Настольная игра энергосеть обзор
Power Grid вышла шестнадцать лет назад! Обалдеть какой древний возраст для современной настолки. Хотя, конечно, есть всемирно известные хиты, типа «Колонизаторов», которым и поболе будет годиков. Но «Энергосеть» вышла в то самое золотое время, когда настолки стремительно развивались и превращались в то, что мы видим на рынке сегодня. Тогда каждая коробочка была чем-то новым и необычным, появлялись свежие жанры, необычные авторские взгляды, оригинальные механики.
Экстравагантный дизайнер Фридеман Фризе умел (и умеет до сих пор) завлекать настольщиков своими играми не одними лишь зелёным тонами, присущими оформлению каждой его коробки, но и узнаваемым почерком, прослеживающимся в каждой из его игр. Одна лишь его серия мини-legacy настолок, типа Fast Forward: FORTRESS (о которой я тоже писал), привлекает внимание и заставляет себя хотя бы просто попробовать. Фридеман действительно автор очень неординарный и в том самом 2004 году выпустил свою самую крутую игру «Энергосеть».
И вот прошло столько лет, а у нас на столе переиздание, причём выпущенное и на русском. Что ж, грех не вспомнить старушку и не рассказать неофитам, почему эта игра лучшая у автора и благодаря каким таким своим особенностям получила гору наград.
О чём это?
Необычность «Энергосети» начинается с «сюжета». Мы становимся управляющим энергетической компанией, которая хочет расширить своё влияние на рынке и заработать много денюжек, предоставляя населению Германии / Росси / США / «подставьте сюда любую другую страну» электричество. За долгие годы существования настолки к ней вышло немало дополнений, многие из которых представляли собой игровые поля с картой определённой страны, за рынок которой и предлагалось побороться игрокам.
Наша цель — за определённый отрезок времени стать самым влиятельным поставщиком энергии на рынок страны. Или проще, обеспечивать электричеством наибольшее число городов. И вот, казалось бы, ничего необычного в таких условиях победы нет, что отличало бы игру от других. Однако это не совсем так. Как бы банально и нелепо это ни звучало, но ощущения от «Энергосети» именно что… необычные. Мы всю игру боремся не за какие-то абстрактные победные очки, а расширяем свою сеть, зарабатываем деньги и вкладываем их в новые станции, открываем дополнительные филиалы компании в разных городах на карте. Всё это даёт полное ощущение погружения не только в оригинальную механику, но и в суть и смысл нашего существования в этой настолке.
В общем, довольно сложно это объяснить, но игра достаточно сильно отличается от процентов 80% евро. У нас нет цели набить банально больше победных очков, у нас нет цели построить какой-то движок. Мы просто, как заправский бизнесмен, отстраиваем свою сеть предприятий, зарабатывая и вкладывая зарабатываемое в новые активы. Механика проста (хоть и с замороченными нюансами), но при этом вы ощущаете, что делаете что-то достаточно хитрое, чтобы игра доставляла удовольствие как от какого-нибудь сложного современного евро.
Во! Это в моём понимание тот самый экономический тип игры, где вы управляете активами компании и ощущаете это именно так, как должно, а не как в очередном евро, где осуществляются банальные обмены красного кубика на синий. Сюда же отношу «Прет-А-Порте», в обзоре которой тоже писал об этом ощущении.
Что в коробке?
Новая редакция игры отличается от старой в частности наполнением. Первое, что бросается в глаза, так это новые фишечки ресурсов, представленные теперь деревянными фигурками. Весьма приятный бонус. Не сказать, что игра от этого стала намного лучше (или старая хуже), но, несомненно, брать в руки капельки нефти или кучки угля… аутентичнее? =)
Далее идёт гора домиков, по 22 штуки на игрока. В течение партии они строятся в разных городах и обозначают места, где наша компания уже отхватила себе часть рынка.
Игровое поле двустороннее: на одной имеем карту США, на другой — карту Германии. Причём на одной из сторон есть небольшое дополнительное правило.
54 карточки электростанций, на которых мы будет перерабатывать разное сырьё ради выработки энергии.
Пачечка моих любимых бумажных денег. Да, я знаю, что большинство их не любит, но я просто прусь от этих «монопольных» купюр. Они дают ощущение настоящести.
Несколько вспомогательных фишек, которых не было в старой версии. Типа фишки аукциона и скидки:
Как в это играть?
Наверное, это одна из тех игр, где стоило бы рассказать правила поподробнее, так как они не совсем уж стандартны, как в других евро, но мне опять лень, поэтому держите краткий примерный пересказ. Тем более читать правила (любой игры) всё равно надо, всем рекомендую. Говорят, помогает играть без провисаний и ошибок.
Итак, у нас есть главный ресурс — денежки, выраженные банкнотами. Их мы в начале каждого раунда можем потратить на покупку одной из электростанций, представленных на рынке. Покупаем мы их при помощи открытого аукциона, на котором все пытаются перебить ставку друг друга. В любом случае у каждого будет шанс получить одну электростанцию в каждом раунде. Станции с течением партии на рынке предлагают всё более и более продвинутые, так что свой рабочий «парк» вы будете постепенно обновлять, так как запрещается иметь более трёх штук во владении.
Отличаются электростанции количеством вырабатываемой энергии (число справа внизу) и необходимыми для работы ресурсами. Фишка в том, что у нас есть ещё и динамический рынок ресурсов, спрос и предложение на которые растёт / понижается пропорционально. Настоящий эмулятор рынка. На ресурсы тоже нужны деньги, так что считать приходится достаточно много. Ресурсы тоже нельзя затаривать в неограниченных количествах, так как складами под них являются наши же станции, и их размер не резиновый.
Зарабатываем же мы на перегонке ресурсов в энергию, для чего должно соблюдаться два условия:
а) На карте страны мы строим наши домики (опять-таки за деньги, заметьте; много в игре денег надо, блин), чтобы показать, к каким городам мы уже провели провода и возвели там свою станцию, которая будет снабжать людей города электричеством. При этом возведение домика ещё ничего не говорит о нашем доходе, домик — это просто возможность заработать в конкретном городе, для чего…
б) Мы бросаем в топку имеющихся в наличии станций различные ресурсы (в игре их 4 типа) и, вырабатывая определённое количество энергии, берём плату с определённого числа городов, снабжаемых нашими станциями энергией.
Цель игры — первым подключить к своей энергосети определённое число городов и начать поставлять во все из них ток. Но так как условно все игроки идут более-менее нос к носу, то профессионалы приходят нередко к финалу с равным количеством подключённых/запитанных городов. И тут решает оставшийся наличный капитал. Именно поэтому выше я сказал, что важно ещё и правильно зарабатывать денежки в этом бизнесе, покупая ресурсы подешевле и играя на их рынке.
Впечатления
Игра очень экономическая, из тех, где вы именно что управляете своими финансами, распределяя их с максимальной эффективностью, чтобы затем получить их обратно в гораздо большем объёме. Именно это, по-моему, до сих пор отличает «Энергосеть» от большинства настолок. Она относится к особому жанру, развитие которого за последние 15 лет шло не столь стремительным образом, как развитие более классического евро. Однако несмотря на столь немалый прошедший срок, игра остаётся актуальна, как и многие другие великолепные игрушки прошлого, также переиздающиеся.
Самобытность и интересность творения Фридемана Фризе заключается ещё и в том, что механики игры достаточно оригинальны. Например, упомянутую выше «Прет-а-Порте» от Игнация Тшевичека (заметьте, её тоже недавно переиздали, хотя ей тоже десяток лет) я также отношу к экономическому жанру, однако эти две коробки отличаются столь же сильно, как условные шахматы и «Монополия».
В Power Grid перед игроками лежит полностью открытое поле информации, которым можно манипулировать и управлять. Рынок ресурсов с ограниченным предложением: каждый из игроков знает ценность ресурсов на нём, каждый видит, на потребление какого ресурса собираются упирать противники. Этого вполне достаточно для того, чтобы строить свои коварные планы на монополизацию определённых сегментов рынка или диверсификацию личного производства. Это целый пласт игры и, собственно, суть игрового процесса — правильно прогнозировать и вычислять свои будущие потребности и потребности других.
Но я не люблю шахматы и в принципе настолки без скрытой информации, так чем же «Энергосеть» привлекает именно меня? У неё есть несколько особенностей, разбавляющих математику и делающих её более… трешовой что ли (читай весёлой/интересной). В хорошем смысле этого слова, конечно. Ведь всем же известно, что в классном евро должна быть щепотка рандома. Так вот Фридеману Фризе удалось практически без оного сделать сухую бухгалтерию интересной. При этом получается так, что и «шахматисты» довольны, которым дай только всё просчитать на ходы и ходы вперёд, и люди, типа меня, мечтающие стать бухгалтером, но чтобы это ещё и весело было.
Во-первых, у игры есть изначальный рандомизатор карты. Перед партией вы любым способом определяете, какие участки карты будут задействованы в этой раскладке. То есть карта по-умолчанию не совсем статична, а меняется под запросы публики, так сказать. Это не весть какой рандом, но подходить к строительству своих станций в городах приходится несколько по иному в зависимости от взаимного расположения городов. Ведь цена протягивания проводов от одного до другого достаточно сильно можем изменяться на разных участках карты. К тому же есть правила, запрещающие на определённых этапах игры строиться в одних и тех же городах, что создаёт нехилую конкуренцию и гонку за рынок потребления. Без знания правил достаточно сложно это понять/объяснить, но грубо говоря, в игре есть эдакий элемент контроля территорий рынков сбыта.
В общем, чтобы правильно оценить верные вложения в постройки, нужно научиться считывать карту местности на ходы вперёд, с осознанием того, сколько денег придётся вложить в строительство и куда будет развиваться ваша сеть в будущем. В игре нельзя «уйти в минус», вы всегда сможете строиться и что-то делать, механика поддерживает плохих игроков на плаву. Однако такие неопытные игроки не смогут выиграть у хороших, так как те будут вести свой бизнес с куда меньшими расходами.
Второй привлекательный для любителей щепотки рандома в просчитываемых играх аспект «Энергосети» — это электростанции, каждую партию выпадающие по-разному, вернее, в разной последовательности, благодаря чему приходится подстраиваться и выбирать новые стратегии в конкретной партии. Да, общая динамика роста технологий и развития рынка станций одинакова, но именно благодаря изменению этой динамики и создаются интересные ситуации в партиях.
Тут же, кстати, есть небольшой нюанс, заключающийся в том, что для того, что показывать осознанную хорошую игру, нужно очень ясно представлять себе, что будет происходить в партии дальше, знать, как развивается рынок электростанций, ну, и в принципе быть в теме динамики игры. Правила игры хоть и яснее ясного, однако потребуется отыграть не одну партию, чтобы стать действительно хорошим игроком.
Самый же главный аспект, который привлекает лично меня в «Энергосети», — это оригинальная механика электростанций, потребляющих разные ресурсы и вырабатывающих разное же количество энергии. Весьма увлекательно скупать разные фишечки ресурсов с общего рынка, запасать их на складах, чтобы потом выкупить на аукционе какую-то мощную современную станцию, потребляющую эти же ресурсы с более эффективным результатом. Эдакое прогнозирование на будущее, вложение капитала в сырьё сейчас, чтобы оно принесло дивиденды — реально чувствуешь себя магнатом, крутящим капиталом. При этом игрок всегда видит результаты своих действий как на ладони, настолько просты и не закручены механики.
Итог
Отличная игра старой школы. Когда-то давно я не считал её шедевром, но она всегда была очень крепкой игрой. Сегодня моё мнение относительно «Энергосети» не изменилось. Это очень, очень классная игра, с такими же механиками и оригинальной экономической концепцией, которую и сейчас сложно найти в играх. Наверное, отчасти игра стала популярной именно благодаря этому, так что пробовать старушку стоит обязательно хотя бы ради расширения кругозора. Но думаю, если вы в душе бухгалтер, то полюбите настолку и не раз разложите её на столе.
Сегодня поговорим про игру от странного чувака Фридмана Фриза. Думаю, прожжённые настольщики знакомы с этим именем, хотя другим оно мало что скажет. Ведь по факту, кроме своей нездоровой любви к зелёному цвету и букве «F», как автор, этот геймдизайнер не сильно отличился на игростройном поприще. Пожалуй, единственной его известной настолкой является та самая Power Grid, она же «Энергосеть» в локализации бородатого года. И, кажется, подобная ситуация не только у нас, но и на Западе. За счёт «Энергосети» Фриз раскрутился и стал известен, и надо признать, заслуженно. Игрушка чрезвычайно хороша — эдакая экономическая стратегия особой породы, а не просто очередное евро. Очень советую попробовать — она на любителя, но тем, кто очень любит считать и прогнозировать события наперёд, зайдёт на ура.
Так вот, оказывается, это парень выпустил ещё и карточную версию своего большой настолки. Тихо создал, тихо издал, и никто у нас об этом бы и не знал (по крайней мере, я если и слышал на BGG краем уха о карточной вариации, то давно забыл в потоке других игр), если бы не очередная локализация. Что ж, коль коробка оказалась под рукой — надо опробовать и поделиться впечатлениями. Думаю, заинтересует эта коробка именно почитателей прежней версии игры, хотя и новички могут оценить классику в новой вариации.
О чём это?
«Сюжет» не отличается ничем от старшей сестры. Совсем. Игроки являются управляющими электростанциями, которые в свою очередь должны вырабатывать как можно больше энергии, поглощая различные ресурсы, за счёт чего их владельцы складывают в карман денежку. В версии «Энергосеть. Карточная игра» происходит всё то же самое, за исключением части правил, связанных с игровым полем, которого, по очевидным причинам, в новой версии нет.
Как играть?
В коробке нас ждут 118 квадратных карточек и 100 бумажных денежных купюр. Тем удивительнее, что играется эта коробка точно так же как большая версия. Правила один в один практически. Отличие лишь в отсутствии поля, на котором раньше игроки старались выстроить сеть электростанций, захватывая в выгодной последовательности прибыльные точки. Остальное осталось тем же самым. Но для тех, кто не играл или подзабыл, что собой представляют правила, дам краткую выжимку-пересказ.
В начале раунда все могут купить одну электростанцию, борясь за самые выгодные посредством аукциона. Максимум можно иметь три штуки. Станции дают разный выхлоп в деньгах и питаются разными видами топлива (пять вариантов).
В середине раунда игроки приобретают ресурсы-топливо для своих станций. При этом можно покупать с небольшим «запасом», обезопашивая себя от недостачи в будущих раундах и «подгаживая» соперникам, которым может не достаться нужных карточек.
В конце раунда все жгут топливо и получают со станций доход. На вырученные денежки потом можно будет покупать более мощные станции и обеспечивать их топливом. Выигрывает тот, кто в финальном раунде сможет выработать максимум энергии, на большую сумму денег, так сказать.
Впечатления
Если вы играли в большую коробку, то сейчас удивитесь: отличий во впечатлениях почти не ощущается. Весь тот кризис и борьба за ресурсы, которые были в Power Grid-е, никуда не делись и в полной мере перекочевали в карточную версию. Но, понятное дело, это две самостоятельные игры — и нюансы у них свои. Например, я сходу могу назвать, что мне понравилось в рассматриваемой коробочке и что не понравилось по сравнению со старшей версией.
Плюсом карточной является её мобильность, ведь она почти карманная. Да, для раскладки всё ещё требуется относительно много места, но подготовиться к партии / убрать в коробку компоненты можно гораздо быстрее, да и разложиться более компактно всегда возможно — тут у вас нет гигантского поля.
При этом карточная Power Grid совершенно точно не филлер из-за порой мозговзрывательных процессов, и скажу даже больше — первые партии шли со скрипом из-за освоения правил с мелкими нюансами, которые всё время уточнялись в рулбуке. Даже в какой-то из моментов самолично обозвал процесс фидлинговым и излишне перегруженным — перекладывание и кручение карт подзадалбывало. Но потом прорвался, пошло более гладко и, когда нюансы запомнились, управлять процессом стало легко и просто, а время партии сократилось до оптимальных минут тридцати-сорока.
Вся загвоздка была в правилах с исключениями и уточнениями. Ну, сами посудите: в первый ход, в отличие от других, очерёдность этого самого хода определяется заново после аукциона, а не в конце раунда; если никто не купил самую первую станцию на рынке, она сбрасывается; если на аукционе вышла станция дешевле самой дешёвой, то маркер скидки сбрасывается; да что там говорить, даже порядок хода постоянно меняется не только от раунда к раунду, но и внутри него. В общем, нюанс на нюансе. И это ещё не все «исключения». В общем, Фридман Фриз, может, и способен создать отлично работающую экономическую модель в настольной игре, но вот правила писать ему надо кого-то нанимать.
А самое забавное то, что как только игроки осваиваются со всеми наворотами, каждый элемент встаёт на своё место и всё кажется и воспринимается логичным и последовательным. Так что очевидно, что именно рулбук сбивает с толку.
Так, отвлеклись. Карточная «Энергосеть» — это игра на просчёт и предсказание будущего. Важно не просто покупать станции получше, но и «комбить» их. В кавычках, потому что комбинации здесь выступают не в привычном виде, а рождаются только после нескольких партий и вникания в механику. Под комбинациями я понимаю осознание игроком момента, связанного с хранением топлива для станций. Нельзя хранить больше предела, но при этом можно так исхитриться, что излишки ресурсов будут уходить на подпитку будущих станций, покупаемых в поздних раундах. Это интересный момент номер раз.
Второе, за что многие любили старшую сестру — это аукцион. Торги за хорошие станции порой бывают ожесточённые. Здесь очень важно понимать, сколько вы можете вложить в станцию и сколько в итоге получите. Нужно научиться находить тот предел, за которым торговаться уже нет смысла. Очень забавно наблюдать за новичками, которые не до конца осознают ценность вкладываемых денег в какой-нибудь урановый завод. И тем очевиднее потом вычисляются опытные игроки, торгующиеся с осторожностью, вплоть до одного электро (валюта игры).
Правда, здесь всплывает «минус-плюс» «Энергосети»: она очень математическая и просчитываемая на определённое число ходов вперёд. Здесь можно считать выгоду до копейки и в соответствии с вашими прогнозами выгодно торговаться / вкладываться в ресурсы. Плюс в том, что думать всегда есть где. Вы можете предполагать, что же там задумал ваш оппонент и на что рассчитывает, основываясь на выложенных в общем доступе станциях; вы можете планировать, как себя вести и в какой вид топлива удариться, основываясь на доступных станциях и картах ресурсов; и т. д.
Минусом же всё вышеописанное станет для нелюбителей математики и бухучёта. Процесс очень занимательный, но есть тип людей, не переносящих просчёты в любом виде. Так вот, им здесь делать нечего.
«Энергосеть» потому так и популярна, что сумела увязать в себе гроссбух и толику рандома с неравномерным приходом станций и ресурсов на рынок. Именно благодаря этому в неё интересно играть. В одной ракладке вы можете погрязнуть в работе шахтёра, маясь с углём, а в другой станете атомным энергетиком. Конечно, это выражается только в карточках, цифрах и рыночных оборотах на столе, но для ценителей это писк. Если бы курс бухгалтерии был настолько увлекательным, профессия счетовода была бы куда привлекательнее.
Из минусов отметить можно следующее: оформление очень невзрачное и по-фризовски зелёное, что, конечно, не сказывается на геймплее, но для эстетов может стать критичным; фидлинг хотя и становится приемлемым после нескольких партий, пока вы учитесь с ним мириться и сводить на нет, но всё равно подбешивает и чрезмерен. Остальное всё на уровне — большая маленькая игра; математичность для нелюбителей оной.
В общем-то, и так про довольно филлеровую игру сказал много, но простите уж, захотелось. Как итог:
Для тех, кто тащился от предыдущей коробки, новая станет для вас приятной короткой разминкой. Ну, или как у меня — пару партий подряд будете периодически гонять с товарищами-счетоводами. Сухо и экономичненько, но от цифр и вкладов / дивидендов протащитесь. Для новичков: если любите планировать и пооперировать дебетом-кредитом, то «Энергосеть. Карточная игра» станет одной из фаворных филлероподобных коробочек.
Настольная «Энергосеть» лежит давным-давно без внимания. Когда-то, лет 10 назад мы в неё поиграли и не впечатлились. В целом игрушка нормальная, с интересными находками. В первую очередь это модель рынка, отображающая законы спроса и предложения, когда игроки покупают различные виды топлива для своих станций и то, что берут чаще и больше, дорожает и становится в дефиците, а на ресурсы, спроса на которых нет, цены падают, да и предложение возрастает.
Но тогда ряд нюансов и не понравился. Это в первую очередь необходимость чётко считать всё до копейки, чтобы не попасть в ситуацию, когда ты потратил лишний рубль на аукционе, а потом не хватает денег на ресурсы или на подачу энергии. И с полем тоже не очень подружились, оно хотя и было, но не очень активно использовалось. В общем, игру я счёл слишком бухгалтерской и потому не очень интересной.
Узнав о появлении карточной версии, сразу заинтересовался. Из неё обещали выкинуть поле, сократить продолжительность партии вдвое, оставив самый смак – аукцион и покупку ресурсов. Покупаем станции, затариваем ресурсы, запускаем станции, зарабатываем деньги. На выручку берём новые станции и так далее. В общем, предложение заманчивое.
И вот мы раскладываем игру. Поля действительно нет, в комплекте только карты и любопытная деревянная единичка зелёного цвета. Кажется, что это жетон первого игрока, но на самом деле это жетон скидки в 1 рубль на аукционе. Карты тут необычные, все квадратные. Они изображают электростанции, а также ресурсы, без которых станции работать не будут.
Как и настольная версия, карточная «Энергосеть» подходит для компании от 2 до 6 человек. Правда, при игре вдвоём предусмотрен костыль, игрок-бот, забирающий себе некоторые станции и часть ресурсов. Да и торговаться вдвоём на аукционе особо не поторгуешься. Как только кто-то покупает станцию, затем активируется бот, забираете себе самую дорогую, а потом второй игрок может купить что хочет по номиналу.
После аукциона разбираем ресурсы. В обратном порядке хода покупаем что хотим. Можно брать с запасом на следующий ход, как и в настольной версии (разрешается покупать ресурсы вдвое больше того числа, что нужно для станций). Правда вот сами ресурсы… Когда они были деревянными фишечками в настольной версии, было как-то приятнее. Тут же подход иной. Ресурсы – это карта. Причём, количество ресурсов на карте может быть разным, от 1 до 3. Получаешь карту – берёшь её и кладёшь нужной цифрой вверх. Например, изначально у тебя 2 ресурса. Потратил один – проворачиваешь карточку до цифры 1. Потратил последний – сбрось карту. Сами ресурсы предлагаются по разным ценам, плюс в конце каждого хода всё, что не купили, дешевеет и появляются новые предложения (но дороже).
Каждый ход на рынок станций выходят всё более крутые и производительные электростанции. Они могут работать на 4 видах топлива: уголь, нефть, вода и уран. Плюс бывают «зелёные» станции, не требующие топлива (например, ветряки или солнечные панели). Иметь у себя можно только 3 станции, купил четвёртую – сбрось одну из тех, что у тебя есть. Так что приходится считать, что же выгоднее, чтобы вложения окупились и принесли прибыль.
Первые ощущения от игры не вот, чтобы восторженные. В основном это связано с тем, что играли вдвоём, и аукцион практически не работает. Плюс в правилах есть куча мелких нюансов, когда надо сбросить станцию с рынка и выложить новую, как добавить ресурсы, как их проворачивать, когда иногда образуется «сдача» с неиспользованного ресурса в виде дополнительной карты.
Думаю, надо немного ещё попрактиковаться, чтобы эти моменты сгладились и автоматизировались, а то в первых партиях как-то на это обращаешь внимание. Ну и обязательно надо попробовать поиграть минимум вчетвером.
Когда я слышу о том, что кто-то из местных начинающих авторов придумал экономическую игру, то всегда могу дать 95% гарантии, что это клон Монополии. Мне всегда хочется этим авторам посоветовать сыграть в современные экономические игры, чтобы понять, что сейчас вообще требуют от такого рода игр.
И когда я говорю о современной экономической игре, то чаще всего вспоминаю об Энергосети (Power Grid) Фридмана Фриза. Игра довольно популярная, ее часто можно найти в продаже, потому что ее локализовало когда-то издательство Hobby World. А совсем недавно появилась на русском языке карточная версия этой игры, к которой я испытывал большой интерес. Конечно же, как только у меня появилась возможность, я с большим удовольствием ознакомился с этой игрой, и уже готов поделиться с вами своими впечатлениями.
Прежде чем приступить к рассказу о карточной Энергосети, я хочу поделиться своим опытом с обычной Энергосетью.
В эту игру я сыграл только один раз в 2012 году, если не ошибаюсь. Тогда мы организовали настольный клуб в Барановичах (это город, в котором я живу) и у библиотеки, где базировался клуб, появились деньги на покупку одной хорошей настольной игры. Я был двумя руками за какую-нибудь классику типа Билета на поезд или Stone Age, но победило предложение купить Энергосеть, к чему я сразу отнесся скептически.
Но в целом про сухой просчет я согласен. К тому же я никогда особо трепетно не относился к механике аукциона. Тем не менее, карточные игры я очень люблю, поэтому мне было интересно сравнить большую старую игру с маленькой новой.
Когда я увидел бумажные деньги, то испытал не самые радужные эмоции. Но очень надеялся, что они пройдут во время игры=)
В этой игре нам предстоит покупать электростанции, снабжать их ресурсами, производить энергию и продавать ее.
У меня совершенно нет желания рассказывать вам о трудностях подготовки игры, но я сам был немного удивлен тому, как много всего нужно перемешивать, распределять, выкладывать и формировать. Кажется, в этой игре карт не очень много, а вот на ее подготовку у меня всегда уходит минут 10. Поэтому всю эту суету я пропущу.
На поле перед игроками раскладываются электростанции в 2 ряда по 4 карты (верхний ряд доступен для приобретения, а нижний показывает, что игрокам ждать в ближайшее время) и 4 столбца с ресурсами четырех видов (уголь, газ, мазут, уран).
Раунд разбит на 3 фазы.
В первой фазе мы занимаемся приобретением электростанций. Делаем мы это с помощью аукциона. Первый игрок выбирает одну из четырех станций верхнего ряда и предлагает за нее цену (цена должна быть не ниже номинала станции). Другие игроки могут предложить свою цену. Когда все спасуют, предложивший самую высокую ставку игрок выкупает станцию и располагает ее перед собой. Игроки могут иметь максимум 3 станции. Если вы берете четвертую, то одну из старых станций придется сбросить.
Вместо купленной станции вытягивается новая карта из колоды станций. При этом станции располагаются по номиналу, поэтому дорогая карта никогда не попадет в верхний ряд, доступный для ставок.
Торги продолжаются, пока каждый игрок не купит по одной станции (купивший станцию игрок не участвует в следующих торгах).
Во второй фазе мы покупаем ресурсы для электростанций. Ресурсы лежат в 4 столбика, которые в зависимости от расположения стоят 2, 3 или 4 электро (это такая игровая валюта). Первым имеет право купить ресурсы последний игрок (т.е. электростанции покупают в одном направлении, а ресурсы в обратном). Ресурсы можно покупать только те, которые нужны вашим электростанциям. Т.е. если вам нужен уголь, то уран купить нельзя. И максимум можно приобрести ресурсов в двойном количестве, чем могут перерабатывать ваши станции.
Третья фаза проходит в три этапа. На первом мы производим энергию и получаем прибыль. Для этого мы тратим наши ресурсы и получаем бумажные электро от запитанных станций. Если ресурсов нам не хватает, то и энергию мы не получаем. Далее меняется очередность хода в зависимости от полученной прибыли (кто больше получил, тот и будет раньше ходить на следующем ходу).
Игра заканчивается в том случае, когда в начале раунда на рынке лежит только 6 электростанций. Это будет финальный раунд, в котором игроки покупают электростанции и ресурсы, но вместо третьей фазы они получают победные очки вместо бумажных электро. Очками служит произведенная энергия ваших электростанций. Также дополнительно каждые 10 непотраченных электро дают 1 ПО.
Кто больше всех наберет очков, тот и победит.
Основная суть игры заключается в постоянном приобретении более мощных электростанций и своевременной запитке их энергией. Как правило, каждая новая станция приносит всего на 1-2 электро больше, и их обязательно нужно каждый ход улучшать, потому что в конце игры ваша финальная произведенная энергия трансформируется в победные очки. А для покупки новых клевых станций нужны деньги, а деньги получают за произведенную работу станций, которым необходима постоянная подпитка ресурсами. То есть все очень красиво увязано между собой и представляет замкнутый круг оперативных действий.
Поэтому в целом игра мне напомнила гонки в Формуле-1. Там болиды на большой скорости едут 60 кругов друг за другом, но как только кто-то зазевался на одном кривом повороте, его тут же обгоняют и уменьшают шанс на победу. Поэтому нужно просто стараться видеть все на перед, не давать противникам спуска и просто внимательно следить за ситуацией.
В финале все равно игроки будут идти примерно вровень. Разрыв, как правило, идет в несколько очков. И я не могу сказать что именно нужно правильно делать или какой стратегии придерживаться в этой игре, чтобы добиться победы, потому что в Энергосети многое зависит от действий других игроков. Какие они делают ставки, оставят ли вас без ресурсов и т.д. Это игра микроошибок и микрорешений. Постарайтесь замечать все препятствия на своем пути и все у вас получится.
Поэтому, имхо, игра интересна скорее хитрыми торгами за электростанции, чем каким-то планированием. Если вам нравится эта механика или если вы хотите сыграть в облегченную Энергосеть, то карточная версия должна вам прийтись по нраву.
Оформление непримечательное, как и в игре-предшественнице. Цена очень приятная (990 рос. рублей/35 бел. рублей). Рекомендую играть составом 4-5 игроков.
Сыграть пару раз можно, но мои ожидания все-таки были чуточку выше, надо признать. Дохленькая семерочка (или бодрая шестерка) из десяти.
Читайте также: