Западно восточный диван оркестр
"Западно-восточный диван" сыграет в Большом зале консерватории
Концерт
Завтра в Большом зале консерватории пройдет концерт оркестра "Западно-восточный диван" — симфонического коллектива, объединяющего молодых музыкантов из Израиля, Палестины и других стран Ближнего Востока. Вместе с оркестром в Москву прибыл его создатель и бессменный руководитель, знаменитый дирижер Даниэль Баренбойм. В концерте, организованном фондом "Музыкальный Олимп", прозвучат произведения Моцарта, Брамса и Шенберга. Накануне концерта ДАНИЭЛЬ БАРЕНБОЙМ рассказал СЕРГЕЮ Ъ-ХОДНЕВУ о своем оркестре и о своих взглядах на израильско-палестинский конфликт.
— Отчего вы выбрали в качестве имени для оркестра это название сборника Гете?
— Это прекрасные стихи, и посвящена эта книга именно контакту между культурами, между Востоком и Западом. Такое название для нашего проекта в свое время предложил Саид (Эдвард Саид (1935-2003), палестинский писатель, сооснователь "Западно-восточного дивана".— "Ъ" ).
— В тот момент десять лет назад у вас была какая-то долговременная стратегия существования оркестра?
— Да нет, на самом деле мы вовсе не собирались создавать оркестр, нам казалось, что это совершенно невозможно. Мы просто хотели создать форум для молодых музыкантов из самых разных стран Ближнего Востока: из Израиля, из Палестины, из других арабских государств. Предполагалось, что это будет что-то вроде семинара, где обсуждалась бы не только музыка, но и, скажем, литература — такова была идея Саида. Мы рассчитывали собрать человек десять. Ну, двенадцать, может быть. Вы можете представить себе наше удивление, когда в результате только из арабских стран мы получили больше двухсот заявок на участие. Тогда мы осознали, что нужно создавать оркестр, это выглядело не только возможным, но и необходимым. И когда мы это сделали и завершили первый год, мы поняли, что начинание слишком важное для того, чтобы оставить его без продолжения. С тех пор все и развивалось.
— Что для вас "Диван" сейчас в первую очередь: общественно-политическая инициатива или художественная?
— Ну, я бы сказал, что это вообще самое важное из всех моих дел. В работе с "Диваном" соединены все элементы, которые для меня существенны,— это и очень высокое качество игры, и факт, что у этой игры есть еще и совершенно экзистенциальное значение, она не просто для приятного времяпрепровождения. Ну то есть и для этого тоже, конечно, но не только. Для меня знать о конфликте Израиля с Палестиной и понимать, что его, похоже, невозможно разрешить,— это ежедневная пытка.
— То есть "Диван" — это попытка найти мирное разрешение конфликта?
— Не найти, скорее смоделировать. Вообще, мне очень льстит, когда "Западно-восточный диван" называют "оркестром мира". На самом деле это вряд ли "оркестр мира", потому что для мира нужен не оркестр, а совсем другие вещи. Но все же это действительно модель того, какой в принципе могла бы быть жизнь на Ближнем Востоке, если бы там существовало равенство и приятие друг друга. Израильско-палестинское противостояние — это ведь не очередной политический конфликт, каких бывало в истории тысячи. Политический конфликт — это когда страны соперничают из-за границ, или нефти, или газа, или еще чего-то в этом духе. Его можно решить дипломатическим путем, а если так не получается, то военной силой. А это конфликт человеческий, конфликт между двумя народами, которые равно убеждены, что у них есть исключительное право на этот клочок земли. Дипломатия тут бессильна, потому что нет возможности для компромисса, и оружием тем более ничего не добьешься. Так что необходимо именно приятие этого факта, приятие того, что у израильтян и палестинцев одна судьба, точнее, что наши судьбы соединены неразрывно. Без этого признания никакого продвижения не может быть. И я очень рад, что приезжаю с оркестром именно в Москву, учитывая влияние России в этом регионе.
— Сколько времени вы уделяете "Западно-восточному дивану" ежегодно?
— Мы встречаемся в Испании каждое лето и работаем три месяца. Сейчас, поскольку мы отмечаем в этом году юбилей, у нас проходит целая серия концертов: мы уже были в Катаре, теперь в Москве, потом будут Вена и Милан.
— Насколько сильно изменился за эти годы состав оркестра?
— За последние два-три года 75-80% оркестрантов остались на своих местах. Вообще, очень важная деталь не только то, что музыканты встречаются каждое лето, но и то, что каждое лето молодые музыканты учатся у одних и тех же старших коллег из берлинской Штаатскапелле. А потом, с наступлением осени, те, кому необходимо, получают стипендию и могут продолжить обучение в Берлине. Так что к следующему году они сильнее музыкально, и при этом сохраняется одна линия, один музыкальный стиль.
— Вы не планируете привлекать оркестр к своим работам в опере?
— В прошлом году мы исполняли первый акт "Валькирии", следующим летом будем играть "Фиделио", но все это концертные проекты, в яме оркестр еще не сидел. Может быть, когда-нибудь позже — сейчас трудно сказать.
"Западно-Восточный Диван" – оркестр надежды
В Московской консерватории выступит "Западно-Восточный Диван". Так называется оркестр, в котором играют музыканты Ближнего Востока – евреи и арабы. Название – персидское, означает "сборник стихов". Дирижер – легендарный Даниэль Баренбойм, который руководит самыми известными оркестрами мира.
В Москву прибыл "Западно-Восточный Диван". Сегодня его можно будет увидеть в Большом зале Консерватории. И услышать тоже. Так называется оркестр, в котором играют музыканты Ближнего Востока – евреи и арабы. В переводе с персидского означает "сборник стихов". Дирижер – легендарный Даниэль Баренбойм, который руководит самыми известными оркестрами мира.
С журналистами Дэниэль Баренбойм строг чрезвычайно: снимать репетицию можно только 15 минут, желательно – стоя на одном месте и не издавая ни единого звука, дабы не отвлекать музыкантов, а на шестнадцатой минуте, сразу после того, как маэстро строго посмотрит на часы, исчезнуть из зала. Немедленно.
Репетируют Моцарта. Его же они играли в Рамалле в августе 2005-го. Концерт, о котором Израиль и Палестина договорились буквально накануне. Въезжали в город разными группами: арабы – отдельно, на автобусе, через Иорданию, израильтяне – отдельно, по дипломатическим паспортам. У концертного зала тогда установили усиленную охрану.
Этим концертом на территории Палестины, как и самим коллективом, где играют выходцы из Израиля и арабских стран, Дэниэль Баренбойм, пожизненный руководитель Немецкого госоркестра, дирижер Венского оркестра, приглашенный дирижер "Ла Скала", не пытается примирить воюющие государства. Гражданин Израиля и Палестины, уроженец Аргентины, предки которого были выходцами из России, говорит, что просто пытается помочь людям узнать побольше друг о друге. "Мы либо найдем способ сосуществовать, либо друг друга перебьем. Что вселяет в меня надежду? Музыка. Ведь перед симфонией Бетховена, перед моцартовским "Доном Джованни" или вагнеровскими "Тристаном и Изольдой" все люди равны", – уверен маэстро.
Когда этот оркестр создавался, никто не думал, что он просуществует десять лет: казалось – разовый проект. Теперь – каждый год мировые гастроли – после летних сборов в Испании на репетиционной базе, где музыканты живут. "Здесь я столько друзей нашел! Которых, к сожалению не могу познакомить с родителями, пригласить в гости: израильтяне не могут общаться с арабами", – сетует еврейский музыкант Асаф Наоз. "Это оркестр не для политики. Он – для диалога. Для меня – возможность рассказать, что происходит на родине, на Палестине. Возможность пообщаться с израильтянами", – объясняет его палестинский коллега Рамзи Абу Редуан.
Самая моя большая мечта, – однажды признался Баренбойм, – это устроить тур по всем странам, откуда мои музыканты: кроме Палестины, это Сирия, Иордания, Ливия, куда мои ребята приехать пока не могут – эти страны в состоянии войны с Израилем. Реальной или дипломатической – не важно.
Оркестр «Западно-восточный Диван»
In 1999, Daniel Barenboim, together with the late Palestinian literary scholar Edward Said and by invitation of the Kunstfest Weimar, created a workshop for young musicians from Israel, Palestine and various Arab countries of the Middle East seeking to enable intercultural dialogue and to promote the experience of collaborating on a matter of common interest. Daniel Barenboim and Edward Said named the Orchestra and workshop after Johann Wolfgang von Goethe’s collection of poems entitled “West-Eastern Divan”, a central work for the evolution of the concept of world culture.
The West-Eastern Divan Orchestra’s first sessions took place in Weimar and Chicago. In 2002 it found a permanent home in Seville, Spain, where it is generously supported by the regional government of Andalusia (Junta de Andalucia). Additional support was raised by the creation of the Fundación Barenboim-Said and the Barenboim-Said Foundation USA in 2004 and the Daniel Barenboim Foundation in 2008. All three foundations work in concert to raise money and organise the Orchestra workshops and tours, but also to develop various music education projects in Israel, Palestine and Spain.
The West-Eastern Divan Orchestra has proved time and again that music can break down barriers previously considered insurmountable. The only political aspect prevailing the West-Eastern Divan’s work is the conviction that there will never be a military solution to the Middle East conflict, and that the destinies of the Israelis and Palestinians are inextricably linked. Through its work and existence the West-Eastern Divan Orchestra demonstrates that bridges can be built to encourage people to listen to one another.
Music by itself can, of course, not resolve the Arab-Israeli conflict. Music grants the individual the right and obligation to express himself fully while listening to his or her neighbour. Based on this notion of equality, cooperation and justice for all, the Orchestra represents an alternative model to the current situation in the Middle East.
An equal number of Israeli and Arab musicians form the base of the West-Eastern Divan Orchestra, together with a group of Spanish musicians. They meet each summer in Seville for a workshop, where rehearsals are complemented by lectures and discussions, which is then followed by an international concert tour. Since its creation in 1999, the West-Eastern Divan Orchestra has performed in most European countries, the Americas and the Middle East. In August 2003 the Orchestra played for the first time in an Arab country with a concert in Rabat, Morocco; and in 2005 it performed in the Middle East for the very first time with a concert in Ramallah, Palestine, which was broadcast live by ARTE.
Concert highlights have included performances at the Hagia Eirene Museum in Istanbul, the Salle Pleyel in Paris, Berlin’s Philharmonic Hall, the Teatro alla Scala in Milan, the Carnegie Hall in New York, the Tchaikovsky Conservatory in Moscow, the Plaza Mayor in Madrid and the Teatro Colón in Buenos Aires as well as a concert in honour of Secretary-General Kofi Annan at the General Assembly Hall of the United Nations in New York on 18 December 2006. The West Eastern Divan Orchestra also regularly appears at such prestigious festivals like the Lucerne Festival, the BBC Proms and the Salzburg Festival, where it holds yet another residency this summer.
The West-Eastern Divan Orchestra has released a number of highly praised CDs and DVDs on Warner Classics and EuroArts. They include a live CD and DVD of the 2004 tour closing concert at Victoria Hall in Geneva as well as of the emblematic concert performed at the Cultural Palace in Ramallah (2005), among others. The documentary “Knowledge is the beginning” has won several international film award, among them an International Emmy in 2006.
Зальцбургский фестиваль 2020. Эммануэль Паю, Даниэль Баренбойм и Оркестр Западно-Восточный Диван
В программе – произведения Рихарда Вагнера, Арнольда Шёнберга, Пьера Булеза и Людвига ван Бетховена.
Смотрим также
Даниэль Баренбойм. Мастер-класс в Московской консерватории
Марис Янсонс и симфонический оркестр Баварского радио. "Русская ночь" в Мюнхене
Людвиг ван Бетховен. Симфония № 6
Л. Бетховен. Симфония №7. Дирижер Михаил Плетнев
Концерт БСО им. П.И.Чайковского. Дирижер – Владимир Федосеев
- концерт
- Даниэль Баренбойм
- классическая музыка
- Рихард Вагнер
- Людвиг ван Бетховен
- Арнольд Шенберг
- Зальцбургский фестиваль
- Пьер Булез
- телеканал "Культура"
- Рекомендуем к просмотру
Информация о телеканалах и радиостанциях на сайте ВГТРК
© 2022 Сетевое издание "Смотрим".
Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" (ВГТРК). Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78574 от 08.07.2020. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Для лиц старше 18 лет.
Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об интеллектуальной собственности. Любое использование текстовых, фото, аудио и видеоматериалов возможно только с согласия правообладателя (ВГТРК).
Информируем о возможности просмотра в непрерывном режиме, круглосуточно и без взимания платы общероссийских обязательных общедоступных телеканалов (Первый канал, Россия 1, Матч ТВ, НТВ, Пятый канал, Россия К, Россия 24, ОТР, ТВЦ) и телеканалов, получивших право на осуществление эфирного цифрового наземного вещания с использованием позиций в мультиплексах на всей территории Российской Федерации (РЕН ТВ, СПАС, СТС, Домашний, ТВ-3, Пятница!, Звезда, МИР, ТНТ, Муз-ТВ) на специальной странице платформы "Смотрим" — "Эфир".
Зальцбургский фестиваль 2020. Эммануэль Паю, Даниэль Баренбойм и Оркестр Западно-Восточный Диван Концерт
В программе – произведения Рихарда Вагнера, Арнольда Шёнберга, Пьера Булеза и Людвига ван Бетховена.
Популярное видео
Студент колледжа в Курске стал жертвой циклона
Особенности понимания демократии странами ШОС и на Западе. Эфир от 15.09.2022
В Омске гимнастка упала с высоты во время выступления
В США делят "небывалые победы" украинской армии
У Москвы и Пекина нет претензий на мировое господство
ШОС прокладывает путь к многополярному миру. Эфир от 18.09.2022
В Херсоне прогремели мощные взрывы
Михалков удивился поведению Пугачевой
Информация о телеканалах и радиостанциях на сайте ВГТРК
© 2022 Сетевое издание "Смотрим".
Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" (ВГТРК). Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78574 от 08.07.2020. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Для лиц старше 18 лет.
Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об интеллектуальной собственности. Любое использование текстовых, фото, аудио и видеоматериалов возможно только с согласия правообладателя (ВГТРК).
Информируем о возможности просмотра в непрерывном режиме, круглосуточно и без взимания платы общероссийских обязательных общедоступных телеканалов (Первый канал, Россия 1, Матч ТВ, НТВ, Пятый канал, Россия К, Россия 24, ОТР, ТВЦ) и телеканалов, получивших право на осуществление эфирного цифрового наземного вещания с использованием позиций в мультиплексах на всей территории Российской Федерации (РЕН ТВ, СПАС, СТС, Домашний, ТВ-3, Пятница!, Звезда, МИР, ТНТ, Муз-ТВ) на специальной странице платформы "Смотрим" — "Эфир".
Читайте также: