Вольтер в кресле гудон

Обновлено: 24.01.2025

Жан-Антуан Гудон.Вольтер в кресле. Франция 1781 г.Приобретено Екатериной II у автора в 1784.Мрамор. Выс. 138 см
Источник поступления в музей: Императорская Публичная библиотека в С.-Петербурге. 1887 г.

Шедевр Гудона — мраморная статуя восьмидесятичетырехлетнего Вольтера (1781, Санкт-Петербург, Эрмитаж) - один из шедевров крупнейшего французского скульптора XVIII в. Жана-Антуана Гудона. Она была выполнена в 1781 г. по заказу Екатерины II и через два года доставлена в Россию.

Философ изображен сидящим в кресле, чуть подавшись вперед. Пирамидальное построение композиции придает ей монументальную уравновешенность. Подобие античной тоги с широкими складками драпирует его немощное тело и вносит оттенок гражданственной героизации в трактовку образа. Издали Вольтер кажется погруженным в глубокое раздумье.

В чертах лица следы усталости, старческой хрупкости. При приближении к нему образ философа-мудреца резко меняется — Вольтер полон напряженной экспрессии. За складками одежды, в нервных руках, впившихся в кресло, чувствуется порывистое движение. Лицо полно внутреннего огня и полемического задора, озарено иронической улыбкой. Поражает сила острого взгляда, его проницательность. Образ Вольтера, гиганта человеческой мысли, вырастает до обобщения эпохи.

Сидящий в кресле Вольтер - лучший, наиболее яркий и законченный образ из всех созданных Гудоном портретов философа. Вольтер позировал скульптору незадолго до своей кончины, будучи глубоким старцем, но мастер сумел передать внутреннюю энергию и острый динамичный характер "властителя дум" XVIII в.

Статуя совершенна не только по глубине раскрытия образа, но и по высочайшему мастерству исполнения. Разнообразно обрабатывая мрамор, Гудон умеет передать и гладкую блестящую поверхность ткани, и сухость старческих пальцев, и глубокие морщины на лице, и пронзительный взгляд острых глаз. "Какая чудесная вещь! Это воплощенная насмешка!", - так оценил "Вольтера" великий французский скульптор Огюст Роден

Статуя "Вольтер, сидящий в кресле" - один из шедевров крупнейшего французского скульптора XVIII в. Жана-Антуана Гудона. Она была выполнена в 1781 г. по заказу Екатерины II и через два года доставлена в Россию.

Великий французский мыслитель эпохи Просвещения позировал Гудону незадолго до своей смерти. Скульптор изобразил Вольтера в одеждах, похожих на античные, придав ему сходство с древним философом, словно напоминая таким образом о преемственности философских идей. Широкие складки, скрывая старческую немощь тела, придают фигуре величественность.

Гудон с непревзойденным мастерством изображает высохшие нервные руки Вольтера, покоящиеся на подлокотниках кресла, складки на худой шее и морщинистое лицо - приметы никого не щадящей старости, которая, тем не менее, оказалась бессильной перед могуществом духа. Взгляд Вольтера, проницательный и ироничный, выражает присущую ему остроту ума, которую Вольтер сохранил до конца дней.

Гудон умел передать характер своей модели посредством тщательно выбранной позы, экспрессивного выражения лица и прямолинейного взгляда. Для большей непосредственности впечатления отказывался от тщательной отделки статуй, сохраняя следы своего резца. Среди характерных деталей его скульптурных портретов — красивые и эффектные складки одежды.

Жан-Антуан Гудон. Вольтер в кресле

Жан-Антуан Гудон.Вольтер в кресле. Франция 1781 г.Приобретено Екатериной II у автора в 1784.Мрамор. Выс. 138 см
Источник поступления в музей: Императорская Публичная библиотека в С.-Петербурге. 1887 г.

Шедевр Гудона — мраморная статуя восьмидесятичетырехлетнего Вольтера (1781, Санкт-Петербург, Эрмитаж) - один из шедевров крупнейшего французского скульптора XVIII в. Жана-Антуана Гудона. Она была выполнена в 1781 г. по заказу Екатерины II и через два года доставлена в Россию.

Философ изображен сидящим в кресле, чуть подавшись вперед. Пирамидальное построение композиции придает ей монументальную уравновешенность. Подобие античной тоги с широкими складками драпирует его немощное тело и вносит оттенок гражданственной героизации в трактовку образа. Издали Вольтер кажется погруженным в глубокое раздумье.

В чертах лица следы усталости, старческой хрупкости. При приближении к нему образ философа-мудреца резко меняется — Вольтер полон напряженной экспрессии. За складками одежды, в нервных руках, впившихся в кресло, чувствуется порывистое движение. Лицо полно внутреннего огня и полемического задора, озарено иронической улыбкой. Поражает сила острого взгляда, его проницательность. Образ Вольтера, гиганта человеческой мысли, вырастает до обобщения эпохи.

Сидящий в кресле Вольтер - лучший, наиболее яркий и законченный образ из всех созданных Гудоном портретов философа. Вольтер позировал скульптору незадолго до своей кончины, будучи глубоким старцем, но мастер сумел передать внутреннюю энергию и острый динамичный характер "властителя дум" XVIII в.

Статуя совершенна не только по глубине раскрытия образа, но и по высочайшему мастерству исполнения. Разнообразно обрабатывая мрамор, Гудон умеет передать и гладкую блестящую поверхность ткани, и сухость старческих пальцев, и глубокие морщины на лице, и пронзительный взгляд острых глаз. "Какая чудесная вещь! Это воплощенная насмешка!", - так оценил "Вольтера" великий французский скульптор Огюст Роден

Статуя "Вольтер, сидящий в кресле" - один из шедевров крупнейшего французского скульптора XVIII в. Жана-Антуана Гудона. Она была выполнена в 1781 г. по заказу Екатерины II и через два года доставлена в Россию.

Великий французский мыслитель эпохи Просвещения позировал Гудону незадолго до своей смерти. Скульптор изобразил Вольтера в одеждах, похожих на античные, придав ему сходство с древним философом, словно напоминая таким образом о преемственности философских идей. Широкие складки, скрывая старческую немощь тела, придают фигуре величественность.

Гудон с непревзойденным мастерством изображает высохшие нервные руки Вольтера, покоящиеся на подлокотниках кресла, складки на худой шее и морщинистое лицо - приметы никого не щадящей старости, которая, тем не менее, оказалась бессильной перед могуществом духа. Взгляд Вольтера, проницательный и ироничный, выражает присущую ему остроту ума, которую Вольтер сохранил до конца дней.

Гудон умел передать характер своей модели посредством тщательно выбранной позы, экспрессивного выражения лица и прямолинейного взгляда. Для большей непосредственности впечатления отказывался от тщательной отделки статуй, сохраняя следы своего резца. Среди характерных деталей его скульптурных портретов — красивые и эффектные складки одежды.

Великие скульпторы. Жан Антуан Гудон

Гудон, Жан Антуан (Houdon, Jean Antoine; 1741, Версаль - 1828, Париж).

Крупнейший французский мастер 18 столетия Жан Антуан Гудон родился в Версале 20 марта 1741 года. В 1756 году он был принят в школу Королевской Академии живописи и ваяния, получил третью премию по скульптуре, а в 1761 году, в возрасте двадцати лет, - первую премию за барельеф "Царица Савская подносит дары Соломону" Учителями Гудона были известные французские скульпторы XVIII столетия Мишель Слодтц, Жан-Батист Лемуан и Жан-Батист Пигаль. Восемь лет он проучился в школе и Академии и как один из лучших учеников в 1764 году был послан в Рим.

В Италии скульптор оставался четыре года и за это время создал ряд произведений, которые сделали его имя известным. Среди них была знаменитая анатомическая штудия человеческой фигуры с открытой мышечной структурой - экорше (франц. - ободранный). В дальнейшем копии с этой скульптуры было принято использовать для обучения студентов-медиков

В 1768 году скульптор вернулся в Париж и в следующем году успешно дебютировал в Салоне. Вплоть до конца столетия ни один из открывающихся Салонов не обходился без вещей Гудона. В парижском Салоне 1777 года число произведений Гудона даже равнялось половине всех вообще выставленных скульптур. С этого времени определилась его роль, как предводителя французской скульптурной школы. Кроме того, Гудон был едва ли не единственным в XVIII столетии скульптором, овладевшим техникой литья бронзы. Особенно он увлекался ею в 1780-90-е годы. Он писал: "Я могу выступать в двух ролях - скульптора и литейщика. В первой я - творец, во второй - я могу точно воспроизводить других. ".

В 1777 году за мраморную статую "Морфей" Гудон был избран академиком.

Но наибольший успех у публики получила его статуя "Диана-охотница". Эту работу, в которой он сумел совместить откровенную чувственность трактовки образа и аристократическое изящество модели, воплотив их в классических строгих формах, восторженно воспевали поэты и единодушно расхваливали критики.

Однако в историю скульптуры Гудон вошел, прежде всего, как мастер портрета. Он выполнил портреты многих известных людей своего времени: Лафайета, Дени Дидро, Жана Жака Руссо, Вольтера и многих других. В 1785 году скульптор предпринял путешествие в Америку для выполнения заказанной ему статуи Джорджа Вашингтона.

Созданные им в портретах образы отличает глубокий и острый психологизм. Характер своей модели Гудон передавал посредством тщательно выбранной позы, экспрессивно заострённого выражения лица, прямолинейного взгляда. Современники очень высоко ценили не только умение скульптора передавать внешнее сходство, но, главное - умение передавать живой и непосредственный взгляд, мимолетное выражение лица. В частности, известный публицист XVIII века барон Фридрих Мельхиор Гримм (Friedrich Melchior Grimm, 1723-1807) писал: "Господин Гудон, вероятно, единственный скульптор, умеющий передавать глаза", взгляд которых "пронизывает душу".

Особую группу составляют портреты детей и первое место по популярности среди них занимают превосходные бюсты Александра и Луизы Броньяр. XVIII век как бы заново открывает мир ребенка. Гудон сумел передать ощущение свежести и чистоты детства без налета сентиментальности и игривости, свойственной рококо. В его произведениях дети - это мыслящие личности с собственным внутренним миром.

После Французской революции, наряду со скульптором Шоде (Chaudet, 1763-1810), Гудон был главным исполнителем всех скульптурных заказов правительства. При Империи выполнял скульптуры членов императорской фамилии, маршалов и генералов. Император Наполеон, покровительствовавший Гудону, заказал ему свою статую, которая была потом перелита в статую Генриха IV. Последним произведением Гудона был бюст императора Александра I, выставленный скульптором в парижском салоне 1814 года. Умер Гудон в Париже 16 июля 1828 года.

Вольтер сидящий в кресле. Жан-Антуан Гудон. 1781 г. Эрмитаж

Вольтер сидящий в кресле. Жан-Антуан Гудон. 1781 г. Эрмитаж


Вольтер в кресле
Гудон, Жан Антуан
Франция. 1781 г.
Мрамор. Выс. 138 см
Источник поступления в музей: Императорская Публичная библиотека в С.-Петербурге. 1887 г.

Сидящий в кресле Вольтер - лучший, наиболее яркий и законченный образ из всех созданных Гудоном портретов философа. Вольтер позировал скульптору незадолго до своей кончины, будучи глубоким старцем, но мастер сумел передать внутреннюю энергию и острый динамичный характер "властителя дум" XVIII в. Статуя совершенна не только по глубине раскрытия образа, но и по высочайшему мастерству исполнения. Разнообразно обрабатывая мрамор, Гудон умеет передать и гладкую блестящую поверхность ткани, и сухость старческих пальцев, и глубокие морщины на лице, и пронзительный взгляд острых глаз. "Какая чудесная вещь! Это воплощенная насмешка!", - так оценил "Вольтера" великий французский скульптор Огюст Роден

Статуя "Вольтер, сидящий в кресле" - один из шедевров крупнейшего французского скульптора XVIII в. Жана-Антуана Гудона. Она была выполнена в 1781 г. по заказу Екатерины II и через два года доставлена в Россию.
Великий французский мыслитель эпохи Просвещения позировал Гудону незадолго до своей смерти. Скульптор изобразил Вольтера в одеждах, похожих на античные, придав ему сходство с древним философом, словно напоминая таким образом о преемственности философских идей. Широкие складки, скрывая старческую немощь тела, придают фигуре величественность. Гудон с непревзойденным мастерством изображает высохшие нервные руки Вольтера, покоящиеся на подлокотниках кресла, складки на худой шее и морщинистое лицо - приметы никого не щадящей старости, которая, тем не менее, оказалась бессильной перед могуществом духа. Взгляд Вольтера, проницательный и ироничный, выражает присущую ему остроту ума, которую Вольтер сохранил до конца дней.

Знаменитый французский скульптор, выдающийся мастер психологического портрета, Гудон, Удон (Houdon) Жан Антуан учился у Жана Батиста Пигаля, в период с 1764 года по 1768 – пенсионер Французской академии в Риме, где изучал античную скульптуру, произведения Пьера Пюже и Лоренцо Бернини, занимался анатомией (анатомическая фигура “Экорше”, гипс, 1767, Школа изящных искусств, Париж). В 1805–1823 годах преподавал в парижской Школе изящных искусств.
Один из крупнейших мастеров европейского скульптурного портрета XVIII века, Гудон создал галерею ярких образов деятелей Просвещения и Великой французской революции, подчеркнув в них деятельное начало, незаурядность характеров: бюсты Жана Жака Руссо (гипс, 1778, Художественный музей, Шверин) и Оноре Габриеля Мирабо (терракота, 1791, Лувр, Париж), бюст (1778) и статуя (1781) Вольтера (мрамор, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург; терракота, Музей Фабре, Монпелье), бюст Наполеона I (терракота, 1806, Музей изящных искусств, Дижон), памятник Джорджу Вашингтону (мрамор, 1788, установлен в 1796 в Ричмонде).
Скульптурам Гудона присущи острота и многогранность психологической характеристики, прямая обращенность портретируемого к зрителю.
Будучи удостоен Римской премии 1761 г., до 1768 г. жил в Италии, где создал большие мраморные статуи святых Бруно и Иоанна Крестителя для церкви Санта-Мария-дельи-Анджели и «Экорше» — анатомическую студию человеческой фигуры, копии которой принято использовать для обучения студентов пластической анатомии. По возвращении во Францию представил на суд академиков мраморную фигуру дремлющего Морфея (ныне в Лувре), а в 1777 г. — динамичную фигуру нагой Дианы на охоте с луком в руке.

Общеевропейское признание и подобающие этому заработки Гудону принесли портреты знаменитых современников — Вольтера, Дидро, Екатерины II, Бенджамина Франклина, Джорджа Вашингтона, Мирабо, Неккера и др. Отталкиваясь от посмертной маски Руссо, он создал бронзовую статую мыслителя (находится в Лувре). Одна из самых знаменитых его работ — сидящая фигура насмешливого Вольтера, созданная в мраморе для Екатерины Второй (выставлена в Эрмитаже); её бронзовые копии были изготовлены для Комеди-Франсез, и для публичной библиотеки Санкт-Петербурга.

Гудон умел передать характер своей модели посредством тщательно выбранной позы, экспрессивного выражения лица и прямолинейного взгляда. Для большей непосредственности впечатления отказывался от тщательной отделки статуй, сохраняя следы своего резца. Среди характерных деталей его скульптурных портретов — красивые и эффектные складки одежды.

В зрелые годы работал в основном с глиной, зачастую поручая изготовление мраморной, бронзовой либо гипсовой статуи помощникам. Продолжал пользоваться успехом в годы Французской революции и при Наполеоне. В Версале ему установлен памятник.
Гудон был масоном и входил в величайшую масонскую ложу «Девять Сестёр»
Естественной простотой и лиричностью отличаются женские и детские портреты Гудона (“Портрет жены”, гипс, 1787, Лувр, Париж).

Терракотовый бюст французского философа Дени Дидро, исполненный Гудоном в натуральную величину, еще хранит следы рук скульптора, лепившего из сырой глины. Глаза Дидро устремлены мимо зрителя, подчеркивая границу между миром писателя и нашим. Подобно древнеримским бюстам, скульптура, для которой терракотовый бюст служил эскизом, имеет безупречно гладкую поверхность, однако менее тщательное моделло позволяет понять изнутри самый процесс воплощения художественной идеи в объемной форме.

Гудон, самый знаменитый французский скульптор XVIII века, чуть не попал в тюрьму во время революции. Среди его работ преобладают портреты, в том числе некоторых великих людей его времени.

Слава Гудона была такова, что американцы заказали скульптору статую своего полководца, Джорджа Вашингтона, в честь его победы в Войне за независимость в Северной Америке; скульптура стоит в Капитолии в Ричмонде, штат Виргиния.

Непосредственно с революционной эпохой связано публицистическое творчество Жана Антуана Гудона (1741 — 1828), создателя французского гражданственного портрета. Многогранность характеристик, психологизм, суровая правда и вера в человека отличают созданные им скульптурные портреты выдающихся людей времени, «составляющих славу или счастье своего отечества»: философов, ученых, критиков, борцов революции, политических деятелей.
Точно воспроизводя внешний облик модели, общественное положение, улавливая изменчивость настроений, мгновенность выражений, улыбку, быстрый, живой взгляд, скульптор не забывал о сохранении устойчивой целостности образа. Он воплощал в своих работах богатство духовной жизни, склад ума, характер, чувство самосознания личности. Герои Гудона действенны, целеустремленны, живут напряженной жизнью. Хмурый, с лихорадочным испытующим взглядом предстает Руссо (1778, Орлеан, Городской музей); точно прислушивается, готовый вступить в беседу Дидро (1771, Париж, Лувр); трибун 1789 года Мирабо (1790-е годы, Версаль), с надменным взглядом, словно парит над толпой, обращаясь к ней с речью; мужественный борец за независимость североамериканских колоний Англии Джордж Вашингтон в статуе в рост (США, Ричмонд, Виргиния, 1787—1792) — весь воплощение гражданственности, самодисциплины и самоотречения. Дыханием великой эпохи овеян поэтически-приподнятый образ композитора Глюка (1775, Веймар, Библиотека). Полон непосредственности и женского обаяния образ жены художника (ок. 1787 г., Париж, Лувр), редкий пример пластически законченной трактовки смеха.

Шедевр Гудона — мраморная статуя восьмидесятичетырехлетнего Вольтера (1781, Санкт-Петербург, Эрмитаж). Философ изображен сидящим в кресле, чуть подавшись вперед. Пирамидальное построение композиции придает ей монументальную уравновешенность. Подобие античной тоги с широкими складками драпирует его немощное тело и вносит оттенок гражданственной героизации в трактовку образа. Издали Вольтер кажется погруженным в глубокое раздумье. В чертах лица следы усталости, старческой хрупкости. При приближении к нему образ философа-мудреца резко меняется — Вольтер полон напряженной экспрессии. За складками одежды, в нервных руках, впившихся в кресло, чувствуется порывистое движение. Лицо полно внутреннего огня и полемического задора, озарено иронической улыбкой. Поражает сила острого взгляда, его проницательность. Образ Вольтера, гиганта человеческой мысли, вырастает до обобщения эпохи.

Вольтер в кресле


В творчестве крупнейшего скульптора реалистического направления Жана Антуана Гудона (1741–1828) большое место занимают портреты выдающихся деятелей, его современников. На протяжении многих лет он неоднократно обращался к образу великого философа и писателя Вольтера, создавая его изображения, различные по типу и характеру.

Итогом и вершиной этих поисков явилась одна из лучших работ мастера «Вольтер, сидящий в кресле» (зал 287). Гудон отвергает традиционные приемы парадных портретистов и излишне точное, натуралистическое копирование модели. Стремясь подчеркнуть то, что было главным в личности Вольтера – его ум, разоблачительную силу его мышления, которой так боялись церковь и аристократы, Гудон сознательно обращается к обобщению и условности. Изобразив старца в кресле, в широком плаще, скульптор придает фигуре монументальность, стабильность, подчеркивая при этом внутреннюю энергию наклоном головы и жестом рук, сжимающих подлокотники. Правдиво, без прикрас, запечатлевает он черты лица Вольтера: живые глаза, запавшие старческие щеки, длинный нос, язвительную улыбку. Особенно выразительны глаза – они кажутся прозрачными, блестящими. Гудон первым добивается этого эффекта, высверлив углубления зрачков (куда падает тень) и оставив нависающий кусочек белого мрамора, создающий иллюзию светового блика. Монументальная статуя Вольтера – один из наиболее значительных и ярких образцов реалистического искусства буржуазно-демократического направления, характерного для эпохи, непосредственно предшествовавшей французской буржуазной революции XVIII века. Победа революции и утверждение во Франции нового буржуазного строя определили дальнейший путь развития страны и ее культуры.

Дмитревский

Режиссировать драматические пьесы и спектакли русских комических опер Дмитревский начал в 1780 году в театре Книппера, затем в его постановке и частично при его участии шли все без исключения оперы Пашкевича, мелодрама

Буманц

Буманц своими произведениями создаёт атмосферу приятной неожиданности, яркой необычности, мягкости восприятия. Картины заставляют всматриваться в свой нетрадиционный мир, в свои очертания, и их зовущие краски, незатейливые и добрые.

Рафаэль-II

Впрочем, своему появлению в Риме Рафаэль был, несомненно, в первую очередь обязан самому себе — своей неуемной страсти к совершенствованию, ко всему новому, к работе крупной и масштабной. Начинается великий взлет.

Рафаэль-I

В декабре 1753 года специалисты отправились в Пьяченцу. На сей раз монахи предоставили им возможность обследовать картину. В своем отзыве Джованини напишет: несомненно, Рафаэль; состояние картины более или менее терпимое,

Фальконе-II

И Фальконе решил сам взяться за отливку статуи. Иного выхода нет. Фальконе не может не завершить своего дела. Слишком многое связано у него с этим монументом, и он должен довести его до конца. Конечно, он не литейщик. Но если нет мастера,

Фальконе-I

Эти десять лет в немалой степени помогли художнику и обрести свое кредо. Превращается за эти годы подмастерье-столяр в одного из образованнейших людей своего века. Ему, еще недавно с ошибками писавшему по-французски,

Серебрякова

Ее произведения рождались из постоянных раздумий и сильных душевных переживаний. Необычайно эмоциональная по натуре, она остро реагировала на все проявления жизни, близко принимала к сердцу радость и горе. Она любила

Кочар

Кочар пробовал себя в разных направлениях живописи, желая найти и утвердить в искусстве свой индивидуальный подход к миру и человеку в нем. Эти поиски не ограничивались чисто внешними техническими приемами, они были

Залькалн

Залькалн полон грандиозных проектов и замыслов, стремлений отдать всю энергию, весь творческий опыт своему народу, заставить улицы и площади города заговорить языком искусства. Он мечтал о «дворцах из грез» — величественных

Томский (Гришин)

На всю жизнь полюбил эту работу Николай. А когда подрос, начал помогать отцу. Металл стал послушен и его рукам.
Но думал ли юноша, что не вершковые железные поделки, а саженные бронзовые громады будут покорны его сильной

Белашова-Алексеева

Суть творческого процесса для Белашовой и состоит в высвобождении мысли, а это дело нелегкое, требующее громадных душевных сил. Для нее цель искусства заключается в том, чтобы принести человеку радость сопричастности

Лебедева

Вступать в поединок, в спор с мертвой природой, с вязкой, тяжелой массой глины, которую надо было одухотворить, насытить своим волнением, болью, мыслью и чувством. Она не копировала натуру, а заново творила мир — из глины

Мухина

В конце 1912 года Мухина переезжает в Париж и поступает в одну из частных академий, где преподавал Бурдель. Общение с Бурделем, живой пример его искусства, его тонкая художественная интуиция, его критика развивают в ней

Манизер

Огромная самодисциплина и поразительное трудолюбие сделали Матвея Манизера уже к тридцати годам трижды образованным человеком с широким кругом интересов и на редкость обширной эрудицией. Но любовь к скульптуре одержала

Меркуров

Дореволюционное творчество Меркурова было тесно связано с развитием так называемого стиля «модерн», с тенденциями стилизаторства. Ранним работам Меркурова свойственны статичность композиции, скованность движений,

Из всех видов искусства этот разнообразно одаренный человек выбирает скульптуру. На этот раз навсегда. Он хочет быть тем, кто оживляет камни, кто создает бронзовые легенды. Сам великий Репин, увидев рисунки Шадра, благословил его на этот путь

Андреев

Двадцать лет творческого труда — и три памятника. Даже если бы скульптор не создал ничего, кроме них, все равно его имя прочно вошло бы в историю искусства. Ибо все эти три памятника — столь непохожие по содержанию, настроению, форме

Ватагин

Искусству Ватагин учился от случая к случаю, бессистемно. Но настоящей его академией стала работа с натуры во многих зоопарках — и во время путешествий по отечеству, и по далеким заморским странам. Исполнились мечты

Эрьзя (Нефедов)

В Строгановское училище в Москве Эрьзю не приняли: переросток (ему в это время было уже двадцать пять лет). Директор училища Глоба сказал ему: «Вернись в деревню и плоди подобных себе». Юноша ответил: «Нет, не вернусь! Я буду

Шервуд

Но все же Шервуду удается поставить свой памятник. В 1910 году по его проекту в Кронштадте, на Якорной площади, перед Морским собором сооружается памятник адмиралу В. О. Макарову. На пятиметровой гранитной глыбе возвышается

ГМИИ: пластика малых форм



Статую заказал мастеру герцог Козимо Медичи в 1545 году, и спустя девять лет она была

Северные врата

В исполнении этих ворот Гиберти достигает в техническом отношении еще недостигнутой до него прежними художниками высоты, но стиль его еще не отрешается от стиля тречентистов, особенно

Бюст из Шершеля

Первоначальная догадка перерастает в уверенность: да, это портрет великой Клеопатры! И быть может, единственный ее достоверный скульптурный портрет! Поскольку давно уже оспаривают

Исаак и Авраам: две интерпретации

Несмотря на внешнюю тождественность, оба рельефа диаметрально противоположны, как внутренним содержанием, так и мотивами подробностей. У Брунеллески Авраам порывисто бросается с ножом

Скульптурные портреты Растрелли

Бюст был отлит в 1723 году, но лишь через шесть лет работавший под наблюдением Растрелли гравер Семанж завершил прочеканку деталей одежды, а также изображений на щитках панциря, в аллегорической форме

Статуэтки – изысканное украшение интерьера.

Фарфор издавна был олицетворением изящной и хрупкой красоты. Фарфоровые статуэтки отличаются поэтичностью, эмоциональностью, красочностью. Статуэтки из фарфора ангелов, фей, эльфов, девушек с цветочными корзинами помогают воссоздать романтический колорит.

Лаокоон

Он борется. Он еще борется. Но уже впилась в его бедро, обвившаяся вокруг его руки и руки старшего сына, змея, и все плотнее сжимает свои губительные кольца вокруг попавших в беду людей другая змея

Мать Пирчюписа

Окружив деревню, гитлеровцы произвели повальный грабеж, после чего, согнав всех мужчин в один дом, а женщин и детей в три других дома, зажгли эти дома. Пытавшихся вырваться и бежать фашистские изверги ловили и снова бросали в горевшие дома. Так

Андреевский Гоголь

Но это было лишь начало неприятностей, выпавших на долю памятника. Сразу же после его открытия поднялась невообразимая газетная шумиха. Особенно громко возмущались «Московские ведомости» и «Новое время». Они писали, что

Пластика Эрьзи

Они очень интересны, эти работы, и все-таки в них запечатлено лишь мимолетное — не характер. Не то, что делает человека личностью, определяет его отношение к жизни и миру. Главное в творчестве Эрьзи — это портреты людей сильных

Секретный памятник Опекушина

Произведение, казалось бы, посвященное лицу официальному, должностному, не ученому или поэту, а губернатору Восточной Сибири, получилось возвышенным, одухотворенным, в нем нет налета казенщины.

Работы Триппеля

На цоколе памятника — рельефная сцена: персонаж из древнегреческой мифологии, перевозчик душ умерших через реки подземного царства в мир теней Харон со своей ладьей, около него несколько фигур ждут своей очереди, чтобы

Нидерландская скульптура

Надгробие, как было принято в те времена, представляло собою мраморный саркофаг, на котором помещалась фигура усопшего. По сторонам саркофага стояли фигурки плакальщиков – персонажей средневековых похоронных процессий. Их

Скульптура Бернини

В Эрмитаже представлены лишь небольшие, выполненные в терракоте, его работы: поздний «Автопортрет», полный внутренней энергии и динамики (что характерно для барокко), живо передает вдохновенный облик маэстро

Римские портреты

Возникают замечательные по глубине характеристики и мастерству исполнения портреты императоров, общественных деятелей, полководцев и частных лиц, передающие не только внешнее сходство, но раскрывающие и внутренний

Христос и Мефистофель

Начиная со статуи Христа, Антокольский ставил перед собой задачу передать в мраморе и бронзе духовную силу личности. При этом он отказался от передачи внутренней силы через мускульное напряжение,

Скульптура Родена

Великолепно обыгрывается контраст легких, пластичных тел и тяжести угловатого блока камня, от которого фигуры полностью не отделены. Композиционные решения и силуэты скульптур Родена настолько выразительны, что позволяют

Иван IV и Петр I

Выдвигая на первый план внутреннюю противоречивость фигуры Грозного, Антокольский тем самым стремился к объективности его характеристики. Он был чужд стремлению просто осудить Грозного, ибо чувствовал в нем величие духа,

Анимализм Лансере

Лансере считался с тем, что его скульптура будет рассматриваться с близкого расстояния и что обобщение форм, возможное в произведении, предназначенном для площади, в данном случае приобретает характер

Бык–победитель

Обер любил изображать диких зверей. Он любовался их мощью, проявляемой стихийно и необузданно. В скульптуре «Бык–победитель» (1885) мы встречаемся именно с таким образом. Могучее тело быка, нагнавшего увертливую

Читайте также: