The suffering обзор
Говорят, он убил всю свою семью собственными руками: жену, детей… чёртов ублюдок! Его зовут Торк, и он ничего не помнит. После содеянного он не проронил ни слова, и всё же суд признал его вменяемым, и отправил на остров дожидаться своего часа, часа, когда его поджарят на электрическом стуле…
В первый же вечер, едва Торк попал в свою камеру в блоке смертников, случилось нечто… Сначала стены тюрьмы задрожали от внезапного землетрясения, затем в камерах погас свет. Послышались странные звуки, а после душераздирающие крики. Рядом с камерой Торка пронеслось некое существо. Это точно был не человек. Галлюцинация?
Камера была открыта, путь Торка был свободен. Все сокамерники героя оказались мертвы, как и охрана. Добравшись до мониторов видеонаблюдения, Торк видит, что тюрьма подверглась нападению. Странные уродливые твари, казалось, вырвавшиеся прямиком из Ада, превратили это место в бойню… Откуда они взялись? Вскоре Торк лично столкнулся с чудовищами. Да что здесь вообще происходит? Вокруг одни мертвецы и чудовищные убийцы…
Раздался звонок. Торк нерешительно берёт трубку. Кармен? Он не мог поверить своим ушам… из трубки доносился голос его жены, которая была… мертва!
«Это место больше, чем просто тюрьма, Ти, выбирайся отсюда как можно скорее!»
Истребляя появившихся из ниоткуда монстров, Торк спускается в тюремные подвалы, где встречает самых зловещих обитателей Эббота, ныне уже не живущих, однако души их не могли обрести покоя: призрак доктора Киллджоя, безумного врача, проводившего чудовищные эксперименты в открытой им на острове клинике для душевно больных, который появился в свете проектора; дух Хермеса Хайта, «палача» при электрическом стуле Эббота, совершившего самоубийство в газовой камере, обретающий очертания в парах газа; и наконец Хорас Гэйдж – заключённый, казнённый за убийство жены на электрическом кресле, подобно злодею из Электрошока, перемещается по проводам и тюремным электросетям…
Первый открывает Торку его скрытое «я» в виде огромного чудовища, в которого герой мог обращаться, когда его переполняла ярость, и впоследствии доктор Киллджой поможет Торку обуздать внутреннего монстра. Хермес превратится в голос всего тёмного, что есть в душе Торка и будет склонять его на злые поступки. Хорас же всеми силами будет пытаться помочь герою убраться с острова.
Пробираясь по тюремным блокам, на протяжении всего нелёгкого пути, который предстояло пройти Торку, чтобы убраться с острова Карнэйт, он всюду натыкается на выживших охранников и сбежавших заключенных. Как ему быть? Голос Кармен с одной стороны призывает мужа помочь им, но другой зловещий голос Хермеса требует, чтобы Торк убивал… Решение зависит только от героя.
Видения, в которых Торк видит Кармен продолжаются. В них она сообщает, что потребовала развода после того, как её муж во второй раз попал за решётку. Кармен больше не могла выносить такой жизни, а потому нужно было что-то менять… к тому же оказалось, что она была вновь беременна.
Добравшись к тюремной радиостанции, Торк обнаруживает, что сигнал с острова не доходит до материка. Что-то мешало ему за стенами Эббота, глубоко в лесу. Герой, уничтожая на своём пути толпы чудовищ, выбирается из охраняемого периметра и попадает в лес, где продолжаются столкновения между остатками спасшейся бегством тюремной охраной и монстрами, которые становились всё более уродливее и опаснее.
Миновав лес, герой попадает в шахты, из которых ему едва удаётся выбраться живым, и всё же он наконец достигает зловещей психбольницы доктора Киллджоя. Неупокоеный призрак с элегантными усами продолжает свои эксперименты, однако на этот раз его единственным подопытным становится сам Торк. Киллджой пытается излечить его от того жуткого недуга, который открыл в нём, встретившись с героем в тюрьме. Но «Возрождающая машина» Киллджоя не сработала. Доктор говорит Торку, чтобы тот отправлялся назад в тюрьму, где он приготовил для героя диагноз.
Герой покидает больницу и направляется к пляжу, откуда проникает в канализационные пути Эббота. Там в очередной раз возникший перед Торком Хорас Гэйдж зловеще предупреждает его, что этой тюрьме, этому острову, который за всю свою историю притянул и поглотил тысячи человеческих жизней, нужна и душа самого героя.
Торк вновь оказывается в тюрьме и помогает душе Хораса освободиться от оков, навеки привязавших его к электрическому стулу, и заставляющих его вновь и вновь переживать момент казни. Отныне Гэйдж свободен…
А сам Торк знакомится с диагнозом Киллджоя: оказывается, что превращение в чудовище происходит лишь в его голове, однако для окружающих в эти моменты он становится крайне опасен. Это объясняло тот факт, что встречавшиеся Торку выжившие никак не реагировали на его трансформацию.
Теперь, когда радио-сигналу ничто не препятствует, Торк снова пытается послать его на материк. По радио раздаётся ответ: корабль береговой охраны уже в пути. Но перед героем вставала новая задача — маяк на острове не работал…
Теперь его путь лежит к другой части острова, куда можно пройти лишь миновав старый форт, где Торк сталкивается с Хермесом. Герой пытается его убить, и ему действительно удаётся прогнать призрак самоубийцы.
Наконец Торк достигает маяка и заставляет его заработать вновь, после чего направляется к пристани в соседнем посёлке. По дороге возникают непреодолимые препятствия, миновать которые при помощи сверхъестественных сил ему помогают благодарный за освобождение Хорас и впечатлённый попытками героя уничтожить его Хермес. В итоге Торк оказывается в конце пути.
Пристань, развязка.
Но не всё так просто… В последний раз герой встречает доктора Киллджоя, который говорит, что для окончательного «исцеления» Торк должен сразиться сам с собой, что и происходит впоследствии на пристани. Сначала Торк одолевает себя в форме монстра, затем в человеческом обличии, и наконец с гигантским существом, воплощением всего самого чёрного, чтобы было внутри него, что держало его разум в заточении. И когда чудовище было повержено, Торк обретает память…
В зависимости от того, как поступал герой с выжившими, перед ним предстают 3 исхода…
Исход первый: Торк не убивал жену и детей, это сделали бандиты, а подобравший его на катере спасатель сообщает, что его дело будет пересмотрено…
Исход второй: между Кармен и Торком произошла ссора, в результате которой он случайно убил её, это увидел его старший сын, после чего утопил в ванне брата, а затем сам выпрыгнул в окно. Спасатель говорит, что героя переведут в другую тюрьму, тот вырубает его и сам берётся за штурвал…Исход третий: Торк убил свою семью собственноручно, специально. Он превращается в монстра, уничтожает катер вместе со спасателем и бежит назад вглубь острова…
Эббот была отнюдь не первой тюрьмой, в которую довелось попасть Торку. 5 лет назад подставленный неким криминальным лицом по имени Блэкмор, вместе с товарищем Майлзом герой также побывал и в Балтиморской исправительной колонии. Именно после того как он попал сюда Кармен подала на развод и именно здесь Торк впервые столкнулся с монстрами, убивающими всех вокруг, и с монстром внутри него самого…
Блэкмор должен был поплатиться за то, что совершил. Майлз был готов пойти на всё ради своего друга, он был готов даже убить Блэкмора, но как, если кроме Торка его никто больше не видел? Люди Блэкмора приготовились убить их, но тут в тюрьме поднимается бунт…
Исход первый: спасатель привозит Торка на катере в порт Балтимора, где их встречает отряд наёмников, отправляет охранника восвояси и берёт под стражу героя. У Торка случается приступ, и он падает без сознания.
Исход второй: после того, как Торк вырубил спасателя, он продолжал вести катер некоторое время, пока не попал в густой туман. Там он видит Кармен. Она говорит, что Торк зашёл так далеко, потому что не мог контролировать свою ярость, он смог покинуть Карнейт, но не смог вернуться домой, в Балтиморе же его ожидают только новые беды… К катеру Торка внезапно спускается вертолёт. Герой пытается оторваться, но у него ничего не выходит. Под наблюдением спецназа он подводит катер к пристани Балтиморского порта, где сходит на берег и теряет сознание…
Исход третий: Торк в приступе беспамятства корчится на берегу острова. Он слышит голос Киллджоя, который говорит, что пытался вылечить его, но болезнь засела слишком глубоко. Наёмники подбирают Торка и увозят его в Балтимор. Очнувшись на короткое время в вертолёте, он слышит, что солдаты искали именно его, потому и не прикончили сразу. С какой целью? Это ему ещё предстояло выяснить…
В порту Торка привязывают к каталке и везут в какой-то ангар, где на знакомство с героем выходит женщина в белой шубе по имени Джордан, глава секретной организации под названием «The Foundation» или «Фонд». Эта организация получила в свои руки не только Торка, но и адских тварей с острова, которых Джордан намеревалась исследовать. Более того, изучением чудовищ Фонд занимался уже очень давно, ну а Торк, к которому монстры стекаются просто сотнями, для Джордан это просто находка.
Что-то случилось… шум… снова гаснет свет… неужели это повторится вновь!? Но на этот раз… в Балтиморе…
Джордан уходит. Охрану Торка разрывают на куски чудовища, и герою удаётся освободиться и бежать. Снова Кармен…
Торк спускается в канализацию и встречает там двух самых жестоких когда-то живущих в Балтиморе людей: охотник на беглых рабов Копперфильд, которого сопровождают его уродливые гончие и озабоченный серийный убийца Лютер Стиквелл, жертвами которого были ненавистные ему женщины.
Торк добирается до своего старого дома, в котором и произошли те трагические события, приведшие его к камерам смертников Эббота. И теперь ему предстояло заново пережить всё то, что произошло здесь в тот день. Он видит их… своих сыновей: Кори, Малькольм… Кармен… они вновь говорят с ним… это невыносимо… Кармен действительно сообщает ему что-то важное… Этот ублюдок, Блэкмор, подсадил Кори на наркотики и настраивал его против отца, то же он пытался сделать и с младшим, Малькольмом, но тот ему не поддался…
Также в доме появляется и ещё один дух. Нет, это не член семьи, не родственник, и даже не видение пресловутого Блэкмора… На экране старого телевизора возникла усатая физиономия лечащего врача Торка с острова Карнейт. Киллджой… Он говорит, что это Блэкмор нанял бандитов, чтобы те убили Кармен и детей, и что из-за него Торку не удаётся избавиться от своего недуга, несмотря на все старания доктора.
Здание вдруг охватывает пламя, и герой бросается наружу, где его ожидает… охваченный хаосом Балтимор, улицы которого напоминали не мирный городок на восточном побережье Штатов, а скорее преисподнюю, ворвавшуюся в реальность. Всюду царили огонь и разрушения… кровь, трупы, чудовища, бандиты… И в центре этого ада оказывается Торк… Здесь он встречает тех самых чудовищ, которых методично без капли жалости и без тени сомнения уничтожал на Карнейте. Однако кроме них из коллекции Джордан сбежали и прочие монстры, с которыми Торку также предстоит сразиться в нелёгком бою.
Доктор Киллджой много раз ещё появится на экранах телевизоров, что минует на своём пути Торк, и будет продолжать пытаться найти корень болезни героя. И он его находит: причина всех бед Торка заключена в Блэкморе, из-за которого погибла семья героя, из-за которого он начал сходить с ума…
Бредя по улицам Балтимора Торк проходит и по памятным местечкам, где в его разум врываются картины прошлого, одной из которых была Кармен. В том месте, где он встречался с ней ещё до свадьбы, он также виделся когда-то и с Блэкмором, который предупредил его, что «игра», которую тот задумал, будет испорчена из-за Кармен. Тогда же он предложил герою выбор… но Торк предпочёл семью. В тот роковой день судьба их всех была предрешена…
Добравшись до бара, которым когда-то владел Майлз, Торк вспоминает как их арестовала полиция, как раз когда они обсуждали как решить возникшую проблему. Тогда, один из людей Блэкмора спровоцировал героя на драку, и тот, не рассчитав силу, убил негодяя. Полиция оказалась тут как тут…
Вдруг раздался треск рации и вернул Торка к реальности. Это был Майлз. Он сообщил, что наёмники, схватившие героя вначале, теперь уже не пытались его поймать, им был отдан приказ «убить».
Отлично! Теперь ещё и эти ублюдки!
В поисках Блэкмора Торк возвращается назад к ангарам в порту, где попадает в ловушку. Оказывается, солдаты подчинялись не Джордан, а Блэкмору! Когда герою удаётся выбраться из ангаров, он направляется в Балтиморскую тюрьму, на встречу с Майлзом.
Пробираясь по тюрьме, Торк натыкается на одного из людей Блэкмора, раненного, захлёбывающегося кровью… но он, тем не менее смог выдавить из себя несколько слов…
«За решеткой крыша едет у всех, но ты, Торк, просто конченный псих. Ты здорово наследил, когда начался бунт, но одного я понять не могу… на кой чёрт нанимать громилу, чтобы он набил морду тебе самому!?»
После этого, у Торка вновь случается приступ, а когда в его голове проясняется, лежащий на полу заключённый, оказывается мёртв. Узнать к каким выводам пришёл Майлз герою также не удалось…
«Мужик, какого хера!? Я сначала не верил своим ушам, но… чёрт! Тот раненый парень в подвале… у него не было причин лгать! Мой мозг сейчас взорвётся! Никто никогда бы не сказал, что ты…»
В глазах Торка вновь темнеет, а когда приступ проходит, Майлз оказывается мёртв, а недалеко от них, герой видит Блэкмора… Торк бросается за ним.
Но перед тем как столкнуться с Блэкмором один на один, ему предстоит разобраться с Джордан, вновь взявшей под контроль наёмников. Уничтожив всех, кто встал у него на пути Торк достигает бассейна, наполненного кислотой, находящегося под тюремной фабрикой. Здесь Блэкмор топил всех неугодных ему людей, и здесь Торк должен был с ним встретиться. Однако вместо него, герой сражается тут с одним из двух легендарных убийц-психопатов: Копперфильдом или Стиквеллом. Кто из этих двух призраков предстал в телесном облике перед Торком, зависело от того, помогал ли герой встреченным в Балтиморе людям или же убивал их, как это было и на Карнейте… Эти итоги подводит сам Киллджой, явившийся в последний раз в свете проектора.
После расправы над очередным духом, Торк возвращается к самому началу, в то место, где он вырос, в старый детский приют Балтимора. И здесь его ожидал конец истории. Блэкмор — человек, лишивший Торка всего, лишивший его полноценной жизни… оказался… самим Торком! Ещё одной личностью, заключённой в теле героя, подмявшей под себя весь город, превратившейся в главу местного наркобизнеса… жаждущего завладеть телом Торка полностью… это был он. Всё это его рук дело, ОН ВИНОВАТ! Настал час последней битвы…
Исход первый: Торк проигрывает бой и Блэкмор полностью овладевает им…
Исход второй: Торку не удаётся победить, всё остаётся как есть… «Тебе никогда от меня не избавиться!» Блэкмор продолжает терзать больной разум героя.
Исход третий: Торк одолевает Блэкмора и поглощает его. Появляется Кармен…
3. “Реаниматор” (Re-animator, 1985)
Культовый фильм Стюарта Гордона по одноименному рассказу Г.Ф. Лавкрафта. Ученый синтезирует сыворотку, которая позволяет возвращать мертвых (а также их отдельные части тела) к жизни. Восхитительный трэш, третья часть которого (Beyond Reanimator, 2003) происходит в. тюрьме. Некоторые сцены The Suffering откровенно цитируют этот культ.
4. “Восставший из ада” (Hellraiser, 1987)
Лучший фильм Клайва Баркера (под его надсмотром в свое время была создана игра Undying). Маленькое квадратное устройство, напоминающее кубик Рубика, открывает ворота в ад, откуда выходят демоны во главе с Пинхедом — абсолютно лысым созданием, в чью голову симметрично вбиты гвозди. Атмосфера и дизайн некоторых монстров недвусмысленно говорят о том, что разработчики The Suffering знакомы с “Восставшим из ада” не понаслышке.
Реиграбельность: да
Классный сюжет: да
Оригинальность: нет
Легко освоить: да
Геймплей: 8.0
Графика: 7.0
Звук и музыка: 9.0
Интерфейс и управление: 8.0
Рейтинг “Мании”: 8.0
Дождались? The Suffering вобрала все лучшее, что было в фильмах и играх ужасов за последнее время. В результате получилась удивительно цельная и страшная игра.
Оправданность ожиданий: 80%
C The Suffering у Midway вышла совершенно дивная история. Аккурат в тот момент, когда Surreal Software положила им на стол первый прототип своего тюремного хоррора, генеральное руководство партии приняло судьбоносное решение: половину анонсированных проектов закрыть, а другую довести до AAA-уровня. The Suffering посчастливилось оказаться во втором списке. В итоге для дизайна монстров спешно выписали специалистов из Голливуда, а бюджет приятно увеличился. Бывшие авторы Drakan выдали вдохновенное хоррор-попурри, аккуратно процитировав в своей игре всю классику ужасов последних двадцати лет. В итоге The Suffering собрала пристойную прессу и обернулась крепким коммерческим брендом. Midway удовлетворенно покачала головой и дала денег на продолжение.
Пострендерные эффекты творят чудеса: Ties That Bind смотрится вполне актуально.
Ties That Bind — образцово-показательный сиквел для нашей с вами индустрии. Как любят писывать некоторые СМИ, “ если вам понравилась первая часть — берите не раздумывая! ”. Так оно, в общем-то, и есть. В новом проекте Surreal есть абсолютно все ингредиенты, из которых был вылеплен оригинал.
Взять, скажем, сюжет. Первая часть обстоятельно рисовала картину живописного побега главгероя из населенной всяческой мерзостью тюрьмы. Торк — широкоплечий мужлан в майке-алкоголичке — прибывал в Abbot Prison, будучи приговорен к смертной казни за убийство собственной жены и детей. По счастливому стечению обстоятельств, вместе с Торком в колонию приехал выводок невообразимых тварей, которые в рекордные сроки сжевали всю охрану, открыли камеры и устроили в здании натуральный апокалипсис. Игра заканчивалась многообещающей сценой: Торк, разобравшись с главгадом, уплывал на моторной лодке, романтично подставляя залепленную кровью физиономию морскому ветру.
Вторая часть стартует аккурат с вышеописанного момента. Прибыв в родной Балтимор, Торк с удивлением обнаруживает, что милые сердцу твари перебрались в город вместе с ним.
Переход Торка на темную сторону силы сопровождается таким вот светофильтром. Очевидно, во избежание обвинений в пропаганде мотивированного насилия.
У Surreal вот уже второй раз очень убедительно выходит разыгрывать на экране нешуточный апокалипсис. В игре смоделирован весьма неуютный и вполне себе убедительный конец света в отдельно взятом городе. В английском языке для подобных случаев предусмотрена очень меткая идиома — hell breaks loose. Перед старым кинотеатром наблюдается натуральный раскол почвы — из гигантской дыры в асфальте вырываются столбы дыма и бьет, почему-то, электричество. На ваших глазах с рельс сходит поезд, врезаются машины, исполинских размеров паукообразное нечто расстреливает беспомощных полицейских. Героиновых наркоманов заживо едят на глазах у друзей. Разорванные пополам люди визжат, елозя ногами в луже собственной крови. Из простреленной головы выползает истыканная шприцами мерзость. Все, в общем, хорошо.
Чтобы как-то оправдать творящееся на экране непотребство, Surreal спешно придумала историю о человеке, который на самом деле виноват в гибели жены и сыновей Торка. За ним вы, собственно, и будете гоняться по стремительно сходящему с ума Балтимору. Сюда же, для пущей атмосферы, добавились хрестоматийные солдаты в характерных масках — они, с одной лишь им известной целью, отчаянно пытаются посадить главгероя в большую металлическую клетку.
Есть еще, кстати, бонусы. По мере продвижения по сюжету вам будет открываться содержимое трех записных книжек. Первая живописует местных монстров — с фотокарточками, характеристиками и историей появления. Вторая скрупулезно описывает достопримечательности Балтимора: “ В этом самом месте пятьдесят лет назад стая ротвейлеров загрызла пятерых афроамериканских детей. И ничего им за это не было. В этой подворотне местный маньяк распотрошил трех проституток. Его до сих пор не поймали ”. Наконец, третий блокнот — это дневник благоверной главгероя. В нем аккуратным женским почерков выведены ее заметки на полях. Вроде: “ Нет, с этим одноклеточным австралопитеком однозначно нужно разводиться! Доведет и меня, и детей ”.
За эти кадры мы, признаться, и любим The Suffering.
Геймплей подвергся до того минимальным изменениями, что о них и говорить неудобно. Оригинальный The Suffering — это был такой свирепый экшен грубого помола. С легкими вкраплениями детсадовских паззлов — для передышки. Торк умел делать три вещи: бежать, стрелять и превращаться в двухметровую образину с аршинными клешнями. Аналогичные вещи творятся и в Ties That Bind. Surreal по-прежнему демонстрирует завидное чувство ритма — действие на экране ни на минуту не сбавляет оборотов.
Арсенал, как и раньше, состоит из пистолетов, пулеметов, шотганов и прочей банальщины. Отныне вы, правда, вольны носить с собой только два орудия смертоубийства, так что периодически придется выбирать между каким-нибудь пулеметом и слонобойным револьвером. Болеутоляющее теперь тоже употребляется на месте — таскать в кармане запасную аптечку не получится.
Ну и, конечно, заветная возможность оборачиваться ходячим филиалом центрального мясокомбината никуда не делась. Накопив должное количество специального rage-ресурса, Торк получает шанс продемонстрировать всем желающим его темную сторону. В подобном режиме он заметно меньше страдает от вражеских пуль и рвет всех, кто попадает под горячую руку, одним-двумя ударами. Surreal решила простимулировать использование данного режима, введя в игру специальных монстров, убить которых можно только в измененном состоянии. Более того, отныне атаки сурового альтер-эго Торка подвержены апгрейдам. За хорошее поведение (спасение гражданских и помощь обездоленным) выдаются одни комбо, а за антисоциальные поступки — другие.
Не имея в запасе ни одной свежей идеи, разработчики заняты честным отрабатыванием старых приемов. Сложно сказать, почему предельно простая экшен-формула работает без изменений вот уже второй раз. Но в Ties That Bind интересно играть. А это, наверное, лучшая характеристика.
Косметическая подтяжка движка позволила наконец безболезненно пользоваться видом от первого лица.
Есть, впрочем, и несколько неприятных моментов. Все они — это очевидно — связаны со стахановским сроком разработки сиквела. Во-первых, отсутствие промежуточных боссов — это, конечно, малодушие и пораженчество. Оригинал обладал впечатляющим набором роскошных схваток. Чего стоил только газообразный дух, которого надлежало загнать по трубам в горящую печь, резко крутя вентили и затыкая вентиляционные отверстия. Ties That Bind ничего такого не предлагает. Грустно.
Во-вторых, дизайн уровней периодически начинает прихрамывать. Любимый прием штатных геймдизайнеров состоит в следующем. Вас запирают в замкнутом помещении и методично вываливают на голову представителей местного террариума в различных комбинациях. Сие происходит ровно до того момента, пока очередная скриптовая тварь не проломит, совершенно случайно, проход в следующую локацию. Стыдно.
В-третьих, новых врагов критически мало. Удивительные, нет слов, монстры процентов на восемьдесят позаимствованы из первой части. Хамство, конечно.
Зато Surreal проделала серьезную работу со своим, казалось бы, безнадежно поеденным молью движком. Инъекция дополнительных полигонов и пострендерные эффекты творят, как выяснилось, чудеса: игра смотрится совершенно по-новому. Огонь и прочие пиротехнические радости так и вовсе не стыдно показать даже на PC (игра также вышла на Xbox и PS2). В итоге технологическая подтяжка привела к неожиданному геймплейному плюсу. Некогда бесполезный, вид “от первого лица” теперь можно и даже нужно использовать. Конечно, на фоне F.E.A.R. новый The Suffering смотрится довольно жалко, но играть можно. Притом без слез.
Звук традиционно роскошный. Всяческие визги, чавканья и хруст настойчиво дают понять, что с бюджетом у Ties That Bind все хорошо. Плюс нестыдный голливудский артист Майкл Кларк Данкан (Michael Clarke Duncan), который подарил свой голос главгаду.
В общем, у Surreal второй раз все получилось. Ties That Bind не демонстрирует ни одной свежей идеи, но успешно повторяет все находки оригинала. Самое главное, что сиквелу удалось воспроизвести, — это уникальную (тут не поспоришь) атмосферу первой части. The Suffering без лишних сантиментов и аллюзий обрушивает на вас добрых десять часов крупноплановой расчлененки и хриплого кровавого драйва. Те, кто в детстве тайком от родителей смотрел по кабельному “Техасскую резню бензопилой”, безусловно, останутся довольны.
И еще. Обе игры, несмотря на свою очевидную вторичность и бесконечные киноцитаты, оставляют удивительно цельное ощущение. Surreal от начала и до конца знали, что и для кого они делают. Редкое для нашей индустрии свойство. Некоторым так и вовсе стоит поучиться.
Реиграбельность — да
Классный сюжет — да
Оригинальность — нет
Легко освоить — да
Оправданность ожиданий: 70%
Звук и музыка: 8.0
Интерфейс и управление: 8.0
Дождались? Все тот же хриплый экшен грубого помола, приправленный свирепой расчлененкой. Атмосфера отдельно взятого апокалипсиса прилагается.
С момента выхода игры прошло без малого 14 лет. Именно в далёком 2004 году свет увидел новый продукт от создателей Дракан и Братства кольца – Surreal Software. На этот раз это был уже не action-adventure в фэнтезийном мире, а вполне серьёзный мистический экшн-хоррор, действие которого разворачивалось не в фантастическом мире с магией, драконами, эльфами и орками, а в тюремных застенках.
Знакомьтесь, наш протеже Торк. В прошлом он испытал столь сильный шок, что лишился дара речи, зато голоса его мёртвых жены и сыновей будут преследовать героя до конца игрыГлавный герой по имени Торк прибывает в тюрьму Эббот на остров Карнэйт, что в штате Мэриленд. Его осудили за убийство жены и сыновей, однако сам он ни черта не помнит, и даже не в состоянии говорить. За весь свой задротский геймерский стаж я побывал в шкуре десятков немых протагонистов, и каждый очередной, лишённый дара речи персонаж начинает раздражать меня всё больше и больше, однако в данном случае это оправдано шоком Торка от пережитых событий. Едва главгерой попадает в свою камеру, как вдруг тюрьму охватывает землетрясение, свет гаснет, и в камеры соседей Торка проникают какие-то страшные изуродованные создания. Помещение наполняется криками, стонами и мольбами о помощи, которые затем наконец смолкают. Камера Торка открывается и нам в руки передаётся управление… Задача перед нами стоит одна: выбраться из этого злополучного, с позволения сказать, места и попутно выяснить, что же здесь случилась за чертовщина. Такая вот недолгая и не шибко замысловатая завязка. Тем не менее сценарий в игре очень добротный, и лично мне понравился.
Оказавшись в теле Торка нам предстоит бродить не только по мрачным тюремным коридорам, но и по окрестностям тюрьмы: лесам, шахтам, заброшенному особняку и многим другим локациям, где мы будем знакомиться с прошлым острова Карнэйт через видения героя и документальные записи, а также непрестанно уничтожать адских тварей. Именно этот элемент и составляет основу игрового процесса The Suffering.
Хотя экшн часть почти никак не разбавляется, постоянные перестрелки и мясорубки нисколько не надоедаютБуквально в самом начале Торк вооружается заточкой и лишь с нею наперевес мужественно бросается в бой с монстрами. Но вскоре нам в руки попадётся уже револьвер, а за ним и второй, да здесь как в Максе Пэйне можно стрелять с двух рук, не хватает только замедления времени… Казалось бы, это должно несколько ослаблять напряжённость, ведь с пушкой уже не так страшно, но с появлением нового оружия, появляются и новые твари, а старых становится всё больше и больше, а потому расслабиться нам не дают ни на секунду.
Каждая схватка заставляет постоянно двигаться: уворачиваться от атак слэеров, прятаться в укрытия при встречах с похожими на немезиду из Обители зла снайперами. Особенно достают торчки, кидающиеся ядовитыми шприцами и напрыгивающими на Торка, чтобы воткнуть заразную иглу герою в шею. В обилии крови и мяса в The Suffering недостатка нет. Более того, истребляя врагов сам Торк покрывается кровавыми ошмётками, что в те года, когда вышла игра выглядело очень внушительно.
Из сурового, заросшего щетиной, хмурого мужика герой может превращаться вот в такого симпотягуПостепенно продвигаясь по уровням, Торк будет находить новое оружие: шотган, автомат Томпсона, пожарный топор и огнемёт. Как видите, оружия в игре не так много, но герой так же может использовать иногда встречающиеся в некоторых локациях стационарные пулемёты, а также разного рода гранаты. Помимо этого, протагонист обладает способностью превращаться в огромное мясное чудовище, способное разрывать на куски супостатов за пару взмахов мощных лап. За превращение отвечает специальная шкала бешенства, пополняемая в ходе схваток.
Интересной деталью является то, что играть можно как с камерой от третьего лица, так и от первого для более удобного прицеливания. При желании так можно пройти хоть всю игру, хотя борьба с некоторыми противниками требует большего проворства и ловкости, и, играя от первого лица, уворачиваться очень неудобно, а о кувырках можно и вовсе забыть.
В виду того, что сражаться с монстрами и тюремной охраной приходится постоянно, а врагов выбрасывают на нас каждый раз десятками, патроны заканчиваются очень быстро, и в зависимости от уровня сложности, меняется и количество боеприпасов, которое вы можете обнаружить на уровнях. Лекарствами здесь служат банки с таблетками под названием зомбиум. Хитов они восстанавливают мало, так что будьте экономнее, как и с батарейками для фонарика. Хотя на сложности бандит что лекарств, что патронов, что батареек у меня всегда было в избытке и дефицита я не ощущал.
Играть можно как от третьего, так и от первого лица, сделано это для более удобного прицеливания, хотя, при желании, можно устроить себе небольшой челлендж и пройти так игру до концаThe Suffering является контаминацией культуры ужасов, выраженной в фильмах и играх предшествующих 20 лет. Я не буду перечислять все отсылки, которые существуют в игре, а назову лишь те, которые отметил лично сам. Первое, что бросается в глаза, это явная любовь авторов к фильму Электрошок 1989 года, об этом говорит уже сама обложка The Suffering, а один из персонажей игры назван Хорасом в честь главного злодея фильма, и он наделён теми же «электро-способностями», что были и у Хораса в «Электрошоке». Совпадение? Не думаю. Ну и конечно же без Клайва Баркера здесь не обошлось. Игра так и пропитана духом сплаттер-панка, а дизайн некоторых тварей очень сильно напоминает «Восставшего из Ада». И за эти приятные, вызывающие тёплую ностальгию, воспоминания хотелось бы высказать авторам отдельную благодарность.
Кроме того, любой из игроков может заметить, что игра целиком склеена из заимствований из других игр, таких как Silent Hill, Resident Evil и даже Fatal Frame (она же Project Zero). Но я не зря сказал, что The Suffering это именно контаминация, а не компиляция, потому как, сочетая в себе основные черты лучших представителей жанра survival-horror того времени, она превратилась в уникальный проект. Серьёзно, я не могу вспомнить ни одной игры подобной The Suffering. Но стоит принять во внимание, что The Suffering это всё-таки не survival, а скорее экшн-хоррор. Для первого игре не хватает каких-нибудь задачек и головоломок, которые бы потребовали раздумий над их решением. В The Suffering конечно же пазлы имеются, но их оочень мало, буквально штук 5 на всю игру и ни один из них не предполагает хоть какого-нибудь мозгового штурма: подвиньте статую, чтобы не закрылась дверь, или сдвиньте шкаф на водосток, чтобы по полу растеклась вода и потушила огонь. Но повторюсь, это всё-таки экшн-хоррор, а не сёрвайвл, а потому в минусы я этого записывать не стану.
В The Suffering очень много интересных, запоминающихся героев. Даже сокамерники Торка, которые появляются на сцене всего на несколько минут, успевают блеснуть характерами и запасть в память, и мне было искренне жаль, когда одного за другим их растерзали чудовища. Из прочих мне запомнились любитель постебаться над главным героем доктор Киллджой, появляющийся в свете проекторов, ещё бы такой парень кому-то не запомнился… уже упомянутый мной Хорас Гейдж, обезумевший начальник охраны Харгрейв, газообразный Хермес Хайт. Многим случайным попутчикам Торка можно будет оказать помощь, но это не обязательно. Можно также и просто пройти мимо или вовсе убить. Но каждое из этих действий имеет и свои последствия. Помогая другим, Торк зарабатывает карму, которая откроет положительную концовку. Проходя мимо, соответственно концовка будет нейтральная, а убивая – отрицательная. На карме будет сказываться и то, как часто герой будет обращаться в чудовище, так что будьте с этим поосторожнее. Таким образом судьба главгероя зависит целиком и полностью от ваших внутренних демонов, или ангелов. Сама концовка раскроет, что же на самом деле случилось с семьёй Торка и какова будет его дальнейшая судьба.
Атмосфера в игре передана превосходно. Когда пробираешься по тёмному коридору с одной только заточкой и слышишь, как где-то впереди, во тьме изуродованная тварь царапает своей рукой-клинком стену, по спине пробегают мурашки и хочется развернуть Торка и просто бежать куда глаза глядят. Весь эмбиент, фоновая музыка вкупе с великолепным дизайном создают чувство постоянного напряжения и страха, когда не знаешь какая тварь выглянет из-за очередного угла или выскочит прямо из под ваших ног. Думаю, не стоит лишний раз напоминать о том, что для полного погружения в атмосферу нужно играть в темноте, наушниках и полном одиночестве, иначе вы не прочувствуете всю прелесть этой игры, вернее весь ужас, которым она способна вас наполнить.
Завершая нескончаемый поток хвалебных дифирамбов, стоит сказать пару слов и о минусах. В The Suffering их мало, но насколько они серьёзны судить вам.
Первый, реально способный несколько подпортить общее впечатление недостаток — это технические ошибки. Пропадание текстур, непонятные баги с монстрами, которые после смерти не опадают трупами на землю, а остаются висеть в воздухе статичными фигурами. Куда более страшными глюками являются нарушения скриптов, не дающие продвинуться дальше по уровню. А порой бывает пропадают и звуки. Каждый из этих багов может встретиться вам всего пару раз за игру, но все вместе они уже начинают напрягать.
Вот так вместо того, чтобы свалиться на землю и корчиться в предсмертной агонии, этот приятель решил «зависнуть»Второй недостаток касается графического оформления. Конечно, сейчас визуально The Suffering многих может от себя оттолкнуть, хотя мне в неё играть было так же приятно, как и каких-нибудь 9 лет назад и впечатление от игры графикой ничуть не портилось. Но, справедливости ради, стоит сказать, что и на момент выхода, а напоминаю, что это был 2004 год, графика была главным недостатком игры. Здесь создатели явно решили сэкономить, но по мне так лучше отсталый графон, чем дырявый сюжет или унылый геймплей, так что я смело могу сказать, что Surreal Software очень грамотно распределили бюджет и явили миру этот отличный хоррор-боевик.
Такие игры можно перепроходить и через 14 лет и даже больше, они всё также будут вам доставлять. Если вы в своё время пропустили The Suffering, то самое время бежать на торренты, хотя такую игру я бы купил. В Steamе её нет, а вот в GOG приобрести можно, единственно вас заклинаю, ни в коем случае не ставьте русскую озвучку. Голос Леонида Володарского, хоть и навевает воспоминания о старых пиратских изданиях фильмов, но он напрочь рушит всю атмосферу игры. Просто поверьте мне. Поставьте русские субтитры и наслаждайтесь игрой.
Читайте также: