Dawn of war soulstorm обзор
Производство аддонов к культовым играм – вещь, несомненно, хорошая, но только в меру. Порой, желание издателей и разработчиков набить карманы кучей хрустящих купюр зашкаливает за все разумные пределы, и тогда сугубо коммерческий расчет берет верх над качеством. Судя по всему, одну из лучших реально-временных стратегий современности - Warhammer 40.000: Dawn of War – постигла подобная участь. Обласканный во всех кругах - от бывалых критиков, до казуальных геймеров – оригинал не мог обойтись без хорошей добавки. И первый экспаншен Winter Assault отлично справился со своей задачей. Казалось бы, на этом THQ, последовав примеру Blizzard (одна игра – один аддон), можно было вполне остановиться, но боссы компании выбрали другой путь. Главной особенностью второй добавки, Dark Crusade, стало наличие простенькой глобальной карты, на которой игрок двигал «фишки» и строил здания, время от времени размениваясь на руководство войсками в локальных стычках. Третье дополнение – Soulstorm – развило задумку своего предшественника, а также добавило и в без того немаленькое число противоборствующих сторон две новых фракции.
На сей раз дебютантами виртуальной вселенной «Молота Войны» стали темные эльдары и воинственные сестры. Первые – чистой воды футуристические «сатанисты»: носят одежду из кожи людей и возводят строения на трупах рабов (скажем спасибо рейтингу «Mature»). Несмотря на свою фриковую внешность, эльдары-отступники заняли место в числе сильнейших обитателей мира Warhammer. Именно их убер-оружие Soulstorm и послужило названием к новому аддону. Космические амазонки выглядят не менее оригинально. Их фанатичное поклонение богам оставило серьезный отпечаток на дизайне юнитов и построек.
Остальные значимые нововведения можно пересчитать по пальцам руки. Так, каждая из девяти фракций получила по одному летательному аппарату. Толку от дебютировавших авиа-конструкций никакого, достаточную огневую мощь они обеспечить не в состоянии: в общем, ни рыба, ни мясо.
Слабо детализированная глобальная карта неспособна предложить ничего интересного. Ход за ходом мы выжимаем противников с планеты, попутно прокачивая героев и возводя промышленность. Достаточным и необходимым условием для капитуляции врага является захват его столицы. Именно в моменты штурма «мегаполисов» вспоминает о своем существовании сюжет, подающийся в виде примитивных диалогов и роликов на движке (шикарных видео из оригинала здесь ждать не стоит).
С графической точки зрения Soulstorm остался топтаться на месте. То есть, нам снова предлагают любоваться картинкой образца 2004-го года. Конечно, движок игры претерпел кое-какие косметические изменения, но времена, когда можно было с открытым ртом наблюдать за поединком орка и космического десантника, канули в лету.
С большой вероятностью можно утверждать, что Soulstorm станет последним дополнением к Dawn of War. По крайней мере, на это очень бы хотелось надеяться. Количество рас разрослось до немыслимых пределов - о таком понятии, как «баланс» можно и не вспоминать, картинка больше не вызывает восхищения, а геймплей, пусть и до сих пор великолепный, уже изучен наизусть. THQ, даешь полноценный сиквел!
Плюсы: проверенный временем геймплей.
Минусы: устаревший видеоряд; незначительные нововведения; неприятные баги.
Soulstorm, возможно, последнее дополнение для первой части Dawn of War. Впрочем, размахом нововведений того же Dark Crusade тут, увы, не пахнет: Iron Lore (сами Relic ковыряние в аддонах забросили и спокойно делают вторую часть) просто добавили в игру две новые расы (темных эльдаров и сестер битвы), немного доработали баланс и… каким-то невероятным образом искорежили программный код игры — системные требования Dawn of War выросли в разы. Зато в Soulstorm дебютировали воздушные юниты.
ПЕРЕВОД: Перевод у «Буки» получился весьма неряшливый, если не сказать халтурный. В наличии странности вроде сокращений названий юнитов (Эмп. гв., Эльд., Т.Э.), а также сбои с интонациями. Чего только стоит девушка из обучающего режима, зачитывающая вполне нейтральный текст каким-то неуместно восторженным тоном. Эльдары тут и вовсе говорят почти что женскими голосами (даже особи мужского пола). Есть и другие проблемы: шрифты далеко не всегда влезают в отведенное для них место, а перевод терминов порой хромает (обычные игроки могут этого не заметить, но вот некоторые фанаты жалуются). Не знаем, как вам, а нам такой подход не нравится совершенно.
В жестокой, брутальной вселенной Warhammer 40 000 у женщин особое положение. Это не хранительницы домашнего очага, призванные рожать и воспитывать новое пушечное мясо для бесконечных войн, и не томные воздыхательницы, бросающие в воздух чепчики при виде бравых имперских гвардейцев. Здесь царствуют Сестры битвы (Sisters of Battle), хрупкие девушки в громоздких доспехах, с фанатичным блеском в глазах, слепой верой в Императора и бензопилой вместо иконы.
Захват каждой контрольной точки — массовое событие, на которое приглашаются все желающие. |
Sisters of Battle — эти специфические амазонки — визитная карточка нового, третьего по счету дополнения к культовой стратегии. Вообще, Warhammer 40 000: Dawn of War — Soulstorm, авторства недавно почившей (минута молчания!) Iron Lore, открывает доступ к двум новым расам, но воинственные женщины, безусловно, вне конкуренции.
Во-первых, у этой фракции крайне интересный набор юнитов. Тут есть, например, дамочки, специально обученные искать и добивать раненых противников. Есть полуголые маньячки с бензопилами и закованные в броню воительницы с огнеметами. Есть серафимки, которые могут вдохновлять союзников на подвиги и запрыгивать за спину врагам благодаря реактивным ранцам в виде ангелоподобных крылышек. Наконец, есть огромный двуногий «мех» Penitent Engine («Механизм раскаяния»), который управляется и подпитывается страданиями грешницы, закрепленной на броне. Потрясающее, надо сказать, зрелище. Спецюнит у Сестричек — тоже женщина. «Живая святая» с огромным нимбом над головой готова поливать огнем все живое, аки дракон. Нашлось место в этой компании и мужчинам, но они не нарушают традиций воинственного матриархата, не лезут поперек мамки в пекло и выполняют в основном функции поддержки. Исповедник (Confessor), к примеру, автоматически усиливает атаку всех девушек вокруг.
Долгие, проникновенные взгляды вдаль — непременный атрибут всех Warhammer-роликов. |
На все специальные приемы, то бишь заклинания, расходуется Вера, которая у Сестер является третьим, уникальным ресурсом. Генерируется она самими юнитами на поле боя, правда, не всеми, а только наиболее преданными (faithful unit), которые посему особенно ценны. По сути, это аналог маны, позволяющий активировать защитные и атакующие заклинания. Среди последних есть даже гневные обличительные речи, в буквальном смысле ошеломляющие врага. Искренняя Вера действительно творит чудеса: у лидера Сестер — Селены Агни — даже самое первое, базовое заклинание может ослеплять противников. Кроме того, ее Вера воскрешает павших faithful units.
На этом фоне Темные эльдары (Dark Eldar) — вторая новая раса в Soulstorm — выглядят более привычно. Если Сестры — это необычная помесь амазонок, средневековых паладинов и Святой Инквизиции, то Dark Eldar ближе к банальным темным эльфам с их врожденной жестокостью. Сходств много: Темные эльдары обожают пытать (им служат измученные пытками рабы), делают ставки на быстрые смертоносные атаки, питают особую слабость к ядам и коротким клинкам, особенно если вторые смочены первыми. И вообще у них острые ушки. При желании можно разглядеть и аналогии с нежитью из вселенной Warcraft: похожее оформление зданий, клетки для заключенных, с помощью которых увеличивается предельная численность армии. А уж сбор душ павших врагов мы и вовсе видели в десятках других проектов. Души — это третий ресурс, аналог Веры у Sisters of Battle: они превращаются в энергию, необходимую для заклинаний. У лидера Темных, Архонта Тарила, есть шесть смертоносных приемов, тоже, впрочем, стандартных. Среди них ядовитый дождь на головы врагов, увеличение атаки у дружеских юнитов, похищение душ, уменьшение морали у противника и, наконец, soulstorm, давший название аддону. Этот поток негативной энергии снижает скорость перемещения и силу вражеских войск.
Есть, конечно, и своя изюминка: Архонт Тарил, например, может призывать персональных телохранителей, инкубусов. Среди юнитов есть весьма любопытные бойцы, передвигающиеся на воздушной доске, словно адские серфингисты. Нашлось место даже четвероногим демонам, которые быстро выходят из-под контроля.
Шашлык в этот раз получился отлично прожаренным. |
В Soulstorm обе фракции неплохо вписались в общую картину, придав ей, так сказать, изюминки и остроты. Сестры делают ставку на вдумчивое строительство. Они особенно эффективны против пехоты, которую быстро превращают огнем и мечом в сочный шашлык, а вот с техникой бороться им уже сложнее. Темные эльдары больше уповают на скорость и различные смертоносные заклинания. В ближнем бою им почти не находится равных. Зато у них нет оборонных турелей на базе — приходится действовать активнее и постоянно прессинговать врага.
Нет особых проблем в плане баланса и с большинством новых юнитов. Тут все в лучших традициях серии: одни эффективны против пехоты, другие — против техники, кто-то делает ставку на ближний бой, иные же предпочитают борьбу на расстоянии. Нюансов множество, но неурядиц не возникает — на всякий плюс тут найдется свой минус.
Опасения вызывало другое: появление авиации. Да-да, в Soulstorm все 9 фракций обзавелись, скажем так, летательными средствами. Преимущества авиации (мобильность и неуязвимость для некоторых пеших юнитов) могли существенно перекроить баланс, точнее — свести его на нет. Однако разработчики приняли ряд важных правильных решений, а именно — запретили самолетам захватывать контрольные точки. Кроме того, каждая фракция обладает летающими юнитами только одного типа. Так, имперская гвардия получила бомбардировщик «Мародер», Некроны — боевых скарабеев, а Темным эльдарам выдали быстрый истребитель Raven.
Вот уж действительно — огонь по своим. |
Авторы очень старались сохранить точечный баланс. В итоге тот же истребитель Raven слаб на броню, а Сестры не могут быстро пересечь полкарты в брюхе воздушного транспорта, чтобы высадиться возле ключевой точки. Будьте добры — тряситесь в БТР.
Какие-то недочеты, конечно, есть. Так, Reaver Jetbike у Темных эльдаров самолетом не является и контрольные точки захватывать может. А это, если учесть повышенную скорость и маневренность глайдера, становится очень серьезным преимуществом. Кроме того, их авиация может выводить из строя вражескую технику. Наконец, Эльдары способны стрелять на ходу из транспорта. Есть также мнение, что орки и Темные недостаточно сбалансированы между собой. Но эти нюансы не настолько критичны, чтобы можно было говорить о каким-то явном дисбалансе, мешающем полноценным сетевым побоищам. В мультиплеере, который по традиции является основным блюдом игры, против каждого приема найдется свой лом. Особенно после патча, который уже в скором времени подлатает баланс. Правда, учтите: чтобы опробовать на новых картах в онлайне все девять рас сразу, нужно установить не только Soulstorm, но и предыдущие дополнения вместе с оригиналом. Для прохождения одиночной кампании делать это совершенно необязательно. Зато в мультиплеере появилась новая система званий и наград, которые выдаются за особые достижения.
Новая сюжетная кампания, как и в предыдущем дополнении Dark Crusade, разворачивается на глобальной карте. В пошаговом режиме мы выбираем, на кого нападать, проводим ревизию собственной армии, перемещаем войска, укрепляем территории. Здесь же, на карте, снаряжаем героя новым оружием и шмотками, купленными на заработанные в боях специальные очки. Сражения происходят на трехмерных картах, где перед нами, как правило, стоит одна из двух задач: либо захватить и удержать более половины контрольных точек, либо вынести главную базу врага. Полем битвы теперь является не одна планета, а целая звездная система из семи небесных тел, которые нам нужно захватить, предварительно выбрав любую из доступных фракций.
Ничего выдающегося сценаристы в Soulstorm не придумали. В системе Каурава разбушевалась космическая аномалия неизвестного происхождения, что привлекло внимание всех рас. Стартовые условия у них разные: например, Темные эльдары могут сразу же и в любое время перелетать между планетами, зато Сестры битвы начинают свой крестовый поход с уже отстроенной базой. Основные сюжетные диалоги и пафосные ролики начинаются при захвате столицы каждой фракции. Тогда же существенно преображаются и сами миссии: вместо банального выноса базы появляются дополнительные поручения и неожиданные интриги.
Сестры добивают раненых. |
В целом история в Soulstorm получилась достаточно простенькая, банальная, значительно уступающая по увлекательности оригинальному Dawn of War. Да и трудно было от авторов Titan Quest ждать каких-то сюжетных откровений. Ролики тоже не очень впечатляют, даже по сравнению с Dark Crusade: вроде такие же брутальные, но без искры. Усугубляет впечатление и откровенно устаревшая графика: угловатые модели, размытые текстуры.
Но сюжетную вялость с лихвой искупают битвы за столицы — соль одиночной кампании. Обстановка на поле боя постоянно меняется (сценаристы на лету обновляют старые и подбрасывают новые задания), а стычки происходят на нескольких фронтах. Сражения здесь настолько яростные, что заставляют по максимуму использовать все свои стратегические способности. Здесь же частично реабилитируется и графика: в гуще яростной сечи на первый план выходят сочные спецэффекты и шикарная анимация.
Warhammer 40 000: Dawn of War — Soulstorm далеко не идеальное дополнение к одной из лучших стратегических игр нашего времени: вялая сюжетная кампания, очень спорное добавление авиации и откровенно устаревшая графика. Но если рассматривать игру как мощный мультиплеерный снаряд, то она определенно стоит потраченных денег: две новые интересные фракции, перекроенный баланс, яростные битвы и пара десятков новых карт в онлайне, где можно оттачивать свое стратегическое мастерство, — весомые причины, чтобы принять это дополнение как родное.
Как правило, обзоры игр не начинают с недостатков. Эту часть оставляют напоследок. Я привык делать также. Но этот случай особенный, потому что этот недостаток, это, по сути, первое, что бросается вам в глаза, когда вы знакомитесь с игрой.
Вступительный кинематографический ролик напоминает опенинг фильма «Терминатор». Одним словом – впечатляет!
Знакомьтесь, это раса Некронов. Машины из живого металла, образ которых навеян культурой Египта. Опасные противники и настоящая большая угроза всему живому в Галактике по сюжету, в то время как в самой игре они слабаки. Даже их способности, такие как оживление противников прямо на поле боя (дистанционно с помощью высоких технологий) и превращение своего главного штаба в виде огромного монолита в передвигающуюся тяжелую технику, не сильно им помогают. Неужели так и задумывалось авторами игры?
Конечно, у каждой расы есть своя «фича» и свойственная ей манера боя. Свои плюсы и свои минусы. Войны одной расы хитрые и быстрые, войны другой наоборот преимущественно медленные, но очень сильные. Эльдары (местный аналог эльфов) и Империя Тау (пришельцы, за которых я прошел игру) стараются сохранять дистанцию со своим врагом. У них слабая броня, поэтому они скрытны и не лезут в открытую битву. Другие, например Орки, предпочитают грубую силу и хорошо держат удар. Исходя из этого, выбрав ту или иную расу, вы играете так, как это задумывалось разработчиками. Проблема заключается в том, что на практике одна раса может просто задавить своей армией в бою другую расу, если вы, играя на стороне менее сильных воинов, тратите время на постройку зданий и армии для их обороны.
Вы знаете, как люди обычно играют в игры RTS жанра? Сначала мы строим базу-у-у. А теперь создаем армию для её обороны-ы-ы. Теперь создаем маленький отряд и посылаем его на разведку-у-у. Узнаем где база противника на карте. Ага, вот она. Теперь, отправляем несколько мощных юнитов атаковать противника-а-а. Не забываем добывать ресурсы-ы-ы, строить новые здания-я-я и проводить исследования-я-я. Ищем слабые стороны в обороне противника-а-а.
Во имя Высшего блага!
Оригинальная Warhammer 40000: Dawn of War игралась именно так и была надо сказать в целом довольно простой игрой, даже для казуалов в жанре вроде меня. В крупном дополнении Warhammer 40000: Dawn of War — Dark Crusade многое поменялось. Теперь ваш бой за территорию может растянуться на пол дня или даже вас сразу просто разобьют из-за местного дисбаланса.
У меня был такой случай. Я контролировал 80 процентов территории, а мой противник только десять. Остальная местность была нейтральной. Я играл по стандартному тактону – в бой не лез, строил себе здания, армию, технику. Короче, копил свои силы для удара. Сейчас думаю, понаделаю себе всякой фигни и разгромлю противника. Но не тут то было. Противник, контролируя всего две точки на карте (!!), вывел на меня из «тумана войны» океан бронетехники и пехоты. И я не смог его остановить и проиграл. Почему при меньшем количестве Влияния армия врага мощнее моей? Я пробовал пять или шесть раз. Я уже было психовать начал, почему эта игра такая сложная. Но на самом деле, это не так. Warhammer 40000: Dawn of War — Dark Crusade не ваша типичная стратегия в реальном времени, как в плохом, так и в хорошем смысле этого слова, и у неё совсем другие правила. Чем больше вы тянете время, тем хуже для вас. Правда на практике это доходит до абсурда. Любой бой за территорию можно выиграть за пять минут. Вернее сказать, либо так, либо никак. Просто берете всех воинов на вашей базе, которых вы успели создать, и отправляете их искать вражеский штаб. Не нужно ничего строить или захватывать. Пару точек забрали себе, обустроили их до укрепленных пунктов и всё. А иной раз и этого не нужно.
Другая проблема игры. После того как вы поняли, какая тактика в игре самая лучшая (описано выше), геймплей становится несколько повторяющимся. Кроме того, вы занимаетесь такой рутиной как отбивание уже захваченных вами территорий на планете. А противник как назло постоянно нападает на одну и ту же, и вы проводите десяток боев на карте, которую вы уже успели выучить наизусть.
Ситуация меняется к лучшему, когда вы наконец нападаете на главную базу одного из шести ваших противников на общей карте планеты. Вот тут игра становится действительно захватывающей и интересной. Битва с лидером враждебной расы сопровождается катсценами и нелинейным геймплеем с выполнением ряда дополнительных задач по типу легендарной Warcraft 3. Здесь уже не получится просто прийти, увидеть и победить, как я описал выше. Например, напав на лидера орков Горгутца, вам нужно будет перессорить его со всеми кланами орков, чтобы те напали на него, усомнившись в его авторитете. Для этого вы уничтожаете столбы с громкоговорителями, из которых он вещает. А после этого встаете в сторонку и смотрите на учиненную вами заварушку между ними. Другой пример, нападение на главную базу Эльдаров, где вам нужно захватить звездные врата и удерживать их в течение десяти минут. Однако перед этим придется придумать способ как расчистить себе путь до них. Иногда прямо в середине боя появляются какие-то новые факторы, и вам приходится адаптироваться под них. Это очень круто.
Другая крутая вещь, связанная с этой игрой это то, что ваши противники тоже не сидят без дела. Они нападают не только на вас, но и друг на друга. Причем одна раса может с легкостью выгнать с планеты другую, пока вы заняты захватом одной из 22 территорий в игре. Это похоже на Dune 2: The Building of a Dynasty только в гораздо более увлекательном, осовремененном варианте.
На общей карте планеты нет какого-то заранее прописанного сценария, что добавляет игре элемент непредсказуемости происходящего. По ходу прохождения кампании компьютер случайно выбирает то или иное действие. Представитель враждующей с вами расы может как напасть на вас, так и струсить, сделав ход назад.
This is fine.
Графика и звук остались без изменений отличными. Озвучка одной из двух новых рас в игре Империи Тау меня особенно порадовала. То, как они говорят похоже на необычную смесь английского акцента и роботизированного голоса. Звучит забавно.
Честно признаться, я не большой поклонник стратегий в реальном времени. Но спустя годы после Warcraft 3 с её запоминающимся сюжетом и персонажами, мне захотелось найти ей какую-нибудь альтернативу, что-то похожее по духу, сделанное на таком же высоком уровне и отличной локализацией. Могу точно сказать, что Warhammer 40000: Dawn of War — Dark Crusade во многом действительно является такой игрой. У неё очень хорошая графика, удобный интерфейс, много контента и «челлендж». Картину портят только рутина и временами повторяющийся геймплей. Но если у вас хватит терпения добраться до самого интересного в ней, то у Warhammer 40000: Dawn of War — Dark Crusade есть все шансы задержаться на долгий срок на жестком диске вашего личного компьютера.
Плюсы: Всё такая же красивая графика и анимации, как и в оригинале; сценарии нападения на базу лидеров рас.
Минусы: ЖУТКИЙ дисбаланс между расами, рутина, временами репетативный геймплей, однотипный дизайн некоторых территорий планеты Кронус.
Читайте также: