Настройки принтера для сублимационной печати
Сублимационные принтеры — для чего они вообще нужны? И почему обслуживать их становится всё проще? А качество печати от чего зависит? Ответы на эти и другие вопросы выясняем вместе с компанией Epson .
Сублимация — что это вообще такое?
Ещё один способ переносить изображения на изделия. Вот в чём суть процесса сублимационной печати: специальные чернила, которые предварительно нанесены на специальную бумагу, в результате воздействия высоких температур испаряются и проникают в изделие. В результате такого процесса красочное изображение переносится на ткань или другой специальный носитель. Этот метод позволяет получить яркие цвета, устойчивые к воздействию окружающей среды. То есть сублимационная технология позволяет легко и просто декорировать синтетические ткани, например, для пошива спортивной формы, и специально подготовленные твёрдые поверхности: кружки, коврики для мыши, брелоки или чехлы для телефонов. Изделия обязательно должны иметь слой, восприимчивый к сублимационным чернилам. И кстати, это самая массовая технология печати по текстилю в России.
Выбор оборудования, наверное, большой?
Да как сказать, не особо. Это сфера, где требуется профессиональный подход к производству, поэтому и от оборудования ждут сбалансированных характеристик — производительности, качества, надежности и стабильности. Появление удачной модели принтера может стать заметным событием для рынка. Например, Epson SureColor SC-F6200 шириной 112 см — уже очень популярный широкоформатный принтер для сублимационной печати. Это — начальный уровень в промышленной категории, но эта модель — одна из самых производительных для этого уровня, с максимальной скоростью печати более 63 кв. м в час. Новинка 2019 года Epson SureColor SC-F6300 — это модернизированная модель SC-F6200 плюс опциональная возможность печати «из рулона в рулон» в дополнение к печати «из рулона в лист». Смотчик рулона — это оригинальное устройство, сопряженное с блоком управления принтера, а значит оно будет работать синхронно со всеми другими узлами.
А печать «из рулона на рулон» так уж важна?
Это принципиальная особенность принтера, которая позволяет встраивать его в процесс непрерывного текстильного производства. Он изначально рассчитан на возможность работать с малыми и средними объёмами производства плюс, при необходимости, может взять и более объёмные заказы. Ведь при листовой выгрузке можно только отпечатать одно изделие на листе, затем отнести его в термопресс и получить результат. А потом цикл приходится повторять. При печати «из рулона в рулон» и при использовании для сублимационного переноса рулонного термокаландра, общая скорость производства растёт многократно. И в модели SC-F6300 такая возможность реализована. Но не только она. За счёт обновлённой конструкции сильно упростились первоначальный запуск принтера и его регулярное обслуживание. Ещё у него увеличенные на 100 мл пакеты с чернилами — до 1,1 л: мелочь, а приятно, да и периодичность замены пакетов уменьшается на 10%.
Можно ведь и неспециализированный принтер под сублимацию приспособить?
В принципе, да: купить принтер и самостоятельно поменять там чернила на сублимационные. Разумеется, с учетом этого срок выхода принтера из строя может стремительно сокращаться, в большинстве случаев теряется гарантия, и чтобы совсем было не скучно — остро встаёт вопрос настройки и поддержания точности и стабильности цветопередачи. То есть, вы получаете не готовое решение для высококачественной сублимационной печати, а «колхоз» и дальнейшие проблемы в работе. Стабильность качества никто не гарантирует, а все эксперименты по настройке принтера будут довольно дорогими, ведь помимо чернил придется тратить материалы для сублимации: без переноса предугадать финальный результат нереально.
Что вы так на высокое качество печати напираете? Оно ведь у всех уважаемых производителей примерно одинаковое, наверное.
На самом деле у всех по-разному. Но, что касается Epson, то дело обстоит так: за качество отпечатков отвечают сразу три программные технологии. Преобразование LUT (обеспечивает высокую точность цветопередачи), модуль halftoning (убирает зернистость) и специальный алгоритм MicroWeave (помогает избегать полошения даже на высокой скорости). Всё вместе это гордо называется Epson Precision Dot. Казалось бы, просто громкое имя? Нет. В реальной жизни это позволяет начать работу на принтере, что называется, «прямо из коробки» — без проведения регулярных сложных настроек, и с гарантированным стабильным качеством печати. Еще в комплект поставки входит набор новых и улучшенных EMX-профилей.
Это что ещё за «зверь» — EMX?
Сложность печати, особенно сублимационной, в том, что не всегда видимое на экране изображение будет таким же на отпечатке. А при сублимационной технологии есть ещё один этап — нагрев бумаги с последующим переносом чернил на материал. И это усложняет всё ещё больше. В растровом процессоре и принтере есть настройки, которые теоретически помогут вам настроить печать для получения приемлемого результата, но без знаний, опыта и специальных измерительных инструментов иногда приходится полагаться на удачу. На принтерах Epson настройки можно загружать из глобальной базы данных: профили EMX (Epson Media Extension) содержат профили ICC и настройки печати на определённых типах носителей. Чтобы оптимизировать параметры, уже не нужно каждый раз возиться с настройками, пытаясь угадать нужные — достаточно указать тип носителя и режим печати. Это гарантирует высокое качество даже при отсутствии опыта у печатника.
Но ведь для серьёзной работы, наверное, и квалификация печатника нужна гораздо выше?
Сейчас в принтерах Epson реализуется концепция минимального обслуживания при одновременном росте автоматизации служебных процессов. Благодаря этому сокращается время простоев, которое раньше тратилось на регламентное обслуживание, увеличивается надёжность и производительность. Например, даже новые топовые принтеры Epson SureColor SC-F9300 можно поставить на производство людям, не имеющим большого опыта в печати и работе с цветом и на реальной скорости 60 м 2 /ч он будет работать без проблем, а на выходе будет получаться продукт высокого качества. (максимальная скорость 108 м 2 /ч достигается в черновом режиме). Обслуживание печатающего узла реализовано в автоматическом режиме: система очистки головки работает практически без участия оператора, физически ему надо проверять и чистить область печати у печатающей головы раз в месяц. А ещё — мощная металлическая станина с очень жёсткой конструкцией, а значит — практически отсутствуют паразитные вибрации, которые могут повлиять на стабильность результата. На печатающей головке стоит защитный бампер, который снижает вероятность её порчи при контакте с замятым материалом или посторонними предметами. Он же оптимизирует аэродинамику и регулирует воздушные потоки в зоне между головкой и запечатываемым материалом — так повышается точность укладки чернильных капель. Есть подсветка зоны печати: печатник может видеть процесс работы, не поднимая защитной крышки, а это снижает риск попадания пыли. Приёмный стол специально разработанный для тонкой бумаги: от чернил бумага размокает, увеличивается в размерах и может покоробиться, стол же сделан так, что это коробление направлено в сторону стола, а не в сторону печатающей головки. Есть и улучшенный автоматический контроль натяжения размотки и намотки полотна тонкой бумаги.
В чём «фишка» — печать на тонкой бумаге? Это принципиальный вопрос?
В сублимационном процессе существует дилемма: с одной стороны, чем тоньше бумага, тем быстрее можно делать перенос; с другой стороны — бумага должна иметь способность удерживать как можно более толстый слой чернил для насыщенного цвета, не меняя своей геометрии, и чем она плотнее, тем стабильнее выходит результат. Если бумага слишком тонкая, то она может сморщиться в процессе печати и повредить печатающую головку или привести к браку при переносе. Производители бумаги создают новые образцы бумаги — всё более тонкие. Но не каждый принтер может работать на такой бумаге, аппараты Epson — могут благодаря продвинутой автоматической системе контроля натяжения материала.
А что со стабильностью печати?
При соблюдении условий по поддержанию микроклимата принтеры Epson можно оставлять без присмотра оператора, например, в ночную смену. Это стало возможным в том числе за счёт удачной конструкции прижимных роликов принтера: они стоят очень близко друг к другу, поэтому бумагу не морщит даже если плотность запечатки очень большая, а значит и чернил выливается много. Полностью моторизованная система подачи материала позволяет сохранять необходимое натяжение в процессе печати — эти системы синхронизированы между собой: установлены по двигателю на подаче и на приёмке материала, а сам материал подается и сматывается ровно с необходимой скоростью прохода зоны печатной головы. Печатный стол сделан гибридным — плоская часть под печатающей головой и ребристая сразу после, чтобы капли ложились ровно, а когда бумага напитается чернилами, волны на ней идут вниз, а не наверх. Также, сделана большая печка специальной формы, благодаря этому сушка производится быстрее, и снижается риск накопления статического электричества. Кроме того, подача чернил идёт снизу: они закачиваются насосами в печатающую головку. В ёмкостях всегда сохраняется минимальный уровень чернил, нет опасности попадания воздуха в шланг подачи. Все это даёт уверенность в реальной автономной работе принтера.
А что за история с реальной и заявленной скоростью печати?
У всех принтеров любых производителей макс. паспортная скорость достигается в скоростном (или черновом) режиме. Не всех заказчиков, особенно в случае печати по ткани, устроит такое качество. Соответственно, в условиях реальной работы качество печати может расти только тогда, когда количество проходов увеличивается, а скорость снижается. Реальная скорость печати — этот показатель не относится к официальным данным, это чисто практическая информация от заказчиков, которые печатают на разных принтерах. И им хорошо известно, что реальная скорость, при которой достигается хорошее коммерческое продаваемое качество, отличается от производителя к производителю. Вот у Epson тут всё просто отлично: принтеры верхнего уровня выдают такое же качества отпечатка при двух проходах, тогда как принтерам других производителей нередко требуется четыре.
Какие еще фишки есть у сублимационных принтеров?
Подождите, мы вам ещё не всё рассказали. Ведь в линейке Epson в начале 2020г появится ещё одна мощная модель — SureColor SC-F9400H, она может печатать флуоресцентными чернилами — жёлтым и розовым — либо по схеме CMYK+флуоресцентные, либо можно подменять триадные жёлтый и пурпурный флуоресцентными цветами. Для этого в растровом процессоре (который идет в комплекте) есть разные алгоритмы работы, благодаря которым можно достигать разных цветовых эффектов. Это повышает востребованность принтера для тех, кто делает спортивную одежду — там эти цвета очень нужны. А в остальном — это та же модель SC-F9400, которая как и остальные сублимационные принтеры Epson создавалась не универсальной, а специализированной для сублимации — поэтому она и получилась такой продуманной, и поэтому запросто найдёт себе место на серьёзных текстильных производствах.
Подождите, а если мне не нужна такая мощь, что делать?
А для такого случая есть принтер-новинка Epson SureColor SC-F500 шириной 60,9 см. Это маленькая настольная модель, печатает с рулона или листа — есть возможность переключиться в любой момент. И она поставляется с СНПЧ — чернила доливаются из защищённых бутылочек по 140 мл: налить чернила не того цвета или перелить их лишку просто невозможно. Поставляется сразу с полным комплектом ПО, можно начинать работу сразу, «из коробки». Это самое массовое решение в сегменте компактных машин. Принтер ориентирован на рекламный рынок — перенос на кружки, коврики, подушки, плитки и на ткань. И со всеми этими задачами он справится на отлично.
А где посмотреть вживую?
Протестировать оборудование и сравнить образцы печати можно, например, в московском демонстрационном зале Epson — надо только заполнить форму на сайте. Либо у официальных партнеров Epson по всей России — адреса региональных партнеров можно уточнить через ту же форму.
Под цветопередачей здесь и далее будем понимать способность системы «сублимационный принтер – чернила – носитель» точно воспроизводить тона и полутона оригинала.
Для каждой конкретной системы «принтер – чернила – носитель» выстраивается индивидуальный цветовой профиль (ICC-профиль) – файл, описывающий, как данная система работает с колером.
Построение цветовых профилей для струйных принтеров не вызывает у их владельцев особых проблем. Такой профиль выстраивается при приобретении принтера и используется до тех пор, пока владелец не решит сменить тип чернил или бумаги.
С сублимационными принтерами дело обстоит иначе. Построение ICC-профиль здесь становится повседневной заботой пользователя. Причина кроется в том, что любой сублимационный принтер предназначен для запечатывания широкого круга керамических, текстильных, деревянных, металлических, пластиковых и резиновых носителей. Каждый такой носитель имеет уникальный оттенок, фактуру, плотность, пористость, впитываемость, и для каждого из них следует настраивать новый цветовой профиль или корректировать существующий. Большинство пользователей либо не осведомлены о необходимости создания ICC-профилей для каждого запечатываемого носителя, либо ленятся это делать, поэтому порой при печати они получают искажённую цветопередачу, а порой – совершенно непредсказуемые результаты.
| |
Изображение на мониторе | Сублимационный отпечаток |
| |
Изображение на мониторе | Сублимационный отпечаток |
| |
Изображение на мониторе | Сублимационный отпечаток |
Пример искажения цветопередачи при сублимационной печати
Из рисунка видно, что игнорирование настроек ICC-профиля приводит к существенному искажению цветопередачи.
На следующем рисунке представлено сравнение систем, участвующих в построении цветовых профилей для струйной и сублимационной печати.
Системы, участвующие в построении цветовых профилей для струйной и сублимационной печати
Настройка ICC-профиля осложняется тем, что в сублимационной печати используется два носителя: промежуточный и окончательный. Поэтому вероятность искажения цветопередачи здесь увеличивается в разы по сравнению со струйной печатью, где промежуточные носители не используются.
Если проблема искажения цветопередачи для вас актуальна, то:
1) убедитесь, что ваш принтер предназначен для работы с сублимационными красителями;
2) удостоверьтесь, что используемые чернила максимально подходят для вашего печатающего устройства;
3) приступите к построению цветового профиля.
Для выстраивания ICC-профиля можно использовать различные утилиты. Ниже в качестве примера мы возьмём плагин Color Darkroom для Photoshop.
Открываем цветовой профиль сублимационного принтера с расширением «icm». Если профиль имеет расширение «icc», то плагин Color Darkroom не распознает его. Необходимо создать копию профиля с расширением «icm», и именно с ней продолжить работу.
Выбор цветового профиля для сублимационного принтера
С помощью редактируемого цветового профиля распечатываем текстовую страницу, которую переносим на запечатываемый носитель (кружку, футболку). Полученный результат сравниваем с изображением на мониторе.
| |
Изображение на мониторе | Изображение на носителе |
Изображение на экране монитора и на носителе
Из рисунка видно, что серые тона при распечатке приобрели фиолетовый оттенок. Приступаем к выравниванию ICC-профиля.
Коррекция цветового профиля для сублимационных чернил – занятие сложное и кропотливое. Для получения удовлетворительного результата придётся напечатать ни один, а несколько пробников.
Распечатав тестовую страницу, снова запускаем плагин Color Darkroom и нажимаем на кнопку «Graph», которая выделена на рисунке красной стрелкой.
Окно плагина Color Darkroom и кнопка Graph для коррекции кривых тона
Нажатие кнопки Graph выводит на экран монитора диалоговое окно с кривыми тонов.
Кривые для настройки цветового профиля
Кривые тонов редактируем с помощью кнопок «R», «G», «B», «-» и «+», расположенных в правой нижней части окна. В нашем примере при распечатке тестовой страницы серый колер «уползал» в фиолетовый оттенок, поэтому для получения удовлетворительного цветового профиля убавляем интенсивность синих и пурпурных чернил.
В процессе корректировки наблюдаем за плашкой с названием Difference, расположенной в правой части окна. Заливка плашки должна иметь точно такой же оттенок, который получился при сублимационной печати.
Состояние кривых после исправления ICC-профиля
Чтобы создать удовлетворительный цветовой профиль придётся напечатать от 5 до 10 образцов, поэтому запасаемся терпением. Следим за тем, чтобы кривые были плавными, не имели резких скачков и не были похожими на зубцы. Чтобы компенсировать изменение кривой одного колера, оттягивает кривую другого колера в противоположном направлении.
После редактирования серых тонов приступаем к корректировке остальных тонов и полутонов. Для этого используем инструмент Curves, но теперь – для выявления области изменения. Нажав на кнопку «Пипетка» выбираем редактируемый колер и подправляем его с помощью кривых. Чтобы избежать новых цветовых искажений, на данном этапе построения ICC-профиль редактируем кривую только одного тона.
Весь процесс построения цветового профиля для сублимационных чернил может занять примерно два часа. После этого смело приступаем к печати.
Таким образом, для решения проблемы, связанной с искажением цветопередачи сублимационных чернил, необходимо научиться выстраивать ICC-профили для своего печатающего устройства. Это позволит максимально приблизить тона и полутона отпечатка к оригиналу, а также сбалансировать работу системы «принтер – чернила – носители».
Набивать шишки на своих ошибках всегда больно. Особенно, когда ты вкладываешь деньги в расходные материалы, оборудование и продвижение своих услуг.
С сублимацией та же история. Бесчисленное количество футболок и кружек будет испорчено, если не набить руку. Или если не следовать советам, приведенным в данной статье.
Бумага для сублимации
Храните бумагу под гнётом, поддерживая влажность в помещении
Помимо этого на сублимационной бумаге остаются мажущие следы от чернил, которые либо испортят бумагу либо конечное изделие (футболку или кружку, например), если Вы не обнаружите мажущее пятно вовремя.
Поэтому внимательно проверяйте бумагу при покупке. Не все продавцы расходных материалов для сублимации знают о подобной проблеме. Или делают вид, что не знают.
Процесс сублимационной печати
Далее перечислим полезные советы и приёмы, которые помогут избежать потерь качества при печати.
Приблизьте и проверьте файл на лишние артефакты
Если Вы подвергали фотографию серьёзным корректировкам в фоторедакторе, особенно, если пользовались ластиком в фотошопе, внимательно проверьте изображение на остатки нестертых «пятен».
Вкладывайте бумагу в футболки
Если не вкладывать листы обычной белой офисной бумаги в футболку, высока вероятность того, что изображение отпечатается на противоположной стороне изделия. Отстирать картинку со спины футболки будет уже невозможно.
Обрезайте бумагу по контуру или по краям при печати на футболках
Во время струйной печати на края бумаги могут попадать частицы краски, невидимые на листе. При переносе на футболку могут остаться черные углы от бумаги.
Дайте бумаге с принтом высохнуть после печати на принтере
Существует два вида сублимационной бумаги:
- Долгосохнущая бумага
- Быстросохнущая бумага
Долгосохнущая бумага передает на изделие более яркие цвета, так как глубже впитывает чернила и с большей степенью их от себя отдает на изделие. Однако, если не дать ей подсохнуть, изображение может получиться с небольшими разводами и сторонними пятнами. Особенно это отражается на кружках. К бумаге этого типа можно отнести, например, сублимационную бумаги корейской компании IST.
Кстати, заказать качественную бумагу и чернила для сублимационной печати можно на сайте InkSystem. А по ссылке можно получить купон на бесплатную доставку для посетителей нашего сайта.
Быстросохнущая бумага удобна тем, что переносить изображение на изделие можно сразу, но яркость конечного принта при этом будет меньше. Ее, конечно, можно увеличить путем более длительного прогрева изделия и более высокой температуры, но эффект скорее всего все равно будет ниже, чем при использовании долгосохнущей бумаги. Как правило быстросохнущей является noname китайская сублимационная бумага.
Мы рекомендуем использовать быстросохнущую бумагу для кружек и долгосохнущую бумагу для футболок.
Регулируйте силу прижима термопресса при печати на разных изделиях
Также постарайтесь не подкладывать под плиту воротник: высока вероятность получить отпечаток воротника на задней части горловины изделия.
Не пытайтесь совмещать листы бумаги с двумя напечатанными половинками изображения
Не тратьте время. Вы никогда не добьетесь абсолютного совпадения двух половинок картинки. Если есть необходимость печатать, например, не А4, а А3-А2 изображения, лучше приобрести принтер соответствующего формата.
Однако, есть один лайфхак сублимации, который мы бы Вам не рекомендовали к использованию, но в безвыходной ситуации можно воспользоваться таким способом. Для успешного совмещения двух изображений Вам потребуются фигурные ножницы виде волны (такие можно приобрести в магазинах для рукоделий).
Данный метод подходит только для ниндзя сублимации. Мы не рекомендуем использовать его при изготовлении заказов для Ваших покупателей, но для расширения кругозора такие вещи полезно знать.
Советы при печати кружек сублимацией
Отдельно хотелось бы привести список жизненно необходимых знаний, которые понадобятся Вам при печати на кружках:
При необходимости создать макет, рекомендуем использовать только качественные профессиональные шаблоны во избежание порчи расходников. Быстро создавать классные дизайны для сувениров можно в онлайн редакторе Canva.
При производстве тиража изделий проверяйте соответствие цветов
Экспериментируйте с режимами печати и постоянно улучшайте качество своей продукции
Правильный уход за офсетным печатным оборудованием
В статье рассмотрен вопрос ухода за печатным оборудованием, а также изучены специальные средства и меры профилактики, предназначенные для избежания технических неисправностей.
Состояние полиграфической отрасли по данным Росстат
Само по себе слово «сублимация» наверняка слышали все. Кто-то в отношении продуктов питания, кто-то в аспектах психологии, но не так давно появилось ещё одно значение этого термина, теперь уже в области печати. Как физическое явление сублимация получила своё название от латинского «sublimo» — возносить, возвышать, и по сути это переход вещества из твёрдого состояния сразу в газообразное или наоборот, минуя жидкую фазу. Самый простой пример - снежинки, высоко в небе при низкой температуре водяной пар не успевает конденсироваться в капли и сразу кристаллизуется, получается красиво и холодно).
В технологии печати сублимацию первоначально применили для переноса изображений на синтетическую ткань. Оказалось, что синтетика при нагреве как бы открывает поры, прямо как наша кожа. И если в этот момент протолкнуть в поры краску в газообразном виде, то ткань с краской практически вплавятся друг в друга и получится очень стойкое соединение. К сожалению, натуральные ткани при нагреве «поры не открывают», и для качественного переноса изображения в составе ткани должна быть хотя бы 50% химии или ткань должна пройти обработку специальными полимерами-грунтовками. Впрочем, например, для футболок найден другой выход - так называемая двухслойная ткань «Сэндвич», где наружный слой полиамида позволяет нанесение самых качественных фотографий, а внутренний слой хлопка обеспечивает комфорт телу. А вот любые другие заготовки, кружки, тарелки и т.д., обязательно должны иметь сублимационный слой — именно он обеспечивает «раскрытие пор».
Существует несколько способов сублимационной печати, один из них — это прямая печать. Есть такие большие принтеры, в которые засовывают, например, футболку целиком, или рулон ткани, печатают прямо на них и затем сушат. Процесс изготовления в этом случае максимально сокращён, а картинка получается яркая и стойкая к истиранию. Минус этого метода в том, что печатать можно, по сути, только на плоских поверхностях.
Метод, о котором у нас пойдёт речь, включает промежуточное звено — бумагу, но является, пожалуй, самым универсальным и позволяет наносить очень стойкие и яркие цветные изображения на ткань, керамику, дерево, пластик, металл и даже камень. Кстати, фон, на который наносится печать, обязательно белый — это позволяет обойтись всего 4-6 цветами палитры и на порядок удешевляет процесс. Но обо всём по порядку.
Хочу, чтоб красиво.
«Найти красивую картинку в интернетах и забабахать на майку, делов-то!» Если вас посещают такие мысли, лучше сразу закрывайте эту страничку и пребывайте дальше в счастливом неведении. С другой стороны, Вы уже дочитали до этого места, терпите, дальше будет интересней.
А начнём мы, действительно, с картинки, вернее с её подбора. Критерии весьма просты: берём заготовку, на которую хотим нанести изображение, определяем место, где будет находиться изображение, измеряем это место в необходимых плоскостях и только теперь начинаем понимать, какой формы должна быть картинка. Результат этого действа поначалу, бывает, приводит даже к полной замене понравившегося изображения, но постепенно вырабатывается «мышечная память» и впоследствии любые картинки Вы уже рассматриваете как бы через внутренний фильтр, сразу отсеивая неподходящие.
Этап второй — вы счастливчик, если выбранное вами изображение идеально вписывается размерами и содержанием в намеченное место. Но на практике чудес не бывает и наступает очередь использования графического редактора. Тут простор для личных пристрастий, лично знаю человека, который не то что одну картинку, целый сайт оформил только с помощью Пайнт.
Но, по моему мнению, лучше сразу начать осваивать фотошоп и чуть-чуть корел, хотя бы азы, в дальнейшем Вашем творчестве весьма пригодится, тем более, что картинки из интернета редко бывают в разрешении больше чем 100 пикс/дюйм, а нам для качественной работы предпочтительней от 300 и выше. И да, распространённое заблуждение, что снимки из брендовых камер сразу «крутые», не соответствует действительности от слова «совсем».
Чем печатать будем.
И вот картинка отредактирована всеми мыслимыми способами и готова к печати, только чем? Сразу оговорюсь, для сублимационной печати лучшие из доступных принтеров — только Epson. Не верите, на досуге погуглите, а мы пойдём дальше. Для начала определитесь, с какими масштабами Вы собираетесь работать. Например, для печати полноценных холстов (ну, мало ли) нужен принтер формата А2 или А3, для печати на одежде — А3 или А4, для мелочовки и домашнего хобби хватит и А4. Сразу рассчитывайте на перспективу, впоследствии смена принтера потянет за собой и другие ненужные расходы.
Далее, по нашей технологии принтер должен быть только струйным и обязательно иметь СНПЧ. Эти страшные буквы никакого отношения к правам человека не имеют и обозначают лишь, что принтер оснащён устройством непрерывной подачи чернил. Это такая баночка с отсеками для чернил, соединена с принтером трубками, используется вместо картриджей, вмещает на порядок больше краски и позволяет больше не переплачивать за эти самые картриджи.
И последний критерий для принтера — количество цветов. В большинстве своём это выбор между 4-мя и 6-ю цветами и обусловлен он личными представлениями пользователя о прекрасном, ну а если серьёзно, то 4-цветный реже забивается, но 6-цветный даёт более естественную картинку.
Бумага, чернила и самое главное.
Разобравшись, кто у нас будет печатать, осталось решить чем и на чём. С чернилами не обсуждаются только три вещи — они сублимационные, плохо пахнут и долго сохнут, а вот выбор производителя, поставщика и объёма исключительно на Вашей совести. Тут уж точно, сколько людей - столько и мнений, а от себя настоятельно рекомендую рассмотреть Moorim.
С бумагой не всё так однозначно, сублимационная бумага, конечно, существует, и даже в большем ассортименте, чем чернила. Но, если не лезть в технические дебри, парадокс в том, что иногда при использовании обычной матовой фотобумаги итоговый результат выглядит гораздо интересней, чем с самой-самой премиум сублимационной. Допустим, мне очень нравится, как передаёт цвета на ткань сублимационная бумага IST, а вот на керамике лучше ложится обычный матовый Lomond.
К выбору чернил и бумаги стоит отнестись максимально серьёзно, поскольку впоследствии их замена, как и замена принтера, повлекут ненужные дополнительные расходы и обидную потерю времени на заказ нового цветового профиля. Да-да, для изготовления качественной сублимационной печати обязательно потребуется персональный цветовой профиль, стоковые настройки тут не помогут, и на выходе Вы рискуете получить вместо фото очаровательной блондинки как минимум жену вождя краснокожих. А чтобы этот профиль заказать, Вы должны будете сообщить мастеру на каком принтере, какими чернилами и на какой бумаге собираетесь работать, кроме того, указать материал конечного изделия (ткань, керамика и так далее), изготовить по указаниям мастера цветовые мишени и доступным Вам способом мастеру-же и передать. Стоимость профиля сейчас колеблется в пределах 2-3 тысяч, причём профили для разных материалов отличаются, для ткани один, для тарелок другой и т.д., всё дело в фактуре и белизне заготовок.
Конечно, можно попытаться обойтись своими силами, помудрив с настройками фотошопа и принтера, но, уверяю вас, без использования профессиональной аппаратуры, программ и надлежащего опыта спасёт Вас только личная везучесть. А искать мастера следует на профильных форумах и в пределах разумной досягаемости, помня о необходимости доставки мишеней. Для жителей солнечного юга приватно могу подсказать контакты отличного мастера в Новороссийске.
Финиш близок.
Но вот вроде все преграды позади и в руке у вас долгожданная картинка в зеркальном (догадайтесь почему) отображении, кстати, обычно сублимационное изображение на бумаге выглядит гораздо бледней оригинала, так что не пугайтесь. Осталось только дать ей подсохнуть и вперёд! Но не торопитесь, даже готовую картинку нужно опять подготовить.
Для начала лишнюю бумагу лучше обрезать, но не абы как, в случае работы по ткани — оставляя примерно сантиметр от края картинки, при работе с керамикой — когда по краю керамики, а когда и по краю картинки, тут уже индивидуально. Но никогда не используйте распечатанный лист хотя бы чуть-чуть необрезанным. Загадки никакой тут нет - принтеры иногда оставляют следы чернил по краям листа, причем простому глазу это может быть сразу и незаметно, но после запекания обязательно проявится во всей красе и в самом неподходящем месте. Резать лучше канцелярским ножом, ножницы имеют неприятную привычку «растаскивать» чернила, если где-то случилось их зацепить.
Второй момент — обрезанную картинку на заготовке нужно закрепить, вопрос «почему» у вас отпадёт сам собой, когда ваша картинка мигом свернётся в трубочку ещё до того, как вы успеете прижать её прессом. В идеале для этого существует специальный термостойкий скотч разной ширины. Продаётся, как правило, в тех же фирмах, где будете брать заготовки. Хорош тем, что после использования не оставляет следов. Однако иногда предпочтительней обычный малярный, например, для керамической плитки большого размера или больших тарелок. Только никогда не используйте малярный скотч на ткани!
Давим, жарим
Осталось выбрать термопресс, тут всё по названию понятно — давит и греет, но ещё бывают: а) плоские — для ткани, футболок, и всего, что имеет форму ровной пластины (металл, дерево, керамика, стекло и так далее); б) бейсболочные — для головных уборов и для нанесения небольших картинок на одежду, типа логотипов; в) кружечные и тарелочные — для, соответственно, кружек и тарелок. Есть ещё вакуумные, но это отдельная песня.
Плоские термопрессы в основном двух видов, поворотные и откидные. И те и другие имеют ряд преимуществ и недостатков, но на мой взгляд, поворотный лучше — максимально снижается риск получения ожогов, температура-то до 200С, да и по эргономике явно выигрывает - больше места для размахивания руками. Кроме того, именно с поворотными прессами реализована технология «комбо», когда к одному узлу управления можно подключать разные модули, что для домашнего использования, по-моему, подходит больше, чем приобретение нескольких отдельных устройств.
Пресс выбрали, осталось разобраться с тремя вещами: температурой, временем и давлением. С первыми двумя, на первый взгляд, ничего сложного. На первых порах вы всё равно будете приобретать сублимационные заготовки в специализированных компаниях, на сайтах которых прямо указано, при какой температуре и сколько времени нужно запекать каждое изделие. Но не торопитесь радоваться, цифры, которые высвечивает ваш пресс, не обязательно правдивые, особенно это касается изделий китайских мастеров. Поэтому перед началом работы настоятельно рекомендую, выставив на прессе значение 180С, замерить температуру, например, мультиметром, и определить отклонение. Если нечем замерить, используйте метод «тыка», для плоского пресса возьмите кусок белого габардина —- он сымитирует вам футболку, распечатайте несколько маленьких одинаковых картинок, запекайте их по отдельности и при этом меняйте режимы температуры и времени, пока не добьётесь лучшего результата. В любом случае, смиритесь с необходимостью «испортить» минимум одну футболку и несколько кружек-тарелок, прежде, чем «набьёте руку».
А самое важное, заведите себе табличку, куда вы будете записывать, какое изделие при какой температуре-времени получается качественно запечь. Повесьте её над прессом и сэкономите себе кучу времени. Там же отмечайте, какую бумагу вы для этого использовали, весьма важное, кстати, значение — от выбора бумаги сильно зависит время запекания.
Ну, а что касается выбора давления, при котором вы будете работать, то здесь всё настолько индивидуально, что нет смысла что-то описывать — только метод «тыка». И да, поаккуратней со стеклом.
Вот и всё, краткий курс по сублимационной печати окончен, вопросы приветствуются. Удачи.
Читайте также: