Homefront обзор игры на русском
С шутером Homefront вышла довольно мутная история: за полтора года разработки никто так и не смог объяснить, чем игра будет отличаться от прочих представителей жанра. То есть разработчики, конечно, пытались это сделать: настойчиво обращали внимание журналистов на тему военного конфликта с Северной Кореей, выписывали консультантов из ЦРУ, а для пущей убедительности даже наняли Джона Милиуса — сценариста, режиссера и дзен-анархиста, который писал реплики для Клинта Иствуда, а также снял фильм «Красный рассвет», в первые минуты которого советско-кубинские войска высаживаются на землю славного штата Колорадо.
При этом никто не спешил отвечать на вопрос о том, какой будет собственно игра. Авторы при любом удобном случае поминали AI-режиссера, который будет следить за тем, чтобы вокруг игрока все время что-то взрывалось, а также громко гордились придуманным ими «Голиафом», бронетранспортером с дистанционным управлением (страсть к беспилотной технике Kaos Studios питают еще со времен своей прошлой игры, Frontlines: Fuels of War). Но все это не объясняло, чем с точки зрения геймплея Homefront будет отличаться от той же Modern Warfare. Правильный ответ — почти ничем, кроме корейцев.
Я замполит трамвая
Несмотря на то что все происходит в недалеком будущем, автоматические турели (на заднем плане) выглядят так, словно корейцы переиграли в Half-Life 2.
И тем не менее, как бы смешно это ни звучало, именно корейская тема удалась разработчикам лучше всего, и именно она выделяет игру из длинной вереницы постановочных шутеров. На всякий случай напомним вводную. На дворе ближайшее будущее. Несмотря на косые взгляды ООН, Северная Корея стремительно увеличивает размеры своей ядерной колотушки, быстренько подминает под себя напуганных южных братьев и создает Великую Корейскую Республику. Затем Ким Чон Ун (сын уже скончавшегося к тому моменту Ким Чен Ира) прибирает к рукам Японию и без лишних размышлений отправляет войска в сторону США, предварительно вырубив в Штатах все электричество при помощи электромагнитного излучателя, установленного на одном из корейских космических спутников. Несколько электроударов, стремительная высадка — и некогда лучшая армия мира уже поставлена на колени. Часть населения сгоняют в лагеря, попытки сопротивления моментально караются, канал MTV начинает показывать исключительно заседания партии и научно-популярные ленты «Всем массовым движением — в кролиководство!».
Еще одна интересная сцена: после взрыва неудачно пущенной ракеты приходится метаться между языками пламени и горящими людьми.
И хотя завязка звучит так, будто ее написал наевшийся кислоты Том Клэнси, достоверность сеттинга в Homefront достигается за счет пронзительных трагических мизансцен, свидетелем (или участником) которых становится главный герой. Массовые аресты, избиения несогласных, концлагеря, братские могилы и главная ударная сцена вступления Homefront — расстрел родителей на глазах у пятилетнего сына — внезапно настраивают на серьезный лад. Когда по окну тюремного автобуса (переделанного из школьного), в котором везут главного героя, вдруг растекаются чьи-то мозги, как-то меркнет даже расстрел из вступления к первой Modern Warfare.
Бойцы невидимого фронта
Все переворачивается с ног на голову, когда в автобус на полном ходу врезается грузовик. Повстанец с характерным для этой профессии именем Коннор вытаскивает молчаливого Роберта Джейкобса (то есть нас) из покореженного салона, вручает оружие и велит слушаться старших. Стремительный забег по задним дворам, прятки от патруля, стрельба по корейцам из стереотипного «домика на дереве» — сперва эти развлечения кажутся чем-то обязательным. Мол, мы сейчас немного поиграем в войнушку, потому что так надо, а уж дальше с головой уйдем в будни сопротивления.
Вопрос о том, почему на вооружении идеологически верной северокорейской армии стоят преимущественно американские винтовки, предлагаем обсудить в комментариях.
На деле выходит, что «будни сопротивления» — это те же «будни Соупа Мактавиша» с поправкой на размах и реализацию. То есть восхищенно глазеть на Землю из космоса вам тут, конечно, никто не даст, но пальбы и взрывов будет предостаточно. При этом непосредственно шутерная часть у Homefront вышла, мягко говоря, так себе. Оружие совершенно не ощущается — ни какой бы то ни было отдачи, ни ощутимой разницы между двумя совершенно разными стволами. Противников очень хочется выстроить в ряд и торжественно усыпить — столь бестолковых оккупантов (передвигаться спиной к игроку для них в порядке вещей) мы не видели уже давно. И даже радиоуправляемый БТР погоды не делает. Ключи от него дают только по праздникам, наводить орудие из укрытия почти невозможно. В итоге чудо техники превращается в обычную хай-тек-базуку.
Сами понимаете, современный постановочный шутер просто не может обойтись без бойни во дворе супермаркета.
Самое интересное в Homefront происходит до и после перестрелок, во время скриптовых сценок. Мирное собрание соседских мужиков осложняется внезапной облавой — приходится прятаться в первом попавшемся доме и уходить буквально огородами. Друг сопротивления неожиданно оказывается тем еще предателем, и вы с двумя почти безоружными товарищами вырываетесь из плотного корейского окружения, а чуть позже прячетесь от патруля в яме, полной трупов (на прощание корейцы не забывают дать по усопшим пару предупредительных очередей, а большую часть экрана в это время закрывает чья-то слегка подгнившая рука). В такие моменты Homefront прямо-таки пробирает до костей. Проблема в том, что игровое пространство между точками интереса заполнено однопроцентным раствором Call of Duty.
Дополнительно разочаровывает техническая часть. Работая на Unreal Engine 3, Homefront, конечно, демонстрирует приличную картинку (особенно удались лица), но делает это с таким усердием, что компьютер не выдерживает и начинает захлебываться. Плюс ко всему в непропатченной версии мы почему-то не могли поднимать патроны с корейских трупов, отчего звездно-полосатое сопротивление столкнулось с серьезными проблемам.
Kaos Studios, как и некоторые другие разработчики, то ли не замечают, то ли не понимают, что в жанре постановочных военных шутеров все уже давно сказано, а если кто-то и может к нему что-то добавить, то только карманные студии Activision с их многолетним опытом. Всем прочим нужно как-то выкручиваться. Homefront время от времени удается увлечь игрока крайне драматичными сценами, но они занимают от силы четверть кампании, а все остальное — это привычная полоса препятствий со стрельбой. Для амбициозного боевика про корейскую интервенцию этого, прямо скажем, недостаточно.
Впервые об этой игре я узнал не из потока новостей, не из рекламных баннеров на иностранных сайтах, а когда Steam заботливо предложил мне предзаказать предмет данной статьи за (всего лишь!) 49.99 $, при этом в подарок давалась бесплатная копия METRO 2033. За такие деньги, до того момента неизвестный и малопонятный шутер, я, естественно, предзаказывать не стал. Зато я прочитал краткое описание Главных Особенностей игры. А обещали нам ни много ни мало интересных персонажей, захватывающую историю, одиночную кампанию с потрясающим динамизмом и оригинальный мультиплеер с «удивительно огромными картами» и «богатым набором транспорта». Естественно поверить подобной рекламной чуши, которою клеят буквально на каждую коробку с игрой любого жанра (даже на очередную вариацию тетриса ), я не смог, но определенный интерес к игре появился. Благо, трейлеры показывали неплохую графику, и какой- то даже, драматизм. Но на выходе (и тут я забегу чуть вперед) мы получили продукт весьма и весьма неоднозначного качества…
Игра балует нас подобными роликами после каждой миссии. Лучше, кстати, последовать совету и нажать «Enter» — себе лучше сделаете.
Сюжетная кампания встречает нас, красиво стилизованным под выпуск новостей, видеороликом, где нам кратко рассказывают о произошедших событиях: Северная и Южная Корея объединилась под началом нового лидера Ким Чжон Ына, образовав Великую Корейскую Республику. Те не стали думать о том, как нести свет и процветание на родной Земной шарик, и развязала военные действия, сначала захватив Японию, а затем, применив ЭМИ (видимо стыренную у японцев), и США. Корейцы быстренько начали организовывать лагеря, расстреливать мирный люд, и вообще развлекаться на полную катушку. Но отважные американские парни и девушки не смогли смириться с таким положением дел и организовали партизанские ячейки по всей Америке, с целью уничтожения злого оккупанта. Здесь и стартует игра.
Главный герой вновь безвольная личность без голоса, и какого либо собственного мнения. Зовут его Джейкоб, и он бывший военный летчик (почему бывший, думаю, объяснять не надо). День у него не задался с самого начала: сначала его арестовали корейцы и повезли в непонятном направлении в школьном автобусе (видимо сдавать психологические тесты, а то постоянно молчит, делает, что скажут), но вдруг на автобус нападают партизаны и спасают бедного, немого парня, в добровольно — принудительном порядке включая его в состав партизанской ячейки.
Поначалу атмосфера создается очень даже неплохо. Сломанные здания, улицы залиты кровью, людей расстреливают на каждом углу, слезы, крики. Все хорошо, даже есть надежда на красивую драматичную историю. Но партизаны (характеры которых по проработанности напоминают чистый лист, и их имена вы быстро забудете, если, конечно же, вообще запомните) появляются в кадре, героя спасают и атмосфера исчезает. Все, финиш. Самые лучшие мгновения игры – 30 секундная поездка в автобусе в самом начале. Дальше начинается форменный цирк Call of Duty: команда из трех человек лихо кладет пачками корейцев, уничтожает технику и выбираются из-под окружения врага без единой царапины. Корейцы ведут себя при этом как форменные придурки: тупят, мажут, выставляют свои глупые головы из укрытий (а на шлеме еще можно было бы нарисовать мишень – для удобства). Вообще непонятно как такая армия смогла захватить Америку. Или у американцев в тот день был праздник, и все сидели по домам?
Впрочем, дальше — хуже.
Авторы пытаются реанимировать атмосферу еще пару раз: сначала представив нам штаб партизан, «хитро» замаскированный от корейцев, при этом хитро – это когда над базой натянута маскировочная сетка, при этом на крышах домов установлены солнечные батареи, шум по округе. В общем, нам опять дают понять, что корейская армия – идиоты, которые неспособны у себя под носом обнаружить базу, особо не скрывающихся партизан, а Америку корейцам захватить удалось, видимо, случайно. Во второй раз атмосфера пытается напомнить о себе во время сцены с прятками под трупами невинно убиенных граждан, сваленных в братскую могилу. Потом игра окончательно превращается в говно глупый и пафосный, нет, ПАФОСНЫЙ (а он так и прет, льется литрами через монитор, заставляя играющего, буквально, захлебываться) боевик категории Б.
Тот самый лагерь партизан. ОЧЕНЬ незаметно.
Прячемся от злых корейцев в братской могиле. Последний атмоферный момент в игре.
Да и черт с ним, с сюжетом. В конце концов, в том же Call of Duty X (где X принадлежит промежутку [1;7]) сюжет был тоже… не самого лучшего качества. Но там нас развлекали не хуже, чем в каком ни будь парке аттракционов (правда Black Ops больше походила на Летающий Цирк Монти Пайтона, но это уже отдельная тема). Развлекают ли нас здесь? Ну, если считать участие в дешевом и скучном тире развлечением, то определенно да. Взорвали что-то здесь, побежали сюда, постреляли по корейцам из автомата, потом из снайперки, потом из гранатомета (про интеллект врага уже сказали, но напомню – он ужасен). Сели в машину, постреляли из стационарного пулемета, вылезли, опять стреляем по корейцам из автомата \ снайперской винтовки \ гранатомета. Выбиваем дверь ногой и убиваем всех в slow-motion. Снайперская миссия (которую после Call of Duty 4 пихают во все выходящие шутеры), чуть-чуть стелса. И, как пик всего этого безобразия, — полет на ведре с винтом. Нет, ну не называть же это убожество «вертолетом», в конце то концов.
Снайперска миссия. Еще раз подчеркивает безвольность главного героя: стоит стрельнуть не туда, или раньше времени — перезагрузка с чекпоинта.
«Ведро». Не купитесь на внешний вид — это самое настоящее ведро, и управляется оно также.
Всю игру вас не покинет чувство сильного дэжа вю. Игра словно составляет из себя компиляцию всех вышедших в последнее время шутеров от первого лица. И полет на ведре, и slow-motion, все это мы уже видели много-много раз. В Homefront нет своих собственных идей. Нет бешеного драйва от Call of Duty, нет масштабов и техники как в Battlefield Bad company 2, нет безудержного веселья как в Bulletstorm. Все вторично, скучно и уныло. Тем более, что стараниями разработчиков, игра постоянно тормозит в плане развития действия. После очередной перестрелки главные герои могут встать в дверном проеме и развернуть беседу на тему «что такое хорошо, а что такое плохо?» или «что будем делать дальше?». И игроку придется слушать весь этот словесный понос, потому что ни прервать, ни убежать дальше игрок не может, по причине того, что герой не умеет открывать двери, и лазает по лестницам только по воле скрипта (и то, только после того, как идиоты товарищи залезут сами). А ведь скрипт и сломаться может, что приводит к достаточно веселым (и грустным одновременно) результатам.
Пример сломанного скрипта. Мужик забыл, что лестница кончилась, и началась земля. А может он в шарады играет? По-моему, это — обезьяна…
Все это вытекает в один очень и очень грустный вывод: в одиночном режиме по своему содержанию Homefront напоминает огрызок чего-то большего. Этому способствует отсутствие разнообразия, глупая, лишенная смысла концовка и малая продолжительность игры. Ее можно пройти спокойно, без напряжения, на среднем уровне сложности где-то за 3 – 5 часов. Хотя, это даже плюс. Играющему не придется долго мучатся, проходя ЭТО. А лучше даже не подводить мышку близко к кнопке «одиночная игра» (на всякий случай, вдруг случайно нажмется), а сразу перейти к «сетевой игре».
Здесь авторы решили застрелить сразу двух зайцев: угодить и фанатам Call of Duty, с их компактными картами и высокой динамикой, и фанатам Battlefield, где в почете много техники и командная игра. Сетевой режим Homefront — что-то среднее между двумя вышеперечисленными играми.
Все нужные моменты современного сетевого шутера здесь на месте: прокачка персонажа, которая открывает доступ к новому оружию и новым модулям для него (прицелы, раскраска и пр.), перки, бесклассовая система создания персонажа (это когда вы сами выбираете оружие, перки под себя, а не как того захотели авторы) и даже техника.
Экран выбора класса персонажа. Ничего не напоминает? и не аерьте названиям «подрывник», «штурмовик». В класс «снайпер» можно хоть пулемет засунуть.
На экране выбора сервера игра начинает бешено тормозить. Почему — загадка.
Но механика и размеры игры таковы, что просто выставить на базе несколько танков и ведер вертолетов для всеобщего пользования нельзя. И авторы придумали Особую Систему: изначально на карте техники нет, но убивая противника игрок зарабатывает очки, и, поднакопив может купить себе новенький танк или ведро с винтом вертолет. Чем-то, даже, напоминает Counter Strike, не правда ли? К сожалению техника, пока что неуютно чувствует себя на здешних картах – часто застревает, делая только что купленный танк, легкой мишенью для любого солдата с гранатометом. Или для другого танка. Правда есть шанс, что другой танк тоже застрянет, и вы окажетесь в одинаковых условиях.
Вот в мультиплеере лестницы сделаны нормально. Почем нельзя было сделать также и в одиночной кампании?
Режимов игры всего два, если не считать тренировочного режима, который можно использовать, что бы изучить все аспекты игры, не начиная сюжетной кампании (что я вам советую). Первый – классический командный бой, где две команды лупят друг друга, набирая очки, необходимые для победы, второй – захват и удержание точек, где те же две команды пытаются набрать те же самые очки, только уже удерживанием контрольных точек. Негусто, не правда ли? Есть, правда, еще интересная штука – командир. Это когда этим самым командиром назначаются различные цели, будь то убийство особо зарвавшегося снайпера, положившего уже полкоманды, или уничтожение ведра вертолета, который обстреливает любого, кто высунется из укрытия. За выполнение таких заданий игрок вознаграждается дополнительными очками опыта.
Появление на карте, в сетевом режиме, сделано красиво — нас десантируют на землю с высоты птичьего полета…
… Хотя ошибки встречаются и здесь. Например, ровно через секунду мы пролетим сквозь дом.
Главная проблема здешнего сетевого режима – как раз его попытка скрестить две, в принципе не скрещиваемые игры (что, кстати, увы, помогает чувству дежа вю пробиться и в сетевой режим). Для Battlefield не хватает масштаба (карты маловаты, мало техники на карте), для Call of Duty не хватает динамичности и разнообразия режимов. Да и вообще в игре мало всего. Мало оружия, мало техники, мало перков, мало карт, мало режимов. Необходимы патчи и дополнения для, устранения багов и расширения игры. Надо просто надеяться, что KAOS, видя первые успехи игры, не начнут погоню за деньгами в стиле Activision и не станут требовать за набор карт и оружия по 15$. Все таки Homefront еще можно спасти лечебными процедурами, ведь даже не смотря на все недостатки сетевого режима, он способен заинтересовать и даже увлечь.
И немножко о графике и звуке. Графика достаточно хороша, особенно хороша здесь детализация оружия и техники, спецэффекты красивы, но не вызывают восторгов по причине их кривого использования. В проблемы надо записать анимацию персонажей и их лиц. Музыка в игре очень пафосная и незапоминающаяся (что в принципе соответствует настроению кампании), зато удался звук у оружия – все щелкает и стреляет достаточно сочно и правдоподобно. Касаемо озвучки персонажей, то в русской версии она традиционно ужасна – она еще больше уничтожает атмосферу, превращая персонажей игры из идиотов, в идиотов – клоунов.
Графика, в принципе, хороша. Особенно оружие.
В итоге мы имеем очень неоднозначный продукт. Ужасная одиночная кампания и неплохой, но недаработанный, мультиплеер. Как я уже говорил выше, для KAOS еще не все потеряно, нужны патчи. Тогда возможно игра примет человеческий вид. Правда, со второй частью так уже не пройдет (а она уже разрабатывается, будьте уверены). Нужны новые идеи, нужно разнообразие, нужны, что называется «прямые руки». Потому что если сиквел выйдет таким же, как и оригинал, то игру ждет незавидная судьба.
Плюсы: Хорошая графика и звук, неплохой, но требующий отладки, мультиплеер
Минусы: Одиночный режим полностью, как он есть, вторичность проекта
Итог: Середнячок (в цифрах 3.5 из 5 или 6 из 10)
На протяжении не очень длинной истории игровой индустрии титул самой зловещей нации доставался разным народам, но рекордсменами можно с уверенностью назвать русских. Мировая общественность (в лице сценаристов и разработчиков игр) упорно не верила в распад СССР, причем даже по прошествии двадцати лет с того момента, как рухнула устрашающе мощная система. Мировую общественность можно понять: вдруг хитрые русские опять всех обманули, а образовавшийся в стране хаос — всего лишь маскировка для зловещих планов захвата мирового господства?
Пока все боялись русских, в Корейской Народно-Демократической Республике окончательно установились идеи чучхе: слава вождю, слава революции, слава человеку, царю природы. И знай рядовые северные корейцы о существовании антирусских компьютерных игр, они бы лишь загадочно улыбнулись, не отрываясь при этом от важных для идей чучхе дел.
Фронт, милый фронт
Иногда Homefront, подражая понятно какой игре, включает рапид при зачистке помещений и позволяет не спеша расстрелять всех врагов (в данном случае — сбрендивших американцев).
Устранить несправедливость одной из первых догадалась американская Kaos Studios — в шутере Homefront Северная Корея разобралась со всеми внутренними делами и начала решать проблемы внешние. По мнению сценаристов игры, в ближайшие пятнадцать лет новоиспеченная сверхдержава подомнет под себя всю Азию и, набравшись сил, бесцеремонно вторгнется в США, где к этому времени как раз будет бушевать очередной финансовый кризис. Разрозненные американские бойцы сгибаются под натиском сплоченной армии всепобеждающего стального полководца, и на Земле вот-вот наступит тотально светлое будущее. Самого вторжения, правда, не показывают. Видимо, разработчики благоразумно берегут столь драматичное шоу до того момента, когда у них заведется хотя бы десятая часть тех денег, что есть сейчас у Activision. А пока что нам предлагается иметь дело с последствиями оккупационного режима.
Начинается игра с того, что вы, бывший военный летчик, просыпаетесь в обшарпанной квартире от стука в дверь. За ней — корейские солдаты с двумя подарками: профилактическим ударом в зубы и торжественным спуском с лестницы. Скоро вы обнаруживаете себя в школьном автобусе, медленно ползущем по улицам некогда свободного города: за окнами творится беспредел, одна жестокая мизансцена следует за другой. Кому-то надевают на голову полиэтиленовый мешок, кого-то избивают ногами, кого-то сбрасывают с моста. Вдохновение для этой сцены авторы явно черпали из фильма «Дитя человеческое», да и по характеру Homefront чем-то на него похожа — апокалипсис у Kaos Studios получился внушительный, с проработанными деталями.
Как-то сама собой в голове возникает мысль, что типичной клоунаде в стиле последних четырех частей Call of Duty здесь вряд ли найдется место. Вместо этого в игре немало суровой правды жизни: большинство запуганных людей живут по принципу «моя хата с краю», терпеть не могут повстанцев (корейцы сурово карают всех, кто хотя бы одним глазком видел партизан), а некоторые особо нечестивые отморозки так и вовсе используют сложившуюся ситуацию в свою пользу — грабят, убивают и плюют как на корейцев, так и на родных американцев.
1. Как выследить врага
Для успешного выполнения боевых задач ты должен быть отличным разведчиком. Умело действуй в дозоре и на походе — будь бдительным и наблюдательным. Наблюдая, научись прятаться и маскироваться. Расположись так, чтобы тебя никто не видел — в кустарнике, на опушке леса и т.п. Выясни, где расположен вражеский штаб (аэродром, склад) и как он охраняется. Собери нужные сведения у местных жителей (помни о необходимой бдительности). Обо всем виденном подробно расскажи своему командиру.
2. Как напасть на вражеский штаб
3. Как уничтожить вражеский аэродром и вертолеты
Уничтожая вертолеты врага на его аэродромах, ты приносишь Родине огромную пользу. Иногда аэродромы окружены проволокой. Проволоку перерезай специальными ножницами — в крайнем случае, топором или клещами. Для этой работы полезно иметь с собой деревянную палку с рогатками и рукавицы. Вертолеты сжигай или ломай: руби топором лопасти винта, металлические тросы, соединяющие рули; бей по соединительным трубкам в моторе; проруби бак с бензином и подожги вертолет или брось в него зажигательную бутылку. Смочи тряпки горючим, сверни их клубком, зажги и издали брось в разлитое горючее, а сам беги, чтобы не пострадать от взрыва.
4. Как уничтожать вражеские отряды и отдельных солдат
Пока не бросишься в атаку, соблюдай самую строгую маскировку. По сигналу сразу же, мгновенно обрушивайся на врага. В атаке кричи «ура» возможно громче и действуй штыком, прикладом или топором. Хорошо держаться с кем-нибудь из своих товарищей в паре, чтобы один другому мог помочь или один другого выручить. На одиночных солдат нападай смело, быстро, внезапно, стараясь уничтожить или захватить их без шума; для получения сведений особенно важно захватить офицера. Всякому остановленному корейцу для захвата его в плен можешь крикнуть:
«Хванчжянсиль оди имника?» («Где ваши военные склады?»)
* При составлении этой памятки для американских товарищей, ведущих освободительную борьбу с чучхейским врагом, редакция «Игромании» вдохновлялась одноименной брошюрой Воениздата НКО СССР, отпечатанной в 1942 году в помощь белорусским партизанским отрядам. — составитель Александр Кузьменко
Гуки в фюзеляже
Корейцев в Америке сильно не любят. Вот этот еще жив и слезно умоляет его пристрелить. Сжалиться или нет — решать вам.
Однако слишком уж серьезных рассуждений на тему войны от игры, в которой Северная Корея захватывает США, ждать не стоит. По своему содержанию это хорошо всем знакомая механика Call of Duty с легкой примесью Half-Life 2 (повстанцы, солдаты в футуристических костюмах, автоматические пулеметы на вышках), и в целом Homefront — стандартное линейное стрельбище, изредка прерываемое зрелищными моментами.
Игру сильно выручает тот факт, что в ней по-спортивному интересно стрелять. Местами даже интереснее, чем в Call of Duty. Отлично проработано оружие — могучее, тяжелое, бахает громко и дерзко; в таких случаях принято говорить, что вы практически чувствуете его вес в своих руках. При этом интеллект противников не особо выделяется среди себе подобных: корейские солдаты никуда не спешат, сидят себе, забившись по укрытиям, и совсем уж редко решаются идти в наступление. Их сила кроется в исконно корейском «зерг-раше»: воинов чучхе много, и, если щелкать носом, они запросто задавят количеством. Отчасти по этой же причине регулярно случается добавляющий остроты боям кризис боеприпасов: приходится судорожно искать новый ствол взамен истощившегося или отстреливаться из не внушающего доверия пистолета.
Другое стандартное развлечение Homefront — подрыв автоматических башен с пулеметами. Для осуществления подвига Александра Матросова приходится лавировать между естественными укрытиями (домами, машинами, автобусами) и закидывать гранаты в основание вышки.
А чтобы вы не заскучали от пеших операций, на поле боя иногда выкатывает «Голиаф» — бронетранспортер с искусственным интеллектом. Ему можно указывать, куда стрелять, глядя в специальный прицел, и чаще всего под раздачу попадает всевозможная техника. В один прекрасный момент доблестный БТР даже выступит в роли камикадзе, чем заслужит почетную минуту молчания в свой адрес.
Искусственным интеллектом, к слову, должен был обладать и скриптовый режиссер. Чуть ли не с момента анонса разработчики обещали, что игра сможет подбирать события на свой вкус и специально «показывать» их игроку. То есть в теории у нас перед носом постоянно должно что-то происходить: пролетать самолеты, взрываться боеприпасы, выпрыгивать корейцы и т.п. На деле же режиссер оказывается довольно-таки незамысловатым скриптом. От традиционных он отличается тем, что запускает события не в зависимости от того, куда игрок дошел или что сделал, а в зависимости от того, куда он посмотрел. Особенно активно режиссер работает в том самом красочном начале игры, но потом практически перестает о себе напоминать, ненадолго оживая лишь в конце.
Внешне игра выглядит самую малость лучше, чем Call of Duty 4: Modern Warfare.
Правда, со спецэффектами разработчики явно недожали.
Узкоглазые на кассе
На этом разнообразие игровых ситуаций в Homefront почти исчерпывается. При этом сходств с орденоносной игрой от Activision у Homefront гораздо больше, чем хотелось бы. Некоторые эпизоды цитируются почти дословно: бойня в супермаркете, снайперская миссия, полет на боевом вертолете, прятки в братской могиле. Новые ощущения, конечно, есть: нам, например, до этого никогда не приходилось расстреливать корейцев под истошный детский плач. Только общего впечатления такие редкие моменты не меняют, оно остается такое, будто Homefront — вольное сочинение-изложение по мотивам последних четырех лет развития серии Call of Duty.
А переплюнуть Infinity Ward и Treyarch на их собственном поле практически невозможно. Там, где у Call of Duty ядерные взрывы, ползание на животе по Припяти и штурм Белого дома под градом падающих вертолетов, у Homefront всего лишь слабенькие пшики: топорные салки на американских огородах и героическое преодоление моста Золотые Ворота с бронетранспортером в роли финального босса. Самая большая неожиданность в том, что на этом месте игра (всего лишь спустя четыре часа) обрывается, оставляя вас в легкой растерянности.
Homefront обращает на себя внимание в основном благодаря идее стравить Северную Корею и США. Замените КНДР на какую-нибудь другую страну, и игра мигом превратится в еще один линейный шутер. Надо признать, очень даже увлекательный: аддиктивно приятная стрельба (такой же азарт можно почувствовать, расстреливая петухов в Moorhuhn) с высокой долей вероятности вызовет у вас жажду еще одной порции. Правда, пока что Homefront недостаточно самостоятелен — попытки подражать богам жанра вызывают лишь снисходительную улыбку. Нет у него и размаха должного уровня, но здесь THQ корить, наверное, не совсем справедливо: даже Electronic Arts со своей Medal of Honor не смогла достичь чего-то конкурентоспособного.
Реиграбельность — нет
Классный сюжет — нет
Оригинальность — нет
Легко освоить — да
Геймплей: 6
Звук и музыка: 7
Интерфейс и управление: 7
Дождались? Шутер имени великого руководителя в кратчайшие сроки обрушит на вас идеи чучхе. Вселенских откровений от него ждать не стоит, но занять вас на несколько часов ему вполне по силам.
На фоне некоторых сцен Homefront меркнет даже расстрел из вступления к Modern Warfare.С шутером Homefront вышла довольно мутная история: за полтора года разработки никто так и не смог объяснить, чем игра будет отличаться от прочих представителей жанра. То есть разработчики, конечно, пытались это сделать: настойчиво обращали внимание журналистов на тему военного конфликта с Северной Кореей, выписывали консультантов из ЦРУ, а для пущей убедительности даже наняли Джона Милиуса — сценариста, режиссера и дзен-анархиста, который писал реплики для Клинта Иствуда, а также снял фильм «Красный рассвет», в первые минуты которого советско-кубинские войска высаживаются на землю славного штата Колорадо.
При этом никто не спешил отвечать на вопрос о том, какой будет собственно игра. Авторы при любом удобном случае поминали AI-режиссера, который будет следить за тем, чтобы вокруг игрока все время что-то взрывалось, а также громко гордились придуманным ими «Голиафом», бронетранспортером с дистанционным управлением (страсть к беспилотной технике Kaos Studios питают еще со времен своей прошлой игры, Frontlines: Fuels of War). Но все это не объясняло, чем с точки зрения геймплея Homefront будет отличаться от той же Modern Warfare. Правильный ответ — почти ничем, кроме корейцев.
Я замполит трамвая
Несмотря на то что все происходит в недалеком будущем, автоматические турели (на заднем плане) выглядят так, словно корейцы переиграли в Half-Life 2.
И тем не менее, как бы смешно это ни звучало, именно корейская тема удалась разработчикам лучше всего, и именно она выделяет игру из длинной вереницы постановочных шутеров. На всякий случай напомним вводную. На дворе ближайшее будущее. Несмотря на косые взгляды ООН, Северная Корея стремительно увеличивает размеры своей ядерной колотушки, быстренько подминает под себя напуганных южных братьев и создает Великую Корейскую Республику. Затем Ким Чон Ун (сын уже скончавшегося к тому моменту Ким Чен Ира) прибирает к рукам Японию и без лишних размышлений отправляет войска в сторону США, предварительно вырубив в Штатах все электричество при помощи электромагнитного излучателя, установленного на одном из корейских космических спутников. Несколько электроударов, стремительная высадка — и некогда лучшая армия мира уже поставлена на колени. Часть населения сгоняют в лагеря, попытки сопротивления моментально караются, канал MTV начинает показывать исключительно заседания партии и научно-популярные ленты «Всем массовым движением — в кролиководство!».
Еще одна интересная сцена: после взрыва неудачно пущенной ракеты приходится метаться между языками пламени и горящими людьми.
И хотя завязка звучит так, будто ее написал наевшийся кислоты Том Клэнси, достоверность сеттинга в Homefront достигается за счет пронзительных трагических мизансцен, свидетелем (или участником) которых становится главный герой. Массовые аресты, избиения несогласных, концлагеря, братские могилы и главная ударная сцена вступления Homefront — расстрел родителей на глазах у пятилетнего сына — внезапно настраивают на серьезный лад. Когда по окну тюремного автобуса (переделанного из школьного), в котором везут главного героя, вдруг растекаются чьи-то мозги, как-то меркнет даже расстрел из вступления к первой Modern Warfare.
Бойцы невидимого фронта
Все переворачивается с ног на голову, когда в автобус на полном ходу врезается грузовик. Повстанец с характерным для этой профессии именем Коннор вытаскивает молчаливого Роберта Джейкобса (то есть нас) из покореженного салона, вручает оружие и велит слушаться старших. Стремительный забег по задним дворам, прятки от патруля, стрельба по корейцам из стереотипного «домика на дереве» — сперва эти развлечения кажутся чем-то обязательным. Мол, мы сейчас немного поиграем в войнушку, потому что так надо, а уж дальше с головой уйдем в будни сопротивления.
Вопрос о том, почему на вооружении идеологически верной северокорейской армии стоят преимущественно американские винтовки, предлагаем обсудить в комментариях.
На деле выходит, что «будни сопротивления» — это те же «будни Соупа Мактавиша» с поправкой на размах и реализацию. То есть восхищенно глазеть на Землю из космоса вам тут, конечно, никто не даст, но пальбы и взрывов будет предостаточно. При этом непосредственно шутерная часть у Homefront вышла, мягко говоря, так себе. Оружие совершенно не ощущается — ни какой бы то ни было отдачи, ни ощутимой разницы между двумя совершенно разными стволами. Противников очень хочется выстроить в ряд и торжественно усыпить — столь бестолковых оккупантов (передвигаться спиной к игроку для них в порядке вещей) мы не видели уже давно. И даже радиоуправляемый БТР погоды не делает. Ключи от него дают только по праздникам, наводить орудие из укрытия почти невозможно. В итоге чудо техники превращается в обычную хай-тек-базуку.
Сами понимаете, современный постановочный шутер просто не может обойтись без бойни во дворе супермаркета.
Самое интересное в Homefront происходит до и после перестрелок, во время скриптовых сценок. Мирное собрание соседских мужиков осложняется внезапной облавой — приходится прятаться в первом попавшемся доме и уходить буквально огородами. Друг сопротивления неожиданно оказывается тем еще предателем, и вы с двумя почти безоружными товарищами вырываетесь из плотного корейского окружения, а чуть позже прячетесь от патруля в яме, полной трупов (на прощание корейцы не забывают дать по усопшим пару предупредительных очередей, а большую часть экрана в это время закрывает чья-то слегка подгнившая рука). В такие моменты Homefront прямо-таки пробирает до костей. Проблема в том, что игровое пространство между точками интереса заполнено однопроцентным раствором Call of Duty.
Дополнительно разочаровывает техническая часть. Работая на Unreal Engine 3, Homefront, конечно, демонстрирует приличную картинку (особенно удались лица), но делает это с таким усердием, что компьютер не выдерживает и начинает захлебываться. Плюс ко всему в непропатченной версии мы почему-то не могли поднимать патроны с корейских трупов, отчего звездно-полосатое сопротивление столкнулось с серьезными проблемам.
Kaos Studios, как и некоторые другие разработчики, то ли не замечают, то ли не понимают, что в жанре постановочных военных шутеров все уже давно сказано, а если кто-то и может к нему что-то добавить, то только карманные студии Activision с их многолетним опытом. Всем прочим нужно как-то выкручиваться. Homefront время от времени удается увлечь игрока крайне драматичными сценами, но они занимают от силы четверть кампании, а все остальное — это привычная полоса препятствий со стрельбой. Для амбициозного боевика про корейскую интервенцию этого, прямо скажем, недостаточно.
Читайте также: