Чем отличаются студийные мониторы от обычных колонок
В мониторных системах даже не ставится задача быть точными или верными. Так у ночных прицелов существует явная проблема с цветопередачей. Изображение все зеленое.
Но жалоб на качество передачи цвета у потребителей нет. Причем, как со стороны тех кто стреляет, так и тех в кого стреляют.
Люди незнакомые с рынком аудио мониторинга пребывают в уверенности, что студийные мониторы производят для студий звукозаписи. В их представлении весь мир битком заполнен студиями звукозаписи, для которых специально выпускают мониторные системы. На которых только и делают, что записывают и слушают музыку.
В отличии от бытовых АС, основные требования к профессиональным мониторным аудиосистемам совершенно другие.
Что же у студийных мониторов не так, как у бытовых аудиосистем?
Проще всего это понять посмотрев, а как, и из чего возник этот стандарт мониторинга. Здесь имеет смыл обозначить, что студийные мониторы делятся на мониторы:
И это не формальное деление, на каком расстояния находится слушатель. Мониторы дальнего и ближнего поля выполняют разные задачи. И имеют технические различия не только в мощности.
Мониторы ближнего поля.
Первыми в мире стандарт студийного мониторов ближнего поля сформировали Yamaha NS-10. Начало выпуска 1981г.
Yamaha NS-10m
Посмотрим как они сделаны.
Объём 10,4 л. НЧ 180-мм драйвер с легким бумажным диффузором. ВЧ 35-мм динамик (с большей диафрагмой, чем это принято в hi-fi). Кроссовер двухполосный, второго порядка, пассивный; Частотный диапазон 60 Hz до 20 kHz; чувствительность 90 dB. Частота раздела головок 1,5 kГц; Импеданс 8 Ом.
Фильтры-Yamaha-NS-10M
Изначально Yamaha NS-10 задумывались в качестве бытовых hi-fi акустических систем. Но в качестве бытовых АС они не имели успеха. Международной hi-fi прессой и аудиофилами они были встречены жестко «в штыки».
Мониторы Yamaha NS-10М в студии Студия Power Station at BerkleeNYC. На микшере стоят мониторы Yamaha NS10M
Об уровне культовости Yamaha NS-10 говорит такой факт, что даже сейчас, спустя многие десятилетия, промышленно производятся их клоны.
Avantone CLA-10 Passive Studio Monitor
Подробнее о схемах деления головок АС, и какой результат при этом получается, можно почитать здесь.
Вполне понятно, что они были встречены «в штыки». Слушать музыку на двухполосной акустике с такой низкой частотой разделения головок абсолютно не комфортно.
Успех этих мониторов был не в ровной АЧХ.
Могу предположить, что Yamaha NS-10 была первой двухполосной акустикой, в которой начали делить полосы так низко. И именно это обусловило успех в студиях.
Yamaha NS-10M, АЧХ
Расшифровка отдельных рисунков:
Рис. 6. Характеристика монитора Yamaha NS-10M в условиях “свободного поля”.
Рис. 7. Характеристика монитора Yamaha NS-10M, установленного на полке микшера.
То есть, эти мониторы изначально были ориентированы на мониторинг средне- верхнечастотного диапазона. А нижний басовый регистр только обозначался.
При этом в студиях не особо заворачиваются как ставить мониторы. Горизонтально или вертикально. Обычно этот вопрос находится вне дискурса. Как положили так и хорошо.
Хотя разница в АЧХ при горизонтальном или вертикальном положении мониторов, особенно при перемещении головы слушателя, будет колоссальной. Смотрите разницу АЧХ от их расположение на картинке выше.
Для полного попадания в современный стандарт студийных мониторов Yamaha NS-10 необходимо было сделать всего два шага.
Использование активных фильтров позволяет почти ни чем себя не сдерживать.
В пассивной фильтрации конечно можно нагородить что-то типа 3-4 порядков. Но уровень получаемой нелинейности, и как следствия итогового качества этих фильтров будет непотребен. Хороший результат получить невозможно.
В активной же фильтрации нет нелинейностей. Точнее искажения находятся на микроскопическом уровне. В сравнении с пассивными фильтрами, они не имеют никаких искажений. А порядки фильтров можно набирать по сути бесконечно:
Типовая схема фильтров студийных мониторов. (неверен номинал конденсатора на ВЧ)
Динамики в студийных мониторах делятся предельно низко и очень жестко.
Таким образом из динамиков выдавливают по максимуму все, на что они способны.
И это очень логично! Если твиттер хорошо воспроизводит ВЧ, то пусть он только эти ВЧ и воспроизводит. И не перегружается средними частотами.
Обычный человек, впервые сталкивавшийся со звучанием качественных мониторных систем, сразу отмечает, насколько кратно более высокое звуковое давление они создают без перегрузки. В сравнении с бытовой акустикой тех же габаритов.
И здесь совершается последний шаг, который формирует, единый на настоящий момент стандарт, студийных мониторов.
- С более тяжелой подвижной системой
- С более жестким подвесом (меньшим эквивалентным объемом)
Пример. При пассивной фильтрации невозможно получить хоть какой то адекватный результат с НЧ головкой с параметрами: 10 дюймов, VAS 30 литров, Масса подвижки 200гр. А вот в при активной фильтрации, вполне приличный результат может быть получен если жестко ограничить диапазон воспроизводимых частот этого динамика до 150Гц.
Аналогично и у студийных мониторов. Массу подвижной системы увеличивают раза в два, а VAS уменьшают раза в 2-3 (от значений типичных для Hi-Fi). Что очень хорошо видно если заглянуть внутрь студийных мониторов. В сравнении с бытовыми АС в них почти нет объема.
Студийные мониторы внутри
И получается ровно то что нужно для аудиоконтроля: компактность, высокая перегрузочная способность, разрешение.
Но существует один единственный недостаток. Жесткое искажение фазы. Все кто работают с аудиоконтролем прекрасно знают и понимают эту специфичность. Она едина для всех студийных мониторов, и всеми выучена.
Широкополосные студийные мониторы
Трехполосная акустика в студийной практике для сведения, мастеринга никогда не используется. Если жестко отфильтровать полосы трехполосной АС, искажения фазы достигнет уровня, когда полностью теряется понимание, где, что находится.
Трехполосная акустика действительно ставится в дальнее поле студий звукозаписи. Но не для сведения и мастеринга. А для того что бы понимать общую картину, тональный баланс и уровень НЧ. Но ставят ее в дальнее поле.
А весь мастеринг всегда производится в самом ближнем поле. И всегда на двухполосных АС.
Да и сами музыканты должны же как-то послушать, что они там понаиграли. А их вместе с продюсерами и друзьями, если человек 10-15 будет, то это еще немного. Вот они и слушают мониторы дальнего поля. А в ближнем поле помещается всего один человек.
Мониторы дальнего поля.
Явного стандарта у мониторов дальнего поля нет. С очень сильной натяжкой, в качестве стандарта мониторинга дальнего поля, можно назвать JBL 4312 и огромное количество почти аналогичных АС. JBL 4312 называются самими продаваемыми АС компании JBL.
На настоящий момент ситуация такова, что вопрос с характером звучания мониторов дальнего поля решается режиссерами студий индивидуально. На основе личных представлений о том, что такое хорошо. И JBL 4312 уже давно вызывает у очень многих скепсис. И в современной действительности давно не являются мечтой и идеалом.
Мониторы дальнего поля призваны решать другую задачу. И используется совершенно другой технологический подход. JBL 4312 показательны в том, что хорошо его иллюстрируют. Что же по другому?
JBL 4310
JBL 4310 фильтры
Да конечно:
В итоге все получается замечательно. Стерефонично, понятно, приятно.
На мониторах ближнего поля можно только предполагать, как трек будет звучать на магнитоле или в авто. И даже при большом опыте работы промахи неизбежны. И всегда требуется иметь опцию контроля на чем-то широкополосном.
JBL-4310-АЧХ
График АЧХ снят в одной точке. Так как твиттер и СЧ динамик стоят на разных осях, небольшое перемещение кардинальным образом меняет их АЧХ. Но АЧХ в этих АС не самое главное.
JBL L100
Для студий, в целях контроля, мы подобные решения категорически не рекомендуем. Выделить корректно и качественно, полосы на этом наборе частот, катушками из эмалированного провода и конденсаторами невозможно. Информацию о пассивной фильтрации мы приводим исключительно в познавательных целях.
Выбирайте мониторы с активными фильтрами . Акустика с пассивным фильтрами может применяться в студиях для целей общего, дополнительного контроля. И даже советуем использовать в дальнем поле, что близкое к широкополосной акустике. Но только, когда в этих АС пассивные фильтры предельно простые.
А тем кто думает, а не купить ли мне себе студийные мониторы домой, слушать музыку? Даем следующею сентенцию.
Как компьютерная акустика под короткие и разнообразные задачи (послушал пару песен, поиграл в игры и тд.) вполне хорошо, и может быть.
Хотя если ваша музыка это современная жесткая электроника, подумать в сторону студийных мониторов можно. Хотя в современной действительности, бытовою акустику продающуюся в Hi-Fi салонах, все больше делают по характеру звучания, очень близкой к студийно-мониторной. Это такой тренд последних 20 лет.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Могут ли студийные мониторы сравниться с Hi-fi в дешевом сегменте, к примеру новый (подержанный) музыкальный центр за 10000 vs "Студийный контрольный агрегат" из СССР или тому подобное?
Ответы
В любом сегменте студийные мониторы покажут всю грязь, которая есть в треке. Кто ставит вопрос таким образом, как правило, ещё не знает сколько музыки записано очень плохо. Мне кажется, вы хотите собрать первую свою хай Фай систему на мониторах. Так вот, это самый простой способ возненавидеть прослушивание музыки. Проверено :)
Вы абсолютно правы. С одной стороны.
Есть ещё вовлеченность в мелодию, красивую, в образ. И вот и чайник забыт, а уже пар. И абсолютно фиолетово на аппаратуру, и на качество звука. Проверено :)
В любом сегменте студийные мониторы покажут всю грязь, которая есть в треке.
Вопрос как предпочтений, так и качества материала!
Во-первых, некоторым нравится линейная "честная" подача мониторов (я в данный момент за компом с удовольствием слушаю Adam A3X), во-вторых, сейчас достаточно источников с достойным качеством звука (например, даже к Tidal претензий не возникает, не говоря уж о хай-резах и файлах без сжатия).
Тоже интересен этот вопрос. Тоже интересовался как студийными мониторами, правда до покупки дело не дошло. Но интерес появился после того, как стал пользоваться мониторными (или студийными) наушниками, кстати самыми бюджетными. Конечно слышно иногда недостатки записей, но из достоинств относительно ровный диапазон : нет бубнежа на НЧ, не завалены СЧ, не задраны ВЧ. Голоса, при чем любые звучат, как надо: слышно именно мелодию в голосе, а не сопутствующие звуки. Это не говоря об обычных преимуществах наушников. А на счёт недостатков записей, так их слышно на любой более менее приличной акустике. Слышал у знакомого пару не самых дешёвых домашних половников. Сделаны хорошо, он особо хвалил разрешение на ВЧ, по сравнению с прошлым АС, я тоже заметил некоторые хорошие качества. Но было заметно, что звучание не мониторное, или как правильно сказать. В общем звучание с характером, всё в традициях домашней акустики. При этом недостатки записей слышно замечательно, до такой степени, что наступает некоторое разочарование, приходит понимание того, что многие записи сделаны для техники по-проще (мягко сказать) Я даже пытался сравнивать некоторые отрывки с цифровыми из интернета (у него винил), те же самые недостатки. А у домашней акустики получается, в отличие от студийной может быть больше фокусов с той же АЧХ. Не секрет же, что одна модель АС, но выпущенная для разных стран может звучать по разному. Производители идут за вкусами, а они разные.
Не секрет же, что одна модель АС, но выпущенная для разных стран может звучать по разному
Секрет конечно же:)) Вернее событие из разряда "теории заговоров". Не стоит путать массовый продукт, типа кофе или сигарет, которые продаются миллионами и миллиардами упаковок, с аудио-аппаратурой.
Интересно, что же это за "Студийный контрольный агрегат" из СССР?
Игорь Анатольевич, были такие агрегаты. Поиск показал, например Агрегат Контрольный KA-810.
Правда, не совсем уверен, что студийный. Но чудес много на свете.
Мне интересно что автору за этот. "агрегат" выдали. Когда Дом Радио закрывали, оттуда вывозили вполне себе нормальные контрольные мониторы, Танной и ВВС. У нас тоже неплохо записывали музыку, поэтому для студий старались закупать импорт.
По внешнему виду есть даже очень ничего. Список то .
Какой кошмар. правда-правда.
Ох, какой он древний по виду (на этикетке 1951 год. ), а начинка совсем не располагает думать, что в наше время такое можно было бы назвать контрольным. )))
Ну, есть звук или нет - контролировать можно. Поэтому - контрольный.
А такое было? На вскидку не могу вспомнить ничего подобного родом из Союза. И как показало время - советская техника тех времен себя уже изжила и, даже будучи "крутой" для советского человека того времени, сейчас мало на что пригодна в сравнении с современной продукцией.
Если же по теме вопроса - в дешевом сегменте не найти достойных мониторов, поскольку это все же проф техника и в ней применяются далеко не самые простые материалы и технологии.
Хорошие мониторы есть, если они активные - по мне намного предпочтительнее дешевых колонок с дешевым усилителем, но все упирается в цену. За 10 000 нет ни достойных мониторов, ни акустики. ( Таковы реалии нашего времени! 10 000 - удел мультимедиа акустики для компьютера!
Про музыкальные центры даже говорить смысла нет.
Самое дешевое активное из "внятного" будет Yamaha HS7 за 23т.р. за штуку, не за пару. За 10К, можно взять какие-нибудь пассивные полочники из младших серий популярных производителей, но это будет весьма специфический звук. И еще усилитель. В общем бюджет 30т.р минимальный на любой базовый студийный или Hi-Fi набор.
Только авторизованные пользователи могут отвечать на вопросы, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Акустических систем так много: есть компактные для компьютеров, переносные беспроводные колоночки, мощные кинотеатры, есть модели со статусным значком Hi-Fi, а есть мониторы. Чем они отличаются от обычных колонок, есть ли вообще разница и стоит ли платить за них немалые деньги? Статья — как раз об этом. В ней рассказывается:
- что такое студийные мониторы и для чего они нужны;
- чем они отличаются от хай-фай устройств.
Также в статье даются советы, которые помогут подобрать вариант по назначению и не разочароваться.
Что такое студийные мониторы и для чего их используют?
Студийные мониторы — это не мегамощные комплекты. Их главное преимущество вовсе не в этом, а в идеально сбалансированных АЧХ. Такие показатели необходимы для создания, а не прослушивания треков. Проще говоря, они используются в звукозаписывающих студиях. Вот чем мониторы отличаются от обычных колонок.
Примечание: достойные мониторы делают Yamaha, Klipsch и другие продвинутые бренды.
Зачем нужны студийные мониторы
С развитием технологий домашние проджект-студии, в которых записывается предварительная идея трека, прежде чем попасть в руки профессионалам, перестали быть редкостью. Технические характеристики мониторов позволяют контролировать баланс всех инструментов композиции в домашних условиях.
Только так можно добиться желаемого результата при сведении записанных дорожек в один самостоятельный аудиофайл. Для контроля качества звучания во время записи «живых» студийных сессий тоже обязательна мониторная акустика.
Примечание: хороший пример не слишком дорогих, но качественных студийников хай-фай класса — JBL Studio Monitor 4365. Эта двухканальная пассивная система выдает 300 Вт звука, и детализация у нее отменная.
Только профессиональные мониторные системы дают возможность услышать «честный» звук рабочего материала. Они ориентированы на работу в студии, помогают звукорежиссеру отыскать ошибки, допущенные музыкантами при записи. С их помощью можно услышать нарушение баланса частот/громкости при создании микса. Выбирать мониторы, исходя исключительно из «красоты» звучания — неверная позиция. Впрочем, такую акустику можно использовать и просто, чтобы слушать музыку.
Интересно: «студийный монитор» — не обязательно колонки. Это может быть видеомонитор, на котором контролируют качество картинки (или изображения вкупе со звуком) при студийном монтаже видео.
Hi-Fi акустика
Долгое время такие колонки считались аппаратом, близким к референсному звучанию. Аудиотехника этой категории популярна среди аудиофилов и сейчас, ведь Hi-Fi — достойнейшая альтернатива музыкальным центрам, причем дает им фору.
Как таковые недостатки и преимущества Hi-Fi и мониторных устройств выделить достаточно сложно, ведь все зависит от целевого предназначения аппаратуры и личных требований.
Стоимость студийников выше, чем цена системы класса Hi-Fi, однако многие модели мониторов активны, т.е. дополнительного усиления не требуется, и на этом можно сэкономить весьма существенно.
Главный нюанс состоит в том, что акустика Hi-Fi уровня, тем более в том случае, если она укомплектована соответствующим усилителем, способна сглаживать дефекты аудиофайлов, компенсировать качество записи и т.д., позволяя слушателю получить наиболее комфортный слуху звук.
Мониторы универсальны в плане выбора музыкального направления, и это их безусловный плюс. Уровень детализации, частотный баланс и прочие параметры также на высоте. Но малейшие недочеты микса сразу же вылазят наружу, что полезно для профессионалов работающих в студии, однако совершенно не нужно большинству меломанов.
Что выбрать?
Выбирая акустику, важно учитывать всего лишь три вещи:
- технические характеристики — и у Hi-Fi аппарата, и у мониторных моделей они на высоте;
- личные предпочтения, а также особенности слуха (придется послушать системы «живьем»);
- роль, которую будет играть система: будет ли она служить для подзвучки кино или же нужна для профессиональной работы.
Тем, кто хочет просто увеличить громкость или покупает акустику для развлечений: просмотра фильмов, вечеринок с караоке и музыкой, достаточно просто хорошей стереосистемы или же домашнего кинотеатра. Более требовательным ко звуку пользователям стоит присмотреться к Hi-Fi моделям: умопомрачительная детализация, «выравнивание» частотного баланса позволяют расслышать каждый инструмент и насладиться его звучанием. Для создания собственных композиций необходимы студийные мониторы: в них точно будут слышны даже малейшие недочеты, а это поможет добиться идеального звука.
Как известно, главная задача студийных мониторов — воспроизводить аудио максимально достоверно, ничего не утаив и не приукрасив. Собственно говоря, почему бы не перенести эту концепцию в домашний контекст? Порассуждаем о плюсах и минусах профессиональных акустических систем в рамках жилого пространства и постараемся понять, насколько хороша подобная идея.
Не секрет, что студийные мониторы проектируются с целью обеспечить максимально равномерную АЧХ (амплитудно-частотную характеристику), минимальный уровень искажений и высокую детальность во всём диапазоне частот. Таким образом, звукорежиссёр всегда может рассчитывать на ровный тональный баланс и нейтральный «почерк» звучания, а также сможет услышать даже мельчайшие нюансы и возможные огрехи, допущенные во время записи и сведения звукового материала.
Вместе с тем, компактные мониторы ближнего поля, как правило, не могут похвастаться слишком насыщенным басом. Во-первых, даже просто потому что у них сравнительно небольшие корпуса (и динамики соответствующего диаметра). К тому же, это связано и с профессиональной спецификой: колонки настраиваются таким образом, чтобы с минимальными искажениями воспроизводить разумное количество низких частот, которые не будут покушаться на прозрачность и детальность «середины».
Как правило, современные студийные мониторы оснащены встроенным усилителем, который оптимально согласован с динамиками и акустической системой. Таким образом, пользователю не потребуется долго и муторно выбирать, приобретать и подключать дополнительные аудиокомпоненты. К слову, нынче популярны и домашние активные колонки, однако изначально у них всё же другая задача — предложить простоту и удобство использования, наряду с привлекательным звучанием, характерным для Hi-Fi акустики.
Ещё интереснее — ситуация, сложившаяся на рынке. Сравнив цены на хорошие полочные колонки от именитых брендов и мониторы ближнего поля начального и среднего уровня, можно обнаружить, что отдать за них придётся сопоставимое количество денег. Конечно, стоит оговориться, что более крупные мониторы среднего и дальнего поля могут обойтись ощутимо дороже. Но правда и в том, что такие модели менее практичны в домашнем контексте.
Ну а теперь — пара-тройка ложек дёгтя в бочке мёда. Хорошие мониторы не сглаживают вероятные недостатки записи, а порой даже наоборот — акцентируют на них внимание, что принципиально важно для студийной работы, однако может сыграть с щепетильными аудиофилами злую шутку: вместо того, чтобы просто наслаждаться музыкой, они начинают обращать внимание на мельчайшие шероховатости звучания, и это вполне может изрядно потрепать нервы.
К тому же, многим слушателям, которые привыкли к домашним акустическим системам, звучание мониторов может показаться не слишком выразительным — в частности, из-за отсутствия небольшого подъёма в области самых «вкусных» низких частот, который производители Hi-Fi акустики нередко делают намеренно. В результате, устав от чрезмерной аналитичности мониторов, страдающий аудиофил включает музыку на каких-нибудь домашних колонках и наконец-то получает свою дозу положительных эмоций.
Ещё один немаловажный момент — коммутация и удобство повседневного использования. У активной Hi-Fi акустики нередко предусмотрен выведенный на фронтальную панель регулятор громкости и даже беспроводной пульт. В случае же с мониторами все элементы управления обычно расположены на задней стенке, ведь на студии колонки настраиваются один раз (уровень усиления, низкие и высокие частоты и другие параметры), после чего пользователь вряд ли возвращается к этому вопросу — всё необходимое регулируется при помощи микшерного пульта и профессионального софта. Причём настройки выставляются отдельно для каждого монитора (на каждый канал есть свой усилитель и темброблок). Ну а концепция, распространённая в компьютерной акустике, когда одна из колонок активная, а вторая подключается к ней акустическим кабелем, в студийной технике встречается редко — как правило, в бюджетных моделях.
Стоит отметить, что в профессиональной среде чаще всего встречаются коннекторы XLR и 6,3-мм Jack, причём используется, как правило, балансное подключение. Таким образом, пример удачного тандема для домашней системы — это компактные мониторы ближнего поля, а также стример/предусилитель с XLR выходами и возможностью управления с пульта. Впрочем, если источников с балансными разъёмами нет, вопрос всё же решаемый — требуются только подходящие кабели. Ну а для подключения студийной акустики к компьютеру или ноутбуку можно использовать внешнюю звуковую карту — опять же, с балансной коммутацией.
Что же касается RCA «колокольчиков», 3,5-мм джека и других стандартных для домашней аппаратуры разъёмов, в студийных мониторах они предусмотрены далеко не всегда. Так что придётся озаботиться покупкой подходящих кабелей заранее. Ну а подключить к мониторам несколько источников сигнала можно — прямо как настоящие профи — через небольшой микшерный пульт (либо предусилитель).
Далее — всё, что касается дизайна. Как правило, домашняя Hi-Fi акустика представлена в нескольких вариантах отделки и разрабатывается таким образом, чтобы гармонично дополнять интерьер. Мониторы — напротив, чаще всего представлены в одной-единственной расцветке. Как правило, это серый или чёрный корпус без особых дизайнерских изысков, ведь на первом месте — практичность и долговечность. Оказавшись в жилой комнате, студийные мониторы привносят частичку «профессиональной» атмосферы, причём совершенно не факт, что внешность таких колонок непременно оценит супруга (пресловутый «wife acceptance factor»).
Ну а теперь ещё один момент — не самый очевидный, но и немаловажный. Допустим, у вас есть домашние животные и другие потенциальные источники опасности для дорогостоящей электроники. Как правило, Hi-Fi колонки оснащаются защитными грилями, которые обеспечивают хотя бы минимальную защиту от посягательств на динамики. В случае же с мониторами, точность и детальность звучания превыше всего, так что ни о какой «акустически прозрачной» ткани и металлических защитных сетках речи как правило не идёт. И это непременно стоит учитывать, чтобы не заниматься впоследствии дорогостоящим ремонтом.
Студийные колонки чаще всего продаются поштучно, а не парами. Таким образом, хороший вариант — приобрести сразу два монитора с максимально похожими серийными номерами, что будет дополнительной гарантией идентичности их характеристик и звучания. К слову, некоторые производители предлагают возможность докупить к мониторам фирменный сабвуфер — для полнодиапазонного звучания с мощными басами в рамках относительно компактной системы.
Подводя итоги, стоит отметить, что идея покупки студийных мониторов для домашнего прослушивания музыки крайне интересна и определённо имеет право на жизнь, ведь профессиональные акустические системы могут похвастаться выверенным тональным балансом и способны раскрыть практически все нюансы аудиозаписей (порой даже больше, чем требуется). С другой стороны, мониторы — это всё же профессиональная техника, «заточенная» под работу со звуком, а эксплуатация такой аппаратуры связана с рядом особенностей.
Стоит ли покупать для дома студийные колонки или же лучше приобрести Hi-Fi акустику от проверенного бренда? Безусловно, каждый сделает выбор, взвесив для себя все «за» (точный и детальный звук, встроенный усилитель) и «против» (особенности дизайна и коммутации), ведь тем и хорош современный мир аудио, что может предложить самые разные и порой неожиданные варианты решения вопроса качественного воспроизведения музыки.
И в чём разница между профессиональной и пользовательской акустикой
И в чём разница между профессиональной и пользовательской акустикой
Во время споров о качестве акустических систем нередко приходится слышать отсылки к профессиональной или студийной технике. Мол, да что такое ваш High End? Купите колонки, как в студиях звукозаписи, на которых инженеры работают – и будет счастье. Так ли это на самом деле, и какие акустические системы в каких случаях стоит выбирать? Все точки над «i» расставит наш новый гид о выборе спикеров.
Профессиональные или студийные колонки создаются как инструмент для мастеринга и проверки звукозаписи. Как правило, каждый профессиональный монитор построен по активной схеме, имеет встроенное усиление и требует электропитания. АС такого типа подразделяются по величине звукового давления на мониторы ближнего, среднего и дальнего полей – и именно будущая высочайшая нагрузка при эксплуатации является отправной точкой для разработки. Профессиональные колонки должны выдерживать работу в режиме 24/7, магнитные системы их динамиков не должны перегреваться, а выдаваемая громкость не должна деградировать со временем.
Повторимся – перед нами окажется, прежде всего, инструмент, условный «трактор», сделанный не для получения удовольствия или выслушивания мельчайших нюансов звуковой картины, а для четкого и быстрого понимания, что делать с аранжировками, как эквайлизировать запись, управлять балансом звучания различных инструментов и т. п. Они словно нож хирурга – не даром ведь саунд многих таких громкоговорителей называют «хирургическим».
Обычно АС из профессиональной лиги имеют скромную отделку – опять же, ориентированную на износостойкость, а не на внешние красоты. «На борту» обязательно окажется мощная система защиты от перегрузок – «сжечь» динамики в студии довольно легко, так что АС предполагают наличие данных схем. Наконец, настройка и сведение студийных колонок делается с точки зрения идеально ровной АЧХ и максимальной нейтральности саунда – как следствие, звук может поначалу показаться не слишком зажигательным, через чур «правильным». Но, такова цена за максимально честный откровенный подход к конструированию.
Бытовая (средний ценовой диапазон – Hi-Fi акустика, более дорогая - High End акустика) создавалась под иные нужды. Сам по себе стандарт Hi-Fi (High Fidelity, то есть высокая точность или верность) гарантировал соответствие звучания воспроизводящей аппаратуры оригиналу. Сначала проявился DIN 45500, вышедший в 1974 году от Deutsches Institut für Normung, потом он сменился на IEC 60581 и ГОСТ 23262-88. В итоге, они регламентировали:
– нелинейность АЧХ относительно среднего уровня звукового давления в полосе 100 – 4 000 Гц на уровне 4 дБ;
– коэффициент нелинейных искажений на частотах 250—2 000 Гц не более 1 %.
Hi-Fi колонки быстро развивались, цены на них росли – и вскоре сформировался отдельный сегмент спикеров High End. Переняв все лучшее от бюджетного рынка, такие колонки предложили ультимативный подход cost-no-object (цена не помеха). В итоге, в продаже появились мастодонты ценой сначала в десятки, потом – сотни тысяч и даже миллионы долларов, главной целью производства которых оказывалось хотя бы небольшое улучшение качества звучания без оглядки на розничную стоимость.
Бытовые колонки, как правило (бывают и исключения, об этом ниже) не ориентированы на мониторинг или сведение записей. Мало того, несмотря на стандартизацию, звук консьюмерских систем (прежде всего!) должен ласкать слух. В низких ценовых сегментах – еще и немного сглаживать острые углы при ошибках на студии, не являться хирургическим ножом (как правило, переход с бюджетных на более дорогие АС нередко заканчивается изысканиями на форумах «почему ряд моих любимых записей теперь невозможно слушать, налицо все ошибки мастеринга»). Проводя аналогию, как была описана выше с трактором – перед нами теперь обычный седан (в случае с Hi-Fi) или представительский лимузин (в случае с High End).
Это вовсе не значит, что бюджетные бытовые колонки «хуже» профессиональных – просто цели их конструирования совершенно разные. Никто не думает, что такие АС будут слушать 24/7 или «разгонять» до 125 дБ громкости. Поэтому вместо того, чтобы делать сложные системы защиты и обеспечивать «неубиваемость» в режиме непрерывного использования, эту часть себестоимости производители отправляют совсем на другое. Выбирают поинтереснее материал диффузора – что обеспечивает более точную тембральную картину. Устанавливают получше комплектующие в кроссовере, что гарантирует лучшую прозрачность. И так далее. В итоге, спикер одной и той же цены в профессиональной и бытовой лигах радикально отличается по «начинке» – это если касается низкого и среднего ценового сегментов.
То же самое можно сказать и о пассивном или активном включении. Теоретически активное включение должно дать лучший контроль над линейками колонки. Практически, размещение усилителей «на борту» громкоговорителя всегда приводит к некоторым помехам, которые невозможно экранировать, диктует требования к уменьшению блоков питания усилителей. А ведь всего этого можно избежать, используя внешнюю «раскачку». Активные схемы с внешними кроссоверами и усилением теоретически должны избегать «подводных» камней – но подобных АС довольно мало. И теперь мы подходим к самому интересному.
Как и было описано, ветки профессиональной и бытовой аппаратуры диаметрально разошлись в низком и среднем ценовых секторах… Лишь затем, чтобы вновь соединиться в самом высоком прайсе! Как же так? Очень просто, в ультравысокой ценовой категории, где, как мы и писали, цена значения не имеет, можно объединить коня и трепетную лань. И комплектующие использовать референсные без экономии, и высочайшего звукового давления добиться, и внешнее активное усиление поставить по выбору клиента. Именно так АС от Westlake или PMC заняли топовые места на многих выставках и надолго поселились в залах самых продвинутых аудиофилов. А сам по себе подход Ultra High End и того, что принято в ультимативных студиях, абсолютно одинаков. Се ля ви – за Абсолют придется заплатить немалую цену.
Итак, какие колонки выбрать - студийные или бытовые? Ответим по шагам.
1. В случае, если ваш бюджет на акустику находится в пределах до 100 тысяч рублей, оптимальное всего будет выбрать бытовые АС и собрать Hi-Fi систему. Традиционный подход лишен большинства «подводных камней» и позволит просто наслаждаться музыкой. Если же вы хотите сильно сэкономить, купить «все в одном» – пара жемчужин найдется.
2. В цене колонок до 300 тысяч рублей все аналогично – только, скорее всего, вы уже сможете приобрести не полочные, а достойные напольные Hi-Fi спикеры.
3. До 500 тысяч рублей можно обратить острожное внимание на профессиональные колонки – учитывая и необходимость включения через XLR-разъемы, и отсутствие маневра для апгрейда усилительной части. Тем не менее, возможно некоторые АС такого сектора уже «лягут» на уши – хотя, мы все еще остаемся приверженцами бытового подхода.
4. До 1 млн. рублей – в этой цене уже стоит присмотреться к профессиональной аппаратуре, четко разграничивая для себя результаты, которые получите. И обязательно осуществляя длительное сравнительное прослушивание.
5. До 10 млн. рублей – границы будут стерты. Вы можете приобрести топовые бытовые Magico или профессиональный Westlake, результат будет ошеломляющим, все зависит только от ваших предпочтений.
Читайте также: