Настольная игра князья обзор
Хорошие исторические игры — редкость для отечественной настольной игроиндустрии. А хорошие игры про домонгольский период Древней Руси вообще не приходят мне на память. Так что “Князья” — игра не просто однозначно хорошая, но еще и уникальная по своему сюжету и антуражу.
Итак, каждый из игроков выступает от лица могущественного русского князя. Древняя Русь уже погрузилась в пучину феодальной раздробленности, и в отсутствие опасных внешних противников правители феодов затеяли войну в формате “брат на брата”. В качестве средств агрессии русские князья используют личную дружину и наемников из окружающих государств, а в качестве методов обороны превалируют строительное дело (частоколы и рвы) и набор ополчения.
Единственными компонентами игры являются карты — огромная стопка из 100 штук. Как в подкидном дураке, часть карт раздается на руки игрокам, а часть остается в общей колоде, откуда игроки пополняют руку.
Наиболее ценные карты это города , 12 исторических поселений — от Киева до загадочной Тмутаракани. В городах возводятся постройки , которые или усиливают защиту, или добавляют Славу хозяину города. Чтобы захватить чужой город, понадобятся карты войска . Каждое войско обладает Силой — более слабое бьется более могучим. В несложные сражения карточных войск можно вмешиваться при помощи событий — как полезных, так и неприятных (“Разведка”, “Засада”, “Предательство” и пр.). В глобальном масштабе на ход партии действуют летописи — это тип карт, похожий на события, но летопись продолжает лежать на столе до конца партии.
Собственно, одного абзаца хватило на то, чтобы описать весь игровой процесс. Побеждает тот, у кого к концу игры будет больше Славы (читай — городов и построек). Но не стоит думать, что “Князья” — игра примитивная. Она отличается выверенным балансом, динамичным игровым процессом и тем, что на Западе принято именовать replayability — в “Князей” не скучно играть и третий раз, и тридцать третий. Любителям быстрых и антуражных игр мы настоятельно рекомендуем взглянуть на “Князей” — игру “об истории Киевского государства”. А художественные тексты на картах можно использовать в качестве учебного пособия — цитируются древнерусские летописи.
“Князья” опубликованы в одной из серий издательства “Astrel Games”, которое специализируется на производстве недорогих игр для детей школьного возраста. Жаль, что “Князья” не попали в “высшую” линейку компании — они вполне достойны того, чтобы выходить под известным лейблом “Хобби-игры”, который “Астрель” ставит на свою самую дорогую продукцию, рассчитанную уже не на детей, а на любителей “настолок” более зрелого возраста.
На диске журнала размещены правила “Князей”.
Игровой мир — ******* (7)
Художественный дизайн — ******* (7)
Качество изготовления — ******* (7)
РЕЙТИНГ “МАНИИ”: 8
Стратегическая игра “Диктатор. Контроль” от компании “13 Рентген” в ноябре поступает в повсеместную продажу на просторах Необъятной. Бесплатные демо-версии “Диктатора” неоднократно появлялись на дисках “Игромании”, а желающие опробовать правила игры могут найти демо и на нынешнем диске журнала.
Рецензия на “Диктатор. Контроль” появится в одном из ближайших номеров “Игромании”.
1. “Диктатор. Контроль”. Демо-версии свежевышедшей игры от отечественной студии “13 Рентген”.
2. Dungeons & Dragons: Ravenloft. Самое последнее руководство Guide to the Mists по знаменитому готическому миру — на диске в полном виде!
3. AD&D 2nd Edition. Бланки персонажей.
4. World of Warcraft. Новый настольно-стратегический хит по самой продаваемой PC-игре в мире.
5. “Князья”. Правила отечественной карточной стратегии.
6. “Небожители”. Спойлер игры и демонстрационный ролик.
7. “Берсерк”. Демонстрация игры, онлайн-версия, правила, спойлер.
8. Magic: The Gathering. База карт Oracle, турнирные правила DCI, разъяснения и комментарии от Стивена Д’Анджело, лучшие колоды мира, полные официальные правила, русские правила игры.
Блог любителя настольных игр, от семейных и кубиковых до самых изощрённых.
четверг, 20 сентября 2012 г.
Христианская тематика и настольные игры.
Данная заметка представляет из себя размышления на тему религиозной тематики в настолках и около них, а также небольшой обзор пары игрушек с православной составляющей -"Пещеры Лавры" и "Пасха".
Я уже давно одним глазком посматриваю на игры с религиозным уклоном, точнее даже с христианским. Именно в настольных играх эта тема не находит достаточного отклика от потребителя и поэтому развивать ее издатели не рискуют. Известный по Каркассониаде немецкий игроавтор Клаус-Юргер Реде первоначально пытался продвинуть свои игры именно с религиозной составляющей. Довольно успешным его проектом можно считать "The Downfall of Pompeii", в которой автор хотел в игровой форме рассказать про одну из библейских историй - Гибели Помпеи. Есть, как мне кажется, и не очень успешный его проект на базе Каркассона - "The Ark of the Covenant", с помощью проверенно хорошего игрового механизма пытающийся довести до игрока знание о Ковчеге Завета (кивот) или по крайней мере возбудить интерес. Однако в этих случаях больший интерес вызывает удачная игровая механика, нежели тема, и она же может оказаться препятствием для ознакомления неокрепший играми ум.
В 2011 году появился блог Настольность, управляет которым Даниил Марков из Владивостока. Настольную общественность Даниил поразил тем, что добавил в критерии оценки опробованных игр христианскую составляющую. В этот критерий скорее всего (автор точнее скажет) входило просвещение, греховность происходящего в игре, отвлекающие от православия тематики (фэнтези и тд) и всё остальное, что по православию - грех. Буду откровенен, Даниил - есть поговорка "ёжик давился, но продолжал есть кактус". Другими словами, ты знал, что 90% игр греховны и сначала хотя бы делал вид, что занимаешься поиском негреховного, указывая малые баллы христианской составляющей и, главное, объясняя почему ты поставил ту или иную оценку. Сейчас, читая твои обзоры, я понял, что тебе уже надоело искать и ты стал простым настольщиком, без претензий. Ту дольку изюма, с которой началась история блога, ты, увы, потерял. Эти ни плохо, ни хорошо, просто факт.
Также через блог Даниила мне на глаза попались игры Алексея Маркевича. Алексей выбрал правильное тематическое направление, в числе которых библейские истории, мелкие "бытовые" но грехи и тд. Однако в некоторых вещах автор ведёт себя не очень адекватно (например интересная черта - отказаться от слова "карта" из-за того, что она ассоциируется со стандартными карточными играми), а в некоторых случаях противоречит сам себе. Так, например, Алексей утверждает, что игры с такой тематикой должны быть кооперативными, когда игроки помогают друг другу, и в то же время предлагает игру под названием "Духовная война" (клон Манчкина, судя по правилам), в котором каждый борется со своими грехами и побеждает тот, кто первым станет 13 уровня. Да, игры со стандартными условиями победы (один победил - остальные проиграли) вызывают греховные мысли типа зависти, обиды, уныния и тд. Но я не думаю, что с этим надо заморачиваться так, как это делаешь ты, Алексей. Игра, как и жизнь, учит как выигрывать, так и проигрывать. Акцентироваться на этом не стоит, главное - постараться донести до игрока правильную информацию в игровой форме. В данном случае я считаю, что Духовная война очень познавательна.
Все мои вышесказанные недовольства начинают подразумевать вопрос: какая должна быть игра на религиозную тематику? Очень простой и, как мне кажется, правильный рецепт предложило издательство "Царевич", о играх которых мы поговорим далее.
Первая игра - "Пещеры Лавры".
Игра предлагает походить по средневековым пещерам Киево-Печерской Лавры (г.Киев), в которых помещены мощи многих святых. Например, вы знали, что в этих пещерах находятся мощи Ильи Муромца?!
Итак, пройдёмся по компонентам:
- Коробка из плотного картона (действительно плотного)
- Игровое поле, разворачивающееся вчетверо. Хороший, плотный картон.
- Карты заданий в отдельном конверте.
- Пластиковые фишки и кубики. Самые простые, какие можно найти.
Игровое поле, представляющее собой (что бы вы думали?) пещеры Лавры. |
Карты заданий с биографической инфомацией. |
Подобный эффект я получал сам будучи школьником от настольной игры "Меценат". Только там вместо Киево-Печерских подвижников были картины из самых больших художественных галерей мира. Сыграв несколько раз, я уже знал много названий картин и их художников.
Следующая игра - "Пасха".
Эта игра в игровой форме познакомит маленьких участников с традициями соответствующего православного праздника. Для этой же цели в конце правил игры есть словарь православных терминов, встречающихся в игре.
Поле, правила, кубик, пасхальные яички, компасы и карточки с заданиями |
Эта игра также с простейшей механикой передвижения фишек, но по одной дорожке. По пути нам также надо будет выполнять задания и получать за это пасхальные яички (аналог победных очков). По сравнению с предыдущей игрой здесь появляется жетон компаса, позволяющий один раз поставить игровой кубик нужной гранью.
Что я хочу сказать про игры от издательства "Царевич":
1) Качественное исполнение всех бумажных компонентов.
2) Очень приятное оформление, в такие игры действительно хочется играть.
3) Фишки и кубики я бы поменял на что-нибудь, более соответствующее качеству печатных деталей (даже у той же Умной бумаги взять их фирменные псевдотрёхмерные фишки и уже будет хороший результат)
4) Мне, уже довольно продвинутому в играх, полезно иногда "возвращаться во времени" и поиграть в кинь-двинь. не на словах знать, с чего всё начиналось.
5) Христианская составляющая у этих игр - максимальный балл по шкале Даниила. =)
На сайте у издателя в проектах еще несколько довольно интересных игр, за которыми я теперь буду пристально следить. Пожалаем им удачи в этом нелёгком деле - издавать игры на православную тематику.
_________________________________________________________________________________
Подытожить я бы хотел размышлениями о том, как и кому продавать подобные игры.
Итак, игры с православной тематикой должны быть рассчитаны на детей и семейный досуг и выполнять просветительскую роль. Игры-викторины в чистом виде я не приветствую, тк в итоге игра превращается в экзамен и интерес ребёнка к игре пропадает очень быстро, поэтому минимальная механика должна присутствовать. Спрос на подобные игры может возникнуть только в соответствующих местах (церковь, храм и тд), значит для издания игры нужно партнёрство как минимум двух структур: церковь как заказчик и издатель как исполнитель. Можно конечно для ассортимента интернет-магазину настолок иметь подобные игры, однако надо понимать, что спрос будет невелик.
В общем-то это всё, что я хотел до вас донести. Я не претендую на истину в последней инстанции и всегда рад конструктивной беседе. Пишите =).
Блог любителя настольных игр, от семейных и кубиковых до самых изощрённых.
четверг, 18 февраля 2016 г.
Отечественное. Обзор второго издания настольной игры "Князья".
В начале игрокам раздаётся по 4 карты.
Свой ход можно потратить на пополнение руки на одну новую карту или розыгрыш карты с руки. Очень просто.
Разнообразие действий и игрового процесса в целом зависит от того, какую карту игрок сыграет. Вариантам розыгрыша я посвящу отдельную главу, заодно и карты покажу. =)
Города в "Князьях" - это цель. Больше городов - ближе победа. Каждый город имеет свою ценность - славу. Так, например, Киев и Новгород являются очень славными городами (аж по 3 очка имеют), тогда как Тмутаракань не очень. =)
Выкладывать с руки город с одной стороны опасно, с другой без этого не будет движения. Лучший вариант розыгрыша городов с руки - когда в руке накопится достаточное количество карт для отражения вражеских атак.
Внутреннее обустройство города имеет не меньшую важность, чем само владение городом. Сделать из Тмутаракани процветающий мегаполис с 15 очками славы - вообще не проблема, если настроить соборов, библиотек и школ там. А если там поставить Митрополичье подворье (умножает славу города на 3), так вообще можно победить без владения другими менее застроенными городами.
Также в постройках встречаются защитные стены и рвы, которые повышают требования к силе вражеских армий, а также усиливают армии самого города. Например, "Новые стены" не дадут нападать армиям с силой 3 и ниже.
Какая бы игра была, если бы нельзя было повоевать? Да никакая! В свой ход игрок может объявить военный поход на любой из выложенных оппонентами городов и сыграть карту рати (в простонародии - войска). Мини-войнушка проходит примерно так же, как и простая игра в Дурака: нападающий выложил карту, защитник должен отбить её большей по силе, дальше нападающий ещё может сыграть карту и так далее, пока кто-то не сдастся. Нападающий победил - значит, забирает город с постройками себе.
Особняком здесь стоят карты "Ополчение", чья сила зависит от славы города. Этой картой можно только защищаться.
Карты событий я считаю двигателем всей игры. Именно они добавляют в "Князья" большую деревянную ложку, доверха наполненную интригами. С помощью карт событий можно отнимать города без войны, лишать игроков карт в руке, пополнять свою руку картами, переманивать войска противника. вариантов куча. Чем больше у вас таких карт в руке, тем сохраннее ваши города и тем хуже оппонентам. =) Кстати, некоторые карты событий можно разыгрывать во время военных действий вместо карт ратей.
Карты летописей отличаются от событий тем, что дают длительный эффект и зачастую остаются в игре до конца партии. С помощью этих карт можно получить дополнительные очки, лишить игрока очков, усилить свои армии при защите городов. Особняком стоят две карты - "Батый" и "Тайное послание". Розыгрыш первой позволяет закончить игру в течении одного текущего раунда, а розыгрыш второй - немного оттянуть завершение партии на один раунд. И в том, и в другом случае у разыгравшего карту игрока есть преимущество - его ход в партии последний, а это порой очень важно (например, сыграть последней картой в игре "Метрополичье подворье" может стоить кому-то победы).
Всего 5 типов карт, а сколько разнообразия? =)
СРАВНЕНИЕ С ПЕРВЫМ ИЗДАНИЕМ.
(картинка из поисковика) |
Первое издание было выпущено компанией "Astrel games" аж в 2005 году. Большая коробка, в которую можно было поместить ещё 5 таких игр, имела яркую и живописную картинку (прямо скажем, богатую), однако общий фон в красно-жёлтых тонах делал коробку более блеклой по сравнению с другими коробками на витрине. Размер коробки обусловлен ещё тем, что карты внутри лежали не собранной колодой в полиэтилене, к чему сейчас все уже привыкли, а листами, совпадающими размером с длиной и шириной коробки (отчего на картах кстати оставались заусенцы).
Чего не отнять, так очень контрастной рубашки. =) Рубашка карт от второй редакции более живописная и, как следствие, повторяет "успех" коробки первой редакции, а именно более сложную визуальную идентификацию рубашка/лицо.
Лицевая часть карт более светлая по сравнению с новым изданием и в угоду арту не очень удачно был подобран цвет и шрифт текста. Но вот что останется в моём сердце навсегда - арт, детально подогнанный под смысловую составляющую карты: если город, то изображён город, если половецкое войско - то явно видно половца на коне.
Город теперь на карте расположен вертикально, как и другие типы карт. В контрасте и удобстве считывания информации новая версия лучше. Тематические фрески, заменившие арт, на любителя.
Карты новой версии стали чуть длиннее, у всех типов карт появился личный цвет окантовки, более тёмный и контрастный цвет фона позволяет быстрее различать карты по типу. Толщина карт и их качество примерно равны, вот только в новой версии нет заусенцев (продажа карт листами ушла в прошлое). Изменились некоторые названия карт, но по смыслу явное изменение претерпела "Бысть тишина", ставшая "Тайным посланием": если раньше она полностью отменяла нашествие татаро-монголов, то теперь лишь добавляет один раунд.
В целом, нельзя сказать, какая версия лучше. Но главное, нельзя сказать, какая версия хуже. =)
Новая коробка уместила обе версии игры и теперь можно играть двумя компаниями одновременно. или выбирать колоду для партии по дизайну. =)
ВПЕЧАТЛЕНИЯ.
Моё мнение об игре не изменилось ни на йоту за столько лет, сколько я о ней вообще знаю. Это отличная игра с редким в наше время древнерусским антуражем и соответствующей логикой происходящего.
Несмотря на серьёзную тематику и суровый внешний вид, надо принять за факт и приготовиться к тому, что игра ориентирована на семейный или дружеский досуг, а игровой процесс весёлый и непредсказуемый: нередкий случай, когда тебе во время партии приходят в руку только постройки, и ты ничего не можешь с этим поделать. В этой игре нет немецкого баланса и не должно быть. Игра на интригу, на использование тех возможностей, что есть здесь и сейчас; на достижение цели любым доступным способом. Приготовьте своих жён, детей, друзей и других близких вам игроков к тому, что в этой игре никакие родственные отношения в реальном мире не должны быть преградой для достижения цели: можешь ограбить слабого игрока - делай, можешь отнять последний город - отнимай, лишь бы приближало к победе. Конечно (я по своему опыту знаю), в следующих партиях именно вы можете стать объектом всех атак из-за того, что "ты в прошлой игре мне спалил Новгород
Близкой игрой по духу и отдаче (не путать со сходством игрового процесса), которые мне удалось опробовать за последнее время, я считаю "7 драконов" от Мира Хобби. Но полноценного аналога этой игре я придумать не могу, атмосфера и логичность происходящего здесь в соотношении к количеству компонентов делает игру и вовсе уникальной.
"Князья" - это игра, в которую я поигрываю уже на протяжении 7 лет. "Князья" - это игра, в которую я хочу поигрывать ещё столько же. Для меня "Князья" - неувядающий хит, чья ценность с годами будет лишь увеличиваться.
Хорошие исторические игры — редкость для отечественной настольной игроиндустрии. А хорошие игры про домонгольский период Древней Руси вообще не приходят мне на память. Так что “Князья” — игра не просто однозначно хорошая, но еще и уникальная по своему сюжету и антуражу.
Итак, каждый из игроков выступает от лица могущественного русского князя. Древняя Русь уже погрузилась в пучину феодальной раздробленности, и в отсутствие опасных внешних противников правители феодов затеяли войну в формате “брат на брата”. В качестве средств агрессии русские князья используют личную дружину и наемников из окружающих государств, а в качестве методов обороны превалируют строительное дело (частоколы и рвы) и набор ополчения.
Единственными компонентами игры являются карты — огромная стопка из 100 штук. Как в подкидном дураке, часть карт раздается на руки игрокам, а часть остается в общей колоде, откуда игроки пополняют руку.
Наиболее ценные карты это города , 12 исторических поселений — от Киева до загадочной Тмутаракани. В городах возводятся постройки , которые или усиливают защиту, или добавляют Славу хозяину города. Чтобы захватить чужой город, понадобятся карты войска . Каждое войско обладает Силой — более слабое бьется более могучим. В несложные сражения карточных войск можно вмешиваться при помощи событий — как полезных, так и неприятных (“Разведка”, “Засада”, “Предательство” и пр.). В глобальном масштабе на ход партии действуют летописи — это тип карт, похожий на события, но летопись продолжает лежать на столе до конца партии.
Собственно, одного абзаца хватило на то, чтобы описать весь игровой процесс. Побеждает тот, у кого к концу игры будет больше Славы (читай — городов и построек). Но не стоит думать, что “Князья” — игра примитивная. Она отличается выверенным балансом, динамичным игровым процессом и тем, что на Западе принято именовать replayability — в “Князей” не скучно играть и третий раз, и тридцать третий. Любителям быстрых и антуражных игр мы настоятельно рекомендуем взглянуть на “Князей” — игру “об истории Киевского государства”. А художественные тексты на картах можно использовать в качестве учебного пособия — цитируются древнерусские летописи.
“Князья” опубликованы в одной из серий издательства “Astrel Games”, которое специализируется на производстве недорогих игр для детей школьного возраста. Жаль, что “Князья” не попали в “высшую” линейку компании — они вполне достойны того, чтобы выходить под известным лейблом “Хобби-игры”, который “Астрель” ставит на свою самую дорогую продукцию, рассчитанную уже не на детей, а на любителей “настолок” более зрелого возраста.
На диске журнала размещены правила “Князей”.
Игровой мир — ******* (7)
Художественный дизайн — ******* (7)
Качество изготовления — ******* (7)
РЕЙТИНГ “МАНИИ”: 8
Стратегическая игра “Диктатор. Контроль” от компании “13 Рентген” в ноябре поступает в повсеместную продажу на просторах Необъятной. Бесплатные демо-версии “Диктатора” неоднократно появлялись на дисках “Игромании”, а желающие опробовать правила игры могут найти демо и на нынешнем диске журнала.
Рецензия на “Диктатор. Контроль” появится в одном из ближайших номеров “Игромании”.
1. “Диктатор. Контроль”. Демо-версии свежевышедшей игры от отечественной студии “13 Рентген”.
2. Dungeons & Dragons: Ravenloft. Самое последнее руководство Guide to the Mists по знаменитому готическому миру — на диске в полном виде!
3. AD&D 2nd Edition. Бланки персонажей.
4. World of Warcraft. Новый настольно-стратегический хит по самой продаваемой PC-игре в мире.
5. “Князья”. Правила отечественной карточной стратегии.
6. “Небожители”. Спойлер игры и демонстрационный ролик.
7. “Берсерк”. Демонстрация игры, онлайн-версия, правила, спойлер.
8. Magic: The Gathering. База карт Oracle, турнирные правила DCI, разъяснения и комментарии от Стивена Д’Анджело, лучшие колоды мира, полные официальные правила, русские правила игры.
Читайте также: