Fire emblem awakening обзор
Игровой сериал Fire Emblem зародился уже на закате эры Famicom, и долгое время, как и Final Fantasy, не выходил за пределами Японии. Если бы не внезапная популярность Роя и Марса (главных героев нескольких частей сериала) в файтинге Super Smash Bros. Melee, то мы бы еще долго могли не увидеть Fire Emblem.
Одна из красивых заглавных картинок. Жаль, что все это — ложь
Когда-то в Японии тактические бои в фэнтезийном мире были в диковинку, и потому Fire Emblem быстро заметили и полюбили многие тысячи человек. Но с момента выхода самой первой игры прошло более двадцати лет, а суть ее за это время почти не изменилась. Шахматы, где помимо правила «камень-ножницы-бумага» (копье-меч-топор), необходимо учитывать и своих «ящерицу» со «Споком». Длинные-длинные диалоги, связывающие не менее длинные походовые бои. Трехуровневая (а местами и четырехуровневая) система развития отношений, позволяющая воинам, давно сражающимся бок-о-бок, наносить больше урона. И, пожалуй, самая жестокая особенность — смертность персонажей в бою, полная, тотальная, бесповоротная. Оттого каждой «пешечкой» приходится дорожить — павших на поле брани уже не вернуть.
Правда, в Awakening разработчики пошли на уступки, и, помимо привычных режимов сложности, появилось еще одно деление: на «классический» (герои умирают навсегда) и «казуальный» (выбывшие в бою герои восстанавливаются после битвы). Если вам не претит потратить лишний десяток часов на переигрывание сражений из-за того, что в последний момент враг убил очередного слабенького, но подающего большие надежды подопечного, то не раздумывая выбирайте классический режим. Но ежели ваше время (и запас терпения) вам дороги, то лучше взять «казуальный» режим.
Так выглядит бой в Fire Emblem
Помянутая выше система отношений именно в Awakening претерпела существенные изменения — опять же, в угоду игроку. Теперь стоящие рядом персонажи дают друг другу не гипотетический бонус, а, натурально, стоят на арене бок-о-бок (Dual System). Сосед не только временно усилит характеристики активного бойца, но и может вмешаться в дуэль, прикрыв камрада от удара своим телом, или самолично нанести урон врагу. Еще эффективнее это работает, если объединять персонажей в пары (Pair Up) — кстати, это также способствует скорейшему укреплению дружественно-родственных уз. Если в предыдущих играх один воин мог спасти раненого товарища, подхватив его на поле брани, то сейчас, наоборот, к активному юниту должна присоединиться поддержка.
В начале игры много кинематографических роликов. Увы, только в самом начале
Чем чревато развитие отношений между персонажами? В отличие от реальной жизни, служебные романы здесь лишь приветствуются. Причем ассортимент потенциальных партнеров, как в Санта-Барбаре, умеренно разнообразен. Все герои могут выстроить отношения друг с другом по шкале от С (хорошие знакомые), через B (приятели) до А (лучшие друзья). У героев противоположного пола есть еще «высший» предел — S (Spouse), супружеские отношения, со всеми вытекающими последствиями. То есть отпрысками, с которыми — благодаря сюжетному хитросплетению — родители могут участвовать в сражениях на равных. Однополых браков нет, что удивительно, так как весьма определенные платонические отношения время в игре встречаются.
Так выглядит один из диалогов, укрепляющих отношения между персонажами
История в Fire Emblem — скорее, связующее звено между захватывающими тактическими боями. Знаете, как в Mortal Kombat 9 каждая сюжетная сценка заканчивалась, образно говоря, фразой “Let’s fight”. Точно такая же ситуация — в Awakening. Что бы ни делали персонажи, какие бы возвышенные или проникновенно-чувственные речи ни произносили, исход один — назревает большая драка. Повествование делится на главы (Chapters) и необязательные, но крайне желательные для понимания сюжета интерлюдии (Paralogues). Первых не миновать, а вторые сулят ценных бойцов.
Пересказывать историю не то, чтобы не хочется, а, пожалуй, не имеет особенного смысла. Ну, мало ли вы знаете завязок с безымянным, потерявшим память героем, попавшим на чужбину неизвестно откуда? На чужбину, которой требуется свой герой, которая дрожит под натиском неприятеля? Где нешуточные страсти разгораются вокруг всесильного артефакта, запечатавшего давным-давно злейшего врага человечества в преисподней? Ну, в общем, вы поняли.
Игры серии Fire Emblem пользуются в России примерно той же популярностью, что и консоли Nintendo, на которых они эксклюзивно выходят вот уже почти двадцать пять лет. Точнее, даже меньшей. Дело в том, что, несмотря на богатую историю, сериал выбрался за пределы Японии лишь в 2003 году на седьмой по счету игре, которую в Северной Америке выпустили без подзаголовка — просто Fire Emblem (как видите, подобные трюки в игровой индустрии стали практиковать не сегодня и даже не вчера).
Хромированный герой
Прежде всего, Awakening — это породистая японская тактика. Есть большое поле боя, разбитое на клеточки, на котором сталкиваются две армии, ваша и вражеская. Каждый солдат занимает отдельное место, причем как в прямом, так и в переносном смысле: здесь нет безликих лучников, копейщиков и магов, все персонажи — личности с уникальной внешностью и характерами.
Вот Фредерик, заместитель принца Хрома в организации «Пастухи» (они причисляют себя к дружинникам, хотя на самом деле это полноценный рыцарский орден), а по сути — его личный телохранитель. Вот Вайк — устрашающий с виду, но добродушный здоровяк-блондин, предпочитающий любому оружию свой большой топор. Вот Сумия — невероятно смелая воительница на пегасе, безутешно влюбленная в Хрома, а оттого вечно попадающая в неудобные ситуации.
История каждого персонажа более-менее раскрывается в основном сюжете, но можно узнать о действующих лицах гораздо больше благодаря любопытной системе отношений. Сражаясь плечом к плечу (т.е. стоя на соседних клеточках), герои временно повышают характеристики друг друга (плюс десять к удару, плюс пять к вероятности уклонения от вражеской атаки и т.д.). Двух солдат даже позволяется в любой момент объединить в группу, и они будут действовать как одна боевая единица. Но и это еще не все. Перед сражением можно вести задушевные беседы, таким образом вы открываете для себя новые факты из биографии героев, укрепляете их дружбу (отряд из двух персонажей с развитыми отношениями — настоящая машина смерти, действует в несколько раз эффективнее любого юнита), которая имеет шансы перерасти во что-то большее… Герои противоположного пола могут пожениться и родить ребенка, который тут же взрослеет (временные парадоксы всегда находили место в Fire Emblem) и по вашему желанию присоединяется к армии.
Доступных бойцов так много, что голова идет кругом. По мере развития сюжета постоянно появляются новые персонажи, к тому же во время выполнения второстепенных квестов кто-нибудь может напроситься под ваше командование. Скажем, если вызволить маму деревенского пастуха из рук бандитов, он станет умолять взять его в отряд, чтобы в будущем стать пастухом уже совсем другого калибра и бороться со злом.
Реинкарнация
Fire Emblem всегда была знаменита не только редкой проработкой персонажей, но и тем, что их смерть в бою имела перманентный характер: погибнув, герой навсегда покидал ваш отряд. Он мог появляться в сюжетно-важных роликах, но использовать его в сражениях уже было нельзя.
Впрочем, существовал один способ вернуть воина к жизни, правда, не совсем честный: нужно было перезагрузить консоль и начать миссию сначала. Многие так и поступали — слишком уж сильно успеваешь прикипеть к своим героям за время прохождения, — но сам факт того, что логика игры не прощала поражений (да и перезагружать приставку лишний раз, надо сказать, удовольствие малоприятное), заставлял действовать с утроенной осторожностью.
В Awakening наряду с классическим хардкорным режимом дебютировал казуальный. Здесь погибшие во время боя воины вновь возвращаются в армию после его завершения, хотя смерть вашего героя (а также членов королевской семьи или критически важного в конкретный момент персонажа) обозначает моментальный game over.
Тактика
У каждого воина есть свои сильные и слабые стороны. Всадники на пегасах (и других летающих маунтах) могут далеко перемещаться и сражаться в воздухе, но уязвимы для стрел и заклинаний; в свою очередь, лучники и маги могут палить по врагам на расстоянии, но в ближнем бою практически бессильны. Копейщики эффективны против мечников, мечники — против воинов с топорами, воины с топорами — против копейщиков. Прибавьте к этому широкий ассортимент оружия и заклинаний, более сорока классов, обилие разнообразных скиллов (позволяется использовать до пяти активных за раз), особенности местности, систему отношений, возможность захватывать башни и объединять героев в отряды — и вы поймете, какая фантастическая глубина открывается на поле боя.
Конечно, если играть на Normal и с бессмертными героями, можно особо не заморачиваться ни с инвентарем, ни с тасованием скиллов, ни с укреплением дружбы между персонажами — достаточно не совершать совсем уж глупых поступков (скажем, пустить на передний край атаки принца Хрома или не взять с собой лекаря). А вот в режиме Classic на уровне сложности «Lunatic Plus» Awakening превращается в такой хардкор, что от напряжения боишься вдавить кнопки консоли в корпус. Приходится сравнивать цены на идентичные товары в разных магазинах, не гнушаться сторонних квестов и очень тщательно подбирать партию. При всем при этом нужно быть очень аккуратным: любая ошибка может стоить ветерана, в развитие которого вы вложили кучу времени и сил.
Геймплей — не единственное достоинство Fire Emblem. Несмотря на то, что большинство игр серии рассказывает свои собственные истории, которые к тому же разворачиваются на отдельных континентах-вселенных, их все объединяет общая стилистика и фольклор.
Awakening — это размашистое, эпичное приключение с принцами и принцессами, злыми колдунами и ведьмами, благородными рыцарями и мерзкими разбойниками. С походами, оборонами замков, спасением заложников, поиском могущественных артефактов, умилительными историями любви, верными друзьями, предательством и простыми, невымученными шутками. Мы опять рискуем остаться непонятыми, но все же скажем — так умеют единицы, и в Nintendo, пожалуй, лучше других могут быть искренними, не ударяясь при этом в пошловатую банальность.
Да, подобные истории вы слышали миллион раз до этого и услышите еще миллион раз после, архетипы героев обыденны, сюжетная логика порой страдает, — но это тот случай, когда все это уместно. Условности в японских ролевых играх — явление обычное, их подмечаешь подсознательно и тут же выбрасываешь из головы, так как качество исполнения и, если хотите, любовь, с которой сделана Awakening, перевешивают любые минусы.
2013 год выдался не больно-то богатым на хорошие тактические игры разной степени пошаговости. Все больше гибриды, в которых тактика используется как один из элементов геймплея, а не как его основа — глобальные стратегии с тактическими боями, ролевые игры с тактическими боями. Но, разумеется, не обошлось и без игр, где тактический элемент главенствует и вокруг него строится весь остальной игровой процесс.
В первую очередь в голову приходит, конечно, XCOM: Enemy Within — дополнение к одной из самых громких игр прошлого года. В лучших традициях Firaxis, дополнение не продолжило, а расширило оригинал — добавило гору нового содержимого и кучу возможностей. Причем большая часть нововведений затронула как раз-таки тактическую половину игры, которую не раз упрекали в однообразии: слишком уж легко было составить идеальный отряд, придумать для него ультимативную тактику и использовать ее на всех миссиях.
Теперь же вариативности стало куда больше. Firaxis перетряхнули ролевую систему, добавили к четырем существующим классам бойцов еще два, значительно расширили ряды врагов, нарисовали множество новых карт, сделали новые миссии и даже добавили третью сторону в войну человечества с пришельцами. Словом, много чего хорошего добавили — но к уже готовой игре.
Другой претендент, браузерная Card Hunter, напротив, сделала все с нуля и получилась очень оригинальной. Ее даже нельзя отнести к определенному жанру — это и пошаговая тактика, и ролевка, и карточная игра. Хотя нет, не так. Это игра о сплоченной группе друзей, которые играют в настольную помесь пошаговой тактики, ролевки и карточной игры.
В этой помеси одинаково важны все три части. Убери любую из них — и интерес исчезнет, как не было его. Будем оценивать как карточную игру — выяснится, что три четверти здешних «карт» это обычные удары разной силы и дальности. Попробуем рассмотреть как ролевку — сразу поймем, что ролевая система здесь еще проще, чем в пожилой уже «Готике». Наконец, оставим голую тактику — получим беготню трех солдатиков по карте, размер которой редко превышает десять на десять шагов. Только в сумме три компонента дают небольшой, но невыносимо увлекательный шедевр.
Другой позиции придерживается Fire Emblem: Awakening, вышедшая в этом году на 3DS. Это пошаговая тактика самых что ни есть чистых кровей, потомок семейства, ведущего свой род еще с NES, — аристократ, одним словом. На протяжении десятилетий серия обрастала разнообразными механиками, как Nero Burning ROM — утилитами, но всегда оставалась пошаговой и тактической до мозга костей. Awakening в шутку называют «симулятором семейных отношений», но, даже если убрать оттуда все семейные отношения, бои в игре не станут менее интересными, а из тактического планирования уйдет лишь не самый большой пласт.
Fire Emblem — один из образцовых примеров того, как можно успешно развивать серию на протяжении десятков лет. А Awakening — образцовый ее продолжатель, игра, которая принесла в серию новое и при этом не поломала хорошо работающее старое. Первое место в номинации — за ней.
Fire Emblem: Awakening предлагает вам создать своего персонажа и отправляет в выдуманный средневековый мир, стоящий на пороге великой войны.
Теократическое государство Плегия совершает набеги на королевство Улисс, защиту которого пытается поддерживать ополчение. Ведомые принцем Хромом, они оберегают свою родину от интервентов и бандитов, разрушающих деревни и убивающих невооруженных местных жителей. Во время очередного обхода местности, Хром обнаруживает главного героя на обочине дороги без сознания и по старой доброй традиции - с амнезией. Участвуя в битвах, игрок обнаруживает в себе талант первоклассного тактика, поэтому принц позволяет ему управлять армией героев, которых вы будете собирать на протяжении всей игры.
Начинаясь как еще одна история о войне между королевствами, Awakening добавляет мистики и волшебства. В небе открывается гигантский портал в виде демонического глаза, откуда на землю падают воины-трупы, которые незамедлительно начинают крушить всё на своем пути. Призванные уничтожить королевскую семью, они застают героев врасплох, но вслед за трупами, с небес падает таинственный воин в маске, который называет себя Мартом – королем из легенды, известным по самой первой части Fire Emblem. Вооруженный точно таким же мечом, как у Хрома, он мастерски расправляется с напавшими на героев врагами и быстро исчезает.
Дальнейшие события охватывают длительный период времени, словно «Война и мир» повествуя о жизни огромного количества персонажей и даже целых держав на протяжении длительного военного конфликта, соединяя мифы и легенды прошлого, настоящего и будущего. Модная нынче тема перемещения во времени присутствует и здесь.
Боевая система – основа любой пошаговой тактической ролевой игры. По карте мира появляются дороги, которые соединяют точки – сюжетные и побочные локации, где происходят заставки и битвы. Перед сражением вы можете осмотреть поле боя и расстановку сил противника, а также настроить, выбрать необходимых героев и их расположение на сетке клеток в стартовой зоне. Каждый герой обладает своим классом и набором параметров и способностей, которые растут и изучаются при повышении уровней.
Здесь есть лорды, тактики, кавалеристы, паладины, рыцари, генералы, мирмидонцы, мастера меча, воры, убийцы, солдаты, наемники, герои, лучники, снайперы, темные маги, волшебники, колдуны, мудрецы, темные рыцари, церковники, боевые монахи, трубадуры, валькирии, всевозможные наездники на пегасах, грифонах, единорогах и вивернах. Есть даже такие уникальные классы, как деревенщина, два типа оборотней и танцовщица. Последняя, танцуя рядом с дружественным юнитом, позволяет ему ходить два раза за ход.
Класс можно прокачивать максимум до 20 уровня, поднимая основные характеристики и получая способности, а после этого, с помощью специальной синей печати, заменить его, оставив часть бонусов, но при этом получая новые. Таким образом, игрок получает идеальный фундамент для ультимативного воина, на котором можно использовать золотую печать и открыть финальную профессию.
Некоторые классы владеют определенными видами оружия или магии, другие – совмещают. Вооружение действуют по принципу камень-ножницы-бумага. Копейщики имеют преимущество над мечниками, которые в свою очередь лучше действуют против воинов с топорами. А последние лучшее всего расправляются с юнитами, вооруженными копьями. Кроме такой унифицированной системы, есть определенные типы оружия с уникальными возможностями. Например, один клинок хорошо разрубает тяжелые доспехи, другой чаще наносит критические повреждения, третий идеален против юнитов на драконах или лошадях, а четвертый работает как бумеранг – его можно бросить во врага, стоящего через клетку от Вас.
Маги уникальны тем, что могут пробить даже сильную броню, так как наносимый урон зависит не от величины защиты, а от сопротивляемости оппонента. Как и с холодным оружием, в игре есть три магических элемента, отлично действующих друг против друга – это огонь, ветер и молния. Дополнением к ним приставлены посохи и Темная магия. Первые восстанавливают здоровье раненных героев или переносят их на безопасное расстояние, в то время как вторая обладает уникальными возможностями, например, атакой с очень дальнего расстояния или похищением здоровья. Однако ее могут использовать далеко не все маги, а только определенные классы колдунов и персонажи, владеющие способностью «Shadowgift». Еще одна «фишка» волшебников - они могут атаковать как вплотную, так и на расстоянии через клетку, что делает их более гибкими.
Лучники отлично действуют против воинов на пегасах, вивернах и грифонах, атакуя противника на расстоянии через клетку. А если вы выбрали один из летающих классов, то вам будет очень просто перемещаться по полю – не будет штрафов за тип поверхности – будь то лес, пустыня или даже пропасть – ваш летающий герой без проблем будет перемещаться на максимальное, допустимое его прокачкой, расстояние, и даже прихватив с собой напарника, что в корне меняет положение на поле боя.
Герои Awakening могут объединяться в пары, где есть ведущий и ведомый персонажи. Вторые не только помогают в проведении комбо-связок и контратак, но и улучшают параметры первых, добавляя от 10 до 15 процентов бонусов к каждой из его характеристик в зависимости от отношений между героями. Чем чаще вы сражаетесь вместе и побеждаете, тем выше связь между юнитами и тем больше бонусов вы получите. К этому также относится защита друга – ведомый может заслонить собой удар мечом, оттолкнуть друга с траектории полета стрелы и даже кастует заклинания, что делает такую парочку практически неуязвимыми. Уровень дружбы показан в виде букв C, B, A, и в случае, если дело касается разнополых героев, – S. Последний вариант подразумевает любовные отношения, свадьбу между персонажами и, как итог, рождение одного или двух детей, которые в будущем станут полноценными героями, принимающими непосредственное участие не только в сюжете, но и в битвах.
Некоторые характеристики родителей и их внешний вид определяют будущих детей, но если с внешностью все понятно (цвет волос), то условия и зависимости, влияющие на параметры, настолько запутанные, что разобраться в этом довольно непросто. В любом случае, на стандартных уровнях сложности вам не потребуется знать все тонкости. Игра лояльна не только к старым поклонникам серии, которые привыкли к хардкору с перманентной смертью, но и к новичкам, и позволяет насладиться процессом без лишнего задротства. Каждый может получить от игры то, чего хочет.
Fire Emblem: Awakening настолько гибка и занимательна, что вы будете играть в нее и в транспорте и дома и даже на прогулках по парку, ведь ее пошаговая боевая система не требуют от игрока скорости реакции, только тактики. Начиная битву, вы перемещаете персонажей по полю боя и выбираете цель, как уже отмечалось выше, определенные герои, владеющие конкретными видами оружия или магии, лучше подходят против того или иного противника. Вероятность попадания, эффективность и дополнительные возможности, вроде двойной атаки, отмечаются при наведении на цель, поэтому, на лету меняя экипированные виды оружия, доступные каждому конкретному герою, игрок всегда может быстро оценить шанс победы. Причем, в отличии от прошлогодней XCOM, показатели в 99%, не будут выдавать разочаровывающие осечки. Также здесь отсутствуют непонятные моменты, вроде попаданий врагом, стоящим в крайнем конце карты. И, хотя несколько раз за игру вам встретятся особые маги, бьющие на очень дальние расстояния, их зоны перемещения и атаки, как и у любого юнита на поле боя, отображаются на полу при клике, поэтому вы в любом случае сможете просчитать свою тактику без лишних раздражений.
Новое оружие и магию, а также некоторые важные предметы, вроде эликсиры, улучшающие параметры, аптечки и печати, можно купить в магазинах, получить у побежденного врага, найти на локациях в сундуках и в специальных подсвеченных точках. В этих же точках можно получить бонусный опыт или поднять уровень отношений с напарником. Золотые слитки меняются на деньги в тех же магазинах, где кроме всего прочего, можно прокачать оружие. Правда на нормальных уровнях сложности, это делать вовсе не обязательно: все умирают и не прокаченным оружием. Тем более обидно тратить много денег на улучшение вещей, которые ломаются, а «починить» их можно только специальным, очень редким посохом. С другой стороны, прокачка оружия - это неплохое решение для тех, у кого возникли серьезные проблемы при прохождении миссии на высокой сложности.
Читайте также: