Katana zero обзор
Всё здесь так здорово прорисовано, прописано и собрано воедино, что на протяжении всех четырёх часов, которые предстоит потратить на прохождение, не хочется отвлекаться ни на минуту. Многие ругают «пиксельные» игры и их «ленивых разрабов», якобы не способных сотворить нечто красивое и играющих на ностальгии, но даже эти (странные) люди вряд ли решатся сказать что-то подобное о Katana ZERO. Анимация каждого персонажа, освещение, эффекты, детализация задников — всё выглядит роскошно. Не The Last Night, конечно, с её отражающимся в лужах светом фар, но всё же.
Настолько стильный и иногда даже вычурный дизайн фантастическим образом сочетается и с сюжетом, и с игровым процессом. Мы берём на себя роль наёмного убийцы, вооружённого катаной. На первых порах он приходит на приём к какому-то знакомому ему человеку, забирает папку с указанием цели и позволяет вколоть себе некое вещество — а затем покидает кабинет и отправляется на задание. То, что поначалу кажется обычной историей о наёмнике, очень быстро обрастает такими деталями и неожиданными поворотами, что сюжет становится чуть ли не увлекательнее геймплея. Тут вам и вопросы о жизни и смерти, и поиски истины, и безумные эксперименты.
Интересно сделаны диалоги, формат которых так непривычен, что его подобие хотелось бы чаще видеть в других видеоиграх, особенно в RPG. Общаясь с кем-то с глазу на глаз или по телефону, вы можете до завершения реплики собеседника перебить его или бросить трубку, сразу перейдя к делу или поставив его в неловкое положение. Конечно, сильно сюжет от этого не меняется, но иногда вы всё же будете замечать последствия своих действий — либо босс, запретивший вам общаться с целью, окажется недоволен работой, если вы решите потянуть время и выслушать беднягу, либо какой-то персонаж вспомнит о вашем прошлом разговоре.
Верная катана
Согласившись на задание, за выполнение которого босс погладит по головке и выдаст очередную дозу, игрок должен зачистить локацию от противников и добраться до главного негодяя. Путь поделён на несколько комнат — обычно всё начинается с небольших помещений, а ближе к концу главы вы можете попасть в трёхэтажный зал с кучей дверей и лестниц. Главное и единственное оружие в арсенале героя — катана, убивающая любого противника (кроме «боссов») с одного удара. Однако и сам персонаж не выдерживает много попаданий — хоть он и кажется всесильным и крутым, на деле он тоже склеивает ласты после первого ранения.
Упрощает задачу возможность замедлять время, которая поначалу не очень-то важна (я за первые два часа, кажется, ни разу ею не воспользовался), зато потом оказывается полезной. С помощью катаны можно отражать снаряды, что спасает на многих поздних уровнях, а без замедления вовремя отреагировать на выстрел из пистолета гораздо труднее. Благодаря таким умениям (и перекату, который тоже доступен в любой момент) все драки становятся куда зрелищнее: вы вышибаете дверь, размазав по стенке стоящего рядом с ней охранника, отбиваете катаной пулю, задеваете ею кого-то, кувыркаетесь, размахиваете оружием, заливаете кровью все стены и отправляетесь дальше.
Нельзя сказать, что Katana ZERO предлагает множество вариантов решения одной и той же проблемы, — как такового стелса здесь нет, скрытно убивать трудно (хотя глухие враги ничего не слышат, если двери закрыты, и это спасает), да и навыков у главного героя нет. Комнаты больше напоминают головоломки, в которых вы изучаете, какие противники где стоят, какие предметы лежат на полу (можно кидать одноразовые ножи и коктейли Молотова) и где можно спрятаться в случае опасности.
Кодекс самурая
Разные типы врагов делают процесс сложнее — к примеру, вооружённые пистолетом охранники могут погибнуть от отражённой пули, а вот людей с дробовиками так просто не убить, поскольку снарядов в вашу сторону летит несколько. Если у противника щит, его вообще невозможно ударить спереди — он вас оттолкнёт и сделает на пару секунд беззащитным. Приходится кувыркаться и кромсать его спину катаной, а это может привлечь внимание ещё нескольких людей. После смерти вы почти моментально переноситесь в начало комнаты и должны всё проделывать заново. В поздних главах умирать придётся часто, но лично я ждал такие непростые испытания, а не сокрушался из-за необходимости перепроходить одни и те же участки.
Удивительно, как разработчикам удалось выдержать такой ровный темп повествования, тесно связав друг с другом обычные геймплейные эпизоды, сюрпризы, оригинальную историю, диалоги с несколькими вариантами ответа и другие элементы. Нет ни одной лишней сцены, ни одного скучного или бессмысленного диалога. Даже сражения с «боссами», которые порой оказываются слабой составляющей подобных игр, получились занятными. Жаль, что их мало.
Это, в принципе, справедливо и для игры в целом. И дело не в том, что четырёх часов прохождения недостаточно, — этого вполне хватает. Однако было очень странным решением завершать историю на полуслове и писать «Продолжение следует». Помню, как в начале нулевых я видел ту же надпись в концовке шутера XIII, и спустя 15 с лишним лет так и не получил сиквела. Но здесь, судя по всему, ситуация не повторится — продолжение наверняка выпустят в качестве бесплатного обновления чуть позднее. Вероятно, дело в банальном отсутствии денег — проект находился в разработке более шести лет и часто переживал времена, когда у авторов не было никаких источников финансирования.
Главное, что в итоге мучения коллектива Askiisoft были не напрасны, а Devolver Digital не зря согласилась заниматься изданием игры. От Katana ZERO ждали крутого экшена, «Hotline Miami с видом сбоку», а получили шикарный триллер, ярко выделяющийся на фоне конкурентов. А какой тут саундтрек! Музыка не так сильно въедается в память, как треки в «Хотлайне», но настраивает на нужный лад и всегда соответствует происходящему на экране — от мелодичных партий на пианино в спокойных эпизодах до ритмичной электронной музыки во время выполнения заказов. В общем, пропускать игру строго не рекомендуется — такое появляется гораздо реже, чем хотелось бы.
Плюсы: отличная история, полная неожиданных поворотов и шикарных персонажей; чудесный визуальный стиль; простенькая, но зрелищная «боёвка» с замедлением времени и возможностью отражать снаряды катаной; ровный темп повествования и отсутствие скучных эпизодов; качественный саундтрек; прекрасный перевод на русский язык.
Минусы: экран со словами «Продолжение следует» в конце — не лучшее решение.
Но, к счастью, после прохождения она оставляет совсем другие впечатления.
Лови момент
Хоть формально игру и можно назвать платформером (из-за вида сбоку и архитектуры уровней), собственно платформинга в Katana Zero ничтожно мало. Большая часть геймплея посвящена динамичной, но незатейливой нарезке противников катаной: здесь нет никаких сложных комбо, блоков или парирований. Как и в Hotline Miami, всё живое, кроме боссов, умирает с одного удара; однако главный герой Katana Zero, в отличие от Джекета, умеет рубить в прыжке, замедлять время, уворачиваться от атак и отбивать выстрелы из огнестрельного оружия. К тому же он может бесшумно красться и кидаться в противников подручными предметами. Впрочем, первый навык по-настоящему пригодится только на одном уровне из одиннадцати, да и там никто принуждать к стелсу не будет.
Лаконичность игрового процесса нисколько не вредит игре. Герой стремительно носится по уровням, а противники в кои-то веки реагируют быстро и стреляют без раздумий — увернуться от пуль (или отбить их) не так-то просто, и малейшее промедление может означать гибель. Остаётся рассчитывать только на реакцию, расчёт и, если совсем прижмёт, замедление времени. Последнее, к слову, реализовано на редкость удачно: оно ощущается не как гиммик или условность, а как действительно полезный инструмент.
Структура уровней отлично ложится на все эти нюансы: локации, как и в Hotline Miami, разбиты на отдельные секции. По сути, каждая из них представляет собой отдельную головоломку, которую иногда можно решить несколькими способами; причём речь не только о тяжёлой дилемме «бросить в толпу противников коктейль Молотова или передушить всех, к чертям, голыми руками», но и о тактических моментах — с какой стороны лучше напасть, где выгоднее обороняться, как это всё провернуть. Настоящей нелинейности тут нет, но определённую свободу действий Katana Zero обеспечивает.
Однажды главному герою в руки всё же попадёт пистолет. Вот только применит он его весьма оригинально!
Вообще, именно разнообразие ситуаций и делает игру чем-то бóльшим, нежели очередной пиксельный экшен Devolver Digital. Тут вам и погони на мотоциклах, и бои с боссами-вертолётами, и ненавязчивые стелс-секции, и множество мелких, но приятных секретов. Причём многие из этих фишек отлично проработаны: например, для стелса приспособлена простенькая система обнаружения, которая учитывает различные источники освещения, используемые укрытия и звук шагов главного героя.
Однако у такого подхода есть и серьёзный минус. Каждая из этих особенностей, вроде нескольких играбельных персонажей, используется только раз за всё прохождение. Та же стелс-механика кажется чуждой из-за того, что требует от игрока совсем иного подхода и мышления, но слишком мимолётно. К примеру, по ходу уровня можно узнать, что, оказывается, персонаж умеет прятаться за укрытием, но из-за того, что во всей остальной игре от этого нет никакого толку, даже сам факт существования этой фишки далеко не очевиден. Игра будто не хочет, чтобы её проходили несколько раз: никакой рейтинговой системы (знакомой по опять же Hotline Miami) нет, так что соревноваться особо не за что. Да и нелинейность в диалогах весьма условная. Словом, реиграбельность — явно не то, чем способна похвастаться Katana Zero.
Апокалипсис завтра
С другой стороны, игра запоминается отнюдь не только геймплеем — она выглядит просто очаровательно! Детализированные задники, приятная работа с освещением и потрясающе проработанная анимация не перестают радовать: в одной атаке героя, наверное, кадров не меньше, чем в иных играх ушло бы на хорошее комбо. Попросту приятно смотреть даже на то, как оба играбельных персонажа передвигаются по уровням. Такие мелочи, как контраст самоуверенной, угрожающей походки с мягким, осторожным шагом здорово добавляют индивидуальности всем действующим лицам вообще.
Да и главного героя разработчики подобрали с умом. Протагонист живёт в богом забытых трущобах, страдает амнезией и всегда одет в вычурное кимоно (которое встречные персонажи называют «халатом»), из-за чего выглядит как фанат самурайских боевиков. Он носит за поясом клинок, когда все вокруг давно перешли на огнестрел, отделал квартиру как додзё и постоянно берёт напрокат старые самурайские би-муви.
Каждый день он ходит к психологу, который после сеанса выдаёт пациенту контракт на задание, причём самого разного характера и сложности: от заказных убийств до нападения на хорошо охраняемый бункер. По ходу истории в сюжете появляются мистическая парочка в театральных масках, секретные правительственные проекты в духе холодной войны, корпоративные войны, таинственная воительница с катаной и много чего (и кого) ещё. Причём все эти сущности и организации преспокойно уживаются друг с другом в рамках сеттинга, не создавая никакого диссонанса.
Полицейский прибежал на шум от разбившейся об пол статуэтки. Скоро он об этом пожалеет
К персонажам со временем привязываешься; некоторые из них всерьёз раскрываются в ходе сюжета или как минимум оставляют приятное впечатление. Даже у боссов есть хоть и простые, но понятные истории, позволяющие им сопереживать. Игровой процесс и история неожиданно тесно переплетаются — это проявляется, например, в диалогах. Благодаря правильно выбранным вариантам ответа иногда можно вообще избежать кровопролития, а однажды диалоги и вовсе становятся неотъемлемой частью битвы с боссом. Вдобавок сами по себе реплики персонажей написаны если не достойно, то как минимум неплохо; в пиксельных человечках видятся яркие, живые люди, что, безусловно, идёт игре только в плюс.
Синоби в эру киберпанка маскируются по-своему. Почему бы не представиться косплеером?
Правда, проблемы у сценария тоже есть. Из множества сюжетных линий до логического завершения к концу игры доводится лишь несколько. Чтобы получить ответы на оставшиеся вопросы, явно придётся ждать продолжения, что, учитывая темпы работы Askiisoft, внушает мало оптимизма. К тому же из-за компактности истории персонажи раскрыты всё же не так хорошо, как могли бы быть. Из-за недожатых сюжетных линий и общей недосказанности (заметной, в числе прочего, и по геймплею) создаётся впечатление, что Katana Zero — это только проба пера перед чем-то более грандиозным. К счастью, разработчики уже сообщили о работе над DLC.
Самый большой недостаток творения Askiisoft в том, что игра обрывается на полуслове. За те четыре-пять часов, что уходят на прохождение, Katana Zero не успевает надоесть. Скорее даже наоборот: она заканчивается именно на самом интересном месте. С другой стороны, не факт, что у разработчиков вышло бы сделать больше, но при этом не хуже, — вот и остаётся радоваться тому, что есть. У мира, истории и геймплея достаточно потенциала, чтобы сиквел Katana Zero стал одной из тех игр, о которых говорят годами.
Ну а пока можно потратить несколько часов на забег по улицам Новой Мекки с бритвенно острой катаной и… начать ждать. Посмотрим, что Askiisoft будут делать дальше.
Среди крупных релизов больше всего полюбили ремейк Resident Evil 2.
Портал SteamDB, занимающийся сбором открытой статистики Steam, объявил самые высокооценённые игры среди пользователей сервиса Valve.
Список составлен на основе общего числа позитивных отзывов по отношению к отрицательным.
- Katana ZERO — 95,89%
- Slay the Spire — 95,64%
- Baba is You — 95,37%
- Resident Evil 2 — 95,24%
- Muse Dash — 95,15%
- Risk of Rain 2 — 94,85%
- Hades — 94,67%
- Touhou Luna Nights — 94,51%
- Totally Accurate Battle Simulator — 94,37%
- People Playground — 94,12%
- My Friend Pedro — 94,07%
- Bloodstained: Ritual of the Night — 94,04%
- Monster Girl Island: Prologue — 93,91%
- A Short Hike — 93,89%
- Kind Words — 93,84%
- Unheard — 93,75%
- Oxygen Not Included — 93,65%
- Neon Beats — 93,55%
- Noita — 93,52%
- Spyro Reignited Trilogy — 93,51%.
Остальную часть списка можно посмотреть на сайте SteamDB. Мы лишь обратим внимание на некоторые релизы:
Katana ZERO представляет из себя ураганный неонуарный экшн-платформер с мгновенной смертью. Рубите, уворачивайтесь и управляйте временем, разгадывая секреты собственного прошлого.
Невероятная боевая система: К каждому врагу нужен свой подход. Отражайте пули, уворачивайтесь от ударов, заманивайте противников в ловушку — и не оставляйте свидетелей.
Адаптируйтесь под ситуацию: Каждый уровень можно пройти доброй дюжиной разных способов. Уничтожайте врагов так, как сочтете нужным.
Необычное повествование: Запутанная история с постоянными неожиданными поворотами органично вплетена в игровой процесс.
Читайте также: