И выйди уже из комнаты соверши ошибку бродский
Некоторые люди на планете должны быть не от мира сего. Добровольные юродивые. С какой целью люди выбирают себе роль человека, который вне времени и пространства событий?
И вообще, кому позволено заглянуть за горизонт событий? Как так получается, что человек за 50 лет до наступления события пишет стихи и они становятся не просто актуальными. А провидческими. С помощью чего он заглянул в наше время?
Давно, лет 15 назад, прочитал текст одной критикессы, которая писала про стихи поэтов, которые играли со словами и смыслами. Суть была в том, что если писать тексты где много непонятно, но включающие образы и эмоции, то при наступлении какого-то армагедца, они, стихи или тексты, могут сыграть роль. Люди сами дорисуют необходимое и поверят. Людям вообще свойственно искать во что верить.
Я думаю, что критикесса права. Но есть одно но. во все времена люди и их чувства были одинаковыми. Декорации меняются, а люди остаются прежними. Следовательно, может случиться что угодно, но нервического склада люди обязательно найдут какую-нибудь параллель.
И скажут про нее. И чем талантливее, тем громче и чаще будут говорить. а если еще что то, в случае Бродского это политика, то и известность будет мировая, а к мировой знаменитости надо прислушиваться.
Бродский поэт уникальный. До него надо дорасти. Вернее до его поэзии надо созреть. у него есть масса стихов, которые я читать не могу. но некоторые фразы приводят в полный восторг.
"Не выходи из комнаты, не совершай ошибку. ." стихотворение, которое часто публикуют. Даже эксплуатируют. А это уже показательно того, что оно интересно, цепляет.
Полный текст стихотворения, взято с страницы Фонда "Культура":
За дверью бессмысленно всё, особенно — возглас счастья.
Н е выходи из комнаты; считай, что тебя продуло .
О, не выходи из комнаты. Танцуй, поймав, боссанову
слейся лицом с обоями. Запрись и забаррикадируйся
Спрячешься от вир уса за шкафом?
Я пробовал, у меня не получилось
Подцепил. Зато теперь свободен.
Гениально Иосиф Бродский уловил нынешний момент. Стихи о чем? О тревожности. и о том, что она не имеет смысла.
О, не выходи из комнаты, не вызывай мотора.
Потому что пространство сделано из коридора
и кончается счетчиком. А если войдет живая
милка, пасть разевая, выгони не раздевая.
О, не выходи из комнаты. Танцуй, поймав, боссанову
в пальто на голое тело, в туфлях на босу ногу.
В прихожей пахнет капустой и мазью лыжной.
Ты написал много букв; еще одна будет лишней.
Не выходи из комнаты. О, пускай только комната
догадывается, как ты выглядишь. И вообще инкогнито
эрго сум, как заметила форме в сердцах субстанция.
Не выходи из комнаты! На улице, чай, не Франция.
Не будь дураком! Будь тем, чем другие не были.
Не выходи из комнаты! То есть дай волю мебели,
слейся лицом с обоями. Запрись и забаррикадируйся
шкафом от хроноса, космоса, эроса, расы, вируса.
Творчество И. Бродского всегда неоднозначно. Любое его стихотворение требует глубокого философского анализа. Судьба поэта складывалась непросто. С самого раннего возраста он чувствовал глубокую неприязнь к советской идеологии. Бродский считал, что поэту для самореализации необходима полная свобода творчества. Это приводило к столкновениям и конфликтам с официальными органами. Бродский совершенно не вписывался в социалистическое общество, что, в конечном счете, привело к его эмиграции. В 1970 г. он написал стихотворение «Не выходи из комнаты, не совершай ошибку», в котором высказал свои взгляды на место человека в советской системе.
Стих может трактоваться по-разному. Распространена версия о том, что Бродский описал человека, ведущего двойную жизнь. В СССР критика государственного строя была под строгим запретом. Не имея возможности высказаться публично, люди выражали свои негативные взгляды только дома. Из-за опасения перед доносом такие высказывания были возможны только среди узкого круга лиц. Чаще всего эти размышления происходили на кухне за рюмкой водки. Возникло явление т. н. «кухонных философов». Недоверие к окружающим вело к вынужденному одиночеству. Работа и контакты вне дома становились тягостными. Только в родных четырех стенах человек ощущал себя свободным. Бродский иронически критикует такую позицию, описывая мнимое ощущение свободы замкнутой в узком пространстве личности.
Я сказал, что лист разрушает почку.
И что семя, упавши в дурную почву,
не дает побега; что луг с поляной
есть пример рукоблудья, в Природе данный.
Я сижу у окна, обхватив колени,
в обществе собственной грузной тени.
Моя песня была лишена мотива,
но зато ее хором не спеть. Не диво,
что в награду мне за такие речи
своих ног никто не кладет на плечи.
Я сижу у окна в темноте; как скорый,
море гремит за волнистой шторой.
Гражданин второсортной эпохи, гордо
признаю я товаром второго сорта
свои лучшие мысли и дням грядущим
я дарю их как опыт борьбы с удушьем.
Я сижу в темноте. И она не хуже
в комнате, чем темнота снаружи.
Стихотворение «Я всегда твердил, что судьба – игра…» (1971 г.) Бродский посвятил Л. Лифшицу – близкому другу поэта, который прекрасно понимал его внутренний мир. Бродский передает свои глубокие философские размышления о себе и своем месте в мире.
Главная отличительная особенность произведения заключается в его стиле. Оно построено в форме шестистиший, причем первые четыре строки представляют собой общие рассуждения, а последние две описывают обычную бытовую картину. Это сочетание наполняет стихотворение сокровенным личным смыслом.
Для поэзии Бродского характерно использование необычных метафор, сравнений, оригинальных образов. Порою бывает очень сложно понять, что же хотел сказать автор. Стихотворение не может быть легко разгадано, для этого надо приложить определенные умственные усилия.
Лирический герой стихотворения очень одинок. Он размышляет над тем, что это одиночество вполне самодостаточно. Человек способен ограничиться самыми близкими и доступными вещами. Автор считает, что в современную эпоху культурные потребности людей значительно сократились. Стало бессмысленным стремление к высоким и недоступным идеалам, когда все необходимое под рукой («зачем вся дева, если есть колено»). Это подчеркивается незамысловатыми действиями автора («сижу у окна», «помыл посуду»).
Герой принимает такое ограниченное существование. Главной ценностью для него становятся собственные мысли, в которых полностью отражена неприглядная действительность. Автор считает, что в своих нестандартных размышлениях смог приблизиться к пониманию основных законов мироздания («в лампочке – ужас пола», «вещь обретает… Хронос»). Бродский рад, что его произведения не подходят под общепринятые правила и вызывают яростную критику («хором не спеть»). Он чувствует себя изгоем, но при этом ощущает полную свободу от какой-либо власти.
В финале Бродский переходит к прямой критике советского строя («второсортная эпоха»). Являясь гражданином этой страны, автор признает, что и его мысли автоматически становятся «товаром второго сорта». Тем не менее он самоуверенно считает, что они единственно верные и правильные. Потомки смогут по достоинству оценить его творчество, «как опыт борьбы с удушьем».
В последних строках философские рассуждения сливаются с бытовой обстановкой. Автор сравнивает темноту в своей комнате со всеобъемлющей духовной темнотой в государстве.
(157 оценок, среднее: 4,65 из 5)Читать похожие стихи:
Стихи, особенно Бродского, это такая штука, которую не надо анализировать. Надо почувствовать ритм, настроение, насладиться остроумной рифмой и юмором. А все эти размышления о том что он хотел сказать от лукавого ) Попробуйте прочитать не думая. Лучше вслух. Любимой женщине, хотя бы воображаемой ) Ну или в данном случае близкому другу.
Весь последний столбик мне говорит о том, что весь мрак снаружи порождает мрак внутри человека и он живёт в этом, думает об этом и всё это выливается из него независимо от того где и на каком бы стуле он не сидел..Оно уже повлияло на его поведение, характер, настроение, на жизнь в целом.
Noize MC часто использует в своих песнях стихи разных великих поэтов и делает это превосходно. Очень рекомендую ознакомиться с его тврочеством
Мне очень нравится это стихотворение. Оно заставляет задуматься и понять роль каждого предмета в этом мире (на самом деле больше просто оно такое душевное , что я даже не могу передать словами свои мысли),обязательно возьму книгу о стихах этого поэта.
я прочитала, Алисе не понравилось
отписываюсь где отписатца
кажется я начинаю понимать любителей Бродского, он такой всегда простор для версий и догадок оставляет, что каждый в них может увидеть свое, большое и родное..
ну и етки, шестереночный размер его стихов всегда впечатляет
Стихотворение «Не выходи из комнаты» (1970) Бродского в последнее время пользуется невероятной популярностью, однако интерпретации и разборы этого текста оставляют желать лучшего.
Для понимания этого стихотворения немаловажным является тот факт, что оно написано в 1970 г., а опубликовано только в 1994. К этому времени Бродский уже стал известным автором, и его стиль полностью сложился. Главной особенностью поэзии писателя является интерес к метафизике, усложненность стиха и его интертекстуальность (обращение к собственным произведениям и произведениям своих предшественников) – все это необходимо учитывать при анализе его текстов.
Предлагаем сегодня погрузиться в скрытые смыслы этого стихотворения.
Внешний план
Перед нами обычная советская коммунальная квартира, где поэт прожил все детство и юность. Это видно по бытовым деталям: возьмем хотя бы пространство, «которое сделано из коридора / и кончается счетчиком». Это типично для коммуналок, где счетчики электричества находились у входной двери. Другие привычные детали – запах капусты и лыжной мази.
Можно сказать, что это стихотворение – некий манифест, воззвание к советскому обывателю. Через весь текст проходит главная мысль: жизнь вне стен комнаты так же бессмысленна, как жизнь в замкнутом пространстве. Но, кроме бессмысленности, она еще и опасна, т.к. лирический герой, выходя на улицу, возвращается домой «изувеченным».
Когда мы анализируем Бродского, нужно помнить, что он развивает в своих текстах одни и те же идеи, поэтому каждое новое высказывание продолжает уже когда-то написанное. В эссе «Меньше единицы» мы тоже находим мысль, что выход во внешнюю среду – это всегда нечто бессмысленное. Вспомним хотя бы финальные строчки, в которых описывается обычный советский класс:
«Это была большая комната с тремя рядами парт, портретом Вождя на стене над стулом учительницы и картой двух полушарий, из которых только одно было законным. Мальчик садится на место, расстегивает портфель, кладет на парту тетрадь и ручку, поднимает лицо и приготавливается слушать ахинею».
Поэтому одинокое существование в четырех стенах выглядит намного привлекательнее, чем существование в лживой среде советской номенклатуры. И, кстати, не только номенклатуры: если обратиться к тексту, то первое место, которое стоит избегать, – это коридор. То есть соседи в коммунальной квартире тоже являются своеобразным злом. Только после этого пространство расширяется до улицы.
Символом же свободы становится популярная в СССР 60-х боссанова, которую слушает лирический герой. Он танцует этот танец «в пальто на голое тело и в туфлях на босу ногу». С одной стороны, эту деталь можно трактовать как некий вызов социальным нормам: он танцует под необычную музыку почти голышом!
С другой – тот же самый образ появляется в стихотворении «Сан-Пьетро» (1977) . Оно посвящено Венеции, которую поэт называл земным раем, и здесь человек выходит на улицу «в пиджаке на голое тело, в туфлях на босу ногу». Этот образ лишен политического контекста, он становится символом личного счастья и свободы. Обнаружив эту отсылку, начинаешь совсем иначе смотреть на эту строчку в «Не выходи из комнаты» .
В основе стихотворения лежит особая стилистическая фигура – анафора (повторение элементов текста): в каждом четверостишии звучит один и тот же призыв «Не выходи из комнаты». С каждым последующим утверждением это высказывание усиливается: начиная с практически нейтральной интонации, заканчивая риторическим восклицанием-призывом.
Это один из самых характерных приемов в поэтике писателя. Если в первом четверостишии поэт призывает не выходить из комнаты дальше уборной, то уже в финальном четверостишии лирический герой укрывается в комнате от куда более глобальных вещей: «от хроноса, космоса, эроса, расы, вируса».
Противоречивость
Обратите внимание на одно из финальных восклицаний: «Будь тем, чем другие не были!». Иными словами, будь самим собой. Однако ему противоречит фраза «Слейся лицом с обоями». Сейчас нам кажется, что индивидуальность = самовыражение, но Бродский считал иначе.
Слиться лицом с обоями – значит мимикрировать, уподобиться окружающей среде. Этому принципу Бродский будет следовать и за пределами родины, поэтому социально-политический контекст здесь вообще не важен.
В венецианском эссе «Набережная неисцелимых» (1989) читаем: «Мимикрия – обязательное свойство путешественника… я чувствовал себя незаметным и готовым слиться с фоном».
Самоизоляция и погружение в свой внутренний мир видится лирическому герою Бродского наиболее честным поведением по отношению к окружающим и самому себе. И неважно, в какой части земного шара вы находитесь. Это не политическая, это мировоззренческая позиция.
Наиболее точно Бродский выразил ее в стихотворении «К Евгению» (1975) : «Куда ни странствуй, / всюду жестокость и тупость воскликнут: «Здравствуй, / вот и мы!».
С этой позиции главное, чего должен добиваться человек – обособленности, личного взгляда на происходящее вокруг. Именно эта мысль зашифрована в выражении «инкогнито эрго сум» , отсылающем к «сōgitō ergō sum» Декарта («мыслю, следовательно, существую » ). То есть буквальный перевод фразы Бродского означает: «Я инкогнито, следовательно, существую».
Чтобы понять смысл этого выражения, стоит учесть, кто кому его говорит: «И вообще инкогнито / эрго сум, как заметила форме в сердцах субстанция». Субстанция обращается к форме, и это значимо. Слово «субстанция» – одно из излюбленных у Бродского. Для него это нечто сущностное, уникальное и совершенно особенное.
Таким образом, человек в своей жизни должен сосредоточится именно на субстанции, а не на форме. Не на внешнем эффекте, а на содержании. Чтобы обрести самобытность, необходимо отколоться от общества, то есть стать инкогнито, запереться и забаррикадироваться шкафом. Шкаф с этой точки зрения видится совсем неслучайным, т.к. это книжный шкаф. Именно таким шкафом Бродский отгораживался от родителей и внешнего мира в своих «полутора комнатах».
Пространство интимности противостоит окружающему миру, который вторгается в него вне зависимости от нашего желания. Это не только «милка» (возлюбленная), но и само мироустройство. В этой перспективе финальные слова звучат совсем иначе: «Запрись и забаррикадируйся / шкафом от хроноса, космоса, эроса, расы, вируса».
Иными словами, в своем мире можно укрыться не только от соседей, милки, случайных прохожих, но и от тех воздействий, которые неизбежны. Бродский, безусловно, был склонен к этому. Реальность языка, реальность искусства для него всегда превосходила все то, с чем мы обычно сталкиваемся во внешнем мире.
Можно по-разному интерпретировать это стихотворение и следовать совету Бродскому по каким-то своим причинам. Как бы то ни было, его стоит не только читать и перечитывать, но и вчитываться в то, что он оставляет для нас между строк. Мало кто может его в этом превзойти.
А что в этом стихотворении видите вы? Есть ли у вас любимое стихотворение Бродского?
Поэзия Бродского относится к удивительному феномену, который принято называть «поэзией шестидесятников». На видеокурсе «Русская поэзия» вы узнаете, кто именно входит в число этих поэтов и как их понимать. А Бродскому здесь посвящена отдельная 2-часовая бонусная лекция!
Скачивайте наше приложение. 7 дней бесплатного доступа к видео и аудиолекциям!
Читайте также: