Serious sam collection обзор
Четвёртую часть Serious Sam мы ждали целых девять лет. Нередко проекты, которые настолько долго томятся в разработке, сбиваются с пути, но «Крутой Сэм», напротив, вернулся на верную тропу. Лучшая часть со времён The Second Encounter? О да!
Идеальный баланс
Крутой Сэм явился публике в 2001-м, когда классические шутеры вроде Doom и Quake уже успели выйти из моды, оставив множество поклонников бессюжетных и динамичных шутеров обездоленными. Дюк Нюкем добавил к забойному геймплею остроумного протагониста, но тут же ушёл в 15-летний запой, из которого вернулся уже «не тем». На его место и пришёл Сэм, очевидно списанный с Дюка: сюжет в The First Encounter был очень условным (крутой спаситель Земли крошит инопланетных чертей в Древнем Египте), а значительную часть сценария составляли шутейки героя. Была у игры и собственная фишка – гигантомания. Километры открытых пространств, сотни врагов – Serious Sam всегда была куда более простецкой, чем модные ААА-шутеры, но она всё равно впечатляла.
Однако после первой части у «Сэма» случился кризис идентичности. Serious Sam 2 понесло в юмор настолько, что она вышла игрой максимально несерьёзной, по факту мультяшной. Затем разработчики развернулись на 180 градусов, и Serious Sam 3 стала очень серым и мрачным приквелом, рассказывающим о последних днях Земли.
Serious Sam 4 же наконец-то нашла золотую середину. Хронологически это первая игра в серии, её события предшествуют апокалипсису из третьей части. Земляне еле-еле отражают атаки инопланетных орд, захватчики уже превратили значительную часть населения планеты в кровожадных зомби, а от гибели не застрахован никто – ни члены местных ячеек сопротивления, ни коллеги Сэма Стоуна из элитного отряда по борьбе с агрессорами. По улицам летают дроны, сулящие каждому землянину по личному полипу, а глава местной оккупационной власти регулярно выступает с пространными монологами о бренности человеческой природы.
Пожалуй, никто – включая самих разработчиков – не думал, что «Крутому Сэму» нужен нарратив, но после четвёртой части сомнения в этом отпадают сами собой. Её сценарий (написанный соавтором The Talos Principle Йонасом Киратцесом и его женой Вереной) по объёму превосходит все остальные выпуски вместе взятые, но остаётся максимально ненавязчивым. В нём драматичные и комичные моменты представлены в максимально правильных пропорциях: игра и не даёт забыть, за что мы сражаемся, и при этом трещит по швам от всевозможных шуток, каламбуров и колкостей.
Если в предыдущих выпусках серии Сэм был единственной звездой, то тут компанию ему составляют множество ярких персонажей: от православного батюшки Михаила, осуждающего католическую ересь, до французского хипстера, перепутавшего захватчиков с мирной делегацией из дальнего космоса. Особенно удались коллеги Сэма; некоторых мы уже видели в третьей части, где они себя вообще никак не раскрывали, но в этот раз у коллектива есть настоящая химия. Вспоминать о существовании SS3 после концовки SS4 особенно больно.
Стреляй @ Не думай
В плане геймплея это всё тот же старый добрый «Сэм». Бегаем по огромным, просторным локациям, активируем невидимые триггеры – и из ниоткуда начинают появляться десятки монстров, которых мы распыляем в труху при помощи обширного арсенала. Берём ключ, открываем дверь, крошим очередную толпу. Никаких премудростей: геймдизайн, ИИ противников и даже структура самих уровней в «Сэмах» традиционно была крайне простой.
Бестиарий четвёртой части вобрал в себя лучших (не клоунских) врагов из предыдущих выпусков, но радует и новенькими – например, телепортирующимися вампирами
Арсенал Сэма не особо изменился, но пополнился апгрейдами – например, самонаводкой для ракет и преобразованием лазерных выстрелов в один мощный луч. Помимо пушек, Сэм теперь может использовать и гаджеты: карманную аптечку, атакующий врагов с воздуха дрон, берсерк-снадобье и даже портативную чёрную дыру, которая полностью зачищает арену. Всегда приятно иметь в кармане дополнительные тактические опции.
Плюс по всей игре раскиданы сирианские артефакты, дающие Сэму очки прокачки. С их помощью можно, например, усилить добивания в упор (впрочем, это не сделает из игры новую Doom, так что не рекомендую), научиться стрелять с двух рук из любого оружия или кататься на гнаарах и быках-оборотнях. Принципиальный момент: всё это абсолютно не обязательно.
Хотя локации в «Сэмах» всегда были обширными, их прохождение оставалось линейным. Тут никогда не надо думать, куда идти, а редкие развилки чётко помечены как побочные задания: за помощь разным ячейкам земного сопротивления Сэм получает улучшения для пушек и топовые гаджеты.
Линейность сохраняется даже на просторах Франции – на уровнях, площадь которых достигает десятков квадратных километров. Всегда можно добежать до «той горы вдалеке» (и с неё передать привет Тодду Говарду), но толку от этого будет мало. Чтобы бешеный темп игры не сильно проседал на таких огромных локациях, разработчики ввели разные средства передвижения – от простого квадроцикла до комбайна, способного перемолоть всех врагов на пути в фарш. Подобная техника в Serious Sam 4 используется крайне эпизодически и служит для того, чтобы просто немного разнообразить игровой процесс, – но не более того.
Единственное исключение – боевой мех; с ним беда. Главное качество самого Сэма – подвижность, а у робота её совсем нет. Когда в него одновременно палят десятки противников, здоровье меха падает очень быстро, и лечиться он не умеет. Причём взять и выйти из него (в отличие от других транспортных средств) Сэм не может – если игра велела сражаться в нём, то иного пути нет. К счастью, «залезать в грёбаного робота» надо всего пару раз за всё прохождение – и это, пожалуй, худшие сегменты Serious Sam 4.
Вместо триумфального завершения римской главы получилась одна фрустрация
Но в остальном это ровно тот же самый «Сэм», что покорил наши сердца в 2001-м, – нововведения, в основном, лишь косметические. Формула игры за прошедшие годы ничуть не состарилась – это чистый дистиллят FPS: быстрое передвижение, крутые пушки, разнообразные и многочисленные враги, забойная музыка и неослабевающий темп. Serious Sam – про то, как разум уступает инстинктам, про адреналин и драйв. Это коррида с десятками противников, где победа на каждой арене даётся потом и кровью, но приносит искреннее удовольствие.
Кривой Сэм
В техническом плане всё чуть хуже. Свойственный серии гигантизм в четвёртой части никуда не делся, и в вопросах графики она радует количеством, а не качеством. Иными словами, она выглядит довольно незамысловато, но при этом гораздо более живо, чем её предшественница. Городские пейзажи тут представлены не серым пыльным Каиром, а колоритным Римом с типичными для серии руинами. Добавьте сюда широкие поля, каменоломни и замки Франции, да ещё и заснеженную Сибирь с обязательной «Калинкой» – и Египет забудется сам собой.
Правда, прогулки по местным пейзажам могут испортить баги – мне их встретилось неприлично много. На DirectX 12 вообще было фактически невозможно играть: на одном из уровней ночное небо было залито ослепительно белым светом. В паре мест камикадзе пробрались за пределы карты и обречённо орали из-за стены. В другом я, думая, что нашёл секрет, вышел за пределы уровня и потом долго окольными путями возвращался назад по низкополигональным декорациям. В общем, ничего критического (если играть на DX11), но проблем много, и они видны невооружённым взглядом. Будем надеяться, что их в скором времени исправят.
В конце концов, ваше отношение к Serious Sam 4 напрямую зависит от любви к её первым выпускам. Если вы приняли их, со всем их примитивизмом, тролльскими ловушками, плоскими шутками и примитивным экшеном, то, скорее всего, полюбите и четвёртую часть. Эстетически и тематически она ближе к Serious Sam 3, но при этом выглядит как основательная работа над ошибками чрезмерно серой и постной «трёшки».
«Крутой Сэм» всё-таки про глупое веселье – а его в SS4 хоть отбавляй.
История приключений «Серьёзного Сэма» от Croteam насчитывает уже четыре части, однако последняя получила не слишком высокие отзывы от геймеров и в СМИ. Тем интереснее вспомнить об оригинальной трилогии, где первые две игры – это классика жанра шутеров от первого лица, а третья – смелое переосмысление оригинальных идей.
Пишу обзор Serious Sam Collection для PS4, однако он справедлив для релиза под Xbox One и Nintendo Switch. Набор представил известный indie-паблишер Devolver Digital, ныне владеющий правами на франшизу.
Впервые информация просочилась через возрастное агентство ESRB, слив оказался достоверным. Дата выхода – 17 ноября, то есть буквально сегодня. Что же имеем внутри?
Трилогия включает две HD-игры (The First Encounter и The Second), а также SS3 BFE. Все официальные дополнения включены в состав цифрового дистрибутива. Разрешение подняли, хотя общее восприятие графики осталось неизменным.
Речи о ремейке не идёт, но картинка приятная, сочная, да и число объектов на экране вроде бы увеличилось. Мясистый шутер в 60 FPS смотрится великолепно, позволяя активировать спинной мозг на полную катушку.
Обзор Serious Sam Collection на PS4 – стоит ли играть?
Управление великолепно адаптировано, да и вибрация варьируется в зависимости от тряски на экране, числа врагов и прочих факторов. Уровней множество, виды оружия чувствуются на ура, а физика повреждений пусть и упрощенная, но достойная. Бодрый электронный саундтрек в сочетании с роковыми композициями создают идеальную атмосферу.
Ценник около двух тысяч рублей в PS Store может показаться высоким для переиздания, но поскольку в нём сразу три игры, предложение выглядит интересным. К Новому году наверняка выкатят скидки (или на «Чёрную пятницу» в конце ноября), поэтому можете дождаться акций.
Существует и вариант под Google Stadia, выпущенный весной. Однако там присутствовала ощутимая задержка, мешавшая получать удовольствие от геймплея.
Оценка сборника – 8 из 10. Собственными впечатлениями поделитесь в комментариях. Не хватает лишь четвёртки, которую Devolver Digital вполне могла перенести и сюда. Помешала Nintendo Switch?
Рецензии — Обзор Serious Sam’s Bogus Detour. Ну, это уже несерьезно.
Приключения Серьезного Сэма на любителя. Впрочем, как и всегда.
Золотые деньки пародийного боевика Serious Sam давно прошли, но серия не думает пропадать с радаров и время от времени о себе напоминает. Так, мы можем вспомнить Serious Sam: The Last Hope для очков виртуальной реальности, HD-ремастеры первых частей и даже Serious Sam 3: BFE, неожиданно вышедшую спустя аж шесть лет с момента выпуска второй игры.
Благодарить за возвращение культовой серии необходимо американского издателя Devolver Digital — эдаких добрых самаритян от игровой индустрии. Основанная в 2009 году компания взяла любопытный курс поддержки проектов инди-разработчиков и с тех пор успешно действует. Из-под крыла Devolver, помимо свежих частей «Сэма», вышли небезызвестные Hotline Miami, Shadow Warrior и The Talos Principle.
Serious Sam’s Bogus Detour — своего рода ответвление от основной серии, классический shoot‘em-up с видом сверху. С официального одобрения Croteam, авторов оригинала, за разработку взялись шведы из Crackshell, некоторым известные по пиксельному hack’n’slash Hammerwatch. Планета опять в опасности, враги готовы к бою, а Сэм все шутит — вроде все как всегда. Но хорошо ли это?
Пристрели их!
Так на карте обозначается маршрут наших новых приключений.
Сюжет в игре есть, но он предельно прост и, если опустить лишние подробности, сводится к выкашиванию орд врагов на локации. Перед каждой миссией вас ждет небольшой текстовый пролог, а сам Сэм по ходу действия может отпускать короткие комментарии по делу или просто шутить.
Одна из сюжетных вставок, предваряющих уровень. На этот раз у нас потонул корабль.
Словом, перед нами все та же игра с привычной мифологией и реками крови. Сэм, как всегда, в одиночку попадает на ту или иную локацию и при помощи самого разного оружия избавляет планету от сил зла. Помимо врагов, преградами для героя выступают двери, карточки доступа от которых вам и предстоит искать всю игру.
Ваши действия на локации ограничиваются поиском прохода, затем подходящей по цвету карточки, изничтожению противников, ее охраняющих, и переходом на следующий уровень. Иногда будут встречаться боссы, но, за редким исключением, много времени они у вас не отнимут.
Одна из ключ-карт, которые мы так отчаянно ищем. Что же может пойти не так?
И это все мне?!
Но несколько нудный сюжет с лихвой окупает разнообразие пушек и «плюшек».
Первый и самый главный ваш ствол — парные пистолеты а-ля леди Крофт. Патроны у них не заканчиваются, так что в ситуациях с дефицитом боеприпасов полагаться придется или на них, или на здоровенную кувалду.
Минные поля не составит труда пройти, если запастись терпением и не бежать напролом.
Оружия на самом деле очень много, и носить можно все и сразу. Для виртуальной мясорубки — идеал. Огнеметы, ракетницы, дробовики и автоматы к вашим услугам, берите и наслаждайтесь. Главное — следите, чтобы не кончались патроны и к битве с боссом вы не остались порожним и беспомощным.
Пройти мимо ядовитых луж до заветной звездочки не так просто, как кажется.
В игре есть простенькая система прокачки: убивая врагов, вы зарабатываете опыт, а достигнув очередного уровня, получаете особые звезды, которые можно тратить на разнообразные умения. Такие же звезды можно найти на локациях, но это будет непросто — многие очень хитро запрятаны.
Предоставленные на выбор навыки начинаются со стандартных прибавок к урону от оружия и заканчиваются весьма своеобразными, вроде «Рискованного дела», увеличивающего на 25% и наносимый, и получаемый урон. Веток навыков три — «Битва», «Выживание» и «Оружие», — так что настройку персонажа можно назвать вполне гибкой. Вы вольны создать «танка» с колоссальным количеством здоровья, но низким уроном, или безбашенного психа, выкашивающего противников целыми армиями, но умирающего от пары попаданий.
Навыков не так уж и много, но выбрать все же есть из чего.
Кто на новенького?
В плане врагов Bogus Detour тоже вас не обидит. Во-первых, их много. Даже если на вас собираются напасть однотипные гнаары, будьте уверены — наползет штук тридцать таких гадов. Но надеяться, что вся опасность исходит только от забавных круглых инопланетян, конечно, не стоит. Игра сведет вас нос к носу как с уже знакомыми противниками, вроде вопящих камикадзе, скелетов с Клира и биомеханоидов, так и с «новенькими» шипастыми черепахами и плюющимися растениями, напоминающими археспоры из серии The Witcher.
Вечеринка обещает быть слишком взрывной. Мы, пожалуй, дальше пойдем.
И, кстати, вам напомнят о тех монстрах из серии, кого вы могли подзабыть. Орки и лавовые големы из Serious Sam Classic встречаются не так уж и часто, но способны изрядно попортить нервы.
Впрочем, саму игру в целом нервной не назовешь. Хотя вроде и враги все разные, и атакует каждый как-то по-своему, и одних стоит бояться больше, других меньше, все равно все сводится к бесконечному крошеву. Стреляйте, стреляйте, стреляйте, и снова, под динамичную музыку, с красочными взрывами и морем крови из разрывающихся врагов.
Один из новых врагов — черепаха. Кусается, лягается, еще и шипами стреляет.
Bogus Detour — убийца времени, но он слишком быстро надоедает. Да, иногда игроку подкидывают любопытные ситуации вроде лишения всех пушек и выживания с голыми руками или сбору запчастей вертолета вместо приевшегося поиска карточек, но это происходит так редко, что тонет в общем однообразии геймплея.
Единственное, где вы можете отвести душу, — схватки с боссами. Боссы есть не на всех локациях, но каждая встреча запоминается. Тут игра ненадолго становится сложной, динамичной, веселой. Вы умираете, пытаетесь снова. И чуете, что схватка не совсем честная, но ровно настолько, насколько нечестно и играючи вы расправлялись с ордой простых врагов раньше. Только вот боссы-то заканчиваются, а игра продолжается.
Первый босс в игре. Он же самый простой. Единственный простой.
И если вам наскучит основная кампания, то в Bogus Detour припрятано еще несколько сюрпризов. Первый — это идущий в комплекте с игрой редактор карт, где вы сами можете создать свою локацию, расставить по ней чудищ и проверять себя на прочность. Второй — режим выживания, где необходимо выдерживать волны врагов столько, сколько сможете. Третий — мультиплеер.
Крутые парни не смотрят на взрывы
Что до оформления игры, то мы имеем дела с весьма типичным инди-проектом. Незатейливая пиксельная графика, простенький, но зажигательный саундтрек. Особых красот игра не подарит — нет в ее графическом стиле своей изюминки, не видно руки талантливого художника. И если аналогичная Hotline Miami могла похвастать кислотными цветами и оригинальным дизайном, то тут все кажется очень уж простым.
Некоторые враги выглядят слишком. непонятно. В основном это касается здешних клиров, которых в новом ракурсе никак не узнать, и их происхождение выдают только метательные боло. Анимация или примитивная, или отсутствует, а локации порой выглядят слишком монотонно.
Иногда вы будете натыкаться на временные бонусы. Тридцать секунд бессмертия или бесконечных патронов дадут вам здорово повеселиться.
И пусть игру есть за что ругать, она все равно цепляет. Ведь сочетание игрового процесса с такой картинкой заставляет нас ностальгировать по древним шутерам вроде True Lies на Sega Mega Drive 2. И в том вся суть Bogus Detour — это игра, всем своим весом давящая на нашу любовь к чему-то полузабытому. Графика и геймплей от старых консолей, сеттинг Serious Sam, изменяющаяся в зависимости от количества здоровья иконка с лицом персонажа, прямо как в Doom, — эта игра, очевидно, найдет своего ценителя.
А если говорить о музыке, то она идеально вплетается в здешнюю бешеную динамику. Все происходит настолько быстро, что мы едва успевали делать скриншоты для статьи, ведь упустишь драгоценную секунду, и Сэм уже мертв.
Перепачканный кровью и слизью пол, едва живой герой и еще дымящееся дуло минигана — самая привычная картина для этой игры.
Serious Sam’s Bogus Detour — это почти клон Hammerwatch, просто в другом антураже. Возможно, сделай Crackshell свой проект в какой-то оригинальной экшен-вселенной, мы на него даже не обратили бы внимание. Эта игра проста по всем фронтам, но в этом же и кроется ее обаяние.
Serious Sam 3 позиционируется как олдскульный шутер, где вместо стрельбы из-за укрытий герой носится по уровням, накачивая врагов свинцом и уворачиваясь от их атак. Автоматическое восстановление здоровья уступает место сбору аптечек, а фабула умещается на полях газеты, в которую заворачивали рыбу.
Зачем этой игре сюжет — умом не понять. Но он есть: на Землю напали инопланетяне, и теперь земному герою Сэму нужно добраться до найденного в Египте древнего артефакта, чтобы остановить вторжение. Поскольку BFE является приквелом оригинальной игры, Serious Sam: The First Encounter, мы уже знаем, что будет в конце: наш герой перенесется в прошлое и даст захватчикам по щам. Но сначала он наваляет им в настоящем — а там гори оно все огнем.
На первый взгляд, игра по сравнению с предыдущими частями совершенно не изменилась: Сэм шествует по абсолютно линейным уровням, превращая врагов в фарш и изредка отвлекаясь на поиск тайников. Периодически героя запирают в условном помещении («условном», потому что это может быть и огромная равнина) и заваливают тоннами вражеского мяса. В порядке вещей одновременно уворачиваться от рогов разьяренного быка и одновременно садить из двустволки в лоб скелету. Удовольствие, надо сказать, не для всех: если вы выросли на Call of Duty, Serious Sam 3 вам вряд ли понравится.
Иногда авторы дают передышку от бесконечных волн монстров и запирают нас в катакомбах, заставляя светить фонарем по сторонам, мыкаясь в поисках выхода. Зачем нам такой Half-Life, решительно непонятно — если истребление живности на открытых аренах приносит какое-никакое удовольствие, метание по темным коридорам только раздражает. Особенно это неприятно в кооперативной игре, когда напарники уже убежали, а ты пытаешься найти очередной неприметный коридорчик, чтобы их догнать. Какая радость шарить фонарем по черному экрану, когда знаешь, что друзья уже вовсю развлекаются?
Совместное прохождение — главное, ради чего стоит купить Serious Sam 3. BFE лишний раз подтверждает собственную олдскульность, в частности, и тем, что поддерживает до 4 игроков на одном PC (в режиме сплит-скрина), а по Сети могут играть до 16 человек. Но это уже чересчур — врагов на всех не хватает, поэтому такой большой компанией лучше зарубиться в PvP.
На выбор представлены все классические режимы вроде дефматча и захвата флага. Проблема только с поиском серверов — то ли еще не все наигрались в кооператив, то ли желающих воевать друг с другом нет в принципе. К сожалению (или к счастью), верным кажется второй вариант. По динамике местный режим «все против всех» напоминает Quake 3, но сильно проигрывает последнему по дизайну карт. Да и с балансом оружия проблемы: ракетница и двустволка обычно убивают с одного попадания, а остальные стволы практически бесполезны. Бездумно сделан и респаун — нередко противники возрождаются прямо у тебя за спиной (быстро отправляя на тот свет) или прямо под носом (даря бесплатный фраг). Окончательно портит впечатление анимация — она тоже напоминает о третьем Quake: если монстры хоть как-то шевелятся, то вот персонажи, управляемые игроками, бегают, будто швабру проглотив.
Не лучше и графика. Несмотря на нескромные системные требования, даже на ультранастройках графики Serious Engine 3.5 выдает картинку уровня Half-Life 2 или Modern Warfare. Очевидно, проблема в художниках: обратившись к более реалистичному стилю, им не удалось сложить из четырех известных букв слово «вечность». Если честно, мы очень скучаем по разудалому мультяшному Сэму образца 2001 года и яркой, веселой картинке.
Но ужаснее всего звук. Создается впечатление, что разработчики просто взяли озвучку монстров из первого Serious Sam. Хотя даже это не самое страшное. Звук абсолютно неинформативен: например, невозможно определить, откуда к вам приближается очередной безголовый камикадзе, по его крику. Кажется, будто толпа товарищей с бомбами поселилась прямо у Сэма в голове.
По иронии судьбы, из всех достоинств первой Serious Sam до третьей в целости и сохранности дожил только главный герой. Впрочем, даже несмотря на многие недостатки, BFE превосходит ближайшего конкурента — Duke Nukem Forever. Жаль только, что ни одна из них лучше от этого не становится. Еще одна легенда умерла.
BFE отлично поддерживает напряжение, каждая новая волна врагов отзывается адреналиновым пуском в печени. Очень скоро начинает казаться, что враг повсюду, и, скорее всего, именно так оно и есть, но вы стараетесь об этом не задумываться. Главное, чтобы прицел точно выцеплял на блекло-сером фоне цели, а указательный палец не свело судорогой. Проанализировать все можно будет потом. По-моему, это ценное умение вполне достойно похвалы.
Читайте также: