Тише едешь дальше будешь кресло
В экспозиции практически любого российского краеведческого музея представлено необычное деревянное кресло (а подчас и не одно), спинка которого выполнена в форме дуги — элемента конской упряжи, подлокотники — двух топоров, а сзади на сиденье небрежно брошены две рукавички. В конце XIX — начале XX века подобные предметы мебели можно было встретить в домах аристократов, купцов, интеллигенции, мещан. Было такое кресло и в кабинете императора Александра III.
Кресла «Дуга, топор и рукавицы» в экспозиции музея истории художественных промыслов Нижегородской области в Нижнем Новгороде
Вторая половина XIX века ознаменовалась ростом интереса к национальным традициям. В это время архитекторы, художники, музыканты открывают для себя богатейшее русское наследие и творчески переосмысливают его. Допетровская Русь виделась в сказочно-былинном обличии, которое пытались воссоздать в предметах искусства: архитектуре, декоративно-прикладном искусстве, живописи, музыке и т.п. Абрамцево в Подмосковье, чуть позднее — Талашкино в Смоленской губернии, превратились в центры российской художественной жизни, способствующие расцвету русского стиля.
Кресло Шутова в экспозиции «Русский жилой интерьер XIX-начала ХХ веков» в Павловском дворце, Санкт-Петербург
В 1870 году на Всероссийской выставке в Санкт-Петербурге были представлены столярные изделия мастера Василия Петровича Шутова (1827-1887), среди которых особое внимание привлекли необычные кресла. Они были выполнены в «крестьянском» стиле: такое кресло вполне могло стоять в какой-нибудь избе и быть сделано из подручных материалов. На дуге-спинке была вырезана прибаутка всех ямщиков: «Тише едешь, дальше будешь». Два топора-подлокотника вонзились в доску сидения. На сиденье лежат оставленные кем-то рукавички. Надо ли говорить, это творение заслужено получило бронзовую медаль!
Кресло «Дуга, топор и рукавицы» в экспозиции музея истории художественных промыслов Нижегородской области в Нижнем Новгороде
Василий Петрович Шутов родился в 1826 году. Семья была весьма обеспеченной, но его отец разорился и был вынужден отдать сына учиться в небольшую столярную мастерскую в Петербурге, где у мальчика обнаружился несомненный талант. После окончания учебы он поступил в художественную столярную мастерскую Исакова и одновременно продолжил обучение в биржевой школе рисования. На талантливого юношу обратил внимание член Академии Художеств князь Н.И.Дундуков. Чтобы молодой человек смог получить звание художника, он предложил изготовить свой бюст. За 18 сеансов работа была готова и получилась настолько великолепной, что Академия художеств единогласно присудила Шутову звание свободного художника.
Кресло «Дуга, топор и рукавицы», изготовитель Шутов В.П. Принадлежало купцу Лопарёву А.Ф. Вытегорский краеведческий музей, Вытегра
В 1855 году Шутов открыл собственную столярную мастерскую и стал получать заказы. После Всероссийской выставки 1870 года его слава еще более упрочилась. В марте 1870 года Шутова пригласили преподавать деревянно-резное искусство в рисовальную школу Императорского общества поощрения художеств. В 1876 году он получает приглашение в Центральное училище технического рисования барона A.Л.Штиглица.
Вариация кресла Шутова в Художественном музее в Череповце
Шутов получил заказ на изготовление более 50 копий знаменитого кресла, а также привилегию от Департамента торговли и мануфактуры, выданную на десять лет, в течении которых никто более не мог изготовлять подобные кресла. По окончании этого срока появились различные вариации этого знаменитого кресла, выполненные другими мастерами: с рукавичками и без, музыкальными инструментами, разными пословицами и т.п.
Кресла Шутова в Галичском краеведческом музее
Вот такая история появления этих необычных кресел. Они, без сомнения, являются одним из самых запоминающихся произведений «русского стиля» и по праву вошли в историю мирового дизайна.
Тише едешь дальше будешь кресло
В экспозиции Музея купеческого быта представлено кресло «Дуга, топор и рукавицы». Возможно, автором нашего варианта этого кресла является мастер М.Красильников. Принадлежало кресло владельцу Козьмодемьянской типографии.
Отметим, что впервые кресло под названием "Дуга, топор и рукавицы" изготовил Василий Петрович Шутов, петербургский мебельщик, мастер резьбы по дереву. Кресло может служить примером неорусского стиля в декоративно-прикладном искусстве. Идеи стиля зарождались в подмосковном Абрамцево, Талашкино Смоленской губернии, Сергиевом Посаде - наиболее ярких мебельных центрах того времени.
В.П.Шутов (1827-1887) происходил из богатой семьи, но его отец разорился, поэтому мальчика отдали в ученики в петербургскую столярную мастерскую, где обнаружились его художественные способности. 8 лет будущий мастер посещал биржевую школу рисования. В 27 лет Шутов стал владельцем собственной столярной мастерской.
В 1870 году его художественные столярные изделия были представлены на Всероссийской выставке в Петербурге и получили бронзовую медаль.
Самым оригинальным из представленных работ мастера стало кресло с атрибутами крестьянского быта: спинка его решена как дуга (один из элементов конской упряжи), на которой красуется надпись - любимая шутка–прибаутка всех ямщиков и ездоков: «Тише едешь - дальше будешь», подлокотники - в форме топоров; сиденье «покрывает» шитый рушник, а на выступающей из-под спинки-дуги части сиденья «лежат» оставленные кем-то резные рукавицы.
Популярность кресла была столь велика, что его аналоги можно было встретить и в квартирах демократической интеллигенции, и в особняках аристократии, и в кабинете императора Александра III. Кресло имело большой успех, и автору было заказано до пятидесяти его повторений. На изготовление этих предметов мебели у В.П.Шутова имелась привилегия от Департамента торговли и мануфактуры сроком на десять лет. По истечении срока привилегии появляются копии и варианты кресла, выполненные другими мастерами. Варианты получали новые детали: кнут, уздечку, лапти, балалайку, менялась форма сиденья, появлялись другие пословицы на дуге: «Поспешишь — людей насмешишь», «Написано пером — не вырубишь топором». Встречаются варианты, в которых мастер-исполнитель вырезал на дуге вместо пословицы свою фамилию.
После успеха на выставке 1870 года В.П.Шутов, преподаватель школы Общества поощрения художников и владелец столярно-резной мастерской в Петербурге, получает такие ответственные заказы, как резной иконостас для Новодевичьего монастыря, распятие для храма Воскресения Христова («Спаса-на-крови»), рамы для императорских портретов, а также носовые фигуры для серии броненосцев российского флота, изготовленные по моделям скульптора М. О. Микешина. В 1876 году Шутова приглашают преподавать в организуемое на средства барона A.Л.Штиглица Центральное училище технического рисования в Петербурге, ставившее своей задачей подготовку мастеров для художественной промышленности.
Авторские копии кресла Шутова и его повторения другими мастерами встречаются во многих музейных собраниях, есть они и в частных коллекциях.
Тише едешь дальше будешь кресло
В экспозиции Музея купеческого быта представлено кресло «Дуга, топор и рукавицы». Возможно, автором нашего варианта этого кресла является мастер М.Красильников. Принадлежало кресло владельцу Козьмодемьянской типографии.
Отметим, что впервые кресло под названием "Дуга, топор и рукавицы" изготовил Василий Петрович Шутов, петербургский мебельщик, мастер резьбы по дереву. Кресло может служить примером неорусского стиля в декоративно-прикладном искусстве. Идеи стиля зарождались в подмосковном Абрамцево, Талашкино Смоленской губернии, Сергиевом Посаде - наиболее ярких мебельных центрах того времени.
В.П.Шутов (1827-1887) происходил из богатой семьи, но его отец разорился, поэтому мальчика отдали в ученики в петербургскую столярную мастерскую, где обнаружились его художественные способности. 8 лет будущий мастер посещал биржевую школу рисования. В 27 лет Шутов стал владельцем собственной столярной мастерской.
В 1870 году его художественные столярные изделия были представлены на Всероссийской выставке в Петербурге и получили бронзовую медаль.
Самым оригинальным из представленных работ мастера стало кресло с атрибутами крестьянского быта: спинка его решена как дуга (один из элементов конской упряжи), на которой красуется надпись - любимая шутка–прибаутка всех ямщиков и ездоков: «Тише едешь - дальше будешь», подлокотники - в форме топоров; сиденье «покрывает» шитый рушник, а на выступающей из-под спинки-дуги части сиденья «лежат» оставленные кем-то резные рукавицы.
Популярность кресла была столь велика, что его аналоги можно было встретить и в квартирах демократической интеллигенции, и в особняках аристократии, и в кабинете императора Александра III. Кресло имело большой успех, и автору было заказано до пятидесяти его повторений. На изготовление этих предметов мебели у В.П.Шутова имелась привилегия от Департамента торговли и мануфактуры сроком на десять лет. По истечении срока привилегии появляются копии и варианты кресла, выполненные другими мастерами. Варианты получали новые детали: кнут, уздечку, лапти, балалайку, менялась форма сиденья, появлялись другие пословицы на дуге: «Поспешишь — людей насмешишь», «Написано пером — не вырубишь топором». Встречаются варианты, в которых мастер-исполнитель вырезал на дуге вместо пословицы свою фамилию.
После успеха на выставке 1870 года В.П.Шутов, преподаватель школы Общества поощрения художников и владелец столярно-резной мастерской в Петербурге, получает такие ответственные заказы, как резной иконостас для Новодевичьего монастыря, распятие для храма Воскресения Христова («Спаса-на-крови»), рамы для императорских портретов, а также носовые фигуры для серии броненосцев российского флота, изготовленные по моделям скульптора М. О. Микешина. В 1876 году Шутова приглашают преподавать в организуемое на средства барона A.Л.Штиглица Центральное училище технического рисования в Петербурге, ставившее своей задачей подготовку мастеров для художественной промышленности.
Авторские копии кресла Шутова и его повторения другими мастерами встречаются во многих музейных собраниях, есть они и в частных коллекциях.
«Тише едешь – дальше будешь»
Первый образец подобного кресла был изготовлен в петербургской мастерской даровитого столяра-резчика Василия Петровича Шутова году в 1870 м.
Кресло «Тише едешь – дальше будешь». До 1888 г. Россия. Дерево, лак; столярная работа, резьба. 93х57х62 см
Резное дубовое кресло с дугой вместо спинки, топорами-подлокотниками и «забытыми» на сиденье рукавицами оказалось вполне в русле поисков отечественной художественной промышленности – поисков нового, национального стиля. И, главное, оно сразу полюбилось публике: и либеральной, которая сочла его актуально демократичным, и консервативной, признавшей в нем ту самую народность, что идет в нагрузку к самодержавию и православию. Один из шу́товских образцов стоял в кабинете самого государя-освободителя. Разумеется, в царствование следующего монарха, Александра III, известного своими русофильскими вкусами, «поголовье» таких кресел неуклонно росло, а «ареал» расширялся. Когда закончился десятилетний срок привилегии по шу́товскому патенту, кроме «чистокровных» шу́товских появились кресла талашкинские – художественно-промышленных мастерских княгини Марии Тенишевой, лаковые расписные балахнинской мастерской Г. Лабедева и много еще доморощенных от кустарей-резчиков по всей Руси. «Ямщицкие» кресла заполонили страну – сейчас «от Москвы до самых до окраин» нет, наверное, ни одного музея, не укомплектованного вариантом этого изделия, близким к оригиналу или с новыми атрибутами: кнутом, лаптями, балалайкой. Есть и с другими надписями.
Эта мебель, с ее модным в пореформенное время народным колоритом, оказалась уместной и в земском учреждении, и на дачной веранде, и в городской гостиной «в русском вкусе». Но кресло «с направлением» никак не хотело стоять мебелью в углу. Оно громко, как со сцены, заявляло о взглядах и пристрастиях хозяина, а иногда и проговаривалось о его проблемах. Осип Мандельштам в книге воспоминаний «Шум времени» описывает меблировку кабинета своего отца, еврейского перчаточного мастера, который благодаря статусу купца первой гильдии смог обосноваться в Петербурге: «Прежде всего – дубовое кустарное кресло с балалайкой и рукавицей и надписью на дужке “Тише едешь – дальше будешь” – дань ложнорусскому стилю Александра III». Такое вот еврейское счастье – вырваться за «черту оседлости» и обставиться по-великорусски. И горько, и смешно! [1]
Яркая индивидуальность, а вовсе не «тихая езда», привела «Тише едешь…» в кино – оно «сыграло роль» в эпизоде фильма «Волга-Волга» (1938 г.). Узнаваемое, с нечитаемой, но и без того всем хорошо известной надписью, стоит оно в квартирке товарища Бывалова прямо под портретом хозяина, мечтающего добраться до столицы – карьерно и географически. Помните, что говорит Бывалову-Ильинскому его преданная секретарша, неподражаемая Мария Миронова: «…Мы сменили двадцать учреждений, с каждым днем все ближе и ближе подвигаясь к Москве. И вдруг, в тот самый момент, когда до Москвы остается каких-нибудь три-четыре тысячи километров, такого человека берут и бросают на какую-то совершенно мелкую, кустарную промышленность. ». Действие фильма ¬– сказано: «дальше будешь» – начинается на пристани Мелководск, у истоков некой далекой сибирской реки. Снимали, кстати, в верховьях Чусовой. Вот куда – за тысячи верст от императорских покоев – заехало «ямщицкое» кресло.
[1] Но чаще – смешно. Растиражированное «необычное» кресло постепенно сделалось интерьерной пошлостью, вписалось в городской уют русофила средней руки. И это надолго. Вот цитата из воспоминаний посетителя мастерской Ильи Глазунова 1960-х гг., когда в моду снова вошло ретро «à la russe»: «В мастерской находилось много вещей старорусского быта: прясла, братина, элементы конской сбруи, лампадки, латунные кресты, на одной из стен висели старинные, потемневшие от времени иконы. В глубине справа стояло кресло с деревянными топорами-подлокотниками и рельефными варежками на сиденье». Там, где иконы развешаны вместе с хомутами, обязательно найдется место незабвенному шу́товскому креслу.
Тише едешь, дальше будешь.
Наверное думал, что скорость в км/ч - красные-то цифры почти не видно.
Водила жив то остался?
На грузовиках должны быть противоподкатные балки. Вот на фуре слева на фото ее видно.
он че без бензина ехал ?
Объясните, почему стрелки после аварии не падают на ноль?
Про тише едешь - спорно. Мне кажется чувак попал туда, куда я буду добираться ещё лет 40.
Не приборка. а "чёрный ящик" прям.
Как она так скорость зафиксировала?
Он не тормозил или эта скорость уже до которой успел сбросить?
Всегда казалось более правильным: "Тише едешь, дОльше будешь". Судя по всему так оно и есть.
Шашечник к успеху пришёл. Точнее, прилетел.
Новость за 2009 год оказывается.
"Водитель был мертв, вбило как дверной гвоздь, но его девушка выжила и она в больнице".
Наверно была гроза и машинка испугалась и попыталась спрятаться.
Специально сделано так, чтобы стрелки замирали при ударе, или их клинит естественным образом?
водитель погиб, но пассажирка девушка выжила кстати.
Быстро едешь - площе будешь
Тут столько шутников. Кто-нибудь знает, водитель выжил?
тут можно поспорить с эти утверждением - тише бы ехал, так вглубь (дальше) не прорвался бы)
Я искренне считаю уебками водителей фургонов, которые не имеют "причала" для долбаебов
скорость и глупость до добра не доводить
Чета он не дальше, а ближе)
В такой же аварии в конце декабря коллега погибла с дочкой, а муж, который был за рулем — жив здоров.
Хорошо вошла, плотненько)
Сначала подумал, что это новый универсал от Audi.
странно что у фуры отбойника сзади нет, ведь спецом для таких случаев предусмотрено
А еще двигатель перегревать опасно.
Хуйня, ремни спасут!
причём тут тише едишь? "обгон с права" вот это реально зло
В данном случае "глубже"
водила сдох или че в итоге?
По моему пиздешь и стрелки просто выставлены руками. На асфальте видно что водила тормозил, так что он или ехал под 200 или кто-то пиздит. Ну как аргумент, моторчик который двигает стрелку без напряжения перестаёт ее поддерживать и все падает в 0.
чето юшки не видно. падазрительна.
Немецкое.
Трейлер The Grand Tour Norway Special (eng)
В первой серии 5-го сезона и первом путешествии после пандемии Джереми, Ричард и Джеймс направятся в ледяные пустыни Скандинавского полярного круга. За рулем автомобилей для ралли они отправятся в полное катастроф приключение, которое перенесет нас на базы подводных лодок времен холодной войны. Нас ждут гоночные трассы на замёрзших озёрах, аварии и хаос на горнолыжном курорте, пока они следуют от побережья Норвегии до границы с Россией.
Автомобили, используемые в выпуске:
- Хаммонд: Subaru Impreza WRX
- Мэй: Mitsubishi Lancer EVO VIII
- Кларксон: Audi RS4 B7
Дата выхода серии: 16 сентября 2022 года.
Да, я тошнот
Осторожно, много текста, много лирики. Всем привет, сегодня новоявленный знакомый сказал мне что у меня очень медленная, аккуратная, вдумчивая манера вождения (а то я не знал:)) Что на телеге с хромой кобылой можно на другой край города быстрее меня уехать.
- "Машина дорогая и мощная, а тащишься как студентка на Матизе"
Всему виной бизнес брата, в котором я ему помогал пару лет, когда сам студентом был, а именно автоэвакуация. В основной массе это была пьяная езда и неправильная парковка, но зачастую случались и ДТП разного характера. Именно тогда, в городе с населением едва за миллион я о*уел насколько это часто происходит, при том что эвакуаторов сотни, и вряд-ли они стоят без дела, этот конвейер работал днем и ночью. Разные условия, результат примерно одинаков, грустный, а иногда очень и очень печальный. Сильнее всего мне врезалось в память несколько случаев, последствия которых являлись объектами нашей работы:
1. Волга. 3 человека, водитель лет 40, его брат и его 17 летняя дочь, потеря контроля при обгоне, боковое с фурой, вылет в кювет.
Итог: девушка скончалась на месте, брат в коме, водитель потерял руку и сломал позвоночник.
2. Девятка. Муж и жена, обоим лет по 30, отказ тормозов. Проехали на большой скорости мимо поворота в бетонный забор, машина сильно сложилась, загорелась, смерть обоих наступила в бессознательном состоянии от удушья.
3. Одна маман-кукушка плохо держала за руку 5- летнюю дочь перед переходом, для пешеходов горел красный, как итог: девочку сбили, после этого она полетела на встречку как тряпичная кукла и попала под колеса другого автомобиля. Эти два гражданина с пеной у рта судились, чей из их ударов послужил причиной смерти.
4. 30 декабря семья из 4х человек (папа, мама, две дочери дошкольного возраста) и друг главы семейства на минивэне ехали к бабушкам- дедушкам отмечать НГ. Выезд из города, скользкий поворот, мужичка впереди развернуло, попытка уйти от столкновения, вынос на встечку, лобовое на скорости примерно 90км/ч. 5 трупов на месте. Я просто не могу даже отдаленно представить в каких чувствах пребывали бабушки и дедушки.
Многое из этого можно было предотвратить, будь люди внимательнее, осторожнее, если ехать не так быстро, осознавая что быстрых сохранений тут нет. Многие скажут: "да это с кем то другим происходит, со мной такого не произойдёт, я не собираюсь разбиваться"
Никто не собирался, все хотели жить.
Поэтому, если когда то давно шило в одном месте заставляло почувствовать себя гонщиком, героем фильма про быструю езду, то сейчас эти желания лежат где-то далеко покрывшись пылью. А я, медленно, аккуратно, плетусь себе понемногу, и тихо, не подавая виду, радуюсь когда доехал без происшествий. Всем добра!
Читайте также: