть его длины. Можно ли его использовать вместо двух мониторов 16:9? Не совсем. Для этого есть сверхширокие мониторы с диагоналями 43 и 49 дюймов, которые имеют соотношения сторон 32:10/32:9 и разрешение 3840 х 1200/3840 х 1080 и даже 5120 х 1440.
Эти модели способны полноценно заменить два обычных широкоформатных дисплея. Например, 43-дюймовая сверхширокая модель 32:10 соответствует двум 24-дюймовым мониторам 16:10.
А 49-дюймовый сверхширокий монитор может использоваться уже вместо двух типовых 27-дюймовых.
Что лучше — поставить два обычных монитора или один сверхширокий — решать пользователю. Если необходимо большое рабочее пространство и стык рамок мешать не будет, проще и дешевле взять два отдельных монитора. К тому же покупатель не будет ограничен в выборе несколькими моделями и сможет подобрать устройства с нужной диагональю, типом матрицы, разрешением, частотой обновления и т.д.
В то же время при создании многомониторных конфигураций могут возникнуть сложности с подключением, настройкой и драйверами. В случае одного дисплея возни намного меньше — воткнул кабель и погнали: Windows и видеокарта все сами прекрасно распознают.
Во-вторых, найти два абсолютно одинаковых дисплея крайне сложно. Мониторы даже из одной партии могут различаться по яркости, цветопередаче и другим характеристикам. А в случае разных ревизий могут стоять разные матрицы. Вариант с одним монитором таких проблем не имеет, и его легче и быстрее калибровать.
Изогнутые ультраширокие мониторы
Значительная часть представленных на рынке UltraWide-мониторов — изогнутые. И это не просто так. Для соотношения 21:9 такая форма дисплея особенно актуальна. Курватура увеличивает область обзора и позволяет меньше напрягать глаза, в то время как плоские мониторы такой длины трудно охватить взглядом целиком.
С каждым годом мониторы «гнут» все сильнее. Если несколько лет назад производители ограничивались кривизной 3800R (едва заметный изгиб), сегодня никого не удивляют значения 1900R, 1800R и 1500R (чем меньше цифра, тем сильнее кривизна). Рекордсмены уже достигли планки в 1000R.
Сильный изгиб увеличивает эффект погружения в игры, но одновременно накладывает некоторые ограничения для работы. В графических редакторах и инженерных программах (CAD) может наблюдаться некоторое искажение перспективы, а потому профессиональные решения чаще всего плоские или имеют небольшую курватуру.
С точки зрения автора, для работы наиболее комфортны варианты до 1800R, тогда как 1500R и 1000R созданы исключительно для гейминга, чего их производители в принципе и не скрывают. В случае же со сверхширокими моделями 32:9/32:10 изгиб просто необходим, чтобы объять взглядом всю площадь монитора.
Доля мониторов с широкоформатным экраном год от года увеличивается. Производители фактически вынуждают пользователей ПК переходить на широкоформатные дисплеи. Но действительно ли для работы с компьютером широкий экран удобнее?
Перед покупателями, выбирающими ЖК-монитор в ценовой категории до 10 тыс. руб., нередко возникает дилемма: отдать предпочтение одной из модных широкоформатных моделей или же приобрести дисплей с традиционным соотношением сторон. К числу последних относятся 17- или 19-дюймовые ЖК-мониторы с разрешением экрана 1280x1024 (5:4). Наиболее доступный по цене вариант с широкоформатным экраном — это 19-дюймовый монитор с разрешением 1440x900 (16:10). Ступенькой выше в иерархии стоят модели с разрешением 1680x1050 (16:10), выпускаемые с различным размером экрана — от 19 до 22 дюймов по диагонали. Правда, здесь необходимо отметить, что разброс цен на широкоэкранные мониторы с разрешением 1680x1050 достаточно велик и есть немало моделей, которые выходят за рамки бюджета в 10 тыс. руб. В продаже также можно найти 20-дюймовые ЖК-мониторы с разрешением экрана 1600x900 (16:9) и даже модели с разрешением 1366x768 и 1280x720 и размером экрана от 15 до 16 дюймов. Однако это уже экзотика, а потому подобные мониторы мы не будем принимать в расчет.
Итак, на одной чаше весов у нас 17- и 19-дюймовые мониторы с разрешением экрана 1280x1024, а на другой — 19-дюймовые модели с разрешением 1440x900 и 1680x1050. Можно ли утверждать, что последние однозначно лучше и удобнее?
Пропагандируя преимущества широкоформатных мониторов, производители обращают внимание главным образом на использование ПК в сфере развлечений: для просмотра фильмов, видео и, конечно же, для игровых приложений. Однако ПК — это не игровая приставка. В общем случае домашний компьютер используется для решения гораздо более широкого круга задач, в том числе для доступа к ресурсам Интернета, работы с электронной почтой, подготовки разнообразных документов, обработки фотографий и т.д. Но насколько хорошо подходит широкий экран для каждого из перечисленных способов применения? Чтобы ответить на этот вопрос, абстрагируемся от красивых рекламных текстов и вооружимся логикой. А для начала выполним несколько несложных арифметических упражнений.
Занимательная арифметика
Одним из главных параметров ЖК-монитора, по которому сортируются модели в сводных таблицах и прайс-листах, является размер экрана по диагонали (по традиции измеряемый в дюймах). Однако подвох здесь в том, что площадь экрана мониторов, имеющих одинаковую диагональ, но при этом разное соотношение сторон, будет различаться. И если вычислить площадь экрана двух 19-дюймовых мониторов, один из которых имеет соотношение сторон 16:10, а другой — 5:4, то окажется, что у последнего этот показатель будет примерно на 8,5% больше. Таким образом, при равной диагонали экрана изображение на широкоформатном мониторе будет иметь меньшую площадь.
Разумеется, помимо площади необходимо учитывать и такой параметр, как разрешение. Если подсчитать суммарное количество пикселов экрана, то у широкоформатных моделей с разрешением 1440x900 оно окажется почти таким же, как и у дисплеев с разрешением 1280x1024 (соответственно 1 296 000 и 1 310 720). Более чем на треть их опережают широкоформатные модели с разрешением 1680x1050, на экране которых умещается уже 1764 тыс. пикселов. Но будет ли столь же убедительным преимущество в реальных приложениях? Чтобы получить ответ на этот вопрос, оценим эффективность использования экрана рассматриваемых категорий мониторов в процессе выполнения реальных задач, с которыми ежедневно сталкивается пользователь домашнего ПК.
Монитор в реальной жизни
Для начала вспомним о том, что концепция оконного графического интерфейса, применяемая в современных операционных системах, была разработана еще в 70-х годах прошлого века — то есть во времена безраздельного господства ЭЛТ-мониторов, стороны экранов которых соотносились как 4:3. Неудивительно, что при переходе на широкоэкранные дисплеи всплыли определенные эргономические недостатки. Например, панель задач, заголовок окна и строка главного меню на широкоформатном экране «съедают» больше пикселов, поскольку при равной высоте имеют большую ширину. Так, если на экране монитора, имеющего разрешение 1280x1024, перечисленные элементы занимают 7,52% от общего количества пикселов, то при использовании широкоэкранной модели с разрешением 1440x900 при тех же настройках ОС этот показатель составит уже 8,56%.
Интернет
Для большинства пользователей, имеющих доступ в Интернет, веб-браузеры являются одними из наиболее часто используемых приложений. Позволит ли повысить удобство работы с ними замена обычного монитора на широкоформатный?
Прежде чем ответить на этот вопрос, отметим, что в настоящее время странички большинства профессионально сделанных сайтов сверстаны в виде таблиц заданной ширины. Негласным стандартом является оптимизация веб-страниц для просмотра на экране с разрешением 1024x768. Соответственно максимальная ширина области, в которой отображается текстовая информация, ограничена примерно 900 пикселами (при этом остается место под рамки окон, линейки прокрутки и прочие элементы интерфейса).
Поскольку у всех рассматриваемых категорий мониторов горизонтальное разрешение ЖК-панели больше 1024 пикселов, то вместимость экрана будет определяться исключительно разрешением по вертикальной оси. Допустим, что панель задач ОС и элементы окна веб-браузера занимают в общей сложности 164 пиксела по вертикали, а одна строка текста на просматриваемой страничке имеет высоту 18 пикселов. В этом случае на экране монитора, имеющего разрешение 1440x900, поместится 40 полных строк, в то время как на дисплее с разрешением 1280x1024 — уже 47. Абсолютным лидером в этом случае выглядит модель с разрешением 1680x1050 — целых 49 строк. Однако есть одно «но». При равной диагонали пикселы на экране широкоформатного монитора, имеющего разрешение 1680x1050, имеют меньший физический размер, чем у дисплея с разрешением 1280x1024. Следовательно, и физический размер букв на экране монитора, имеющего разрешение 1680x1050, при одинаковых настройках браузера окажется меньше. Это неизбежно приведет к ухудшению читаемости текста, и не исключено, что для обеспечения комфортных условий чтения придется увеличить его размер.
Стоит также обратить внимание на то, что в рассматриваемом примере площадь экрана монитора с соотношением сторон 5:4 используется более эффективно, чем у широкоэкранных дисплеев. Почти половина экрана последних остается незадействованной.
Конечно, есть немало сайтов, форматирование которых позволяет растягивать текст по всей ширине окна независимо от его размера. Однако применение всей ширины экрана с соотношением сторон 16:10 для чтения текста вряд ли можно признать целесообразным. Ведь неспроста в газетах и журналах текст обычно верстается в виде относительно узких колонок. Как установили многочисленные исследования, в силу особенностей зрительного аппарата человека удобочитаемость и скорость восприятия смысла написанного в значительной мере зависят от ширины строк. Оптимальные условия достигаются в том случае, когда человек может прочитать строку целиком, не меняя при этом направление взгляда. В ходе экспериментов ученые получили однозначное подтверждение того, что при чтении текста, отформатированного в виде длинных строк, не только снижается скорость чтения, но и замедляется процесс восприятия прочитанного.
Учитывая вышеизложенное, можно сделать следующий вывод. В случае применения ПК для просмотра веб-сайтов широкоформатный монитор с разрешением 1440x900 выглядит явным аутсайдером. Как минимум потому, что пользоваться вертикальной прокруткой придется гораздо чаще. Модели с соотношением сторон экрана 5:4 позволяют более эффективно использовать площадь экрана и лишь немного уступают широкоформатному монитору с разрешением 1680x1050. Правда, определенным преимуществом последнего является возможность одновременного отображения двух практически полноразмерных окон браузера. Это может пригодиться, например, для поиска: в левой части экрана будет отображаться страничка поисковой системы, а в правой — один из открытых по ссылке сайтов.
Офисные документы
Еще один распространенный вид задач, выполняемых на домашних ПК, — подготовка текстовых и смешанных документов при помощи офисных программ. Самыми распространенными бумажными носителями в нашей стране являются листы форматов серии А (А0, А1 и т.д.), соответствующие отечественному стандарту ГОСТ 5773-76 и международному ISO 216. Форматы серии А примечательны тем, что независимо от размера длинная сторона листа больше его короткой стороны на величину, равную квадратному корню из 2 (примерно 1,41). Таким образом, при отображении на экране не столь важно, для печати на каком формате готовится документ — А4, А3 или А0, поскольку соотношение сторон у этих листов одинаковое.
Посмотрим, как будет выглядеть лист формата серии А в портретной (то есть в вертикальной) ориентации на экранах различных мониторов. На рис. 1 хорошо видно, что в данном случае 19-дюймовый монитор с соотношением сторон 5:4 обеспечивает оптимальные условия для работы со страницей документа (для наглядности справа на рисунке приведена диаграмма, позволяющая сравнить относительные размеры изображений страницы на экранах различных мониторов). При этом справа и слева остается достаточно места для размещения панелей инструментов, палитр и вспомогательных плавающих окон. Стоит также обратить внимание на то, что даже 17-дюймовый монитор с соотношением сторон 5:4 оказывается в этом случае более удобным, нежели 19-дюймовый широкоформатный дисплей.
Рис. 1. Максимальные размеры страницы формата серии А
в портретной ориентации на экранах различных мониторов
А теперь оценим, насколько удобными будут экраны рассматриваемых категорий мониторов для работы с листом формата серии А в альбомной (горизонтальной) ориентации. Кстати, благодаря замечательному свойству форматов серии А книжный разворот из двух поставленных рядом вертикально ориентированных страниц будет выглядеть аналогичным образом.
Как хорошо видно на рис. 2, 19-дюймовый монитор с соотношением сторон 5:4 явно выигрывает у широкоформатного дисплея с такой же диагональю. Более того, на приведенной справа диаграмме видно, что в данном случае широкоформатная модель чуть-чуть уступает даже 17-дюймовому монитору. Однако широкий формат имеет свой козырь: оставшееся свободное место по краям можно использовать для размещения инструментальных панелей и плавающих палитр. Но не будем торопиться с выводами.
Рис. 2. Максимальные размеры страницы формата серии А
в альбомной ориентации (книжного разворота) на экранах различных мониторов
Если задать масштаб отображения, при котором физические размеры страницы на экране 19-дюймового монитора с соотношением сторон 5:4 станут равными изображению на экране широкоформатного дисплея, то здесь тоже появится свободное место для размещения палитр (рис. 3). Таким образом, 19-дюймовый монитор с соотношением сторон 5:4 позволяет более гибко использовать экранное пространство, обеспечивая возможность размещения изображения страницы и палитр, а также просмотра вида страницы в большем масштабе.
Рис. 3. При одинаковых физических размерах изображения страницы
в альбомной ориентации место для размещения инструментальных панелей
и палитр найдется на экране любого из 19-дюймовых мониторов
Итак, можно констатировать, что мониторы с соотношением сторон экрана 5:4 гораздо лучше приспособлены для работы с офисными документами по сравнению с широкоформатными моделями. Существенным недостатком последних является низкая эффективность использования площади экрана при работе с изображением страницы в портретной ориентации.
Обработка фотографий
Соотношение сторон фотографий, сделанных на фотопленке наиболее распространенного любительского формата (35 мм), — 3:2. Аналогичные пропорции и у самого ходового формата фотокарточек — 10x15 см. Таким образом, изображения, отсканированные с 35-миллиметровой пленки и слайдов, а также с фотокарточек формата 10x15 см, имеют соотношение сторон 3:2. Кстати, эту традицию поддерживают производители цифровых зеркальных фотокамер — в таких аппаратах, как правило, устанавливаются сенсоры с соотношением сторон 3:2.
Таким образом, в реальной жизни мы имеем дело с фотографиями двух основных форматов — 3:2 либо 4:3. Как видно на рис. 4 и 5, в целом ситуация аналогична описанной в предыдущем разделе. При работе с изображениями в портретной ориентации широкоформатные модели не позволяют столь же эффективно задействовать площадь экрана, как мониторы с соотношением сторон экрана 5:4. В случае обработки снимков в альбомной ориентации разница уже не столь значительна, однако модели с соотношением сторон экрана 5:4 обеспечивают всё же большую гибкость.
Рис. 4. Максимальные размеры фотографии стандартного цифрового формата (4:3)
в портретной ориентации на экранах различных мониторов
Рис. 5. Максимальные размеры фотографии стандартного цифрового формата (4:3)
в альбомной ориентации на экранах различных мониторов
Правда, есть одна специфическая задача, при выполнении которой широкоформатные мониторы обеспечат определенное преимущество. Речь идет о работе со специализированными программами, позволяющими объединять несколько снимков в панорамное изображение. Но многие ли с ними работают?
Просмотр видео и ТВ
Довольно часто домашние ПК используются в качестве универсальных медиацентров — в частности для просмотра фильмов и телепрограмм. В настоящее время подавляющее большинство видеоматериалов, записываемых в цифровом виде, представлено в одном из двух форматов: с соотношением сторон кадра 4:3 либо 16:9.
Как видно на рис. 6, при просмотре видео с соотношением сторон кадра 4:3 в полноэкранном режиме максимальный размер картинки позволяет получить 19-дюймовый монитор с соотношением сторон экрана 5:4. В то же время размеры изображения на широкоформатных 19-дюймовых мониторах и на 17-дюймовой модели с соотношением сторон экрана 5:4 практически одинаковы.
Рис. 6. Размеры картинки при просмотре видео с соотношением сторон кадра 4:3
на различных мониторах (в полноэкранном режиме)
Естественно, в случае просмотра видео с соотношением сторон кадра 16:9 широкоформатные мониторы гораздо эффективнее. На рис. 7 хорошо видно, что в данной дисциплине модели с соотношением сторон экрана 5:4 заметно уступают по максимальному размеру изображения. Однако здесь необходимо обратить внимание на один нюанс. Мониторы, имеющие разрешение 1280x1024, позволяют смотреть видео высокой четкости с разрешением 720 линий (размер кадра — 1280x720) без интерполяции, используя при этом всю ширину экрана. В случае широкоформатных мониторов, имеющих разрешение 1440x900 либо 1680x1050, придется смириться либо с уменьшением площади картинки, либо со снижением четкости изображения вследствие интерполяции.
Рис. 7. Размеры картинки при просмотре видео с соотношением сторон кадра 16:9
на различных мониторах (в полноэкранном режиме)
Итак, широкоформатные мониторы имеют преимущества при просмотре широкоэкранных фильмов и видеопрограмм. В то же время 19-дюймовая модель с соотношением сторон экрана 5:4 обеспечивает более высокую (по сравнению с широкоформатным дисплеем) эффективность при просмотре видео с соотношением сторон кадра 4:3. А ведь записей в таком формате не так уж и мало. В частности, это фильмы, программы и любительские записи, оцифрованные с кассет VHS. Необходимо учитывать и то обстоятельство, что российские эфирные телеканалы транслируют изображение с соотношением сторон 4:3, и в ближайшее время ситуация вряд ли радикально изменится.
Игры являются одной из немногих сфер применения ПК, где широкоформатные мониторы имеют преимущество. Действительно, с точки зрения восприятия игрового пространства большое значение имеет угол обзора (чем больше, тем лучше). Однако это утверждение справедливо лишь для динамичных игр с трехмерной визуализацией от первого или третьего лица. А, например, для стратегических игр гораздо важнее высокое разрешение экрана, нежели его физические размеры. И не факт, что широкоформатный монитор в играх этого жанра будет удобнее: читать карту всё-таки удобнее на традиционном формате, чем на широком.
Несмотря на то что широкоформатные мониторы для ПК выпускаются уже на протяжении нескольких лет, не во всех игровых приложениях предусмотрена полноценная поддержка широкоэкранного режима. Согласитесь, что автомобили на овальных колесах и непропорционально широкие лица персонажей отнюдь не добавляют реализма в игровой процесс.
Итак, широкоформатный монитор действительно обеспечивает определенное преимущество в игровых приложениях. Однако это утверждение справедливо лишь для игр определенных жанров, имеющих полноценную поддержку широкоэкранного режима.
Заключение
Подведем итоги. Если отделить зерна здравого смысла от плевел маркетинговой мишуры, то становится очевидным, что широко рекламируемые преимущества мониторов с широкоформатными экранами — не более чем искусно созданный миф.
Принято считать, что широкоформатные модели более удобны для игр и просмотра фильмов. Однако, как нами было доказано выше, данное утверждение справедливо лишь отчасти. А при выполнении повседневных задач (таких как просмотр веб-сайтов, редактирование текстовых документов, обработка фотографий и т.д.) мониторы с соотношением сторон экрана 5:4 оказываются более удобными и универсальными. И это вполне объяснимо.
В реальной жизни приходится иметь дело со страницами и изображениями, ориентированными как вертикально, так и горизонтально. Так что теоретически идеальным вариантом является монитор с квадратным экраном: только в этом случае можно отображать фотографию или лист документа в одинаковом масштабе независимо от его ориентации и соотношения сторон. Очевидно, что формат 5:4 ближе к квадрату, нежели 16:10. Именно поэтому экран широкоформатного монитора оказывается менее удобным при работе с вертикально ориентированным изображением. Кроме того, как уже было отмечено в начале статьи, при равной диагонали площадь экрана с соотношением сторон 5:4 будет больше, чем у широкоформатного экрана.
Естественно, возникает вопрос: почему же тогда производители ЖК-мониторов (да и портативных ПК) стремятся переориентировать пользователей ПК на использование широкоформатных экранов? Как ни печально, эргономические изыски здесь ни при чем. Ответ, как обычно, следует искать в экономической плоскости.
Напомним еще раз: при равной диагонали ЖК-панели с соотношением сторон 16:10 имеют меньшую площадь, нежели изделия с форматом экрана 5:4. Это обстоятельство позволяет при тех же производственных затратах изготавливать на одной пластине большее количество заготовок широкоформатных ЖК-панелей. Иными словами, производство широкоформатных ЖК-панелей обходится дешевле. Именно поэтому производителей так привлекает формат 16:10. Увы, холодный расчет в очередной раз одержал победу над здравым смыслом.
Согласно статистическим данным, объемы производства ЖК-панелей с соотношением сторон 5:4 стремительно сокращаются. И вполне вероятно, что через пару лет мониторы с такими экранами вообще исчезнут с прилавков. К счастью, пока у покупателей еще есть возможность выбора. Главное — сделать его осознанно.
Читайте также: