Expeditions conquistador обзор
Некоторые периоды истории пользуются у разработчиков особой популярностью. Например, среди игроков со стажем мало кто не бежал по Омаха-бич на немецкие пулеметные расчеты (в Medal of Honor: Allied Assault, Call of Duty или Company of Heroes). Иные же эпохи, наоборот, незаслуженно игнорируются. Тем больший интерес вызывают исключения. Молодая независимая команда Logic Artists предлагает нам поучаствовать в конкисте — завоевании Южной Америки испанцами. Виртуальные туземцы, правда, не в пример отважнее настоящих, а порох в здешних ружьях, кажется, какой-то отсыревший, но истинный конкистадор преодолеет и не такие трудности.
Expeditions — смесь тактической и ролевой игры. От тактики здесь — бои, управление отрядом и дипломатия. От RPG — возможность вести задушевные беседы с подчиненными и необходимость прокачивать командира. На поле брани вы его не увидите — слишком важная птица, чтобы подставляться под стрелы. Тем не менее характеристики бравого кабальеро будут часто помогать вам в бою, а в некоторых случаях позволят и вовсе избежать сражения.
Игра регулярно подбрасывает случайные события, требующие от вас принятия решения. Как наказать вора? Что делать с неожиданной находкой? Как поступить с пленным индейцем? Expeditions позволяет отыграть закоренелого расиста, религиозного фанатика или милосердного генерала — выбор за вами.
Какими-то поступками полководца солдаты останутся довольны, какими-то нет, но даже самые верные и закаленные ветераны без своевременной доставки припасов быстро теряют присутствие духа. Особенно остро проблема снабжения ощущается в дальних экспедициях за тысячи миль от родных берегов.
Прежде всего — чтобы воевать, нужно оружие. Это ценнейший ресурс, который в Expeditions выступает одновременно в качестве очков модернизации, потратив которые можно улучшить экипировку отряда. Забавно, что сам порох при этом бесконечен.
В отличие от терпения ваших людей. Бойцы периодически страдают от болезней, для лечения которых требуются медикаменты, устают и голодают (особенно пока ваши охотники только учатся и лишь распугивают дичь). Понадобятся и второстепенные ресурсы, такие как веревки и древесина, а то сломается, например, колесо у повозки — и все, ползем с черепашьей скоростью.
Все вышеозначенное добро можно прикупить в испанском форте или поселении индейцев. В случае с индейцами, впрочем, можно прибегнуть к насилию. Воспетое Киплингом бремя белого человека в Expeditions выглядит как тяжелый мешок с награбленным.
Тут нет коней, которых туземцы считали чудовищами и панически боялись. Самого понятия страха в игре тоже нет, хотя в реальной истории обратить индейцев в бегство было куда проще, чем перебить. Испанцы обладали куда лучшим вооружением, благодаря чему побеждали даже многократно превосходящие силы врага. Тут же голозадый дикарь по «прочности» часто не уступает солдату в кирасе.
Даже великий уравнитель — огнестрел — ни по урону, ни по скорострельности не отличается от лука. Да что там, вопреки истории и здравому смыслу, пороховое оружие по эффективности уступает даже кинжалу. Вдобавок ко всему, косоглазие у конкистадоров будет похуже, чем у имперских штурмовиков из «Звездных войн». При всем желании повторить судьбу Курта Кобейна у ваших подручных не получится — промажут. Аркебуза может принести какую-то пользу только в руках охотника, и то лишь когда он хоть немного прокачается.
Не все экспедиции проходят удачно. Для многих дальнее плавание заканчивается бурей, тропической болезнью или отравленным дротиком, угодившим в спину из засады. Создатели Expeditions вроде бы и добрались до цели, но вместо несметных сокровищ привезли только небольшой ларчик. Спрашивается: а оно того стоило?
Интерес к этому проекту тем более подогревался, что он является идейным продолжением весьма успешной тактической RPG Expeditions: Conquistador, которая вышла в 2013-м году и представляла собой увлекательный коктейль из King's Bounty, текстовых квестов и стратегии про выживание испанцев в мире Нового Света.
В Expeditions: Viking появились новые механики (о которых чуть позже), сменился сеттинг, текстовые квесты почти исчезли, но в целом всё знакомо: отряд разномастных персонажей, специалистов в разных ремёслах и боевых стилях, перемещается по глобальной карте, собирает ресурсы, разбивает лагеря, выполняет квесты, сражается в пошаговом режиме на пересечённой местности. А мы подопечных «прокачиваем», общаемся с ними, кормим, холим, лелеем и решаем их личные проблемы.
Только глобальная карта теперь двухмерная, а перемещается по ней не конь, а драккар, ну или просто иконка, обозначающая наш хирд, то есть боевую скандинавскую дружину. Действие Expeditions: Viking, что логично, разворачивается в Скандинавии эпохи викингов (а именно в 790-м году нашей эры) со всеми вытекающими — набегами на берега англов и на монастыри, пирами, лихими драками и подношениями Одину или Тору.
Но при этом, как и в Expeditions: Conquistador, тут практически нет никакой магии и мистики, всё в целом соответствует историческим реалиям. Огромные великаны оказываются просто разбойниками-переростками, мифический адский пёс Баргест — большой бешеной собакой, а духи, охраняющие сокровища в склепе, — исхудавшими голодными беднягами, замурованными в подземелье.
Варяги спешат на помощь!
Наших викингов интересуют более приземлённые вещи — укрепление и возвышение собственного клана, который достался главному герою после исчезновения где-то за морями его отца, поиск ресурсов, союзников, древесины для корабля, борьба с конкурентами и другими претендентами на лидерство.
А когда во второй половине игры наш герой в поисках отца и славы вместе со своей дружиной приплывает к берегам Англии, начинаются ещё более реалистичные (и более интересные) вещи: участие в разборках между двумя королями в борьбе за трон или, например, между язычниками, христианами и разными течениями в христианстве.
В процессе можно поддерживать разные стороны и по-разному идти к цели. Например, перебить группу язычников с детьми, которых преследуют разгневанные христиане, и заручиться поддержкой последних, чтобы вместе одолеть проклятых культистов, почитателей братьев Ромула и Рема, которые пьют молоко белой волчицы и мешают нашему продвижению по сюжету. Или, наоборот, спасти язычников и таким образом впечатлить волколюбов.
А можно вообще никого не убивать, а просто принести тело белой волчицы культистам — правда, её нужно не убивать, а просто вырубить. Для этого используется несмертельный режим в боях, в котором враги не умирают, а падают наземь без сил. Это одна из особенной Expeditions: Viking, которая частенько позволяет найти нестандартные решения в квестах.
Жестокие слова
Вообще, как и Expeditions: Conquistador, вся игра пропитана нелинейностью — и в глобальных разборках между королями или тэнами, и в более приземлённых делах. Квестов масса, все они по-своему интересны, и практически каждый можно решить несколькими путями.
И если дилемма о том, кто из двух почтенных семей викингов украл свинью, сопровождаемая целым расследованием, вызывает улыбку, то проблема, как поступить с группой детей-сирот, терроризирующих целый город, заставляет нахмуриться. Убить гадёнышей (но они же ещё дети!), избить их до полусмерти или предложить переехать в свои владения? Правда, в последнем случае в другом квесте вы должны были эти владения заранее освободить от прежних хозяев, убив или прогнав в том числе женщин.
Да, несмотря на похищение свиней и прочий юмор, который тут частенько встречается, в Expeditions: Viking, как и в Tyranny, позволяют быть плохим и очень плохим. Можно совершать набеги на своём драккаре, коварно убивать собеседников прямо во время разговора, покупать рабов и превращать в них, грабить церкви и открыто объявлять английским королям и крестьянам: я пришёл грабить и убивать, а не искать союзов и торговых путей. Или всё же отыгрывать добряка и дипломата, заставляя ворчать некоторых особенно бородатых викингов в своём хирде.
Каждое наше слово и каждое решение отражается на репутации (как и кражи в городах и сёлах) — это влияет и на отношения с крупными фракциями, и на боевой дух соратников. Как и в Expeditions: Conquistador, все они обладают своими чертами характера. И вот, например, какой-нибудь склонный к агрессии и тщеславию длинноволосый товарищ будет только рад, если в разговоре вы будете вести себя нагло, властно и грубо. А вот девица с копьём или чернявая травница — нет.
Слава богу, даже если уровень отношения к вам упадёт ниже плинтуса из-за каких-то ваших слов или из-за того, что вы не захотели бросить всё и отплыть проведать мать одной из попутчиц, которой приснился страшный сон, никто из дружины не уйдёт — снизится моральный дух и сопротивляемость в сражениях. Но осадочек, как говорится, останется…
Развивай правильного викинга!
Помимо ваших поступков на состояние напарников также влияют усталость и голод. Элементы выживания в целом всё те же: когда мы разбиваем лагерь на карте, во время ночлега кто-то спит, кто-то охотится, кто-то делает из портящегося мяса непортящиеся пайки, кто-то ходит в разведку в поисках нычек с ресурсами, кто-то подметает, кто-то лечит раненых, ремонтирует доспехи или изготавливает новые. А кто-то стоит в охране, чтобы вся эта ватага не накрылась медным тазом.
Соответственно, очень важно развивать из подопечных узких специалистов в какой-то области, чтобы не пришлось рослых викингов заставлять подметать и готовить, а хрупких девиц отправлять стоять на страже. Ну а главного героя лучшего всего делать отменным дипломатом, «прокачивать» ему проницательность, рассудительность, ловкость — в процессе выполнения многих квестов во время диалогов часто проводятся проверки на эти параметры.
Ну и, понятно, мы развиваем боевые специализации подопечных. В сражениях участвуют лучники, мечники, берсерки, целители, скальды, пращики, разве что магов нет. Колдовство заменяют разнообразные умения, свойственные каждой специализации, а также фирменная возможность использовать в драке не только зелья, но и ловушки, колья, сети, бочки с жиром и так далее.
Сами сражения, по сравнению, например, с The Banner Saga, ничего особенно выдающегося с тактической точки зрения не показывают. Тем не менее помимо ловушек в них нашлось место таким нюансам, как возможность запутаться или поскользнуться, попасть в окружение или под свободный удар врага, если вы пробегаете мимо него.
Строй, плавай, сражайся, выпускай патчи…
Правда, от случайных событий, происходящих во время ночлега или передвижения по карте, не спасут «прокачка», боевая выучка и охрана лагеря. Они могут быть как удачными, вроде встречи с щедрым торговцем, так и не очень, когда кого-то из ваших викингов укусила оса или он отравился, выпив из ручья, где лежит труп оленя, — точно заболеет или получит воспаление. Чем выше уровень сложности, тем чаще случаются такие неприятности (а также травмы, порча снаряжения, ресурсов и голодные обмороки).
Ко всему этому в Expeditions: Viking добавились ещё две механики. Во-первых, отстройка и развитие собственной деревни клана с увеличением уровня её могущества и процветания — это влияет на финал игры, а также позволяет снабжать дружину ресурсами. Во-вторых, возможность плавать и даже иногда совершать набеги на своём драккаре. Правда, оба элемента по большому счёту пока не доведены до ума и мало влияют на происходящее. Набеги редки, а отстройка деревни нужна лишь для просчёта результатов в финале.
Также пока неидеален и баланс в сражениях — лучники и воины со щитами решают всё. И к тому же в драках реже, чем в Expeditions: Conquistador, используются какие-то особые условия, когда нужно, например, успеть достичь определённой точки. Поэтому в целом сражаться тут проще, чем в прошлой игре, даже на высоких уровнях сложности, из-за чего отпадает и какая-то острая необходимость в «крафте» снаряжения.
Прелесть Expeditions: Viking в том, что многие проблемы (включая технические огрехи и баги) достаточно оперативно лечатся патчами — проект постоянно развивается и шлифуется. Я, конечно, надеюсь, что авторы доведут до ума баланс в боях и новые механики, связанные с собственной базой и собственным же кораблём. Возможно, через какое-то время игра станет ещё лучше. Но прямо сейчас меня волнует, что же за проклятье тяготеет над семьёй лучшей подруги главного героя, поэтому я, пожалуй, вернусь в эту замечательную тактическую RPG. Чего и вам желаю.
Плюсы: интересный сюжет; богатые возможности для отыгрыша роли; тотальная нелинейность; качественная механика выживания; много викингов, драк и пьянок; симпатичная графика; музыка и звук отлично работают на атмосферу.
Минусы: некоторые механики ещё не доведены до ума; дисбаланс в сражениях.
Не так уж часто в играх, нам дают возможность прочувствовать себя историческим первооткрывателем. Человеком, что устремился в дальние земли за богатствами и славой для своей родной страны. И ещё реже, среди таких игр нам дают прочувствовать себя конкистадором. Да, есть стратегии «Завоевание Америки» или «Age of Empires III», да и в «Medieval II: Total War», мы так же могли открыть новый свет. А в отдельной компании покорить империи южной Америки. Но, за пределами данного жанра, конкистадоры появлялись редко. Да и в большинстве случаев, например в игре «Loki: Heroes of Mythology», они выступают в качестве антагонистов. Однако, следующий продукт, позволит нам оказаться на месте этих самых людей. Дабы открыть новый мир для всей Европы.
Сюжет и атмосфера
Я не буду сильно распыляться, о важности испанских экспедиций в Новый свет. Скажу лишь то, что испанское открытие Нового света, в отличие от аналогичного же открытия его скандинавами, имели огромное значение для все мировой истории. Как бы мы не относились к самим героям данных экспедиций.
И так, тысяча пятьсот восемнадцатый год от рождества Христова. Из Кадиса, в Новый свет, отправляет отряд конкистадоров под началом главного героя (которым может быть и женщина). Задача наша проста: исследования, золото и пропавший батя. Вообще, студия «Logic Artists», любит ход с пропавшей родней мужского пола. Во второй части, использовали такой же самый ход. И наша цель, находится в Земле, что нарекли Мексика. Однако, сперва мы должны остановиться на острове Эспаньола (в СНГ известный как Гаити), где нас тут же арестовывают. Точнее, задерживают по приказу губернатора. Так как «У меня не хватает людей, а тут индейцы по полям бегают, дезертиры на караваны нападают, да ещё и кучка каннибалов объявилась. Так что, решай проблемы за меня. Но конечно же я скажу, что все это ради блага его католического величества. А не потому что я ленивый засранец. Так что: ¡Con los pies en las manos y hacia adelante!».
И тут, мы начинаем наше путешествие, правда, перед этим, получим шишек от местного гарнизона. И, набирая дополнительных заданий, мы отправляемся в путь. По всему острову.
А так как эта игра РПГ, то у многих заданий тут есть два или три варианта решения проблемы. И, что важно, тут нет банальных хороших или плохих выборов. Кроме тех моментов, где дают выбор поступить как полностью опустившийся человек.
Атмосфера. Легкая музыка, неплохие, пусть и пластиковые джунгли и модельки зданий и персонажей, хорошо погружают в начало шестнадцатого столетия. Да, я верю что я конкистадор, что несет знамя Христа в эти дикие земли.
Геймплей
Игра классическая тактика. Собираете себе отряд из персонажей разных классов, различные расходники, пара молитв и вперед! В бой! Однако, тут есть пара «но». Вы не можете произвольно менять оружие для своих бойцов, они заранее прописаны сюжетом. Карты боя не особо большие, но вполне достаточные для различных маневров и установления ловушек. Оружие в игре, довольно разнообразно: луки, мушкеты, кинжалы, аркебузы, мечи, глефы. Расходников так же не мало, особенно в области ловушек.
Классы в игре, довольно банальны: солдаты, охотники, ученые, врачи, разведчики. Каждый класс пользуется заранее прописанным оружием и имеет свою тактику. Танковать врачом глупая идея.
В общем, классическая тактика, на самом деле, с довольно однообразными боями. Но, за свою цену в сто пятьдесят рублей, это очень хорошо.
Но, как и во второй части игры, основным здесь является путешествие и подготовка к нему. Чтобы пройти от точки А к точке Б. Вам нужно, оперируя крайне небольшим количеством средств, закупить все необходимое: провиант, снаряжение, медикаменты и различные расходники. При этом, заложить в ваш гросбух не только необходимое количество ресурсов для того, чтобы дойти до точки, но и возможные потери: кража, ранения, ЧП или отступление от основного пути. Так как в этой дороге может произойти все что угодно.
Да, с помощью высоких навыков ваших бойцов, потери можно частично, а то и полностью их компенсировать. Но до таких навыков, нужно ещё докачаться. Так же, в самом пути можно устранить часть этих потерь с помощью охоты или найденных сундуков с ресурсами.
Следующим важным аспектом, является ваш лагерь. Лагерь который вы устанавливаете после конца очков хода, позволяет вам назначить охотников и собирателей, что соберут мяса и еду. Переработчиков, что превратят мяса в долго хранимые пайки. Врачей, что вылечат ваших раненых, а их будет много. И охранников, что не позволят кучке бродяг все это своровать.
Так же, есть элемент отстройки форта и сбора солдат. Это тратит кучу ресурсов, но необходимо для одной из концовок.
И наконец, ещё один аспект связанный на прямую с основной частью геймплея: черты ваших персонажей. Ваши бойцы имеют по три черты характера. И, ваши решения влияют на их отношения к вам и с другими членами отрядами. Например: вы спасли индийскую рабыню из плена. Персонаж с чертой «гуманист» будет рад этому, а вот персонаж с чертой «расист» будет крайне зол. И, по сути, сам найм команды, это отдельный вызов: собрать пати под определенное поведение не самая простая задача. А если вы кого-то разозлите, то он может уйти из команды, от чего вашей группе будет очень больно.
РПГ элемент
По словам выше, вы могли понять, что эта игра РПГ. И да, это действительно крутая РПГ с огромным количеством интересного текста и персонажей для взаимодействия. Приличное число квестов, где есть несколько путей решения. И более того, у игры три концовки. Но, их нельзя назвать хорошими или ужасными в контексте сюжета. Ведь, по сути, в игре три стороны конфликта и все они имеют причины для своих действий. И, в отличии о многих, даже классических, РПГ, эта мотивация не в том чтобы: «надо спасти мир от великого зла!» или «я получил власть которая и не снилась моему отцу!», здесь, концовки даже имеют под собой исторические основания.
Фракции: их так же три (авторы вообще любят эту цифру). И да, всякие бандиты и каннибалы в расчет не берутся.
- Первая, это Испанцы. У этих ребят все очень плохо: еды нет, сил не хватает, да ещё и ругаются между собой. Зато есть пушки, его католическое Высочество и Бог на небе.
- Вторая, Ацтеки. У них все хорошо. Куча золота, солдат и лекарств. Лишь одна проблема. Слишком большие территории, которые крайне тяжело контролировать. Чем и может воспользоваться главный герой. А, и ещё они любят кровавые жертвоприношения. Даже мы можем в них поучаствовать. Бррр.
- Третья, восставшие племена. Как и у испанцев, у них все плохо. Однако, им нечего терять, а потому будут сражаться до конца.
И наконец текст. Горы приятного текста, который интересно читать. Да, порой это довольно наивно и глупо выглядит, но не лишено очарования.
Вывод
Игр посвященных данному временному периоду крайне мало. Да и те в основном стратегии. Здесь же нам, в РПГ, предлагают окунуться в крайне интересный временной период, который отражен неплохо. Да, у игры есть проблемы в области графики, прокачки и некоторые сюжетные ляпы. Но, в общем, это довольно крепкий и интересный продукт, который стоит хотя бы одного прохождения. Все же, в каком ещё проекте, нам предложат возглавить отряд испанцев, что отправился в новый свет в поисках золота и славы?
Expeditions: Conquistador позволит игрокам перенестись в эпоху открытия и завоевания Северной и Южной Америки.
XVI век стал эпохой первооткрывателей и искателей приключений. В игре Expeditions: Conquistador вам предлагается сыграть роль знаменитого - или печально известного - конкистадора, высадившегося на берег американского континента и принявшегося за освоение Нового света. Манимые обещанием золота, славы и приключений, герой и его несколько верных соратников смело отправляются туда, куда пока еще не ступала нога европейца.
Игра Expeditions: Conquistador позволит вам завоевать неизвестный континент в режиме одиночной или сетевой игры или же сразиться на стороне коренных народов Америки, защищающих свою родину. Вам придется проявить не только талант стратега в предстоящих сражениях, но и дипломатический ум в грядущих переговорах. Изобилие тактических возможностей в походовом бою, многочисленные ролевые элементы и стратегический простор обязательно бросят вызов вашим талантам.
Читайте также: