Как играть ударные на миди клавиатуре
MIDI-клавиатура значительно облегчает процесс написания музыки. Вводить ноты мышкой долго и нудно. Чем различаются MIDI, как их подключить и какую выбрать – читайте в статье.
Довольно часто нас спрашивают про необходимый минимум оборудования для домашней студии. Рассказываем, что нужно иметь в первую очередь:
1. Профессиональную звуковую карту. Встроенные и игровые карты в данном случае не годятся. Их можно использовать только от безысходности, и результат будет заведомо плохим.
2. Студийный конденсаторный микрофон.
3. Студийные наушники. Желательно закрытые, чтобы можно было записывать вокал.
4. Студийные мониторы. Но не мультимедийные колонки SVEN, Genius и им подобные! Разница между студийными мониторами и мультимедийными колонками заключается в большей детализации первых, а также в линейности звучания музыкального материала.
5. Качественную коммутацию, а также необходимые стойки.
Что нужно купить во вторую очередь? Набравшись некоторого опыта, музыканты задумываются о следующем:
1. Звукоизоляции и звукопоглощении. Потребуются рop-фильтры и экраны. Подробнее об этом в нашей статье об акустической подготовке студий.
3. Инструментальном звукоусилении (гитарные/басовые комбоусилители).
4. Процессорах эффектов, обработке звука.
5. Дополнительных инструментах, в том числе о микрофонах.
Сегодня речь пойдет о MIDI-клавиатурах.
На фото –MIDI-клавиатура
Для начала немного о MIDI
В те времена, когда можно было увидеть живых The Beatles, а синтезаторы были аналоговыми, клавиатура представляла собой набор контактов, электрически связанных со звукогенерирующей частью. Когда один контакт замыкался, ток проходил через соответствующий переменный резистор, настроенный на определенную ноту, и появлялся звук. Фактически синтезатор был самодостаточным устройством, «вещью в себе». Не предполагалось никаких «контактов с другим миром», кроме подключения к усилителю или микшерному пульту.
По мере того, как число моделей синтезаторов на рынке увеличивалось, различные производители стали пытаться обеспечить «диалог» между устройствами. Поначалу это было безуспешным мероприятием: отсутствовали какие-либо стандарты. Однако в начале 80-х годов производители музыкального оборудования решили покончить с «произволом» и впервые собрались «за столом переговоров».
В результате был принят единый стандарт, названный MIDI (Musical Instrument Digital Interface – цифровой интерфейс музыкальных инструментов). Это была настоящая революция. После этого можно было подключать друг к другу, не боясь несовместимости или повреждения, любые клавиатуры и секвенсоры. Это послужило толчком к развитию отдельных звуковых модулей (синтезаторов без клавиш) и в дальнейшем – программ, синтезирующих звуки. Согласитесь, намного удобнее иметь 10 разных синтезаторов и одну клавиатуру, чем 10 клавиатур.
Кстати, клавиатуру принято называть MIDI-контроллером. Наименование подчеркивает, что она выполняет чисто «управленческие» функции. И, между прочим, MIDI-контроллер совсем не обязательно должен иметь вид фортепианных клавиш. Бывают контроллеры в виде гитары, баяна или, например, флейты. Поэтому более правильно употреблять термин MIDI-контроллер фортепианного типа.
Что же лучше: MIDI-клавиатура или синтезатор?
После того как мы выяснили, что MIDI-клавиатура по сути – «безмозглый синтезатор», который не в состоянии издавать какие-либо звуки, встает резонный вопрос: стоит ли ее покупать? Или можно обойтись домашним синтезатором, потому что к компьютеру подключить его проще простого, а встроенный автоаккомпанемент помогает при сочинении музыки? Какие есть преимущества и недостатки у каждой стороны?
Доводы за MIDI-клавиатуры
- Цена. «Мидюшка» (как часто называют MIDI-клавиатуру) дешевле, чем синтезатор с аналогичной клавиатурой. Четырехоктавная клавиатура с полноразмерными активными клавишами стоит от $100 и позволяет решить большинство студийных задач. Синтезатор за такие деньги не купишь.
- Качество. Клавиши – практически единственная значимая деталь MIDI-клавиатуры. Производители, как правило, сосредотачивают внимание именно на клавишной механике. Как следствие, даже у дешевых моделей клавиши могут быть лучше, чем на довольно дорогих синтезаторах.
- Универсальность применения. Имея устраивающую вас клавиатуру (по механике клавиш, по крутилкам и регуляторам), вы можете использовать ее с какими угодно синтезаторами и даже с другим студийным оборудованием.
- Простота подключения. Подключить к компьютеру MIDI-клавиатуру гораздо проще, чем синтезатор (его придется настраивать). Помочь удаленно в настройке сможет далеко не каждый специалист.
Даже имея огромный опыт за плечами, мы часто не можем ответить на некоторые вопросы покупателей. И это не означает, что мы безнадежны. Ответить можно при условии, что под рукой есть такой же инструмент, который использовали в сходных условиях. А это невозможно.
- Долговечность и актуальность. Имеется в виду не срок службы клавиатуры – по этому показателю контроллер не превосходит синтезатор. Мода на звуки меняется быстро. Покупать для каждой песни новый синтезатор могут позволить себе только зарубежные суперзвезды. Более того, продать клавишный синтезатор после эксплуатации почти нереально. А к клавиатуре вы привыкнете, и желания расстаться с ней не возникнет.
- Компактность. Если вы не обладаете элитным жильем, то площадь вашей домашней студии вряд ли превышает 10–12 кв. метров. То есть хранить клавишные синтезаторы просто негде. MIDI-клавиатура компактна и в принципе лучше приспособлена для работы с несколькими устройствами.
Или все-таки синтезатор?
Преимуществ у последнего не так много:
- Автоаранжировка. Многие современные синтезаторы имеют встроенный автоаккомпанемент, который дает возможность «вживую» исполнять музыкальные произведения для целого ансамбля. Пожалуй, этот аргумент является самым весомым из всех.
Вы можете записать автоаккомпанемент в секвенсор и, работая с другими звуками, быстро сделать профессиональную аранжировку. Аналогичные компьютерные программы-аранжировщики достойного развития не получили.
- Подключение. Вы можете играть только на синтезаторе, не подключая его к компьютеру. С MIDI так не получится.
Помимо быстроты «разворачивания», есть еще надежность. Компьютер или планшет может «зависнуть». А вероятность отказа у физического синтезатора намного ниже.
- Качество звука. Если мы говорим о профессиональных моделях, то качество звука у них довольно высокое. Чтобы получить такое же качество с виртуальными синтезаторами в реальном времени, нужно иметь довольно серьезный компьютер и высококачественную недешевую звуковую карту.
Немного истории
Исторически сложилось, что мы подключаем MIDI-клавиатуру, да и другие MIDI-контроллеры с помощью разъема 5 DIN (правильнее было бы написать 5/180 DIN, а еще правильнее – DIN 41524).
Изначально этот тип коннектора стандартизировали для аналогового звука, и так подключались многие советские магнитофоны. Этот тип подключения применялся и во многих компьютерах (в том числе на Apple II), игровых приставках, научной аппаратуре. Стандарт DIN 41524 описывает только тип и форму разъема. В разных устройствах разъемы могут быть электрически несовместимы. MIDI, например, можно вставить в PS/2, только ничего не будет работать.
Сегодня все так же применяется пятиконтактный разъем. В профоборудовании он является стандартом. Однако большое количество клавиатур и контроллеров обзавелось разъемом USB, который позволяет подключиться практически к любому компьютеру. В продаже можно встретить и переходники/конверторы MIDI-USB. С их помощью можно подключать старые синтезаторы и MIDI-клавиатуры к ПК.
На фото – MIDI-интерфейс M-AUDIO MIDISPORT UNO USB
Большинство клавиатур/контроллеров подключается по технологии Plug and Play (стандартные драйверы установлены в системе). Вам останется только сконфигурировать контроллер в настройках используемой программы. Некоторым профессиональным контроллерам нужны драйверы, поэтому читайте инструкцию и не забывайте их устанавливать.
Практически все MIDI-клавиатуры работают с любым программным обеспечением. Нужно просто подключить клавиатуру к ПК, запустить Host-программу (например, Cubase), настроить подключение, выбрать виртуальный синтезатор (VSTi) – и можно начинать играть.
Клавиатуры, подключенные к звуковой карте с помощью разъема MIDI, обычно программа подхватывает автоматически. А вот если вы используете USB, чаще всего нужно указывать порт подключения вручную. Также существуют контроллеры, созданные специально для определенной программы. Например, практически все контроллеры для Dj.
При подключении по USB дополнительное питание необходимо только большим профессиональным клавиатурам-контроллерам. А при использовании MIDI-разъема клавиатуре потребуется блок питания.
С подключением немного разобрались. Теперь давайте поговорим о том, какие бывают MIDI-клавиатуры, чем они отличаются и как же выбрать ту, которая подойдет именно вам.
Первое, на что обращаешь внимание при выборе контроллера, – это размер. У клавиатур он определяется количеством октав и размером клавиш. У комбинированных контроллеров увеличение размера может быть обусловлено наличием дисплея и дополнительных регуляторов.
Клавиши бывают двух основных размеров: полноразмерные, такие же, как у «деревянного» фортепиано, и уменьшенные. Обычно уменьшенные устанавливают на портативных контроллерах, которые можно носить с собой и сочинять мелодии, например, в поездке. Чаще всего такие клавиатуры имеют 25–32 клавиши и небольшое количество дополнительных регуляторов. Полноразмерные клавиатуры имеют от 25 до 88 клавиш. Если самые первые в линейке модели еще можно носить с собой, то последние больше подходят для стационарного применения. Особенно если клавиши на них молоточкового типа.
Т: На фото – линейка MIDI-клавиатур M-AUDIO Keystation
Типы механики клавиатур
Есть три основных типа: взвешенная, полувзвешенная и невзвешенная (т. н. синтезаторная). Обычно клавиатуры с механикой синтезаторного типа имеют чуть уменьшенные в длину клавиши (ширина их стандартная). Они представляют из себя пластиковую пластинку-рычажок, на которую легко нажимать.
В противовес им взвешенные клавиатуры с молоточковой механикой имеют полноразмерные клавиши, как у рояля, которые нажимаются с определенным усилием и дают ощущение игры на настоящем музыкальном инструменте. В некоторых топовых MIDI-клавиатурах клавиши даже изготавливают из дерева. Обычно такие клавиатуры позволяют регулировать взвешенность в определенных пределах. Полувзвешенная механика, как видно из названия, – нечто среднее между двумя предыдущими.
Важный параметр MIDI-клавиатуры – чувствительность. Она отвечает за то, будет ли меняться звук в зависимости от силы/скорости нажатия. Малоформатные клавиатуры обычно не обладают т. н. активной клавиатурой, и динамику (velocity) приходится впоследствии рисовать вручную. На более дорогих моделях на каждой клавише установлено по нескольку датчиков, передающих скорость/силу нажатия, скорость отпускания, продолжительность нажатия и так далее.
Послекасание (aftertouch) отвечает за чувствительность клавиатуры уже после того, как вы нажали клавишу. Можно сказать, что наличие этого параметра позволяет «додавить» клавиши, что может быть полезно, если вы играете с помощью VST синтезаторов, имитирующих духовые инструменты, органы, некоторые струнные.
Если вы хотите не просто поиграть, записать немного «подкладов» и простенькое соло, если нужно управлять синтезаторами, изменять их параметры на лету, вам будут полезны клавиатуры с дополнительными регуляторами.
Регуляторы на MIDI-клавиатурах
Самыми часто встречающимися регуляторами на MIDI-клавиатурах являются Pitch и Modulation, располагающиеся чаще всего слева от клавиатурного блока. Регулятор Pitch позволяет изменять высоту ноты в ограниченных пределах. Modulation управляет модуляцией.
На фото – регуляторы управления: питч (Pitch) и модуляция (Modulation)
Кроме стандартных, клавиатура может иметь дополнительные программируемые регуляторы, которые можно использовать по своему усмотрению. Обычно они подписаны просто цифрами. Если устройство имеет большое количество регуляторов, они могут быть разделены на группы (тогда их подписывают цифрой и буквой, обозначающей группу, например, А1, A2, C3, и т. д.).
Некоторые клавиатуры имеют органы управления в виде пэдов, на которые пользователь может назначить определенный звук, короткую музыкальную фразу и пр. Чаще всего пэды используют для исполнения/записи ритмических рисунков.
На фото – назначаемые пэды MIDI-контроллера Akai MPK261
MIDI-клавиатуры позволяют управлять инструментами VST, регулировать их параметры на лету, импровизировать во время выступления. Они дают ощущение управления звуком, позволяют «прикоснуться» к музыке.
Одним из элементов управления можно считать педали «Сустейна» и «Экспрессии». С недорогими MIDI-клавиатурами обычно можно использовать только одну педаль, и это Sustain. Профконтроллеры позволяют подключать несколько педалей.
Еще одно оборудование, которое можно подключить к клавиатуре, – духовой контроллер. Он позволяет исполнять партии духовых инструментов. Звучание максимально приближено к оригиналу.
Многие MIDI-клавиатуры / контроллеры можно подключать к мобильным устройствам, планшетам, смартфонам. В отличие от малоформатных клавиатур профессиональные могут потребовать дополнительного питания. Это необходимо учитывать при выборе устройства. Также не забудьте обзавестись необходимым переходником, исходя из того, какое мобильное устройство вы планируете использовать.
Обзор MIDI-клавиатур
Рассмотрим конкретные модели и попробуем понять, какая подойдет именно вам.
Начнем с самых маленьких. Такие клавиатуры обладают уменьшенными клавишами, небольшим количеством дополнительных регуляторов и подойдут тем, кто любит сочинять музыку в поездках. Наиболее распространенные представители этой группы – M-audio Axiom Air Mini 32, AKAI MPK-Mini MK2 USB, а также ARTURIA MiniLab MKII.
На фото – Arturia MiniLab
Такие инструменты легко подключаются к планшету или нетбуку и позволяют наигрывать любимые мелодии где угодно.
В продолжение темы – малогабаритные клавиатуры с полноразмерными клавишами. Они подойдут тем, кому играть на миниатюрных клавишах неудобно. Например, модели ALESIS V25, M-AUDIO Oxygen 25 IV .
На фото – MIDI-клавиатура ALESIS V25
Наиболее крупная группа среди MIDI-клавиатур – инструменты с 49 клавишами. В ней представлены как бюджетные решения, обладающие только фортепианной клавиатурой, например, AXELVOX KEY49J, так и более профессиональные модели, например, M-AUDIO Oxygen 49 IV, NOVATION IMPULSE 49, ARTURIA KeyLab 49. Такие клавиатуры подойдут большинству музыкантов. Выбрать подходящую просто. Главное – решить, нужна «просто клавиатура» или «клавиатура с кучей крутилок».
На фото – MIDI-клавиатура NOVATION IMPULSE 49
Следующая категория – такие же клавиатуры, только с 61 клавишей. Например, Behringer UMX610, M-Audio Keystation 61 MK3, M-Audio Code 61, ARTURIA KeyLab Essential 61.
На фото – MIDI-клавиатура BEHRINGER UMX610
Заключительная категория – полноформатные контроллеры на 88 клавиш, чаще всего с молоточковой механикой и обширным числом органов управления. Устройства чаще всего используют профессиональные музыканты, исполняющие сложные, чаще всего фортепианные аранжировки. В большинстве это стационарные студийные устройства. Один из недорогих вариантов – MIDI-клавиатура M-Audio Oxygen 88.
На фото – MIDI-клавиатура M-AUDIO OXYGEN 88
Но в большинстве своем это довольно дорогие устройства. Например, ARTURIA KeyLab 88 или Studiologic SL88 Studio.
На фото – MIDI-клавиатура ARTURIA KeyLab 88
Если у вас остались вопросы о MIDI-клавиатурах или возникли сложности при выборе определенной модели, обратитесь к нашим специалистам. Вы можете рассказать им о своих требованиях к инструменту и условиях его эксплуатации. Исходя из этого, сотрудники порекомендуют оптимальные модели.
Однако, бывает так, что требуется звук и чувство реальной барабанной партии, а обстоятельства - время, место, нехватка средств или нехватка барабанщика - вынуждают людей, которые сами не играют на барабанах, «настучать» кое-что в секвенсоре. И, хотя партия секвенсора никогда не будет безупречной имитацией, есть много вещей, которые вы можете сделать, чтобы заставить ее казаться более убедительной.
2. По той же самой причине есть определенные звуки, которые не могут быть объединены реалистично в одном ритмическом рисунке. Вы не можете переключиться мгновенно между щетками и барабанными палочками, или между использованием нормального хай-хэта и хэта с тамбурином на верней тарелке. Барабанные палочки могут использоваться, чтобы произвести римшоты, но щетки и колотушки не могут, таким образом было бы нелогично смешивать римшоты и игру щётками. Также, не совсем обычным будет комбинирование хэта и райда в одной партии - они обычно располагаются на противоположных сторонах ударной установки.
3. Примите во внимание, что сила ударов по барабанам не может быть постоянной. До некоторой степени, будет случайное изменение в силе каждого удара, но также будет больше предсказуемых изменений. В барабанах популярной и рок музыки, например, часто акцентируется первый удар в такте, в то время как ритмы рэггей характеризуются акцентированным третьим ударом. Есть также физические ограничения на то, как сильно вы можете ударить по барабану: удары, играемые в быстрой последовательности, всегда будут тихими, так как вы не можете поднять барабанные палочки высоко, или получить бОльший ход педали на бочке между ударами.
4. Не игнорируйте динамику в пределах песни. В танцевальной музыке барабаны часто сильно компрессируются, поскольку изменение уровня может привести к «выпадению» части ритма из микса. Реальные барабанщики, однако, используют crescendo и другие динамические эффекты, чтобы добавить к партии больше чувств; часто, например, они играют с нарастающей громкостью перед припевом.
5. Используйте звуки, которые соответствуют динамическому уровню определённой партии ударных. Некоторые перкуссионные инструменты, как, например, сэмплированные тарелки, фактически звучат громко, в то время как другие, (римшоты, бонги и хлопки), неизбежно звучат тихо. Также, барабанная партия, полностью воспроизведённая секвенсором, будет звучать немного фальшиво, если тихие звуки будут «тонуть» в реверберации, как от сильного удара.
8. Если вы не уверены, какое чувство должна передавать ваша партия, или вы, возможно, не понимаете это правильно, запишите сперва клик трек (щелчки метронома). Помните, что вам не обязательно записывать партию барабанов в первую очередь. Если ваша песня главным образом сосредотачивается вокруг, например, фортепьяно и басового рифа, вы можете записать их в первую очередь, а ударные добавить позже. Слышать важные инструментальные партии очень полезно для того, чтобы решить, какой ритм вам больше подойдёт в итоге.
12. Не создавайте партии ударных методом copy-paste. Даже если вы хотите получить тот же самый ритмический рисунок через всю песню, запишите его несколько раз и перемешайте различные версии. У каждого варианта, которой вы запишете, будут немного различная динамика и изменения ритма, а разнообразие поможет воспроизвести более свободное чувство реального барабанного трека и некоторые из динамических изменений, о которых я упоминал выше.
13. Не усложняйте. С современными программами звукозаписи и мультитембральными источниками звука, музыку легко превратить в ритмическую кашу, добавляя невероятные количества виртуальных тамбуринов, шейкеров и треугольников, или программируя сложные ритмы и заполнения, неподвластные большинству реальных барабанщиков.
14. Слушайте игру барабанщиков на записях, чтобы понять вид ритмических рисунков и заполнений, которые используются в определённом музыкальном стиле. Внимательное прослушивание может заставить вас понять, что некоторые идеи о специфическом стиле игры, на самом деле, ошибочны. Например, очень легко привыкнуть к тому, чтобы автоматически ставить бочку на первый удар каждого такта - но есть многие стили, особенно рэггей и джаз, в которых не играет бас барабан на первую долю:
15. Учитесь читать ноты ударных и смотрите на транскрипцию в журналах и книгах для барабанщиков. Чем больше вы знаете об игре на барабанах, тем более точно вы сможете программировать реалистичные ритмические рисунки.
16. Синтезаторные и звуки драм машин обычно создаются с использованием сэмплов каждого инструмента в отдельности. Запись же реальной ударной установки – это другой вопрос. Оверхэд или микрофоны комнаты (Ambient) всегда используются (обычно в миксе с индивидуальными микрофонами на барабанах), чтобы снять не только звук тарелок и томов, но и звук ударной установки вцелом, включая отзвук помещения. Запрограммированные партии барабанов в их сыром, необработанном виде, в сравнении могут казаться слишком стерильными и раздельными, потому что они испытывают недостаток в этом элементе. Вы можете этого избежать в некоторой степени, позаботившись о панораме – не панорамируйте инструменты ударной установки жёстко влево или вправо, а также, держите басовый и рабочий барабан всегда в центре. Также, вы можете поэкспериментировать с наложением эффекта реверберации на барабаны, чтобы добиться более цельного их звучания.
17. Однако, остерегайтесь чрезмерной реверберации. Определённо, это может произвести впечатление, когда вы испытываете инструмент в музыкальном магазине, но это не всегда отражает реальное звучание. Массивная реверберация действительно удовлетворяет некоторым стилям музыки (например, Def Leppard), но ни в коем случае всем – если реверберация используется в избытке на реальных барабанах, их звучание кажется более искусственным, не говоря уже о сэмплированных. Экспериментируйте с различными типами и глубиной реверберации, пока не найдёте что-то, что покажется правильным.
19. Другая проблема с некоторыми сэмплированными звуками состоит в том, что они не отражают изменение звука в зависимости от силы удара. Например, сильный и слабый удары по тарелке не только различаются по громкости, но и весьма различны по тембру. То же самое верно для рабочего и других барабанов. Если ваш звуковой банк реагирует только на интенсивность, делая звуки только громче или тише, будьте внимательны в том, как используете их. Например, не пытайтесь воспроизвести тихие, скользящие удары по тарелке, если у вас есть сэмплы только громких крэшей.
20. Не бойтесь изменений в темпе. Реальные барабанщики ускоряются и замедляются - иногда преднамеренно, иногда нет - и эти изменения темпа могут помочь придать дорожке более натуральное звучание. Небольшие изменения темпа очень ощутимы, например, такие как rallentando (замедление к концу песни) и переходы между медленными и быстрыми частями композиции. Другие изменения, однако, являются более тонкими: для барабанщиков весьма характерно ускорять темп при переходе к припеву. Некоторые классические записи даже показывают постепенное увеличение темпа в некоторых местах, или даже, на протяжении всей песни. Возможно, вам потребуются некоторые дополнительные инструменты в вашем секвенсоре, чтобы реализовать изменения темпа в середине песни, но результат может быть очень эффективным.
Эта запись была опубликована 03.07.2008 в 23:33. В рубриках: Статьи. Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS 2.0. Также, вы можете пройти в конец страницы и оставить свой комментарий.
Есть несколько вариантов для сочинения музыки, записи MIDI клавишных или записи нотации. Одни программы сложнее других, но и обладают большим функционалом. В данном гиде мы попытаемся дать вам направление, покажем софт, в котором следует разобраться, если вы действительно хотите преуспеть в работе с MIDI.
Задумайтесь о том, какие задачи вы собираетесь решать при помощи MIDI. Реально полезным в работе с MIDI будет софт, который позволяет записывать MIDI треки. Проще говоря, такой софт должен позволять записать дорожку, которая будет содержать все данные о нажатой вами в той или иной момент клавише midi-контроллера.
Стоит запомнить, что вы собираетесь работать со звуком. Это занятие, конечно, не столь требовательно к железу, как, скажем, современные игры, но свои особенности имеет. Если вам необходимо только записывать клавишные и работать с нотацией, то 4 Гб оперативной памяти должно хватить. Чем больше оперативной памяти, тем больше треков вы можете запускать параллельно; чем больше треков вы запустите параллельно, тем медленнее начинает работать компьютер.
Если хотите комфортно записывать параллельно несколько музыкантов, что обычно происходит в несколько дорожек, то приготовьтесь обеспечить от 6 до 8 Гб RAM. По итогу: минимально необходимо иметь 4 Гб оперативки и процессор i3 (само-собой, новее = лучше). Что касается жесткого диска, то рекомендуется иметь хотя бы 500 Гб, так как музыкальные проекты весят много и таким образом вам всегда будет хватать памяти, а еще у вас останется запас для виртуальной памяти.
Это полноценная цифровая рабочая станция для macOS и Windows. В отличии от иных программных секвенсоров данный продукт акцентирует особое внимание на живых выступлениях. При этом он более чем способен быть средством для создания, сведения музыки, а также процесса мастеринга.
Ableton Live также используется диджеями, так как на нем присутствует управление для таких вещей, как beatmatching, crossfading — то, что часто используется тёрнтейблистами.
DAW дает возможность не только работать с MIDI, но и имеет внушительный ряд встроенных midi-эффектов. Есть возможность записи, импортирования, экспортирования и редактирования MIDI. Все эти вкусности дополняют минималистичный дизайн, удобный интерфейс и постоянные обновления.
DAW имеет поддержку midi-клавиатур и с ее помощью вы сможете записывать midi в треки. Комьюнити данной программы не столь широко, как у, скажем, Cubase, но туториалов хватает. Некоторые даже считают, что данная программа “для новичков”, что зачастую не совсем обосновано, так как ее функционал весьма широк и постоянно развивается. Главным преимуществом FL Studio является интуитивность, из-за которой, скорее всего и прилетает претензия типа “она слишком простая”.
Ableton Live не менее интуитивна в сравнении с FL Studio и к тому же, благодаря замечательной бизнес стратегии, имеет более широкий перечень поддерживаемых midi-устройств. По правде сказать, не важно какую из описанных в данной статье DAW вы выберете. Все они практически идентичны по функционалу, возможностям. Важнее всего, чтобы вам нравился интерфейс, взаимодействие с функционалом и работа с программой вас вдохновляла. В конце концов, вы в любой момент можете переключиться из одной программы в другую — основа написания музыки одна.
Стоит предупредить, что разобраться с ней не просто, но оно того стоит. Она хороша как для новичков, так и для профессионалов. Она настолько популярна, что вы легко найдете огромное количество разных плагинов и расширений для нее. Также для нее легко найти туториалы в интернете, а широкий перечень разнообразных специалистов с удовольствием разделят с вами свои знания по работе с Cubase. Она позволяет работать с MIDI, сохранять и экспортировать результаты работы.
Эта одна из самых используемых программ на рынке. Она отлично подходит как для студии, так и домашней записи. На ней легко можно создавать практически любой стиль музыки. Еще огромным плюсом является коммьюнити — в вашем распоряжении окажутся живые, актуальные форумы, которые до отвала наполнены полезной информацией по разнообразным темам. Главный минус: надо разбираться и делать это достаточно продолжительное время.
Хороший вариант, если вы хотите сочинять музыку и заинтересованы в записи нотации. Sibelius — это невероятно мощный инструмент в руках композиторов. Он создан именно для них. Горячие клавиши, возможности — все нацелено на удобство написания музыки в классическом стиле.
Крайне простой вариант работы с MIDI, который будет полезен как в создании набросков, так и обучении. Это проигрыватель MIDI-файлов, способный на их запись и редактирование. Во время проигрывания файлов виртуальные клавиши программы подсвечиваются особыми цветами для того, чтобы играющий понимал какой рукой что и где играть.Присутствует классический piano roll, который в удобной форме позволяет прописывать, исправлять партии.
Цены на клавиатуры сильно варьируется, и на то есть ряд причин. На начальном этапе важно взять именно полифоническую, а не монофоническую клавиатуру, ведь первая позволяет одновременно проигрывать несколько нот. С монофонической клавиатурой вы просто создадите себе больше проблем.
Существуют интерфейсы пианино с MIDI и MIDI с имитацией молоточкового механизма, который имитирует ощущения от нажатия настоящего пианино. Последние дороже, но великолепно подходят именно пианистам. О разнообразии midi-клавиатур в деталях вы можете почитать в еще одном гиде от Allfordj.
Есть два вида музыкантов. Одни фанатеют от звука определенного инструмента — гитары, скрипки, барабанов. Другие, напротив, любят играть разными звуками и создавать новые. Базовым инструментом для музыкантов из второй группы является MIDI-клавиатура, и даже гитаристы с барабанщиками часто используют различные миди-контроллеры для создания аранжировок. Любому начинающему музыканту такой девайс поможет развить музыкальные способности, а почему — разберемся далее.
Миди-контроллеры обретают самые разнообразные воплощения — от привычных черно-белых клавиатур до устройств из квадратных прорезиненных кнопок-пэдов. Бывают и контроллеры в виде грифа гитары, и даже сенсорные клавиатуры, на которых можно делать питч и вибрато. Однако всех их объединяет их главная функция — контроль музыкальных приборов или софт на компьютере, смартфоне или планшете. Это может быть:
- Синтезатор, как в формате плагина, так и реальный железный прибор. Многие синтезаторы не имеют клавиш и управляются внешними контроллерами.
- Семплер с загруженными звуками пианино, скрипки, барабанов и т.п.
- Элементы интерфейса DAW или VST-плагина — включить запись или воспроизведение, заглушить определенный трек, прибавить громкость или перейти к нужному куску песни.
Стандарт MIDI был разработан еще в 80-х, и поэтому имеет олдскульный пятиштырьковый разъем, похожий на аудиоджек у советской аудиотехники. По миди-протоколу передается не только нота, но и данные о силе ее нажатия (велосити), питч, модуляция, вибрато и другие параметры. Грубо говоря, миди-клавиатура создает точное цифровое описание нажатой ноты и передает ее на ПК или музыкальный прибор. А дальше синтезатор или сэмплер накладывает на эту ноту звук. Сама по себе клавиатура звуков не содержит — это не синтезатор, а контроллер (хотя бывают и исключения, например, Akai mpk mini play все-таки имеет встроенные звуки).
Современные клавиатуры умеют подключаться к ПК по USB, так что для них не нужна аудиокарта с MIDI-разъемами. На самом деле, большинство бюджетных клавиатур даже не имеют MIDI-выхода. Зато почти все они имеют вход для педали экспрессии, которая позволит регулировать заданные параметры (сустейн, питч и т.п.) ногой.
В общем и целом, миди-клавиатура нужна начинающему музыканту, потому что она:
Поможет учиться сочинять и записывать музыку
Одна из главных фишек миди-клавиатур — возможность записывать занятия, репетиции и черновые наработки на ПК, планшет или даже смартфон. Это не только многократно увеличивает эффективность любых занятий музыкой, но и открывает двери к созданию собственного материала. Сочинение музыки захватывает намного больше, чем игра упражнений и гамм, и часто является гарантией того, что благие начинания не будут заброшены через пару месяцев.
Не все миди-клавиатуры подходят для постановки рук и игры классических произведений, они сильно отличаются друг от друга механикой клавиш. Бывают недорогие клавиатуры с невзвешенными клавишами синтезаторного типа, ощущения от которых лишь отдаленно напоминают игру на реальном пианино. Клавиши нажимаются очень легко, что облегчает игру быстрых пассажей, но также и лишает многих средств выразительности, необходимых для игры классики. Поэтому часто такие инструменты обычно имеют лишь 2–3 октавы. Зато они компактные и легкие, с ними удобно работать, разложив на столе несколько клавиатур для разных инструментов, и еще одну можно положить на колени. Профессиональные музыканты часто используют недорогие миди-клавиатуры для создания демо-треков и аранжировок.
Бывают и клавиатуры с полувзвешенными или взвешенными клавишами, которые с закрытыми глазами можно спутать с пианино — настолько похожи ощущения от игры. Обычно это большие многооктавные инструменты. Они весьма массивны из-за конструкции клавиатуры, поэтому перемещать по комнате и класть ее куда захочешь не получится. Тем не менее, они все еще компактнее традиционных и даже электронных пианино — по сравнению с последними у миди-клавиатур не меньше возможностей при более скромной цене. На них удобно учиться, ставить руки и играть классику.
Подарит доступ к миллиарду звуков и инструментов
Пожалуй, главное преимущество миди-клавиатуры над традиционным пианино и даже менее традиционным синтезатором — возможность играть любыми звуками. Их клавиши могут по мановению клика мышки превратиться в скрипку, флейту, гитару, валторну, барабаны или в любой из тысяч VST-синтезаторов. В Интернете можно найти десятки бесплатных библиотек семплов и синтезаторов, к примеру, вот достойный внимания список. Все это позволяет изучить устройство и звучание оркестровых и народных инструментов, к которым начинающий музыкант вряд ли получил бы доступ, и даже применить их для своих треков.
Миди-клавиатура открывает возможность работы со звуком. Это важная часть творчества современного музыканта: у каждой известной группы или соло-исполнителя есть собственный стиль и звук, за которыми стоят сотни часов экспериментов и поисков. Уникальный саунд является важной частью самовыражения артиста, ведь если трек узнается с первых нот благодаря своему звучанию, то слушатель его запомнит.
Больше возможностей, функций
Миди-контроллеры бывают не только в форме черно-белых клавиш. Иногда это пэды — большие квадратные кнопки, чувствительные к силе нажатия, на таких удобно программировать биты и барабанные партии, работать с не тональными сэмплами.
Нередко контроллеры заточены под конкретные VST-инструменты. К примеру, Native Instruments Maschine даже поставляется с подходящим к нему софтом, включая полные версии синтезаторов Massive, Monark, и Reaktor Prism, а также набором сэмплов Komplete Start. Контроллер помогает быстрее и эффективнее управлять софтом, дает мгновенный доступ к нужным функциям и позволяет более продуктивно работать с музыкой.
Бывают и контроллеры для более эффективной работы в DAW, к примеру, такие. Они часто используются звукорежиссерами на стадии сведения, к примеру, чтобы быстро переходить к нужным частям песни, управлять фейдерами руками, а не мышкой, и прописывать автоматизацию в реальном времени, а не рисовать ее в неудобном интерфейсе.
Позволит выступать
Для выступающих музыкантов связка «миди-клавиатура плюс ноутбук\планшет» заменила собой громоздкие синтезаторы. Миди-контроллеры легкие, компактные, предоставляют большие возможности, их можно подключить несколько штук и разложить на одном столе, с их помощью можно управлять плейбеком, запускать сэмплы и целые партии.
Конечно, ряды огромных синтезаторов все еще пользуются популярностью у музыкантов специфических жанров, где нужно показать виртуозность владения инструментом. Однако для современной рок-музыки и электроники виртуозность исполнения имеет все меньше значения, и больше внимания уделяется уникальности звучания и комфорту выступления, где миди-клавиатуры вновь выигрывают у синтезаторов.
Поможет разобраться в создании современной музыки
Создание современной музыки далеко ушло от заполнения нотного стана при свечах. Современный музыкант — это во многом инженер, который использует множество программ и аппаратных устройств для получения нужного звука. Большинство музыкальных жанров ушло от реальных инструментов в пользу электронных и виртуальных.
Домашние студии электронных музыкантов подчас напоминают пульт управления космолетом — столько туда напичкано всякой техники. Каждый прибор и программу нужно освоить и изучить, и многие начинают этот путь именно с миди-клавиатур. Они помогут составить базовое представление о работе DAW, сэмплеров и синтезаторов, позволят разобраться с азами создания современной музыки и базовыми понятиями.
Заключение
Конечно, MIDI-клавиатура не обязательна для записи партий — во многих DAW есть функция, которая позволяет набивать партии с помощью обычной печатной клавиатуры. Однако ощущения от игры на печатных клавишах не сравняться с отдачей от игры на реальном музыкальном инструменте, даже если у него самая примитивная синтезаторная механика. Да и просто заниматься, джемить и экспериментировать с миди-клавиатурой намного приятнее и интереснее, не говоря уже о ее дополнительных возможностях. Во многом поэтому миди-контроллеры сегодня стали неотъемлемым атрибутом любого музыканта и домашнего продюсера.
Читайте также: