Jade empire обзор
Вокруг Jade Empire было сломано немало копий еще два года назад, когда она только появилась на Xbox. Одни считали ее чуть ли не эталоном jRPG, другие — тупым и обрезанным насмерть обмылком Star Wars: Knights of the Old Republic. Учитывая, что родитель у этих двух игр один — великая и бессмертная компания BioWare, обе точки зрения имели право на существование. До недавних пор нам оставалось лишь следить за дискуссией, не принимая в ней никакого участия. Но вот, наконец, Jade Empire добралась и до PC. Обратите внимание, к нам она приехала с подзаголовком Special Edition, что означает улучшенную графику, два новых стиля боя (разъяснения ниже) и новых монстров.
Минус на минус дает плюс?
Поклонники Джеки Чана, любители восточных единоборств, ценители азиатской культуры, мифологии и философии — сеттинг Jade Empire разработан исключительно по вашим заявкам! Классические «чайные комнаты», непременные циновки и ритуалы приветствия, традиционные одежда и прически персонажей, соответствующий городской антураж — все на своих местах. История начинается в маленьком поселке Two Rivers, где живет главный герой — лучший ученик школы единоборств. Однажды наставник, Мастер Ли, попросит вас выполнить одно важное задание, после чего события начнут развиваться с невероятной скоростью: видения древнего бога, изумительные факты о прошлом вашего учителя и вашем собственном, история Императора и двух его братьев, тайные ордена, заговоры, интриги — одним словом, вам предстоит стать местным Избранным и с честью (или бесчестно) пройти его путь.
В зависимости от того, как вы предпочитаете идти по сюжету — изображая из себя кромешного злодея или спасая каждую подвернувшуюся под руку безвинную душу, — герой будет все более явно уходить на один из двух «полюсов силы». Для простоты можно определить их как «добрый» («Открытая ладонь») и «злой» («Сжатый кулак»). Каждое из принятых вами решений будет добавлять несколько пунктов на ту или иную сторону.
Справа — лагерь наших товарищей. Именно там извлекаются на свет божий самые страшные скелеты и под горячую руку пишутся любовные романы.
Откровенно говоря, можно пройти игру, регулярно поступаясь принципами всеобщего гуманизма, и все равно получить хороший финал. Стоит также заметить, что не все поступки в игре, добавляющие вам отрицательной харизмы, можно считать злыми, но это уже вопросы общей этики и философии, и применять ли принцип Макиавелли на практике — личное дело игрока. С точки зрения игровой механики, со своей принадлежностью лучше определиться пораньше — некоторые предметы и боевые стили может использовать только истинный последователь темной или светлой стороны Силы.
Во время путешествий вам встретится полтора десятка персонажей, которые захотят разделить вашу нелегкую участь и совершенно бескорыстно предложат свои услуги по спасению вас от всяких опасностей. С собой вы всегда можете пригласить только одного, остальные в это время будут дожидаться у места вашего временного «привала». Что самое замечательное, менять последователя можно прямо на ходу, не утруждая себя беготней до лагеря. Выбираете нужный портрет в специальной вкладке, тыкаете по нему — и «призванный» товарищ материализуется прямо перед вами.
Что касается свободы перемещения по миру, то она точно такая, какой стоит ждать от любой jRPG. Доступных территорий условно достаточно, чтобы не только заниматься выполнением основного квеста, но и чуть подзаработать опыта. Про открытый мир, однако, стоит забыть: ворота в локации прошлой главы закрыты, а в новую без прохождения основной сюжетной линии попасть невозможно. Торопиться и рваться вперед по сюжету не советуем — рискуете упустить львиную долю очарования игры, которую BioWare преподносят в виде трех любимых своих приемов: отличные побочные задания, масса заставок и прорва опциональных диалогов.
Переход в серые тона — фирменный стиль режима «фокус».
Болтают здесь все — много, по существу и не по существу. Болтают квестодатели и торговцы. Произносят прочувствованные речи злодеи и доброхоты. Стоит подойти к костру, возле которого ждут сопартийцы, как вы тут же рискуете встрять в разговор, который они затеяли между собой. У вас достаточно шансов узнать всю подноготную ваших попутчиков, закрутить роман или разругаться вдребезги. Тем, кто в английском не силен, настоятельно советуем дождаться локализованной версии игры, иначе придется туго.
Тем, кто хоть немного знаком с компьютерными играми, все уже, наверное, ясно. Игровая механика Jade Empire под копирку списана со Star Wars: Knights of the Old Republic: две «силы», система диалогов, многовариантные квесты. Jade Empire — не что иное, как облегченная и усеченная версия Knights of the Old Republic. Такой KOTOR Light. Здесь упрощено очень многое — отсутствует инвентарь в привычном понимании этого слова, нет никакой возможности приодеть своего персонажа (единственным утешением остается амулет, в который можно вставить три камушка). Хорошо ли это или плохо, зависит только от ваших игровых предпочтений. А мы тем временем переходим к главной достопримечательности Jade Empire — ее боевой системе.
О стиле болотного демона и прочих фокусах
Стиль «Болотный демон». Прыгать в нем нельзя, лечиться тоже, да и энергии ци он ест порядком, но наносимый урон с лихвой покрывает все недостатки.
Друзья, если вы уже взяли в руки блокнот и приготовились выписывать основные приемы кун-фу, которые мы тут сейчас вам расскажем, бросьте эту затею. Стиль «Пьяный мастер» в игре означает буквально то, что написано, — мастер этого самого стиля будет бегать рядом с вами и разбрасывать бутылки со спиртным. Стиль «Болотный демон» превратит вас в демона, чего, как вы понимаете, не предусматривает репертуар ни одного Брюса Ли. Правда, в прочих стилях есть приемы, по исполнению очень похожие на то, что мы с вами в свое время видели в соответствующих фильмах. Но не стоит ждать от Jade Empire точного следования первоисточникам.
Не стоит также возмущенно топать ногами и грозить BioWare наказанием, как за какой-нибудь смертный грех. Достоверностью они пожертвовали ради двух других идей — зрелищности и многообразия. На самом деле в Jade Empire достаточно боевых стилей, которые могут порадовать как знатоков, так и полных профанов, а реализация боев — одна из лучших, что мы видели в играх подобного плана.
После учебного боя, которым открывается игра, глаза и руки ищут только одного: новых противников. Двух первых, начальных стилей достаточно, чтобы понять: даже если бы в этой игре не было ничего, кроме боевки, она имела бы право на существование. Любая из школ позволяет наносить легкие, но быстрые удары или бить со всей силы, но медленнее; можно также откинуть противника или поставить блок. При этом действует правило камень-ножницы-бумага: сильный удар может снести у оппонента половину здоровья, но его легко прервать быстрым ударом; блок отразит быстрый удар, но не сможет спасти от сильного; удар по территории откинет врага, но не нанесет ему урона.
Меняя стиль, персонаж тут же во все горло кричит его название. Видимо, чтобы враги сильнее пугались.
Кроме привычных боевых стилей с оружием и без, в игре есть еще магические стили, позволяющие бить на расстоянии или замораживать противника. Есть стили-трансформеры, превращающие главгероя в демона, который способен нанести чудовищный урон. Есть специальные стили. Например, «Вытягивание ци» не наносит противнику урона, но каждый удар восстанавливает вам определенное количество энергии. Разумеется, любой из стилей можно прокачивать, вкладывая в него очки после очередного левел-апа.
Ну и конечно, спецприемы. Во-первых, у нас есть возможность наносить более мощные удары, активировав специальный режим. Во-вторых, имеется некий аналог макспейновского Bullet Time, который тут зовется «фокус»: на некоторое время вы получаете возможность двигаться чуть ли не вдвое быстрее противников. И в-третьих, не забудьте про такое чудо китайской мысли, как «Гармоническое комбо». Смысл его применения — не только убойный завершающий удар, но еще и возможность выпадения с тела врага кусочка энергии. Провернуть такое комбо можно строго определенной комбинацией определенных ударов из двух стилей, так что стучать по клавиатуре приходится постоянно.
Обладатели консолей два года назад сильно жаловались, что бои в игре слишком уж легкие. Выслушав заслуженные, в общем-то, нарекания, разработчики сделали три режима сложности и добавили бонусный, под названием Jade Master. Получить доступ к нему сможет только тот, кто уже прошел игру один раз и жаждет повтора с врагами нечеловеческого интеллекта и титанической мощи. Кстати, AI врагов тоже подвергся доработке — теперь они часто ставят блок и даже более-менее сносно отпрыгивают от ударов.
Натерпевшись от последних PC-портов, мы с видимым удовольствием констатируем: наша Jade Empire без ущерба для здоровья играется с помощью клавиатуры и мыши. Присутствуют также горячие клавиши, на которые можно повесить до десяти различных стилей (с геймпадом в распоряжении остаются лишь четыре). Здесь же — мини-карта, которую можно открыть и закрыть одним щелчком мышки. Камеру можно чуть опустить или приподнять, но не более; обычно она ведет себя примерно и смирно, но изредка (правда, очень редко) что-то там заклинивает и вместо напирающих врагов мы имеем счастье лицезреть чудно размытую текстуру пола или потолка.
Одна атака по территории — и толпа каннибалов-тугодумов разлетается вверх тормашками по всей пещере.
Jade Empire больше всего напоминает фантастический фильм о восточных единоборствах, вроде «Крадущегося тигра, затаившегося дракона». Мы уверены, что вы получите гораздо больше удовольствия от игры, если предварите ее запуск просмотром главных martial arts шедевров большого экрана.
Возвращение дракона (Return of the Dragon, 1972)
Единственный фильм, полностью придуманный и снятый Брюсом Ли. История, конечно, изобилует мальчишескими глупостями (главный герой навещает родственников в Италии и тут же ввязывается в гангстерскую войну), но сюжет тут, мягко говоря, не важен. В «Возвращении дракона» впервые сошлись в одном кадре Брюс Ли и Чак Норрис. Это последний фильм, съемки которого прошли в великом римском Колизее. Через год после его выхода состоялся американский дебют Брюса Ли («Выход дракона», 1973).
5 ядов (The Five Deadly Venoms, 1978)
Сюжет, как водится, укладывается в одно предложение: трое учеников великого мастера сражаются с могущественным злодеем. «5 ядов» — отличный способ увидеть сразу несколько стилей в одном фильме. Каждый из ключевых персонажей обучен уникальной школе (стиль Скорпиона, Змеи, Сороконожки, Ящерицы и Жабы). Главзлодей знает все пять школ одновременно. «5 ядов» оказался настолько жестокой и кровопролитной постановкой, что из сценария пришлось исключить женских персонажей, — в фильме играют только мужчины.
Семь самураев (Shichinin no samurai, 1954)
Главный и абсолютный шедевр Акиры Куросавы, который сегодня входит во все учебники по кино. Семь голодных и безработных самураев нанимаются охранниками деревни и берутся отражать набеги разбойников. Кульминационная схватка между самураями и пятьюдесятью бандитами регулярно демонстрируется в музеях кинематографа. Куросава, наверное, единственный режиссер, способный наполнить экшен высшим смыслом и превратить его в историю о чести. В 1960 году американцы сняли «Великолепную семерку» — ремейк, в котором действие перенеслось на Дикий Запад, а вместо самураев выступали ковбои.
Визуально Jade Empire не вызывает ни нареканий, ни восторгов и восхищения. Какие-то спецэффекты присутствуют, хотя некоторые из них временами выводят из себя. К примеру, переход в «Стиль демона» сопровождается трехсекундным маревом по всему экрану. Мало того, что оно не представляет никакой эстетической ценности, так еще и скрывает врагов на какое-то время, а в бою обычно каждая секунда на счету. Конечно, в игре присутствует пауза, только смысла в ней ровно ноль — раздать команды на десять минут вперед и плевать в потолок, наслаждаясь происходящим на экране, все равно нельзя.
Роликов в игре столько, что, если их выкинуть, прохождение по сюжету будет занимать не 20 часов, а примерно на четверть меньше. Еще четверть отъедают диалоги, которые могли бы быть покороче и чуть лучше организованы, да и шрифт можно было бы сделать не таким топорным.
Jade Empire, конечно, не дотягивает до уровня своего старшего братца KOTOR и вряд ли может использоваться в качестве пособия для изучения восточных единоборств. Но это прекрасная, исполненная атмосферы игра, которая является хорошей альтернативой затяжным эпическим приключениям вроде Oblivion. Если два года назад у вас не было возможности познакомиться с Jade Empire, то сейчас самое время наверстать упущенное.
Реиграбельность — да
Классный сюжет — да
Оригинальность — нет
Легко освоить — да
Оправданность ожиданий: 90%
Геймплей: 8.0
Графика: 7.0
Звук и музыка: 8.0
Интерфейс и управление: 8.0
Дождались? Заметно усеченная и упрощенная Star Wars: Knights of the Old Republic в кун-фу-антураже наконец добралась до PC. Что удивительно, в гораздо лучшей форме, чем мы могли себе представить.
На протяжении двух долгих лет владельцы персональных компьютеров терпеливо ждали пока канадские кудесники из BioWare сподобятся портировать Xbox-блокбастер, азиатски ориентированную RPG - Jade Empire - на РС. Подстрекаемые сладкоголосыми рецензиями "писишники" не выдерживали и отдавали последние кровные в бездонные закрома Microsoft, и все только для одной цели - прикоснуться к "Нефритовой Империи". Но вот и на нашу улицу пришел праздник. DVD-издание тайтла, да еще и с добавкой Special Edition в названии, вышло со значком Games for Windows на коробке.
Однако, два года - достаточно долгий срок. Как бы это ни было печально, но проект за время портирования покрылся мелкими "трещинками", и даже не смотря на ряд улучшений - доработанный искусственный интеллект, нескольких новых стилей боя - игра смотрится не так блистательно, как в пору релиза на "черном ящике".
Враги действительно ведут себя гораздо умнее, но на общую сложность сражений данный факт не повлиял никоим образом. Драться по-прежнему достаточно и легко, а под конец кампании - и утомительно. Никуда не делся процесс поиска и коллекционирования драгоценных амулетов, необходимых для модернизации представленных в игре боевых стилей. Осложнения возникают из-за отсутствия фактического инвентаря, в котором было бы можно систематизировать полученные артефакты и выявить все их слабые и сильные стороны. Подкачали и настройки сражения, коих ужасно мало. Таким образом получается забавная картина - Jade Empire, вроде и не экшен/адвенчура - слишком уж скуден выбор способов ведения баталий - и не чистокровная RPG - кликать мышкой и стучать по клавиатуре приходится очень часто. Игра застряла где-то посередине, так и не достигнув ее золотой части. А жаль, потенциал то ведь имелся.
Созданию колоритной атмосферы способствует и звук. Стоны сходящихся клинков и прочая боевая симфония выполнены на среднем уровне, главное здесь - потрясающая озвучка героев (в англоязычной редакции - прим. автора). Голоса актеров, задействованных в работе над проектом, прочно закрепились за каждым персонажем, наделив их яркой индивидуальностью. Что делает, это более внушительный - что есть просто большая часть этого, и ни одно из этого не трудно слушать. Саундтрек, состоящий из восточных напевов, органично влился в игру.
В Jade Empire вам придется ужасно много выбирать. Аватары не раз и не два будут сталкиваться с большим количеством выбора решений той или иной ситуации. Любое принятое действие заносится в разряд хороших или плохих. Совершайте гнусные поступки, предавайте друзей - и вам обеспечено познание темной стороны "силы". Помогайте каждому встречному, переводите бабушек через дорогу - постигайте преимущества добра. В большинстве случаев пресловутый выбор происходит в окне диалогов, написанных с размахом и изяществом. Например, однажды вы попадете в ситуацию, когда появится возможность отравить сильного противника, прежде чем сойтись с ним в поединке. Звучит не очень благородно, правда? Можно обойтись и без этого - предупредить жертву о готовящемся заговоре, сохранив тем самым свою честь, и получив на сладкое новый боевой стиль. Всякий раз, принятое решение будет оказывать влияние на дальнейшее прохождение и сюжетную линию. Также от принадлежности к "добру" и "злу" зависит количество и виды батальных стилей. То, что на практике успешно применяют отъявленные плохиши недоступно адептам света, и наоборот. Стоит признать, что сей факт - неплохой стимул к повторным прохождениям.
Сражения не проходят столь динамично как диалоги, хотя все задатки для создания увлекательных файтингов у девелоперов были на руках. По мере углубления в дебри сторилайна вы будете изучать все новые и новые стили, которые можно вешать на "горячие" клавиши и быстро менять в пылу схватки. Число доступных методов ведения боя, по сравнению с изданием для Xbox, увеличилось с четырех до десяти - в их числе: Legendary Strike, Dual Swords, Ice Shard, Jade Golem, Storm Dragon. Для РС-версии разработчики приберегли два новых стиля - Iron Palm и Viper. Однако, хоть они официально и являются эксклюзивами, ничего принципиально нового в боевую систему игры, увы, не приносят. От разнообразия стилей могут разбежаться глаза, но суровая реальность все равно возьмет свое. Дефицитного экспириенса не хватит на прокачку всех доступных умений. Гораздо лучше выбрать два-три и сконцентрироваться на их изучении.
Поначалу разнообразие стилей кажется интересным, но как только вы привыкните к различным типам врагов, бои сведутся к череде механических щелчков по мыши. Левая клавиша отвечает за стандартный удар, под правую отведены альтернативная атака и мощный тычок, пробивающий блок. Помимо этого можно активизировать режим автоматического фокусирования на цели и побаловаться с эффектом замедления времени. За лечение отвечает клавиша "Шифт", по нажатию которой мана регенерируется в здоровье. Существует и еще один вид энергии - ци.
На удивление, в игре совсем нет брони. Мало того, персонаж может нести на себе только одно оружие - если вы покупаете новый меч, старый выбрасывается на помойку. Местный заменитель хабара - драгоценные камни, вставляющиеся в амулет на теле протагониста, с помощью которых можно и нужно прокачивать различные RPG-параметры. Вообще ролевая система реализована на примитивном уровне. Не стоит ожидать каких-либо откровений в виде десятков перков и внушающего разнообразия классов - здесь этого нет и в помине.
Плюсы: красочный видеоряд; завораживающий азиатский антураж; достойный сюжет; отлично прописанные персонажи; доступное управление; стабильность.
Минусы: однотипные бои; жидкая RPG-составляющая.
Jade Empire ошибочно можно принять за настоящую игру-мечту. Посудите сами — пару лет назад компания BioWare, только что подарившая миру StarWars: Knights of the Old Republic, выпустила для первого еще Microsoft Xbox RPG в азиатской стилистике. Мозг неискушенного PC-фаната сразу же начал рисовать красочную картину, в которой все то, чем славились «японские» RPG — глубокий сюжет, необычная атмосфера, отличные ролики, проработанные характеры персонажей, — встречались со свободой действий и мощной ролевой системой KotOR, успешно сливаясь в творческом экстазе. а тут еще и подоспел анонс Jade Empire на PC — причем в специальной редакции, с множеством новых фишек. Счастье было так возможно!
Но — увы. Jade Empire оказалась в общем-то неплохой игрой — но ни капелькой больше. Торжественного соединения Запада и Востока не произошло: перед нами сильно кастрированный KotOR, действие которого происходит в Азии.
Сумасшедшего Star Wars-бестиария в Jade Empire, конечно, не наблюдается — но свои уродцы присутствуют.
Сюжет Jade Empire разворачивается в условном азиатском мире — эдаком древнем Японокитае, где восточная культура и забавные традиции успешно живут бок о бок с магией и какими-то полуфантастическими устройствами. Главный герой — лучший ученик школы восточных единоборств, разместившейся в далеком и тихом уголке Империи. Разумеется, уже через полчаса после начала игры ситуация меняется: школу разносят в пух и прах, а мы оказываемся очередным избранным, который перевернет этот мир вверх тормашками.
Сразу же скажем — «японской» RPG в Jade Empire практически не наблюдается. Сюжет подается топорно, «по-нашему». Если диалог — то два героя тупо стоят друг напротив друга, а камера работает по стандартной схеме «крупный план одного собеседника, крупный план другого собеседника, а теперь раскорячимся так, чтобы влезли оба». Три персонажа, соответственно, образуют чуть ли не правильный треугольник, четыре выстраиваются в квадрат — и далее, по всем законам геометрии. Аналогично выполнены и прочие ролики: камера «ленива» и редко меняет свою позицию, чтобы подобрать какой-нибудь хороший план, персонажам же банально не достает эмоций и подвижности. Действительно красивые и динамичные заставки встречаются примерно раз в полчаса, и удовольствия от них не получаешь никакого — наоборот, становится обидно оттого, что так могли бы оформить всю игру, но просто не захотели.
Не сильно был использован при создании Jade Empire и KotOR-опыт. Так, игра оказалась намного линейнее — свободы на уровнях никакой и двигаться нам приходится обычно по строго очерченной дорожке, лишь иногда оказываясь на развилке. Дополнительных квестов не очень много и «спрятать» основную линию им не под силу. Единственная, пожалуй, радость — это возможность выбирать между «доброй» и «злой» сторонами, которая немного разнообразит геймплей. Правда, вряд ли настолько, чтобы захотеть пройти игру по второму разу.
Не обошлось и без главной BioWare-фишки — интересной системы взаимоотношений между персонажами. Путешествуя по миру, мы потихоньку обрастаем спутниками, каждый из которых обладает интересным характером, может поведать нам немало занятных вещей и, разумеется, держит собственного ручного скелета-в-шкафу. Есть у них и собственные неприязни — между двумя сопартийцами всегда может вспыхнуть конфликт, разруливать который придется нам.
Впрочем, проблема опять та же самая — сделано слабее, чем в KotOR. Характеры у героев не сказать чтобы глубокие, настоящие сюрпризы они преподносят редко, и — кроме того — на задание можно взять лишь одного оболтуса вместо двух (остальные валяют дурака в разбитом неподалеку лагере).
Не радует и система развития персонажей. Три базовых характеристики, боевые стили, которые можно развивать по мере роста героя, да прочая мелочевка — сравните это с D&D-махиной, которая использовалась в KotOR. Скучно.
Художники, конечно, старались «сделать красиво» — но престарелый движок, увы, не дал.
Вы, наверное, уже задаетесь вопросом — «а есть ли в этой игре вообще что-нибудь хорошее?». Отвечаем — есть, причем немало. Во-первых, Jade Empire очень атмосферна. У нее глубокий, оригинальный и разнообразный мир, который можно было бы даже назвать красивым, если бы не слабость престарелого графического движка, рассчитанного на консоли прошлого поколения.
Во-вторых, в Jade Empire отличная боевая система — и это, пожалуй, единственное, в чем игра обходит KotOR. Сделано очень просто и изящно. Драки ведутся в реальном времени, герой может перемещаться по карте, наносить пару ударов и. все, да. Фишка в том, что со временем у бойца появляется огромное количество стилей, между которыми можно (и нужно) переключаться во время боя. Некоторые стили подходят для определенных дистанций, другие — против определенных типов противников, третьи же используются в специфических ситуациях — например тогда, когда героя обездвижили и нужно срочно освободиться. В итоге, с одной стороны, не нужно заучивать десятки клавиш и комбинаций, а с другой — бои все равно получаются разнообразными и увлекательными.
Наконец, третье, что стоит отметить: это высокое качество портирования игры на PC. Здесь нет каких-либо проблем с управлением, не заметны и «уши» Xbox-овского интерфейса. Редкое, к сожалению, для наших времен явление.
Ну а революции, увы, не состоялось. Jade Empire — еще одна неплохая RPG, любить которую стоит за оригинальную боевую систему и очень приятную азиатскую атмосферу. Играть интересно — но вот «утонуть» в Jade Empire вы вряд ли сможете.
Что будет, если скрестить «Звездные войны» с кунг-фу боевиком? Этот вопрос давно интересовал всех любителей и того, и другого. Хотя бы потому, что Джордж Лукас щедро черпал вдохновение из азиатского кино и тамошней весьма специфичной мифологии. Компания BioWare, создательница Star Wars: Knights of the Old Republic, решила не гадать, а просто дать ответ, сделав игру на переработанном движке KotOR, но с китайским колоритом. Так что же круче — световой меч или стиль хромого журавля? На этот вопрос нам ответит Jade Empire, которая уже наделала немало шума на Xbox, а теперь движется и в сторону PC.
Если скрестить ежа с ужом. вернее слона с ослом. хотя нет, ролевую игру с файтингом, то. во всех трех случаях может получиться что-то интересное. Правда, мы помним отважную попытку ребят из компании Midway, которые уже попробовали провернуть подобное, взяв за основу Mortal Kombat, — и ничего хорошего в итоге не соорудили. Приключенческий режим игры Mortal Kombat: Deception отличался редкостной невменяемостью даже по меркам самой Midway.
Канадские медики из BioWare решили зайти с другой стороны: они взяли движок KotOR, зачерпнули вдохновения у китайского кинематографа и закатили могучий эксперимент. Чтобы, значит, ролевая игра получилась ролевой, а вот боевые столкновения происходили в режиме реального времени — прямо как в файтинге. Вселенную «Звездных войн», правда, пришлось стравить в космос — для подобных выкрутасов она подходит слабо (хотя по опыту игры в LEGO Star Wars мы можем сказать, что и там не все потеряно). Ну а что же нам предложили взамен?
Неизвестно, в чью светлую голову пришла мысль поместить действие игры в условный средневековый Китай и обозвать это «Нефритовой империей» — Jade, то есть, Empire. Наверное, этот самый «кто-то» как раз посмотрел один из китайских блокбастеров — «Крадущийся тигр, затаившийся дракон», «Герой» или даже «Дом летающих кинжалов». Ну, знаете — масштабненько так. Эпичненько. Актеры, летающие на веревочках. Проклятья. Пророчества. Магия. Специальная патентованная китайская кинофизика. И никакой, черт возьми, пародийности — не надо нам здесь клонов Rag Doll Kung Fu. Вот по этой дороге и двинулись создатели Jade Empire. Всего-то и надо было — сменить космическую Империю на Нефритовую, а пейзажи далекой-далекой галактики — на радостные пасторальные зарисовки. Никто и не почувствует разницы!
Алые паруса с китайским акцентом. Обратите внимание: трава здесь практически такая же, как в The Elder Scrolls 4: Oblivion, — несмотря на разницу в возрасте технологий.
Железная Пятка против Осинового Шеста: смертельная битва! И так — каждый день.
Игра уже достаточно давно вышла на Xbox и получила свою порцию восторженных рецензий и гневных упреков. Мы тоже имели честь ознакомиться с «коробочной» версией — но не ждите от нас раскрытия всех секретов, большую их часть придется все-таки поберечь до рецензии. Впрочем, уже сейчас можем подтвердить вам, что восторги вполне оправданны, — в наше достаточно сложное для ролевых игр время встретить проект со столь глубоким и оригинальным внутренним миром не так уж просто. BioWare, к счастью, не стала делать еще одну jRPG на западный манер (все помнят, чем это кончилось в случае с Anachronox? ничем, ничем хорошим не кончилось), а позаимствовали большинство игровых элементов из. ну естественно, из того же самого KotOR! Вместо супердлинных японских зарисовок на темы взаимоотношений героев с получасовыми диалогами и 15-минутными непроматываемыми видеороликами нам предлагают путешествовать по местной Империи и, представьте себе, принимать решения. Да здравствует демократия, граждане, — разработчики даже заготовили несколько финальных заставок, зависящих от нашего поведения в игре. Это приятно — все-таки PC-игроки привыкли к свободе. ну ладно, ладно — к видимости свободы.
Еще одно серьезное достоинство — это богатый, не истоптанный многими поколениями игрописателей мир: вроде и фэнтези, и магия, и мечи. Но — совсем другие, не такие, как мы привыкли. Вроде с восточным колоритом. Но — не Япония. И даже не тот самый Китай, о котором мы когда-то читали в учебниках истории. Есть, есть где разгуляться фантазии. Например, в игре даже нашлось место стимпаку — разнообразным причудливым конструкциям, механическим монстрам. Такой вот китайско-японско-канадский RPG-привет.
На спине этого средневекового триадовца что-то подозрительно похожее на наш родной двухголовый герб. На что это они намекают?
Не обошлось и без спорных моментов. Самый главный из них — боевой режим. Сражения в Jade Empire, как уже говорилось выше, проходят в реальном времени. Эдакий файтинг, пусть и со своими особенностями. Герой прокачивает боевые умения, заклинания, магические возможности (в игре это зовется «энергия ци», но какая нам, собственно, разница?), приемы владения шестом «бо» и прочий фэн-шуй, а потом. а потом молодецкими комбами распинывает подвернувшихся под горячую ногу врагов. И молитесь, чтоб кунг-фу летающего крокодила оказалось сильнее кунг-фу пьяного осьминога!
Стили, конечно, можно комбинировать, а некоторые виды ударов и заклинаний становятся доступными только по мере продвижения по той или иной стороне Силы. или как она там зовется? О! Путь Открытой Ладони и Путь Сжатого Кулака, вот как. Выяснить, какая из этих ладоней Светлая, а какая Темная, очень сложно: грань между добром и злом, как всегда, относительна. Но факт остается фактом — каждый поступок героя, каждый выполненный им квест склоняют баланс Силы (вот привязалось же!) на ту или иную сторону.
На первый взгляд древнекитайские города так безобидны. А вот если на второй?
Бои в реальном времени — штука красивая, но к ней надо привыкать, и далеко не каждый сумеет это сделать. Во-первых, такой подход лишает нас возможности внятно управлять напарниками. Кремниевым бедолагам приходится изо всех сил напрягать свой искусственный интеллект и действовать самостоятельно. Результат вполне предсказуем: мы не только ведем боевые действия (с превосходящими силами противника, естественно) в одиночку, но еще и всеми силами пытаемся спасти «спутника жизни». Слава богу, что одного единственного — в BioWare вполне справедливо решили, что уровня современных людских интеллектов недостаточно для того, чтобы управляться с двумя искусственными интеллектуалами.
Здесь, однако, начались проблемы. Дело в том, что партия всего из двух человек — это как-то странно. Особенно для Китая. По сюжету к нашему коллективу присоединится огромное количество аборигенов — так что «лишним» придется полежать на складе. Игрок же, приходя в город, будет менять боевых товарищей, как перчатки: нужного достал, ненужного законсервировал. Кого-нибудь удивит тот факт, что напарники, обитающие в таких бесчеловечных условиях, начисто лишаются способности к повышению уровня? А они лишаются. Так что система чисто декоративная. Скорее всего, большинство игроков предпочтет двух-трех любимчиков, остальные же товарищи навсегда останутся украшением склада.
Вообще, временами начинает казаться, что игра никак не может понять, в какую сторону ей двигаться. Тут вам и мгновенные убийства подвернувшихся противников с раздиранием трупиков на куски (это хоть и зовется «гармоническим комбо», но по сути является самым натуральным фаталити), и стиль Пьяного Кулака, и цельнотянутые из фильмов Джеки Чана визуальные шуточки. Одновременно с другой стороны к нам тихо подкрадывается чудовище по имени Китайский Блокбастер. Серьезный, занудный, без тени юмора. С любовными историями и разветвленными заговорами. И вот ведь что получается: часть игроков, пришедших сюда за красивым проникновенным сюжетом, все кунг-фу шуточки (вроде постоянного выкрикивания бойцами названий ударов) сильно раздражают. Тех же, кто стал играть ради кунг-фу, раздражают, наоборот, эпические сюжетные повороты. А кто-то вообще не любит ни китайское кино, ни кунг-фу, ни прочую ерунду. Впрочем, если вы сможете воспринять Jade Empire комплексно — то вам воздастся.
Jade Empire вышла на Xbox больше года назад. На первом Xbox, не на Xbox 360. Имеет ли смысл портировать ее на персоналки? «Конечно, имеет», — утверждают разработчики и объясняют, что они очень сильно поработали над графическим движком, и в результате игра засияла свежими красками, модными спецэффектами и даже динамическим освещением. Во-вторых, были добавлены новые стили, удары и оружие. В третьих — полностью переработанная под клавиатуру схема управления. Полностью — значит, не как в The Elder Scrolls 4: Oblivion, где над клавиатурой незримо парил призрак геймпада и здорово раздражал игроков. Jade Empire, если верить разработчикам, аккуратно переделана под привычные нам органы управления.
К сожалению, у PC-версии игры пока нет издателя — Microsoft Game Studios в таковой роли выступать отказалась, а другие пока не объявили о своем желании. И что для нас в разы важнее — неизвестна дата выхода. А ведь при всех своих недостатках игра совершенно уникальна, пропускать ее ни в коем случае нельзя. Особенно фанатам гонконгских боевиков.
Будем ждать? PC-переложениеодной из самых оригинальных ролевых игр последних лет. В Jade Empire органично сочетаются элементы jRPG, стильный сеттинг и даже кунг-фу.
Читайте также: