Payday 2 обзор
Наш текст про первую часть начинался сухой статистикой. Мол, если грабители решили взять банк силой, громко, в масках и с огнестрелом, да еще и оказать сопротивление полиции, то никаких чудес не произойдет. Развеселую бригаду застрелят, заложники отделаются легким испугом, а полиция — минимальными потерями. Payday: The Heist была сказкой, в которой преступники неуклюже выносили деньги из хранилища мешками и отнимали жизни десятков невинных людей.
Убей их всех
На первый взгляд, в Payday 2 ничего не поменялось. Четыре одетых с иголочки мужчины собираются у входа в банк и надевают маски. Что происходит дальше: начало штурма, безоружным кричат лечь на пол, охране ничего не кричат, зато стреляют в голову. Камеры наблюдения фиксируют нарушение, поднимается тревога. Среди прохожих на улице начинается паника. Чудом выживший секьюрити звонит в полицию, и стражи закона быстренько приезжают. Без жертв не обойдется.
Сейф или хранилище, как правило, так просто не вскрыть — необходимо поставить дрель и подождать несколько минут. Механизм может выйти из строя, тогда придется судорожно его перезапускать, в то время как самоотверженный спецназ старается подобраться поближе. Но слабоумие и отвага здесь не срабатывают: от наших выстрелов враги падают замертво десятками, причем это не условные зомби или, скажем, фашисты из Wolfenstein, а вполне себе положительные парни, спасающие граждан своей страны (в этом смысле Payday 2 крайне жестокий проект).
Но как бы метко вы ни стреляли, полиция все равно всесильна, ее подкрепления бесконечны. Стражи правопорядка постоянно устраивают агрессивные натиски, пережить которые становится все труднее и труднее, тогда как у преступников рано или поздно заканчиваются боеприпасы и выдержка.
Сорвать джекпот
Некоторые сравнивают Payday с Dark Souls, она тоже требует полного знания механики и безупречного прохождения уровней. Это практически работа, которую нужно выполнить идеально.
Сложность заключается в том, что здесь вам не объясняют нюансы и постоянно о чем-то умалчивают. То есть простейшие наводки вроде «взломай вон тот сейф», «возьми эту сумку» и «убегать надо вот сюда» в Payday 2 есть, но она не выпячивает разом все свои возможности, как большинство современных игр. Невнимательный игрок может упустить мелочи. Так, от количества удерживаемых заложников зависит активность штурмовиков. Жестоко и неаккуратно расстреляли всю охрану? По вашу душу приедут гораздо оперативнее. Или, потратившись на инсайдерскую информацию перед началом раунда, можно немного облегчить себе жизнь, тем более что у профессионального вора она, как выясняется, невыносимая.
Охраны дотошнее, чем в Payday 2, не найти. Открытые двери, подозрительная внешность — секьюрити волнуются по любому поводу и всегда готовы вызвать легавых. Скажем, вы случайно разбили окно на крыше в музее. Подумаешь, всякое бывает. Но пришедший на место охранник при виде осколков тут же паникует. При этом просто так его не убрать: даже когда рядом никого нет и жертва находится в полной вашей власти, убийство может вызвать тревогу — если пострадавший вовремя не ответит по внутренней связи, коллеги поднимут шум.
Поэтому после выстрела в голову со всех сил несемся к трупу и начинаем врать диспетчеру. Но долго так делать тоже не получится: рано или поздно ложь перестает срабатывать и охрана вызывает полицию, спецназ и других квалифицированных товарищей. Любая неосторожность приводит к бойне, причем при игре с друзьями шанс на ошибку резко возрастает — человеческий фактор здесь очень силен.
Тем не менее в Payday 2 необходимо играть с живыми людьми. Искусственный интеллект напарников невероятно ленив, боты, например, не таскают сумки и не умеют тихо устранять противников. Максимум, на что их хватает, — неотрывно следовать за игроком и время от времени поднимать его в случае ранения.
Зато с толковой командой, где каждый ответственно исполняет свою роль, Payday преображается. Так, у преступников есть разные таланты, разбитые на четыре ветки. Архетипы стандартные: штурмовик-громила, сапер-взломщик, бесшумный убийца и обаятельный главарь, которого беспрекословно слушают заложники и даже полиция. Навыки позволяется выбирать из разных веток, но «фирменный» предмет на дело можно взять только один. Для разных заданий необходимо искать свой набор: где-то аптечки босса будут бесполезными, а вот глушилка электроники или взрывпакеты окажутся как нельзя кстати.
«Хочу стать преступником, какое приложение посоветуете?»
Так выглядит выбор миссий, и реализован он кошмарно. Хотите украсть мешок колумбийского кокаина и устроить массовое уничтожение парней в форме? Нужно сначала найти на карте подходящее задание, убедиться, что его сложность не слишком высокая (или наоборот), и только потом уже выезжать клоунской бандой. Задания появляются и исчезают (видимо, преступников много и они быстро разбирают работу), настроить желаемую сложность никак не получается. Остается только смотреть на карту города и печально ждать, пока не появится подходящий вариант.
Настолько инфернальное решение можно объяснить только желанием авторов остановить игроков от выбора легких заданий. Например, миссию Ukrainian Job можно без особых усилий пройти примерно за пятьдесят секунд. Преступники врываются, разбивают витрины и живо уносят мешки с драгоценностями, а подрывник мгновенно разносит дверь сейфа и ворует необходимую клиенту тиару. Очевидцы и охрана просто не успевают ничего предпринять. Если бы не ограничение, многие так и качались бы на этой карте. А что? Быстро, прибыльно, приятно. Тем более что после каждой работы игроку дают какой-нибудь приз — новую маску или аксессуары к ней, прицел для оружия и так далее.
Но черт бы с ней, этой социальной сетью. Куда критичнее, что после нескольких десятков успешных преступлений игра перестает удивлять. Вы уже прекрасно знаете, как нужно взламывать хранилища и выносить добро, на руках — кровь тысяч полицейских, но дальше ждет все то же самое.
Формальные признаки вариативности — да, на месте. Патрули ходят по уникальным маршрутам, сейфы на карте могут быть раскиданы в произвольном порядке, картины для кражи меняются, машина для отхода появляется в разных местах. Но для агрессивных игроков это все незначительные мелочи. Если уж ты безрассудно палишь в людей, то для тебя совсем не важно, лежат деньги под прилавком магазина или в подсобке.
В случае же со скрытным прохождением такие изменения даже вредят. ИИ-режиссер, например, может расположить вход в хранилище на виду у всего персонала, а значит, без лишнего шума дрель поставить не получится.
Зато когда все идет по плану и операция проходит безупречно — Payday доставляет неподдельную радость. Именно ради моментов, где ты, обведя вокруг пальца всех сторожил, утаскиваешь из суперохраняемого музея редкие картины, в нее и стоит играть.
Первый же слой с хаотичным убийством полицейских и удерживанием заложников впечатляет меньше, но позволяет ненадолго ощутить себя настоящим грабителем: приходится постоянно импровизировать, игра становится крайне драматичной. Кто-то не успевает добежать до фургона, падает от выстрелов в спину и роняет сумку с деньгами. Напарник со всех ног бежит к раненому, но не для того, чтобы помочь, — только сумку подобрать. В такие минуты Payday 2 кажется одной из самых искренних игр на свете.
19 марта 2020 года в американском штате Теннесси полицейские устроили облаву на склад бандитов, где, помимо оружия, наркотиков и денег, были найдены четыре маски из Payday. Что забавно, маски оказались не полными копиями игровых и выглядели как дешёвые подделки. Сообщество Payday тут же вспомнило мем Paycheck Crew — так называется вымышленная команда грабителей-неудачников, которые носят дурацкие маски.
Летом 2019 года по Payday 2 выпустили текстовую мини-игру Payday: The Text Adventure. Как и в других текстовых приключениях, здесь игрок должен отыскать путь к победе, выбрав правильные варианты ответа. В развлечении есть несколько концовок и восьмибитные ремиксы музыки из Payday в качестве саундтрека.
В реальной жизни мало кто с симпатией относится к грабителям, налетчикам, бандитам и прочему асоциальному элементу, зарабатывающему на жизнь путем отъема материальных ценностей у населения или государства. Однако книги, фильмы, а теперь и игры, рассказывающие о приключениях «романтиков с большой дороги», пользуются стабильной популярностью со времен устных пересказов историй о «шервудском стрелке» (который, скорее всего, был самым обычным разбойником). Благо готовые рискнуть собственной шкурой ради быстрого заработка будут всегда — даже сейчас, несмотря на сверхсложные системы защиты, молниеносную реакцию органов правопорядка и практически неосуществимую возможность «залечь на дно», в современном, прозрачном для властей мире желающих сорвать куш хватает.
Современные «робингуды», по мнению Overkill Software, совсем не похожи на веселого парня в обтягивающих лосинах. Они прячут лица за разноцветными клоунскими масками, луку предпочитают автомат, мастерски управляются со сложными гаджетами и инструментами, а известного правила «грабим богатых — отдаем бедным» придерживаются ровно наполовину.
Мой дом — моя крепость
Четверка «медвежатников», знакомых нам с первой части, отправляется в длительную командировку в Вашингтон — богатый город, где всегда найдется работа для наших героев. Сразу на дело нас не пустят: перед началом нового этапа в богатой на события криминальной карьере игроку предлагают ознакомиться с убежищем, где потрошители банков проводят время в перерывах между заданиями. Убежище — это своего рода дом нашего персонажа и заодно площадка для обучающей миссии. Здесь есть тир, где можно попрактиковаться в стрельбе по мишеням, тренировочные помещения для отработки навыков вскрытия сейфов и дверей, оружейная, где собраны все «стволы», купленные персонажем (а оружия здесь, скажем сразу, немало). Но, несомненно, сердце нашей «блатхаты» — это неприметная на первый взгляд комната, где ничего, кроме большого стола и монитора на стене, нет. Однако по мере прохождения миссий стол начнет заполняться пачками хрустящих новеньких купюр, а на дисплее можно будет узнать баланс оффшорного счета в банке.
Собственно, пригодится убежище лишь для обучения азам игры, позволяя еще глубже погрузиться в атмосферу преступного мира перед началом серьезной работы — какой же медвежатник обходится без своей собственной «берлоги»? Потом туда стоит возвращаться лишь для того, чтобы щелкать скриншоты ломящегося от денег стола в хранилище и хвастаться состоянием банковского счета перед не столь удачливыми друзьями — вот, пожалуй, и все. Впрочем, разработчиков уже вовсю бомбардируют письмами с просьбой добавить в игру «кастомизацию» конспиративной квартиры для пущей атмосферности, и эта возможность наверняка появится в грядущих патчах. Ну, или DLC.
Сохраняйте спокойствие — это ограбление!
Все миссии пусть и служат одной цели — обогащению заказчика и исполнителей, — существенно различаются. Некоторые проходятся за полчаса напряженной перестрелки, другие — за минуту-другую и без лишней пальбы. Где-то надо «вынести» банковское хранилище, где-то — разгромить торговый центр (одна из самых забавных миссий). Кроме выполнения основного задания никто не мешает прибрать к рукам все, что плохо лежит, — например, под шумок вскрыть банкомат или кассовый аппарат в соседнем здании. Дабы не превращать игру в однообразные пробежки по уже знакомым маршрутам, разработчики постарались разнообразить геймплей с помощью случайной генерации объектов: сейф с валютой может оказаться в другом месте, меняется маршрут движения охранников и гражданских, расположение зоны эвакуации и тому подобные мелочи. Все это позволяет не заскучать при многократном прохождении одних и тех же миссий.
Некоторые задания можно завершить с минимумом жертв — пусть мы и не Сэмы Фишеры, но кое-что в «стелсе» тоже сечем. Вычислить местонахождение цели, не попадаясь на глаза охране и бдительным прохожим, тихо убрать ненужных свидетелей, выбить взрывом дверь сейфа, забрать добычу и сделать ноги по-быстрому — отличная альтернатива непрерывной перестрелке, что начинается, едва кто-то из команды оплошает и гражданские вызовут полицию. Появляется она очень быстро, не считается с потерями, а с каждой волной атаки стражи правопорядка становятся только злее и круче: убить патрульного копа без брони и завалить «бульдозера» (здоровенный спецназовец в противоосколочном костюме) — две большие разницы, как говорится. А если таких врагов не один и не два, а напарники скованы боем и того гляди помрут, то начинается настоящий хардкор. Некоторые миссии команда «вытаскивает» из последних сил, на пределе возможностей — даже не скажешь, что воюешь с ботами. Пусть они и не блещут особым интеллектом, предпочитают брать числом, а не умением и гибнут пачками, ошибки компьютерный оппонент все равно прощает весьма неохотно.
Карты, деньги, два ствола
После завершения миссии можно ознакомиться со статистикой и, самое главное, узнать, какой заработок достался каждому из бандитов. Часть награбленного уходит на оффшорный счет (можно считать, что это местный счетчик очков), а часть выдается наличными. Эти деньги можно и нужно тратить на усовершенствования имеющихся «стволов» и снаряжения и покупку нового, плюс определенный бонус (деньги, раскраску для маски или свежую модель определенного «апгрейда») можно получить совершенно бесплатно, сыграв в мини-лотерею (выбор одной из трех игральных карт) после окончания задания.
Оружия в Payday 2 хватит, чтобы удовлетворить вкус самого взыскательного любителя смертоносных железок: штурмовые винтовки, дробовики, пистолеты-пулеметы, целая куча различных улучшений, начиная от оптического прицела и глушителя, заканчивая тактическим фонариком и накладкой на приклад. Кроме огнестрела каждый член команды может воспользоваться определенным снаряжением вроде аптечек, мин, сумок с патронами и прочих нужных для нелегкой работы наших героев вещей. Чтобы использовать эти устройства максимально эффективно, необходимо не только потратить заработанные нечестным трудом денежки на их покупку, но и вложиться в одну из четырех веток развития.
Система навыков здесь гибкая — никто не мешает выучить пару умений одной профессии, а потом переключиться на «прокачку» следующей. Класс Ghost полностью оправдывает свое название и придется по душе тем, кто не любит лишней стрельбы, а предпочитает решать проблемы тихо; Enforcer, напротив, рвется в гущу схватки, сея смерть направо и налево, аки берсеркер, не замечая ран (одноименное умение позволяет наносить больше урона, когда жизненные силы персонажа на исходе); Mastermind полностью оправдывает свое название — кроме того, что это отличный «саппорт», без умений которого практически невозможно пройти некоторые миссии, этот обаятельный мужчина в самом расцвете сил может очаровать гражданских так, чтобы те помогали грабителям, более того — если дорасти до четвертого уровня и открыть способность Joker, появляется возможность переманивать вооруженных противников на свою сторону. Наконец, последний класс — Technician — мастер на все руки: минирует, ставит турели и может заставить мощную дрель неведомым образом работать совершенно бесшумно.
Вообще, условностей хватает — не стоит ждать от игры какого-то хардкорного реализма, геймплей здесь первичен. Сравнение с Left 4 Dead до сих пор справедливо: здешние полицейские ведут себя как зомби, лезут напролом к нарушителям правопорядка и закономерно дохнут в каких-то совсем неприличных количествах, а наши герои, напротив, умирать не торопятся даже после пары очередей в упор.
Впрочем, придираться при желании можно еще долго — и локации здесь маловаты, и графика далеко не на высоте, а уж про уровень исполнения анимации персонажей лучше вообще молчать. Но, как ни странно, ставка на геймплей сыграла — все эти недостатки, если не приглядываться специально, можно и вовсе не заметить. Оказывается, быть грабителем (не сочтите за пропаганду преступного образа жизни) — увлекательно и интересно. По крайней мере, в этой виртуальной реальности.
Разработчики постарались на славу: игра точно придется по душе поклонникам фильмов о грабежах и разбое — с атмосферой здесь полный порядок; не забыли и тех, кто ценит в боевиках напряженные перестрелки до последнего патрона. А еще здесь есть шапк… то есть маски разных форм и расцветок.
Теперь главное для авторов — не останавливаться на достигнутом: недалек тот день, когда все миссии будут пройдены любыми возможными способами, открыты все «пушки» и навыки персонажей. Остается пожелать Payday 2 больше дополнений, хороших и разных (а еще лучше редактор уровней в открытом доступе). В остальном все, что необходимо для того, чтобы стать одним из лучших кооперативных боевиков года, у игры уже в наличии.
Payday:The Heist многие корили за вторичность: дескать, «это же Left 4 Dead, только про копов и бандитов!». Разработчики из Overkill действительно любят знаменитый зомби-тир горячей любовью и даже кое-чего оттуда заимствуют, но дословно его концепцию никто не пересказывает.
Из Payday 2 создатели вообще вздумали сделать чуть ли не криминальный боевик мечты, а заодно и самую популярную кооперативную пострелушку в Steam. С последним худо-бедно справились, уступив только непоколебимой Team Fortress 2, а вот до звания идеального криминального шутера еще пилить и пилить, но вперед игра шагнула широко.
Игровой процесс со времен первой части не особенно изменился. Банда четверых грабителей должна совершить. ну да, ограбление (но изредка, для разнообразия, — скажем, устроить акт вандализма в супермаркете) по одному из готовых сценариев, а потом смыться с места преступления. Сумеете — отсыплют банкнот, иначе — шиш. Играется, разумеется, в сессионных матчах.
Привыкайте, что противостоять вам будут буквально орды полицейских и спецназовцев, которые с первой части поднабрались уму-разуму. Теперь они трясутся за собственные шкуры и, получив серьезные раны, прячутся за укрытиями, иногда действуют по стратегии и даже выучились трюкам вроде дымовых и газовых завес.
ЭТО ИНТЕРЕСНО: разработчики не скрывают своей любви к Left 4 Dead. Так, действие одной из операций Payday: The Heist происходило в госпитале Mercy, и это задание даже позиционируется как неофициальный приквел к событиям вселенной Left 4 Dead. Один из пациентов госпиталя — Билл, персонаж первой части L4D; там же есть шанс мельком увидеть ведьму, и это не единственные отсылки.
Местами игра придерживается реалистичного подхода: от попаданий в персонажа экран тяжело вздрагивает, а с сумкой на плече герой бегает неспешно (хотя есть перк, снижающий штраф к скорости) и горбится под ее весом (косится экран). Баллистика пушек, в сравнении с тем, что было в первой части, просто безупречна — скажем, отдача доставляет ощутимых хлопот.
Способов провернуть операцию ровно два. Можно вломиться в банк с воплем «Всем лежать!» и сцапать, что надо, — но это варварский даже по здешним меркам вариант. На дело обычно идут без шума, тихо отстреливая охранников и деликатно припугивая обывателей. Лучше попытаться довести операцию до самого конца без шума и пыли — переполошить легавых никогда не поздно, а скрытное прохождение и время сэкономит, и морально удовлетворит. Только хитменовское ремесло нелегко дается: любая неучтенная мелочь может испортить всю малину. Поленились запихать труп в мусорный бак, забыли ответить в надрывающуюся рацию пришитого копа? С высокой вероятностью ждите наряд полицейских.
ЭТО ИНТЕРЕСНО: по мотивам Payday 2 запустили веб-сериал из четырех эпизодов (первый эпизод можете посмотреть здесь), но успех Assassin's Creed: Lineage его не ждал. Еще одна попытка рассказать хорошую историю про грабителей в масках нас ждет в следующем году, с релизом полнометражного фильма Payday: The Heist.
Чтобы таких вот гадких сюрпризов не случалось, нужны разумные сообщники, которые не хотят становиться сокамерниками. Дурковатые боты в одиночной игре (не путать с кампанией, ее тут нет) доводят до белого каления, а среди случайных напарников легко может оказаться псих, который поломает преждевременной стрельбой всю тихушную тактику, поэтому проверенный способ избежать нервотрепки — сманить на криминальную тропу парочку друзей. Планирование и четкое взаимодействие внезапно становятся не только продуктивным, но и жутко увлекательным занятием («Сделаем как в «Оушене»!»). Только про голосовую связь не забудьте — без нее и вполовину не так весело.
На низких сложностях достаточно усвоить два правила: не отходите далеко от напарников и не слишком наседайте на перестрелки (а то некоторых героев-одиночек бывает от них не оторвать), и все будет хорошо. На зубодробительных сложностях, за которые и поощряют знатно, эти правила — только самые-самые азы. Иногда нужно разделиться или начихать на мешок баксов и пойти расставить мины, а иногда и кинуться на амбразуру ради напарника (хотя. ради денег, а не напарника, конечно же). Если к концу операции на воле останется хоть один игрок — успех засчитают всем, но оштрафуют на деньги и опыт за арестованных товарищей.
Хмурое ремесло бандита делают чуточку радужнее неожиданности. В одном и том же сценарии могут меняться местами некоторые помещения в зданиях, расположение камер видеонаблюдения, маршруты полицейских. Не сказать, что все это вдыхает в игру безумную реиграбельность, но все-таки разнообразит.
СЮЖЕТНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ: криминальные боевики — жанр избитый, но это не повод пренебрегать сюжетом. Как уже говорилось, одиночной кампании нет, а досье на встречающихся персонажей поверхностнее некуда. Составить хоть сколько-нибудь четкую картинку происходящего можно только по веб-сериалу.
Большую часть времени, как и в Payday: The Heist, придется ждать. Устанавливаете автоматическую дрель и отстреливаетесь, пока она просверлит сейф, запускаете взлом компьютера и обороняетесь, пока идет процесс, ждете машину и. Но не спешите вешать нос. Теперь некоторые события разрешают форсировать. Дрель, например, можно ускорить, выучив соответствующий перк, взрывчатке — прибавить убойности, чтобы она мгновенно подрывала небольшие препятствия (двери, решетки), а можно добыть болгарку — опять же изучив нужный талант, — которая вскрывает сейфы. В общем, занудства поубавилось.
Еще одна новая фишка Payday 2 — многоступенчатые задания по типу кампаний из Left 4 Dead, только вместо глав тут — дни. В первый день, например, воруем картины из галереи, во второй — передаем их покупателю и выбираемся из засады (если предыдущий этап пройден по-тихому, засады не будет), а в третий грабим сенатора. По сути, это ряд обычных заданий, но некоторые тяжелы настолько, что выполнять их лучше строго на цыпочках, а иначе нагрянет легион стражей порядка. За усердие вас щедро вознаградят, ну и опыта подкинут прилично.
Развитие персонажа со времен первой части ощутимо переменилось — теперь научиться всем талантам нельзя. Более того, даже развить до предела больше одной ветки не выйдет. Такая ролевая система получилась гораздо гибче — из своего протеже можно вылепить бандита на любой вкус. Сладкоречивого руководителя, к примеру, который уболтает о помощи даже заложника, или шустрого призрака — мастера скрытных операций. Не стоит воспринимать перки как определяющий фактор роли в команде. Техник, призрак, руководитель, штурмовик — любой будет от души стрелять по копам, а если надо — как миленький пойдет таскать сумки денег.
Payday 2 заслуженно забралась в десятку самых популярных игр в Steam и собрала вокруг себя огромную аудиторию грабителей, которую разработчики планируют прикармливать в ближайший год контентными обновлениями. А когда «корм» закончится, там уже, глядишь, и полнометражка по мотивам подоспеет — и завлечет новых игроков не хуже рождественской распродажи.
Читайте также: