Играть на клавиатуре как на гармони
Бесплатная программа Musescore для гармониста может стать прекрасным инструментом. Инструментом, позоляющим улучшить качество и увеличить темпы своего обучения.
Я решил сделать небольшое руководство для начинающих гармонистов. Руководство по тому, как пользоваться бесплатной программой Musescore.
Это руководство будет полезно Вам, ДАЖЕ ЕСЛИ ВЫ НЕ УМЕЕТЕ ЧИТАТЬ НОТНУЮ ЗАПИСЬ.
Как Вы знаете, ноты являются одним из продуктов нашей Школы.
И не просто ноты, а — ОБУЧАЮЩИЕ НОТЫ.
Чем они отличаются от «просто нот» — Вы можете прочитать в соответствующем разделе на нашем сайте. Чтобы не загромождать текст, просто дам ссылку.
Про ноты Вы можете прочитать здесь, про ноты С ЦИФРАМИ для гармони — здесь.
По этим же ссылкам Вы можете при желании и приобрести ноты нашей Школы.
Кроме того, приобретая занятие курса «Второклассник», вы получаете в комплекте ноты, которые использованы в занятии — и с цифрами, и без цифр. Было бы обидно не использовать этот бонус для улучшения своей игры.
Расскажу только о тех функциях этой великолепной программы, которые помогут Вам очень быстро добиться прогресса в обучении игре на гармони.
Вот о чём пойдёт речь:
1. Как установить программу Musescore.
2. Как приобрести ноты Школы.
3. Как открыть ноты в программе.
4. Как пользоваться нотами для своего обучения.
5. Как проиграть весь файл с нотами или его фрагмент.
6. Как приспособить тональность воспроизведения под тональность Вашей гармони.
7. Как включить метроном.
8. Как легко менять темп и громкость воспроизведения.
1.Как установить программу Musescore
Можно приступать к работе.
2. Как приобрести ноты Школы.
3. Как открыть ноты в программе
— Заходите в папку, где хранятся Ваши ноты.
— Щёлкаете по нужному файлу мышкой.
— Он открывается в программе.
— Всё :-).
4. Как пользоваться нотами для своего обучения
Главная «фишка» программы для начинающего гармониста — её способность воспроизводить любой фрагмент нотной записи. В любом комфортном для Вас темпе.
Вы можете включить тот момент, который отрабатываете — и не только читать его по нотам, либо смотреть видео-демонстрацию в уроке Школы.
Но и слышать этот фрагмент. Как будто Вы играете вместе с опытным гармонистом.
Тем, кто умеет читать нотную, цифровую, или нотно-цифровую запись — всё понятно:
— Играете то, что написано. Осмысливаете. Выполняете задания, данные к этим нотам в уроке. Запоминаете, или на основе описанных в нотах приёмов создаёте свои игровые формы.
Тем, кто не умеет читать нотную запись:
— Вы можете воспроизвести любой из фрагментов файла. И играть совместно с проигрывателем.
-Играя таким образом, вы не только будете слышать, что играть.
Но и постепенно привыкнете читать нотную запись, поскольку она у Вас будет перед глазами. И поймёте, что это не сложнее, чем читать обычный текст, написанный буквами.
5. Как проиграть весь файл с нотами или его фрагмент.
Если хотите, чтобы играл весь файл от начала до конца,
то ничего не выделяя, просто жмёте на проигрывателе значок «Play».
Он на рисунке обведён кружочком.
Если хотите воспроизвести только какой-то фрагмент, то выделяете мышкой этот фрагмент. Щёлкаете по такту, с которого хотите проигрывать запись. Он выделяется синим. Нажимаете клавишу «SHIFT» на клавиатуре. Щёлкаете по такту ДО которого хотите воспроизвести запись. Этот фрагмент выделяется синим цветом.
Нажимаете ту же самую кнопку «Play». Слушаете.
Если хотите зациклить воспроизведение выбранного фрагмента, то дополнительно на проигрывателе нажимаете кнопочку «Зациклить».
Она на картинке ниже обведена красным. И этот фрагмент будет воспроизводиться, пока вы его не остановите.
6. Как приспособить тональность воспроизведения под тональность Вашей гармони.
Если тональность Вашей гармони — не До-мажор,
то нужно сделать так, чтобы ноты стали воспроизводиться в тональности Вашей гармони. Чтобы под них можно было играть.
Это нужно сделать только один раз, и дальше проигрыватель всегда будет играть в тональности Вашей гармони.
Для этого:
Заходите в меню программы «Вид» — «Ситезатор». Вот сюда:
Нажимаете. У вас появится окошко.
В нём вбиваете нужную цифру (какая цифра нужна — чуть ниже).
И сохраняете все настройки, как написано на рисунке ниже.
Какую цифру вбить? Смотрим таблицу:
7. Как включить метроном.
Жмёте кнопочку «Метроном» (как на рисунке), и всё :-).
Метроном — очень полезная штука. Он отсчитывает музыкальные шаги, подравнивает Вашу Игру.
8. Как легко менять темп и громкость воспроизведения.
Заходите в меню «Вид» — «Панель воспроизведения».
Вот сюда:
У вас открывается окошко, в котором Вы можете регулировать:
— Темп воспроизведения.
— Громкость воспроизведения.
— Громкость метронома.
Просто передвигаете ползункивверх-вниз,и всё:
Успехов Вам в освоении гармони!
С Уважением,
Школа народной Игры на гармони Константина Иванина,
И лично Константин Иванин
Мы будем рады увидеть Ваши отзывы в гостевой книге сайта, и в наших группах FB, ВК.
Оставляйте Ваши комментарии и отзывы! Публикуйте видео своей игры! Задавайте вопросы! Пусть это станет Вашим участием в создании учебных материалов.
В заключение напомню, что информация о Школе и о том, как она работает — здесь!
Также, Вы можете ознакомиться с программой обучения Школы.
И с продуктами, предлагаемыми Школой.
Наши учебные материалы по игре на гармони – лучшие в сети.
Так считаем мы. Иначе бы не делали эту работу. Так же считают и ученики нашей Школы.
Вы можете с отзывами о материалах Школы на нашем сайте. Либо на площадках школы.
Чем дальше прогресс и все новые технические ноу-хау входят в нашу жизнь, тем меньше слышно вокруг живой музыки. Чтобы услышать реальное звучание инструмента, приходится покупать билеты на концерт, либо же изредка слушать умельцев в метро или на улице. Невзирая на это, многие люди желают научиться играть на гармошке с нуля самостоятельно. Это традиционный русский музыкальный инструмент, который всегда звучал на свадьбах, народных гуляниях, он звучит красиво, жизнеутверждающе, привлекает к себе внимание.
Никаких особых секретов и сложностей в том, чтобы научиться играть на гармошке дома, не существует. Освоение инструмента подразумевает стандартные шаги: освоение самой гармошки, умение правильно ее держать, занимать правильную посадку с инструментом, освоить игру по цифрам, научиться играть аккомпанемент к популярным песням и мелодиям. При дальнейшем продвижении человек может изучить ноты, музыкальную грамоту и играть уже на профессиональном уровне с листа. Рассмотрим основные этапы обучения для новичков.
Изучаем основы
При освоении любого музыкального инструмента, есть базовые вещи, не изучив которые, не получится двигаться вперед. Для гармошки они тоже есть и это: изучение устройства инструмента, правильная посадка, постановка рук на гармошке, а также освоение принципа звукоизвлечения. Изучим эти моменты подробнее.
Как устроена гармошка
Строение гармошки
Гармошка имеет такие основные элементы:
Сам инструмент делится на два полукорпуса: правый и левый. Между ними находится так называемый мех;
- Правая клавиатура используется для исполнения мелодий. Здесь клавиши расположены на специальном грифе;
- Левая клавиатура располагается в самом левом полукорпусе, хотя в некоторых моделях гармошек и слева также есть клавиатура. Служит она для исполнения аккомпанемента;
- Звук в инструменте возникает в результате прохождения воздушного потока, создаваемого движением меха, через голосовую планку. Она спрятана внутри корпуса, имеет специальную рамку с колеблющимися язычками, которые и создают звук.
Также конструкция гармошки подразумевает наличие двух ремней для того, чтобы одевать ее на плечи и играть стоя, на ходу, даже сидя, но удобно зафиксировав инструмент. Правда, лишь после того, как человек будет уверенно играть сидя, он сможет понять, как научиться играть на гармошке стоя, а может даже пританцовывая!
Правильная посадка
Правильная посадка с гармонью
Играть стоя – это удел опытных гармонистов. Для новичка потребуется для начала освоить игру в сидячем положении. Посадка гармониста имеет следующие особенности:
- Благодаря легкости инструмента его легко держать на коленях. Пробуйте держать гармошку как на одном, так и на обоих коленах;
- Высота стула для игры выбирается такой, чтобы обе стопы надежно касались пола. Рекомендуется ноги держать на ширине плеч.
Важно при начале репетиции отрегулировать ремни, чтобы они не давили. Они должны быть натянуты так, чтобы не пережимали ни плечо, ни запястье.
Что касается рук, то при игре они обычно находятся сбоку инструмента, чтобы иметь легкий доступ до любой клавиши, как слева, так и справа. Учась играть на гармошке с нуля, уделите внимание расположению рук, так как если они будут размещены неправильно, слишком низко или высоко, то будет сложно играть по всей клавиатуре. Также неправильное положение рук помешает гармонисту играть длительное время, так как он будет быстро уставать.
Звукоизвлечение
Звукоизвлечение на гармони
На любом инструменте очень важно освоить принципы правильного звукоизвелечения. Для гармошки таким процессом служит сжимание и растяжение меха, так как оно создает поток воздуха, который проходит через установленную внутри голосовую планку с язычками, контролируемыми клавишами.
Вот основные советы по грамотному извлечению звука с гармошки:
- Движение меха должно быть плавным, без рывков. Это касается и смены направления движения, так как звук извлекается с голосовой планки как при сжатии, так и растяжении мехов;
- Смена направления должна производиться в звуковых паузах, особенно удачно делать смену движения меха перед сильными тактовыми долями;
- При игре одного такта лучше направление движения не менять, чтобы звук был более ровным.
Также не рекомендуется растягивать или сжимать меха до максимального предела. Это создаст ненужные паузы. Что касается игры первых нот, то тренируйтесь исполнять один звук на сжатии и растяжении мехов так, чтобы он звучал одинаково.
Учимся играть по цифрам
Схема правой клавиатуры
Схема левой клавиатуры
Как в случае с гитарой, когда не знающие нот гитаристы играют по табулатурам, или по цифрам, обозначающим ноты на грифе, так и новички гармонисты должны учиться играть по цифрам. Играть на гармошке по цифрам необходимо каждому человеку, который освоил основы и начинает учить какие-то композиции.
Новичкам будет проще играть, если не осваивать сначала ноты, а заменить их по принятой схеме цифрами. Происходит это так:
Сразу освоить цифры и игру по ним не получится. Надо настойчиво упражняться каждый день, выделяя хотя бы 20-30 минут на занятия.
Первые упражнения
Упражнения для начинающих
Чтобы научиться играть на гармошке с нуля, потребуется начинать с самых простых упражнений, которые помогут получить базовое преставление об инструменте. Рассмотрим некоторые из них:
-
. Нажатие (удар) по клавише должно быть таким, чтобы палец при этом не сгибался, а клавиша легко возвращалась в исходное положение. Учитесь делать активный, короткий толчок кнопки с быстрым возвратом ее в базовое положение;
- Нажатие кнопки и движение меха. Осваивайте правильное извлечение звуков с движения меха. Здесь надо зажать любую кнопку, и не бросая ее начать движение меха – сначала на сжим, потом в обратную сторону. Надо пробовать извлекать равномерный звук, а потом поиграть с его интенсивностью. В зависимости от динамики движения меха звук будет более мягким, спокойным или же быстрым и резким;
- Теперь надо совместить 1 и 2 указанные упражнения. Сводите и растягивайте меха, при этом ударяя по одной или разным клавишам так, чтобы извлекать короткие ровные звуки и кнопка сама возвращалась назад в исходное положение;
- После одиночных кнопок можно начать осваивать извлечение гамм. Для начала освойте базовые гаммы: мажорная 1-2-3-4-5-6-7-1 и минорная 6-7-1-2-3-4-5-6. Научитесь играть их как на повышение, так и на понижение тона, то есть и вверх и вниз.
Этого будет достаточно, чтобы начать играть на гармошке. После базовых упражнений надо браться за наиболее простые мелодии. При наличии хорошего музыкального слуха не лишним будет пробовать практиковать подбор мелодий на слух.
Как научить играть на гармошке ребенка
Если вы планируете научить гармошке ребенка, то все указанные выше рекомендации и правила сохраняются. Единственной особенностью может быть то, что для маленького ребенка гармошка покажется большой и тяжеловатой, поэтому первые движения, особенно сжатие и растягивание мехов ему может понадобиться помощь. Во всех остальных вопросах предложенные рекомендации сохраняются.
Советы для начинающих
Советы для начинающих
Освоение любого музыкального инструмента – сложный и длительный процесс, который может затянуться на многие месяцы, а иногда и годы. Нет пределов совершенства в игре на гармошке, но чтобы будущие свершения давались легче, надо помнить о простых базовых вещах. Часто бывает так, что музыкант неправильно осваивает основы, к примеру, посадку или постановку пальцев и в будущем это мешает ему добиться высот в исполнении. Поэтому, осваивая инструмент, помните о таких рекомендациях:
- Играйте как можно большим количеством пальцев. Развивайте все пальцы обеих рук, включая безымянный и мизинец. Чтобы хорошо играть, в процессе должны участвовать как минимум 4 пальца каждой руки;
- Правильная «смена меха». Чтобы звук некрасиво не обрывался в процессе игры, не терялась интенсивность звучания, не было неприятных слуху переходов – чередовать смену движения меха надо в паузах, при завершении тактов. Это требует хорошего знания мелодии, которая исполняется и тренировок;
- Рекомендуется не зажимать одним пальцем сразу 2 кнопки. Это считается не самой лучшей привычкой, использовать которую можно лишь в крайних случаях, когда по-другому сыграть не получается;
- Слушайте запись своей игры. Чтобы понять, в чем ваши ошибки и что надо исправлять – записывайте игру на гармошке на диктофон, на камеру и прослушивайте, что получилось.
Универсальная рекомендация – не надо спешить за скоростью игры, лучше медленно прорабатывать все детали. В будущем скорость появится сама собой, но ошибок в исполнении будет меньше.
Вот так можно научиться играть на гармошке для начинающих даже без учителя или помещения специальной музыкальной школы. Терпение, регулярные упражнения и стремление к лучшему помогут вам быстро получить результат!
Без хорошего гармониста на селе ещё полвека назад не обходилось ни одно праздничное мероприятие: свадьбы, именины, крестины, новогодние праздники, «Масленица» и другие большие и малые торжества. В некоторых местах и поныне живёт традиция звать гармониста на значимый для семьи праздник. Разные мотивы на гармошке — песни, плясовые мелодии, хороводные — передаются в основном «на слух» из поколения в поколение, от опытного умельца к новоявленному музыканту. Однако на этом народном музыкальном инструменте можно научиться и самостоятельно — без наставника-самоучки или образованного педагога.
Как держать гармонь?
Само собой, обучение игре на любом музыкальном инструменте начинается с правил посадки с ним, его удержания, расположения рук и пальцев. С этого и начнём учиться играть на гармошке.
В основном гармонь — инструмент довольно компактный, вес его невелик, поэтому играть на нём удобно как в сидячем положении, так и стоя.
Далее в статье рассматриваются вопросы обучения на обычной гармошке, имеющей две клавиатуры:
- правую — мелодическую, предназначенную для пальцев правой руки;
- левую — басовую, на которой играют пальцы левой руки.
Разновидностей этого инструмента не счесть: в одних местах играют на больших инструментах, у которых в левой клавиатуре три ряда кнопок, в других — на маленьких, однорядных, в третьих предпочитают иметь двухрядную гармонь. Кроме этого, среди тех же однорядных либо двухрядных встречается немало отличий. Некоторые модели и вовсе имеют в левой или правой клавиатуре не кнопки, а клавиши. И у всех найдутся свои особенности как в посадке и расположении рук, так и в технике игры.
Поэтому будем учиться играть на самой популярной, наверное, из всех моделей инструмента – «двухрядке». Она обладает в правой клавиатуре 25 кнопками, расположенными в 2 ряда, а в левой — тремя рядами с таким же количеством кнопок.
Современные гармошки имеют два наплечных ремня, прикреплённых к инструменту со стороны правой клавиатуры, и один торцевой ремень для фиксации левой руки со стороны басовых кнопок.
Наплечные ремни надеваются в любом случае, то есть не имеет значения, сидит или стоит гармонист.
Ремни нужно отрегулировать по своей фигуре: инструмент должен удобно расположиться на груди. Нижняя его часть при сидячем положении музыканта опирается на бедро правой ноги правой стороной корпуса, а внутренняя часть своим верхом касается груди. Размещаться удобнее всего на табуретке либо жёстком стуле, но не очень глубоко – ближе к краю. С левой стороны от гармониста должно быть свободное пространство – туда он будет растягивать меха при игре. Сидеть нужно прямо (ни сутулиться, ни наклоняться вперёд не следует). Откидываться назад, например, на спинку стула также не рекомендуется. Левая рука продевается в торцевой ремень, который должен плотно удерживать её, но не ограничивать любое её перемещение вверх, вниз, вперёд (в глубину клавиатуры) и назад.
В правой руке в основном уделяют внимание размещению большого пальца. Он может иметь несколько положений, что зависит от того, какую функцию на него возлагает музыкант.
- Большой палец не участвует в игре на клавиатуре, а служит лишь для дополнительной фиксации музыкального инструмента и компенсации усилий играющих пальцев. В этом случае он находится с обратной стороны грифа.
- Он не играет, но и не поддерживает инструмент, а лишь слегка разряжает напряжение других пальцев и служит, скорее, в качестве опоры и направляющего средства для кисти и предплечья правой руки. При этом он находится на ребре грифа, касаясь его второй фалангой и скользя по нему вслед за пальцами. Пальцы в таком случае собраны все вместе.
- Большой палец участвует в игре, как и все остальные. Такое решение повышает технические возможности гармониста.
Нужно отметить, что некоторые модели «двухрядок» имеют в басах не три, а два ряда кнопок. Однако это обстоятельство не должно смущать настоящего гармониста: он всегда найдёт нужный бас или аккорд.
Движение меха
Звуки на гармошке получаются за счёт нажатия на кнопки и одновременного движения меха. Если кнопки не нажимать, то и меха не получится ни раздвинуть, ни сдвинуть, так как войти или выйти воздуху некуда. Кнопки — это своего рода воздушные клапаны, которые при нажатии на них открывают звуковые отверстия, а при отпускании — закрывают их.
И наоборот, если меха неподвижны, то нажимать на кнопки инструмента смысла нет — воздушного потока нет, звуковые язычки остаются «глухими».
Важно научиться раздвигать и сдвигать меха гармони таким образом, чтобы всегда оставался запас в ту или иную сторону.
Движением мехов управляет левая рука музыканта, так как правая сторона инструмента остаётся неподвижной.
Длинные ноты нужно стараться воспроизводить непрерывно — при движении меха в какую-то одну сторону (любую). А также нужно понимать, какие изменения звука происходят при тех или иных движениях меха. Перечислим основные, которые полезно узнать начинающим:
- при медленном движении меха звук тише;
- при увеличении скорости движения звук усиливается;
- особенно громкий звук возникает при резком движении меха;
- равномерно и плавно ускоряя или замедляя движение меха, можно получить не только звуки с меняющейся динамикой, но и с различным тембром.
С опытом, конечно, придёт умение правильно рассчитывать длительности нот и фраз, своевременно менять направление движения меха, чтобы не прерывать раньше времени звуки, грамотно управлять динамикой и тембром музыкального инструмента.
Как выбрать обучающий курс?
На гармошке можно научиться играть практически в любом сознательном возрасте. Дети могут начинать постигать азы искусства игры уже с дошкольного возраста. Правда, и инструмент им нужно подобрать соответствующий, возможно, пока неполную модель двухрядной гармони типа «Чайки». Но им нужен наставник из числа самодеятельных музыкантов либо образованный преподаватель игры на гармошке. Подойдут музыканты, преподающие баян или аккордеон, знакомые с основами игры на гармони. Этими специалистами обеспечена практически любая музыкальная школа в нашей стране, а также Дома детского творчества и досуговые центры.
Для взрослых же новичков имеются несколько вариантов обучения игре на гармони.
- Можно перенять технику игры, как часто говорят, «с рук», причём ни о какой нотной грамоте в большинстве случаев речь не идёт. Такая учёба возможна при условии живущего поблизости человека или родственника, умеющего играть на этом инструменте и согласившегося помочь с практическими уроками игры. Но здесь есть один нюанс: если у начинающего обучение нет музыкального слуха и таланта, а только желание, то потенциальному «учителю» это станет понятно с первого раза. Уроки вряд ли продолжатся дальше, так как вариант передачи умений «из рук в руки» успешен только там, где есть одинаковые понятия у людей относительно одного и того же дела. А в музыке этим равноценным «понятием» является как раз хороший музыкальный слух.
- Обратиться к профессиональным педагогам, как и в случае с совсем юными любителями гармошки. Профессионалы отсутствие слуха не считают критерием для отказа от занятий с желающими, так как понимают, что музыкальный слух на самом деле имеется у всех людей, но у одних он от природы хороший или даже уникальный (абсолютный), а у других с ним нужно поработать, развить.
- Обучение в домашних условиях без посторонней помощи или с помощью средств современности (интернет, видеоуроки, онлайн-курсы). Взрослые вполне успешно могут освоить гармошку самостоятельно, изучая уроки с нуля по самоучителям, школам, а также просматривая уроки и игру состоявшихся музыкантов по видеороликам. Виртуозная игра, скорее всего, для них станет недостижимой мечтой, но получить удовольствие и порадовать своей игрой родных и близких знакомых они сумеют наверняка, если будут усидчивыми и внимательными. Нетрудные старые и современные мелодии научиться правильно сыграть можно довольно быстро при большом желании.
Правильней всего учиться играть по нотам, но для этого нужно освоить музыкальную грамоту, почему-то необоснованно являющуюся для многих новичков «камнем преткновения».
Имеются самоучители, в которых обучение производится не по нотам, а по цифрам. Каждая кнопка как в правой, так и левой клавиатуре наделяется своей «персональной» цифрой (1, 2, 3 и так далее), а в учебном пособии приводится порядок нажатия клавиатуры при исполнении того или иного упражнения, мелодии или песни.
Вот два примера цифрового метода, который взят со страниц разных учебных пособий по игре на «хромке»:
В примере песни «Старый клён» использован комбинированный способ записи партии гармошки – и нотный, и цифровой.
Какой курс обучения подойдёт новичку, будет решать он сам.
Техника игры
Программа занятий по технике игры на гармошке в домашних условиях должна придерживаться определённого плана, цель которого — непрерывное развитие начинающего гармониста. Рекомендуется следующая схема занятий.
Изучение упражнений на правой клавиатуре
Нужно научиться правильно двигаться по кнопкам пальцами правой руки, при этом нажатие кнопок производится до конца мягкими движениями кончиков пальцев. Не следует по ним стучать, так как от энергии нажатия на кнопку звук не становится ярче и громче. На силу звука влияет только движение мехов.
Количество играющих пальцев — минимум четыре (если есть возможность, лучше использовать все 5 пальцев).
Начинать следует с изучения гаммы До мажор — сначала в одну октаву, а затем задействовать все три.
При выполнении упражнений необходимо постоянно контролировать:
- посадку и положение как тела, так и инструмента;
- локоть правой руки не должен быть прижатым к телу музыканта;
- пальцы не прогибаются в суставах, а имеют полусогнутое положение;
- нельзя поднимать пальцы над клавиатурой слишком высоко;
- ступни ног всей площадью опираются на пол, а стоят друг от друга примерно на расстоянии ширины плеч.
Все свои упражнения нужно обязательно сопровождать подходящим счётом: если песня в вальсовом тактовом размере 3/4, то нужно считать «раз-два-три» на каждую четвертную долю, в размере 4/4 счёт ведётся до четырёх.
Левая рука
Поначалу левая рука осваивается только в действиях с управлением мехов, а играют пока что только пальцы правой руки. Левое запястье располагается под коротким ремнём, большой палец и ладонь опираются в районе ребра между крышкой правого полукорпуса инструмента и басовой клавиатурой.
После успешного освоения правой клавиатуры можно приступать к изучению клавиатуры и упражнениям на басовой стороне гармошки.
Что касается пальцев, то в игре участвуют четыре пальца.
Будет серьёзной ошибкой играть тремя или двумя пальцами левой руки: звук баса может воспроизводиться и не очень чисто, и, возможно, с опозданиями из-за ограничений в возможных средствах звукоизвлечения.
Всё остальное — аналогично правилам действия пальцев правой руки на кнопках.
Игра двумя руками
Выполнив рекомендуемые в учебном пособии упражнения для развития пальцев левой руки, следует соединить руки в единый ансамбль, разучив, например, простенький мотив из самоучителя, в котором присутствуют и мелодический, и аккомпанирующий голоса. Вот пример небольшой композиции для начинающих:
Полезные советы
При обучении нужно следовать следующим советам от опытных гармонистов:
- заниматься музыкой следует в хорошем настроении;
- следует стараться не пропускать ежедневных уроков: пусть это будет всего 15 минут, но — каждый день;
- не отработав предыдущее упражнение на «пять», не стоит приступать к следующему;
- каждое практическое упражнение или песню нужно учить наизусть, а также играть «слепым» способом (не глядя на клавиатуру);
- полезно играть при зрителях — нужно уметь не обращать внимания на аудиторию, углубившись при игре только в музыку.
Гармошка — удивительный музыкальный инструмент, обладающий большими возможностями и сильным звуком. И хотя она не так популярна, как, например, гитара, но её звучание всегда волнует сердца слушателей.
Говорю, что могу, а мне не верят. Не верят, что за полчаса можно начать играть на гармони. По нотам! И просто так. Что знание передается за двадцать минут, а потом просто играемся и играемся с гармонью, сколько душа пожелает, а она пожелает, и вдруг обнаружим если не мастерство и виртуозность, то как минимум хорошее полезное привлекательное умение. И то, что для этого нужно, могу передать головастым даже за 10 минут.
Сами посудите, трудно ли назвать ноты через одну? Кто не знает со школы, что есть До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, До, Ре, …
Зачем так много повторов, спросите вы. А я спрошу, почему все, все без исключения, произнеся «До, Ми, Соль, Си», останавливаются. Клавиатуру рояля видели? 88 клавиш, из них 52 белые, половину надо назвать, так это же не четыре ноты, а 26. Но, даже подсматривая подсказку на клавиатуре рояля, все без исключения первый раз останавливаются на четырех. Что за наваждение? В школе так выдрессировали, что ли?
В прямом порядке назвали? А теперь в обратном. До, Ля, Фа… Быстрее, быстрее!
Со смекалистыми изучение порядка нот на первом и втором ряду кнопок правой клавиатуры гармони занимает от 50 секунд до 3 минут. Ведь эти нотки через одну и есть названия клавиш.
Моя гармонь для обучения подготовлена. Знаете, как? На верхней части клавиатуры заклеены треугольником бумажного скотча три кнопки — это ненужные пока ноты с диезами. А нотки Фа и Соль второй октавы помечены пупырышками (это в моем случае контур для витражей, но могут быть разные варианты). Эта ФаСоль делит клавиатуру ровнехонько пополам. Сверху и снизу остается по пять кнопок в каждом ряду. Итого 4 сектора. Ставим на каждый пять пальцев и называем. Все те же ноты через одну. Отсчитывая от Фа и от Соль с пупырышками, от верхнего и нижнего краев клавиатуры.
Убираем руки с клавиатуры, продолжаем тренировку в уме. Сектор (от 1 до 4) и номер пальца (от 1 до 5). Беру табличку с 4 столбцами и 5 строками (или двузначными числами 11, 12, 13, 14, 21, 22, 23, 24, 31, 32, 33, 34, 41, 42, 43, 44) и тычу в них ручкой, а шустрый называтель говорит, какая нота должна быть под соответствующим пальцем. Эта работа у сангвиников занимает от 2 до 5 минут. Холерики бесятся, флегматики застревают, меланхолики взвывают.
Переходим на буквенное обозначение, пригодится. До — С, Ре — D, Ми — E, Фа — F, Соль — G, Ля — F, Си — H. Это еще полторы минуты. Если, конечно, не начать делиться воспоминаниями о том, как пытались научиться или научились играть на гитаре, где те же буквы в обозначениях аккордов.
На этом этапе уже израсходовано от 3 до 12 минут в зависимости от скорости нервных процессов, сосредоточенности и предыдущей подготовки (играющие на гитаре или в шахматы на буквы полторы минуты не тратят).
Пришла пора заняться нотами. Рисую пять линеек нотного стана толстенькими бледноватыми фломастерами. Почему толстыми? Чтобы полоски не воспринимались как разделители. Всего лишь другой цвет. На хорошо подготовленной гармони цвет ближнего к краю ряда клавиш будет совпадать с цветом этих линий. Потому что все ноты крайнего ряда расположены на линиях. А все ноты ближнего к мехам ряда расположены между ними.
Двадцать две кнопки — это по 11 в ряду, значит, линий должно быть тоже 11, и пять у нас уже есть. Немного другим цветом дорисовываем пять линий сверху и одну снизу. Замечание для педагогов: заготовьте, не поленитесь, две обоймы фломастеров по пять штук, чтобы не чиркать каждую полоску отдельно, это сбивает темп. В нашем 11-линеечном нотном стане основу составляет 5-линеечный классический нотный стан с правильно размещенным скрипичным ключом. На верхней линейке обычного нотного стана помещаем нашу помеченную пупырышком ноту Фа, а над этой же линией — Соль. Замечаем, как расположена ФаСоль. Берем таблицу для проработки нот и так же, как раньше, тычем в 41, 33
Начинаем медленно, завершаем ну очень быстро. Этот этап занимает от 5 до 15 минут. Не то чтобы было сильно трудно, просто усталость накапливается понемногу. Если человек не привык к интеллектуальному труду, у него на этом этапе вид чуточку бледноватый, ведь мозгом энергия истощается в пять раз быстрее, чем мышечной работой.
Осталась самая малость — ноты с нотного стана начать нажимать на клавиатуре гармони. И после того, как это станет получаться без заминок, взять обычные ноты, где линии тонкие, и их всего пять. Что-нибудь простое для начала. Полученных знаний уже достаточно для того, чтобы взять книгу для первого класса музыкальной школы или хрестоматию для гармони, к примеру, Евгения Дербенко, и, пьеса за пьесой, освоить и всю клавиатуру, и весь предложенный репертуар.
Тех, кому наука далась с трудом, отпускаем отдыхать, а самым сообразительным предлагаем нажать три клавиши подряд. Красиво звучит, да? Трезвучие, а не что-нибудь. Почти у всех трезвучий есть пара в левой руке. Не буду углубляться в эти подробности. Скажу лишь, что за полчаса быстрые разумом начинают аккомпанировать обеими руками. В левой руке держат ритм аккорды, а в правой те же аккорды нотка за ноткой по очереди роскошными переливами.
Полчаса — и новый гармонист родился.
Как думаете, почему девушки любили гармонистов? Разве за богатство, которое позволяло купить недешёвый инструмент? Может быть, и так, но важнее другое: гармонист — это тот, кто играет. Не муторно тянет лямку своей жизни, а играет ее так же, как наигрыши на гармони. Который научается жизни так же легко, как игре на гармони. Уловил основу — и давай импровизировать, любуйтесь коленцами. Взял Полянку, Краковяк, Барыню, Семеновну и вообще что угодно за основу — и выдал один вариант, другой, третий. Сам наслаждается и других подбивает в пляс пойти.
А знаете, почему гармонь была популярна на Руси? Это помимо того, что она наша родненькая, у нас родившаяся.
На гармони легко научиться играть и, научившись, трудно ошибиться. Уж очень удобно она устроена. Будто нарочно создавалась под характер сказочных Иванушек-дурачков, которые на деле не дурачки, а удачнички, люди большой энергии и сказочных достижений. И обучали игре на гармони быстро: сели на завалинку, показали, как жать три кнопки подряд, да отправили в темный чулан тренироваться на слух, чтобы на следующий день к людям вышел уже с беглостью пальцев и уверенной повадкой. Минуты с учителем, часа четыре с инструментом — и выходи с людьми петь-плясать, музыкой звать, улыбкой завлекать.
Где-нибудь смелый пример покажут — и вся Россия снова зазвучит гармонями. И дай Бог!
Читайте также: