Собака на диване картина
Дама сдавала в багаж
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.
Выдали даме на станции
Четыре зеленых квитанции
О том, что получен багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка
И маленькая собачонка.
Вещи везут на перрон.
Кидают в открытый вагон.
Готово. Уложен багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка
И маленькая собачонка.
Но только раздался звонок,
Удрал из вагона щенок.
Хватились на станции Дно:
Потеряно место одно.
В испуге считают багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка…
— Товарищи! Где собачонка?
Вдруг видят: стоит у колес
Огромный взъерошенный пес.
Поймали его — и в багаж,
Туда, где лежал саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка,
Где прежде была собачонка.
Приехали в город Житомир.
Носильщик пятнадцатый номер
Везет на тележке багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку,
А сзади ведут собачонку.
Собака-то как зарычит,
А барыня как закричит:
— Разбойники! Воры! Уроды!
Собака — не той породы!
Швырнула она чемодан,
Ногой отпихнула диван,
Картину,
Корзину,
Картонку…
— Отдайте мою собачонку!
— Позвольте, мамаша! На станции,
Согласно багажной квитанции,
От вас получили багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.
Однако
За время пути
Собака
Могла подрасти!
Анализ стихотворения «Дама сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж…» Маршака
Написанное почти век назад, стихотворение «Багаж» С. Я. Маршака, и сегодня с удовольствием читают как взрослые, так дети. Редко встречаются люди, не способные процитировать произведение наизусть — яркие образы, живое, но лаконичное повествование легко врезаются в память.
Замечательный пример авторского остроумия и способности играть словами — стихотворение о поездке, за время которой удравшую собачку подменяют огромным псом — обрело свой окончательный вид в 1926 году.
В своем стремлении добиться идеального ритма, автор не чурался изменять сюжет произведения — прежде дама отправлялась в Тверь, а вовсе не в Житомир:
«Приехали в город Житомир.
Носильщик пятнадцатый номер…», и
«Как только приехали в Тверь,
Открыли багажную дверь…».
По воспоминаниям Самуила Яковлевича, он приступал к работе не имея конкретной задумки, его волновала только ритмика, игра со словом. А ритмическая организация стиха такова, что первые строки включают от 3-х до 6-ти слов, а за ними идут однословные строки. Всякий раз строфа заканчивается фразой о собачонке.
Удачно выбранная стилистическая фигура, и стала залогом успеха произведения — дети с легкостью усваивают музыкальные фразу, а чеканные слова-лесенки используют в играх в качестве считалочки. На это и было нацеленно повторение скороговоркой путешествующих предметов, связанных в одну цепочку рифмой и повторяющимся рефреном.
Что касается образности, то в детском воображении легко предстает картина — хрупкая дама сдает в багаж огромный диван. А все остальное? — только подумайте! — чемодан, саквояж, картина, корзина, картонка (полная, между прочим, пышных шляп) и какой-нибудь крошечный терьер.
Ситуация, вне всякого сомнения, забавная. В заключительных строках происходит кульминационное столкновение осиротевшей дамы и железнодорожников, а образ лохматой дворняги, заменившей маленькую собачонку, стал уморительной развязкой истории («Однако за время пути собака могла подрасти!»). Автор отмечал, что эти строки родились у него сами собой.
Веселый стих был негативно встречен советской критикой. Но пережив время, он и сегодня продолжает радовать читателей.
Собака на диване картина
У Сонечки новые соседи по площадке: Александр Петрович и собака Люська. Мужчине лет 60, может чуть меньше, опрятный, спокойный, ездит на кроссовере.
Люська - что-то вроде терьера, лохматая, бородатая; милейшее создание, нуждающееся в услугах парикмахера. Сонечка иногда из окна видит, как эта парочка возвращается с прогулки: хозяин идёт неспеша, Люська рядом, на коротких лапках семенит, друг на друга поглядывают, будто боятся потерять. Мужчина улыбнется - Люська от счастья подскочит, хвостиком затрясет, глазенки светятся.
Тихие соседи, ничем не беспокоят. Зато, время от времени, беспокоит женщина, пытающаяся наладить с ними контакт. Появляется обычно вечером, всегда с сумкой на колёсиках, звонит, стучит, умоляет замочную скважину: Саша, открой! Ну, что ты делаешь, Саша! Ты же не сможешь без меня. Вернись домой! Ну возьми хотя бы запеканку из брокколи, Саша! Котлетки морковные, возьми!
Ни мужчина, ни собака на требования сдаться без боя за тёплые котлетки не реагируют, дверь не открывают, сидят тихо. Видимо, предлагаемые блюда у затаившегося Саши аппетита не вызывают, у Люськи - тем более. Женщина, устав громыхать многочисленными кастрюльками, уходит несолоно хлебавши, а на площадке ещё долго витает запах тушёной капусты. На несколько дней в подъезде воцаряются тишина и покой.
Однажды вечером Сонечка решила в парке прогуляться, насладиться теплой осенью. Освещённые старинными фонарями аллеи, звёздное небо, усыпанные золотом дорожки, яркие бархатцы на клумбах, в воздухе пахнет коричным печеньем. Прелестное время года, время неспешности, ожидания волшебства. Время прислушаться к себе, оценить домашнее тепло и уют, забыть о грусти погрузившись в чтение рецептов счастья - о датском хюгге. Если есть творец этой благодати, то пусть он будет здоров и счастлив, думает Сонечка, возвращаясь домой и предвкушая поздний ужин.
Во дворе, в опавших листьях, что-то увлечённо ищет Люська, Александр Петрович сидит на лавочке.
Вы, говорит, Софья Андреевна, простите нас за шум: жена никак не уймется, не верит, что я из под её контроля вышел. Раньше, пока дети с нами жили, ещё терпимо было, а сейчас спасу нет. То сел не так, то лёг не туда, не то купил, не то сказал. Всё не так, как она хотела. Придумала вдруг на диету меня посадить, а я эти её биточки из кабачков видеть уже не могу. Чай без сахара, суп без соли. Пытался с ней поговорить, а в ответ: полезно, привыкнешь. Стал после работы в кафе заходить, чтобы нормально поесть, там и Люську увидел: смотрит голодными глазами, корке хлеба рада. Забрал домой. Жена в крик, истерику закатила, собака под диван забилась, еле вытащил. Разве ж это жизнь, когда мужчина в своём доме права слова не имеет? Вот мы с Люськой и ушли. Я на развод уже бумаги собрал, хочется пожить спокойно. Не поверите: вечером в эту вот, чужую квартиру, на крыльях лечу. Сам себе хозяин. Я и готовлю неплохо, Люська подтвердит.
В первое время, как сюда переехал, такое чувство было, будто я после тяжёлых боёв выжил. Вот вы, Софья Андреевна, смеётесь, а я только здесь дышать начал и понял, что жизнь - чертовски приятная штука. Вот ведь как бывает. Доработаю до пенсии и уедем с Люськой в деревню, в родительский дом. Порядок наведём, заживём припеваючи, за грибами будем ходить, на рыбалку, рассветы встречать. Извините, задержал я вас, Софья Андреевна, спасибо, что выслушали. Доброго вечера.
. У Сонечки в квартире чисто, тихо. На кухне, в стеклянной вазе, рябиновый букет, в корзинке - румяные яблоки для варенья, на полке сохнут тарелка с чашечкой. На диване плюшевый Стефанушка в новом свитере.
Сонечка устроилась в кресле с книгой, а сама всё думает: почему люди не живут своей жизнью? Почему так самозабвенно и настойчиво лезут в чужую? Они лучше нас знают, как нам поступить, что сказать, куда пойти, поехать, что есть и что пить, а в это время проходит мимо и безвозвратно их собственная жизнь. Может потому, что своя совершенно пуста и неинтересна? Отними у них "объект для воспитания" и что останется? Стоит ли назойливо преследовать сбежавшего человека запеканками и телефонными звонками, если в это время можно бродить босиком по тёплому песку, слушать шум набегающих волн. Или валяться в снегу и делать ангелов. Смотреть на звёзды. Рисовать картину. Любоваться огнями вечернего города или закатом. Гулять в хвойном лесу, дышать густым пряным воздухом, собирать лисички, а дома пожарить их с луком и съесть с отварной картошкой. Пить капучино на открытой террасе, слушать шум дождя и думать о том, как чудесна жизнь, сколько в ней маленьких прелестей и приятностей.
Сонечка вспомнила о книге в руках, открыла на нужной странице и погрузилась в атмосферу английских деревушек: домики с соломенными крышами, на стенах плетёные горшки с цветами, сады с магнолиями, безграничные зелёные поля с пасущимися овцами.
А в соседней квартире не спится маленькой Люське. Хозяин сказал, что возьмёт её с собой, в "родительский дом" и Люська немного волнуется: какой он, этот дом, как он выглядит, чем пахнет, тепло ли там зимой, есть ли там другие собаки? Ей и сейчас хорошо живётся, неужели будет ещё лучше?
О собаке Екатерины II…
Владельцы собак — это счастливые люди во все времена. Не секрет, что имели любимцев и многие царствующие особы. Среди представителей российской императорской фамилии самой известной «собачницей» была, конечно, Екатерина II.
На известном портрете В.Л. Боровиковского (1757-1825) 1794 г. из собрания Государственной Третьяковской галереи императрица изображена гуляющей в Царскосельском парке в сопровождении своей любимой левретки Земиры. Эта собачка украшала последние годы своей великой госпожи, но известно, что у Земиры было много предшественниц. Екатерина II не отставала от общеевропейской моды и, подобно Фридриху Великому, предпочитала борзых.
Одна из них изображена на тарелке, входящей в сервиз графа А.Г. Орлова-Чесменского, который был выполнен в 1769-1774 годах на Мейсенской фарфоровой мануфактуре, предположительно по заказу российской императрицы.
Тарелка из сервиза графа А.Г. Орлова-Чесменского.
Мейсенская фарфоровая мануфактура, 1769 – 1774 годы.
Фарфор, надглазурная роспись, золочение.
Диаметр – 23,5 см
Эта лежащая на подушке собака в некоторых изданиях названа левреткой. Вероятно, это название появляется по аналогии с другим, самым известным в России, изображением собаки, связанным с именем Екатерины II, скульптурой «Левретка», выполненной по модели Ж.Д. Рашетта в 1780-х гг. на Императорском фарфоровом заводе.
Однако, давайте разберёмся с «вопросами породы». Известно несколько изображений этой собаки.
Первое — картина И.Ф. Гроота 1766 года из собрания ГМЗ «Царское село», которая носит название «Борзая графа Г.Г. Орлова» (здесь борзая лежит на диване).
Второе — гравюра по этой картине Кристофа Рота 1767 года, где собака уже названа принадлежащей не графу Григорию Григорьевичу Орлову, а Екатерине II.
Кристоф Рот. Гравюра. 1767 г. Частное собрание
Третье — фарфоровая скульптура И.И. Кендлера (1706-1775), модель которой была создана на Мейсенской мануфактуре в 1766 году. В XIX веке скульптуры, выполненные по этой модели, имели подпись «Любимая собачка императрицы Екатерины II». В настоящее время, согласно прейскуранту Мейсенской фарфоровой мануфактуры, скульптура носит название «Русская борзая».
Частное собрание
Можно предположить, что роспись на тарелке из сервиза графа А.Г. Орлова-Чесменского исполнена по изображениям, с которыми работал И.И. Кендлер. В своих рабочих записях скульптор пишет о том, что сделал модель борзой, лежащей на подушке, по рисунку и указаниям, присланным из Москвы. Описывая модель, он указывает на то, что собака в целом похожа на левретку, если не считать длинную шерсть на хвосте и задних лапах. Если же снова обратиться к картине И.Ф. Гроота, видно, что изображена не левретка, а собака другой породы (грейхаунд или русская псовая борзая). Это охотничья собака, которая принадлежала графу Григорию Григорьевичу Орлову и которая, по легенде, была им подарена Екатерине II.
Самые любимые собаки в живописи
Откуда
"Портрет герцогини Альба в белом"
Любопытный факт: у аристократов мода на эту собаку идет со времен Франциска I (16 век) [1]
Федор Решетников, 1952
дворняга (?)
Любопытный факт: подобно тому, как мишки у Шишкина дописаны Савицким, говорят, что в "Опять двойка" собака тоже не авторская, а написана Аркадием Пластовым.
Кранах, 1514
предположительно -- модно побритая малая львиная собака (geschorenes Löwchen[2])
"Генрих Саксонский и Катарина Мекленбургская" (парные портреты)
Любопытный факт: это одна из старинных пород ручных собачек, она известна с 15 века, и постоянно присутствует в произведениях искусства как аксессуар богатых.
Гейнсборо, 1777
"Померанский шпиц и щенок"
Любопытный факт: Гейнсборо нарисовал отдельный портрет собак своего друга Абеля как гонорар за то, что тот учил его музыке.
Брюллов, 1832
левретка
Любопытный факт: изящные левретки -- такая старинная порода собак, что их изображения находят и в Древнем Египте, и Помпеях. И, конечно, это тоже атрибут роскоши.
Тициан, 1538
континентальный той-спаниель[3]
"Венера Урбинская"
Любопытный факт: считается, что собачка в этой картине символизирует верность (супружескую), а само полотно написано к свадьбе.
Кустодиев, 1922
французский бульдог
Любопытный факт: для картины пса заставляли позировать специально, ему показывали кошку, и он настораживался, становился в стойку и внимательно смотрел в нужную сторону. Своих бульдогов (их было много) Шаляпин вообще обожал и таскал с собой на гастроли всю свору.
Э. Г. Ландсир, 1831
ландсир
Любопытный факт: картина называется "Достойный член гуманного общества" и изображает пса, который спас 23 утопающих людей за 14 лет. Эта порода собак была впоследствии названа в честь этого художника.
Константин Сомов, 1926
какая-то мелкая собачка №1
Откуда
"Портрет Елены Питс-Билибиной"
Любопытный факт: изображенная женщина, жена парижского банкира Джозефа Питтса, очень стеснялась своей сильной близорукости и стеснялась этого при позировании. Сомов предложил ей держать очки в руках (обратите внимание на толщину линз). Кстати, модель -- малоизвестная русская художница, которая успела вроде бы побыть женой Ивана Билибина (там все сложно, он женился много раз, я запуталась). Но в 1917 году она решила, что с нее хватит, и эмигрировала. Устроилась, видите, норм. Дожила до 1974 года.
Серов, 1903
французский бульдог
Откуда
"Портрет Феликса Юсупова-мл".
Любопытный факт: все члены семьи Юсуповых позировали Серову с животными - мама Зинаида со шпицем, папа Феликс с белым конем. Кроме брата Николая, он один -- и его портрет вышел самым неудачным.
Джакомо Балла, 1912
похоже на таксу
Футуристическая картина, сконструированная с помощью метода хронофотографии, называется "Динамизм собаки на поводке", и она является одной из важнейших работ футуризма.
Любопытный факт: у собаки на картине одновременно видно 8 хвостов.
Михаэл Сова, 2001 (?)
мелкая собачка №2
Любопытный факт: сюрреалистическая картина создана специально для знаменитого фильма "Амели".
***
Тащите в комменты своих любимых и знаменитых псов! Сразу картинками, чтобы красиво было. Давайте полюбуемся.
Называйте породы! Если знаете.
Давайте решим, какая собака в искусстве - самая лучшая / милая / красивая?
Картина с собакой
Картины 244
Панно 4
Предметы интерьера винтажные 2
Витражи 2
Аксессуары для питомцев 1
Фотокартины 1
Карты мира 1
Картины 244
Панно 4
Предметы интерьера винтажные 2
Витражи 2
Аксессуары для питомцев 1
Фотокартины 1
Карты мира 1
- Российский рубль
- Украинская гривна
- Br Белорусский рубль
- Казахский тенге
- $ Доллар США
- € Евро
- AU $ Австралийский доллар
- CA $ Канадский доллар
- Китайский юань
- DK kr Датская крона
- ¥ Японская иена
- NKr Норвежская крона
- S $ Сингапурский доллар
- kr Шведская крона
- Fr Швейцарский франк
- £ Фунт стерлингов
- Турецкая лира
Читайте также: