В углу дивана блок анализ

Обновлено: 22.01.2025

Cтихотворение состоит из 11-ти строф (всего 22 строки)
Размер: чётностопный хорей
Стопа: двухсложная с ударением на 1-м слоге ( — )
------------------------------------------------------------------------
1-я cтрофа - 2 строки, двухстишие.
Рифмы: дозвенели-Угольки.
Рифмовка: AB

2-я cтрофа - 2 строки, двухстишие.
Рифмы: догорели-Огоньки.
Рифмовка: AB

3-я cтрофа - 2 строки, двухстишие.
Рифмы: тонут-Корабли.
Рифмовка: AB

4-я cтрофа - 2 строки, двухстишие.
Рифмы: стонут-Журавли.
Рифмовка: AB

5-я cтрофа - 2 строки, двухстишие.
Рифмы: сердце-поэт.
Рифмовка: AB

6-я cтрофа - 2 строки, двухстишие.
Рифмы: сказки-Расскажу.
Рифмовка: AB

7-я cтрофа - 2 строки, двухстишие.
Рифмы: маски-Приведу.
Рифмовка: AB

9-я cтрофа - 2 строки, двухстишие.
Рифмы: видений-стене.
Рифмовка: AB

10-я cтрофа - 2 строки, двухстишие.
Рифмы: склонит-тобой.
Рифмовка: AB

11-я cтрофа - 2 строки, двухстишие.
Рифмы: уронит-Голубой.
Рифмовка: AB

Анализ стихотворения сделан программой в реальном времени

Используйте короткие ссылки для сокращения длинных адресов

Разностопный размер

Разностопный размер - размер, в котором строки стихотворения состоят из различного кол-ва стоп (например, чередование строк, написанных двухстопным и трёхстопным дактилем или четырёхстопным и пятистопным амфибрахием, и пр.).
Четностопный размер - вариация разностопного размера с исключительно чётным кол-вом стоп во всех строках стихотворения (например, комбинации строк, написанных двухстопным и четырёхстопным ямбом, и т.п.).
Пример чётностопного дактиля:

Сад весь в цвету, 2
Вечер в огне, 2
Так освежительно-радостно мне! 4
( А.Фет )

Нечётностопный размер - строки с исключительно нечётным кол-вом стоп (например, строки с трёхстопным и пятистопным хорееем).
Пример нечётностопного ямба:

Летят, блестят мелькающие спицы, 5
Тоскую и дрожу, 3
А все вперед с летящей колесницы, 5
А все вперед гляжу. 3
(Иван Бунин)

Строфа

Строфа - это объединение двух или нескольких строк стихотворения, имеющих интонационное сходство или общую систему рифм, и регулярно или периодически повторяющееся в стихотворении. Большинство стихотворений делятся на строфы и т.о. являются строфическими. Если разделения на строфы нет, такие стихи принято называть астрофическими. Самая популярная строфа в русской поэзии - четверостишие (катрен, 4 строки). Широко употребимыми строфами также являются: двустишие (дистих), трёхстишие (терцет), пятистишие, шестистишие (секстина), восьмистишие (октава) и др. Больше о строфах

Стихотворная стопа

Стопа - это единица длины стиха, состоящая из повторяющейся последовательности ударного и безударных слогов.
Двухсложные стопы состоят из двух слогов:
хорей (ударный и безударный слог), ямб (безударный и ударный слог) - самая распостранённая стопа в русской поэзии.
Трёхсложные стопы - последовательность из 3-х слогов:
дактиль (ударный слог первый из трёх), амфибрахий (ударный слог второй из трёх), анапест (ударный слог третий).
Четырёхсложная стопа - пеон - четыре слога, где ударный слог может регулярно повторяться на месте любого из четырёх слогов: первый пеон - пеон с ударением на первом слоге, второй пеон - с ударением на втором слоге и так далее.
Пятисложная стопа состоит из пяти слогов: пентон - ударный слог третий из пяти.
Больше о стопах

Стихотворный размер

Размер - это способ звуковой организации стиха; порядок чередования ударных и безударных слогов в стопе стихотворения. Размер стихотворения повторяет название стопы и указывает на кол-во стоп в строке. Любая стопа может повторяться в строке несколько раз (от одного до восьми, и более). Кол-во повторов стопы и определяет полный размер стиха, например: одностопный пентон, двухстопный пеон, трехстопный анапест, четырёхстопный ямб, пятистопный дактиль, шестистопный хорей и т.д. Больше о размерах

Рифма

Рифма - это звуковой повтор, традиционно используемый в поэзии и, как правило, расположенный и ожидаемый на концах строк в стихах. Рифма скрепляет собой строки и вызывает ощущение звуковой гармонии и смысловой законченности определённых частей стихотворения. Рифмы помогают ритмическому восприятию строк и строф, выполняют запоминательную функцию в стихах и усиливают воздействие поэзии как искусства благодаря изысканному благозвучию слов. Больше о рифмах

Рифмовка

Рифмовка - это порядок чередования рифм в стихах. Основные способы рифмовки: смежная рифмовка (рифмуются соседние строки: AA ВВ СС DD), перекрёстная рифмовка (строки рифмуются через одну: ABAB), кольцевая или опоясывающая рифмовка (строки рифмуются между собой через две другие строки со смежной рифмовкой: ABBA), холостая (частичная рифмовка в четверостишии с отсутствием рифмы между первой и третьей строкой: АBCB), гиперхолостая рифмовка (в четверостишии рифма есть только к первой строке, а ожидаемая рифма между второй и четвёртой строкой отсутствует: ABAC, ABCA, AABC), смешанная или вольная рифмовка (рифмовка в сложных строфах с различными комбинациями рифмованных строк). Больше о рифмовке

Приемы анализа поэтических символов стихотворений А.Блока.
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Приемы анализа поэтических символов стихотворений А.Блока.

ВложениеРазмер
blok_statya.doc 50.5 КБ
Подтяните оценки и знания с репетитором Учи.ру

За лето ребенок растерял знания и нахватал плохих оценок? Не беда! Опытные педагоги помогут вспомнить забытое и лучше понять школьную программу. Переходите на сайт и записывайтесь на бесплатный вводный урок с репетитором.

Вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

Предварительный просмотр:

Только для журнала «Русская словесность»

Приемы анализа поэтических символов стихотворений А.Блока.

Модернистскими литературными течениями, заявившими о себе в период с 1890 по 1917 годы, в литературоведении принято называть прежде всего три: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты второй волны модернизма, вошедшие в литературу в первой половине 90-х годов XIX века, предпочитали называть себя символистами. Символизм - самое яркое из модернистских течений, возникших в России. Символисты стремились максимально использовать ассоциативные возможности слова, обогатили поэтическую культуру множеством открытий, придали слову неведомую прежде динамичность. Символ не предполагает однозначного понимания, содержит в себе бесконечность разнообразных смыслов, ассоциаций, возможность неограниченной трактовки значений. В. Иванов, говоря о многозначности символа, утверждал, что "символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаем в своем значении".

Сложность уроков в том, что анализ требует наличия у учащихся широкого кругозора в области лирики "Серебряного века", философских воззрений В.Соловьева, возникает необходимость обратиться к творчеству поэтов XIX века. Учитель оказывается перед необходимостью как можно глубже раскрыть проблематику творчества поэта, научить осознанному анализу, с одной стороны, и, с другой стороны, создать общее впечатление о художественном мире поэта, не разрушив при этом непосредственность читательского восприятия лирики А.Блока. Специфика уроков по изучению творчества А.А.Блока определяется еще и тем, что оно традиционно считается наиболее полным воплощением русского литературного символизма.

Знакомство с поэтическим "словарем" символов А.Блока позволит учащимся ориентироваться в мире его поэзии. В основу традиционно положен романтический сюжет: рыцарь (инок, юноша, поэт) стремится к встрече с Прекрасной Дамой. Заря, звезда, солнце – ее воплощения. Утро, весна - время, когда возможна встреча с Прекрасной Дамой. Зима, ночь, синий цвет – символы разлуки, измены. Жолтые фонари, жолтые окна (Блок писал это имя прилагательное через "о" и придавал ему большое значение) символизировали обыденную жизнь, тоску. Некоторые символы требуют специального анализа, обращения к словарям. Школьный курс литературы позволяют обратиться лишь к ограниченной части творчества поэта, поэтому целесообразным может стать использование в работе таких приемов:

  1. раскрытие символического значения слов через сопоставление с текстами стихотворений других поэтов;
  2. раскрытие значения символа путем ассоциативных догадок;
  3. отслеживание изменения образа или употребления какого-либо слова в контексте нескольких стихотворений А.Блока;
  4. сопоставление традиционных символов, на значение которых мог опираться поэт, с новым смысловым оттенком, приобретенным в лирике А.Блока;
  5. выявление символов, специфических для лирики символистов и для лирики А.Блока в частности, определение нюансов их использования;
  6. составление словаря «блоковских символов» с включением символов, которые не поддаются однозначному толкованию и могут быть осмыслены лишь в контексте всей поэзии А.Блока;
  7. пополнение литературоведческого багажа учащихся (аллюзия, реминисценция, дольник и т.д.).

Блок создал целую систему символов, выходящих за рамки привычной трактовки. Современники заметили, что часто повторяются в лирике поэта несколько ключевых слов. Так, К. Чуковский писал, что излюбленные слова раннего Блока – "туманы" и "сны". Поэт не раз подчеркивал свою приверженность атмосфере "темных храмов" и отмечал, что его книги приняты «небольшим кружком людей, умевших читать между строк».

Сделать близким и понятным ученику загадочный мир лирики поэта поможет обращение к языковому чутью и накопленному читательскому опыту одиннадцатиклассников. Например, чтение стихотворения "Я помню нежность ваших плеч…", где одним из ключевых образов является сирень, вызывает в памяти эпизоды романа И.А. Гончарова "Обломов". Образ сирени, как символ хрупкой, зарождающейся любви, традиционен для литературы XIX века и, вероятно, значим у Блока. Предположим вместе с учащимися и не случайность появления образа "пятиконечной звезды" "сирени темной", которая, по народному поверью, приносит удачу, радость. Это стихотворение интересно и с точки зрения возможных ассоциаций, которые вызывают его образы. Например, лирическая героиня стихотворения изображена поэтом обладательницей волос цвета червонной руды. Во многих произведениях русского фольклора рыжеволосую девушку считали колдуньей: она могла навсегда приворожить возлюбленного. Мотивы страстной любви нередко связаны с таинственной силой золотых волос и в лирике поэтов XX века.

Возможность для развернутых сопоставлений дает первая строка стихотворения: "Я помню нежность ваших плеч…" Вспомним вместе и пушкинское "Я помню чудное мгновенье…", и есенинское:

Я помню, любимая, помню

Сиянье твоих волос,

Нерадостно и нелегко мне

Покинуть тебя привелось.

(Интересны сквозные образы обоих стихотворений: встреча-разлука, верность-измена). Это и начальные строки стихотворений самого Блока:

- "Я помню длительные муки…"

(ср. "Тайна верности" и "И праздный тяготил вопрос…")

- "Я помню час глухой, бессонной ночи…"

(сквозные образы - ночь, память и, конечно же "мой милый друг, враждебный до конца…")

Подобная работа вызывает необходимость перечитать знакомые строки, а порой и выйти за рамки школьной программы. Процесс поиска "подобного", "похожего" направлен на расширение кругозора учащихся, делает понятным лирический текст, насыщенный символами, не всегда ясными при поверхностном чтении.

Следующим шагом в процессе осмысления внутреннего содержания стихотворений Блока должно стать желание и умение учащихся видеть в них тонкие грани соприкосновения с произведениями других авторов (причем не обязательно поэтов). Например, при знакомстве со строками стихотворения "В углу дивана…" учащиеся отмечают сходство в интонациях со стихотворением А.Фета "У камина", говорят о напряженности душевных переживаний лирического героя, вспоминают эпизод романа Л.Н.Толстого "Война и мир", диванчик, на котором молодежь семьи Ростовых предавалась мечтам и открывала друг другу тайны (в кабинете Блока тоже стоял диван, на котором, по семейному преданию, сиживали Салтыков-Щедрин и Достоевский).

Стихотворение "В углу дивана" завораживает своей мелодикой, загадочностью:

Материал к уроку литературы в 11 классе "Творчество А.А. Блока (поэтический словарь)"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал к уроку по творчеству поэта с анализом стихотворений.

Просмотр содержимого документа
«Материал к уроку литературы в 11 классе "Творчество А.А. Блока (поэтический словарь)"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

г. Ростова-на-Дону «Школа № 100»

Материал к уроку литературы «Творчество А.А. Блока (поэтический словарь) в 11 классе

учитель русского языка и литературы

Кутняхова Наталия Анатолиевна

Знакомство с поэтическим "словарем" символов А.Блока позволит учащимся ориентироваться в мире его поэзии. В основу традиционно положен романтический сюжет: рыцарь (инок, юноша, поэт) стремится к встрече с Прекрасной Дамой. Заря, звезда, солнце – ее воплощения. Утро, весна - время, когда возможна встреча с Прекрасной Дамой. Зима, ночь, синий цвет – символы разлуки, измены. Жолтые фонари, жолтые окна (Блок писал это имя прилагательное через "о" и придавал ему большое значение) символизировали обыденную жизнь, тоску. Некоторые символы требуют специального анализа, обращения к словарям. Школьный курс литературы позволяют обратиться лишь к ограниченной части творчества поэта, поэтому целесообразным может стать использование в работе таких приемов:

раскрытие символического значения слов через сопоставление с текстами стихотворений других поэтов;

раскрытие значения символа путем ассоциативных догадок;

отслеживание изменения образа или употребления какого-либо слова в контексте нескольких стихотворений А.Блока;

сопоставление традиционных символов, на значение которых мог опираться поэт, с новым смысловым оттенком, приобретенным в лирике А.Блока;

выявление символов, специфических для лирики символистов и для лирики А.Блока в частности, определение нюансов их использования;

составление словаря «блоковских символов» с включением символов, которые не поддаются однозначному толкованию и могут быть осмыслены лишь в контексте всей поэзии А.Блока;

пополнение литературоведческого багажа учащихся (аллюзия, реминисценция, дольник и т.д.).

Блок создал целую систему символов, выходящих за рамки привычной трактовки. Современники заметили, что часто повторяются в лирике поэта несколько ключевых слов. Так, К. Чуковский писал, что излюбленные слова раннего Блока – "туманы" и "сны". Поэт не раз подчеркивал свою приверженность атмосфере "темных храмов" и отмечал, что его книги приняты «небольшим кружком людей, умевших читать между строк».

Сделать близким и понятным ученику загадочный мир лирики поэта поможет обращение к языковому чутью и накопленному читательскому опыту одиннадцатиклассников. Например, чтение стихотворения "Я помню нежность ваших плеч…", где одним из ключевых образов является сирень, вызывает в памяти эпизоды романа И.А. Гончарова "Обломов". Образ сирени, как символ хрупкой, зарождающейся любви, традиционен для литературы XIX века и, вероятно, значим у Блока. Предположим вместе с учащимися и не случайность появления образа "пятиконечной звезды" "сирени темной", которая, по народному поверью, приносит удачу, радость. Это стихотворение интересно и с точки зрения возможных ассоциаций, которые вызывают его образы. Например, лирическая героиня стихотворения изображена поэтом обладательницей волос цвета червонной руды. Во многих произведениях русского фольклора рыжеволосую девушку считали колдуньей: она могла навсегда приворожить возлюбленного. Мотивы страстной любви нередко связаны с таинственной силой золотых волос и в лирике поэтов XX века.

Возможность для развернутых сопоставлений дает первая строка стихотворения: "Я помню нежность ваших плеч…" Вспомним вместе и пушкинское "Я помню чудное мгновенье…", и есенинское:

Я помню, любимая, помню

Сиянье твоих волос,

Нерадостно и нелегко мне

Покинуть тебя привелось.

(Интересны сквозные образы обоих стихотворений: встреча-разлука, верность-измена). Это и начальные строки стихотворений самого Блока:

- "Я помню длительные муки…"

(ср. "Тайна верности" и "И праздный тяготил вопрос…")

- "Я помню час глухой, бессонной ночи…"

(сквозные образы - ночь, память и, конечно же "мой милый друг, враждебный до конца…")

Подобная работа вызывает необходимость перечитать знакомые строки, а порой и выйти за рамки школьной программы. Процесс поиска "подобного", "похожего" направлен на расширение кругозора учащихся, делает понятным лирический текст, насыщенный символами, не всегда ясными при поверхностном чтении.

Следующим шагом в процессе осмысления внутреннего содержания стихотворений Блока должно стать желание и умение учащихся видеть в них тонкие грани соприкосновения с произведениями других авторов (причем не обязательно поэтов). Например, при знакомстве со строками стихотворения "В углу дивана…" учащиеся отмечают сходство в интонациях со стихотворением А.Фета "У камина", говорят о напряженности душевных переживаний лирического героя, вспоминают эпизод романа Л.Н.Толстого "Война и мир", диванчик, на котором молодежь семьи Ростовых предавалась мечтам и открывала друг другу тайны (в кабинете Блока тоже стоял диван, на котором, по семейному преданию, сиживали Салтыков-Щедрин и Достоевский).

Стихотворение "В углу дивана" завораживает своей мелодикой, загадочностью:

Но в камине дозвенели

За окошком догорели

И на вьюжном море тонут

И над южным морем стонут

Верь мне, в этом мире солнца

Верь лишь мне, ночное сердце,

Я какие хочешь сказки

И какие хочешь маски

И пройдут любые тени

Странных очерки видений

И любой колени склонит

И любой цветок уронит

Анализ этих строк вызывает интересные замечания и наблюдения. Наиболее подготовленные учащиеся могут составить ряд исследовательских вопросов к стихотворению. Вот образец подобных (нередко даже построчных) вопросов:

- Почему начинается стихотворение с противительного союза? (Создается впечатление, что что-то важное уже произошло, и это что-то и противопоставляется новым образам, неслучайно и глаголы использованы поэтом в форме прошедшего времени)

- Почему угольки не "догорели" или "дотлели", а "дозвенели"?

- Почему традиционное зрительное восприятие образа огня поэт меняет на непривычное слуховое? (Поэта завораживает таинственная музыка огня)

- Камин, очаг, огонь – это символ чего?

- Чем интересна скрытая параллель образов: камин – огни - тени?

- Обратите внимание на использование уменьшительно-ласкательных суффиксов в словах "огоньки", "угольки", "окошко". Чем объяснить их употребление? (Использование суффиксов создает доверительную, интимную атмосферу)

- Какие огни "догорели" за окошком? (Может быть звезды, может быть огни в чужих окнах, может, фонари)

- Попробуйте определить время суток по контексту, легко ли это? Обоснуйте свое мнение.

- Еще одно противопоставление образов: вьюжное (зимнее, северное) море и южное. Какова его роль?

- Обратите внимание на однотипность синтаксических конструкций 3 и 4 предложения. Попытайтесь объяснить это сходство. (Интересна предыстория строки "И на вьюжном море тонут // Корабли" – это отзвук Цусимского сражения 14-15 мая 1905 г., когда в бою с японским флотом погибла и большая часть русской Тихоокеанской эскадры)

- Объясните использование в этих же строках повторяющегося союза и. Какова его роль? Попробуйте убрать его. (Прием использования повторяющегося союза известен учащимся со времени работы над летописями. Эксперимент же покажет, что отсутствие союза, как это ни странно, замедляет действие)

- На какое слово в строках "Верь мне, в этом мире солнца // Больше нет", по-вашему, падает логическое ударение? Поэкспериментируйте вслух.

- Что (кто?) подразумевается под словами "ночное сердце"? Чем необычен этот образ?

- Зачем при повторе слов "верь мне" употребляется выделительно-ограничительная частица лишь?

- Какова, на ваш взгляд, роль тире в строке "Я – поэт!", которого, по правилам синтаксиса, там быть не должно? (Постановка тире в этом случае имеет своей целью интонационно выделить значимые для поэта слова, особо подчеркнуть значительность высказывания, на местоимение падает логическое (смысловое) ударение)

- Как соотносятся высказывания лирического героя "верь мне!" и "какие хочешь сказки расскажу"? Чему же на самом деле надо верить?

- В последних строках стихотворения вновь обращает на себя внимание повтор союза и. Попробуйте объяснить эту настойчивость. (вспомним, что анафора этого союза была весьма употребительна в исторической церковной литературе – так достигалась торжественность и величественность повествования)

- Определите стихотворный размер; какая особенность формы привлекает внимание? (Усечение четных строк в строфе – излюбленный прием всего цикла. Ср. – "Ее песни", "Крылья", "Снежная вязь" и др.)

- Каково лексическое значение сочетания "голубой цветок"?

- В чем символика этого образа? И т.п.

Стихотворение "В углу дивана" входят сборник "Снежная маска", вдохновленный увлеченностью поэта актрисой театра Комиссаржевской - Натальей Николаевной Волоховой. Это ее он называл "снежной девой", "раскольничьей богородицей". Блоку она напоминала героинь Лескова – "тоже – раскольница с демоническим". Небольшую книжечку стихов Блок предварил посвящением Н.Н. Волоховой (правда, позже, в собрании стихотворений он это посвящение убрал): "Посвящаю эти стихи ТЕБЕ, высокая женщина в черном, с глазами крылатыми и влюбленными в огни и мглу моего снежного города". Блок писал, что "корень творчества лежит в той, которая вдохновляет".

Мир поэта-символиста сложен, неоднозначен, но Блок сам подсказывает читателю: "Поэт… как бы он ни глубоко погрузился в отвлеченность, остается в самой глубине поэтом, значит – любовником и безумцем…"

А Блок Стихотворения и поэмы. М.,Правда,1988;

Баевский В.С. История русской поэзии: 1730-1980гг. Компендиум, Смоленск, Русич,1994;

Литература: 11 кл.: Методические советы/ под ред.В. П. Журавлева. М, 2014;

Русская литература ХХ века. 11 кл.: поурочные разработки. Метод. рекомендации для учителя/ под ред.В.В.Агеносова. М., Дрофа, 2014.

Читайте также: