Мафия 1 обзор
С «Мафией» у многих из нас связано как минимум одно яркое воспоминание (помимо той самой гонки). Например, эпизод «Лёгкая работа», где Томми с подельниками отправляется за город, чтобы собрать дань, и плёвое с виду задание оборачивается напряжённой перестрелкой со штурмом мотеля и погоней. Или прогулка с дочкой бармена Сарой, в ходе которой предстояло поколотить пару-тройку хулиганов, что в итоге сулило большие проблемы в дальнейшем.
Mafia: The City of Lost Heaven — большая и важная игра хотя бы потому, что она чуть ли не впервые была чертовски, пугающе похожа на настоящую жизнь. Перенести эти дух и атмосферу в ремейк, чтобы он очаровывал и новых, и старых фанатов, — задача весьма непростая для 2020-го, когда всё пропитано коммерцией и желанием потакать играющему.
Потерянный рай
Для тех, кому ни о чём не говорит имя Джанго Рейнхардта и фраза «мистер Сальери передаёт поклон», маленькая вводная об оригинальной «Мафии». Вышедшая в 2002 году игра чехов из Illusion Softworks взбудоражила геймеров увлекательным сюжетом о таксисте Томми Анджело, который в один прекрасный день волею судеб стал членом могущественной мафиозной группировки. Все штампы из кино о гангстерах внезапно выстраивались в невероятно органичную историю о жажде власти и шаткости связей в иерархической структуре организованной преступности. Обладая преимуществами, взятыми из кинематографа (умело поставленные ролики, насыщенные диалоги и отлично прописанные характеры персонажей), сюжет «Мафии» не превращался в очередной вымученный бандитский боевик благодаря непосредственному погружению в историю.
Mafia: Definitive Edition не стесняется заимствовать режиссёрские приёмы у мэтров кино — например, нижний ракурс у Квентина Тарантино
В превью я, рассказывая о своих впечатлениях, уже упоминал, что Hangar 13 в целом удалось перенести надрыв и драматизм истории. Так вот — её удалось не только перенести, но и дополнить свежими впечатлениями благодаря новым технологиям. Кинематографичность роликов между миссиями и раньше была одним из главных преимуществ «Мафии», но теперь они совсем уж похожи на кино, в лучшем смысле этого слова.
Достоверная мимика основных персонажей (и чуть более бедная у остальных) вкупе с шикарной работой с освещением и изысканными коктейльными интерьерами превращают игру в интерактивный фильм в духе Мартина Скорсезе. За компьютерными героями и впрямь видятся настоящие люди, с мотивацией и индивидуальными характерами. Только русская озвучка слегка подкачала — лучше слушать в оригинале. А то, например, голос Поли, друга и напарника Томми, навевает мысли об украинской мове, а не об итальянской мафии.
Как в старые добрые
В остальном — поклонники оригинальной игры будут как в своей тарелке. Сюжет Mafia по-прежнему остаётся одним из лучших в жанре, а новый уровень постановки делает историю ещё более впечатляющей. Но всё это не работало бы, если бы между сюжетными роликами был посредственный геймплей. Что ж, можете быть спокойны: Лост Хэвен — по-прежнему место, в котором хочется потеряться. В игре есть возможность пропускать не влияющие на сюжет поездки на автомобиле по городу, но я категорически не советую этого делать. Во-первых, его лучше хорошенько изучить — на высоких уровнях сложности знание улиц пригодится, когда будете улепетывать от полицейских машин.
Во-вторых — это очень красиво. В нафталиновый оригинал 2002 года можно играть ради чувства ностальгии, но любоваться им попросту невозможно. А ремейк буквально сглаживает углы: никаких больше квадратных колёс на машинах и плоских зданий-коробок. Впечатляющая архитектура некоторых зданий заставляет остановиться и рассмотреть их со всех сторон, изучить внешнюю отделку и чуть ли не потрогать каждый барельеф.
Город по-прежнему выступает в качестве огромной декорации, но не представляю, как можно записывать это в недостатки. «Мафия» — это в первую очередь история и атмосфера, и Лост Хэвен идеально создаёт нужное настроение. Причём как снаружи, так и внутри: в миссии в отеле, к примеру, можно зайти практически в каждый номер, и среди них почти не будет одинаковых. В каждом есть какая-то индивидуальная деталь: зонтик на кровати, книги на журнальном столике… Некоторые внутренние помещения вы увидите буквально мельком, всего пару раз за игру (например, лавку одного из стукачей Сальери), а может, и вообще не попадёте внутрь.
Но они есть, и они проработаны до мельчайших нюансов. Речь не только об условных окурках в пепельнице — если в помещении кто-то был (например, бандит, которого вы только что застрелили), то бычки, возможно, ещё будут дымиться. Итальянский режиссёр Лукино Висконти, когда снимал костюмную драму «Чувство», раскладывал в шкафы XVIII века постельное бельё и одежду, соответствующую эпохе. В кадре их бы никто не увидел, но Висконти понимал, что нужная атмосфера создаётся из таких незначительных деталей. Примерно такие же ассоциации вызывает и проработка мира в Mafia: Definitive Edition. Новая музыка, кстати, тоже вызывает исключительно положительные эмоции — не Рейнхардт, но хорошо ложится на историю.
Вроде бы всё как у всех, но освещение в Mafia иногда генерирует сногсшибательно красивые кадры
Gangsta Gangsta
Атмосфера атмосферой, но как оно играется? В целом — отлично. Как я уже говорил в превью, автомобили по-прежнему здорово ощущаются: их вес хорошо передан, а некоторые модели кардинально отличаются от других. Скажем, юркий Bolt, несмотря на низкую скорость, легко управляется и может запросто проскочить в узкий переулок, чтобы скрыться от копов. Как и раньше, машины нужно либо аккуратно взламывать, либо просто выбить стекло и открыть дверь, но тогда вам придётся объяснять легавым, почему драндулет так подозрительно выглядит (и вас вряд ли отпустят невредимым).
Правда, за пределами свободной игры угонять машины вы будете редко: когда у вас на хвосте висит пять полицейских экипажей, размышлять об эстетике как-то не приходится. А в остальное время у вас под рукой и так будет доступное авто, которое можно выбрать в гараже. К слову, насчёт добавленных в игру мотоциклов (им посвящена одна из миссий) — ощущения от езды на них действительно другие: поначалу кажется, что пересел на какой-то футуристический глайдер.
Физическая модель мотоциклов иногда сбоит: в результате столкновения со столбом Томми Анджело врос прямо в него
Стрельба также реализована на уровне, баланс между доступностью и сложностью соблюдён почти идеально. Доступных стволов немного: четыре вида пистолетов, «Томми-ган», дробовик, винтовка со снайперским вариантом и немного холодного оружия, плюс коктейли Молотова и гранаты. Но каждый из них ведёт себя по-своему и обязательно пригодится. Даже самый бесполезный «карманный» револьвер из оригинала сослужит хорошую службу, когда нужно снять врага метким хедшотом. «Томпсон» незаменим при зачистке помещений, шотган вообще почти универсальное оружие, а винтовка понадобится в схватках на дальних дистанциях (один выстрел — почти наверняка равно один труп).
В серьёзных схватках придётся попотеть: надолго из укрытия не высунешься — мигом потеряешь половину здоровья. И отсидеться не всегда получается — на открытых пространствах враги не стесняются бросать «молотовы», а иногда и гранаты. Это, конечно, слегка отдаёт Gears of War, но играется бодро.
Иногда Mafia: Definitive Edition старается выглядеть ну очень дорого. Как правило, у неё получается
Просроченный виски
Правда, не всё удалось выполнить идеально. Стелс-миссии вышли немного корявыми: по сути, всё ограничивается перебежками от укрытия к укрытию и вырубанием противников. Ни тебе хитроумных пряток в тени, ни отвлечения охраны. Даже возможность перетаскивать трупы особо не пригодится — маршруты врагов редко совпадают, а резко исчезнувший из-под носа товарищ никого не смутит. Схватки в ближнем бою тоже примитивны — враги всегда действуют одинаково. В отличие от перестрелок, рукопашная ощущается как битва тряпичных кукол и едва ли вызывает интерес.
Отдельно стоит отметить эпизоды со стрельбой из автомобиля. Вместо прицела, как в оригинальной игре, здесь в чести автонаведение, поэтому остаётся лишь следить за дорогой да щёлкать по левой кнопке мыши. Вкупе с бесконечным боезапасом, почти мгновенной перезарядкой — за рулём! — и удивительной меткостью Томми, эти эпизоды выглядят до жути аркадно. Но больше всего вопросов лично у меня вызвал фрагмент миссии «Загородная прогулка», где нужно уйти от погони с десятком полицейских машин на хвосте, отстреливаясь из кузова машины.
Протагониста Mafia 2 высмеивали за перманентный покерфейс. Что ж, Томми иногда бывает таким эмоциональным, что трудно сдержать смех
Мало того, что такой «экшон» совсем уж выбивается из общего геймплея, так ещё и в конце ждёт самый настоящий босс — бронированный автомобиль с пулемётной турелью. Я не знаю, кто отвечал за геймплейную составляющую этого эпизода, но он явно не любит людей. Беспорядочная стрельба по броневичку выводит из себя куда сильнее, чем знаменитая гонка на допотопном спорткаре (которую, кстати, после превью-версии мне удалось пройти вообще с первого раза). Грузовик с Томми и подельниками петляет по извилистой дороге, прицел вечно норовит сбиться в сторону, а пулемёт уничтожает транспорт в считанные секунды. Этот участок игры настолько раздражает, что после него можно запросто забросить игру, послав такой «боевик» куда подальше. К счастью, он такой буквально один — Hangar 13 вовремя одумалась.
Ну и без багов тоже не обошлось, хотя они, как правило, несущественные. Пару раз игра зависла во время загрузки, один раз сюжетный персонаж застрял на месте (лечится перезагрузкой), и один раз полицейская машина смешно улетела куда-то в небеса к парящему дирижаблю.
Тем не менее, это скорее небольшой половник дёгтя в бочке хорошего мёда. Общие впечатления от Mafia: Definitive Edition всё-таки вполне положительные. Оригинальная игра сейчас смотрится как экспонат Кунсткамеры, а ремейк — это отличная возможность познакомиться с ней в более опрятном виде. Особенно для нового поколения геймеров, которые не знают, что вторая и третья части — не канон.
Да и ветеранам серии не стоит списывать творение Hangar 13 со счетов. Они доказали, что умеют учиться на своих ошибках. Пусть теперь не облажаются с «четвёркой» — мы ждём истории про 1980-е, гавайские рубашки и «say hello to my little friend»!
Не везде ровный, но очень старательный ремейк классической игры 2002 года.
Начало Mafia: Definitive Edition поражает. Камера проносится через сногсшибательно красивый город 1930-х годов, солнце заливает улочки Чайна-тауна, круизные лайнеры важно плывут по реке, старые машины неспешно катятся по дорогам, чайки летят над заливом… Разработчики из Hangar 13 могут гордиться собой. Им почти удалось воссоздать тот вау-эффект, который мы испытали 18 лет назад от Mafia: The City of Lost Heaven. По крайней мере, если судить по предложенным в превью-версии пяти миссиям. Хотя не всё так гладко.
Мы скучали по тебе
Отвечу на самый очевидный вопрос сразу — да. Да, это правда очень близко к первой «Мафии» по настроению, темпоритму и ощущениям от игры. Для тех, кто не любит gypsy jazz и широкополые шляпы, поясняю: оригинальная игра, вышедшая в 2002 году, рассказывала историю таксиста Томми Анджело, который волею судеб становится членом мафиозной семьи Сальери. Сюжет Mafia считается одним из лучших в своём жанре. На примере судьбы протагониста он здорово показывает, как меняется характер человека, попавшего в иерархическую преступную структуру. Геймплей, по тогдашним меркам, тоже был небезынтересный, со множеством нюансов: например, машины, на которых мы колесили около половины игры, нельзя было просто взять и угнать – сначала нужно научиться взлому каждой модели (в Definitive Edition этот момент сохранён).
Лост-Хэвен стал ещё более выразительным: сногсшибательно красивый «город с открытки», который на деле скрывает множество тёмных тайн
Ремейк вообще достаточно бережно переносит почти всё, за что мы любили игру Illusion Softworks, но в современном исполнении. Тут важно понимать, что перенести вообще всё – задача самоубийственная: архаичный экшен первой «Мафии» сейчас выглядит как экспонат из музея древностей, выставленный на полках «Азбуки вкуса». Так что по этой части ремейк оброс ожидаемыми упрощениями для удобства игрока, вроде вида из-за плеча для прицельной стрельбы и возможности припасть спиной к укрытиям. Есть даже небольшое восстановление здоровья.
При этом, как и раньше, перестрелки проходят достаточно напряжённо. Томми хоть и не помирает от двух попаданий в ногу, но всё равно не бессмертен, а аптечки встречаются крайне редко и лечат не слишком эффективно. Патронов вечно не хватает, а у оружия вполне ощутимая отдача – на средних дистанциях часть пуль обязательно улетит в молоко. Если вы боялись, что ремейк, на манер второй и третьей части, превратится в глуповатый тир, то не беспокойтесь.
Перестрелки хоть и прибавили в зрелищности, но по духу остались почти такими же, как и раньше
То же самое касается и машин. Те, кто играл в оригинал, помнят, что тамошние машины-гармошки были достаточно неповоротливыми и своенравными. Эту физическую модель разработчики старательно перенесли в ремейк. Управлять местными драндулетами – одновременно и небольшое испытание, и специфическое удовольствие. Тяжесть автомобиля здорово ощущается. Вы точно почувствуете разницу между внушительной машиной такси, на которой Томми Анджело в начале уматывает от бандитов, и хлипким драндулетом, который движется с трудом, зато гораздо легче вписывается в повороты.
Что касается гоночной миссии (её тоже дали попробовать в превью) – честное слово, я бы не отказался, чтобы на основе такой модели сделали отдельную игру-автосим. Знаменитый болид Brubaker 4WD по-прежнему жутко заносит на поворотах, и легендарный заезд чувствуется абсолютно так же, как и 18 лет назад. И нет, пропустить гонку, несмотря на то, что разработчики говорили в нашем интервью, нельзя. По крайней мере, в превью такая опция отсутствовала.
Разработчики восстановили каждый поворот на легендарной трассе — так что готовьтесь вновь стирать пальцы в мозоли в попытках занять первое место!
Мой друг мафиози
Зато присутствуют другие обещанные опции, облегчающие жизнь тем, кого отпугивала сложность оригинальной игры. Напомню, что, помимо не самой дружелюбной физической модели, в игре нужно было соблюдать скоростной режим, водить аккуратно, не ездить на красный свет… Короче говоря, вести себя прилично, чтобы не привлекать внимание настырных копов. Теперь всё это можно настроить – ровно как и включить более удобную, аркадную физику автомобилей, автоприцеливание и возможность пропускать «не важные» поездки по городу нажатием одной кнопки.
Тут надо понимать, что абстрактная атмосфера игры состоит именно из подобных деталей. Из необходимости колесить по городу, выполняя мелкие поручения (скажем, собрать дань с должников), не привлекая внимание копов. Только чтобы позже оказаться вырванным из зоны комфорта, когда простая миссия вдруг обернётся яростной перестрелкой. Но если вы просто хотите насладиться сюжетом и пострелять – на здоровье.
Попытка удрать от полиции на тачке конкурента закончилась фиаско
Правда, тогда мимо вас пройдет львиная доля отличных диалогов, которые герои ведут во время поездок на машине. Вообще, «Мафия» и до этого славилась своей постановкой, но ремейк и вовсе походит на хороший многосерийный фильм. На это работает всё: проработанные характеры персонажей (гораздо больше внимания уделили друзьям протагониста – Поли и Сэму), впечатляющая лицевая анимация, режиссура роликов.
А уж какое удовольствие ездить по Лост Хэвену – словами не передать. Город по-прежнему играет роль огромной декорации, но пленяет, как в 2002 году. Каждый район отличается архитектурой, на улицах все время что-то происходит, в воздухе плывут дирижабли и пролетают самолёты, а в каждой подворотне можно найти тысячу и одну мелочь. Язык не поворачивается назвать такое красивое место «мертвым» просто из-за того, что оно не стремится дать игроку сотню одинаковых побочных квестов и не ставит вышки для захвата на каждом шагу.
Mafia: Definitive Edition — показательный пример того, как грамотное сочетание графики, музыки и драматургии превращает компьютерные модели в почти настоящих людей
Кислая сигарета
Увы, но в бочке мёда есть целая поварёшка дёгтя. Конечно, версия, в которую я играл, незаконченная и в ней ещё наверняка достаточно косяков — редкие баги вроде улетающих в небо пешеходов и низкополигональных теней от машин в расчёт не берём. И тем не менее уже сейчас можно сказать, что некоторые решения получились ну очень спорными.
Первое, на что обращаешь внимание – это автоматическое наведение при стрельбе из машины (на примере миссии «Непыльная работа», где в конце нужно гнаться за неприятелем с нашими деньгами). Раньше мы могли высунуть руку из окна машины и, пытаясь на ходу прицелиться, палить по врагам. Теперь же вчерашний таксист Томми Анджело научился без промаху палить по несущейся впереди машине, да ещё и с бесконечными патронами. Это нелепо смотрится на фоне удачных попыток найти компромисс между высокой сложностью и дружелюбностью к новым игрокам.
Противники не особо блещут интеллектом – они бегут на Томми с оружием в руках или отсиживаются за укрытиями с огнестрелом, выжидая своей очереди получить пулю в лоб. Компенсируется это тем, что врагов, как правило, довольно много, и стреляют они метко. Но временами такой геймдизайн превращается в накидывание «экшона» на вентилятор. Апофеозом лично для меня стал финал уровня «Загородная прогулка». В оригинальной игре мы ехали в кузове грузовика, отстреливаясь от машин с легавыми. В ремейке их стало значительно больше, а патроны к томми-гану и вовсе стали бесконечными. И всё бы ничего, но потом на дорогу выкатывается броневичок с пулемётной турелью. Пройти этот этап можно лишь метко паля по турели – а учитывая то, что действие разворачивается на извилистом серпантине, целиться крайне неудобно. В итоге ничего, кроме раздражения, этот сегмент уровня не вызывает. Он не то что сложный, а просто дубовый, да настолько, что по своей труднопроходимости запросто кладёт на лопатки пресловутые гонки.
В игре стильно выглядит вообще всё — от автомобилей и архитектуры зданий до сигаретного дыма
Такие обидные промахи немного портят впечатление от, на мой взгляд, очень неплохого ремейка, который свою задачу – познакомить новую аудиторию с серией и выжать ностальгическую слезу у старой – выполняет как минимум на 80%. Однако для Hangar 13 это всё равно ощутимый шаг вперёд после крайне неоднозначной Mafia 3. Студии, кажется, удалось найти компромисс, который наверняка устроит почти всех. Увидим, что будет в полной версии, но за светлое будущее Mafia: Definitive Edition беспокоиться не стоит.
В преддверии ремейка отдал честь оригинальной Mafia 2002 года выпуска. Проходил медленно, делал перерывы, и вот, спустя месяц, наконец-таки закончил сюжет, выстрадал гонку и поставил галочку напротив всех девятнадцати доп. заданий в «Большой прогулке» — чтобы сделать обзор без воды.
Геймплей
Хотелось бы отметить, что первую «Мафию» не зря называют автомобильным симулятором. Сильно ощущается, что геймплей сконцентрирован на вождении, за «баранкой» вы будете проводить до 90% всего времени игры.
Перед вами представлен «Город утраченного Рая», изучать который можно в трех режимах: I – Сюжет, II – прогулка, III – большая (экстрим) прогулка.
I – Сюжет: Вас за ручку ведут по сюжетным миссиям, а в перерывах вы можете покататься по городу. Дополнительные задания представлены в виде мелких поручений, в награду за которые вы будете получать коллекционные автомобили, затем вы можете использовать их в режиме «Прогулка» или дальше по сюжету.
II – Прогулка: Как по мне, достаточно глупый и бессмысленный режим. В настройках сессии вы выбираете погоду, плотность дорожного трафика и, наконец, свой «прогулочный» автомобиль. Казалось бы, все хорошо. Далее, вас закидывают непосредственно в город и предоставляют самому себе.
Основная цель – зарабатывать деньги посредством убийства случайных гангстеров, лихой езды, разрушения автомобилей или развоза граждан на такси. Но на что тратить полученные средства? – Можно сохраниться, можно починить автомобиль, можно вылечиться, можно закупиться оружием. Но всё это просто бесполезно и не нужно — вы не будете этим пользоваться. Также, по дорогам передвигаются от силы десять моделей автомобилей, остальные достать невозможно. Только начав новую сессию и выбрав другую стартовую машину.
Режим «Прогулка» имел бы смысл, если бы разработчики продумали, куда тратить полученные средства, например, покупать недвижимость или автомобили, которые затем можно было б поставить в гараж.
III – большая (экстрим) прогулка: вы появляетесь в своем доме, узнаете, что нужно выполнить 19 забавных, несерьезных заданий, по типу: проследить за невидимым человеком, спасти девушку от морского чудища и т.д..
Маркерами таких заданий являются машущие рукой мужики в белой рубашке, на карте они не отмечены. Но вы можете посмотреть, где они находятся, возле маяка, но даже в этом случае найти их бывает непросто, так как вам показывают лишь небольшой кадр с места, где стоит ключевой NPC. Самостоятельно искать их очень долго и нудно, я бы рекомендовал заглянуть на Wiki игры, т.к. этот режим не стоит дополнительных 20-25 часов потраченного времени.
Сами задания сложные, зачастую абсолютно «Рандомные», некоторые непроходимы на частоте кадров больше 20/сек. Придется ограничивать её, скачивая неофициальный фикс, который позволит ставить широкой разрешение, увеличивать дальность прорисовки и задавать нужную частоту кадров. Других способов ограничить ФПС нет.
В награду за задания вы получаете уникальные автомобили, которые по характеристикам являются лучшими в игре, в дальнейшем вы сможете использовать их в режиме «прогулка».
Стрельба и боевка
Особенность боевки заключается в её неспешности, Макса Пэйна уж точно изображать никак не получится. Перестрелки обычно сводятся к отстрелу противников, сидя на корточках за укрытием. Не понравилось, что пуля долетает до цели мгновенно, из-за этого получаются ситуации, когда герой, не имея возможности увернуться отлетает с одного патрона с ружья или с четверти обоймы томми-гана. На уровнях расположено огромное количество засад, приходится постоянно быть на чеку, заглядывать за углы, целится в подозрительные двери и т.д.
Стрельба не очень приятная, немного кривоватая, но довольно интересная. Все дело в отдаче: прицел настолько сильно подбрасывает вверх, что невольно приходится стрелять короткими очередями или вообще по одному патрону, делая немалые задержки между выстрелами.
Грамотно вписана механика уворота, особенно, когда нужно быстро занять укрытие или прервать череду попаданий.
Что касается рукопашного боя, то это мрак. Он кривой как Ломбард-стрит в Сан-Франциско. Враг может за раз несколькими ударами снять 50% очков жизни, а может не попасть вообще, то же самое касается и главного героя.
Механика вождения и автомобили
Не разделяю всеобщего восторга. Автомобили медленно разгоняются, неповоротливые – видно, что разработчики старались придать им реализма – это хорошо. Однако всю малину портят два момента:
- Физика столкновений. Полуторатонные машины, врезаясь в стену, подлетают метра на три в воздух, при касании бочком маленьких объектов, навроде мусорных урн, делают поворот на 720 градусов. При этом, видимо, у главного героя вшиты в лоб подушки безопасности из 2020 года, поэтому урон от столкновений совсем небольшой.
- Микрозаносы. Почему даже на невысокой скорости при повороте, задние колеса уезжают в противоположную сторону? Это вам что, коньки, что ли? Шины из дерева? Поэтому они съезжают по брусчатке? Непонятно.
В целом, к концу игры желания задержаться в режиме прогулка, только чтобы насладиться механикой вождения нет.
Самих автомобилей не так чтобы много. Заметно, что разработчики хотели добавить больше различных вариантов машин одной и той же марки, но потом идея сдулась. Вариантов стареньких допотопных Bolt-ов штук по 5, при этом, более новые автомобили представлены лишь одной моделью. Видимо, все силы ушли на «Треш»-транспортные средства из экстрим прогулки, которых по количеству примерно столько-же, сколько и классических. Порадовало, что все машины действительно по-разному управляются, их вес действительно ощущается, несмотря на картонность во время прыжков и столкновений.
Сюжетные миссии
Если брать сухой геймплей: стрельбу и машинки, то все очень шаблонно – съездил, убил, повторил. Однако игра старается внести разнообразие ситуаций – тут вам и снайпером побыть придется, и в гоночках участвовать, и тихо в особняк пробираться, и аэродром зачищать. В общем, сюжет проходить не надоедает. Также, в некоторых заданиях, присутствует несколько путей прохождения, от которых зависит дальнейшая цель.
Напарники глупы, слабы, косы и склонны к суициду. Особенно раздражают моменты, когда им снесли больше половины здоровья, переигрывать с контрольной точки не хочется, а впереди еще целая миссия.
Сюжет
Вкратце: Злая судьбинушка вынуждает обычного парня Тома примкнуть в мафиозной семье Сальери. Он выполняет разного рода задания вместе с напарниками, Сэмом и Полли, получает неплохие деньги, но вскоре узнает об обратной стороне такой «высокооплачиваемой работы».
Персонажи в игре не харизматичны. Их характеры и манера поведения не подходят для роли суровых, держащих марку бандитов, они скорее добрые друзья-соседи, нежели хладнокровные наемники, какими им и положено быть. Сальери – справедливый, строгий начальник старой закалки. Том – простой болванчик. Сэм преданный семье боец. Полли – шутник. Интересно ли за ними наблюдать? Нет, не интересно. Почему? Очень сильно не хватает деталей, создается ощущение, что характеры даже не пытались раскрыть, хотя это вполне можно было сделать. Даниэль Вавра любит неспешный темп повествования, что кстати, отлично вписывается в заданную тематику, так почему бы не добавить пару-тройку дополнительных, или основных сюжетных миссий — без пострелушек и погонь, показать, как члены мафии проводят свой досуг, как попадают в мелкие неприятности, как общаются межу собой, когда находятся не на задании. К сожалению, такого тут и близко нет.
Вдобавок, у героев нет предыстории. Что мы знаем о Сальери: он — дон; в молодости дружил с Морелло. О Сэме: ничего. О Полли: ничего. О Томе: Водитель такси, у него было много девушек, в принципе все.
Главный недостаток заключается в том, что 90% игры – это сборник мини-историй о том, как Том выполняет свои мафиозные обязанности. Сюжет раскрывается в 2-3 кат-сценах из середины игры, а также в трех последних миссиях… Если выкрутить ползунок синдрома поиска глубокого смысла на максимум, то можно додумать, что мол, сюжет так резко набирает обороты, чтобы показать непостоянность жизни гангстера. Возможно ли это? Вполне. Хорошо ли этот прием воспринимается в данном конкретном случае? Не особо. Скорее появляется вопрос: а зачем, собственно, нужны предыдущие 70% игры?
Также есть логические огрехи: Том дважды облажался – пощадил сначала болтливую ночную бабочку, а затем Фрэнка. Теперь вспоминаем последнюю главу, когда Сэм напоминает ему об этом в предфинальной катсцене. Видим, что семья знала об этом уже давно, но решила избавиться от Тома, и, в частности Полли, только после несанкционированного ограбления банка. Странно, ничего не скажешь. Вы можете ответить, что банк стал последней каплей. Тогда вопрос, почему не Фрэнк? Что, мафия прощает ошибки дважды? Очень сомневаюсь. Одна ошибка– предупреждение, вторая – билет в один конец до «перекрестка Миллера».
Графика и дизайн
Уверен, смотрелись отлично на момент 2002 года. Но сейчас, если, например, лица в катсценах воспринимать вполне можно, то во время геймплея количество полигонов можно пересчитать по пальцам рук
Катсцена Игровой процесс
С машинами дела обстоят получше, в этом плане мафия обгоняет старые часть великого автоугонщика.
Mafia Grand Theft Auto III
Город не особо детализирован. Районы, хоть и визуально отличаются друг от друга, но несильно.
Тем не менее, видно, что разработчики планировали макет города не от балды. Все административные здания на месте, проработаны трамвайные и железнодорожные пути, при желании, из любой точки города можно добраться куда угодно, пользуясь только общественным транспортом. Однако очень неравномерно распределены заправочные станции и странно, что больница расположена где-то на отшибе.
Отдельно хотелось бы выделить похвальные катсцены. Они неспешные и не боятся наскучить, операторская работа хороша, видно, какими фильмами вдохновлялись разработчики. Но вот сильно устаревшие анимации все портят. Понятно, что они сделаны вручную, без использования захвата движений, но какие же они кривые! Сигареты летают по рту как по воздуху, руки проходят сквозь двери, а кисти в 90% случаев вывернуты под неестественным углом.
Музыка и озвучка
Музыкальное сопровождение (OST) к игре неплохое, хорошо узнаваемо, но отдельно слушать точно не захочется.
Композиций на радио немного, и, на мой вкус, музыку можно было бы подобрать и получше. Мелодии привязаны к району, по которому вы едете, что не есть хорошо. Они сменяются слишком быстро, не успеваешь дослушать одну и вот уже играет другая; в итоге к концу игры ты наизусть знаешь начало каждой песни, но до конца дослушиваешь только раз или два.
Русская озвучка хоть и не высшего качества, но видно, что переводчики и актеры старались. Получилось душевно, на английском игра воспринимается совершенно иначе. Голоса подобраны хорошо, но вот в губы частенько не падают.
Сюжет проходить интересно, он неплохой, но шедевром не является. Геймплей в техническом плане, конечно, устарел. После какого-нибудь Red Dead Redemption 2 воспринимать его всерьез будет непросто. И все же пройти старую-добрую Мафию в 2020 определенно стоит, ведь она уж очень сильно контрастирует с играми последних лет и кажется глотком свежего воздуха после бесконечных песочниц, лутер-шутеров и королевских битв.
Игра, в которой хочется жить
Больше всего усилий разработчики вложили в графику. Город воссоздан на движке Mafia III, так что сравнивать с оригиналом и не приходится. Грамотно настроенное освещение, реалистичные отражения и тени — все включено. Огни вечернего города отражаются в лужах, а крыши домов скачут своими образами по блестящему кузову автомобиля. Сами же дома больше не плоские ящики с нарисованными окнами и балконами.
Я очень люблю машины первой половины прошлого века и модельки в новой Мафии — услада для глаз. Разработчики добавили разнообразия оперению, а кузова больше не выглядят, словно вырублены топором. Скриншоты автопарка напоминают фотографии в старых журналах автосалонов.
Радует внимание к деталям. Деформации автомобиля зависят от того, что и куда ударилось: столб и стена оставляют разные вмятины. Пыль загородных дорог липнет к кузову и он не блестит, как прежде, а в дождь колеса чернеют от грязи. Возможно, в 2020 году этим никого не удивишь, но если в Mafia: The Сity of Lost Heaven красивая картинка создавалась в голове, то ремейк показывает ее на мониторе.
В «Машинопедии» игрок может опробовать любой из пятидесяти автомобилей: легковые, грузовики, автобусы, спорткары и мотоциклы. Большинство машин можно перекрашивать, а некоторые вдобавок поддерживают модификацию кузова: с жесткой крышей, кабриолет, с багажником или без.
Классический уровень сложности сохранил особенности вождения оригинальной Мафии. «Карета с моторчиком» все так же еле-еле лезет под горку, а болид в гоночной миссии заносит как и 20 лет назад. Вес, мощность двигателя и сцепление с дорогой задают поведение машины и к каждой нужен свой подход. А если собрались в длительную поездку, отметьте на карте заправочные станции — бензин в машинах не бесконечен.
Definitive Edition предлагает изменения и геймплейной части игры:
- инвентаря для оружия в игре нет, в карманы Томми помещается два огнестрела и одно холодное;
- система войны из-за укрытий взята с Mafia III, а целиться можно и не приседая;
- появилась возможность пропускать необязательные поездки между миссиями, при этом, непонятно зачем, уменьшили общее число поездок;
- в городе встречаются перекрытые дороги с трамплинами — удобно сбросить преследователей с хвоста.
Рука Hangar 13 коснулась и сюжета. Новость о том, что разработчики хотят дополнить историю и лучше раскрыть персонажей, многих насторожила — лишь бы герои не изменились до неузнаваемости.
«Мы пристально посмотрели на каждое задание и оценили, где можно добавить дополнительные сегменты, а где нельзя — чтобы слегка их освежить. Либо же вставить больше запоминающихся моментов, не жертвуя темпом повествования и ролью миссии в сюжете в целом» — Хейден Блэкман, президент Hangar 13.
Например, в миссии «Чисто для разрядки» игрок не занимается погрузкой, а должен прокрасться мимо охраны на склад и найти нужные ящики. При этом вместо контрабанды алмазов, дон Сальери занимается торговлей наркотиками, что служит уже не намеком, а доказательством темных делишек босса. Сара, жена Томми, получила больше экранного времени, дополняя образ мафиози как семьянина. А пьяные разговоры с другом Полли раскрывают в последнем человека серьезного, но чуткого. В целом, история Лост Хэвен была хороша сама по себе и дополнения не были необходимы, но хуже они не сделали.
А секса то нет!
Не во всем Mafia: Definitive Edition получился лучше. Музыки из оригинальной игры в ремейке нет. Композитор Джесси Харлин попал в атмосферу повествования новым саундтреком, вот только превзойти оригинал не получилось. Музыка Сity of Lost Heaven стала визитной карточкой игры — чего стоит погоня в одной из первых миссий под задорный аккордеон композиции Latcho Drom — La verdine. Бывает, заезжаешь на мост Джулиано по дороге к Центральному Острову и звучат первые ноты Belleville Рейнхарда. Но звучат они в мыслях, а не в игре.
Портит впечатления от поездок искусственный интеллект. Если противники ведут себя разумно, пользуются укрытиями и уходят с линии огня, то участники дорожного движения — венец неадекватности. Люди переходят дорогу где и когда им вздумается, даже если в сантиметре от них едет машина. Каждый десятый пешеход посреди дороги вспоминает, что не выключил утюг, разворачивается и идет обратно. Звуковые сигналы они воспринимают как овации в свою честь — остановятся, посмотрят в твою сторону и важным шагом пойдут дальше.
Водители не лучше. Светофоры регулируют движение только в центральной части города. В остальных районах их нет и ездят машины по непонятному алгоритму. Одни водители пропускают помеху справа, другие — слева, а третьи и вовсе пропускают всех. Главное — что бы не делал игрок, ему всегда будут сигналить недовольные НПС.
Нельзя не упомянуть самое важное — культовую сцену секса вырезали и полигончики больше друг о друга не трутся. Если для вас этот момент так же важен, как и для Виталия Казунова, ремейк разочарует.
Графическое исполнение игры тоже не идеально. Город и автомобили выглядят великолепно, но того же не скажешь о моделях людей. Лица местами замылены, а текстуры одежды и автомобилей иногда проходят сквозь модельки персонажей. Подобное было замечено всего несколько раз и проблем не создает.
Как в оригинале
Кроме легкой, средней и высокой сложности доступна и классическая. Она повторяет некоторые особенности оригинала:
- при перезарядке патроны из старой обоймы выбрасываются;
- противники не отмечаются на мини-карте;
- Томми умирает от нескольких выстрелов;
- полицейские реагируют на все нарушения ПДД.
Та самая гонка на классической сложности заставит попотеть опять, как и 20 лет назад.
После прохождения первой миссии сюжета, игроку открывается доступ к режиму «Прогулки»: катайтесь в свое удовольствие, стреляйте из любого оружия — перед вами весь город. К тому же, Герберт Баскервиль оставил одиннадцать записок в баре Сальери. Каждая записка ведет к особому заданию, в награду за которое Томми получит новую машину или костюм. А недавнее обновление добавило в игру возможность таксовать и участвовать в гоночных заездах на любых автомобилях.
Diagnosis
Ремейк осовременил игру, сохранив дух The Сity of Lost Heaven. Графика впечатляет — по городу приятно ездить и любоваться машинами, зданиями, загородными видами. Разработчики с уважением отнеслись к оригинальному сюжету, сохранив историю и образы персонажей. Глупый искусственный интеллект слегка портит атмосферу поездок, а любителям оригинала может не доставать старой музыки, но в остальном Mafia: Definitive Edition не уступает предшественнику.
Читайте также: