Caesar 3 обзор
Цифра 3 в названии данного продукта ясно дает понять, что были и Caesar 1 и 2. Обе эти игры были весьма достойными, однако, вторая хитом не стала, т.к. вышла в 1995 году, когда “хитов” было уже больше чем надо.
Надо сказать, что третья часть тоже хитом не станет, так как уж больно она напоминает Caesar’я 2. Это, конечно хорошо, но разве что для ностальгии. Однако, следует сказать пару слов о внешности сего опуса.
Графика приятна, детальна и вообще радует глаз своим 2.5-D. Все плоско-плоско, аж до слез пробирает. Где же трехмерность, где 3d-fx support, господа?! Ну да ладно. после драки. по крайней мере, 2.5-D позволило сделать все максимально детализованным.
Звук тут, как и во втором Цезаре очень и очень хороший, точнее говоря, все здесь всегда к месту. То бишь, гладиаторы на аренах стонут, зрители ревут, дети в школах смеются, рынок галдит и т. д.
Добавился мультиплеер. Это, конечно, приятно. Однако вряд ли заветный многопользовательский режим спасет или вытянет игру. Поддерживается стандартный набор – TCP IP, IPX и прочее.
История.
Гм. достаточно сложно поведать предысторию Цезаря 3, т.к. придется пересказывать учебник по древнему Риму. Поэтому я попытаюсь быть кратким. Вы – это некий начинающий губернатор (мэр. ), которому императором поручено построить город и довести его до определенного уровня развития. При этом вам могут мешать (т.е. атаковать), а могут и помогать (т.е. торговать) соседи по провинции. Помимо соседей в жизнь вашего города периодически вмешивается император – некий вечно недовольный старичок с бровями “домиком”. Он, как правило, помогает деньгами, но в случае ваших неудач он уходит в запой, да такой, что иногда становится по–настоящему страшно за здоровье самодержца.
Я построил на песке.
Теперь – несколько слов о том, что нужно сделать для того, чтобы ваш город достиг статуса “бесконечно дивного” и “чудного”.
Первым делом надо построить несколько домов – располагать их желательно поближе к дороге, причем, сразу же после того, к ак вы расставили таблички, немедленно окружите их дорогой, иначе все они просто исчезнут. Теперь, должны побежать первые поселенцы. Для того, чтобы снабдить жаждущих водой, поставьте посреди группы домов (далее – квартал) один–два (в зависимости от размера квартала) колодца. Если вам доступен резервуар, а поблизости есть река – постройте один резервуар возле реки, проведите от него линию акведуков и постройте второй резервуар где–нибудь поблизости с кварталом. Теперь включите меню “overlays” (над картой) и посмотрите пункт “water”. Теперь стройте фонтан на том месте, которое окрашено в синий цвет. Почем у фонтан? Жители вашего города считают более приемлемым пить воду из фонтана, нежели из колодца. После того, как вы обеспечили ваших жителей водой, оградите их от опасности сгореть заживо в своем доме, постройте префектуру, чтобы префект заботливо следил за тем, чтобы не дай бог кто–нибудь не устроил пожар, а в случае если ему не удалось убить недовольного, он просто потушит пожар при помощи двух ведер, в которых вода не заканчивается, пока пожар не исчезнет. После префектуры постройте несколько инженерных постов, поскольку все строения имеют дурную привычку разваливаться со временем, поэтому вам просто необходимо, чтобы инженеры шныряли по улицам, периодически подправляя покосившиеся дома. Причем если дом все–таки разрушился, немедленно очистите место, где он стоял, от мусора: тот очень дурно влияет на настроение жителей города.
Раз уж мы дошли до капризов горожан, следует пояснить, что существует некий фактор “настроения”, который меняется в зависимости от условий жизни в квартале. Условия жизни же в свою очередь определяются теми зданиями, которые окружают квартал. Сразу оговорюсь – настроение жителям портят все здания кроме культовых (“религиозных”) и культурных (т.е. театров, Колизеев и проч.). Однако если вы собрались построить что–нибудь вроде театра или амфитеатра, незабудьте сразу же соорудить рядом школу гладиаторов или колонию (гм. ) актеров. Дабы поднять дух горожан вам надо поместить рядом с кварталом (или прямо в квартале) несколько садов или превратить дорогу перед кварталом в плазу. Очень радует жителей статуя вашей персоны водруженная где–нибудь посреди города. А если вы построите свою виллу или, тем более, дворец где–нибудь в центре города, горожане начнут дружно визжать от восторга. Все строения возле сего сооружения будут немедленно принимать опрятный вид и даже рынок будет выглядеть как нечто высококультурное и в высшей степени художественное. Однако, не смотря на положительное влияние всех садов–плаз и статуй вместе взятых, постарайтесь не располагать, скажем, префектуру или инженерный пост в непосредственной близости к кварталу, т.к. если рынок еще относительно необходим жителям ( а он тоже, как то ни парадоксально, портит им настроение), то скажем строить ферму посреди жилых домов (или наоборот) является верхом дикости.
Кстати о фермах. Сразу после того, как вы построите несколько кварталов с колодцами (фонтанами и проч.), префектурами, инженерными постами и, разумеется, сенатом, приступайте к постройке фермы – найдите поле с маленькой желто–зеленой травкой и стройте на нем ферму, потом ведите от нее дорогу к сенату. Сразу же после этого прилепите к ферме одну Granary, а в городе неподалеку от кварталов раскидайте пару–тройку рынков. Может возникнуть закономерный вопрос: “Какую ферму строить?”. Сначала обязательно стройте wheat, а дальше, как фишки лягут – захотите, добавьте к хлебушку оливок, захотите, подлейте вина из виноградников. Вино, кстати, является в высшей степени полезной штукой равно как и оливки – если у вас нет вина вы не сможете проводить большой фестиваль (для проведения фестиваля вам надо посетить советника по развлечениям), а если у вас нет оливок вы не сможете производить оливкового масла, которое нужно для того, чтобы ваши жилые дома прогрессировали. Ну а дабы ничто не помешало вам собирать урожай, создайте пару храмов Ceres, которая и является покровительницей земледелия.
Теперь пришло самое время заняться образованием и культовыми постройками – школы, театры и храмы. Со школами все относительно понятно – имеет смысл их строить только после того как горожане их у вас попросят для улучшения условий жизни. Театры также бывают полезны лишь после просьб горожан: чем больше театров, тем интересней жизнь в городе, жители просто в восторге. Однако учтите, что для того, чтобы в городе проводились гладиаторские бои надо строить школу гладиаторов, а для того, чтобы в театрах шли спектакли, нужна колония актеров. Если очень хочется, то можно провести фестиваль – это немедленно поднимет настроение горожан на новую высоту. Весьма любопытна ситуация с храмами. Вообще–то Цезарь 3 – это первая игра в которой боги играют такую роль. Если вы начинаете строить храмы, стройте сразу всем и не дай боже вам построить большие храмы для всех богов, кроме какого–нибудь Марса или Нептуна (прости господи. ) – гнев будет страшен, т.к. боги не только капризны, но и ревнивы. С другой стороны, если вы будете почитать своих покровителей, они отплатят вам тем же: Ceres будет нести плодородие, Венера – любовь и их неизменно хорошее настроение, Марс – победы в боях, а Нептун – удачу на море. Во гневе же самые страшные Венера (настроение горожан падает и они бегут из города) и Марс (забудьте обо всем, связанном с войной – постоянные атаки на вас и ваше полное бессилие).
Когда ваш город уже начал молиться и развлекаться, самое время позаботиться о здоровье горожан: поставьте рядом с каждым кварталом по бане, а где–нибудь не совсем на окраине – госпиталь. А чтобы не перегружать госпиталь, поставьте поближе к кварталам хибарки докторо в. Объясняю, зачем это нужно: если в городе будет нехватка медикаментов и врачей, вам не избежать эпидемии, которая мигом сносит по одному кварталу, за каждую вспышку. Бани же необходимы просто для того, чтобы граждане вашего города могли время от времени сходить туда для поднятия тонуса.
Теперь можно с уверенностью сказать, что все жизненно необходимые постройки у вас в городе уже есть. Ваши цели изменились – вам теперь надо просто доводить свои жилые дома д максимального уровня. Сначала постройте глиняную яму (Clay Pit) где–нибудь рядом с рекой и проведите от нее дорогу в город. У вас есть глина и глиняная утварь. Теперь начинайте ловить рыбку, построив где–нибудь на берегу реки верфь. Рядом с верфью имеет смысл поставить доки и корабельный двор, чтобы сразу же начать торговлю. Помните, что как только вы связали свою судьбу с водой, вы тем самым обязали себя построить хотя бы один храм Нептуну. После Clay Pit’а стройте все остальные шахты по добыче природных ископаемых – Timber Yard, Iron Mine и т.д. Рядом с ними стройте мастерские, а рядом с мастерскими – склады.
Пришло время начать торговлю. У вас уже наверняка есть достаточно продукции для того, чтобы нажать на кнопку провинц ии (справа от советников, под картой). Обозрите пространство вокруг вашего города и выберите какой–нибудь один населенный пункт с красным флажком (нет, синие – не враги, а города императора, который с вами не торгует, а берет с вас дань) и нажмите на него левую клавишу мыши. Выберите “Build a trade route”. Готово. Теперь через ваш город по главой дороге будут ездить торговцы на каких–то странных животных – не то осликах, не то козликах, а в ваши руки потекут деньги. рекой.
Советники
С Императором все относительно ясно – ему надо просто периодически посылать подачки, дабы тот на вас не гневался. Подачки могут быть большими (если вы получаете достаточно большую зарплату), а могут быть и маленькими, однако, понятно, что в первом случае Его Величество будет смотреть на вас куда более благосклонно и куда дольше сносить все ваши ошибки.
Советники действительно помогают – по большей части от них можно получить информацию по интересующему вас вопросу, однако у некоторых можно изменить параметры управления городом.
Война
Если к вашему городу начнут подступать враги, смело стройте бараки, а потом форт. Разумеется, оба эти сооружения очень пл охо влияют на настроение ваших граждан и тут уже никакие статуи не помогут. Располагайте все военные здания подальше от жилых районов. Если же вы ожидаете нападения, имеет смысл выстроить стены по периметру города. Кстати, башни очень и очень помогают в борьбе с захватчиками – пока легионы врага строятся у стен вашего города, ваши солдаты с башен могут поубивать огромное количество народа, правда сначала вы должны будете установить на них катапульты. Воо-бще то оптимальным вариантом защитного сооружения является линия из башен, которая будет заменять вам стены. Враг не подступится. Но если вам все же хочется показать свою удаль, можете воспользоваться фортом по назначению и построить несколько легионов (максимум 6), которые будут добивать уцелевших вражин.
Пожалуй, самым примечательным моментом в войне является возможность построения солдат в различные формации (фаланга, клин и т.д.). Хотя это мало влияет на исход битвы, потому что еще во времена Илиады люди поняли, что главное в войне – это благосклонность богов. Так же и здесь – если у вас стоит несколько храмов Марсу, а советник по религии говорит, что бог войны к вам милостив, то можете считать себя наиудачливейшим полководцем. Однако, без оружия никакие легионы воевать не смогут, так что перед тем, как строить казармы и бараки, оснуйте несколько Iron Mine или накупите оружия в соседних городах.
  ОБ ИГРЕ. Что можно сказать о " Цезаре III ", который давно и прочно занял место в коллекции каждого истинного геймера-стратега? Многие из нас помнят бессонные ночи, проведенные в попытках выстроить жилые кварталы, поднять культуру и обеспечить процветание своего города. Борьба с пожарами и преступностью, безработицей или нехваткой рабочей силы, производство разнообразнейшей продукции и вечный Цезарь со своими запросами. Капризные боги, легионы, войны. Игра казалась неисчерпаемой и бесконечной.  
  ПЕРЕВОД. И вот, спустя много лет, "Цезарь III" переживает как бы второе рождение. Локализация в исполнении 1С — практически идеал русской версии игры. Переведено все, что можно, шрифты подобраны аккуратно и с толком. Отныне понять некоторые хитрости геймплея можно не методом проб и ошибок, а просто прочитав правильный перевод некоторых кнопочек в разнообразных менюшках. Сможем ли мы, спустя столько лет, снова построить римский город и понести свет просвещения цивилизациям варваров?
Цифра 3 в названии данного продукта ясно дает понять, что были и Caesar 1 и 2. Обе эти игры были весьма достойными, однако, вторая хитом не стала, т.к. вышла в 1995 году, когда “хитов” было уже больше чем надо.
Надо сказать, что третья часть тоже хитом не станет, так как уж больно она напоминает Caesar’я 2. Это, конечно хорошо, но разве что для ностальгии. Однако, следует сказать пару слов о внешности сего опуса.
Графика приятна, детальна и вообще радует глаз своим 2.5-D. Все плоско-плоско, аж до слез пробирает. Где же трехмерность, где 3d-fx support, господа?! Ну да ладно. после драки. по крайней мере, 2.5-D позволило сделать все максимально детализованным.
Звук тут, как и во втором Цезаре очень и очень хороший, точнее говоря, все здесь всегда к месту. То бишь, гладиаторы на аренах стонут, зрители ревут, дети в школах смеются, рынок галдит и т. д.
Добавился мультиплеер. Это, конечно, приятно. Однако вряд ли заветный многопользовательский режим спасет или вытянет игру. Поддерживается стандартный набор – TCP IP, IPX и прочее.
История.
Гм. достаточно сложно поведать предысторию Цезаря 3, т.к. придется пересказывать учебник по древнему Риму. Поэтому я попытаюсь быть кратким. Вы – это некий начинающий губернатор (мэр. ), которому императором поручено построить город и довести его до определенного уровня развития. При этом вам могут мешать (т.е. атаковать), а могут и помогать (т.е. торговать) соседи по провинции. Помимо соседей в жизнь вашего города периодически вмешивается император – некий вечно недовольный старичок с бровями “домиком”. Он, как правило, помогает деньгами, но в случае ваших неудач он уходит в запой, да такой, что иногда становится по–настоящему страшно за здоровье самодержца.
Я построил на песке.
Теперь – несколько слов о том, что нужно сделать для того, чтобы ваш город достиг статуса “бесконечно дивного” и “чудного”.
Первым делом надо построить несколько домов – располагать их желательно поближе к дороге, причем, сразу же после того, к ак вы расставили таблички, немедленно окружите их дорогой, иначе все они просто исчезнут. Теперь, должны побежать первые поселенцы. Для того, чтобы снабдить жаждущих водой, поставьте посреди группы домов (далее – квартал) один–два (в зависимости от размера квартала) колодца. Если вам доступен резервуар, а поблизости есть река – постройте один резервуар возле реки, проведите от него линию акведуков и постройте второй резервуар где–нибудь поблизости с кварталом. Теперь включите меню “overlays” (над картой) и посмотрите пункт “water”. Теперь стройте фонтан на том месте, которое окрашено в синий цвет. Почем у фонтан? Жители вашего города считают более приемлемым пить воду из фонтана, нежели из колодца. После того, как вы обеспечили ваших жителей водой, оградите их от опасности сгореть заживо в своем доме, постройте префектуру, чтобы префект заботливо следил за тем, чтобы не дай бог кто–нибудь не устроил пожар, а в случае если ему не удалось убить недовольного, он просто потушит пожар при помощи двух ведер, в которых вода не заканчивается, пока пожар не исчезнет. После префектуры постройте несколько инженерных постов, поскольку все строения имеют дурную привычку разваливаться со временем, поэтому вам просто необходимо, чтобы инженеры шныряли по улицам, периодически подправляя покосившиеся дома. Причем если дом все–таки разрушился, немедленно очистите место, где он стоял, от мусора: тот очень дурно влияет на настроение жителей города.
Раз уж мы дошли до капризов горожан, следует пояснить, что существует некий фактор “настроения”, который меняется в зависимости от условий жизни в квартале. Условия жизни же в свою очередь определяются теми зданиями, которые окружают квартал. Сразу оговорюсь – настроение жителям портят все здания кроме культовых (“религиозных”) и культурных (т.е. театров, Колизеев и проч.). Однако если вы собрались построить что–нибудь вроде театра или амфитеатра, незабудьте сразу же соорудить рядом школу гладиаторов или колонию (гм. ) актеров. Дабы поднять дух горожан вам надо поместить рядом с кварталом (или прямо в квартале) несколько садов или превратить дорогу перед кварталом в плазу. Очень радует жителей статуя вашей персоны водруженная где–нибудь посреди города. А если вы построите свою виллу или, тем более, дворец где–нибудь в центре города, горожане начнут дружно визжать от восторга. Все строения возле сего сооружения будут немедленно принимать опрятный вид и даже рынок будет выглядеть как нечто высококультурное и в высшей степени художественное. Однако, не смотря на положительное влияние всех садов–плаз и статуй вместе взятых, постарайтесь не располагать, скажем, префектуру или инженерный пост в непосредственной близости к кварталу, т.к. если рынок еще относительно необходим жителям ( а он тоже, как то ни парадоксально, портит им настроение), то скажем строить ферму посреди жилых домов (или наоборот) является верхом дикости.
Кстати о фермах. Сразу после того, как вы построите несколько кварталов с колодцами (фонтанами и проч.), префектурами, инженерными постами и, разумеется, сенатом, приступайте к постройке фермы – найдите поле с маленькой желто–зеленой травкой и стройте на нем ферму, потом ведите от нее дорогу к сенату. Сразу же после этого прилепите к ферме одну Granary, а в городе неподалеку от кварталов раскидайте пару–тройку рынков. Может возникнуть закономерный вопрос: “Какую ферму строить?”. Сначала обязательно стройте wheat, а дальше, как фишки лягут – захотите, добавьте к хлебушку оливок, захотите, подлейте вина из виноградников. Вино, кстати, является в высшей степени полезной штукой равно как и оливки – если у вас нет вина вы не сможете проводить большой фестиваль (для проведения фестиваля вам надо посетить советника по развлечениям), а если у вас нет оливок вы не сможете производить оливкового масла, которое нужно для того, чтобы ваши жилые дома прогрессировали. Ну а дабы ничто не помешало вам собирать урожай, создайте пару храмов Ceres, которая и является покровительницей земледелия.
Теперь пришло самое время заняться образованием и культовыми постройками – школы, театры и храмы. Со школами все относительно понятно – имеет смысл их строить только после того как горожане их у вас попросят для улучшения условий жизни. Театры также бывают полезны лишь после просьб горожан: чем больше театров, тем интересней жизнь в городе, жители просто в восторге. Однако учтите, что для того, чтобы в городе проводились гладиаторские бои надо строить школу гладиаторов, а для того, чтобы в театрах шли спектакли, нужна колония актеров. Если очень хочется, то можно провести фестиваль – это немедленно поднимет настроение горожан на новую высоту. Весьма любопытна ситуация с храмами. Вообще–то Цезарь 3 – это первая игра в которой боги играют такую роль. Если вы начинаете строить храмы, стройте сразу всем и не дай боже вам построить большие храмы для всех богов, кроме какого–нибудь Марса или Нептуна (прости господи. ) – гнев будет страшен, т.к. боги не только капризны, но и ревнивы. С другой стороны, если вы будете почитать своих покровителей, они отплатят вам тем же: Ceres будет нести плодородие, Венера – любовь и их неизменно хорошее настроение, Марс – победы в боях, а Нептун – удачу на море. Во гневе же самые страшные Венера (настроение горожан падает и они бегут из города) и Марс (забудьте обо всем, связанном с войной – постоянные атаки на вас и ваше полное бессилие).
Когда ваш город уже начал молиться и развлекаться, самое время позаботиться о здоровье горожан: поставьте рядом с каждым кварталом по бане, а где–нибудь не совсем на окраине – госпиталь. А чтобы не перегружать госпиталь, поставьте поближе к кварталам хибарки докторо в. Объясняю, зачем это нужно: если в городе будет нехватка медикаментов и врачей, вам не избежать эпидемии, которая мигом сносит по одному кварталу, за каждую вспышку. Бани же необходимы просто для того, чтобы граждане вашего города могли время от времени сходить туда для поднятия тонуса.
Теперь можно с уверенностью сказать, что все жизненно необходимые постройки у вас в городе уже есть. Ваши цели изменились – вам теперь надо просто доводить свои жилые дома д максимального уровня. Сначала постройте глиняную яму (Clay Pit) где–нибудь рядом с рекой и проведите от нее дорогу в город. У вас есть глина и глиняная утварь. Теперь начинайте ловить рыбку, построив где–нибудь на берегу реки верфь. Рядом с верфью имеет смысл поставить доки и корабельный двор, чтобы сразу же начать торговлю. Помните, что как только вы связали свою судьбу с водой, вы тем самым обязали себя построить хотя бы один храм Нептуну. После Clay Pit’а стройте все остальные шахты по добыче природных ископаемых – Timber Yard, Iron Mine и т.д. Рядом с ними стройте мастерские, а рядом с мастерскими – склады.
Пришло время начать торговлю. У вас уже наверняка есть достаточно продукции для того, чтобы нажать на кнопку провинц ии (справа от советников, под картой). Обозрите пространство вокруг вашего города и выберите какой–нибудь один населенный пункт с красным флажком (нет, синие – не враги, а города императора, который с вами не торгует, а берет с вас дань) и нажмите на него левую клавишу мыши. Выберите “Build a trade route”. Готово. Теперь через ваш город по главой дороге будут ездить торговцы на каких–то странных животных – не то осликах, не то козликах, а в ваши руки потекут деньги. рекой.
Советники
С Императором все относительно ясно – ему надо просто периодически посылать подачки, дабы тот на вас не гневался. Подачки могут быть большими (если вы получаете достаточно большую зарплату), а могут быть и маленькими, однако, понятно, что в первом случае Его Величество будет смотреть на вас куда более благосклонно и куда дольше сносить все ваши ошибки.
Советники действительно помогают – по большей части от них можно получить информацию по интересующему вас вопросу, однако у некоторых можно изменить параметры управления городом.
Война
Если к вашему городу начнут подступать враги, смело стройте бараки, а потом форт. Разумеется, оба эти сооружения очень пл охо влияют на настроение ваших граждан и тут уже никакие статуи не помогут. Располагайте все военные здания подальше от жилых районов. Если же вы ожидаете нападения, имеет смысл выстроить стены по периметру города. Кстати, башни очень и очень помогают в борьбе с захватчиками – пока легионы врага строятся у стен вашего города, ваши солдаты с башен могут поубивать огромное количество народа, правда сначала вы должны будете установить на них катапульты. Воо-бще то оптимальным вариантом защитного сооружения является линия из башен, которая будет заменять вам стены. Враг не подступится. Но если вам все же хочется показать свою удаль, можете воспользоваться фортом по назначению и построить несколько легионов (максимум 6), которые будут добивать уцелевших вражин.
Пожалуй, самым примечательным моментом в войне является возможность построения солдат в различные формации (фаланга, клин и т.д.). Хотя это мало влияет на исход битвы, потому что еще во времена Илиады люди поняли, что главное в войне – это благосклонность богов. Так же и здесь – если у вас стоит несколько храмов Марсу, а советник по религии говорит, что бог войны к вам милостив, то можете считать себя наиудачливейшим полководцем. Однако, без оружия никакие легионы воевать не смогут, так что перед тем, как строить казармы и бараки, оснуйте несколько Iron Mine или накупите оружия в соседних городах.
Экономические стратегии - дело тонкое. Как восток. Понять и полюбить их дано не каждому. И дело совсем не в количестве серого вещества или уровне IQ. Загвоздка в том, что все мы садимся играть с компьютером, преследуя при этом совершенно разные цели. В большинстве случаев человеку чего надо? Расслабиться. Отдохнуть. Отвлечься от проблем реальной жизни. И у абсолютного большинства людей процесс этот в обязательном порядке связан с легким, не напрягающим мозгов времяпрепровождением. Этим и пользуются разработчики, издатели и вообще все, кто имеет отношение к изготовлению компьютерных игр. Хотите отдохнуть? - отдыхайте! Хотите не думать о проблемах? - не думайте! Только денежки платите! И не думайте!
Но не для всех, далеко не для всех такой вид отдыха по душе. Есть люди, которые играют в надежде найти что-нибудь, кроме выброса адреналина в кровь. В своих развлечениях они, иногда подсознательно, стремятся приобрести дополнительный опыт, научиться чему-нибудь. И игры, в которых всего этого можно достичь, есть! И, что интересней всего, - их довольно много. И вы ошибетесь, если предположите, что я имею в виду одни лишь экономические стратегии. Например, могу привести в пример совершенно замечательный симулятор пилотирования боевого самолета - SU 27 Flanker. Но сегодня говорить я буду не о нем, а как раз о них. Родимых. Экономических. А именно - об одной. Под скромным названием CAESAR III.
Скриншоты 17
Сразу скажу честно - в две предыдущие части я не играл. Мало того, я даже ничего о них не слышал. Поэтому никаких сравнений не ждите - все равно не дождетесь. Для меня эта игра - открытие, неожиданное и оттого еще еще более радостное.
Итак, с чем мы имеем дело? Правильно, с экономической стратегической игрой, симулятором жизни города в древнем Риме. Хотя я бы назвал это скорее симулятором Российской действительности. Почему - далее объясню.
Начинается все очень просто - с постройки первых домов для ваших поселенцев. Хотя даже домами эти строения можно назвать с натяжкой. Так, палатки какие-то несусветные. Сразу хочу предупредить - возле каждой палатки в обязательном порядке должен находиться колодец. И вообще, системе водоснабжения необходимо уделять как можно больше внимания. Вы сами что говорите, когда в вашем доме выключают воду? То-то же. Второй по важности пункт - борьба с пожарами и отслеживание технического состояния зданий. Этими вопросами занимаются соответственно префектуры и инженерные службы. Следите, чтобы на эти цели было выделено достаточное количество рабочих - иначе рано или поздно все у вас начнет гореть и взрываться. Но не стройте префектов и инженеров в непосредственной близости с жилыми домами: они плохо влияют на их развитие.
Жилища нужно возводить не абы как, а придерживаясь строгой схемы: проложите дорогу, желательно прямую, и по обеим ее сторонам заложите места для поселения, причем стройте их блоками по четыре штуки. Дело в том, что эти здания с течением времени начнут расширяться и расти, и если вы построите блок менее чем из четырех палаток, то в определенный момент ему не останется места для усовершенствования. Далее, у каждой палатки должен быть доступ к воде. Для начала хватит колодцев, но как только в городе появится достаточное количество работников - не затягивайте, стройте фонтаны.
Итак, дома построены и люди приехали. Теперь нужно их занять общественно-полезным трудом. Перво-наперво постройте префектуру и инженерную службу. После этого можно приступать к поднятию сельского хозяйства. Оно базируется на нескольких основных продуктах: пшенице, мясе, фруктах, винограде и оливках. Для нас наиглавнее всего - пшеница. Будет она - не будет голода. Поэтому в первую очередь постройте пшеничную ферму. Возле нее возводите амбар, а возле амбара - рынок. Учтите, что все эти строения плохо влияют на жилые дома, поэтому впредь стройте свои промышленные и сельскохозяйственные районы подальше от жилья. Далее, можно построить фруктовую ферму, так как вашим жителям необходимо присутствие в их рационе разнообразных продуктов. Чем разнообразней - тем лучше. Другое дело, что в разных миссиях вы будете иметь возможность строить не все, а какие-нибудь определенные виды ферм. Так что можете приготовиться к тому, что иногда поселенцам придется питаться преимущественно рыбой (или мясом). Следующий по важности продукт - масло. Оно делается из оливок в маслобойне. Мало того, что его потребляют ваши подопечные, так оно еще и довольно дорого стоит на внешнем рынке, а стало быть, его выгодно продавать. Виноград, как это ни странно, не едят. На самом деле, зачем его есть, если можно сделать вино? Вот его - только подавай! (Говорю же - Россия). Так что уделяйте этому внимание. Только не забывайте строить все постепенно. Не нужно возводить сразу все доступные здания! Построить-то вы их построите, но для их функционирования нужны рабочие. Поэтому предлагаю следующую тактику, построенную на потребностях вашего населения: Сначала - дома, колодцы и сады, затем - префект и инженер, после - водохранилище и фонтаны, потом - ферму, амбар и рынок. Все. С этого момента ваша задача - внимательно следить за тем, чтобы все построенное работало. Основные инстинкты жителей вы утолили.
Но не хлебом единым жив человек, как вы знаете. После того, как торговка разнесет продукты по домам, появятся новые потребности. Сначала - религия. Построив церковь, вы быстро решите эту проблему. Но помните, что храмы нужно возводить в равном количестве для всех богов. Иначе они, обидевшись, начнут вам мстить. Самая страшная месть - у Цереры и Меркурия. Первая уничтожает весь урожай на фермах, а второй - продукты в амбарах. Это весьма опасно, так как люди не станут ждать пищи долго - сбегут. Так что будьте начеку! После храма придется строить школу и библиотеку. Затем - театр и колонию актеров. Не забывайте также о бане, докторе и цирюльнике - без них не обойтись, особенно без бани. Баня у них - это совсем не то же, что баня у нас. Без нее римляне жить не смогут. Утекут. Вообще, на все неудобства у поселенцев единственный и жестокий ответ - становятся на лыжи, и только ты их и видел. Несправедливо это. Ну да ладно.
Не стройте сразу больницу и академию. В первых 4 -5 миссиях они вам не понадобятся, так как предназначены для патрициев, убереги вас от них бог. Дело в том, что, как вы скоро заметите, население и рабочие - совсем не одно и то же. Две большие разницы, как говорят в Одессе. При населении в 5000 жителей у вас в лучшем случае будет примерно 3000 рабочих. Остальные - патриции. Они, гады, не работают, а только жрут да академии требуют. Причем количество их зависит от жизненных условий в вашем городе. Чем лучше жить - тем их и больше. На определенном этапе, если вы все делаете правильно, дома начнут мутировать в виллы. Бойтесь этого! В виллах живут как раз они! Патриции! К примеру, был дом. Вмещал 100 человек. Стал виллой. Вмещает 50 патрициев. С одной стороны - налицо прогресс. А с другой - зачем такой прогресс нужен? Ведь все, кто не вместились - бегут! А это - работники ферм, префекты, банщики, торговцы, артисты и остальные очень нужные люди. Начинается массовый недостаток рабочих рук, все разваливается, короче - бардак. Так вот. Вспомните, что я говорил вам о нежелательности построек типа колодцев возле домов. И если видите, что все идет слишком уж хорошо - постройте возле самого крутого дома рынок или префектуру. Этим вы не дадите ему развиться и сохраните в итоге рабочие руки.
Еще один способ заработать - сбор налогов. Для этого нужен форум. И желательно не один. Но не увлекайтесь - высокие налоги являются плохим стимулом для вашего населения. Могут и уйти поискать градоначальника с меньшими запросами.
Развлечения - это то, чего от вас будут требовать постоянно. Стройте театры, колизеи, школы гладиаторов - в общем, все, на что хватит рабочих рук. Не скупитесь. Люди на вас работают - так дайте им и отдохнуть! Также уделяйте внимание наличию на рынках посуды и мебели. Сначала - посуда. Мебель - вслед за ней. Именно в таком порядке с вас начнут это требовать. Так что стройте глиняные карьеры, лесопилки, гончарные и мебельные мастерские. Не забывайте про оружие - его охотно покупают, да и вам оно понадобится. Кстати, о войнах. Проходят они здесь довольно мирно, как не парадоксально это звучит. Ваше дело - настроить легионов, копейщиков и конницы и обеспечить их инструментом. А остальное ваше войско возьмет на себя: только врага укажите - разберутся, будьте спокойны.
Да, игра в своем роде уникальна. Одна из немногих, где нужно думать, причем думать быстро. А про Россию я не просто так вспомнил. В третьем Цезаре - все практически как у нас. Всего не хватает, толпы людей - а работать некому. Время от времени приключается такой бардак, сравнить который, кроме как с нашей страной, больше не с чем. Да и недостатки некоторые у игры есть. Например, неплохо бы было, если бы пути передвижения торговцев можно было назначать вручную. То же касается и банщиков, жрецов, артистов - короче, всего обслуживающего персонала. А то они все ходят где угодно, но не там, где нужно. Совершенно неудобно то, что нельзя включать/выключать каждую ферму/мастерскую/склад/амбар по отдельности - только все вместе. Складывается смешная ситуация - вы можете сделать только так, чтобы или все ваши предприятия какой-нибудь отрасли работали, или опять же все - не работали. Но только ВСЕ. В Settlers 2, например, этот процесс продуман лучше.
Но, тем не менее, продукт замечательный. Давно я не играл с таким удовольствием. Мало того, в моем персональном рейтинге среди стратегических игр Caesar III занимает первую строчку. А это что-нибудь, да значит: меня удивить непросто.
Читайте также: