Для чего нужны студийные мониторы
Слово монитор не имеет значения хороший или точный. Оно от мониторинга, – контроля за явлениями и процессами.
В мониторных системах даже не ставится задача быть точными или верными. Так у ночных прицелов существует явная проблема с цветопередачей. Изображение все зеленое.
Но жалоб на качество передачи цвета у потребителей нет. Причем, как со стороны тех кто стреляет, так и тех в кого стреляют.
Люди незнакомые с рынком аудио мониторинга пребывают в уверенности, что студийные мониторы производят для студий звукозаписи. В их представлении весь мир битком заполнен студиями звукозаписи, для которых специально выпускают мониторные системы. На которых только и делают, что записывают и слушают музыку.
В действительности студийные мониторы производятся под весь пласт задач связанных с контролем аудиопотоков. А это значительно больше чем студии звукозаписи. Начиная от ТВ, радио… и заканчивая спортивными сооружениями и передвижными будками, которые ездят по деревням и селам на разные праздники.
В отличии от бытовых АС, основные требования к профессиональным мониторным аудиосистемам совершенно другие.
За 40 лет фактически сформировался стандарт технологии и звучания студийных мониторов. Различные мониторы могут незначительно отличаться друг от друга. Но принцип построения и “характер” звучания у них всех всегда один.
Что же у студийных мониторов не так, как у бытовых аудиосистем?
Проще всего это понять посмотрев, а как, и из чего возник этот стандарт мониторинга. Здесь имеет смыл обозначить, что студийные мониторы делятся на мониторы:
И это не формальное деление, на каком расстояния находится слушатель. Мониторы дальнего и ближнего поля выполняют разные задачи. И имеют технические различия не только в мощности.
Мониторы ближнего поля.
Первыми в мире стандарт студийного мониторов ближнего поля сформировали Yamaha NS-10. Начало выпуска 1981г.
До Yamaha NS-10 ближний мониторинг выстраивался из серии “кто на что горазд”. Yamaha NS-10 и ее модификация Yamaha NS-10M де факто стала неким стандартом и ориентиром для звукорежиссеров во всем мире.
Посмотрим как они сделаны.
Объём 10,4 л. НЧ 180-мм драйвер с легким бумажным диффузором. ВЧ 35-мм динамик (с большей диафрагмой, чем это принято в hi-fi). Кроссовер двухполосный, второго порядка, пассивный; Частотный диапазон 60 Hz до 20 kHz; чувствительность 90 dB. Частота раздела головок 1,5 kГц ; Импеданс 8 Ом.
Изначально Yamaha NS-10 задумывались в качестве бытовых hi-fi акустических систем. Но в качестве бытовых АС они не имели успеха. Международной hi-fi прессой и аудиофилами они были встречены жестко «в штыки».
Однако Yamaha NS-10 были с восторгом приняты большинством звукозаписывающих студий в качестве мониторов ближнего поля. После чего были модифицированы с целью увеличения перегрузочной способности, которой не хватало. Добавилась литера М, – и они стали Yamaha NS-10М.
Если набрать в Яндексе запрос “студия звукозаписи”, на около четверти картинок вы увидите мониторы Yamaha NS-10М. При этом это могут быть современные, и весьма “навороченные” студии. Напоминаю, прошло 40 лет с момента выпуска NS-10.
Не следует думать, что эти мониторы запредельно замечательные, и по этой причине оказались так сильно востребованы. Наиболее точно ситуацию описал один мой знакомый музыкант, занявшийся потоковым производством контента – “все фонограммы звучат дерьмово, но понятно, и одинаково дерьмово”.
Об уровне культовости Yamaha NS-10 говорит такой факт, что даже сейчас, спустя многие десятилетия, промышленно производятся их клоны.
Явное и очевидное отличие Yamaha NS-10 от бытовой акустики. Частота радела динамиков – 1,5 kГц. И это в 1981г. Так низко не делят динамики в двухполосной бытовой акустике даже сейчас.
Подробнее о схемах деления головок АС, и какой результат при этом получается, можно почитать здесь .
Вполне понятно, что они были встречены «в штыки». Слушать музыку на двухполосной акустике с такой низкой частотой разделения головок абсолютно не комфортно.
Проблема не в частоте сопряжения динамиков. Фильтры крутят фазу на 180 градусов. Соответственно на частоте 1,5 kГц фаза переворачивается. Если бы на 1,5 kГц у НЧ/СЧ динамика был бы естественный спад, то все было нормально для восприятия слушателями. Мы вернемся к этому вопросу в последней главе статьи, – мониторы дальнего поля.
Могу предположить, что Yamaha NS-10 была первой двухполосной акустикой, в которой начали делить полосы так низко. И именно это обусловило успех в студиях .
Расшифровка отдельных рисунков:
Рис. 6. Характеристика монитора Yamaha NS-10M в условиях “свободного поля”.
Рис. 7. Характеристика монитора Yamaha NS-10M, установленного на полке микшера.
При этом в студиях не особо заворачиваются как ставить мониторы. Горизонтально или вертикально. Обычно этот вопрос находится в не дискурса. Как положили так и хорошо.
Хотя разница в АЧХ при горизонтальном или вертикальном положении мониторов, особенно при перемещении головы слушателя, будет колоссальной.
Да, АЧХ будет сильно разной, но на качество восприятия материала и результат сведения это мало влияет. Звукорежиссеры это практически знают. А тем, кому интересен этот вопрос, могут почитать нашу статью – Почему в акустике не работает принцип ксерокса?
Это еще раз к тому, что и в “студийке” и в бытовом аудио, адекватные люди, не ставят себе задачу привести АЧХ к максимально плоской линии.
Для полного попадания в современный стандарт студийных мониторов Yamaha NS-10 необходимо было сделать всего два шага.
Шаг первый, – переход с пассивного деления полос к активному. Так называемому Би-ампингу. Когда полосы выделяются RC цепочками, в слаботочном тракте перед отдельным усилителем для каждого динамика. И ни каких пассивных фильтров в тракте (между динамиками и усилителями) нет.
На слух активные фильтры “звучат” совершенно не так как пассивные. Дело не только в разборчивости, “характер” звучания активных и пассивных фильтров на слух совершенно разный. Хотя графики спада полос, АЧХ у них могут быть абсолютно аналогичные. В большинстве случаев вызвано это тем, что при пассивной фильтрации разные динамики могут вводиться в разные режимы управления и согласования с усилителем. Кому интересно, поподробнее, с этим вопросом можно ознакомится здесь:
Использование активных фильтров позволяет почти ни чем себя не сдерживать .
В пассивной фильтрации конечно можно нагородить что-то типа 3-4 порядков. Но уровень получаемой нелинейности, и как следствия итогового качества этих фильтров будет непотребен . Хороший результат получить невозможно.
В активной же фильтрации нет нелинейностей. Точнее искажения находятся на микроскопическом уровне. В сравнении с пассивными фильтрами, они не имеют никаких искажений. А порядки фильтров можно набирать по сути бесконечно:
Типовая схема фильтров студийных мониторов. (неверен номинал конденсатора на ВЧ) Типовая схема фильтров студийных мониторов. (неверен номинал конденсатора на ВЧ)Динамики в студийных мониторах делятся предельно низко и очень жестко .
Таким образом из динамиков выдавливают по максимуму все, на что они способны.
И это очень логично! Если твиттер хорошо воспроизводит ВЧ, то пусть он только эти ВЧ и воспроизводит. И не перегружается средними частотами.
Если в бытовом Hi-End умиляются звучанием первого порядка на ВЧ, попутно нагружая твиттер еще парой октав снизу.. То в мониторных системах ни чему не умиляются. ВЧ динамику дают “играть” только ВЧ, жестко вырезая его полосу. Именно то, что он хорошо умеет делать и для чего предназначен.
С НЧ/СЧ звеном поступают аналогичным образом. Ему дают “играть” только тот диапазон частот, который он замечательно “играет”. Именно от жесткого выделения полос итоговая разборчивость получается великолепная. А мощность (отдачу) ВЧ динамика можно поднять в четыре раза. (так как он не перегружен теми частотами которые не “играет”).
Обычный человек, впервые сталкивавшийся со звучанием качественных мониторных систем, сразу отмечает, насколько кратно более высокое звуковое давление они создают без перегрузки. В сравнении с бытовой акустикой тех же габаритов.
И здесь совершается последний шаг, который формирует, единый на настоящий момент стандарт, студийных мониторов .
Как отмечалось ранее, в сильноточном тракте акустики (между усилителем и динамиками) исчезли катушки с эмалированным проводом и прочий “мусор” с его дикими нелинейностями. В купе с возможностью жесткого выделения полос это раскраивает новые возможности. Динамик воспроизводящий НЧ/СЧ частоты может быть и становится :
- С более тяжелой подвижной системой
- С более жестким подвесом (меньшим эквивалентным объемом)
Происходит то, что условно можно назвать его “ сабвуферезацией “. Так, жесткие, и очень тяжелые диффузоры динамиков сабвуферов стали возможны только тогда, когда появилось возможность активной для них фильтрации.
Пример. При пассивной фильтрации невозможно получить хоть какой то адекватный результат с НЧ головкой с параметрами: 10 дюймов, VAS 30 литров, Масса подвижки 200гр. А вот в при активной фильтрации, вполне приличный результат может быть получен если жестко ограничить диапазон воспроизводимых частот этого динамика до 150Гц.
Аналогично и у студийных мониторов. Массу подвижной системы увеличивают раза в два, а VAS уменьшают раза в 2-3 (от значений типичных для Hi-Fi). Что очень хорошо видно если заглянуть внутрь студийных мониторов. В сравнении с бытовыми АС в них почти нет объема.
Работаете в студии? Тогда особенно важно, с помощью какого оборудования вы прослушиваете аудиоматериалы. Если это обычная бытовая акустика (колонки или наушники), то она, стараясь «улучшить» звук и сделать его комфортным для ушей, искажает истинные характеристики. Аудиоматериал будет звучать иначе в других акустических системах. Чтобы таких сюрпризов не возникло, в студии используют студийные мониторы.
Студийные мониторы – те же акустические системы. Чаще всего они двухполосные, с динамиками НЧ (для низких частот и баса) и ВЧ (для верхних частот). На слух легко определить, что это не бытовая акустика. Студийный монитор – специализированная акустическая система с правильной звукопередачей. Ее используют для слухового контроля аудиоматериала в студиях звукозаписи. Она нужна во всех сферах, где важно качество звука.
Задача студийного монитора – передать звуковой баланс без искажений и окраски. Отсюда его название: устройство позволяет мониторить звучание исходного аудиоматериала без улучшений и сглаживаний.
«Правильный» студийный монитор – это чудо инженерной мысли, воплощенное в технике. Оборудование изготавливают из специальных звукоизоляционных и звукопоглощающих акустических материалов. Динамики должны быть точными, с правильно вычисленной АЧХ (без «провалов» и «завалов»). Схемотехника класса А, математически выверенные и выполненные в соответствии с законами физики и акустики корпус и дизайн, НЧ-динамики из армированной стеклоткани, полипропилена, кевлара, специально пропитанной бумаги, целлюлозы, ВЧ-динамик из алюминиевой фольги, шелка, бумаги, титана и даже бериллия – все это отличает студийные мониторы от обычных домашних колонок.
К чему такие сложности? Чтобы передать звуковой материал менее искаженным и окрашенным. Чтобы звукорежиссер услышал именно тот звук, который только что создал. Если расположить «правильные» мониторы по законам акустики, вы услышите, что музыка звучит как бы в пространстве между ними, а не из конкретного динамика. Это настоящее искусство, которое и оценивается соответственно.
Активные и пассивные мониторы
Студийные мониторы делятся на активные и пассивные.
- Пассивным нужен отдельный усилитель. Они проще активных, но необходимость в дополнительном оборудовании и наличие только аналогового входа (либо акустический Speakon, либо линейный моно-джек (TRS)) сделали их не особенно популярными. Они встречаются реже, чем активные.
- Активные мониторы имеют встроенный усилитель, кроссовер и всю схемотехнику для работы, иногда два раздельных усилителя (bi-amp) для каждого динамика (НЧ и ВЧ). На активных мониторах обычно установлены все доступные разъемы и входы: кэнон, джек, тюльпан (XLR, TRS, RCA). Также бывают устройства с цифровыми входами (коаксиальный или оптический – S/PDIF и AES/EBU).
Достоинства активных мониторов:
- универсальны в применении;
- их легко подключать;
- не нужно настраивать отдельный усилительный тракт;
- можно настроить характеристики монитора под конкретное помещение;
- выверенная заводом схемотехника. Она не дает перегореть усилителям и динамикам.
Недостатки активных мониторов:
- много проводов к каждому монитору (как минимум сетевой и сигнальный);
- сложный ремонт;
- невозможность аппаратного управления громкостью с рабочего места звукорежиссера.
Почти все мониторы имеют фазоинвертор для усиления низкочастотной составляющей – специальное отверстие с трубой в корпусе монитора. Оно помогает вывести избыточное давление, которое создает НЧ-динамик в ограниченном пространстве корпуса. Фазоинверторы бывают разных формы и размеров. Они располагаются на передней или задней панели монитора.
Обычно в студиях бывает три мониторных линии: мониторы ближнего, среднего и дальнего полей.
- Мониторы ближнего поля (полочные). Самый распространенный тип. Их устанавливают на столе или на специальных стойках перед звукорежиссером. Они хорошо передают средние и верхние частоты. Их используют для сведения треков и монтажа рабочей фонограммы.
- Мониторы среднего поля. Помогают выстроить панораму и пространственные эффекты, которые плохо слышны на ближних мониторах. Позволяют прослушать выстроенное сведение вместе с низкими частотами (последних практически нет в ближних мониторах). Некоторые модели мониторов (обычно трехполосные) могут использоваться для мастеринга аудиоматериала.
- Мониторы дальнего поля. Позволяют прослушать общую картину сведенной композиции (и целого альбома) на всех уровнях громкости и во всем диапазоне частот. В основном используются в больших аппаратных, для танцевальной музыки и на мастеринге аудиоматериала.
Критерии выбора оборудования
1. Если у вас ограниченный бюджет или небольшое помещение (например, домашняя студия), то вы можете остановиться на сочетании: мониторы ближнего поля и сабвуфер для низких частот. Но при этом не пожадничайте и купите специальные демпфирующие стойки, предотвращающие нежелательные вибрации и резонансы при прослушивании материала. В качестве альтернативы можно рассмотреть вибро- и звукоизолирующие демпферы. Их размещают между монитором и столом.
2. Возможно, вы удивитесь, но выбор мониторов зависит от стиля музыки, которую нужно воспроизводить. Например, электронная и танцевальная музыка хорошо звучит на мониторах KRK и ROLAND, «живой» звук (рок, барды, фолк, этно) – на DYNAUDIO, YAMAHA и MACKIE, джаз и классика – ADAM, JBL, TANNOY.
3. По законам физики чем больше динамик НЧ, тем лучше отдача по низам. Наиболее реалистичная звуковая картина вырисовывается при использовании НЧ-динамиков более 8 дюймов.
4. Твиттеры ВЧ делятся на ленточные и купольные. Первые лучше передают высокие частоты и не утомляют слух. Но и стоят они дороже обычных купольных.
На студийных мониторах лучше не экономить. Их качество и функционал растут пропорционально цене.
Как выбирать студийные мониторы?
1. Прослушайте на них пару-тройку музыкальных композиций в «вашем» стиле (в том, с которым будут работать мониторы) и максимально хорошем качестве. Также запаситесь несколькими тестовыми дисками: они помогут выявить нюансы, которые человеческое ухо не воспринимает.
2. Определитесь с типом и местоположением мониторов, чтобы в магазине смогли смоделировать вашу расстановку. Идеальная схема расположения мониторов ближнего поля – по углам равнобедренного треугольника. Динамики мониторов должны быть направлены на ваши уши.
3. Определяемся с расположением фазоинвертора. Если ваши мониторы будут стоять вплотную к стене, нужно выбирать модели с фазоинвертором на передней панели. Если же расстояние от задней панели мониторов до стены не менее 30–40 см, фазоинвертор может быть расположен сзади.
4. Монитора мощность – это не главный показатель. Может оказаться, что на мощности в 30–50 Вт вы услышите те нюансы, которые с трудом выдавала ваша домашняя акустика на пределе своих возможностей.
5. Смотрим на размер НЧ-динамика. Чем он больше, тем лучше отдача по низам. При этом помните, что вы приобретаете мониторы ближнего поля, а не сабвуфер. Не ждите от них выдачи полного низкочастотного спектра. Позже купите себе отдельный сабвуфер для этих целей.
6. Оцените, сколько времени вы планируете проводить в студии. Если порядка 10 часов в день, то лучше выбрать модели с ленточным твитером: ваши уши будут вам за это благодарны.
7. Вес монитора. Желаете не напрягаться и выбираете более легкую модель? Зря. Чем тяжелее монитор, тем он устойчивее.
8. Смотрим на бренд. Наиболее часто в студиях встречаются мониторы KRK, ADAM, ALESIS, YAMAHA, JBL, MACKIE, PRESONUS, GENELEC и реже – M-AUDIO, BEHRINGER, PIONEER, AXELVOX, FLUID AUDIO, TANNOY, SAMSON.
9. Количество различных регулировок: чем их больше, тем точнее можно подстроить монитор под акустические особенности помещения. Наличие встроенного DSP-процессора с возможностью программной подстройки – это очень круто и дорого.
10. Оптимальные технические характеристики для мониторов ближнего поля: мощность в 100 Вт, диапазон частот 50–20 000 Гц, НЧ-динамик на 6–8 дюймов.
Настройка студийных мониторов
1. Подстраиваем мониторы под акустические особенности помещения, ищем резонансную частоту комнаты и уменьшаем ее влияние (если мониторы это позволяют).
2. Настраиваем громкость.
3. Подстраиваем мониторы под свои предпочтения: выполняем настройку верхних и нижних частот.
4. Заключительный этап: привыкание к звучанию новых мониторов и к тому, как должна звучать грамотно сделанная музыка именно на этих устройствах.
И еще несколько правил работы со студийными мониторами:
- Начните работать с малой громкости: большинство мониторов уже при 10–20 Вт могут дать то, ради чего их покупали. В мониторах важнее плотное звуковое давление, чем уровень громкости.
- Не забывайте, что динамики мониторов должны быть направлены прямо вам в уши, от этого во многом зависит общее восприятие звуковой картины.
- Делайте перерыв в работе каждые 1–2 часа, берегите уши.
- Не полагайтесь полностью на картину, данную мониторами, особенно в области низких частот. В любом случае прослушайте получившийся результат в наушниках либо с помощью домашней бытовой акустики.
- Берегите динамики от грязи и пыли, не касайтесь их пальцами, используйте защитные решетки для мониторов и специальные кисточки для смахивания пыли.
- Многие мониторы очень прилично нагреваются во время работы, поэтому охлаждающая система должна работать исправно. Не перекрывайте к ней доступ воздуха.
- Не пересекайте сетевой кабель монитора с сигнальным, это может отрицательно сказаться на звучании (появятся помехи от сети).
- Берегите мониторы: не роняйте их, не ставьте сверху ничего постороннего и не опирайтесь на них.
- Соблюдайте определенный порядок: сначала включите мониторы в сеть, потом, через секунд 10, включайте звук. При выключении – обратная последовательность.
Звучание студийных мониторов (детальное и разборчивое) зависит от цены оборудования. Чем оно дороже, тем больше покажет недостатков, которые вы допустили при записи или при сведении треков. Иногда это того стоит. В любом случае решать и выбирать именно вам.
Организация любой студии звукозаписи невозможна без использования студийных мониторов. Данная акустическая система дает возможность специалистам оперативно выявлять все имеющиеся недостатки звучания, а также оценивать специфику ведущейся записи.
Что такое студийные мониторы?
Студийный монитор представляет собой систему акустики с малой мощностью, но гладкой АЧХ, которая применяется для профессиональной звукозаписи. По сути, за сложным названием скрываются обычные колонки, позволяющие по максимуму выявлять дефекты записи и оценивать качество сводимого сигнала. Студийный аудиомонитор воспроизводит звук, каким он есть на самом деле, без искажений и приукрашиваний. В этом и заключается основное отличие акустической системы от обычных колонок – она является контрольной, то есть измерительной.
Разница в том, что звук не должен быть красивым, а должен быть настоящим.
Особенности
Устройство студийного монитора выглядит следующим образом: все важные детали заключены в корпус, также называемый кабинет. Выполняться он может из дерева, пластика, металла и МДФ. У конструкции имеются два независимых динамика – твитер и вуфер, причем твитер всегда располагается над вуфером.
- Твитер отвечает за воспроизводство высоких частот, то есть тех, которые превышают 2 кГц. Он обладает конусообразной формой и создается из разных материалов.
- Вуфер является более крупным динамиком, ответственным за воспроизведение низких и средних частот до 2 кГц.
Некоторые разновидности мониторов также обладают еще одним динамиком, «выводящим» средние частоты. За динамиками монтируется электромагнит, способный при помощи вибрации заставлять их двигаться и тем самым производить звуковую волну.
Для чего нужны?
Студийные мониторы, как легко догадаться по названию, используются для обустройства домашней или профессиональной студии, хотя некоторые люди предпочитают размещать их просто в одной из комнат дома. Нельзя сказать, что такие колонки окажутся удачным решением для простого прослушивания музыки, так как воспроизводимый звук не всегда получается чистым и красивым. Зато для сведения дорожек или занятий вокалом без такого устройства не обойтись.
Для сцены данная акустическая система, как правило, не применяется.
Требования и характеристики
Технические характеристики студийных мониторов – это то, на что обязательно следует обращать внимание при их выборе. Одними из главных параметров устройства принято считать мощность и максимальное звуковое давление. Чем больше сам динамик, тем выше оказывается его мощность, однако в то же самое время данный показатель должен быть прямо пропорционален объему комнаты, в которой расположится акустическая система. Аналогично можно сказать и про максимальное звуковое давление – оно должно быть прямо пропорциональным габаритам помещения.
Как правило, для домашнего студийного использования выбираются модели с показателем от 100 до 110 децибел.
Для мониторов ближнего поля оптимальными считаются:
- мощность, равная 100 Вт;
- частотный диапазон, составляющий от 50 до 20000 герц;
- НЧ-динамик от 6 до 8 дюймов.
Следующей важной характеристикой является частотный диапазон и неравномерность АЧХ, то есть амплитудно-частотной характеристики. Важно помнить, что в целом диапазон частот, воспринимаемых человеческим ухом, колеблется от 20 до 20000 герц. Чем шире частотный диапазон конкретного монитора, тем равномернее становится АЧХ. Кроме того, если завысить АЧХ приблизительно на 3 децибелы, то возникнет тембральный окрас, негативно влияющий на работу мониторов. Поэтому амплитудно-частотная характеристика должна быть максимально равномерной. В том случае, когда нижняя граница частот оказывается выше 45 герц, рекомендовано дополнительно со студийным монитором использовать сабвуфер.
Фазоинвертор представляет собой отверстие, которое уменьшает искажение сигнала и увеличивает отдачу низких частот. Когда студийный монитор устанавливается вплотную к стене, данный элемент должен размещаться на передней панели монитора, а если он отдаляется от стенки хотя бы на 30-40 сантиметров, то, соответственно, на задней. Что касается самого корпуса системы, чем он тяжелее, тем меньший резонанс будет нарушать воспроизводимый звук. К тому же жесткость материала обеспечивает и уменьшение искажений звуковых волн, поэтому лучше приобретать устройство, сделанное из кевлара.
Тип НЧ-динамика может быть ленточным, компрессионным титановым и шелковым. Ленточный динамик обеспечивает наилучшую работу устройства, создавая необходимый диапазон частот. Компрессионный динамик отличает способность к высокому звуковому давлению, а также поддержание высокого качества звучания. Наконец, шелковый динамик является довольно популярным, благодаря отсутствию искажений и резонанса, а также созданию чистого звука.
Контроллер мониторов позволяет совершенствовать рабочий процесс, так как он отвечает за маршрутизацию сигнала. Данное устройство «связывает» мониторы, сабвуфер, микрофон и наушники, а также позволяет контролировать уровень баланса. Приобрести можно как профессиональный контроллер, так и более бюджетный и упрощенный аппарат. Впрочем, покупка данной техники рекомендуется не всем. Если рабочий процесс происходит с использованием только одной пары студийных мониторов, необходимость в дополнительном управлении отсутствует – достаточно будет внешней звуковой карты.
Как правило, для организации всего процесса выбираются микрофонные, инструментальные и балансные кабели, а наиболее оптимальным проводом для домашней студии считается Canare.
Разновидности
Все студийные мониторы принято подразделять на активные и пассивные. Отличие между ними фактически одно – первые обладают встроенным усилителем мощности, а у вторых он отсутствует. Также довольно широко распространены сабвуферные мониторы, используемые в тех случаях, когда присутствует необходимость расширить диапазон низких частот.
Активные
Активные мониторы обладают встроенным усилителем, а также кроссовером и всей необходимой схемотехникой. Более того, иногда даже каждый динамик укомплектовывается своим собственным усилителем. На активном мониторе можно обнаружить все необходимые разъемы: «джек», «тюльпан» и «кэнон», а порой и цифровые входы – как оптический, так и коаксиальный. Такие устройства легко подключаются и не требуют дополнительной настройки усилительного тракта. Универсальная конструкция позволяет даже выставить параметры под конкретную студию.
Имеющаяся схемотехника не дает динамикам и усилителям перегореть. Однако активный монитор все равно сложно ремонтируется, а к самой конструкции подключается большое количество проводов, что вызывает определенные неудобства.
Пассивные
Пассивные мониторы обладают более простым устройством, чем активные мониторы, но их использование сопровождается некоторыми сложностями. Во-первых, техника требует дополнительных усилителей, а, во-вторых, имеет только аналоговый вход. Последний, кстати, может представлять собой акустический Speakon или же линейный «джек». Надо сказать, что пассивные студийные мониторы не особо популярны, а потому используются реже, чем активные.
Акустические
Под акустическим монитором чаще всего имеется в виду обычный студийный монитор. Он имеет небольшую мощность, используется в профессиональной звукозаписи с целью контроля баланса инструментов.
Сценические
Концертные мониторы представляют собой акустическую систему, позволяющую создать дополнительное звуковое поле, которое будет являться «направляющей» для сценических исполнителей.
Мониторные линии
В студиях принято организовывать три мониторных линии. Первая формируется из мониторов ближнего поля, вторая – из мониторов среднего поля, а третья представлена мониторами дальнего поля. Мониторы ближнего поля также называются полочными. Наиболее распространенные устройства принято размещать прямо на столе или же на особых стойках, установленных перед звукорежиссером. Данные мониторы справляются с передачей средних и верхних частот, а вот с нижними могут возникнуть проблемы.
Как правило, они применяются для выполнения таких базовых задач, как монтаж фонограммы или же сведение треков. Мощность устройств не превышает 100 Вт, а диаметр динамика не выходит за границы 8 дюймов. Располагать колонку следует, сохраняя полутораметровый промежуток между устройством и человеком.
При помощи мониторов среднего поля создается панорама, а также воплощаются те звуковые эффекты, которые не воспринимаются мониторами ближнего поля. Специалисты задействуют их для прослушивания композиций, сведенных вместе с низкими частотами. Некоторые модели также участвуют в проведении мастеринга аудиоматериалов. Наконец, мониторы дальнего поля используются для прослушивания готовых аудиодорожек в разных громкостях и на разных частотах. Устройства принято приобретать для больших аппаратных, занимающихся мастерингом аудиоматериала.
Количество полос
Принято выделять трехполосный и двухполосный студийные мониторы.
- Трехполосный состоит из вуфера, твитера и находящегося между ними среднечастотного драйвера.
- В двухполосных устройствах вуфер используется и для средних, и для низких частот, а твитер остается неизменным. Иногда встречаются двухполосные мониторы, оборудованные парой низкочастотных динамиков.
Размеры
Студийные мониторы часто получают свои названия по размеру вуфера. К примеру, «пятерка» является устройством с нижним динамиком, равным 5 дюймам, а «восьмерка» – соответственно, 8 дюймам. Мониторы с вуфером менее 5 дюймов считаются мини, так как их частотности не хватает даже для домашнего использования. Пятидюймовые мониторы идеально подойдут для маленьких комнат, а вот устройства с большими размерами следует размещать только в пространствах с площадью более 15 квадратных метров. Верхним ограничителем для домашнего использования является показатель, равный 8 дюймам.
Производители
В топ бюджетных устройств входят модели марок JBL, Pioneer и BEHRINGER. Сравнение недорогих систем с более качественными дает понять, что чаще всего минусами изделий становятся склонность к перегреву, невозможность регулировать низкие частоты и шум усилителя.
В рейтинг представителей среднего сегмента попадают производители KRK, JBL и Genelec. Приближенные к профессиональным данные модели все-таки могут отключаться при тихой громкости, а твитер даже шипеть.
Стоимость дорогих устройств стартует с 50 тысяч рублей. Обзор производителей включает в себя такие бренды, как Genelec и Focal.
Наконец, самыми лучшими студийными мониторами часто называют изделия компаний KEF и Canton Electronics.
Советы по выбору
Так как студийные мониторы редко продаются по одному, для небольшой студии достаточно будет приобрести пару мониторов ближнего поля и сабвуфер, который будет отвечать за проигрывание низких частот. Несколько дополнительных демпферов позволят предупредить возникновение резонансов и вибраций. Для проигрывания электроники более подойдут модели марок KRK и ROLAND, а рок, фолк и этно гораздо лучше звучат на акустических системах YAMAHA и DYNAUDIO. Любителям классической музыки и джаза более рекомендованы мониторы JBL и TANNOY.
Перед покупкой студийного монитора рекомендовано проиграть на нем несколько качественных записей того направления, с которым предстоит работать. При выборе надо понимать, в каких местах будут располагаться акустические системы, так как от этого будет зависеть и выбор конкретных моделей. К примеру, мониторы ближнего поля принято размещать по углам равнобедренного треугольника. В том случае, когда ежедневное использование устройства будет составлять более 10 часов, лучше задуматься о приобретении модели с ленточным твитером.
Большое количество регулировок говорит о том, что монитор удастся адаптировать под особенности любого пространства.
Установка, подключение и эксплуатация
Для акустической системы необходимо горизонтальное расположение, в идеале – на столе или специальной платформе. Нелишним станет и использование подкладки. Подключить студийный монитор можно к компьютеру, телевизору или ноутбуку, но обязательно к звуковой карте с соответствующим разъемом.
Перед началом эксплуатации студийный монитор также следует настроить. Сперва параметры видоизменяются в зависимости от акустических особенностей помещения. Необходимо будет отыскать резонансную частоту студии и снизить ее влияние. Далее происходит настройка громкости, после чего верхних и нижних частот. Специалисты рекомендуют начинать работу с небольшой громкости и 10-20 Вт, а при необходимости увеличивать показатели. Динамики обязательно должны «смотреть» прямо в уши работающего человека, чтобы не портить восприятие звука. Калибровка производится при помощи измерителя звукового давления.
Эксплуатация мониторов должна быть бережной и аккуратной. Их нельзя ронять, использовать в качестве стола или опоры. Динамики не разрешается трогать пальцами, причем даже очистка от пыли должна осуществляться с помощью особых инструментов. Важно обеспечить бесперебойную работу охлаждающей системы и не перекрывать поступающий к ней поток воздуха. Сетевой кабель не должен пересекаться с сигнальным.
Наконец, во время эксплуатации следует помнить, что сначала монитор должен подключаться к сети, а затем уже активироваться звук. Завершение работы происходит в обратном порядке.
О том, как правильно выбрать студийные мониторы, смотрите в следующем видео.
Как известно, главная задача студийных мониторов — воспроизводить аудио максимально достоверно, ничего не утаив и не приукрасив. Собственно говоря, почему бы не перенести эту концепцию в домашний контекст? Порассуждаем о плюсах и минусах профессиональных акустических систем в рамках жилого пространства и постараемся понять, насколько хороша подобная идея.
Не секрет, что студийные мониторы проектируются с целью обеспечить максимально равномерную АЧХ (амплитудно-частотную характеристику), минимальный уровень искажений и высокую детальность во всём диапазоне частот. Таким образом, звукорежиссёр всегда может рассчитывать на ровный тональный баланс и нейтральный «почерк» звучания, а также сможет услышать даже мельчайшие нюансы и возможные огрехи, допущенные во время записи и сведения звукового материала.
Вместе с тем, компактные мониторы ближнего поля, как правило, не могут похвастаться слишком насыщенным басом. Во-первых, даже просто потому что у них сравнительно небольшие корпуса (и динамики соответствующего диаметра). К тому же, это связано и с профессиональной спецификой: колонки настраиваются таким образом, чтобы с минимальными искажениями воспроизводить разумное количество низких частот, которые не будут покушаться на прозрачность и детальность «середины».
Как правило, современные студийные мониторы оснащены встроенным усилителем, который оптимально согласован с динамиками и акустической системой. Таким образом, пользователю не потребуется долго и муторно выбирать, приобретать и подключать дополнительные аудиокомпоненты. К слову, нынче популярны и домашние активные колонки, однако изначально у них всё же другая задача — предложить простоту и удобство использования, наряду с привлекательным звучанием, характерным для Hi-Fi акустики.
Ещё интереснее — ситуация, сложившаяся на рынке. Сравнив цены на хорошие полочные колонки от именитых брендов и мониторы ближнего поля начального и среднего уровня, можно обнаружить, что отдать за них придётся сопоставимое количество денег. Конечно, стоит оговориться, что более крупные мониторы среднего и дальнего поля могут обойтись ощутимо дороже. Но правда и в том, что такие модели менее практичны в домашнем контексте.
Ну а теперь — пара-тройка ложек дёгтя в бочке мёда. Хорошие мониторы не сглаживают вероятные недостатки записи, а порой даже наоборот — акцентируют на них внимание, что принципиально важно для студийной работы, однако может сыграть с щепетильными аудиофилами злую шутку: вместо того, чтобы просто наслаждаться музыкой, они начинают обращать внимание на мельчайшие шероховатости звучания, и это вполне может изрядно потрепать нервы.
К тому же, многим слушателям, которые привыкли к домашним акустическим системам, звучание мониторов может показаться не слишком выразительным — в частности, из-за отсутствия небольшого подъёма в области самых «вкусных» низких частот, который производители Hi-Fi акустики нередко делают намеренно. В результате, устав от чрезмерной аналитичности мониторов, страдающий аудиофил включает музыку на каких-нибудь домашних колонках и наконец-то получает свою дозу положительных эмоций.
Ещё один немаловажный момент — коммутация и удобство повседневного использования. У активной Hi-Fi акустики нередко предусмотрен выведенный на фронтальную панель регулятор громкости и даже беспроводной пульт. В случае же с мониторами все элементы управления обычно расположены на задней стенке, ведь на студии колонки настраиваются один раз (уровень усиления, низкие и высокие частоты и другие параметры), после чего пользователь вряд ли возвращается к этому вопросу — всё необходимое регулируется при помощи микшерного пульта и профессионального софта. Причём настройки выставляются отдельно для каждого монитора (на каждый канал есть свой усилитель и темброблок). Ну а концепция, распространённая в компьютерной акустике, когда одна из колонок активная, а вторая подключается к ней акустическим кабелем, в студийной технике встречается редко — как правило, в бюджетных моделях.
Стоит отметить, что в профессиональной среде чаще всего встречаются коннекторы XLR и 6,3-мм Jack, причём используется, как правило, балансное подключение. Таким образом, пример удачного тандема для домашней системы — это компактные мониторы ближнего поля, а также стример/предусилитель с XLR выходами и возможностью управления с пульта. Впрочем, если источников с балансными разъёмами нет, вопрос всё же решаемый — требуются только подходящие кабели. Ну а для подключения студийной акустики к компьютеру или ноутбуку можно использовать внешнюю звуковую карту — опять же, с балансной коммутацией.
Что же касается RCA «колокольчиков», 3,5-мм джека и других стандартных для домашней аппаратуры разъёмов, в студийных мониторах они предусмотрены далеко не всегда. Так что придётся озаботиться покупкой подходящих кабелей заранее. Ну а подключить к мониторам несколько источников сигнала можно — прямо как настоящие профи — через небольшой микшерный пульт (либо предусилитель).
Далее — всё, что касается дизайна. Как правило, домашняя Hi-Fi акустика представлена в нескольких вариантах отделки и разрабатывается таким образом, чтобы гармонично дополнять интерьер. Мониторы — напротив, чаще всего представлены в одной-единственной расцветке. Как правило, это серый или чёрный корпус без особых дизайнерских изысков, ведь на первом месте — практичность и долговечность. Оказавшись в жилой комнате, студийные мониторы привносят частичку «профессиональной» атмосферы, причём совершенно не факт, что внешность таких колонок непременно оценит супруга (пресловутый «wife acceptance factor»).
Ну а теперь ещё один момент — не самый очевидный, но и немаловажный. Допустим, у вас есть домашние животные и другие потенциальные источники опасности для дорогостоящей электроники. Как правило, Hi-Fi колонки оснащаются защитными грилями, которые обеспечивают хотя бы минимальную защиту от посягательств на динамики. В случае же с мониторами, точность и детальность звучания превыше всего, так что ни о какой «акустически прозрачной» ткани и металлических защитных сетках речи как правило не идёт. И это непременно стоит учитывать, чтобы не заниматься впоследствии дорогостоящим ремонтом.
Студийные колонки чаще всего продаются поштучно, а не парами. Таким образом, хороший вариант — приобрести сразу два монитора с максимально похожими серийными номерами, что будет дополнительной гарантией идентичности их характеристик и звучания. К слову, некоторые производители предлагают возможность докупить к мониторам фирменный сабвуфер — для полнодиапазонного звучания с мощными басами в рамках относительно компактной системы.
Подводя итоги, стоит отметить, что идея покупки студийных мониторов для домашнего прослушивания музыки крайне интересна и определённо имеет право на жизнь, ведь профессиональные акустические системы могут похвастаться выверенным тональным балансом и способны раскрыть практически все нюансы аудиозаписей (порой даже больше, чем требуется). С другой стороны, мониторы — это всё же профессиональная техника, «заточенная» под работу со звуком, а эксплуатация такой аппаратуры связана с рядом особенностей.
Стоит ли покупать для дома студийные колонки или же лучше приобрести Hi-Fi акустику от проверенного бренда? Безусловно, каждый сделает выбор, взвесив для себя все «за» (точный и детальный звук, встроенный усилитель) и «против» (особенности дизайна и коммутации), ведь тем и хорош современный мир аудио, что может предложить самые разные и порой неожиданные варианты решения вопроса качественного воспроизведения музыки.
Читайте также: