Elite dangerous обзор
Давным-давно, в прошлом веке, когда деревья были большими, мы — маленькими, а компьютерные игры — действительно независимыми и оригинальными, двое студентов из Кембриджа, Дэвид Брэйбен и Иэн Белл (David Braben и Ian Bell), придумали космический симулятор, само название которого впоследствии стало обозначением целого жанра. В отличие от Wing Commander, в Elite ставка была не на сюжет, сражения и режиссуру, а на свободу и независимость в деле исследования безвоздушного пространства. Игра сформировала целый жанр и собственный культ с армией поклонников и последователей. Но сама она вместе с двумя стародавними продолжениями (Elite 2: Frontier и Elite 3: First Encounters), казалось, так и останется легендой из прошлого.
Однако рождение Kickstarter дало жизнь и проекту под названием Elite 4, который, по словам Брэйбена, вынашивался годами, но не мог быть осуществлен из-за тогдашней, не слишком гибкой издательской политики. В итоге продолжение легендарного космосима собрало более полутора миллионов фунтов стерлингов и после двух лет разработки и долгого бета-теста катапультировалось на Землю под названием Elite: Dangerous.
Жить своей жизнью
Как и оригинал, Elite: Dangerous является не столько космической «леталкой», сколько симулятором жизни в космосе. Только здесь всего больше, все краше и эпичнее. Разработчики сдержали слово и реализовали огромный, процедурно генерируемый мир чуть ли не в масштабе 1:1 к нашей галактике — в нем просто неприличное количество звездных систем, созвездий и планет, причем многие из них соответствуют реальным прототипам.
Так что, в принципе, жить в этом мире можно вечно — тем более что авторы обещали постоянно пополнять и расширять звездную карту, учитывая новые данные астрономов. Как жить и какую роль играть — это вы, как и раньше, решаете сами. Охотником за головами на службе Федерации или Империи, пиратом, торговцем или романтиком-исследователем неизведанных уголков галактики? Стартовый выбор определяет, на каком корабле, с какой суммой денег и в какой звездной системе вы начинаете. Например, наемник оказывается в оживленной системе, где постоянно случаются какие-то стычки, а исследователь, наоборот, стартует в каком-то галактическом захолустье.
Впрочем, никто не мешает тому же торговцу подписаться уничтожить какого-нибудь пирата, а космическому флибустьеру, наоборот, взяться за доставку груза или заняться торговлей. Все зависит от ваших возможностей, спецификации корабля и репутации. Изначально все бедны, неизвестны и летают на дешевом суденышке. Способы приподняться хорошо известны — выполнять миссии, просматривая соответствующие объявления на станциях (доставить груз, убить такого-то негодяя, сопроводить, спасти), торговать, выискивая наиболее выгодные «шелковые пути», заниматься контрабандой, охотиться за головами, распиливать астероиды на минералы или нападать на другие корабли, предварительно просканировав их на наличие чего-нибудь ценного в трюме. В итоге через какое-то время можно будет модифицировать транспорт или вовсе купить новый, а также взяться за миссии, которые раньше были недоступны из-за недостаточной известности.
Ориентироваться в кабине помогает приятный женский голос ИИ-помощника. Кстати, ему тоже можно отдавать команды голосом.Космос как опасность
Все ваши действия отражаются на репутации и состоянии кошелька. Но не факт, что отражаются положительно. Подобрали чужой груз или тем более напали на кого-нибудь на глазах у органов правопорядка или у камер слежения какой-нибудь станции, попались на перевозке контрабанды, вовремя не спрятавшись от сканера в режиме silent running, — об этом будет сделана соответствующая запись в галактических протоколах. Провалили задание, повредили груз — работодателю это может не понравиться, да еще и неустойку придется выплачивать. Награду за «головы» выдают при наличии подтверждающих записей на бортовом компьютере, так что если ваш корабль будет уничтожен через пять минут после успешного выполнения миссии, то вы получите не честно заработанные деньги, а счет от страховой компании.
Выживать в мире Elite: Dangerous сложно еще и потому, что игра не слишком гостеприимна и дружелюбна к новичкам. Поначалу для них она покажется симулятором фрустрации: как взлететь, как состыковаться, куда и как лететь и, вообще, что делать? Управление сложное, оно требует привыкания и хорошей памяти, чтобы держать в уме, какие кнопки и за что отвечают. В полете нужно просматривать разные информационные меню и справки, вовремя перераспределять энергию, следить за температурой двигателя и количеством топлива. А в бою мало просто палить в точку, мелькающую в перекрестье прицела: нужно грамотно маневрировать, заходить в хвост, вовремя использовать противоракетные ловушки и учитывать, что оружие тоже имеет свойство перегреваться.
Тем не менее, если запастись терпением и временем, освоиться с управлением, игра способна затянуть с головой. Особенно если вы будете жить не в оффлайн-режиме, а в открытом онлайне — ведь одновременно в мире Elite: Dangerous действуют тысячи игроков. Здесь, конечно, куда веселее: можно объединяться с друзьями в целые эскадрильи, целенаправленно дестабилизировать звездные системы, охотиться на других. Да и сражаться с живым человеком куда интереснее, чем с ИИ.
Впрочем, даже в онлайне рано или поздно встает вопрос: а что дальше и ради чего это все? В игре не так много контента и нет привычных современному геймеру стимулов — системы «прокачки», достижений, испытаний. А глобальный сюжет про противостояние Империи и Федерации, на который игроки вроде бы могут влиять совместными действиями, выполняет все-таки роль фона. То есть свобода и эпичность — это одновременно главный плюс и минус проекта. Если вы готовы развлекать себя сами и сутками напролет просто исследовать космос или лететь к Солнцу из глубин галактики, то Elite: Dangerous, безусловно, ваш выбор. Если нет — лучше подождите на Земле более динамичных и гостеприимных космосимов.
Плюсы: огромная территория, доступная для исследования; мир и сюжет реагируют на действия игроков; полная свобода действий; красивый космос; шикарная озвучка.
Минусы: слишком сложное управление; контента пока все-таки маловато.
19 числа текущего месяца, в Epic Games Store каждый желающий сможет бесплатно получить на свой аккаунт космический симулятор Elite:Dangerous. Этот обзор покажет, что из себя представляет Elite, а так же поможет определится сомневающемуся в резонности тратить своё драгоценное время на данный продукт от Frontier Developments.
Так что-же такое, этот ваш космосим?
Как симуляторы в целом, так и космические симуляторы в частности, это весьма нишевые игры, которые требуют от игрока обдуманного подхода к своей развлекательной способности. Множество игр данного жанра можно описать одним выражением: «Развлеки себя сам», будь то EVE Online или No Man's Sky. Elite:Dangerous можно смело отнести к списку подобных игр, они бросают игрока в открытое плаванье практически сразу, предоставляя лишь базовый инструмент, и поверхностное понимание возможных направлений развития, а затем оставляют игрока наедине с настолько же завораживающим, насколько и опасным космосом.
Основное преимущество и весомый недостаток
Космос в Elite — это родная для нас, процедурно сгенерированная галактика Млечный Путь, около 160 тыс. объектов в которой воссозданы разработчиками вручную, например Солнечная система, Стрелец A* и Бетельгейзе. Оставшиеся же 400 миллиардов звёздных систем созданы с помощью алгоритмов, соответствующих законам физики. Всё это формирует достоверную, насколько это возможно, картину, сотканную в скопления звёзд, газо-пылевые облака и туманности. И если вы воспринимаете космос не только как черную бездну с редкими, бесконечно далёкими вкраплениями света на ночном небе, но и как единую систему, а так же представляете каким образом работают те или иные процессы в ней происходящие, то само по себе окружение в Элите вряд ли сможет вам надоесть. Именно исследование всех этих астрономических просторов является основным занятием игрока, поскольку в подавляющем большинстве времени, мы, независимо от нашего желания, будем созерцать однообразные, на первый взгляд, звёзды и планеты, что может вызвать отторжение у человека никак не интересующегося этими исполинскими структурами.
Перелёты от точки A до точки B занимают огромную часть геймплея, и исследование объектов вокруг помогает справится с чувством однообразия лишь на время, ведь, как правило, за исследование рядовых объектов игрок получает лишь символическую плату, а сам по себе космос слабо наполнен различного рода активностями, и особенно это проявляется при полётах за пределы «Пузыря», небольшой обитаемой зоны, в которой ведётся большинство политических, экономических, и вооружённых конфликтов между игроками и фракциями. На данный момент игроки исследовали всего лишь около 0,040% галактики, но даже в столь скромной части космоса уже было обнаружено немалое количество интересных объектов и явлений. В частности, после выпуска расширения Horizons, и приобретения игроками возможности высаживаться на планеты с отсутствующей атмосферой, они стали постепенно сталкиваться с различными проявлениями инопланетной формы жизни — Таргоидами, а так же остатками древней цивилизации Стражей.Хоть и не без руки разработчика, следы обеих были найдены игроками самостоятельно во время рутинного исследования, и ни кто не знает что за собой могут скрывать оставшиеся 99,96% галактики, доступных к изучению.
В начале лета разработчиками было анонсировано новое расширение Odyssey, главными особенностями которого станет возможность высаживаться на планеты с атмосферой, а так же брать управление своим персонажем напрямую, как на планетах, так и на космических станциях. Выход дополнения должен состоятся в начале 2021 года. Если у разработчиков получится всё грамотно реализовать, то, вероятно, целесообразность ожидания выхода Star Citizen окончательно пропадёт.
А что с геймплеем?
О космосе поговорили, теперь стоит перейти к симуляции. Управление в Elite, хоть и не является интуитивным, но и не превращает процесс обучения в просмотр часовых роликов о том, как лучше настроить каждую отдельную кнопку для комфортной игры. Наиболее удобным для игры устройством управления, конечно же, будет джойстик. Игра же на геймпаде либо клавиатуре с мышкой лишь немного увеличит время на привыкание к местному управлению. Благо, не так давно разработчик добавил в игру расширенное обучение, которое позволит игроку разобраться со всеми аспектами игры достаточно быстро. Физика кораблей в игре упрощена относительно физики космоса, и благодаря этому ощущается отлично. На мой взгляд интерфейс игры, и в особенности интерфейс космических кораблей идеален для игр подобного жанра, он предоставляет возможность получить максимальный объем полезной в тот или иной момент информации, не прибегая к огромным таблицам, гармонично вписываясь в кабину корабля.
Кроме исследования, игра предоставляет ещё два направления деятельности — войну и торговлю, которые в свою очередь включают в себя разнообразные вариации заработка и развлечения. Начнём, пожалуй, с торговли. Кроме стандартного купи дешевле/перевези/продай дороже, сюда можно отнести так же и перевозку пассажиров с различными интересами и сопутствующими проблемами, добычу ресурсов, и выполнение миссий со схожими задачами, но разной обёрткой. И, как ни странно, для меня самым привлекательным видом деятельности стала добыча ресурсов. Под добычей ресурсов в Элите подразумевается копка каменных глыб в астероидных полях или планетарных кольцах. Казалось бы, что такого в простом «майнинге» ресурсов? Elite удаётся сделать из этого процесса целый ритуал, сопровождающийся требованием к умениям игрока и шикарным аудио-визуальным оформлением процесса, к тому же являясь одним из самых эффективных способов заработка галактической валюты.
Из боевых активностей в Элите представлено несколько вариаций одного и того же — уничтожения других кораблей, будь то вражеский игрок или бот. Всё это представлено как в открытой игре, так и в миссиях с фиксированной наградой. Бои в Elite напряжённые, и требуют от игрока умений быстро реагировать на происходящее вокруг и грамотно распределять ресурсы корабля.
Экономика и корабли
В Elite:Dangerous существует глобальный сюжет, который плавно двигают вперёд как игроки, так разработчики. На данный момент одними из главных событий в галактике считаются нападения Таргоидов на станции человечества и противоречия между главенствующими фракциями мира Elite. Игрок имеет возможность присоединиться к любой из фракций, и помогать ей в войне за влияние. Внутри фракций так же существуют и объединения игроков, сквадроны.
В отличие от EVE Online, экономика в Элите в большей степени живёт по своим правилам, большинство товаров на рынке здесь генерируются из воздуха. Исключением являются разве что ископаемые минералы, добывающееся игроками. Так же, может вызвать вопросы полное отсутствие какой-либо системы производства и крафта (Кроме системы создания расходников из планетарных материалов), все корабли и оборудование которое можно найти на станциях это всего лишь генерация, за которой не стоит другой игрок упорно трудившийся для создания чего-либо на продажу.
Что же до самих кораблей и оборудования, всё это тут выглядит привлекательно и удобно. Все корабли, с незначительными отклонениями, способны выполнять все 3 вида деятельности +- одинаково хорошо. Этого позволяет добиться гибкая система настройки оборудования корабля. Внешний вид почти всех кораблей оставляет приятные ощущения.
Технические моменты
Хотелось бы отдельно отметить звук в игре. Он искусственный, и обусловлен возможностью корабля проецировать происходящее вокруг в кабину, для лучшего понимания пилотом обстановки.Звуки кораблей, оружия, взрывов, всё выполнено на высочайшем уровне. Что же касаемо графики, если брать в расчёт уже вышедшие в релиз игры, то субъективно Элиту можно назвать игрой с лучшей в жанре графической составляющей. При этом игра отлично оптимизирована, и на низких настройках идёт в стабильные 40 fps даже на стареньком компьютере с двух ядерным процессором, 1 гигабайтом видеопамяти, и 4 гигабайтами оперативной памяти.
Итоги
Elite:Dangerous — это отличный космосим, и посредственная игра. Если вы готовы тратить десятки часов, вглядываясь в пустоту в надежде увидеть свет, то посреди бескрайнего космоса вы будете чувствовать себя как дома. Если же вы хотите от игры концентрированного геймплея, то вряд ли Элите получится удержать вас надолго. В любом случае, игру можно будет получить бесплатно, поэтому я рекомендую каждому попробовать её самостоятельно, и решить для себя стоит ли в неё играть.
Год назад тысячи игроков отправились бороздить бескрайние космические просторы в Elite: Dangerous. Возрождённая благодаря Kickstarter «Элита» в целом ожидания оправдала. Это всё тот же суровый, хардкорный симулятор космического скитальца, требующий полной самоотдачи, не прощающий ошибок и неохотно что-то подсказывающий. Космос здесь — бездонный и чёрный (400 миллиардов звёздных систем), управление — сложное, а свобода — практически абсолютная. И всё-таки чувствовалось, что игре ещё многого не хватает.
Летом было объявлено о разработке масштабного дополнения под названием Horizons, которое должно привнести в игру массу новых возможностей. Правда, и его решили разбить на части. И первым делом выпустили расширение Planetary Landings, которое позволяет высаживаться на планеты.
Из корабля — в багги!
Помимо медитации во время затяжных перелётов в чёрном, пугающем космосе в Elite: Dangerous ещё можно торговать или грабить торговцев, охотиться на пиратов или самому участвовать в разбойных налётах, а также выполнять миссии для разных фракций, повышая свою репутацию у них. В Horizons к этому добавляется возможность приземляться на безвоздушные планеты. Таких в местной виртуальной галактике 60% — соответственно, для исследования доступны сотни миллиардов небесных тел, генерируемых в Кузнице Звёзд.
Правда, сначала нужно установить на корабль специальный посадочный модуль и обзавестись вездеходным авто Scarab SRV — именно за рулём этого багги вы будете передвигаться по поверхности планет. После высадки корабль можно отпустить на орбиту — выглядит это потрясающе, наполняя вас гордостью за свой, такой красивый и большой, звездолёт.
Но ещё большее впечатление производят, конечно, первые высадки, когда вы из глубин космоса добираетесь до какой-нибудь планеты, входите в атмосферу и пролетаете над испещрённой рытвинами, горами и кратерами поверхностью. Чувствуешь себя этаким космическим Христофором Колумбом…
Развлеки себя сам!
Но даже на максимальной скорости вам понадобится минимум 10 земных дней (если хватит топлива), чтобы объехать всю поверхность одной планеты, — небесные тела, как уверяют авторы, также воспроизведены в масштабе 1:1.
Не ждите, что вас будут усиленно чем-то развлекать. Пока всё в основном сводится к поиску и сканированию «точек интереса» — там будут полезные ресурсы или обломки кораблей с ценными контейнерами. Накопив достаточно ресурсов, вы сможете собрать какой-нибудь «апгрейд» для корабля.
Кроме того, на станциях теперь выдают специальные миссии, требующие высадки на планеты, — спасти пилота, потерпевшего крушение, подобрать какой-нибудь потерянный груз или пробраться в редкое поселение (базу) и подключиться к каналу передачи данных. Обещанные же «смертельные схватки» на поверхности пока, как правило, сводятся к усиленной пальбе из турели, установленной на SRV, по достаточно безобидным дронам.
Да, разработчики снова предлагают запастись терпением. В будущих расширениях Horizons, запланированных на 2016-й год, они обещают добавить много нового: систему «Трофеи и „крафтинг“», режим «Несколько экипажей», позволяющий игрокам брать на себя разные роли на борту общего корабля, возможность запускать истребители для защиты основного судна, новые задания и так далее. Но уже сейчас понятно, что Elite: Dangerous медленно, но верно развивается. И развивается в очень правильном направлении.
Плюсы: уникальная для серии возможность высаживаться на безвоздушные планеты.
Минусы: интересных занятий на планетах пока немного.
Пока одни любители «космосимов» день за днем получают обещания ради обещаний от Криса Робертса (Chris Roberts), который уже четыре года не может сделать режим свободной игры в Star Citizen, другие ждут, что ориентированная на широкую аудиторию No Man's Sky утолит их жажду космических скитаний. А третьи уже давно играют в лучший из существующих проектов жанра, понемногу обживая бескрайние просторы Elite Dangerous: Horizons. И мы только что оттуда с новым обзором!
С большими деньгами в игровую индустрию пришла и тотальная «уравниловка». Популярная игра не может быть заточена под узкую группу людей, иначе ее ждет крах, и именно этим принципом руководствуются практически все крупные издатели, когда речь идет о создании действительно «больших» проектов.
При этом настоящий «космосим» должен обладать соответствующим масштабом, иначе сильно пострадает симуляционная часть, так что сама по себе идея создания современного проекта в этом жанре уже подразумевает необходимость больших вложений.
Разумеется, все упирается в деньги, и в случае с Elite Dangerous это наглядно видно. Ведь ее создатель, Дэвид Брэбен (David Braben), обил пороги множества контор, пытаясь получить финансирование для четвертой части серии. Издатели отказывались выделять деньги под сомнительный проект, ведь примеров массового успеха подобных игр в последние годы критически мало.
Однако все изменилось, когда в 2012 году студия Брэбена Frontier Developments запустила компанию на Kickstarter, где собрала более 1,5 млн. фунтов стерлингов. Это как раз тот случай, когда краудфандинг помог наладить прямой финансовый контакт между разработчиком и игроками без какого-либо посредничества издателей.
На текущий момент игра уже официально вышла и даже получила первое крупное обновление Horizons, датированное декабрем 2015 года. Игра уже обрела вид готового продукта, и именно поэтому мы теперь можем оценить труд разработчиков в этом обзоре.
400 миллиардов систем в Elite Dangerous
Первое, что игрок чувствует, запустив игру от Frontier Developments — это воистину поражающий масштаб, который к тому же еще и вполне ощутим. В любой момент можно открыть карту и ужаснуться, ведь Брэбен не соврал, утверждая, что его коллегам удалось воссоздать всю нашу галактику. А это 400 миллиардов систем, полностью открытых для изучения.
Уже чувствуете себя крохотной песчинкой в этом безбрежном океане? А ведь так оно и есть, ведь в Elite Dangerous за все время ее существования заселен ничтожно малый кусочек этого пространства: жалкие несколько десятков систем. Все остальное — это далекий и чуждый космос, и далеко не все пограничные пространства населенного пузыря вообще когда-нибудь были посещены игроками.
Разумеется, все это делалось не вручную. Разработчики воспользовались открытыми источниками, получив информацию об изученных человечеством системах, а также изучили общие законы и параметры, которым подчиняется вселенная. Результат процедурной генерации с учетом этих данных мы и видим на галактической карте в игре.
Порог вхождения Elite Dangerous
«1000 кредитов и корабль — это всё, что нужно, чтобы начать зарабатывать легально или не очень — торгуйте, охотьтесь за преступниками, пиратствуйте или работайте наёмными убийцами, прокладывая свой путь через Галактику».Именно это сказал сам глава Frontier Developments, когда его спросили, что нужно игроку на старте. В действительности для многих это оказывается критически малым ресурсом, ведь ошибки на ранних этапах игры — далеко не редкость, учитывая специфику и масштаб.
Тем не менее, разработчики не собираются пытаться угождать нетерпеливым и казуальным игрокам, создавая для них «тепличные» условия. Порог входа очень высок, и из-за этого порекомендовать эту игру можно не всем.
Отдавая солидную сумму денег, вы должны осознавать: для того, чтобы комфортно играть в Elite Dangerous, нужно этому научиться. И речь не о прочтении базового руководства, которое, кстати, занимает более ста страниц, а о настоящем обучении, как в школе или университете.
Просмотр многочисленных видео-гайдов, штудирование игровой энциклопедии, банальное обучение основам управления, которое задействует неприлично большое количество кнопок на клавиатуре — вот что вас ждет в первые дни после покупки. И это лишь начало, ведь позже вам придется научиться применять знания на практике.
Впрочем, если трудности освоения для вас это одна из причин, по которой вы любите те или иные игры, то данный аспект будет скорее плюсом. Elite Dangerous можно изучать бесконечно.
Графика и игровой мир Elite Dangerous
Требуя от начинающего игрока очень много, игра не забывает давать ему кое-что взамен. Например, великолепную визуальную составляющую, которая реализована без каких-либо нареканий.
Космос поразительно реалистичен во всех своих проявлениях. Одни только звезды имеют 14 классов в зависимости от своего возраста, а также могут обладать под-классами на основе тех или иных особенностей, при этом это имеет вполне ощутимое отражение на игровом процессе.
Например, чтобы не летать постоянно от одной станции к другой, игрок может приобрести модуль-топливозаборник, который позволяет в буквальном смысле «заправляться» от энергии звезд. При этом данную процедуру можно проделать не со всеми звездами, а только с наиболее «горячими», маркировки которых стоит знать наизусть, чтобы случайно не застрять с пустым баком в необитаемой системе с одной-единственной фиолетовой звездой-малюткой, которая уже отжила свое.
Подобных примеров можно привести массу, однако, выражаясь кратко, стоит отметить, что вселенная Elite: Dangerous выполнена на высшем, беспрецедентном для жанра уровне. По сравнению с этой игрой, относительно недавний X: Rebrirth выглядит студенческой поделкой.
Техническая реализация и интерфейс
Разумеется, все красивости очень сильно зависят от ресурсов компьютера, при этом в Elite Dangerous наиболее важно количество видеопамяти, нежели мощный процессор.
Чтобы избавить себя от игры на минимальных настройках графики, вам потребуется не менее 4 ГБ видеопамяти и процессор хотя бы уровня начальных моделей из линейки Intel i5. Но даже на такой конфигурации игра иногда «тормозит», и особенно это касается тех моментов, когда игрок производит посадку на планету.
Тем не менее, общее ощущение от технической реализации строго положительное, ведь та же Star Citizen обладает гораздо более высокими требованиями. А ведь там есть только демо-уровни, об открытой игре еще и речи не идет!
Так что можете не волноваться по поводу оптимизации в Elite Dangerous: несмотря на огромные технические затраты, Frontier Developments смогла сделать полностью играбельный продукт, который работает стабильно. В это даже не верится.
Когда мы говорим о серьезном, глобальном «космосиме», нельзя упускать из внимания интерфейс. В Elite Dangerous каждый корабль имеет собственную кабину, которая выполнена в стиле одного из трех производителей. Кокпит стартового Sidewinder внутри отдаленно смахивает на убранство типичной современной машины — те же формы, те же материалы.
Голографический интерфейс, в отличие от общего оформления кокпита, един для всех кораблей, и его тоже можно считать настоящим произведением искусства, ведь ранее ничего подобного попросту не было. Поначалу он кажется немного громоздким, но позже приходит понимание того, что все в нем именно там, где нужно, и бесполезных элементов в нем нет.
Чем заняться в Elite Dangerous?
Когда вы наконец-то привыкнете к тому, что даже банальная стыковка к космической станции задействует больше кнопок, чем прохождение средней AAA-игры, то проект Frontier Developments начнет доставлять вам подлинное удовольствие. Ведь за нагромождением теории и спецификой управления скрывается, пожалуй, одна из самых величественных игр в истории.
Здесь, на космических просторах, есть множество занятий, которые очень грубо можно разделить на три основных направления: бой, торговля, исследование. Именно эти специализации особо выделены на экране статистики пилота, и они отражают то, чему он отдает предпочтение во время игры.
В первую очередь, это, конечно, торговля, которая даже после изобретения гипер-двигателей не изменила своей сути. Каждая населенная планета, каждая станция, каждая планетарная база в игре — все они что-то производят и что-то потребляют. Учитывая масштаб и огромное количество доступных для перевозки ресурсов (80 наименований), а также довольно реалистичную экономическую модель, можно сказать, что Elite Dangerous — это настоящее подспорье для искушенного торговца. На первых этапах игры задания по перевозке станут главным источником заработка, так как требуют наименьшего понимания игры.
Однако тихо-мирно возить грузы и не нарваться на жадных космических пиратов или еще на какой-нибудь сброд — это нечто из области фантастики. Так или иначе, вам придется учиться вести бой, и он в игре многогранен благодаря большому количеству побочных ролей. В космо-парке есть и небольшие, но маневренные истребители, и крепкие неповоротливые громады, которые из-за недостатка маневренности приходится обвешивать автоматическими турелями.
Есть и «универсалы», их можно заточить практически под любой род деятельности, начиная от пиратства и грузоперевозок и заканчивая долгими военными рейдами и еще более длительными экспедициями в неизученные районы космоса.
Говоря о последних, хочется отметить, что это — третий полноценный род занятий во вселенной Elite Dangerous. Имея на руках даже базовый сканер, можно проводить картографирование неизученных систем, а затем сдавать полученные данные на станциях. Чем более ценной информацией удалось завладеть, тем больше денег за нее платят. И нередко речь идет о суммах, многократно превышающих оплату стандартных поручений в стиле «привези-отвези».
Одно из обновлений расширило эту геймплейную «троицу» политической системой. Суть ее в том, чтобы примкнуть к одной из трех сторон конфликта, выбрав любую из политических сил (фракцию). У каждой фракции свой руководитель, имеющий собственные методы ведения дел.
Одни делают ставку на финансы и занимаются скупкой интересов других систем, получая их поддержку, другие не мыслят жизнь без военной экспансии, а третьи и вовсе занимаются агитацией и «промывкой мозгов». Фракций очень много, и у каждой вы можете найти свой набор заданий.
Управление и реальная стоимость Elite Dangerous
Так как игра от Дэвида Брэбена и его коллег позиционируется как симулятор, то нельзя не упомянуть об управлении, которое также является одним из факторов, повышающим порог вхождения.
Да, в Elite Dangerous можно играть с помощью стандартной схемы «клавиатура + мышь». К этому можно привыкнуть, и уже через несколько дней вполне комфортно перемещаться в безвоздушном пространстве.
Но зачем такие сложности, когда можно использовать специальные устройства, которые как раз предназначены для таких игр?
Как и любой серьезный летный симулятор, данный проект предполагает наличие джойстика, с которым игровой процесс буквально преображается. Однако необходимость использования клавиатуры при этом не пропадает, ведь на обычном джойстике кнопок — раз два и обчелся. Так или иначе что-то придется выносить на клавиатуру.
Таким образом, для полного погружения и максимального контроля за всеми опциями управления, нужны полноценные HOTAS-системы (Hands On Throttle-And-Stick). Если покупать их, то качественные, а это еще 10-12 тысяч рублей, которые прибавляются к и без того внушительному ценнику.
При этом текущая цена, которая выставлена разработчиками, далеко не окончательная, ведь Frontier Developments решили распространять свою игру по сезонной модели. Это что-то вроде подписки, платить за которую нужно раз в год.
Таким образом, купив базовую версию игры, вы сможете играть только в то, что есть в ней, без всех изменений, которые внесены первым крупным дополнением Horizons. Каждое такое дополнение считается условным игровым сезоном и включает в себя несколько более мелких обновлений, которые реализуются в течение года.
Все в этой системе ориентировано на узкую и платежеспособную аудиторию, которая готова платить много, лишь бы получить игру своей мечты. Именно поэтому Elite Dangerous в текущем своем виде никогда не будет массовой забавой, даже несмотря на то, что сами разработчики утверждают, что их детище — это полноценная MMO.
MMO, не нуждающаяся в игроках
В разговоре о глобальном мультиплеерном опыте, в котором участвует многотысячная аудитория игры, разработчики ссылаются на статистику продаж — базовую версию игры приобрело более миллиона человек. Кажется, что это внушительное количество, однако давайте попробуем абстрагироваться от него и понять реальное положение дел.
Во-первых, продажи не означают постоянный онлайн. У каждой игры своя конверсия активности игроков, но если говорить более конкретно, основываясь на статистике сервиса Steam, где игра продается с 3 марта 2015 года, в Elite Dangerous критически мало активных пилотов.
Основная версия игры Elite Dangerous была куплена в Steam примерно 750 тысяч раз, при этом среднемесячный онлайн составляет 3 тысячи человек. В англоязычном сегменте он чуть больше, в русскоязычном — меньше.
Разумеется, это только те люди, которые играют через клиент игры в Steam, в то время как большая часть пилотов играет через официальный «лаунчер» от разработчиков. Но и их немного: от силы 10 тысяч человек по вечерам.
Во-вторых, сама архитектура игры выполнена таким образом, что не позволяет MMO-составляющей действовать так, как этого ждет среднестатистический игрок. Помните о 40 тысячах исследованных систем? Так вот, весь онлайн тонким слоем размазан по этим огромным пространствам, из-за чего никакой MMO просто не получается.
В качестве примера приведем недельный опыт игры по несколько часов по вечерам. За все это время живых игроков было всего четверо, при этом три из них просто висели на станции в «спящем» режиме, а еще один, из Чехии, пожелал автору этих строк скорой смерти, так как являлся представителем другой политической силы.
Это можно все списать на случайность, ведь у любой хорошей игры есть определенное ядро преданных фанатов, которые играют регулярно. Их поиски приводят на официальные форумы и в публичную группу в социальной сети, где можно было найти основной костяк русскоязычной аудитории. Чтобы играть с другими, морально готовьтесь к тому, чтобы ставить TeamSpeak и целенаправленно вливаться в одну из группировок-стай, иначе будете бороздить просторы в гордом одиночестве.
Лучше всего воспринимать Elite Dangerous как кооперативную PvE-игру, ведь даже вступив в клан, вы, так или иначе, будете заниматься взаимодействием с игровым миром (выполнять задания, грабить торговцев и так далее), а не с другими игроками.
Будет особенно здорово, если вы начнете игру вместе с хорошим другом, тогда вдвоем будет намного веселее. Это вполне себе альтернатива тем, кто не хочет ходить строем в TeamSpeak и проходить всяческие псевдо-собеседования с целью проверить ваш возраст и «адекватность».
Нишевый, но впечатляющий космо-симулятор
Elite Dangerous: Horizons — это огромная, титаническая игра, величина которой определяется не столько бюджетом, сколько многогранностью игрового процесса. Данный обзор не так подробно рассказывает о геймплее, как хотелось бы, ведь иначе его объем увеличился в несколько раз. Разбираться во всем этом предстоит вам, и испортить это удовольствие мы просто не имеем права. Но потенциальный игрок должен знать товар, который он приобретает. Поэтому основной упор был сделан на наиболее важные аспекты игры как готового продукта.
И продукт этот оказался довольно нишевым: играть в такое станет далеко не каждый. Очень высокий порог вхождения и большая цена автоматически сокращают аудиторию в десятки раз, однако это не мешает разработчикам ориентироваться на меньшинство, которое уже истосковалось по годным «космосимам».
Elite Dangerous впечатляет от начала и до конца, как технически, так и геймплейно. Это настоящий симулятор космического скитальца, который подкупает не режиссурой и сюжетом, а масштабом и широким спектром возможностей. Другой такой игры попросту не существует, и, вполне возможно, так будет еще некоторое время, ведь Star Citizen, кажется, вообще никогда не доделают, а No Man's Sky явно создается для масс, а значит едва ли составит ощутимую конкуренцию.
Оригинальная Elite была одной из первых игр, с которыми я познакомился. Игра в нее была чем-то вроде семейного ритуала. На кресле перед довольно редким тогда в нашем городе ZX Spectrum с цветным (!) монитором восседал отец, имеющий за спиной не только приличный опыт в реальной авиации, но и отличное знание всевозможной электроники, а вокруг него собирались все остальные, активно советуя, споря, и периодически выкрикивая что-то вроде «Аааа, миссайлы летят, осторожно!». Затем, когда я немного подрос, в Elite на своем «Турбо 86м» я уже играл самостоятельно, проводя за этим занятием столько времени, сколько позволяли родители. Естественно, услышав о релизе Kickstarter-проекта основателя оригинала Дэвида Брэбена, призванного возродить легенду в современной обложке, я бросил все остальное и приготовился к Приключению.
Elite: Dangerous старается быть похожей на оригинал во всем. Ветераны быстро найдут знакомые черты в форме кораблей, процедуре стыковки и продолжительных перелетах из системы в систему. В этом заключается главное достоинство игры, и в этом же ее проклятие. Неподготовленному (да и подготовленному, в принципе, тоже) игроку нужно основательно настроиться на знакомство с Elite: Dangerous. Поначалу она недружелюбна настолько, что легко может отпугнуть кого угодно.
Дело в том, что та, старая Elite, выбрасывала игрока в космос, сразу же предоставляя того самому себе. И это было нормально, потому что в те времени никто не привык ни к долгим «туториалам», ни к сложным сюжетным перипетиям. Сегодняшний же геймер привык к тому, что ему долго и упорно разжевывают все нюансы управления и геймплея, а лишь потом отправляют в вольное плавание. Проблема Elite: Dangerous в том, что здесь не объясняют практически ничего. То есть там, где, теоретически, должен идти хотя бы короткий сюжетный экскурс в виде путешествия на такую-то планету, закупку того-то товара и боя с тем-то пиратом, дается лишь короткое напутствие и огромная звездная карта, ждущая исследования.
То, что тут называется обучением, всего лишь по очереди натравливает на вас противников разной сложности, вновь ничего не объясняя. Заполнить эту нишу призваны обучающие ролики, но и они рассказывают далеко не обо всем. К тому же, как показывает практика, игроки не очень-то любят смотреть обучающие ролики. Усугубляет картину и то, что стартовый кораблик настолько слаб и немощен, что на протяжении первых часов игры вы наверняка будете страдать. Здесь Дэвид Брэбен и его студия Frontier Development, кажется, забыли, что спустя 30 лет игровая индустрия живет по совершенно другим законам, которые стоит учитывать и при разработке ремейков.
Самое интересное, что если вы все-таки найдете силы во всем разобраться и накопить на нормальный корабль, то откроете перед собой невероятно огромную, интересную, а где-то даже великую игру. Галактика Elite: Dangerous по размеру сопоставима с настоящей. То есть для исследования доступны 400 миллиардов звездных систем. Это число сложно даже представить, не то что облететь. Причем все это — не пустая декорация. Здесь есть системы с двойными светилами, газовые гиганты, астероидные поля и обитаемые станции. Одни системы контролируются правительством и относительно спокойны, другие же совершенно не исследованы и кишат пиратами. Elite: Dangerous великолепно передает бескрайность космоса.
Здесь, как нигде больше, чувствуешь себя крохотной песчинкой. Расстояние от одной до другой планеты даже в рамках одной звездной системы на обычных двигателях нужно преодолевать годами. Чтобы этого избежать используются специальные гипердвигатели, которые долго прогреваются, долго набирают мощность и долго гасят инерцию для остановки. Разогнавшись, очень просто перескочить нужную планету. На практике все это довольно тяжело, особенно поначалу, зато, благодаря этому, отлично чувствуется масштаб таких перемещений и величие космоса. Факт остается фактом: такого сегодня нет больше нигде.
При этом качество визуального и звукового сопровождения просто поражает. По иронии местный космос очень похож на «нолановский» из недавнего «Интерстеллара». Потрясающей красоты звезды, планеты и межпространственные тоннели дополняются шикарным звуком. Маневры корабля, стрельба, отдаленные взрывы, писк бортового компьютера при серьезных повреждениях — все это погружает в атмосферу бескрайнего космического пространства ничуть не хуже проработанного сюжета и CG-роликов.
Впрочем, сюжет тут есть, но подается он лишь с помощью сухих надписей в углу экрана, а развивается в реальном времени при участии игроков. Да, в отличие от своего прародителя, Elite: Dangerous — сетевая игра. Чего-то похожего на EVE, правда, ждать не стоит. Другие игроки встречаются нечасто не потому, что их мало, а потому, что местный космос невероятно огромен, а большинство контактов происходят на заселенных, стартовых и сюжетно важных территориях.
Здесь работают, в общем, привычные MMORPG законы. Убийство «плохих» игроков поощряется, к случайному встречному изначально относятся настороженно, а хитрецы используют всевозможные уловки для получения легкой наживы. В таких условиях играть вместе с друзьями будет далеко не худшим решением. Вместе в бескрайнем космосе будет не только веселее, но и безопаснее.
В плане прокачки Elite: Dangerous скорее напоминает шутер. То есть корабль и установленное на нем оборудование, конечно, важны, но профессионал на слабой и недорогой посудине может с легкостью разделать новичка на более дорогом челноке, полученном за помощь проекту на Kickstarter. Другими словами, прокачается здесь не виртуальный аватар, а сам игрок, постепенно приноравливаясь выпрыгивать из гиперпространства в считанных километрах от станции, стыковаться на высокой скорости и умело маневрировать в бою.
С последним, кстати, все не так уж просто. Здесь необходимо уметь ловко зайти в хвост противнику, четко ориентироваться по радару и на лету перебрасывать энергию между силовыми установками корабля. В арсенале есть как хорошо знакомые ветеранам лазеры, постоянно норовящие перегреться, так и пулеметы, требующие упреждения при стрельбе. Не обошлось, разумеется, и без «расходников» вроде ракет. Умение обращаться со всем этим приходит только с опытом, поэтому на первых порах неизбежны многочисленные драмы.
Остается отметить, что на сегодняшний день игра активно дорабатывается и улучшается. В ней хватает багов, недочетов и проблем с балансом, из-за чего играть порой достаточно некомфортно, а единственной целью пока можно считать лишь получение пресловутого статуса «Elite» среди бойцов, торговцев или исследователей, что отпугивает многих потенциальных покупателей. Другими словами, вопросами «А что дальше?» и «Чем себя занять?» здесь рано или поздно задается каждый, что проекту, понятно, на пользу не идет. С другой стороны, игра постоянно развивается, а разработчики обещают добавить массу интересных функций и возможностей.
Именно поэтому на вопрос «Получилось ли у Дэвида Брэбена возродить легендарную классику?» однозначного ответа пока дать нельзя. Да, игра хороша. Да, похожа на оригинал. Да, дает беспрецедентную свободу и показывает потрясающий космос. Но нет, ей никогда не занять той ниши и не заинтересовать тот процент игроков, который имел оригинал. И нет, едва ли в нее будут играть большинство новичков, с оригиналом не знакомых.
Что же, посмотрим, в каком направлении Elite: Dangerous будет развиваться дальше, а заодно и пожелаем ей удачи, потому что это явно самое большое, необычное и увлекательное космическое приключение последних лет.
Читайте также: