Grado prestige silver 1 обзор
Да это отбраковка по параметрам. Идут так, по возрастанию качества:
Фонить сами они не могут, а вот ловить наводки извне запросто. Хотя не ясно почему - экран металлический есть у всех. Сам читал на форуме о такой их особенности.
Я тоже задавал такой вопрос на форуме, тк хочу выбрать из двух довольно дорогих голов именно этих марок, но мнения разошлись.
Вообще я считаю аналог старшим Градо - это только АТ440ML старого образца (до 2006г), у неё частотка до 35 кГц на 0,5мВ больше ЭДС (у младших Градо до 50кГц, у старших 60кГц) Ко всем АТ намного легче найти вставки с иглами. А к Градо даже в Москве нигде нет. И гибкость подвижной системы у Градо немного жёстче, те потребуется более "тяжёлый" тонарм.
Звукосниматели можно разделить по типу электромеханического преобразователя (Moving Magnet или Moving Coil), по профилю иглы (сферическая, эллиптическая или другой формы), по гибкости подвеса иглодержателя, что очень важно для согласования с тонармом (читай врезку) и, наконец, просто по весу головки. Но мы поступим проще: сначала разделим все картриджи по цене, а подробности изложим уже в процессе обзора.
Вряд ли кто станет для своей вертушки покупать звукосниматель дешевле штатного. Вот почему в первую группу мы отнесли ММ-картриджи уже довольно высокого класса, стоимостью под $150, среди которых нет ни одного с примитивной сферической иглой. В этой ценовой группе наивысшим доверием пользуются, пожалуй, две марки: Audio-Techniсa и Ortofon. Японский картридж AT120E сделан с образцовым качеством, его катушки намотаны проводом из длиннокристаллической меди с похвально малым разбросом характеристик (не более 1 дБ). Средний вес, умеренная подвижность иглодержателя и стандартная высота делают его совместимым почти со всеми видами тонармов. Впрочем, то же можно сказать и о датской головке Super OM 20 - конкуренты даже звучат похоже: прохладно, искристо, с вескими басами. Отличительной особенностью AT120E является игла с эллиптическим профилем и минимальными радиусами (r/R 7/17 мкм), а достоинством Super OM 20 (игла тоже эллиптическая, но чуть крупнее - r/R 8/18 мкм) можно считать сниженную эквивалентную массу иглодержателя. Оба звукоснимателя рассчитаны на сравнительно небольшую прижимную силу: 1,4 - 1,5 г.
Еще более впечатляющими характеристиками обладают американцы Grado Prestige Red и Prestige Silver, воспроизводящие диапазон до 55 и 60 кГц. Но не за счет еще более тонкого профиля иглы (как можно предположить), а благодаря особой конструкции преобразователя, которая избавляет этот звукосниматель от главной проблемы ММ-головок - повышенной зависимости от емкости кабеля и входных каскадов корректора. Впрочем, при лучшей электрической совместимости этот звукосниматель более капризен к механике - из-за менее податливого кантиливера применять его следует на тонармах с довольно высокой эффективной массой. Отличаются модификации только качеством проводников катушек. У «красной» она выполнена бескислородной медью, у «серебряной» - «ультрачистой» длиннокристаллической.
Головки начального уровня компании Rega Super Bias и Bias 2 по сравнению с предшественницей Bias отличаются повышенным до 6 - 7 мВ выходным уровнем. Но если у «супера» это улучшение было достигнуто за счет более мощного магнита (решение оправданно лишь в том случае, если оно не привело к росту эквивалентной массы иглодержателя), то в «двойке» установлены катушки с параллельной намоткой. Super Bias и Bias 2, как и все звукосниматели Rega, рассчитаны на тонармы и корректоры той же марки. Хотя если ваш тонарм может подстроиться под высоту головки 13 - 14 мм, а сопротивление и емкость фоновхода на усилителе составляет стандартные 47кОм и 100пФ, то проблем не будет. Оптимальная прижимная сила - 1,75г.
Тем, кто готов заплатить за звукосниматель до 300 долларов, имеет смысл купить голову с гиперэллипсной иглой или MC-картридж, или вовсе диковинную конструкцию вроде Stanton 881 Mk II S, которая допускает монтаж прямо на головке крошечной чистящей щеточки (прием, конечно, не аудиофильский, но для прослушивания подпорченных неряшливым обращением винилов весьма действенный). Кстати, о Stanton. Насколько популярен этот брэнд среди ди-джеев, настолько же, можно сказать, мало известен меломанам. А зря. Модель 881 Mk II S была создана специально для Hi-Fi и рассчитана на крайне щадящее воспроизведение с минимальной силой прижима в 1 г. Для архивного винила этот звукосниматель может подойти как нельзя кстати. Но пластинки в хорошем состоянии проигрывает жестковато, с заметным подъемом ВЧ.
Теперь обратимся к продукции признанных мэтров. У Audio-Techniсa есть уникальная голова AT440ML, дающая рафинированный звук с минимальным уровнем шумов даже на сравнительно старых грампластинках. Объясняется эффект просто. Гиперэллиптическая игла AT440ML касается той части дорожки, до которой ранее не доставали сферические или эллиптические иглы - вот и получается, что старый диск звучит как новый. При этом острие иглы не задевает дна канавки, где скапливается мелкая пыль - отсюда и меньший уровень шумов. В ассортименте Ortofon я бы советовал присмотреться к головкам с аналогичными гиперэллиптическим иглами. Ее Super OM 30 уже на протяжении многих лет держит репутацию отличного ММ-картриджа, а MC 15 Super Mk II - ну, вы, наверно, уже сами догадались по названию.
Совершенная ММ-головка есть и у компании Grado. Экземпляры Prestige Gold отбираются по минимальному разбросу параметров Prestige Silver (они были описаны выше - выделяются среди конкурентов меньшей чувствительностью к емкостной нагрузке) и составляют примерно 5% от всей из партии. Если этот картридж подойдет к тонарму, может получиться живой, исключительно локализованный и не окрашенный на высоких частотах звук.
Для поклонников Rega звучание головки Elys стало каноническим: пусть не совсем чистым, с легкой поволокой, но буквально одухотворенным, почти мистическим. Тайной остается и то, чем эта модель отличается по конструкции от младшей Bias. А вот о новой модификации Elys 2, точно такой же, можно сказать определенно: параллельная намотка сделала звучание более чистым и точным. Замечательная ММ-голова, притом с большей надежностью следования.
Звукосниматели Clearaudio Aurum-Classics Wood и Goldring 1006 с эллиптическими иглами не отличаются по цене, но представляют принципиально разные подходы к конструированию. Aurum благодаря корпусу из дерева (выпускается также тяжелая модификация в стальном «теле») дает «вкусный» звук в басовом и среднечастотном регистрах, но слегка подкрашивает верх. 1006 на ее фоне выглядит высокотехнологичной новинкой: иглодержатель вставлен в эластичную муфту с особыми характеристиками - с разной податливостью в двух плоскостях. Результат: прекрасная надежность следования, высокая разрешающая способность, но немного нарушенный музыкальный баланс.
В заключение давайте взглянем на то, что можно приобрести, если на головку выделить бюджет, сопоставимый со стоимостью вертушек в тесте. Оправданно ли это? Мы перепробовали несколько вариантов и можем ответственно заявить: вполне!
Вручную собранная Rega Super Elys, как и ее вариант с гиперэллиптической иглой Exact (правда, производитель пользуется другим определением: Vita-style), отличается безупречным музыкальным балансом и высоким звуковым разрешением. Модель Exact, прямо скажем, недешевая для ММ-головки, более универсальна, а Super Elys все же лучше справляется с современными дисками.
ММ-картридж Goldring 1042 с экстремально гиперэллиптической иглой Gyger S позволяет снять звук исключительной чистоты и детальности почти на любой вертушке, потому что неплохо ведет себя даже с недостаточно задемпфированным тонармом. Однако чтобы умерить ее рвение на краях диапазона, желательно иметь корректор с фильтром инфранизких частот и настройкой входной емкости. Со стандартной электроникой этот картридж может и не спеться.
Та же компания выпускает несколько отличных звукоснимателей МС-типа. В первую очередь стоит выделить Elite - эта головка сполна оправдывает свою цену тем, что совершенно не привносит в тональный баланс и звуковое пространство отсебятины, обладая при этом исключительно высокой надежностью следования и минимальной чувствительностью к пыли на дне канавки. Она сочетает точность и музыкальность - вот почему каждому ее звуку хочется верить. Более доступные по цене головки серии Eroica производятся как в обычном варианте (LX), так и с повышенным уровнем сигнала на выходе (модификация H) - это тоже интересные для экспериментов и выгодные по соотношению качество/цена экземпляры.
Наивысшую точность воспроизведения, сравнимую с той, что обычно показывают лишь эксклюзивные головки за несколько тысяч долларов, обеспечивают Audio-Techniсa AT-OC9ML (ML в обозначении указывает на особый профиль иглы MicroLine) и Ortofon MC Kontrapunkt. К первой вместе с инструкцией прилагается лента самописца Bruel & Kjaer с АЧХ конкретного картриджа. «Контрапункты» же выпускаются с различными иглами: у модификаций A и H она просто гиперэллиптическая (r/R 8/40 мкм), а у B и C профиль иглы максимально приближен к резцу рекордера (r/R 5/80 мкм). Очень легкие иглодержатели и микроскопические катушки, находящиеся в постоянном и однородном магнитном поле, позволяют преобразовывать механические колебания в электрические с минимальными искажениями.
ИГРА В ОДНО КАСАНИЕ
l Audio-Techniсa AT120E $93
l Audio-Techniсa AT440ML $163
l Audio-Techniсa AT-OC9ML $603
l Clearaudio Aurum Classics Wood $171
l Grado Prestige Red $110
l Grado Prestige Silver $150
l Grado Prestige Gold $180
l Rega Bias 2 $115
l Rega Elys $180
l Rega Elys 2 $250
l Rega Super Bias $115
l Rega Super Elys $310
l Rega Exact $490
l Stanton 881 MkIIS $166
НИ ОДНА ДЕТАЛЬ HI-FI-КОМПОНЕНТА НЕ ОКАЗЫВАЕТ ТАКОГО ВЛИЯНИЯ НА КАЧЕСТВО ЗВУЧАНИЯ, КАК ГОЛОВКА ЗВУКОСНИМАТЕЛЯ. ПОСЛЕ ЕЕ ЗАМЕНЫ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ДАЖЕ НЕДОРОГОГО СТОЛА МОЖЕТ РАДИКАЛЬНО УЛУЧШИТЬСЯ - РАЗУМЕЕТСЯ, ЕСЛИ КАРТРИДЖ ТОЧНО ПОДОБРАН ПО МЕХАНИЧЕСКИМ И ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ПАРАМЕТРАМ. НАДЕЕМСЯ, НАШ ОБЗОР ПОМОЖЕТ ИЗБЕЖАТЬ ПРОБЛЕМ С СОВМЕСТИМОСТЬЮ.
Начнем, однако, мы не с головок, а с того, насколько важна настройка всей подвижной системы проигрывателя для правильной оценки картриджей. Недостаточно выставить оптимальную силу прижима и антискейтинг - как раз эти параметры могут порой варьироваться в довольно широких пределах. А вот целый ряд геометрических установок должен быть сделан с максимальной точностью - их нарушение может просто исказить звук. Так что прежде чем делать любые выводы о качестве звукоснимателя, мы настоятельно рекомендуем вам проверить все изначальные настройки вашей вертушки под применяемую голову. Для этого понадобится как можно более мощная лупа (для оценки износа иглы), шаблон (Protractor) для проверки тонарма и угла горизонтальной коррекции звукоснимателя (Offset Angle), небольшое зеркальце, которое поможет увидеть отклонение иглы от вертикали (Azimuth), и инструменты для регулировки высоты тонарма, задающей вертикальный угол (Vertical Tracking Angle, VTA). Кстати, владельцы проигрывателей Pro-Ject могут заметно упростить себе эту задачу приобретением специальной оснастки Cartridge Alignment Tool.
Звукосниматели можно разделить по типу электромеханического преобразователя (Moving Magnet или Moving Coil), по профилю иглы (сферическая, эллиптическая или другой формы), по гибкости подвеса иглодержателя, что очень важно для согласования с тонармом (читай врезку) и, наконец, просто по весу головки. Но мы поступим проще: сначала разделим все картриджи по цене, а подробности изложим уже в процессе обзора.
Вряд ли кто станет для своей вертушки покупать звукосниматель дешевле штатного. Вот почему в первую группу мы отнесли ММ-картриджи уже довольно высокого класса, стоимостью под $150, среди которых нет ни одного с примитивной сферической иглой. В этой ценовой группе наивысшим доверием пользуются, пожалуй, две марки: Audio-Techniсa и Ortofon. Японский картридж AT120E сделан с образцовым качеством, его катушки намотаны проводом из длиннокристаллической меди с похвально малым разбросом характеристик (не более 1 дБ). Средний вес, умеренная подвижность иглодержателя и стандартная высота делают его совместимым почти со всеми видами тонармов. Впрочем, то же можно сказать и о датской головке Super OM 20 - конкуренты даже звучат похоже: прохладно, искристо, с вескими басами. Отличительной особенностью AT120E является игла с эллиптическим профилем и минимальными радиусами (r/R 7/17 мкм), а достоинством Super OM 20 (игла тоже эллиптическая, но чуть крупнее - r/R 8/18 мкм) можно считать сниженную эквивалентную массу иглодержателя. Оба звукоснимателя рассчитаны на сравнительно небольшую прижимную силу: 1,4 - 1,5 г.
Еще более впечатляющими характеристиками обладают американцы Grado Prestige Red и Prestige Silver, воспроизводящие диапазон до 55 и 60 кГц. Но не за счет еще более тонкого профиля иглы (как можно предположить), а благодаря особой конструкции преобразователя, которая избавляет этот звукосниматель от главной проблемы ММ-головок - повышенной зависимости от емкости кабеля и входных каскадов корректора. Впрочем, при лучшей электрической совместимости этот звукосниматель более капризен к механике - из-за менее податливого кантиливера применять его следует на тонармах с довольно высокой эффективной массой. Отличаются модификации только качеством проводников катушек. У «красной» она выполнена бескислородной медью, у «серебряной» - «ультрачистой» длиннокристаллической.
Головки начального уровня компании Rega Super Bias и Bias 2 по сравнению с предшественницей Bias отличаются повышенным до 6 - 7 мВ выходным уровнем. Но если у «супера» это улучшение было достигнуто за счет более мощного магнита (решение оправданно лишь в том случае, если оно не привело к росту эквивалентной массы иглодержателя), то в «двойке» установлены катушки с параллельной намоткой. Super Bias и Bias 2, как и все звукосниматели Rega, рассчитаны на тонармы и корректоры той же марки. Хотя если ваш тонарм может подстроиться под высоту головки 13 - 14 мм, а сопротивление и емкость фоновхода на усилителе составляет стандартные 47 кОм и 100 пФ, то проблем не будет. Оптимальная прижимная сила - 1,75 г.
Тем, кто готов заплатить за звукосниматель до 300 долларов, имеет смысл купить голову с гиперэллипсной иглой или MC-картридж, или вовсе диковинную конструкцию вроде Stanton 881 Mk II S, которая допускает монтаж прямо на головке крошечной чистящей щеточки (прием, конечно, не аудиофильский, но для прослушивания подпорченных неряшливым обращением винилов весьма действенный). Кстати, о Stanton. Насколько популярен этот брэнд среди ди-джеев, настолько же, можно сказать, мало известен меломанам. А зря. Модель 881 Mk II S была создана специально для Hi-Fi и рассчитана на крайне щадящее воспроизведение с минимальной силой прижима в 1 г. Для архивного винила этот звукосниматель может подойти как нельзя кстати. Но пластинки в хорошем состоянии проигрывает жестковато, с заметным подъемом ВЧ.
Теперь обратимся к продукции признанных мэтров. У Audio-Techniсa есть уникальная голова AT440ML, дающая рафинированный звук с минимальным уровнем шумов даже на сравнительно старых грампластинках. Объясняется эффект просто. Гиперэллиптическая игла AT440ML касается той части дорожки, до которой ранее не доставали сферические или эллиптические иглы - вот и получается, что старый диск звучит как новый. При этом острие иглы не задевает дна канавки, где скапливается мелкая пыль - отсюда и меньший уровень шумов. В ассортименте Ortofon я бы советовал присмотреться к головкам с аналогичными гиперэллиптическим иглами. Ее Super OM 30 уже на протяжении многих лет держит репутацию отличного ММ-картриджа, а MC 15 Super Mk II - ну, вы, наверно, уже сами догадались по названию.
Совершенная ММ-головка есть и у компании Grado. Экземпляры Prestige Gold отбираются по минимальному разбросу параметров Prestige Silver (они были описаны выше - выделяются среди конкурентов меньшей чувствительностью к емкостной нагрузке) и составляют примерно 5% от всей из партии. Если этот картридж подойдет к тонарму, может получиться живой, исключительно локализованный и не окрашенный на высоких частотах звук.
Для поклонников Rega звучание головки Elys стало каноническим: пусть не совсем чистым, с легкой поволокой, но буквально одухотворенным, почти мистическим. Тайной остается и то, чем эта модель отличается по конструкции от младшей Bias. А вот о новой модификации Elys 2, точно такой же, можно сказать определенно: параллельная намотка сделала звучание более чистым и точным. Замечательная ММ-голова, притом с большей надежностью следования.
Звукосниматели Clearaudio Aurum-Classics Wood и Goldring 1006 с эллиптическими иглами не отличаются по цене, но представляют принципиально разные подходы к конструированию. Aurum благодаря корпусу из дерева (выпускается также тяжелая модификация в стальном «теле») дает «вкусный» звук в басовом и среднечастотном регистрах, но слегка подкрашивает верх. 1006 на ее фоне выглядит высокотехнологичной новинкой: иглодержатель вставлен в эластичную муфту с особыми характеристиками - с разной податливостью в двух плоскостях. Результат: прекрасная надежность следования, высокая разрешающая способность, но немного нарушенный музыкальный баланс.
В заключение давайте взглянем на то, что можно приобрести, если на головку выделить бюджет, сопоставимый со стоимостью вертушек в тесте. Оправданно ли это? Мы перепробовали несколько вариантов и можем ответственно заявить: вполне!
Вручную собранная Rega Super Elys, как и ее вариант с гиперэллиптической иглой Exact (правда, производитель пользуется другим определением: Vita-style), отличается безупречным музыкальным балансом и высоким звуковым разрешением. Модель Exact, прямо скажем, недешевая для ММ-головки, более универсальна, а Super Elys все же лучше справляется с современными дисками.
ММ-картридж Goldring 1042 с экстремально гиперэллиптической иглой Gyger S позволяет снять звук исключительной чистоты и детальности почти на любой вертушке, потому что неплохо ведет себя даже с недостаточно задемпфированным тонармом. Однако чтобы умерить ее рвение на краях диапазона, желательно иметь корректор с фильтром инфранизких частот и настройкой входной емкости. Со стандартной электроникой этот картридж может и не спеться.
Та же компания выпускает несколько отличных звукоснимателей МС-типа. В первую очередь стоит выделить Elite - эта головка сполна оправдывает свою цену тем, что совершенно не привносит в тональный баланс и звуковое пространство отсебятины, обладая при этом исключительно высокой надежностью следования и минимальной чувствительностью к пыли на дне канавки. Она сочетает точность и музыкальность - вот почему каждому ее звуку хочется верить. Более доступные по цене головки серии Eroica производятся как в обычном варианте (LX), так и с повышенным уровнем сигнала на выходе (модификация H) - это тоже интересные для экспериментов и выгодные по соотношению качество/цена экземпляры.
Наивысшую точность воспроизведения, сравнимую с той, что обычно показывают лишь эксклюзивные головки за несколько тысяч долларов, обеспечивают Audio-Techniсa AT-OC9ML (ML в обозначении указывает на особый профиль иглы MicroLine) и Ortofon MC Kontrapunkt. К первой вместе с инструкцией прилагается лента самописца Bruel & Kjaer с АЧХ конкретного картриджа. «Контрапункты» же выпускаются с различными иглами: у модификаций A и H она просто гиперэллиптическая (r/R 8/40 мкм), а у B и C профиль иглы максимально приближен к резцу рекордера (r/R 5/80 мкм). Очень легкие иглодержатели и микроскопические катушки, находящиеся в постоянном и однородном магнитном поле, позволяют преобразовывать механические колебания в электрические с минимальными искажениями.
ЧЕМ И КОГДА ЧИСТИТЬ?
Правильно отрегулированный тонарм, неизношенная игла звукоснимателя, бережное обращение - вот три основных условия, от которых зависит состояние (а стало быть, и ценность) вашей виниловой фонотеки. Однако есть и четвертый, причем кардинально влияющий на качество звучания фактор - с какой регулярностью и какими средствами следует поддерживать чистоту грампластинок?
Вопрос, кстати, очень щепетильный. В идеале число процедур чистки следует свести к минимуму - частая механическая или химическая обработка ничего хорошего винилу не даст. В то же время в чистке нуждаются не только записи, которые хранятся в фонотеке уже не одно десятилетие, но и новые. Давайте попробуем скомбинировать из всевозможных чистящих средств и принадлежностей оптимальную схему ухода.
Случай первый: новая пластинка, которой еще не касалась игла звукоснимателя. Достаточно перед проигрыванием убрать с поверхности пылинки, притянутые статическим электричеством. Лучше это сделать не бархоткой, а специальным роликом с клейкой лентой Milty Pixall Mk II - она не оставляет никаких следов и не загоняет пыль в канавки.
Случай второй: пластинка, проигранная несколько раз. В ее канавках уже накопилось незначительное количество мелких пылинок. Они легко извлекаются щеткой с тончайшими углеродными волокнами вроде Goldring Super Exstatic (второе ее достоинство - при трении диск не заряжается статикой). Этой щеткой не следует пользоваться каждый раз. Более того, после нее, как и перед каждым проигрыванием, винил лучше опять «прокатать» роликом Pixall Mk II - к диску вернется первозданная чистота.
Случай третий: любимая пластинка, проигранная многократно, но очень аккуратно. На вид как новая, но слышно потрескивание из-за пыли в глубине канавок. Эффективная «микстура» от такой напасти - антистатический состав Milty Permostat, который продается как отдельно, так и в наборе с двусторонней щеткой Duo-Pad для «мокрой» и «сухой» стадий обработки.
Случай клинический: пластинка, которая потрескивает уже настолько часто, что помеха напоминает несильный, но постоянный шум. В первую очередь он возникает от повышенного износа дорожек. Но причина нередко кроется еще и в изрядном количестве мельчайших механических частиц, скопившихся на дне канавки, которые обычной бархоткой просто так не вычистишь. В этом случае поможет «химчистка» аэрозолем Milty Permaclean. Его также можно приобрести в комплекте с Duo-Pad.
Комбинируя химическую обработку с сухой чисткой углеволоконными щетками Goldring Super Exstatic, можно добиться почти такого же результата, который дают специальные машины для «отмывки» грампластинок. Но не переусердствуйте - даже самые нежные щетки тоже затирают дорожки. И тем более не экспериментируйте с неспециализированными моющими средствами - загрязнения удаляют они, может быть, и хорошо, но следы самих средств после, бывает, ни в какую не отмываются.
Сократить число обработок вообще до теоретического минимума можно с помощью антистатических принадлежностей. Пистолет Milty Zerostat 3, излучающий поток положительных ионов, удобен для регулярного применения. Специальные антистатические конверты Goldring Exstatic решают проблему при многолетнем хранении. Их целесообразно использовать взамен обычных не только для дисков, которые прошли процедуры чистки, но и для новых экспонатов в вашей коллекции.
КАК ПРАВИЛЬНО ПОДОБРАТЬ ГОЛОВКУ
При покупке полностью оснащенного проигрывателя за выбор оптимального сочетания тонарма и головки отвечает производитель или продавец. Но если вы собираетесь скомпоновать виниловый источник самостоятельно или хотите просто поменять картридж, придется вспомнить кое-что из физики и математики.
Как и любая другая колебательная система, подвес кантиливера вкупе с коромыслом тонарма имеет собственную резонансную частоту. Как правило, она находится в инфранизкой, не слышимой ухом области, но, тем не менее, заметно влияет на воспроизведение. Считается, что в идеале резонанс подвижной системы должен находиться в пределах 10 - 14 Гц. Более низкие значения (менее 6 Гц) опасны тем, что при проигрывании коробленых пластинок инфранизкие колебания иглы могут попасть в резонанс с подвесом и ее движение перестанет контролироваться. Кроме того, такие проигрыватели усиленно реагируют на колебания пола, т.е. шаги, работающий лифт или проезжающий рядом с домом грузовик. Высокий резонанс приближается к нижней границе рабочего диапазона, и проблемы с трекингом могут возникнуть при прослушивании, например, органных произведений (Fн
Как же определить резонансную частоту сиcтемы?
Существует эмпирическая формула, дающая довольно точные (±1 Гц) результаты:
Fр - искомая частота в герцах;
Mэф - эффективная масса тонарма в граммах. Как правило, приводится в его спецификациях;
Mг - масса головки в граммах. Всегда указывается производителем.
Mк - масса крепежа, т.е. винтов и гаек, которыми головка крепится к шеллу. Обычно принимается 0,5 г;
С - податливость кантиливера (compliance), измеряемая в см/дин x 10-6. Всегда указывается производителем головок.
Из формулы можно вывести главное правило: легкие тонармы лучше работают с «мягкими» подвесами (высокое значение compliance), а тяжелые, наоборот, с «жесткими».
Для примера рассчитаем резонанс тонарма SME 3009 Improved Fixed Head shell и головки Shure V15VxMR.
В спецификациях к тонарму и головке находим:
Эффективная масса тонарма 6,5 г. Вес головки 6,6 г.
Вес крепежа принимаем 0,5 г. Податливость 25 x 10-6 см/дин. Считаем:
1. (6,5 + 6,6 + 0,5) • 25 = 340
2. 340 1/2 = 18,4391
3. 159/18,4391 = 8,6230 Гц
Однако расчет расчетом, а в жизни все может оказаться несколько иначе. Во-первых, существуют допуски при изготовлении тонармов и головок, а во-вторых, подвес кантиливера со временем «разыгрывается» или, наоборот, подсыхает. Поэтому лучше пользоваться измерительной пластинкой, например «Vinyl Essentials», записанной немецкой фирмой Image Hi-Fi. На ней есть специальные треки с частотами 6 - 16 Гц и шагом 2 Гц. Резонанс вы не только услышите, но и увидите - помимо звуковой интермодуляции на соответствующей частоте возникнут и механические колебания головки с большой амплитудой.
Обычно, подводя итоги теста различных по цене аппаратов, мы делим их на разные «весовые» категории. Но сейчас это ни к чему. До порога $1000 все вертушки являются прямыми конкурентами друг другу ввиду своей немногочисленности. Вот почему мы возьмем на вооружение другой принцип - правило достаточности.
Чем хороши оставшиеся модели? В плюсы NAD PP 2 и Music Hall MMF-Phono Pack можно записать минимальную цену и одновременно - универсальность. К неоспоримым достоинствам Clearaudio Smart Phono - сверхкомпактные размеры и эталонное качество исполнения. Musical Fidelity X-LPS v3 блеснул отличными характеристиками и минимальными шумами, а Pro-Ject Tube Box - проникновенным информативным звучанием.
Со звукоснимателями еще проще. Мы не станем искать победителей, давать Grand Prix и «Рекомендации», а укажем только на те картриджи, которые, исходя из тех или иных обстоятельств, выбрали бы в качестве экспертных.
Самая привлекательная по цене головка с передовым гиперэллиптическим профилем иглы - это, конечно, udio-Technica AT440ML. Картридж ММ-типа Grado Prestige Gold при правильно настроенном тонарме способен «пробить» совершенный звук даже в посредственном корректоре. Другой звукосниматель с подвижными магнитами - Goldring 1042 - даст фору куда более дорогим MC-головкам по аккуратности и детальности воспроизведения. Для проигрывания старых пыльных дисков мы бы переключились на Stanton 881 MkIIS, а если бы стояла задача найти универсальный «всеядный» картридж, то выбор бы пал на новую Rega Elys 2. Exact, правда, в этом смысле еще лучше, но цена.
Из головок MC-типа выделим лишь две: Ortofon MC 15 Super Mk II, что уже давно признан пусть не эталоном, но стандартом в своем классе, и Goldring Elite - сверхнадежный и в то же время универсальный картридж с предельно внятным и точным звучанием. Конечно, есть штучки и покруче - взять тот же ортофоновский Kontrapunkt или новейшую «девятку» Audio-Technica. Но чтобы сделать выбор в пользу этих картриджей, надо быть не беспристрастным экспертом, а безумно любить свой винил. l
Настройку тонарма можно заметно упростить с помощью специальной оснастки Pro-Ject Cartridge Alignment Tool.
Sensible Sound Magazine, Том Мун
Джозеф Градо, основатель Grado Labs, кажется очень интересным человеком. Он учился на профессионального оперного певца. Говорят, именно он изобрел звукосниматель с подвижными катушками, но прославился как автор звукоснимателей совсем иной конструкции, которые ассоциируются с более чем вменяемыми ценами. И только теперь, когда ему уже сильно за 70, он отошел от активной деятельности в компании, передав бразды правления своему племяннику Джону.
Головки Grado Prestige (как и более высокой серии Reference) впервые появились уже после выхода на пенсию старшего Градо, но по отношению к классическим изделиям Grado они не ознаменовали собой драматических изменений, только эволюционные. В серию Prestige входят три модельные группы: Black / Green, Blue / Red и Silver / Gold. В каждой из этих пар вторая модель по сути то же самое, что и первая, но с более строгим отбором на соответствие заданным параметрам. Так, например, головки Green выбираются из готовой продукции Black с примерно 15% выходом.
Головки Prestige Green оснащаются приличной системой крепежа и комплектуются специальным инструментом, необходимым для снятия вставки с иглой. Это процедура может показаться непростой и требует большой осторожности, в противном случае вы рискуете остаться с головкой в руке и иглой, воткнувшейся в ближайшую стену.
Установка головки на съемный шелл моего проигрывателя Dual CS5000 трудности не составила. Я воспользовался транспортиром, который шел в комплекте к проигрывателю, и инструментом для юстировки головок Lyle Cartridges (всего за $15). Я установил рекомендуемую прижимную силу иглы в 1,5 г.
Остальная часть системы оставалась неизменной: с проигрывателя Dual CS5000 сигнал подавался на усилитель Linn Majik-1, который хорошо спелся с колонками Near 50-me Series II, подключенными к нему байвайрингом с помощью толстого акустического кабеля. Головку Preatige Green предстояло сравнить с Joseph Grado Signature 8MZV ($200) и Shure V-15 Type V-MR ($300).
Откровенно, я неплохо провел время с Grado Prestige Green. И я бы охарактеризовал ее как серьезный аудио компонент. Она, конечно, не настолько рафинированная, насколько Signature. В отличие от последней, у нее слегка более «взбалмошный» характер, свойственный таким головкам, как Stanton 881S или WOS100, о которых я писал ранее, – но только отчасти. Например, на записи Аарона Копланда Fanfare for the Common Man в исполнении симфонического оркестра Атланты (Telarc) цимбалы имели щеточный призвук, а трубы звучали резковато для моего слуха. Хотя то же самое обнаружилось и у головки Signature. С другой стороны, воспроизведение того же фрагмента головкой Shure показалось слишком зализанным, в нем не было огонька, задора. По сравнению с Signature и Shure Green немного проиграла по глубине сцены, но зато локализация инструментов по фронту сцены оказалась достаточно хорошей.
Как-то в ночное время, когда я был в приподнятом настроении, я вытащил целую кучу моих любимых виниловых пластинок, на которых я люблю слушать акустическую гитару и подпевать. Первой была The Best of Earth, Wind And Fire (ARC/Columbia FC-35647). Головка Green очень проникновенно исполнила September: басы зазвучали так, что мои ноги пришли в движение. И здесь я мог легко отделить бас от большого барабана – это то, чего никогда не удавалось с головкой Shure. Signature, как можно было ожидать, звучала близко к Green, но мягче на вокале.
Затем я поставил Dire Straits – Brothers In Arms. Я всегда считал, что на хорошей системе трек Money For Nothing заставит ваши волосы встать дыбом. И головка Green произвела данный эффект вполне достойно. С Signature было больше деталей и четче локализовались инструменты, но и Green здесь пришлась как надо. Голос Марка Нопфлера с Green звучал резковато, мягче с Signature и очень мягко с Shure.
Мне всегда очень нравился голос Гордона Лайтфута и его манера исполнения на Me and Bobby mcGee с моего любимого диска If You Can Read My Mind (Reprise RS 6392). Он начинается с великолепной гитары, затем присоединяется еще более впечатляющая гитарная партия (отличная слайд-техника) и исключительный вокал Горда (хотя он и произносит название калифорнийского города Салинус как Салайнус). Green выявила немного больше энергии в голосе и хлопках в ладоши, чем Signature, но при очевидном «фамильном» сходстве их характеров звучания. У Signature был более мягкий, певучий низ, который звучал почти как акустический контрабас, в то время как у Green он был скорее электрическим.
Затем я обратился к записи Мел Торме на моем любимом альбоме Mel Torme and Friends: Live at Marty’s (Finesse W2X 37484). Green воспроизвела голос с большей акцентировкой и немного выдвинула певца вперед сцены, но при этом великолепно сыграла длинное соло Джея Леонхарда на басе. Я еще раз убедился в том, насколько хороша эта головка за $60!! И продолжаю так думать и теперь.
Я мог бы сказать о Grado Prestige Green еще очень много хорошего; я с трудом нацарапал четыре страницы заметок за время нескольких прослушиваний. И в этом одна из особенностей Green: она настолько завлекающее звучит, что бывает было выбрать из кучи всего лишь несколько хорошо знакомых пластинок для сравнения ее с Signature и Shure. Вместо этого я по большей части беспорядочно ставил пластинку за пластинкой, включая те, что я давно не слушал, и просто наслаждался музыкой.
Можно ли найти что-то намного лучше? Что ж, наверное, да: Signature существенно превосходит Green по детальности, глубине сцены и перегрузочной способности. Однако при цене в $60 Grado Prestige Green для большинства слушателей окажется более чем подходящей для музыки любых жанров, особенно если система не такая взрывная. При своей цене эта головка не имеет конкурентов! Если у вас есть проигрыватель скромной цены, томящийся в шкафу, вытаскивайте его, покупайте головку Grado Prestige Green, устанавливайте ее и слушайте музыку. Вам понравится!
James T. Frane, Sensible Sound Magazine
Недавно я получил головку Grado Prestige Red на тест. Она была упакована в контейнер, помещенный в крепкий картонный ящичек с наполнением, гарантирующий доставку без повреждений. Все головки серии Grado Prestige имеют фиксированные магнит и катушки, сигнал в которых генерируется с помощью специального модуля, управляющего направлением магнитного потока. Крошечный диск генератора прикреплен к концу иглодержателя и колеблется, пересекая силовые линии, в соответствии с колебаниями иглы. Сменная вставка с эллиптической алмазной иглой передает колебания на систему «мостового модулятора магнитного потока» с четырьмя отдельными магнитными зазорами. Совершающий колебания генерирующий элемент вызывает увеличение напряженности магнитного поля в одном зазоре при одновременном уменьшении его в другом, благодаря чему уменьшаются искажения. Как говорится в брошюрах Grado, такая конструкция требует меньшего количества витков катушек, что, в свою очередь, уменьшает массу головки и индуктивность. Поэтому головка, как утверждают авторы брошюр, нечувствительна к емкости проводов тонарма. Головки Grado производятся в США вручную, и каждая головка проходит серию испытаний на соответствие стандартам качества Grado.
Установка: инструкция по установке достаточно минималистична. На чертеже показана установка вертикального угла между передней стенкой головки и поверхностью пластинки, который должен быть 90°. Показаны также электрические соединения. Дополнительные чертежи отражают детали крепежа P-Mount и традиционного, с помощью болтов, а также приемы извлечения и замены вставки с иглой.
Сопутствующее оборудование: усилитель мощности Carver TFM-55x, предварительный усилитель/тюнер Carver CT-17 и альтернативный предварительный усилитель/тюнер Carver CT-26. Акустические системы: Mach 1 M с парой сабвуферов NHT SW3, работающими от усилителя NHT SA-3. Проигрыватель винила: Dual CS5000 с головкой Shure V15-V в качестве референсной.
Для сравнения головок Grado и Sure по частотной характеристике я использовал запись белого шума с тестового диска Realistic Hi-Fi/Stereo Review Model 211 (Catalog No. 50-1001). Я расположил микрофон 1 перед левой колонкой на оси пищалки Mach One при обеих работающих каналах 9включая сателлиты и сабвуферы). Частотные характеристики обеих головок оказались схожими и почти ровными. У Grado выходной уровень был лишь слегка выше при одинаковом положении ручки громкости. Баланс по каналам оказался безупречным.
На пьесе Greensleeves с виниловой пластинки Пола Дезмонда с ансамблем modern Jazz Quartet (Finesse FW 37487) Grado произвела большое впечатление. Высокие частоты искрились, сцена была глубокой с хорошим разделением планов и исполнителей по глубине, перкуссия хорошо артикулированной, а локализация хорошо сфокусированной. Тональный баланс инструментов, особенно саксофон Пола Дезмонда, звучал очень реалистично. Разрешение также было на высоте, а аплодисменты звучали так, как будто я находился на концерте.
Песня White Room группы Cream с диска Wheels of Fire (ATCO SD 2-700) обнаружила превосходное ощущение пространства и сцену, уходящую в глубину далеко за колонки. Искристые, живые ударные изобиловали множеством деталей. Голоса звучали натурально и с полноценными высокочастотными составляющими.
Джули Лондон очень хорошо звучала на «I’ve Got You Under My Skin» с диска All Through the Night (Liberty LST-74324). Масштабы звуковой сцены, глубокой, детальной и воздушной, уходили за пределы, ограниченные по фронту колонками. На песне «You Do Something To Me» с той же пластинки обнаружился великолепный бас, пространство, исключительная детальность перкуссионных атак, чистота и воздушность высоких частот. Сцена была трехмерной, а голос певицы очень теплым и живым.
На песне Эриты Фрэнклин «You Lose A Good Thing» с диска out Of Fools (Columbia CS9081) исполнительница локализовалась посереди сцены, поодаль от нее был саксофон и вокалисты подпевки, а с другой стороны гитара и ударные. Ее голос звучал натурально, запись радовала ощущением воздуха.
Стэн Гетц и Чарли Берд, исполнявшие «Samba De Uma Nota So» с диска Jazz Samba (Verve V6-8432) звучали так, что звуковая сцена уходила далеко за границы колонок. Было много деталей и отличная артикуляция, были слышны самые деликатные нюансы. Сцена казалась настолько глубокой, как будто стены за колонками не было вовсе. Каждый инструмент звучал так, как он должен звучать, и был на своем месте.
Второй фортепианный концерт Рахманинова в исполнении Гэри Граффмана с Нью-Йоркским филармоническим оркестром под управлением Леонарда Бернстайна (Columbia Masterworks MS 6634) продемонстрировал широкую и глубокую сцену, хорошее ощущение пространства и точную локализацию образов. Спектральный баланс также был на очень высоком уровне.
Каждый вздох Джонни Матиса был ясно слышен, как будто исполнитель находился в комнате («Until the 12th of November», Greatest Heats, Columbia PC 34667). Оркестр звучал масштабно и глубоко. Голос был натуральным, а сцена казалась трехмерной.
Запись Йо Йо Ма, исполняющего сюиту №1 соль-мажор Баха – хороший пример того, как может виолончель звучать в интерпретации Grado. Ей не доставало всего лишь какой-то мелочи для того, чтобы быть абсолютно реальной, казалось, что она играет за дверью комнаты. Я привел такую аналогию потому, что слышал, как моя дочь играла эту же музыку в этой же комнате на своем инструменте. Воспроизведение отличалось хорошим тональным балансом, но диаграмма излучения колонками звука отличается от таковой, когда звучит настоящий инструмент. Думаю, в этом и кроется основная причина различия в звучании.
Наверное, есть различия в воспроизведении записей этой головкой и ее боле дорогими собратьями, но все же трудно представить себе более благозвучное и выразительное представление музыки. Головка Grado Prestige Red является доказательством того, что не обязательно тратить огромные деньги, чтобы получить хороший звук. Более дорогие головки могут дать некоторые улучшения по одному или нескольким показателям, но Grado уже находится на таком уровне, что любые подобные улучшения будут небольшими. Рекомендую обратить внимание на этот звукосниматель, обладающий отличным соотношением качество / цена.
Читайте также: