Mafia trilogy обзор
С «Мафией» у многих из нас связано как минимум одно яркое воспоминание (помимо той самой гонки). Например, эпизод «Лёгкая работа», где Томми с подельниками отправляется за город, чтобы собрать дань, и плёвое с виду задание оборачивается напряжённой перестрелкой со штурмом мотеля и погоней. Или прогулка с дочкой бармена Сарой, в ходе которой предстояло поколотить пару-тройку хулиганов, что в итоге сулило большие проблемы в дальнейшем.
Mafia: The City of Lost Heaven — большая и важная игра хотя бы потому, что она чуть ли не впервые была чертовски, пугающе похожа на настоящую жизнь. Перенести эти дух и атмосферу в ремейк, чтобы он очаровывал и новых, и старых фанатов, — задача весьма непростая для 2020-го, когда всё пропитано коммерцией и желанием потакать играющему.
Потерянный рай
Для тех, кому ни о чём не говорит имя Джанго Рейнхардта и фраза «мистер Сальери передаёт поклон», маленькая вводная об оригинальной «Мафии». Вышедшая в 2002 году игра чехов из Illusion Softworks взбудоражила геймеров увлекательным сюжетом о таксисте Томми Анджело, который в один прекрасный день волею судеб стал членом могущественной мафиозной группировки. Все штампы из кино о гангстерах внезапно выстраивались в невероятно органичную историю о жажде власти и шаткости связей в иерархической структуре организованной преступности. Обладая преимуществами, взятыми из кинематографа (умело поставленные ролики, насыщенные диалоги и отлично прописанные характеры персонажей), сюжет «Мафии» не превращался в очередной вымученный бандитский боевик благодаря непосредственному погружению в историю.
Mafia: Definitive Edition не стесняется заимствовать режиссёрские приёмы у мэтров кино — например, нижний ракурс у Квентина Тарантино
В превью я, рассказывая о своих впечатлениях, уже упоминал, что Hangar 13 в целом удалось перенести надрыв и драматизм истории. Так вот — её удалось не только перенести, но и дополнить свежими впечатлениями благодаря новым технологиям. Кинематографичность роликов между миссиями и раньше была одним из главных преимуществ «Мафии», но теперь они совсем уж похожи на кино, в лучшем смысле этого слова.
Достоверная мимика основных персонажей (и чуть более бедная у остальных) вкупе с шикарной работой с освещением и изысканными коктейльными интерьерами превращают игру в интерактивный фильм в духе Мартина Скорсезе. За компьютерными героями и впрямь видятся настоящие люди, с мотивацией и индивидуальными характерами. Только русская озвучка слегка подкачала — лучше слушать в оригинале. А то, например, голос Поли, друга и напарника Томми, навевает мысли об украинской мове, а не об итальянской мафии.
Как в старые добрые
В остальном — поклонники оригинальной игры будут как в своей тарелке. Сюжет Mafia по-прежнему остаётся одним из лучших в жанре, а новый уровень постановки делает историю ещё более впечатляющей. Но всё это не работало бы, если бы между сюжетными роликами был посредственный геймплей. Что ж, можете быть спокойны: Лост Хэвен — по-прежнему место, в котором хочется потеряться. В игре есть возможность пропускать не влияющие на сюжет поездки на автомобиле по городу, но я категорически не советую этого делать. Во-первых, его лучше хорошенько изучить — на высоких уровнях сложности знание улиц пригодится, когда будете улепетывать от полицейских машин.
Во-вторых — это очень красиво. В нафталиновый оригинал 2002 года можно играть ради чувства ностальгии, но любоваться им попросту невозможно. А ремейк буквально сглаживает углы: никаких больше квадратных колёс на машинах и плоских зданий-коробок. Впечатляющая архитектура некоторых зданий заставляет остановиться и рассмотреть их со всех сторон, изучить внешнюю отделку и чуть ли не потрогать каждый барельеф.
Город по-прежнему выступает в качестве огромной декорации, но не представляю, как можно записывать это в недостатки. «Мафия» — это в первую очередь история и атмосфера, и Лост Хэвен идеально создаёт нужное настроение. Причём как снаружи, так и внутри: в миссии в отеле, к примеру, можно зайти практически в каждый номер, и среди них почти не будет одинаковых. В каждом есть какая-то индивидуальная деталь: зонтик на кровати, книги на журнальном столике… Некоторые внутренние помещения вы увидите буквально мельком, всего пару раз за игру (например, лавку одного из стукачей Сальери), а может, и вообще не попадёте внутрь.
Но они есть, и они проработаны до мельчайших нюансов. Речь не только об условных окурках в пепельнице — если в помещении кто-то был (например, бандит, которого вы только что застрелили), то бычки, возможно, ещё будут дымиться. Итальянский режиссёр Лукино Висконти, когда снимал костюмную драму «Чувство», раскладывал в шкафы XVIII века постельное бельё и одежду, соответствующую эпохе. В кадре их бы никто не увидел, но Висконти понимал, что нужная атмосфера создаётся из таких незначительных деталей. Примерно такие же ассоциации вызывает и проработка мира в Mafia: Definitive Edition. Новая музыка, кстати, тоже вызывает исключительно положительные эмоции — не Рейнхардт, но хорошо ложится на историю.
Вроде бы всё как у всех, но освещение в Mafia иногда генерирует сногсшибательно красивые кадры
Gangsta Gangsta
Атмосфера атмосферой, но как оно играется? В целом — отлично. Как я уже говорил в превью, автомобили по-прежнему здорово ощущаются: их вес хорошо передан, а некоторые модели кардинально отличаются от других. Скажем, юркий Bolt, несмотря на низкую скорость, легко управляется и может запросто проскочить в узкий переулок, чтобы скрыться от копов. Как и раньше, машины нужно либо аккуратно взламывать, либо просто выбить стекло и открыть дверь, но тогда вам придётся объяснять легавым, почему драндулет так подозрительно выглядит (и вас вряд ли отпустят невредимым).
Правда, за пределами свободной игры угонять машины вы будете редко: когда у вас на хвосте висит пять полицейских экипажей, размышлять об эстетике как-то не приходится. А в остальное время у вас под рукой и так будет доступное авто, которое можно выбрать в гараже. К слову, насчёт добавленных в игру мотоциклов (им посвящена одна из миссий) — ощущения от езды на них действительно другие: поначалу кажется, что пересел на какой-то футуристический глайдер.
Физическая модель мотоциклов иногда сбоит: в результате столкновения со столбом Томми Анджело врос прямо в него
Стрельба также реализована на уровне, баланс между доступностью и сложностью соблюдён почти идеально. Доступных стволов немного: четыре вида пистолетов, «Томми-ган», дробовик, винтовка со снайперским вариантом и немного холодного оружия, плюс коктейли Молотова и гранаты. Но каждый из них ведёт себя по-своему и обязательно пригодится. Даже самый бесполезный «карманный» револьвер из оригинала сослужит хорошую службу, когда нужно снять врага метким хедшотом. «Томпсон» незаменим при зачистке помещений, шотган вообще почти универсальное оружие, а винтовка понадобится в схватках на дальних дистанциях (один выстрел — почти наверняка равно один труп).
В серьёзных схватках придётся попотеть: надолго из укрытия не высунешься — мигом потеряешь половину здоровья. И отсидеться не всегда получается — на открытых пространствах враги не стесняются бросать «молотовы», а иногда и гранаты. Это, конечно, слегка отдаёт Gears of War, но играется бодро.
Иногда Mafia: Definitive Edition старается выглядеть ну очень дорого. Как правило, у неё получается
Просроченный виски
Правда, не всё удалось выполнить идеально. Стелс-миссии вышли немного корявыми: по сути, всё ограничивается перебежками от укрытия к укрытию и вырубанием противников. Ни тебе хитроумных пряток в тени, ни отвлечения охраны. Даже возможность перетаскивать трупы особо не пригодится — маршруты врагов редко совпадают, а резко исчезнувший из-под носа товарищ никого не смутит. Схватки в ближнем бою тоже примитивны — враги всегда действуют одинаково. В отличие от перестрелок, рукопашная ощущается как битва тряпичных кукол и едва ли вызывает интерес.
Отдельно стоит отметить эпизоды со стрельбой из автомобиля. Вместо прицела, как в оригинальной игре, здесь в чести автонаведение, поэтому остаётся лишь следить за дорогой да щёлкать по левой кнопке мыши. Вкупе с бесконечным боезапасом, почти мгновенной перезарядкой — за рулём! — и удивительной меткостью Томми, эти эпизоды выглядят до жути аркадно. Но больше всего вопросов лично у меня вызвал фрагмент миссии «Загородная прогулка», где нужно уйти от погони с десятком полицейских машин на хвосте, отстреливаясь из кузова машины.
Протагониста Mafia 2 высмеивали за перманентный покерфейс. Что ж, Томми иногда бывает таким эмоциональным, что трудно сдержать смех
Мало того, что такой «экшон» совсем уж выбивается из общего геймплея, так ещё и в конце ждёт самый настоящий босс — бронированный автомобиль с пулемётной турелью. Я не знаю, кто отвечал за геймплейную составляющую этого эпизода, но он явно не любит людей. Беспорядочная стрельба по броневичку выводит из себя куда сильнее, чем знаменитая гонка на допотопном спорткаре (которую, кстати, после превью-версии мне удалось пройти вообще с первого раза). Грузовик с Томми и подельниками петляет по извилистой дороге, прицел вечно норовит сбиться в сторону, а пулемёт уничтожает транспорт в считанные секунды. Этот участок игры настолько раздражает, что после него можно запросто забросить игру, послав такой «боевик» куда подальше. К счастью, он такой буквально один — Hangar 13 вовремя одумалась.
Ну и без багов тоже не обошлось, хотя они, как правило, несущественные. Пару раз игра зависла во время загрузки, один раз сюжетный персонаж застрял на месте (лечится перезагрузкой), и один раз полицейская машина смешно улетела куда-то в небеса к парящему дирижаблю.
Тем не менее, это скорее небольшой половник дёгтя в бочке хорошего мёда. Общие впечатления от Mafia: Definitive Edition всё-таки вполне положительные. Оригинальная игра сейчас смотрится как экспонат Кунсткамеры, а ремейк — это отличная возможность познакомиться с ней в более опрятном виде. Особенно для нового поколения геймеров, которые не знают, что вторая и третья части — не канон.
Да и ветеранам серии не стоит списывать творение Hangar 13 со счетов. Они доказали, что умеют учиться на своих ошибках. Пусть теперь не облажаются с «четвёркой» — мы ждём истории про 1980-е, гавайские рубашки и «say hello to my little friend»!
2K Games и Hangar 13 представили полноценный анонс Mafia: Trilogy. В него войдут все три части серии: полная версия Mafia III, слегка улучшенная версия Mafia II и масштабный ремейк первой Mafia.
Ремейк Mafia
В ремейке Mafia (полное название — Mafia: Definitive Edition) обещают обновлённый сценарий с дополнительными диалогами, расширенными предысториями и свежими кат-сценами — за них будет отвечать тот же движок, на котором строили ролики в Mafia III.
Кроме того, в ремейке появятся новые геймплейные эпизоды и некие современные особенности. Оркестровый саундтрек и озвучку запишут заново. «Это та же Mafia, которую вы помните, но гораздо больше», — уверяют авторы.
Тем, кто приобретёт Mafia: Definitive Edition, достанутся бонусы для других частей трилогии — в Mafia II и Mafia III откроются костюм и автомобиль Томми. За предзаказ ремейка (или покупку всей Mafia: Trilogy) также дадут комплект The Chicago Outfit — костюм дона, транспорт Smith V12 Limousine и золотой скин для полуавтоматического оружия.
Релиз Mafia: Definitive Edition намечен на 28 августа для PC (Steam, EGS), PlayStation 4 и Xbox One. Также планируется версия для Stadia.
Ремастер Mafia II
Основная особенность Mafia II: Definitive Edition — игра впервые выходит на современных консолях. Графику подогнали для разрешения 4K, а в комплект входят все ранее выпущенные дополнения — три сюжетных DLC (The Betrayal of Jimmy, Jimmy’s Vendetta и Joe’s Adventures) и несколько комплектов одежды и транспорта.
Владельцам Mafia II: Definitive Edition дадут машину и кожаную куртку Вито для Mafia III и ремейка Mafia. Тем, у кого уже есть оригинальная Mafia II в Steam, переиздание достанется бесплатно.
Mafia II: Definitive Edition выходит сегодня на PC, PlayStation 4 и Xbox One. Версия для Stadia должна появиться позже.
Слегка дополненная Mafia III
Меньше всего изменений в Mafia III: Definitive Edition — это лишь набор с ранее вышедшими аддонами и бонусами из других частей в рамках Mafia: Trilogy. Всем владельцам Mafia III в Steam, на PlayStation 4 или Xbox One подарят Definitive Edition Content Pack — комплект со всеми тремя сюжетными дополнениями (Faster Baby, Stones Unturned, Sign of the Times) и комплектами одежды и транспорта.
За Mafia III дают машину и армейскую куртку Линкольна для Mafia II: Definitive Edition и ремейка Mafia.
Mafia III: Definitive Edition выходит сегодня на PC, PlayStation 4 и Xbox One. Версия для Stadia должна появиться позже.
Цифровую версию сборника Mafia: Trilogy можно приобрести с сегодняшнего дня. Тем, у кого есть те или иные части серии на соответствующей платформе, полагаются скидки на трилогию. Физическое издание поступит в продажу 28 августа, одновременно с релизом ремейка Mafia.
Дополнение от 20 мая. Стоимость игр следующая:
- Mafia: Definitive Edition — 1 999 рублей в Steam и Epic Games Store, 39.99 доллара в магазине Xbox (в русском PlayStation Store на момент написания дополнения не появилась; обещается полное озвучивание на русском языке),
- Mafia II: Definitive Edition — 1 499 рублей в Steam (в Epic Games Store появится чуть позже), 1 999 рублей в PlayStation Store, 29.99 доллара в магазине Xbox,
- Mafia III: Definitive Edition — 1 499 рублей в Steam (в Epic Games Store появится чуть позже), 1 999 рублей в PlayStation Store, 29.99 доллара в магазине Xbox,
- Mafia: Trilogy — 2 999 рублей в Steam и Epic Games Store, 3 999 рублей в PlayStation Store.
Показ ремейка Mafia обещают устроить во время PC Gaming Show, которое начнётся 6 июня в 22:00 по Москве. За подключение аккаунта 2K полагается ещё несколько бонусов для всех трёх игр серии:
Вспоминаем, за что мы любили и ненавидели игры легендарной серии.
В 2002 году чехи из Illusion Softworks, до этого прославившиеся тактическим экшеном Hidden & Dangerous, выпустили Mafia: The City of Lost Heaven — игру, которую многие и по сей день называют одним из главных шедевров индустрии. А теперь, спустя 18 лет, новые разработчики, унаследовавшие права на серию, анонсировали ремейк первой Mafia. В честь этого события мы решили тряхнуть стариной и вспомнить, как развивалась франшиза и почему её до сих пор вспоминают с теплотой.
Ретро FM
Современный пользователь, взращённый играми-сервисами и блокбастерами, скорее всего, не поймёт первую Mafia. Ни умом, ни сердцем. Точно так же, как её не понимала публика в 2000-х, ещё до релиза. Аркадная увлекательность ближайшего конкурента, прорывной GTA III, задала новый формат развлечений. Открытый для исследования город, десятки видов машин и копы, от которых так и хочется удирать, начав случайную перестрелку на улице, — всё это вроде было и в Mafia, но на самом деле нет. Покатушки с полицейскими отягощались неповоротливыми старыми машинами. Перестрелки были непривычно сложными: если в GTA можно без особого труда перебить целый полицейский участок, то в Mafia даже один внезапно выскочивший враг с дробовиком мог уложить героя с пары выстрелов.
Вдобавок, устроить хоть какой-то беспредел можно только в режиме «свободной игры», вне сюжетной кампании. А делать в Лост-Хэвен, скажем прямо, нечего. Можно развозить людей на такси, убивать мафиози, купить новое оружие, покрасить машину… И, в общем-то, всё. После Либерти-Сити местная песочница выглядела невзрачно.
А ведь когда-то мы могли только мечтать о такой графике
Но даже те, кто честно шли по сюжету, далеко не сразу находили «веселье». Первые пару-тройку часов игра рассказывает меланхоличную историю таксиста Томаса Анджело, который на свою беду помог двум бандитам уйти от преследования. Причём становление начинающего преступника насыщено бытовыми, не слишком увлекательными заданиями. После той напряжённой погони в начале мы возвращались к будням обычного таксиста: то есть развозили пассажиров, соблюдая все правила дорожного движения, — никакой давки пешеходов и езды на красный свет! Только потом, уже став членом мафиозной семьи, можно было заняться гангстерскими делами. Поколотить пару машин, подбросить подельников до точек, собрать прибыль с местного бизнеса… Короче, все, кто ждали сумасшедшей динамики GTA III, могли испытать жгучее разочарование и выключить игру. На первый взгляд, кроме сеттинга, ей совершенно нечего предложить.
Предложение, от которого невозможно отказаться
Но в этом и была вся соль Mafia: она позволяла окунуться в ту рутину, что преследовала Томми в его обычной жизни. Изначально игра вообще задумывалась как своеобразный клон дико популярной в то время Driver, только в антураже гангстерских фильмов. Но геймдизайнер Даниэль Вавра, пришедший в студию на финальном этапе разработки Hidden & Dangerous, сместил акцент со зрелищности на аутентичность и сюжет. И не прогадал. Сценарий неспешно, со знанием дела раскручивал историю о буднях гангстера, который начинает пешкой, а заканчивает ферзём, которого все мечтают убрать с доски. Чем ближе он подбирался к своей цели, тем сильнее игроки привязывались к нему. Драма здесь не просто создавала фон для геймплея — она была его неотъемлемой частью.
Как правило, экшены запоминаются благодаря крутым геймплейным секциям. Вот тут погоня на машине, тут сложная оборона высоты или напряжённый штурм крепости… Mafia же запоминалась совсем иными вещами. Нет, речь не о беспощадно сложной «гоночной» миссии, из-за которой многие в своё время забросили игру. Я говорю о десятках маленьких историй. До сих пор помню, как простое с виду дело по сбору «дани» обернулось перестрелкой в загородном мотеле. Или момент, когда Томми убегал по подворотням от двух вооружённых головорезов. Или ограбление порта, где в ящиках из-под сигар лежали совсем не сигары.
Для своего времени в Mafia были также абсолютно шикарные ролики на движке — ни у кого из конкурентов, включая GTA, ничего похожего не было и в помине
Все эти ситуации крепко врезаются в память, но при этом они всё равно оставались довольно приземлёнными и жизненными. Как и сам мир игры: пустой, но невероятно красивый и, самое главное, логичный. В Лост-Хэвен автомобили расходуют бензин и не разлетаются на металлолом после пары-тройки пуль. Свернув в закоулок, можно столкнуться лбом со справляющим нужду прохожим. Машину, что висит у вас на хвосте, можно расстрелять самому, но её также может случайно сбить проезжающая мимо фура… Mafia сконструировала чертовски правдоподобную историю, которая захватывала именно тем, что её легко представить в реальности. В отличие от детища Rockstar, где можно было угнать танк и кататься на нём по городу.
Пластмассовые гангстеры
Вторая часть серии добралась до игроков только спустя восемь долгих лет разработки. Студия Illusion Softworks не сидела без дела. Коллектив успел выпустить сиквел Hidden & Dangerous и пресный шутер Vietcong, а также портировать первую Mafia на консоли и стать филиалом корпорации 2K.
Сиквел своего главного хита чехи разрабатывали уже с ориентиром на ААА-сегмент рынка. Первые скриншоты и ролики аудитория приняла крайне положительно: узнаваемая атмосфера, уютные машины-утюги и красивые пейзажи города, похожего на Нью-Йорк 40-х годов. Правда, на фоне всего этого было видно немало красных флагов. Даниэль Вавра покинул команду из-за разногласий с начальством, а затем из компании ушел её основатель Пётр Вохозка. Из финальной версии проекта вырезали довольно много контента (например, четыре варианта концовки и сельскую местность за пределами города).
Когда Mafia II всё-таки вышла, эти пертурбации ощущались на каждом шагу. Сюжет (снова молодой парень, в силу обстоятельств попавший в преступные круги) был рваным и подавался не как полноценная история, а скорее как набор зарисовок, связанных персонажами и местом действия. Сама по себе задумка была грандиозная: история Mafia 2 охватывала восемь лет — игрока забрасывало и в горнило Второй Мировой, и в тюрьму, и даже на встречу с некоторыми героями первой части.
Но масштаб не ощущался. Не столько из-за рубленого повествования (у первой Mafia тоже были с этим трудности), сколько из-за совершенно невыразительных персонажей. Особенно это касалось протагониста. Вито Скалетта вроде должен был показать миру продвинутую лицевую анимацию, но на большинство событий почему-то реагировал с каменной мордой; разве что иногда проскальзывали ухмылки и лёгкий гнев. Обидно. Начало игры, где герой возвращается домой с фронта, было просто образцовым: будто смотришь хорошее гангстерское кино, снятое Брайаном ДеПальмой или Мартином Скорсезе. Но, увы, дальше от простых, человеческих разговоров остаются лишь сухие, функциональные диалоги в духе «поди-подай-принеси-убей».
Во второй части ролики между миссиями стали ещё продолжительнее и насыщеннее в плане режиссуры. Жаль только, что из-за невыразительных персонажей смотреть их было весьма скучно
Терминатор на службе у мафии
С коммерческой точки зрения Mafia II была успешной, даже несмотря на проблемы с сюжетом, но она растеряла шарм своей предшественницы. Тот реализм, высокие ставки, накал драмы. Вспомните хоть ту же сцену, где Томми убегает от бандитов по подворотням, — да и почти любую другую миссию. Каждый патрон на счету, запас здоровья тает на глазах, врагов много, того и гляди нагрянет полиция… Вторая же часть следовала последним пискам моды, потому геймплей больше напоминал боевик с укрытиями а-ля Gears of War. С камерой из-за плеча перестрелки стали куда удобнее, что, вроде бы, хорошо — но избыток патронов сделал бои слишком простыми.
Всё это, вкупе с регенерацией здоровья, превратило игру в тир: высунулся из укрытия, пострелял, подлечился, опять высунулся. Не поймите меня неправильно, на боевую систему грех жаловаться. Стрельба в Mafia II получилась что надо, а частичная разрушаемость окружения делала каждую перестрелку впечатляющей. Но в этом и вся проблема. Из «Крёстного отца» игра перевоплотилась в вариацию фильма «Охотники на гангстеров».
Это и возмутило фанатов первой части — зато, безусловно, порадовало тех, кто не был с ней знаком. Стоит ли винить разработчиков за то, что они «оказуалили» свой шедевр? Вряд ли. Всё-таки за десять лет индустрия разительно поменялась. Наивно было ожидать, что при штате в несколько сотен сотрудников и ориентации на ААА-рынок студия вновь выдаст нечто в духе The City of Lost Heaven. Тем не менее, игра нашла свою аудиторию: далеко не все остались недовольны. Напротив, многие с удовольствием прошли Mafia II за один присест… И забыли о ней на следующий день.
Впрочем, эпизод с расстрелом закусочной до сих пор трудно забыть — он реально хорош
Gangsta Sh*t
К третьей части 2K Czech подошла не без потерь. Один из офисов пришлось закрыть, разработку почти целиком передали новой студии Hangar 13, а Даниэль Вавра создал свою Warhorse Studios и занялся Kingdom Come: Deliverance. Из старого костяка разработчиков почти никого не осталось.
На этом фоне авторы решили резко сменить курс и эстетику игры. Минимум широкополых шляп, никакого джаза, вместо Нью-Йорка — Новый Орлеан, а главным героем стал темнокожий ветеран Вьетнама Линкольн Клэй. Публика это, мягко говоря, не оценила. А когда выяснилось, что главному герою будет прислуживать протагонист второй части Вито Скалетта… В общем, «излишняя» толерантность вызвала немаленький скандал.
В подобной ситуации Hangar 13 важно было отполировать игру до блеска, чтобы хоть как-то сгладить негатив. Но, увы, релизный билд Mafia III получился просто отвратительным. Как в плане оптимизации, так и в плане багов. Машины и персонажи застревали в зданиях, некоторые текстуры будто пожаловали из начала 2000-х, физическая модель заставляла врагов выплясывать джигу после смерти. А как часто игра вылетала на рабочий стол, уф.
Что такое безумие
Из-за этих проблем игрокам было ещё сложнее принять новую геймплейную петлю. В Mafia III мы должны были, ни много ни мало, прибрать к рукам целый город, чтобы отомстить мафиози, истребившему всех близких людей главного героя. Как это сделать? Как в любой другой песочнице, вышедшей где-то после Far Cry 3, — методично зачистить каждый район от злодеев. Схема везде одна и та же: прийти на точку, расспросить информатора. Найти подельника главгада, убить подельника главгада. Повторять до титров.
Забавно другое: первая часть начиналась так же уныло, но она становилась всё более разнообразной с развитием сюжета. Третья же, как и вторая, предлагала невероятно эффектную завязку, только чтобы потом свалить на игрока массу скучнейших заданий, достойных скорее мальчика на побегушках, нежели большого криминального босса.
Тем не менее, у Mafia III были свои достоинства, одним из которых был, как ни странно, сюжет. Во-первых, у него неплохая подача — историю рассказывали через «интервью» с ключевыми персонажами, которые излагали свой взгляд на события и действия героя. Во-вторых, к чести сценаристов, главный герой прописан лучше, чем кажется на первый взгляд. Линкольн Клей действительно мордоворот, но у него есть принципы. Он может быть и вежлив, и агрессивен. У него, в конце концов, есть достойная мотивация.
В-третьих, второстепенные персонажи удались не менее интересными. Некоторые и вовсе заслуживают отдельной сюжетной линии — например, хитрая гаитянка Кассандра. Хорошо написанные диалоги и грамотная постановка роликов сильно приближает игру к кино. Настолько, что многие игроки терпели однообразный геймплей только ради следующего витка сюжета. Ведь между вереницами унылых пострелушек были действительно круто поставленные сюжетные миссии, в которых есть всё: и накал эмоций, и режиссура, и зрелищные бои.
Жаль, что это не спасло Mafia III от разгромной критики.
Финальная часть знаменитой серии оставила игроков в недоумении: что дальше? Возврат к реализму? Продолжение «оказуаливания»? Онлайн? Или красивый уход в закат? А что вы думаете по поводу будущего серии? Пишите ваши мнения в комментариях!
Не везде ровный, но очень старательный ремейк классической игры 2002 года.
Начало Mafia: Definitive Edition поражает. Камера проносится через сногсшибательно красивый город 1930-х годов, солнце заливает улочки Чайна-тауна, круизные лайнеры важно плывут по реке, старые машины неспешно катятся по дорогам, чайки летят над заливом… Разработчики из Hangar 13 могут гордиться собой. Им почти удалось воссоздать тот вау-эффект, который мы испытали 18 лет назад от Mafia: The City of Lost Heaven. По крайней мере, если судить по предложенным в превью-версии пяти миссиям. Хотя не всё так гладко.
Мы скучали по тебе
Отвечу на самый очевидный вопрос сразу — да. Да, это правда очень близко к первой «Мафии» по настроению, темпоритму и ощущениям от игры. Для тех, кто не любит gypsy jazz и широкополые шляпы, поясняю: оригинальная игра, вышедшая в 2002 году, рассказывала историю таксиста Томми Анджело, который волею судеб становится членом мафиозной семьи Сальери. Сюжет Mafia считается одним из лучших в своём жанре. На примере судьбы протагониста он здорово показывает, как меняется характер человека, попавшего в иерархическую преступную структуру. Геймплей, по тогдашним меркам, тоже был небезынтересный, со множеством нюансов: например, машины, на которых мы колесили около половины игры, нельзя было просто взять и угнать – сначала нужно научиться взлому каждой модели (в Definitive Edition этот момент сохранён).
Лост-Хэвен стал ещё более выразительным: сногсшибательно красивый «город с открытки», который на деле скрывает множество тёмных тайн
Ремейк вообще достаточно бережно переносит почти всё, за что мы любили игру Illusion Softworks, но в современном исполнении. Тут важно понимать, что перенести вообще всё – задача самоубийственная: архаичный экшен первой «Мафии» сейчас выглядит как экспонат из музея древностей, выставленный на полках «Азбуки вкуса». Так что по этой части ремейк оброс ожидаемыми упрощениями для удобства игрока, вроде вида из-за плеча для прицельной стрельбы и возможности припасть спиной к укрытиям. Есть даже небольшое восстановление здоровья.
При этом, как и раньше, перестрелки проходят достаточно напряжённо. Томми хоть и не помирает от двух попаданий в ногу, но всё равно не бессмертен, а аптечки встречаются крайне редко и лечат не слишком эффективно. Патронов вечно не хватает, а у оружия вполне ощутимая отдача – на средних дистанциях часть пуль обязательно улетит в молоко. Если вы боялись, что ремейк, на манер второй и третьей части, превратится в глуповатый тир, то не беспокойтесь.
Перестрелки хоть и прибавили в зрелищности, но по духу остались почти такими же, как и раньше
То же самое касается и машин. Те, кто играл в оригинал, помнят, что тамошние машины-гармошки были достаточно неповоротливыми и своенравными. Эту физическую модель разработчики старательно перенесли в ремейк. Управлять местными драндулетами – одновременно и небольшое испытание, и специфическое удовольствие. Тяжесть автомобиля здорово ощущается. Вы точно почувствуете разницу между внушительной машиной такси, на которой Томми Анджело в начале уматывает от бандитов, и хлипким драндулетом, который движется с трудом, зато гораздо легче вписывается в повороты.
Что касается гоночной миссии (её тоже дали попробовать в превью) – честное слово, я бы не отказался, чтобы на основе такой модели сделали отдельную игру-автосим. Знаменитый болид Brubaker 4WD по-прежнему жутко заносит на поворотах, и легендарный заезд чувствуется абсолютно так же, как и 18 лет назад. И нет, пропустить гонку, несмотря на то, что разработчики говорили в нашем интервью, нельзя. По крайней мере, в превью такая опция отсутствовала.
Разработчики восстановили каждый поворот на легендарной трассе — так что готовьтесь вновь стирать пальцы в мозоли в попытках занять первое место!
Мой друг мафиози
Зато присутствуют другие обещанные опции, облегчающие жизнь тем, кого отпугивала сложность оригинальной игры. Напомню, что, помимо не самой дружелюбной физической модели, в игре нужно было соблюдать скоростной режим, водить аккуратно, не ездить на красный свет… Короче говоря, вести себя прилично, чтобы не привлекать внимание настырных копов. Теперь всё это можно настроить – ровно как и включить более удобную, аркадную физику автомобилей, автоприцеливание и возможность пропускать «не важные» поездки по городу нажатием одной кнопки.
Тут надо понимать, что абстрактная атмосфера игры состоит именно из подобных деталей. Из необходимости колесить по городу, выполняя мелкие поручения (скажем, собрать дань с должников), не привлекая внимание копов. Только чтобы позже оказаться вырванным из зоны комфорта, когда простая миссия вдруг обернётся яростной перестрелкой. Но если вы просто хотите насладиться сюжетом и пострелять – на здоровье.
Попытка удрать от полиции на тачке конкурента закончилась фиаско
Правда, тогда мимо вас пройдет львиная доля отличных диалогов, которые герои ведут во время поездок на машине. Вообще, «Мафия» и до этого славилась своей постановкой, но ремейк и вовсе походит на хороший многосерийный фильм. На это работает всё: проработанные характеры персонажей (гораздо больше внимания уделили друзьям протагониста – Поли и Сэму), впечатляющая лицевая анимация, режиссура роликов.
А уж какое удовольствие ездить по Лост Хэвену – словами не передать. Город по-прежнему играет роль огромной декорации, но пленяет, как в 2002 году. Каждый район отличается архитектурой, на улицах все время что-то происходит, в воздухе плывут дирижабли и пролетают самолёты, а в каждой подворотне можно найти тысячу и одну мелочь. Язык не поворачивается назвать такое красивое место «мертвым» просто из-за того, что оно не стремится дать игроку сотню одинаковых побочных квестов и не ставит вышки для захвата на каждом шагу.
Mafia: Definitive Edition — показательный пример того, как грамотное сочетание графики, музыки и драматургии превращает компьютерные модели в почти настоящих людей
Кислая сигарета
Увы, но в бочке мёда есть целая поварёшка дёгтя. Конечно, версия, в которую я играл, незаконченная и в ней ещё наверняка достаточно косяков — редкие баги вроде улетающих в небо пешеходов и низкополигональных теней от машин в расчёт не берём. И тем не менее уже сейчас можно сказать, что некоторые решения получились ну очень спорными.
Первое, на что обращаешь внимание – это автоматическое наведение при стрельбе из машины (на примере миссии «Непыльная работа», где в конце нужно гнаться за неприятелем с нашими деньгами). Раньше мы могли высунуть руку из окна машины и, пытаясь на ходу прицелиться, палить по врагам. Теперь же вчерашний таксист Томми Анджело научился без промаху палить по несущейся впереди машине, да ещё и с бесконечными патронами. Это нелепо смотрится на фоне удачных попыток найти компромисс между высокой сложностью и дружелюбностью к новым игрокам.
Противники не особо блещут интеллектом – они бегут на Томми с оружием в руках или отсиживаются за укрытиями с огнестрелом, выжидая своей очереди получить пулю в лоб. Компенсируется это тем, что врагов, как правило, довольно много, и стреляют они метко. Но временами такой геймдизайн превращается в накидывание «экшона» на вентилятор. Апофеозом лично для меня стал финал уровня «Загородная прогулка». В оригинальной игре мы ехали в кузове грузовика, отстреливаясь от машин с легавыми. В ремейке их стало значительно больше, а патроны к томми-гану и вовсе стали бесконечными. И всё бы ничего, но потом на дорогу выкатывается броневичок с пулемётной турелью. Пройти этот этап можно лишь метко паля по турели – а учитывая то, что действие разворачивается на извилистом серпантине, целиться крайне неудобно. В итоге ничего, кроме раздражения, этот сегмент уровня не вызывает. Он не то что сложный, а просто дубовый, да настолько, что по своей труднопроходимости запросто кладёт на лопатки пресловутые гонки.
В игре стильно выглядит вообще всё — от автомобилей и архитектуры зданий до сигаретного дыма
Такие обидные промахи немного портят впечатление от, на мой взгляд, очень неплохого ремейка, который свою задачу – познакомить новую аудиторию с серией и выжать ностальгическую слезу у старой – выполняет как минимум на 80%. Однако для Hangar 13 это всё равно ощутимый шаг вперёд после крайне неоднозначной Mafia 3. Студии, кажется, удалось найти компромисс, который наверняка устроит почти всех. Увидим, что будет в полной версии, но за светлое будущее Mafia: Definitive Edition беспокоиться не стоит.
Читайте также: