Ван гог картина кресло гогена

Обновлено: 08.01.2025

Кресло Гогена

Картина "Кресло Гогена" была написана Винсентом Ван Гогом в декабре 1888 года и в настоящий момент принадлежит коллекции Музея Ван Гога в Амстердаме. Эту вещь можно и нужно воспринимать как парную еще одной работе того же периода, написанной месяцем раньше - "Стул Винсента с трубкой".

Помимо схожести названий и главных объектов, общим для обеих работ является то, что через этот предметы интерьера Ван Гог дает характеристику их отсутствующим владельцам, то есть, себе и Полю Гогену.

Отметим, что в отличие от стула Ван Гога, который гораздо более прост и, соответственно, менее удобен, кресло Гогена - с подлокотниками, с мягким превосходным сиденьем, и, что немаловажно, кресло этот не входит целиком в пространство картины, как будто норовя раздвинуть его ближайшей к зрителю ножкой.

Вторая часть плана заключалась в том, чтобы заставить другого художника остаться с ним и рисовать. В предыдущем году, в 1887 году, Поль Гоген переехал в Париж, где познакомился с Винсентом. Брат Винсента Тео, торговец произведениями искусства, представил художников друг другу. Винсент уважал Гогена и считал его идеальным художником для совместной работы в Арле. После некоторых уговоров, предпринятых Тео, Гоген согласился и прибыл в Арль 23 октября рано утром.

Поначалу художники прекрасно ладили. Они вместе ели, вместе пьянствовали, вместе ходили к "девочкам" и вместе рисовали, оставаясь практически неразлучными. Оба были увлечены импрессионизмом и рисовали одни и те же предметы, демонстрируя друг другу, как два художника могут по-разному показать одну и ту же сцену.

Идиллия, однако не продлилась долго. Начались творческие разногласия, а поскольку ни один не хотел уступать другом, совместное существование осложнялось частыми ссорами и становилось все более и более в тягость.

Гоген стал подумывать о том, чтобы уехать, а Ван Гог одновременно и желал, и боялся этого. Все зависело от настроения и количества выпитого: иногда Винсент ощущал прежнюю привязанность к своему товарищу, а иногда ненавидел его лютой ненавистью.

К декабрю решение Гогена покинуть Винсента созрело окончательно. Он написал другому художнику: «Пока я остаюсь здесь, но готов уйти в любой момент». Наконец, 23 декабря Винсент спросил Гогена, собирается ли он уезжать, и, когда Гоген ответил «да», Винсент ощутил внезапную и острую пустоту внутри.

Не говоря ни слова, он вырвал из газеты попавший ему на глаза фрагмент заголовка, гласивший "Убийца сбежал", и так же молча протянул этот клочок бумаги Полю Гогену. После ужина Гоген вышел на прогулку. Едва успев отдалиться от "Желтого дома" на десяток метров, он услышал за спиной приближающиеся шаги Винсента.

Повернувшись он увидел Ван Гога, быстро идущего к нему с бритвой в руке. Зрелище это совершенно Гогену не понравилось - и мы прекрасно его понимаем! Впрочем, не дойдя до оппонента нескольких шагов, Винсент внезапно остановился, опустил голову, повернулся, и так же быстро ушел в обратном направлении.

Решив не испытывать судьбу, Поль Гоген предпочел переночевать в отеле. Что до Ван Гога - тем же вечером, в районе 22:00, он снова схватился за бритву и совершил членовредительство, отрезав себе мочку уха. Позже полиция онаружила кровь в разных местах квартиры, кровавые отпечатки рук Винсента на стенах и валявшиеся повсюду пропитанные кровью тряпки.

Отрезанную часть уха Винсент завернул его в газету. Кое-как перевязав рану и надев шляпу, он вышел из дома и привычной тропою направился в близлежащий бордель, где вручил завернутую в газету мочку уха проститутке по имени Рейчел, наказав остолбеневшей от ужаса девице "тщательно охранять этот объект".

Утром следующего дня Гоген, решивший вернуть в "Желтый дом" нашел там полицию, окруженную топлой зевак. Полицейские обнаружили Ван Гога в залитой кровью постели и поначалу посчитали его мертвым решив, что художник совершил самоубийство - однако выяснилось, что он спит тяжелым похмельным сном.

Убедившись, что Ван Гог жив, Поль Гоген мигом собрал пожитки и уехал в Париж, а Ван Гог был доставлен в клинику для умалишенных, где, придя в себя, постоянно твердил о "своем друге Поле", и просил увидеться с ним. Бедняга, он надеялся, что дружбу еще можно спасти, и мечтал о том, как они с Гогенам снова будут работать и жить вместе - чему, увы, не суждено было случиться.

"Катастрофой" этот случай стал потому, что с уехавшим, а точнее, бежавшим Гогеном для Винсента умерла последняя его мечта, наполнявшая его жизнь смыслом и целью - мечта о колонии свободных художников. Отнимите у человека мечту - и ему незачем станет жить. А как только он поймет, что ему незачем жить - организм услужливо сделает все остальное: то есть, запустит механизм самоуничтожения. Нечто подобное произошло и с Ван Гогом.

Самое удивительное в этом то, что агонизирующий и скорый, действительно подобный катастрофе закат Ван Гога был отмечен большим числом поистине прекрасных работ - лучших, что были созданы художником за жизнь.

Сколько стоят картины Винсента Ван Гога?

Самые дорогие картины Ван Гога

Сколько стоят картины Винсента Ван Гога? Для многих, верятно, удивлением будет узнать, что картины Ван Гога, принимая во внимание их продажную стоимость на аукционах, сегодня не входят даже в первую десятку самых дорогих картин мира. Но следует принимать во внимание один существенный момент: деньги, даже если это "твердая зеленая валюта", в разные периоды времени стоят неодинаково. И, скажем, миллион долларов США 30 лет назад и сегодня - это совсем "разные" миллионы".

БОльшая часть картин Винсента Ван Гога приобреталась 20, а то и 30 лет назад. Поэтому и сегодня, с учетом инфляции, стоимость картин Ван Гога весьма и весьма впечатляет! А в свое время продажные цены его шедевров били один за другим аукционные рекорды и удерживали их в течение многих лет. Итак, самые дорогие картины Ван Гога!

Ваза с ромашками и красными маками - 61,8 млн долларов

Самые дорогие картины Винсента Ван Гога

Картина "Ваза с ромашками и красными маками" была написана Винсентом Ван Гогом в 1890 году, за несколько дней до отъезда из Сан-Реми де Прованс, где художник прожил более года в психиатрической лечебнице Сен-Поль.

Парадокс ситуации заключается в том, что, пожалуй, нигде Ван Гог не работал так много - и нигде он не написал столько шедевров, которым впоследствии суждено было сделать его имя бессмертным. Незадолго до отъезда Сен-Реми Ван Гог начал работу над серией цветочных картин - чтобы несколько отойти от основной тематики. Ван Гог, как известно, периодически возвращался к натюрмортам и цветочной теме на протяжении своей недолгой карьеры.

Картина, как и многие другие "цветочные вещи" Ван Гога, пронизана ощущением покоя и умиротворенности. Несомненно, для Ван Гога, внутренние демоны которого, так или иначе просачивались и в его картины, заряжая их искрящейся болезненной энергией, переход на изображение цветов был очередной попыткой бегства в мир чистой красоты, который, увы, не мог приютить художника надолго.

В октябре 2014 картина "Ваза с ромашками и красными маками" была продана на аукционе Сотби за 61,8 млн долларов. читать полностью

Портрет доктора Гаше - 82,5 млн долларов

Винсент ван Гог - портрет докотра Гаше

«Портрет доктора Гаше» (фр. Portrait du Dr Gachet avec branche de digitale) — картина нидерландского живописца Винсента ван Гога, написанная в июне 1890 года, незадолго до смерти художника. Портрет Поля Гаше, который следил за здоровьем художника на склоне его жизни, с веточкой наперстянки (из которой он приготовлял для художника лечебное снадобье) был продан на аукционе «Кристис» 15 мая 1990 года за рекордную сумму в 82,5 млн долларов.

В течение следующих 15 лет картина возглавляла список самых дорогих картин мира (из выставляемых на продажу). После смерти Ван Гога картина в наследство перешла его сестре, которая, в свою очередь, в 1897 году продала её частному коллекционеру. Картина несколько раз переходила из рук в руки, пока её не приобрёл в 1911 году Штеделевский художественный институт. Картина пребывала во Франкфурте-на-Майне до 1937 года. В 1933 году после прихода к власти национал-социалистов, картину снимают с выставки и переносят в хранилище музея.

В 1937 году на волне кампании по избавлению от так называемого «дегенеративного искусства», картина была конфискована Имперским министерством народного просвещения и пропаганды. В 1938 году Герман Геринг продал картину дилеру произведений искусства в Амстердам, а тот, в свою очередь, перепродал её частному коллекционеру Зигфриду Крамарски, который бежал во время войны вместе с ней в США. В дальнейшем картина часто выставлялась в музее Метрополитен.

В 1990 году семья Крамарски выставляет картину на аукцион, где она была продана за рекордную сумму (82,5 млн долларов) японскому магнату Рёэй Сайто, который в свою очередь после покупки вызвал сильный скандал, высказав намерение кремировать полотно вместе с ним после его смерти.

Хотя позднее скандал удалось замять, под предлогом того, что данные слова были сказаны от сильно эмоционального переживания (по другим данным — дезинформация, намеренно пущенная для проверки подлинности картины). В 1996 году, после смерти владельца, картина была продана в международный инвестиционный фонд, который, в свою очередь, вскоре продал её в «неизвестные руки».читать полностью

Портрет Джозефа Роулина - 58 млн долларов

Сколько стоят картины ван Гога

1 августа 1989 года картина Винсента ван Гога "Портрет почтальона Джозефа Роулина была продана частным коллекционером из Цюриха Музею современного искусства в в Ньй-Йорке за 58 миллионов долларов (сделка также включала обмен некоторых других работ.)

После переезда в Арль Винсент Ван Гог обзавелся немалым числом новых знакомых. Среди них был и почтальон Жозеф Рулен - коренастый, сурового вида, но доброго характера человек. Художник часто бывал в у Роулина в гостях, чувствуя себя там, как дома. Супруга и другие члены семьи Роулина не раз позировали Ван Гогу для портретов.

Самого почтальона художник писал несколько раз, изображая его каждый раз на новом фоне. Жозеф Рулен был человеком простым, прямолинейным и открытым. Вместе с супругой он навещал Ван Гога в больнице, куда тот попал в 1889 году. В письмах к брату художник очень тепло отзывался об этих людях, называя Джозефа своим другом.

Вспаханное поле и пахарь - 81,1 млн долларов

Винсент Ван Гог начал работу над картиной «Вспаханное поле и пахарь» в последние дни августа 1889 года, а завершил 2 сентября. Размер данного холста - 50,3 х 64,9 см.

На картине изображен вид из окна психиатрической лечебницы Сен-Поль в Сен-Реми-де-Прованс, где художник находился в течение года перед смертью, лечась от эпилепсии, возможно, спровоцированной частым употреблением абсента. В конце 2017 года картина Винсента Ван Гога (1853-1890) "Вспаханное поле и пахарь" ушла с молотка на Christie's в Нью-Йорке за 81,1 млн долларов. читать статью полностью

Ирисы - 53,9 млн долларов

Ирисы самые дорогие картины Ван Гога

«Ирисы» (фр. Les Iris) — картина нидерландского живописца Винсента ван Гога. «Ирисы» были написаны художником в 1889 году — в то время, когда он жил в лечебнице Святого Павла Мавзолийского близ Сен-Реми-де-Прованс, за год до своей смерти.

В картине отсутствует высокая напряжённость, которая проявляется в его последующих работах. Он назвал картину «громоотвод для моей болезни», потому что он чувствовал, что может сдерживать свой недуг, продолжая писать. В картине прослеживается влияние японских гравюр укиё-э, как и в других работах Ван Гога и части его современников. Это сходство проявляется в выделении контуров объектов, необычных ракурсах, наличии детально прорисованных областей, залитых сплошным цветом, не соответствующим реальности.

Одновременно с «Ирисами» Ван Гог написал картину «Куст», ныне находящуюся в собрании Эрмитажа. Сам художник в письме к своему брату Тео писал об этом: «У меня в работе два новых сюжета, найденные здесь в саду, — лиловые ирисы и куст сирени. Мысль о том, что я должен трудиться, всё сильнее овладевает мною, и я надеюсь, что моя работоспособность вскоре полностью восстановится. Беда лишь в том, что работа зачастую слишком уж захватывает меня, поэтому мне кажется, что я навсегда останусь оторванным от жизни и не способным ни на что другое, кроме своего ремесла». Через два месяца обе эти картины были уже готовы и отправлены брату; Винсент в сопровождающем письме, написанном около 9 июля, называет их «Ирисы» и «Сирень».

Первым владельцем полотна был французский искусствовед и анархист Октав Мирбо, заплативший за полотно 300 франков. В 1987 году «Ирисы» стали самой дорогой картиной, установив рекорд, который продержался на протяжении двух с половиной лет[3]; в то время картина была продана за 53,9 млн долларов Алану Бонду, но у него не было достаточно денег, чтобы завершить сделку. «Ирисы» были перепроданы в 1990 году музею Гетти в Лос-Анджелесе.

Портрет художника без бороды - 71,5 млн долларов

Портрет художника без бороды - Винсент Ван Гог

«Портрет художника без бороды» (фр. Portrait de l'artiste sans barbe), или "Автопортрет без бороды" — картина нидерландского художника Винсента Ван Гога, написанная в сентябре 1889 года в Сен-Реми-де-Прованс. Картина, была, возможно, последним автопортретом художника, написанная за год до его смерти. Одна из самых дорогих картин Ван Гога.

Ван Гог, известный своими пейзажами, будто бы считал портретные рисунки своим величайшим вызовом. Он говорил о портретных исследованиях: «Это единственное в живописи, что волнует меня до глубины моей души и которое заставляет меня чувствовать бесконечность больше, чем что-либо ещё». Своей сестре Вил он написал: «Я хотел бы нарисовать портреты, которые бы смотрелись спустя столетие для живущих тогда людей, как призраки. Под этим я подразумеваю, что я не стремлюсь достичь этого с помощью фотографического сходства, но имею в виду наши страстные эмоции — то есть, используя наши знания и наш современный вкус для цвет как средство достижения выражения и усиления характера».

Автопортрет — одна из самых дорогих картин всех времён, проданная в 1998 году в Нью-Йорке за 71,5 млн долларов. На тот момент она являлась третьей (или четвертой, с поправкой на инфляцию) среди всех когда-либо проданных картин мира. Портрет был написан в 1889 году, когда художник находился в психиатрической лечебнице в Сен-Реми-де-Прованс во Франции. Художник написал картину в качестве подарка для своей матери на её 70-летие, чтобы убедить её, что он счастлив и здоров - что, увы, совсем не соответствовало действительности.

Подсолнухи (1-ый цикл, 4-ый вариант) - 39,7 млн долларов

Самый дорогой по продажной стоимости вариант "Подсолнухов" - двух циклов картин голландского художника. Была продана 30 марта 1987 года невесткой Честера Битти Ясуо Гото, на лондонском Christie’s, за 39,7 миллиона долларов.

Еще одна рекордная цена на момент продажи. Самая дорогая картина из его серии «Подсолнухи». Этими картинами он намеревался украсить свой дом до того, как его дорогой друг (на которого он однажды якобы напал с ножом) Поль Гоген собирался прийти в его дом.

Аллея Алискана - 66,3 млн долларов

Ван Гог - самые дорогие картины

Алискан - название древнеримского некрополя, расположенного за пределами римских оборонительных стен на юго-востоке. По мере индустриализации большая часть территории римского клабдища была занята фабриками, а также железной дорогой. Сохранилась, главным образом, усаженная тополями аллея, ведущая к часовне.

В мае 2015 одна из картин "Алискан" была продана с аукциона Сотби за 66,3 млн долларов, еще раз подтвердив репутацию Ван Гога, как одного из самых "модных" среди мультимиллионеров и миллиардеров художников. читать статью полностью

Ван Гог «Кресло Поля Гогена (Стул Гогена)»

Ван Гог «Кресло Поля Гогена (Стул Гогена)»

Картина художника Винсента Ван Гога «Кресло Поля Гогена (Стул Гогена)» 1888 г.
Холст, масло. 90.5 x 72.5 см. Музей Винсента Ван Гога, Амстердам, Нидерланды.

Ещё картины

Ван Гог «Закат в Монмажуре». Описание картины

Ван Гог «Закат в Монмажуре». Описание картины

Ван Гог «Палата Арльзкой больницы»

Ван Гог «Палата Арльзкой больницы»

Ван Гог «Розовый куст в цвету»

Ван Гог «Розовый куст в цвету»

Ван Гог «Красные каштаны в общественном парке в Арле»

Ван Гог «Красные каштаны в общественном парке в Арле»

Ван Гог «Портрет почтальона Жозефа Рулена V»

Ван Гог «Портрет почтальона Жозефа Рулена V»

Ван Гог «Портрет почтальона Жозефа Рулена IV»

Ван Гог «Портрет почтальона Жозефа Рулена IV»

Ван Гог «Портрет почтальона Жозефа Рулена III». Описание картины

Ван Гог «Портрет почтальона Жозефа Рулена III». Описание картины

Ван Гог «Голые ивы»

Ван Гог «Фруктовый сад в цвету с видом на Арль»

Ван Гог «Фруктовый сад в цвету с видом на Арль»

Ван Гог «Ла Кро и персики в цвету»

Ван Гог «Ла Кро и персики в цвету»

Ван Гог «Поле желтых цветов»

Ван Гог «Поле желтых цветов»

Ван Гог «Двор Арльзкой больницы»

Ван Гог «Двор Арльзкой больницы»

Ван Гог «Пучки травы»

Ван Гог «Пучки травы»

Ван Гог «Две белых бабочки»

Ван Гог «Две белых бабочки»

Ван Гог «Колыбельная (Августина Рулен) IV». Описание картины

Ван Гог «Колыбельная (Августина Рулен) IV». Описание картины

Ван Гог «Колыбельная (Августина Рулен) III»

Ван Гог «Колыбельная (Августина Рулен) III»

Ван Гог «Два краба». Описание картины

Ван Гог «Два краба». Описание картины

Ван Гог «Натюрморт: двенадцать подсолнухов в вазе II»

Ван Гог «Натюрморт: пятнадцать подсолнухов в вазе III»

Ван Гог «Натюрморт: пятнадцать подсолнухов в вазе III»

Ван Гог «Натюрморт: пятнадцать подсолнухов в вазе II»

Ван Гог «Натюрморт: пятнадцать подсолнухов в вазе II»

Ван Гог «Натюрморт: чертежная доска, трубка, лук и сургуч»

Ван Гог «Натюрморт: чертежная доска, трубка, лук и сургуч»

Ван Гог «Натюрморт: копченая селедка на куске желтой бумаги»

Ван Гог «Натюрморт: копченая селедка на куске желтой бумаги»

Ван Гог «Натюрморт с апельсинами, лимонами и синими перчатками»

Ван Гог «Натюрморт с апельсинами, лимонами и синими перчатками»

Ван Гог «Автопортрет с перевязанным ухом и трубкой». Описание картины

Ван Гог «Автопортрет с перевязанным ухом и трубкой». Описание картины

Комментировать Cancel reply

ПОИСК КАРТИНЫ

Картины

Гоген. Ранние работы

Гоген. Бретонский период

Гоген. Таити 1

Гоген. Париж

Гоген. Таити 2

Биографии

После годичного пребывания в Сен-Реми, Винсент считает, что его состояние стабильно, и он должен покинуть Юг, полагая, что новое равновесие наступит на Севере, о котором он старается вспоминать только приятное.

Ван Гог «Крыши. Вид из мастерской». Описание картины

Ван Гог «Крыши. Вид из мастерской». Описание картины

Ван Гог «Ферма и кипы торфа»

Ван Гог «Крестьянин сжигающий сорняки»

Ван Гог «Две женщины на вересковой пустоши». Описание картины

Ван Гог. Нюэнен, Антверпен 1883-86

Ван Гог «Череп с горящей сигаретой». Описание картины

Ван Гог «Череп с горящей сигаретой». Описание картины

Картину «Череп с горящей сигаретой» Ван Гог написал в 1886 году в Анверпене. Этот период . Смотреть »

Ван Гог «Портрет женщины в голубом»

Ван Гог «Портрет женщины с красной лентой»

Ван Гог «Портрет старика с бородой»

Ван Гог. Париж 1886-88

Ван Гог «Автопортрет перед мольбертом». Описание картины

Ван Гог «Автопортрет перед мольбертом». Описание картины

За свою творческую жизнь Ван Гог написал множество автопортретов. Для него это было одной из . Смотреть »

Ван Гог «Натюрморт с грушами». Описание картины

Ван Гог «Череп II»

Ван Гог «Череп»

Ван Гог «Закат в Монмажуре». Описание картины

Ван Гог «Закат в Монмажуре». Описание картины

Картину «Закат в Монмажуре» Ван Гог написал во время пребывания на юге Франции, в наиболее . Смотреть »

Ван Гог «Палата Арльзкой больницы»

Ван Гог «Розовый куст в цвету»

Ван Гог «Красные каштаны в общественном парке в Арле»

Ван Гог. Сен-Реми 1889-90

Ван Гог «Дорога с кипарисом и звездой». Описание картины

Ван Гог «Дорога с кипарисом и звездой». Описание картины

Эта работа написана художником в последний год его жизни, когда приступы душевной болезни чередовались с . Смотреть »

Ван Гог «Натюрморт: ваза с розами». Описание картины

Ван Гог «Натюрморт: ваза с ирисами на желтом фоне». Описание картины

Ван Гог «Натюрморт: ваза с ирисами». Описание картины

Ван Гог. Овер 1890

Ван Гог «Вороны на пшеничном поле (Пшеничное поле с воронами)». Описание картины

Ван Гог «Вороны на пшеничном поле (Пшеничное поле с воронами)». Описание картины

Ван Гог «Пшеничные поля и Овер на заднем плане»

Ван Гог «Пшеничные поля в Овере под облачным небом»

Ван Гог «Пшеничное поле с васильками». Описание картины

Гоген. Ранние работы

Поль Гоген «Женщины купаются»

Поль Гоген «Женщины купаются»

Картина художника Поля Гогена «Женщины купаются» 1885 г. Холст, масло. Национальный музей западного искусства, Токио, . Смотреть »

Поль Гоген «Конец зимы»

Поль Гоген «Ивы»

Поль Гоген «Белый дом»

Гоген. Бретонский период 1886-90

Поль Гоген «Натюрморт яблоками и зеленой вазой»

Поль Гоген «Натюрморт яблоками и зеленой вазой»

Картина художника Поля Гогена «Натюрморт яблоками и зеленой вазой» 1890 г. Холст, масло. Частная коллекция. Смотреть »

Поль Гоген «Автопортрет с желтым Христом». Описание картины

Поль Гоген «Автопортрет II»

Поль Гоген «Жатва на побережье»

Гоген. 1-й Таитянский период 1891-93

Поль Гоген «Ноа Ноа: Земля обетованная»

Поль Гоген «Ноа Ноа: Земля обетованная»

Ксилография художника Поля Гогена «Ноа Ноа: Земля обетованная» 1893 г. Бумага. 47,6 x 27,2 см. . Смотреть »

Поль Гоген «Женщина, держащая плод». Описание картины

Поль Гоген «Момент истины II»

Поль Гоген «Посланцы Оро»

Гоген. Парижский период 1894-95

Поль Гоген «Дитя»

Поль Гоген «Дитя»

Картина художника Поля Гогена «Дитя» 1895 г. Холст, масло. 32,1 x 25,4 см. Частная коллекция. Смотреть »

Поль Гоген «Юная христианка»

Поль Гоген «Деревня в снегу»

Поль Гоген «Гитарист»

Гоген. 2-й Таитянский период 1895-03

Поль Гоген «Мечта». Описание картины

Поль Гоген «Мечта». Описание картины

Поиск чистых средств выразительности и сюжетов, отмежёванных от европейской мастеровитости и замысловатости – вот что . Смотреть »

Поль Гоген «Женщины и белая лошадь»

Поль Гоген «Заклинание»

Поль Гоген «Автопортрет в очках»

ПОИСК КАРТИНЫ

Картины

Гоген. Ранние работы

Гоген. Бретонский период

Гоген. Таити 1

Гоген. Париж

Гоген. Таити 2

Ван Гог. Гоген. Биографии

Биографии

Винсент с бритвой в руках бросается на Гогена, и тот вынужден бежать в гостиницу. Не контролирующий своих действий Ван Гог, отрезает себе мочку уха и «дарит» ее общей знакомой – проститутке Рашель. Существует также версия (общепринятая), что Ван Гог собирался зарезать спящего Гогена, и только счастливая случайность спасла его от трагедии, а часть отрезанного уха свидетельствует о раскаянии Винсента.

Кресло Гогена - Винсент Ван Гог

Кресло Гогена

Картина "Кресло Гогена" была написана Винсентом Ван Гогом в декабре 1888 года и в настоящий момент принадлежит коллекции Музея Ван Гога в Амстердаме. Эту вещь можно и нужно воспринимать как парную еще одной работе того же периода, написанной месяцем раньше - "Стул Винсента с трубкой".

Помимо схожести названий и главных объектов, общим для обеих работ является то, что через этот предметы интерьера Ван Гог дает характеристику их отсутствующим владельцам, то есть, себе и Полю Гогену.

Отметим, что в отличие от стула Ван Гога, который гораздо более прост и, соответственно, менее удобен, кресло Гогена - с подлокотниками, с мягким превосходным сиденьем, и, что немаловажно, кресло этот не входит целиком в пространство картины, как будто норовя раздвинуть его ближайшей к зрителю ножкой.

Вторая часть плана заключалась в том, чтобы заставить другого художника остаться с ним и рисовать. В предыдущем году, в 1887 году, Поль Гоген переехал в Париж, где познакомился с Винсентом. Брат Винсента Тео, торговец произведениями искусства, представил художников друг другу. Винсент уважал Гогена и считал его идеальным художником для совместной работы в Арле. После некоторых уговоров, предпринятых Тео, Гоген согласился и прибыл в Арль 23 октября рано утром.

Поначалу художники прекрасно ладили. Они вместе ели, вместе пьянствовали, вместе ходили к "девочкам" и вместе рисовали, оставаясь практически неразлучными. Оба были увлечены импрессионизмом и рисовали одни и те же предметы, демонстрируя друг другу, как два художника могут по-разному показать одну и ту же сцену.

Идиллия, однако не продлилась долго. Начались творческие разногласия, а поскольку ни один не хотел уступать другом, совместное существование осложнялось частыми ссорами и становилось все более и более в тягость.

Гоген стал подумывать о том, чтобы уехать, а Ван Гог одновременно и желал, и боялся этого. Все зависело от настроения и количества выпитого: иногда Винсент ощущал прежнюю привязанность к своему товарищу, а иногда ненавидел его лютой ненавистью.

К декабрю решение Гогена покинуть Винсента созрело окончательно. Он написал другому художнику: «Пока я остаюсь здесь, но готов уйти в любой момент». Наконец, 23 декабря Винсент спросил Гогена, собирается ли он уезжать, и, когда Гоген ответил «да», Винсент ощутил внезапную и острую пустоту внутри.

Не говоря ни слова, он вырвал из газеты попавший ему на глаза фрагмент заголовка, гласивший "Убийца сбежал", и так же молча протянул этот клочок бумаги Полю Гогену. После ужина Гоген вышел на прогулку. Едва успев отдалиться от "Желтого дома" на десяток метров, он услышал за спиной приближающиеся шаги Винсента.

Повернувшись он увидел Ван Гога, быстро идущего к нему с бритвой в руке. Зрелище это совершенно Гогену не понравилось - и мы прекрасно его понимаем! Впрочем, не дойдя до оппонента нескольких шагов, Винсент внезапно остановился, опустил голову, повернулся, и так же быстро ушел в обратном направлении.

Решив не испытывать судьбу, Поль Гоген предпочел переночевать в отеле. Что до Ван Гога - тем же вечером, в районе 22:00, он снова схватился за бритву и совершил членовредительство, отрезав себе мочку уха. Позже полиция онаружила кровь в разных местах квартиры, кровавые отпечатки рук Винсента на стенах и валявшиеся повсюду пропитанные кровью тряпки.

Отрезанную часть уха Винсент завернул его в газету. Кое-как перевязав рану и надев шляпу, он вышел из дома и привычной тропою направился в близлежащий бордель, где вручил завернутую в газету мочку уха проститутке по имени Рейчел, наказав остолбеневшей от ужаса девице "тщательно охранять этот объект".

Утром следующего дня Гоген, решивший вернуть в "Желтый дом" нашел там полицию, окруженную топлой зевак. Полицейские обнаружили Ван Гога в залитой кровью постели и поначалу посчитали его мертвым решив, что художник совершил самоубийство - однако выяснилось, что он спит тяжелым похмельным сном.

Убедившись, что Ван Гог жив, Поль Гоген мигом собрал пожитки и уехал в Париж, а Ван Гог был доставлен в клинику для умалишенных, где, придя в себя, постоянно твердил о "своем друге Поле", и просил увидеться с ним. Бедняга, он надеялся, что дружбу еще можно спасти, и мечтал о том, как они с Гогенам снова будут работать и жить вместе - чему, увы, не суждено было случиться.

"Катастрофой" этот случай стал потому, что с уехавшим, а точнее, бежавшим Гогеном для Винсента умерла последняя его мечта, наполнявшая его жизнь смыслом и целью - мечта о колонии свободных художников. Отнимите у человека мечту - и ему незачем станет жить. А как только он поймет, что ему незачем жить - организм услужливо сделает все остальное: то есть, запустит механизм самоуничтожения. Нечто подобное произошло и с Ван Гогом.

Самое удивительное в этом то, что агонизирующий и скорый, действительно подобный катастрофе закат Ван Гога был отмечен большим числом поистине прекрасных работ - лучших, что были созданы художником за жизнь.

Читайте также: