Рик рубин на диване

Обновлено: 24.01.2025

Самый бородатый продюсер в истории хип-хопа о записи альбома Эминема, безумии Канье Уэста и встрече с Dr.Dre.

В 1984 году, услышав песню "It’s Yours", Рассел Симмонс бросился на поиски человека, в одиночку создавшего такой странный, но притягательный звук. Им оказался студент Рик Рубин, с которым они позже в комнате общежития создадут лейбл Def Jam и помогут состояться таким артистам как L.L. Cool J, Run-D.M.C., Beastie Boys, Public Enemy. С тех пор Рубин далеко ушел от хип-хопа: он стоял за успехом Адель и перезапуском карьеры Джонни Кэша, давал наставления группам Slayer и Slipknot, а также учил музыкантов RHCP, что для хорошей музыки важна простота и доверие внутри коллектива.

Изредка возвращаясь к рэпу, он продолжал давать жару. Даже спустя десять лет, "99 Problems" ни на йоту не постарела, оставаясь в числе самых запоминающихся рэп-песен всех времен. В этом году рэпу повезло: Будда битмейкинга вернулся к нам и курировал работу над сразу тремя главными пластинками сезона (ок, в случае с "MCHG" — просто лежал на диване в студии Jay Z). Последним его достижением на данный момент является роль исполнительного продюсера альбома Эминема "MMLP2". О нем и поговорим.


Как началось ваше с Эминемом сотрудничество?

Так распорядилась вселенная. Рабочие графики совпали и нам удалось найти время для совместных походов на студию. Было несколько сессий по паре недель.

Мы интересовались у Маршалла, как ты повлиял на запись альбома. И он ответил: "Рубин разбудил во мне дьявола".

Думаю, он шутит. Уверен в этом.

Каково это — работать с Эминемом? Что происходило в студии? Ты делал биты или, скорее, направлял работу в нужное русло?

Занимался всем понемногу. Сначала подготовил список идей в качестве отправных точек для развития концепции альбома. Я пришел к нему с кучей семплов и битов. Отобранные Эмом и стали фундаментом диска. Он понемногу работал с разными вариантами, пытался добиться развития каждой из тем.

Эм — не просто рэпер, но еще и продюсер.

Мы работали как парная команда. В нашем распоряжении было два зала студии "Shangri-la" в Малибу. В одной комнате мы занимались битами, во второй — вокалом. Стоило ему закончить с очередным куплетом или партией, он приносил их мне, и мы принимались обсуждать музыку. Каждый раз, когда я находил способ изменить или разнообразить бит, я вызывал его, чтобы узнать, какой из вариантов нравится больше. Мы очень плотно сотрудничали.

До того, как вы начали работать вместе, у тебя уже была любимая песня из репертуара Эминема?

Наверное, нет. Я слушаю музыку альбомами. Зачастую — прямо в машине, поэтому я не запоминаю названия треков. Я — по альбомам.

Тогда какой альбом нравился больше?

Пожалуй, "The Marshall Mathers LP". И предыдущий тоже очень люблю.

Когда ты впервые услышал об Эминеме?

Мне о нем рассказал другой исполнитель. И этот исполнитель был очень впечатлен музыкой Маршалла. Помню, как увидев его первый клип, — тот, где он стоит у стены, завешанной золотыми дисками, — я понял, что с жанром в этот самый момент происходит что-то очень важное. С самого начала карьеры он был ни на кого не похож.

Первый сингл альбома "The Marshall Mathers LP2". В кадре Кендрик Ламар, Slaughterhouse и седовласый мастер бита Рик Рубин.

Эм говорил, что работать с тобой — это большая честь. В особенности, он упоминал твой вклад в карьеру LL Cool J. Ты работал с лучшими эмси. Чем подход Эминема отличается от них? Он тебе напомнил кого-нибудь?

Аналогов нет. Я бы даже сказал, что он — самый одержимый артист из всех, с кем мне довелось работать. Он полностью отдается сочинительству. До такой степени, что кажется, будто в его жизни больше ничего не существует. Многие артисты со временем теряют свое мастерство и фокус, потому что другие жизненные заботы выходят на первый план. Будь то семейная жизнь или какие-то другие интересы — это просто случается.

Когда тебе 19, музыка может быть для тебя важнейшей вещью в жизни. Но спустя 20 лет появляются другие важные дела. В этом отличие Эминема — он взрослый человек, который настолько предан музыке, что дальше некуда. Это работа, которой он посвящает 24 часа в сутки. Даже когда не работает над песней, он постоянно что-то пишет. Он не может остановиться.

Мы недавно говорили об этом с Маршаллом и он сказал: "Я постоянно пишу. Доходит до того, что я знаю наизусть 95% своих черновиков. Из них процентов 98 никогда не будут прочитаны. Но такой режим похож на постоянную тренировку или заточку лезвия: в нужный момент я буду лучше подготовлен. Бывает и такое, что строчка, которая была написана в черновике года два назад, внезапно всплывает в памяти и вписывается в абсолютно новую песню. Все потому что я регулярно делаю свое домашнее задание, придумывая новые рифмоконструкции, или просто услышав понравившееся слово, думаю, как его удачно ввернуть в строчку. Это может быть вырванным из контекста словом-одиночкой, но через пару лет, попадая в текст, ему будет найдено применение и контекст". И в таком режиме Эминем работает всегда. У него не бывает выходных. Он всегда в поиске. За свою жизнь я ни разу не встречал настолько одержимого и зацикленного на творчестве рэпера. Рэп — это главный приоритет его жизни. И точка.

Вы в этом схожи? Ты тоже становишься одержимым, когда работаешь над музыкой?

Я лишь зациклен на том, чтоб музыка получилась хорошей и живой, насколько это возможно. Но изучив себя, я понял, что мне важно временно отдаляться от музыки: поработал немного — отдохнул, вернулся — отдохнул. То есть, мне важно, чтобы по возвращению я снова услышал материал, будто впервые. Ведь я знаю: работая слишком долго над одним проектом, мой кругозор начинает сужаться. И музыка уже не может на меня воздействовать так, как на слушателей, впервые услышавших ее по радио.

В этом заключен большой плюс работы с разными исполнителями. Я могу работать над одним проектом, а потом переключиться на другой, полностью концентрируя внимание на новом задании. А по возвращению, я снова смогу услышать прошлый трек на свежую голову, и буду готов двигаться в новом направлении. Если слушаю одну песню раз за разом, я теряю объективность.

Какие из треков альбома ты спродюсировал?

Из тех,что попали на альбом: "Berzerk", "Love Game", "Rhyme or Reason" и "So Far".

Чьей идеей был семпл Джо Уолша в "So Far"?

Автором идеи был Пол Розенберг, менеджер Эма. Он спросил, не думал ли я когда-нибудь использовать этот луп. Если честно, такая идея мне бы в голову не пришла. Я задумался и еще несколько раз прокрутил эту песню. Будучи большим поклонником музыки Уолша, я почему-то уже давненько не слушал его. И тут я понял, что из этого может получиться очень интересный хип-хоп.

Выбор семлпа крайне неочевидный, но удачный.

У музыки Эминема есть одно интересное свойство: он способен писать такие песни, которые другие артисты никогда бы не вытянули.

Однозначно. Это еще одна из главных тем наших дискуссий. На раннем этапе карьеры у Эминема были уникальная музыка, которая бы не подошла, наверное, никакому другому эмси. Его биты, как и тексты, были узнаваемы. Зачитай другой рэпер поверх таких инструменталов — не факт, что получилась бы хорошая песня. Мне показалось, что на более позднем этапе карьеры это свойство пропало, а треки, которые попадали на альбомы Эминема, могли бы с таким же успехом оказаться на пластинках других артистов.


Мы обсуждали это, намерено выбирая более эксцентричные и причудливые треки. К примеру, "Love Game". Не думаю, что кому-нибудь захотелось бы услышать, как Jay Z зачитает на этот бит. Эминему свойственна эксцентричность, благодаря которой он может создавать ни на что не похожие композиции. Его звучание вовсе не похоже на типичные хитовые тренды. В его уникальности большая сила. Это же всегда было моим творческим девизом: я не хочу делать стерильную музыку и подстраиваться под какие-то правила. Я делаю интересные, дерзкие, уникальные, странные песни.

Эта фраза — очень точное описание твоего каталога.

Понимаешь, при такой причудливости музыки, ее нельзя не любить. Потому что стилистически, это неожиданно для слушателя. Мне всегда был интересен именно такой тип воздействия. Песня "Love Game" мне напоминает "It’s Tricky", которую мы записали с Run-D.M.C. Она работает по схожим законам странного поп-кроссовера. Ты слышишь песню и понимаешь, что она звучит неправильно. Но она и должна звучать немного неправильно и неожиданно. Заставить это свойство музыки работать на тебя — та еще задачка. Мне кажется, когда люди слышат эту песню, в их голове проносится мысль: "Мне не совсем понравилось то, что я услышал. Но я хочу проиграть эту песню еще и еще".

Другой приятной неожиданностью альбома стал фрагмент песни Билли Сквайра "Stroke", использованный в "Berzerk". Однако, я слышал, что изначально в треке был другой семпл.

Верно, но я не хочу говорить, какую песню мы сперва планировали использовать.

Ты просто хочешь ее приберечь в архивах до лучших времен?

Совсем нет. Не думаю, что еще когда-нибудь захочу использовать тот семпл. Нам не захотели отдавать его из-за осложнений с очисткой прав. Как мне кажется, вариант с семплом "Stroke" получился намного круче. Не думаю, что та версия, над которой мы работали изначально, могла бы стать первым синглом альбома.

Признайся, будучи продюсером "Rock the Bells", ты просто хотел поиграться с гитарным звуком.

Впервые на бит Рубина Эминем зачитал в 2009 году. Тогда он вместе с The Roots и DJ Jazzy Jeff феерично исполнил кавер LL Cool J "Rock The Bells".

"Rhyme or Reason" — это очень личная песня. Вы с самого начала понимали концепцию или она была выработана уже по ходу записи?

Эму понравилась оригинальная песня. Он часто ее слушал и в какой-то момент сказал, что у него появилась идея. Тогда же он написал первый куплет. Я услышал его — и был приятно удивлен, сказав ему, насколько мне нравится такая комбинация.

Тебе принадлежит идея с семплом группы Zombies?

Ты мог представить, насколько рефрен "What’s your name, who’s your daddy?" повлияет на куплеты Эминема?

Нет. Я всегда продумываю, как это будет звучать музыкально, но не вокально. Что касается Маршалла, он всегда знает, о чем он хочет сказать и каким образом собирается раскрыть тему. На следующем этапе работы я уже способен делать какие-то ремарки, если он не полностью смог раскрыть сюжет или где-то переусердствовал. Бывало, что я советую сделать еще один куплет или вокальный бридж. В основном же, он самостоятельно владеет ситуацией, обладая очень ясным и четким представлением, как нужно подать текст.

Поговорим о "Love Game", в записи которой поучаствовал еще один удивительный артист — Кендрик Ламар.

Потрясающая песня. Кендрик здесь еще и звучит очень похоже на Эминема. Его текст очень отличается от тем, которые он обычно затрагивает в своем творчестве.

Верно. Ты подозревал, что песня станет настолько похабной?

Я и представить не мог. Но без ума от того, что получилось.

Кендрик здесь определенно на одной волне с Эминемом. Судя по его подходу, он большой фанат.

Несмотря на дух соперничества, доминирующий в хип-хопе, тебе не кажется, что умелые лирики всегда в глубине души с почтением относятся друг к другу?

Уверен в этом. Тем более при таком раскладе, когда один из артистов уже очень много лет занимается творчеством, а другой — относительно недавно появился на сцене. Кто-то сомневается, что Кендрик в детстве брал пример с Эминема?

Они писали куплеты вместе?

Они встретились в Детройте и писали тексты в разных комнатах. Меня тогда с ними не было, но я знаю, что Эм оставил Кендрика наедине, чтобы тот закончил свой текст, а когда вернулся — у того был готов припев. А Эминем об этом его не просил. Ему был нужен куплет. Они друг друга не поняли. Сразу после этого Кендрик принялся за свой куплет и быстро его закончил. Получается, он думал, что зачитает только в припеве.

Ты, должно быть, слышал его куплет в "Control". Как тебе?

Даже не припомню. Честно.

Это был трек Биг Шона, где также участвовали Кендрик и Jay Electronica.

Кендрик там поименно перечислил главных коллег, наряду с Электроникой и Шоном, и бросил вызов всем сразу, вернув неслабый азарт в хип-хоп.

Я понял. Но я не расценивал трек с такой позиции, когда слушал. Я просто думал, что это классная песня. Вообще-то, мне больше понравился куплет Jay Electronica. Обожаю его.

Правда? О его куплете никто даже не вспоминает.

Мне очень понравилось его видение, это своеобразное мистическое путешествие. Мне интересно то, о чем он говорит.

Ты основоположник многих канонов рэпа. А что тебе нравится в современном хип-хопе?

Я не слушаю исключительно хип-хоп. Я восприимчив ко всей музыке внежанрово. И когда она говорит со мной — я реагирую. Я стараюсь абстрагироваться от понятия "жанр". Просто стараюсь слушать разнообразную музыку. Поэтому мне сложно ответить на твой вопрос. Думаю, из современных артистов, кто мне нравится — так это Kanye West. Мне повезло работать с ним над последним альбомом. Меня захватывает его музыка благодаря тому, насколько он открыт новым решениям. Это очень круто и даже радикально, когда настолько важный для хип-хопа артист стремится делать настолько нехип-хоповую музыку.

Мне нравится влияние дансхолла на звук "Yeezus".

А мне — минимализм электроники. То, насколько сырым и грубым был звук. Альбом-безумие.


В недавнем интервью у Эминема спросили, кем он видит себя на рэп-сцене. Вот его ответ: "Не знаю. Я лишь хочу, чтобы меня воспринимали настоящим MC". Очень скромные слова для человека его достижений. Тебе эта фраза не кажется странной?

Нет. Этот ответ кажется абсолютно логичным с оглядкой на то, что он за человек. Он всегда будет, в первую очередь, рэпером-MC. В то время, как прочие артисты, добившись успеха, кутаются в мягкий плед известности, он остается верен своим принципам. Он ведет очень простой образ жизни в Детройте и ездит с концертами чуть реже, чем редко. По сути, у него круглосуточно и каждодневно лишь одна работа — работа хип-хоп фанатика. Мне это кажется потрясающим. Это удивительно, что на него не повлияли атрибуты известности.

Последнее слово об альбоме "MMLP2" и Эминеме?

Эминем – уникальный рэпер, аналогов которому не существует. Искусство MC для него всегда первостепенно. У меня уже многие рэперы спрашивали: "Рик, расскажи, как ему это удается?". И я имею ввиду очень известных рэперов. Но здесь нет никакого секрета — все, что он делает, идет от души. Для него это естественный процесс. Во многом, его владение словом — это последствие исключительной рабочей этики и трудоголизма. Он вправду одержим рэпом.

На новом альбоме этот подход очень заметен.

Повторюсь, что его рвение и работоспособность просто обескураживают. Другие рэперы, добиваясь признания и славы, становятся мягкотелыми, немотивированными. А для Эминема и всех 80 минут, вмещающихся на CD-диск, недостаточно, чтобы сказать все, что он хочет. Где это видано, чтобы спустя 15 лет карьеры у рэпера оставался такой запал?

Он работал над материалом до самого дедлайна?

Поскольку вы на пару с Dr. Dre значитесь исполнительными продюсерами диска, пересекались ли вы лично?

Он занимался только сведением "Berzerk". Я составил ему компанию в пультовой, где мы смогли пообщаться о пластинке. Это было очень вдохновляющее, ведь мы с Dre знакомы много лет. Мы познакомились во время записи "Straight Outta Compton", так что у нашей дружбы очень долгая история.

Серьезно?

Представляешь? И это первый случай, когда мы смогли вместе поработать над песней.

Ты тогда приезжал в Лос-Анджелес?

Да. Мне очень нравилась их музыка и я приехал сюда, чтобы узнать побольше о местной сцене.

Где N.W.A тогда записывали альбом?

Я плохо помню, где находилась студия. Если не ошибаюсь, в 45 минутах езды к югу от Лос-Анджелеса.

Он что-то знал о твоей работе?

Конечно. Он упоминал и Beastie Boys, и Run, и LL Cool J. Он тогда произвел очень хорошее впечатление. Он всегда поддерживал других музыкантов и очень отличался от окружавших его людей.

Помню, я читал интервью, где N.W.A. утверждали, что брали пример с Run-D.M.C. Удивительно, что вы с Dre наконец-то смогли вместе собраться на студии после стольких лет. Может, вы еще над чем-то кроме "Berzerk" поработали?

Нет. Он только сводил эту песню.

Надо же — настоящая дрим-тим.

И у меня было такое чувство… Я уверен, что в будущем мы еще сможем поработать вместе. Я просто знаю, не имея ни малейшего понятия, что это будет за проект.

Правила жизни Рика Рубина

Я не знаю, чем занимаются другие продюсеры. Я немного знаю про себя — и то не во всем уверен.

Больше всего на мой музыкальный вкус повлияло то, что я единственный ребенок в семье. Обычно люди узнают о музыке от своих старших братьев и сестер. Когда тебе одиннадцать — нравится это тебе или нет — твоей отправной точкой становится то, что слушает твой 14-летний брат или сестра. Но их у меня не было, а это всегда заставляет людей отправляться на собственные поиски.

В детстве очень тяжело отличить волшебство от торжества духовности.

Мне посчастливилось вырасти на «Битлз». То немногое, что я знаю сегодня о музыке, я узнал от них.

Не стоит недооценивать «Битлз». Когда они начинали, они были настоящей панк-рок группой — играли с туалетными стульчаками на шеях и отбивали ритм по полу так, будто хотели провалиться под сцену.

Если бы я занимался только рэпом или хеви-металом, эти записи имели бы обыкновение быстро устаревать. Потому что, впадая в зависимость от жанра, ты начинаешь мыслить шаблонами.

Однажды я говорил с Леонардом Коэном. Он рассказывал мне о том, что в среднем ему требуется три года для того, чтобы написать песню. А потом он рассказал, как однажды разговаривал с Бобом Диланом — о песнях, которые им больше всего нравились друг у друга. И Боб спросил его: «Ну и сколько ты писал "Аллилуйю" (одна из самых известных песен Коэна. — Правила жизни)?» А Леонард говорит: «Три года». А потом он спрашивает Боба: «А сколько ты писал I and I (одна из самых известных песен Дилана. — Правила жизни)?» А Боб говорит: «15 минут».

Существует по-настоящему мало великих альбомов, созданных по-настоящему взрослыми людьми. При этом никакой видимой причины, мешающей сделать хороший альбом в 50, 60 или 70 лет, не существует. В науке, например, от людей ждут великих открытий именно в этом возрасте.

Артисту тяжело жить среди артистов, потому что в этом мире никто не говорит друг другу правды. А правда очень освежает.

Не вижу ничего интересного в том, чтобы находиться рядом с людьми, которые знамениты, но лишены таланта.

Создание — это мистический процесс. Но большинство музыкантов не понимают этого, особенно молодые. Они чувствуют, что они другие, но не могут понять, откуда это берется. Они испытывают больше чувств, чем другие. Их ранит практически все, абсолютно все, и они видят вещи, которые больше никто не способен увидеть. Это может здорово покалечить, а некоторых — таких, как Курт Кобейн, это может даже убить.

К сожалению, большинство музыкантов умеют слушать только свой собственный инструмент.

Все, что я делаю, — это помогаю музыкантам собрать вместе то, что у них и так есть.

Моя работа — это поиск равновесия. У меня есть теория: то, что кажется нам уравновешенным и гармоничным — в мире звука или в мире изображения — идет от смутной доисторической памяти нашего вида, от памяти наших предков, которые видели что-то подобное в природе. Поэтому когда что-то звучит правильно — это только потому, что в этом отзывается какая-то истина вселенной. Но это никогда нельзя предугадать — ведь это не точная наука. Это просто чувство, которое невозможно описать, вот и все.

Когда-то официальная наука утверждала, что Земля плоская, и все верили в это. Так что ты никогда и ни в чем не можешь быть уверен до конца.

Очень давно — еще в самом начале — в своих решениях я был настоящим тираном. А потом кто-то сказал мне: все, кто начинают тиранами, заканчивают страдальцами.

Смерть — это лучшее наказание за растрату жизни впустую.

Бизнес — это воплощение мечты. Ненавижу тех, для кого это просто деньги.

Я не люблю работать в студии. После того, как все решено, работа в студии — это как работа плотника: ты делаешь вещь, вид и назначение которой тебе уже давно известны.

Вряд ли я кого-то ненавижу. Ненавидеть могут только дети и бог.

Сложно подытожить, чему я научился за свою жизнь. Ведь процесс познания заканчивается лишь в момент смерти.

Музыка способна научить тебя многим вещам, но я усвоил одно: ты никогда не выберешься живым с этого света (I’ll Never Get Out of This World Alive — одна из самых известных песен исполнителя кантри Хэнка Уильямса. — Правила жизни).

Смерть, безответственность и безумие гораздо интересней, чем жизнь, долг и разум. Но я предпочитаю скучную сторону.

За свою жизнь я успел кое-что понять про бороды: борода — это то, что люди всегда хотят потрогать. И, кажется, ходить с бородой — это то же самое, что ходить с собакой.

Болезнь — это когда чешется. А все остальное — это психическое расстройство.

RICK RUBIN

Альбомы, которые продюсировал Рик

Рик Рубин — американский музыкальный продюссер и аранжировщик, признанный MTV «самым влиятельным продюсером последних двадцати лет» В 2007 году был признан журналом «Times» одним из ста самых влиятельных людей мира.
Неоднократный обладатель премий «Грэмми», основатель лейблов Def Jam Recordings и American Recordings.

Он не брился с тех пор, как ему исполнилось двадцать три!

RICK RUBIN

RICK RUBIN запись закреплена

Все части Док. фильма «Soundbreaking»

Восьмисерийный документальный фильм «Студия звукозаписи» рассказывает о наиболее важных аспектах процесса звукозаписи. Картина содержит более ста оригинальных интервью с известнейшими современными музыкантами, продюсерами и инноваторами в области музыки, а также совершенно новые видеозаписи, благодаря которым можно получить полное представление о закулисье волшебства, творящегося в музыкальной студии.
Показать полностью. За прошедший век технология звукозаписи активно развивалась, и ее специалисты неоднократно расширяли пределы возможного, экспериментируя со звуком, начиная с использования нескольких дорожек у The Beatles в 1960-х годах, до синтезированной музыки Стиви Уандера, драм-машин эпохи диско и, наконец, современного искусства создания музыки из семплов.

1-я серия. Студийный исполнитель

Первая серия посвящена тому, как продюсер звукозаписи раскрывает замысел музыканта и сохраняет его искусство для будущих поколений. В ней подробно рассмотрен стиль работы известнейших продюсеров, включая Сэма Филлипса, Джорджа Мартина, Фила Спектора, Доктора Дре и Рика Рубина.

2-я серия. Звуковые картины

Вторая серия дает понимание того, как студия звукозаписи сама по себе становится музыкальным инструментом. Развитие записи на нескольких дорожках прослеживается с момента возникновения магнитной ленты. Зритель узнает, как изобретательность и воображение великих мастеров изменили звучание популярной музыки.

3-я серия. Голос как инструмент

Вокал — один из основных компонентов песни. И его запись может быть наиболее сложной как технически, так и с точки зрения передачи эмоции в музыке. Серия рассматривает искусство и науку записи человеческого голоса.

4-я серия. Эра электричества

Серия рассказывает о том, как электричество было приспособлено и использовано для создания новых, неизвестных ранее звуков, появившихся благодаря цепной реакции от изобретения электрогитары и развитию синтезированной музыки.

5-я серия. Четыре четверти

Если вокал — это сердце песни, то ритм и бит — это ее тело, элемент, с которого все начинается, именно он заставляет нас двигаться. В пятой серии рассказывается о ритме в музыке и бесчисленных экспериментах с ним.

6-я серия. Мир принадлежит тебе

Шестая серия рассказывает о технологии сэмплирования, использовании записанных ритмов и звуков или заимствованных фрагментов сделанных ранее записей, и о появлении нового жанра в музыке, ставшего поистине революционным.

7-я серия. Звук и видео

Седьмая серия посвящена перевороту в музыкальной индустрии, устроенному MTV: телеканал установил неразрывную связь между записью музыки и клипами. Зрители познакомятся с историей развития музыкальных роликов от MTV к Интернету и оценят роль клипов в сегодняшней популярной музыке.

Грампластинки, аудиокассеты, CD, MP3 — у каждого поколения свой носитель для записи музыки. Формат, в котором мы ее получаем, определяет то, где и как мы сможем ее прослушивать, а также то, каким образом мы приобретаем, храним и делимся любимыми композициями.

Рик Рубин: За гранью звука


Принято считать, что роль музыкального продюсера сводится к протаскиванию артиста на концерты, радио и в чудовищные телешоу.

Не станем развенчивать этот миф, тем более, что в России так оно и есть. В Америке же, откуда родом Рик Рубин, дело обстоит несколько иначе. Продюсер там занимается своим прямым делом – то есть решает, каким должен быть звук у группы. А будет хороший звук… Ну, это как в том анекдоте: «Мама, будут стринги – будет и палатка, и спальник, все будет». Рубин – лучшее тому подтверждение.

В 2007 году журнал Time поставил его в список ста самых влиятельных людей на планете, а крупнейший лейбл Columbia сделал Рубина своим вице-президентом. Не самая плохая карьера, согласитесь. Рубин появился на свет в 1963 году в семье нью-йоркских евреев. Его отец продавал обувь, мать готовила семье форшмак – неудивительно, что маленький Фредерик пребывалв полной уверенности, что лучший вариант для него в будущем – стать адвокатом. Ну а к чему еще стремиться еврейскому мальчику? Разве что к карьере музыканта, но музыка в то время Рика не привлекала вовсе. А уж представить потенциальной рок-знаменитостью человека, который до 12 лет спал в родительской постели, потому что боялся остаться один, вообще мало кому пришло бы в голову. Все изменилось в одночасье. В какой-то момент школьник Рубин вдруг понял, что он не хочет быть юристом, а, напротив, хочет быть рок-звездой. Он отрастил длинные волосы, нацепил мотоциклетную куртку и темные очки (в таком виде Рик ходил круглые сутки) и стал брать уроки игры на гитаре. Поступив в Нью-Йорский университет, Рубин организовал свою первую панк-группу под названием Hose. Что они играли, не помнят, наверное, и сами участники коллектива, да и не столь это важно. Потому что вскоре в судьбе молодого неформала случился поворот, определивший всю его дальнейшую судьбу. На одной из разудалых манхэттенских вечеринок Рик познакомился с веселым парнем по имени Майк.

Точнее говоря, парня звали Майк Ди, и он являлся участником известного в узких кругах коллектива Beastie Boys. Новый знакомый сразу же предлагает Рубину поиграть на вертушках на ближайшем концерте Beastie Boys. «Мне дико понравились эти парни, – вспоминал потом продюсер. – У них было потрясающее чувство юмора. И они не были придурками. А если и были, то это только шло им на пользу». Волшебный мир хип-хопа произвел на Рубина впечатление. Ему показалось, что это сродни панку – те же экспрессивность, юмор и жесткое звучание. Все как мы любим. В 1984 году Рубин встречает на вечеринке (а мы уже знаем, что все судьбоносные встречи происходят на нью-йоркских вечеринках) некоего Расселла Симмонса. Найдя музыкальные пристрастия друг друга весьма схожими, парни подумали: а отчего бы не сделать собственный лейбл? Так на свет появилась организация Def Jam Records, ныне имеющая вполне заслуженный статус легенды.

Первым клиентом студии стал LL Cool Jay, за ним подтянулись старые знакомые Beastie Boys и Run DMC. Именно Рубину принадлежала идея скрестить последних с Aerosmith, результатом чего стал боевик Walk This Way – пожалуй, единственный пример удачной коллаборации хип-хоперов с рокерами. В 1988 году, тем не менее, Рубин расстается с партнером по бизнесу и покидает Def Jam. И, пожалуй, именно с нового лейбла Def American (вскоре переименованного в American Recordings) начинается подлинный список достижений Рика, позавидовать которому может каждый. В1989 Рубин записывает альбом Red Hot Chili Peppers «Blood Sugar Sex Magik». Пластинка произвела эффект разорвавшейся бомбы (отчасти в буквальном смысле) – к Рубину косяками потянулись артисты, о которых многим продюсерам приходится только мечтать.

Джонни Кэш записал с Риком четыре последних альбома. Мик Джаггер сделал с ним лучшую в своей сольной дискографии пластинку Wandering Spirit. За честь поработать с Рубином почитают Metallica, Том Петти, Linkin Park, ZZ Top, Limp Bizkit – и так вплоть до Шакиры, которая непонятно зачем записала с бородачом-экстремалом целых два альбома. Провальных альбомов Рубин не записывает. Накладки – можно пересчитать по пальцам. Самая громкая случилась с последней пластинкой U2, которую Рик взялся продюсировать, но группа неожиданно уничтожила весь материал и предпочла работать с проверенным Брайаном Ино. «Я думал, мы повеселимся», – обиженно прокомментировал ситуацию Рубин. Впрочем, безработица ему явно не грозит – желающих получить на CD фирменный знак “Produced by Rick Rubin” хоть отбавляй. И, что интересно, все, кто с ним работал, остались довольны.

«Я не надсмотрщик и не нянька, – признается Рубин. – Первое, что я всегда говорю группе: парни, я делаю звук – и больше ничего. Я не задержусь в студии ни на минуту, если в этом не будет необходимости. Так что работайте и не обращайте на меня внимания». Кстати, дома Рик никогда не слушает пластинки, над которыми работает. Единственное исключение – альбом Тома Петти Wildflowers, которым продюсер тестирует аудиотехнику перед покупкой. Рубин так и не стал стереотипной рок-звездой. Он никогда в жизни не употреблял наркотиков и всего однажды напился. Он боится летать самолетом, потому что наверху слишком много радиации, а это вредно для ушей. Он не ест мяса, предпочитая протеиновые коктейли, и дважды в день медитирует. Никогда не был женат, не имеет детей, не рассказывает о личной жизни. Живет себе с собакой в своем калифорнийском особняке и катается на велосипеде с Энтони Кидисом. Когда его спросили, счастлив ли он, Рубин задумался, а потом ответил: «Ну, смотря в какой день».

День, который, без сомнения, станет для Рубина удачным, – это когда ему позвонит Пол Маккартни. Именно с ним мечтает поработать легендарный продюсер. Единственная проблема заключается в том, что сэр Пол не сможет ему позвонить. В доме, где живет Рик, нет ни одного телефона. Единственная связь с внешним миром – коммуникатор, который работает в режиме электронной почты. Так что, если хотите стать звездами, – пишите письма.

Рик рубин на диване

SkillZ

Kirill Uglanov

Kirill Uglanov

Артём Митник

Семён Сушич

Семён Сушич

Максим Сафронов

Максим Сафронов

SkillZ, круто былоб еслиб еще про продюсеров сделали видос, типа Канье, Сторча, Дрэ, Премьера, Фарелла(Нердов), Ризу, Тимбы, Свиза, Хит-боя, Джея Электроники, Комбса и тд.

Раст Коул

Раст Коул

SkillZ, у меня идея для ролика на твое рассмотрение. Как в России начинающим музыкантам стать популярными. Куда закачивать свои песни, кому их отправлять, в каких проектах участвовать. Было бы интересно узнать эту сторону кухни отечественного рэпа. Большое спасибо, респект за контент.

Руслан Рустемов

SkillZ, ты мог бы снять отдельный выпуск про Лил Джона, кранк жанр, и Dirty South rap думаю многим было бы интересно )

DELETED

DELETED

Дмитрий Задорин

Leg Fate

Петр Попазогло

Петр Попазогло

Наконец плюшки от Скиллза) думал не дождусь

Petr Marshall

Petr Marshall

Только сегодня думал, хым, когда же там видос от скиллза, и вот оно.

Пётр Малиновский

Пётр Малиновский

Александр Топал

Александр Топал Будем посмотреть

Антон Валеев

Антон Валеев

DELETED

Jerry Lucas

Jerry Lucas

Скиллз, ты лучший
нашел тебя, когда на ютубе искал клипы Jay-Z позырить. Все видосы в итоге посмотрел, везде подписался. Реально годный контент

Иван Новиков

Firefly Светлячок

Братан, я хз чо кто ты и почем, но видосы у тебя огонь! Прям спасибо за быструю и грамотную речь, за интересную подачу и вот это вот всё)

Миша Лёвочкин

Миша Лёвочкин

Александр Архипов

Нелюди, Джони Кэш Hurt не писал, это кавер на песню Nine Inch Nails. Всякий раз когда вижу это, моментально самовоспламеняюсь. А так годно.

Ярослав Черсков

Ярослав Черсков

Ярослав Черсков

Ярослав Черсков

Ярослав Черсков

Ярослав Черсков

Ярослав Черсков

Ярослав Черсков

Максим Колесов

Максим Колесов

Илья, спасибо за ролик, он прекрасен.
Честно, давно перестал заглядывать к вам на огонёк, но вот Ютуб порекомендовал взглянуть на это видео, и я удивился тому уровню, до которого вы спустя всё это время доросли. Работа над роликом проделана явно немаленькая. Это и сценарная часть (за не такой уж большой хронометраж упомянуто много интересных нюансов, имён, историй), и монтаж, весёлый и ненапряжный. Нравится такой стиль подачи, и панчи твои тоже вполне себе ок такие. Да и говоришь внятно, разумно — в общем, приятно послушать прошаренного человека. Желаю дальнейшего успешного развития и вдохновения выше крыши. Кто, если не вы.

Читайте также: